Конспект занятия по логоритмике дцп

Тихонова Оксана
Развитие общей моторики и речи у детей с ДЦП посредством специальных игр и упражнений с элементами логоритмики

Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание центральной нервной системы, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. У одних ребят поражены руки, у других – ноги (парапарезы). Есть дети с поражением обеих рук и обеих ног (тетрапарезы). Кроме того, нарушения движения могут иметь односторонний характер (гемипарезы). У многих детей недостаточное развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности при выполнении определенных практических действий. Дети плохо ходят, часто падают, некоторые передвигаются только с помощью ходунков, иногда только в 5-6 лет делая первые самостоятельные шаги. Им сложно наклоняться, приседать, удерживать различные предметы в руках. У некоторых детей отмечаются непроизвольные движения (гиперкинезы). Почти у всех нарушена речь, есть дети с полным ее отсутствием. У многих наблюдаются психические расстройства.

Наряду с главной целью педагогической деятельности по развитию речевой и двигательной активности детей, ставится задача преодоления у каждого из них проблемы личностной ущербности через развитие разнообразных навыков и умений: от различения музыкальных фраз, темпа, ритма, игры на музыкальных инструментах до способности выражать свои мысли, чувства, с наименьшим напряжением выходить из стрессовых ситуаций. Основным принципом коррекционной работы при этом выступает органическая взаимосвязь музыки, речи, мышления и движения.

Речевые нарушения у детей с церебральным параличом отличаются большим разнообразием. Многочисленную группу составляют дети, имеющие нарушения произносительной стороны речи в связи с дизартрией, различной по форме и степени тяжести.

Развитие речи осуществляется посредством музыкального восприятия. Элементы логопедической ритмики используются для коррекции произношения, формирования речевого выдоха, развития ритмико-мелодической стороны речи, фонематического и ритмического слуха, увеличение словарного запаса.

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с двигательными нарушениями, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся: преодоление речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение даёт возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Игры и упражнения для развития двигательной активности и речи

Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает логопед.

Утром солнышко встает-

Вечером оно заходит-

Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.

Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

Вот большой стеклянный чайник,

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.

Дети выходят на ковер.

Мы с тобой пойдем по ругу,

И расскажем мы друг другу, Дети ходят по кругу

Маша – растеряша. Поворачивают туловища, руки на поясе.

Выполняют наклоны в стороны.

И по стулом нет, Наклон вперед, касаются пола.

На кровати нет, Руки вверх тянутся.

Под кроватью нет, Наклон, руки вперед.

И на полке нет, Руки вытягивают перед собой.

И под полкой нет, Приседают.

И на столике, Встают.

И под столиком. Снова приседают и встают.

Маша – растеряша. Выполняют повороты туловища.

Дети выходят на ковер.

Наклоняются вперед. Громко

Разводят руки в стороны. Долго.

Соединяют руки с хлопками. Коротко.

Чтобы не погасло. Идут по кругу взявшись за руки.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу

Прилетели сто грачей Взмахивают руками

А сугробы тают, тают. Медленно приседают

А цветочки подрастают. Тянутся вверх, поднимают руки.

Воробей с березы

На дорогу – прыг! Ритмично прыгают.

Больше нет мороза,

Чик – чирик! Хлопают руками по бокам.

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек, Бегут по кругу, взявшись за руки.

И не зябнут лапки –

Прыг, прыг, прыг! Ритмично прыгают по кругу.

Чик – чирик! Хлопают руками по бокам.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.




Роль музыки в развитии нарушенных функций у детей с ДЦП

Для успешной реализации поставленных задач поддерживается тесный контакт с дефектологом, с музыкальным руководителем и воспитателями.

Коррекционная работа по нормализации двигательной активности и речи осуществляется на всех занятиях. Поэтому коррекционно-развивающие игры под музыку включают в себя все виды обучения: развитие речи, математических действий, трудовых умений, развитие музыкальных способностей, логического мышления, двигательной активности и самостоятельности.

