Характеристика детей с тмнр и дцп

  • Главное
    • Нормативно-правовая документация
    • Рекомендации родителям
    • Словарь
  • Куда обратиться
    • В России
      • Реабилитационные центры
      • Учреждения здравоохранения
      • Учреждения образования
      • Общественные организации
      • Родительские организации
      • Благотворительные фонды
    • В Вологодской области
    • Сообщить о новой организации
  • Мой ребенок
    • Ранний возраст
      • У меня родился особый малыш
        • В ожидании
        • Первые дни дома
        • Я-мама особого ребенка
        • Я-папа особого ребенка
        • Как сообщить родным
        • Кто может помочь
      • Возрастные нормы развития детей раннего возраста
        • Первый год жизни
        • Второй год жизни
        • Третий год жизни
        • Четвертый год жизни
        • На что обратить внимание?
      • Развитие детей с различными заболеваниями в раннем возрасте
      • Консультации специалистов по раннему развитию
      • Методические материалы по ранней помощи
      • Полезная информация по ранней помощи
      • Буклеты для родителей
      • Куда обратиться?
    • Задержка психического развития
    • Нарушения слуха
    • Нарушения зрения
    • Тяжелые нарушения речи
    • Нарушения опорно-двигательного аппарата
    • Ментальные нарушения
    • Синдром дауна
  • Консультации специалистов
    • Консультации воспитателя
    • Консультации инструктора по труду
    • Консультации инструктора по физической культуре
    • Консультации музыкального руководителя
    • Консультации дефектолога
    • Консультации логопеда
    • Консультации психолога
    • Консультации специалистов по раннему развитию
    • Консультации специалистов сферы здравоохранения
    • Консультации специалистов сферы образования
    • Консультации специалиста по реабилитационной работе
    • Видео-уроки
    • Ответы на вопросы
  • Мероприятия
    • Обучающие
    • Проекты
    • Конкурсы
    • Акции
  • Полезные ресурсы
    • Сайты
    • Фильмы
    • Книги
  • Это интересно
    • Полезная информация
    • Притчи
    • Сказки для родителей
    • Стихи для души
  • Моя история

К категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся дети с детскими церебральными параличами, с последствиями полиомиелита, с прогрессирующими нервно-психическими заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.), с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата и с некоторыми другими заболеваниями.

Основную массу детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (далее – ДЦП). ДЦП – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы (далее – ЦНС) за функционированием мышц.

У детей с ДЦП наблюдаются:

Большинство детей с детским церебральным параличом нуждаются в индивидуальной программе развития в дошкольном возрасте.

В школьном возрасте Вашему ребенку лучше посещать образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата или обучаются на дому. При этом возможна интеграция в детской среде во второй половине дня или в рамках внеурочной деятельности, в учреждениях дополнительного образования, реабилитационных центрах.

Прогноз психического развития Вашего ребёнка связан с глубиной поражения двигательной сферы. Решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы и других сенсорных и регуляторных систем. Поэтому своевременно начатая абилитационная (комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие систем организма и способностей ребенка, естественное становление которых затруднено наличием нарушений или болезни) и коррекционная работа имеют важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.


Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся в выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Хочу поделиться опытом обучения детей с ТМНР которые находятся на длительном лечении.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_osobennosti_obucheniya_demey_s_tmnr.doc 103.47 КБ

Предварительный просмотр:

Специфические особенности обучения детей с ТМНР нах одящихся на длительном лечении

Ломакина В.А.

Ломакина Валентина Александровна- воспитатель школы-интерната № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара.

Аннотация: хочу поделиться опытом обучения детей с ТМНР которые находятся на длительном лечении. Первоочередной задачей обучения ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития является развитие максимальной самостоятельности и независимости от окружающих взрослых, а также включение ребенка, а впоследствии и взрослого, в социальную жизнь.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся в выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей.