Коррекционно-развивающие игры под музыку помогают преодолевать не только различные нарушения движения и речи, но и снимают возбудимость, нервозность, раздражительность, суетливость и страх.

Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так, как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности, повышает интерес к занятиям, способствует к развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. Они начинают петь, четче воспроизводят ритм.

Коррекционные упражнения с музыкальными инструментами способствуют развитию подвижности пальцев, умение ощущать и напряжение, и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Инструменты помогают снизить двигательные нарушения, развить мышечную силу пальцев рук, преодолеть скованность и вялость, развить точность движений, необходимую при овладении навыками письма.

Мы хотим, чтобы дети научились радоваться вместе с нами первой исполненной песне под аккомпанемент, пусть пока с нашей помощью, пусть не совсем внятно, пусть движения под музыку еще робки, нет четкости, ритмичности, уверенности.

Литература

Бартош Н. Т, Савинская С. П. Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе. – СПб. : Детство – пресс 2013

Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М., 2008

Кононова Н. Г Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. – М., 2008

Лопухина И. С. Логопедия. Ритм, речь, движение. - СПб. : Корона - век 2012

Шипицына Л. М., Мамайчук И. И Детский церебральный паралич. – М., 2001


Игры на развитие речевого дыхания дошкольников Дыхание - важнейший физиологический процесс. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое.

Природная опасность — клещевой энцефалит… Природная опасность-клещевой энцефалит… На протяжении 15-20 лет показатели заболеваемости клещевым энцефалитом имели устойчивую тенденцию.


Представлена методическая разработка по логоритмике для детей с ДЦП средней группы. Занятие поводится совместно с муз. руководителем и воспитателем. Цель занятия: обобщение знаний детей о признаках весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logorit._parovozik_iz_romashkovo.docx 26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 компенсирующего вида

Пушкинского района СПб

Конспект занятия по логоритмике

для детей с ОВЗ средней группы

Составили: учитель – логопед Слязина О.А.

музыкальный руководитель Королева Н.А.

Цель занятия : обобщение знаний детей о признаках весны.

- Активизировать словарный запас детей по теме;

- формировать чувство ритма в упражнениях под музыку;

- развивать единство и адекватность речи, мимики, жестов в игре;

- формировать навыки пения.

- формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, коммуникативные навыки;

- воспитывать бережное отношение к природе.

- формировать правильное речевое дыхание;

- формировать навык мягкого голосоведения, обучать детей изменять высоту, силу голоса;

- активизировать движения речевого аппарата с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, мимических движений;

- развивать и совершенствовать двигательные умения детей, координацию движений, пальчиковую моторику;

- развивать слуховое восприятие.

Оборудование: плоскостные изображения облаков, мультимедийный проектор, презентация в PowerPoint, деревянные ложки, игрушка зайка, музыкальная лесенка, мячи, искусственные подснежники.

Предварительная работа : наблюдения за сезонными изменениями в природе, разучивание пальчиковых игр, песни.

Образовательные технологии : здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, коррекционно-развивающее обучение.

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб.:КАРО, 2007. – 88 с.

К солнышку потянулись… (тянем руки вверх)

Лучик взяли, (сжали руки в кулачки)

К сердцу прижали, (прижали кулачки к груди)

Людям отдали (протянуть руки вперед)

И улыбнулись! (улыбнуться)

  1. Слуховое внимание, чувство ритма, координация речи с движением.

Дети: поезд едет.

Слайд: картинка паровозик.

Логопед: это гудел, паровозик!

Он зовет нас с собой в путешествие по лесу. Вы готовы отправиться в путешествие?

Паровоз кричит: «Ту-ту! (стучать кулачком о кулачек)

А вагоны стучат,

а вагоны говорят: (похлопывание ладонью по коленям)

«Так-так-так!Так-так-так! ( стучать кулачком о кулачек )

Логопед: С песней любая дорога веселей.

  1. Работа над голосом (высота, сила, мягкая атака голоса).

Логопед: к нам на полянку зайка прибежал.

(Показывает лесенку и игрушку, зайчик скачет по лесенке вверх, вниз.)

Дети поют: Зайка скачет в горочку,

Вверх, вверх, вверх. (высокий голос)

А потом под горочку

Вниз, вниз ,вниз. (низкий голос)

Логопед: Как звонко птицы поют! Споем и мы песенку весне.

  1. Закрепление весенних примет.

Логопед: Ребята, расскажите паровозику, какие приметы у весны.

Показ слайдов с весенними приметами, дети их называют .

Какие еще первоцветы знаете?

Логопед: как радуемся мы первым, нежным подснежникам. Превратим наши ручки в цветы.

Вырос высокий цветок (соединить ладошки перед собой

На поляне вверх, локти соединить)

Утром весенним (медленно раскрыть ладошки,

Раскрыл лепестки. пальцы широко расставить)

Красоту и питанье,

Дружно дают (опустить руки вниз, легко потрясти

Под землей корешки! кистями рук)

Логопед: а что там паровозик наш делает? Поглядим?

Логопед: ребята посмотрите, паровозик и нам подснежники принес! Мы тоже хотим понюхать подснежники. Вот так.

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: посмотрим, как лесные звери весну встречают?

Показ слайдов в соответствии с упр., которые выполняют дети.

Голодно зверям, еды еще мало

Логопед: отгадайте загадку: Висит за окошком

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

Логопед: Сосульки зовут нас поиграть.

Шаловливые сосульки (повороты головы влево – вправо)

Шаловливые сосульки (наклонить голову вниз – поднять)

Посмотрели, чем заняться? (поднимаем – опускаем плечи)

Стали каплями кидаться. (встряхиваем кистями рук)

Целый день идет трезвон : (по - очереди соединяем пальцы правой

Дили-дили, дили-дон! (соединяем пальцы левой руки с большим)

Логопед: ребята, паровозик нас зовет на что-то посмотреть?

Показ отрывка из мультфильма про облака.

Логопед: Смотрите за облаком внимательно глазками, головой не крутить.

По небу плыли облака, (внимательно смотрим на облако, которое

Мы на них смотрели. логопед поднимает вверх-вниз, влево-вправо)

Вот облачко веселое (показ картинки и дети улыбаются)

Посмеялись вместе с ним.

А вот другое облачко - (показ картинки)

Расстроилось всерьез: (дети опускают уголки рта, морщат лоб)

от мамы далеко унес.

Вдруг облако сердитое (дети изображают эмоцию злости)

Ветер нам принес.

А потом выглянуло солнышко

Согрело нас лучом. (улыбаются, расслабляют лицо)

  1. Игра с мячами.

Логопед: В солнечную погоду хорошо играть с мячом.

Раздаются массажные мячи разного размера (по возможностям детей). Дети перекладывают мячи из одной руки в другую под счет, потом катают мяч между ладонями.

Далее раздаются средние мягкие мячи, и отрабатывается бросок мяча в корзину от груди и бросок снизу. Логопед держит корзину и ловит мячи.

Логопед: после игры полежим на весенней проталинке, отдохнем.

(Дети ложатся на пол)

Представьте, солнечные лучи согрели вас. Вам тепло. Хорошо.

Логопед и воспитатель обходят детей. Легко потряхивают им руки (не поднимая высоко), ноги (согнутые в коленях, и покачивая за колени). Помогают детям снять напряжение в конечностях.

Логопед: Птички станут щебетать,

Звонко, звонко распевать.

Дружно, ребятки, будут вставать.

Логопед: Ребята, вам понравилось весеннее путешествие с паровозиком? Пора возвращаться в детский сад.

  • Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети на определенный сигнал должны выполнять мимические движения и проговаривать междометия.