Данная категория детей характеризуется не только значительным недоразвитием мыслительной деятельности, не позволяющим овладеть предметными учебными знаниями, но и нарушениями базовых психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления). У детей с ТМНР отмечается своеобразное развитие всех структурных компонентов речи вплоть до ее полного отсутствия. В последнем случае детей обучают использования средств невербальной коммуникации, альтернативной или дополнительной коммуникации.
Внимание отличается крайней непродуктивностью, неустойчивостью, истощаемостью. Дети очень отвлекаемые, неусидчивые. Слабость активного произвольного внимания препятствует решению даже простых задач познавательного содержания, связанного с формированием учебных действий. Целенаправленная и продолжительная коррекционная работа дает в отсроченной перспективе определенные результаты. Особенно заметна положительная динамика при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование и развитие не только точных и тонких движений, мелкой моторики, но часто и простых физических и трудовых действий. У данной категории детей отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений или напротив - повышенная возбудимость, хаотичная нецеленаправленная деятельность, двигательная расторможенность.

Овладение навыками, требующими более тонких и дифференцированных движений, например, удержание карандаша, ручки, кисти, шнурование, застегивание пуговиц, захват ручки и ложки, вызывает значительный трудности у детей с ТМНР. Некоторые школьники с тяжелыми множественными нарушениями развития полностью зависят от помощи окружающих во время проведения гигиенических процедур, одевании, раздевании, кормления - они постоянно нуждаются в присмотре у уходе. Впрочем, часто это сохраняется и во взрослой жизни.
Возрастные нормы не применимы к детям с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Причиной сочетанных нарушений, как правило, является органическое поражение центральной нервной системы, а также сенсорных функций, коммуникации и движения. Все вышеперечисленное создает трудности в социальной адаптации, развитии самостоятельной жизнедеятельности ребенка. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества оказываемой коррекционной помощи.

Особые образовательные потребности детей с ТМНР требуют создания для них специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Результатом освоение учеником такой программы является приобретение различных жизненных и социальных компетенций, которые позволяют ему стать максимально независимым и самостоятельным в решении повседневных задач, включиться в социальную жизнь на доступном для обучающегося уровне. Реализация программы происходит поэтапно, по мере расширения возможностей обучающегося. Также для данной категории детей был разработан индивидуальный учебный план, в котором прописываются предметные области и коррекционные занятия в соответствии с возможностями и потребностями каждого конкретного ученика с ТМНР.

Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.

К первой группе относят детей, у которых нет выраженных нарушений движений и моторики, передвижение полностью самостоятельное. Дефицит моторной функции выражен в замедленном темпе, несогласованности и недостаточной координации движений.
У детей могут наблюдаться стереотипии, деструктивное поведение, нарушение коммуникации и социального взаимодействия. У этой группы детей как правило присутствует умственная отсталость умеренной степени. Дети владеют элементарной речью: понимают речь на бытовом уровне, могут выразить свои желания простыми словами, отвечают на простые вопросы вербально. Позитивной предпосылкой к обучению этой группы детей коммуникации, основам чтения, письма, счета, является интерес самого ребенка к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Для детей этой группы в индивидуальный учебный план включаются основные учебные предметы и коррекционные занятия.

Вторая группа детей характеризуется более выраженным нарушением интеллекта, поведения. У детей сложно вызвать ответную реакцию на действия взрослого, нет интереса к деятельности, часто они никак не реагируют на вербальную инструкцию, проявляют агрессию, демонстрируют деструктивное поведение. Для этих детей в индивидуальный учебный план включают преимущественно коррекционные занятия по различным направлениям: двигательное и моторное развитие, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность. Если ребенок способен овладеть способами альтернативной коммуникации, то включают и это направление обучения.

Дети, относящиеся к третьей группе, имеют сложные формы ДЦП. Они практически полностью зависят от помощи взрослого. Не могут самостоятельно передвигаться, управлять коляской, обслуживать себя. Большинство детей из этой группы не могут самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Органическое поражение речевого аппарата и невозможность овладеть речью, Значительно затрудняют процесс коммуникации. В индивидуальный учебный план этой группы детей целесообразно включать те коррекционные занятия, которые соответствуют возможностям и потребностям конкретного ребенка. Как правило это двигательное и моторное развитие, сенсорное развитие, способы самообслуживания, развитие элементарной предметно-практической деятельности.