Логопед. Выглянуло солнышко, стало тепло.
Дети (улыбаются). Ах! Ах! Ах!
Логопед. Показалась туча, скоро будет дождь.
Дети (хмурятся). Ух! Ух! Ух!
Логопед. Когда мы болеем, нам делают уколы, это больно.
Дети (морщатся). Ой! Ой! Ой!
Для более эмоционального выполнения упражнения используется специальное оборудование в виде картинок или предметов. Обращается внимание на то, чтобы дети одновременно выполняли мимические движения и проговаривали междометия.
Мышечная система, координация движений, слуховое внимание

  • Упражнение с мячом.

Дети сидят на стульчиках или на ковре. Упражнение выполняется под музыку, сигналом к началу выполнения движения является аккорд. Дети должны передать мяч соседу и назвать его имя. Если они находятся на низком уровне развития речи, то произносят на или вот.
Мячик я в руках несу.
Ой, боюсь не удержу.
Мой сосед мне помогал
И другому передал.
Если дети плохо удерживают мяч, можно перекатывать его. Логопед обращает внимание, чтобы каждый ребенок как мог проговаривал имя или слова.

  • Упражнение с кубиками.

Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются кубики. Уп ражнение выполняется несколько раз под музыкальное сопровождение, смена его отрывков и аккорд служат сигналом к началу различных движений. Дети должны поднять кубики вперед, вверх и покачать руками из стороны в сторону над головой.
Аналогично можно выполнять упражнение с другими предметами - лентами, веточками и т.д.
Движения с речевым сопровождением

  • Упражнение с платочком.

Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Дети должны передать платочек соседу и при этом пропеть Тебе дарю.
Обращается внимание на то, чтобы каждый ребенок пропел фразу в силу своих возможностей. В качестве предмета можно использовать цветок, букетик и др.
Дыхание

Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Дети должны расположить перед собой раскрытые ладошки, подуть на каждый пальчик и собрать ладошки в кулачки.
Логопед следит за тем, чтобы дети загибали пальчик только после того, как подули на него.

Дети сидят на стульчиках, каждому выдаются султанчики или вертушки. Упражнение выполняется несколько раз, без музыкального сопровождения. Дети должны подуть на предметы под стихи, которые читает логопед. Нужно стараться дуть сильно, чтобы фигурки двигались.
Ветер, ветер, ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море.
Гордо веешь на просторе.
А.С. Пушкин
Голос

  • Дети сидят на стульчиках.

Логопед рассказывает им, что можно говорить громко, тихо. Затем предлагает стать действующими лицами в предложенных ситуациях. Дети должны произносить звуки громко или тихо. В качестве наглядности можно использовать предметы, картинки.
Логопед. Мы укачиваем куклу.
Дети. А-а-а…
Логопед. Мы потерялись в лесу.
Дети. Ау-ау-ау!
Логопед. Гудит пароход.
Дети. У-у-у!
Логопед. Мышка пищит.
Дети. Пи-пи-пи…

Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется с одновременным дирижированием: на каждую строчку дети поднимают кисть руки и опускают. Песенку поет логопед, а дети поют выделенные гласные с постепенным повышением и понижением голоса.
5. Как антенна погуди(и)м
4. Дотянулись мы до кры(ы)ши.
3. Поднимаемся все вы(ы)ше,
2. Дружно песенку пое(е)м.
1. Мы по лесенке иде(е)м, 6. И обратно побежи(и)м!
Активизация речи

  • Дети сидят на стульчиках.

Логопед начинает стихотворение, дети должны закончить его.
Водят пчелы хоровод -
Тум, тум.
В барабан ударил кот -
Бум, бум.
Стали мышки танцевать -
Та, та, та.
Так, что начала дрожать
Вся земля.
Шведская песенка
Пылесос, пылесос
Ты куда суешь свой нос?
Жу-жу-жу-жу-жу-жу -
Я порядок навожу.
А. Масленникова
Активизация речи с одновременными движениями

  • Дети сидят на стульчиках.

Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. Логопед предлагает детям досказать стишок и одновременно выполнить движения.
Логопед. Дождик, дождик…
Дети. Кап, кап. (Руки сгибают, кисти на уровне груди, пальцы, кроме указательных, сжимают в кулачки. Попеременно опускают указательные пальцы вниз.)
Логопед. И по грядкам…
Дети. Тяп, тяп. (Полусогнутые кисти рук попеременно опускают вниз.)
Логопед. По дорожке…
Дети. Топ, топ. (Ладошками постукивают по коленкам.)
Логопед. А по лужам…
Дети. Шлеп, шлеп. (Хлопают в ладошки.)
Ритм и темп

  • Игра на музыкальных инструментах.

Дети сидят на стульчиках. Логопед выдает каждому музыкальный инструмент (бубен, барабан, ложки, металлофон и др.). Рассказывает о том, что для каждого инструмента необходимы своеобразные движения - играть на инструментах можно одной или двумя руками. Например, для маракасов, погремушек требуется одна рука, для ложек - две. При игре на барабане, бубне одна рука придерживает их, другая выполняет движения. При распределении инструментов необходимо учитывать двигательные возможности детей. Дети должны играть на инструментах согласно заданному ритму.
Упражнение выполняется в несколько этапов.
1. Дети разучивают ритм совместно с логопедом.
2. Прослушивается музыкальное сопровождение.
3. Дети играют на музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение.
Если ребенок не может самостоятельно освоить игру на инструменте в заданном ритме и темпе, то осуществляется педагогическая помощь. Музыка подбирается на усмотрение логопеда.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2003.
2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.
3. Шипицына Л.М., Мамай-
чук И.И. Детский церебральный паралич. СПб.; М., 2001.

Основной целью проведения логоритмических занятий с данной категорией детей является активизация речи путем развития и коррекции двигательной сферы. Для достижения этой цели мы ставим перед собой определенные задачи:
— развитие дыхания, голоса, артикуляции;
— развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы: общей, мелкой, мимической, артикуляционной;
— развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений;
— формирование двигательных навыков путем развития умения ритмично двигаться под музыку.

Многогранность коррекционной работы с детьми с диагнозом ДЦП формируется благодаря простым, но эффективным средствам — это движения под музыку, двигательно-речевые упражнения, речевые упражнения, а также речевые упражнения с музыкальным сопровождением. Работая с данной категорией детей, мы используем лишь некоторые, адаптированные приемы коррекционного воздействия.

Из музыкально-двигательных средств логоритмики и элементов психогимнастики на занятиях учителя-логопеды нашего центра используют упражнения на развитие дыхания, способствующие выработке диафрагмального дыхания, которые реализуются в игре. Мы учим детей сдувать легкие предметы, надувать мыльные пузыри, вдыхать и выдыхать воздух через нос, также в этот комплекс мы включаем упражнения на развитие голоса, которые способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работу начинаем с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Силу голоса развиваем путем произнесения гласных громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения.

Всегда на логоритмических занятиях учитель-логопед проводит упражнения по развитию мелкой моторики, которые способствуют не только развитию движений пальцев рук, а также их взаимодействию, координации, стимулируют развитие речевых зон коры головного мозга. Данные упражнения можно выполнять пассивно.

В занятия обязательно включаем упражнения на регуляцию мышечного тонуса, где учим детей напрягать и расслаблять мышцы. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки или голосом взрослого. Здесь также возможно применение пассивного способа выполнения задания, как и в упражнениях по развитию мелкой моторики.

Из двигательно-речевых средств логопедической ритмики используем только те упражнения, которые соответствуют уровню физического развития детей. Сочетание речи с движением способствует развитию речевого внимания, а также приучает детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней сначала совместно с родителями, а затем все более самостоятельно. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

В связи с тем, что у данной категории детей практически отсутствуют речевые средства общения, в занятия включаем упражнения, стимулирующие речевую активность, используем приемы договаривания простых слов или звукоподражаний, чтение педагогом небольших стихов со зрительным сопровождением (показ предметов или простых сюжетов). Музыкальное сопровождение эмоционально стимулирует речевое развитие, формирует положительную мотивацию, способствует установлению эмоционального контакта со взрослым. Во время проведения логоритмических занятий специалисты опираются на все сохранные анализаторы ребенка и, основываясь на них, способствуют формированию в дальнейшем речевых умений и навыков.

Новый сюжет мы прорабатываем на протяжении 4-х занятий. На первом занятии дети знакомятся с новыми движениями по подражанию педагогу, вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры. На втором и третьем занятии внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений или упражнений. Совместно с педагогом дети учатся договаривать звукоподражания или простые слова, сопровождать речь движениями; отвечать на короткие вопросы (вербально или невербально) по содержанию игры. На четвертом занятии дети более самостоятельно или с небольшой помощью его продолжает и заканчивает, учатся воспроизводить движения, руководствуясь речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой. Дети учатся лучше ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их настроение, лучше понимать основные правила игры.

Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Использование сказочных персонажей, детских игрушек, элементов костюмов зверей и птиц, музыкальных инструментов, иллюстраций стихов и песен, создание художественных образов посредством музыки — все это стимулирует активность детей к речевой и другим видам деятельности.

Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи и движений, приносит успехи, помогает ребенку заговорить и стать двигательно более активным.


1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 352 c.
2. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2005. - 798 c.
3.. Брюсов, В. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам / В. Брюсов. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 142 c.
6. Гаспаров, М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2016. - 320 c.
7. Гаспаров, М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика / М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 2005. - 488 c.
8. Елисеева, Е. И. Ритмика в детском саду / Е.И. Елисеева, Ю.Н. Родионова. - М.: Перспектива, 2012. - 104 c.
9. Жигалко, Е. Музыка, Фантазия, Игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки. Для детей 5-8 лет / Е. Жигалко, Е. Казанская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - 124 c.
10. Жигалко, Е. Музыка, Фантазия, Игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки. Для детей 5-8 лет. Часть 1 / Е. Жигалко, Е. Казанская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2015. - 534 c.
11. Костылева, Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики / Н.Ю. Костылева. - М.: Сфера, 2014. - 530 c.
12. Листки музыкальной ритмики в России. №2(8). - М.: Ленанд, 2015. - 120 c.
13. Макарова, Н. Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики / Н.Ш. Макарова. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 386 c.
14. Максимова, Н. Ю. Листки музыкальной ритмики в России. №1(7) / Н.Ю. Максимова. - М.: Ленанд, 2014. - 203 c.
16. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика / А.Я. Мухина. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2012. - 128 c.
17. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Учебно-методическое пособие (+ CD-ROM) / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 275 c.
18. Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация (+ CD-ROM) / И.В. Одинцова. - М.: Флинта, Наука, 2008. - 368 c.
20. Портнов, Г. Г. Портнов. Ну-ка, дети, встаньте в круг. Танцы народов мира. Пособие для преподавателей ритмики и хореографии, музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / Г. Портнов. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. - 308 c.
21. Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей 3-7 лет / М.Б. Пустовойтова. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 184 c.
22. Русский стих. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. - Москва: Машиностроение, 2008. - 336 c.
23. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Книга 1. Метрика и ритмика / О.И. Федотов. - М.: Флинта, 2016. - 878 c.
24. Фирилева, Ж. Е. Ритмика в школе. Третий урок физической культуры / Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. - М.: Феникс, 2014. - 288 c.
25. Франио, Г. Методическое пособие по ритмике. Для 2-го класса музыкальной школы / Г. Франио. - М.: Музыка, 2005. - 152 c.
26. Холопова, В. Н. Теория музыки. Мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. - М.: Планета музыки, Лань, 2010. - 368 c.
27. Чибрикова-Луговская, А.Е. Ритмика / А.Е. Чибрикова-Луговская. - М.: Дрофа, 2008. - 102 c.
28. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие: моногр. / Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2005. - 192 c.
29. Яновская, В. Ритмика. Практическое пособие / В. Яновская. - М.: Музыка, 2012. - 299 c.
30. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с. (Логопедические технологии.)

Дополнительная литература.
• Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
• Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связн

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.