При составлении индивидуального учебного плана обучающегося необходимо для начала определить уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности. При выявлении уровня развития обучающегося оценивается качественное содержание доступных ему действий.
Выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по последовательной инструкции;
- деятельность с привлечением внимания ребенка к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося.

Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы по степени выраженности интеллектуальных нарушений.

На основе АООП по 2 варианту и Типовом положении об условиях обучения учащихся, находящихся на длительном лечении, для каждой группы детей был разработан примерный учебный план. Для каждой группы определили на педагогическом Совете и утвердили приказом по школе продолжительность уроков. Для 1 группы (дети с умеренной умственной отсталостью) продолжительность уроков/занятий составляет 35 минут, для 2 группы (дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью) продолжительность занятий- 20 минут, для 3 группы (дети с тяжелой умственной отсталостью, зондовые лежачие) продолжительность занятий- 15 минут. Но поскольку необходим к каждому ребенку индивидуальный подход в обучении представляющий собой процесс применения различных требований к обучающимся, исходя из возможностей организма ребенка и условий его медицинской реабилитации. Нами было разработано положение о СИПР, учитывающее особенности обучающихся с ТМНР, которое утвердили на педагогическом Совете.

На основе рекомендаций ПМПК, АООП (вариант 2), примерных учебных планов и положения о СИПР, специалистами, работающие с ребенком, и педагогами были разработаны СИПР для каждого обучающегося.

Но в настоящий момент наиболее сложным для нас остается проблема оценивания результатов обучения детей с ТМНР.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Оценка динамики обучения детей представлена в виде текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Для организации аттестации обучающихся создана экспертная группа, в состав которой входят члены школьного психолого-медико-педагогического консилиума и специалисты пансионата. Эта группа разработала положение о промежуточной и итоговой аттестации. Основой аттестации служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.

Результаты анализа представляются в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей личный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Система оценки результатов отражает взаимодействие следующих компонентов:

- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;

- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. Выявленные представления, умения и навыки обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы, возможный перевод ребенка с одной группы в другую. В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Для каждого обучающегося составлен индивидуальный учебный план (ИУП), в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в ИУП объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития уделяется особое внимание занятиям коррекционной направленности, которые проводятся совместно со специалистами Пансионата. У детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети, которые испытывают трудности адаптации к условиям обучения в группе, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий.

В начале учебного года был проведен мониторинг по оценке уровня развития обучающегося, а по окончанию учебного года проведена корректировка СИПР.

  1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.
  2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос, 2010. – 239с.
  3. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
  4. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа составлена для методического объединения и направлена на развитие духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей находящихся на длительном лечении. Работа содержит пр.

Рабочая программа разработана для детей с ОВЗ, длительное время находящимися на лечении в больнице. Программа разработана на основании Инструктивно-методического письма "Об организации обучения и.

Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лис.

Личностно - ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, проектная деятельность при обучении детей с ТМНР.

Аннотация: В статье представляются результаты аналитической деятельности по проблеме обучения и воспитания детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии, предлагаются различные игры, мотивиру.

Тема выступления на ШМО:«Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР».

В статье кратко описаны типичные нарушения детей с интеллектуальными нарушениями ( тяжелыми множественными нарушениями развиия ), а также особенностями усвоения материала данной категорией.

Характеристика

обучающегося 1 А класса ХХХХХХ Максима

05.12.2008 года рождения

проживающего по адресу: Московская область

Максим поступил в школу в возрасте 8 лет, в 2016 году. У Максима сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Процесс общения затруднен в связи с системным недоразвитием речи. Ребенок находится на индивидуальном обучении на дому.

Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, не ходит. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений. Мелкая и артикуляционная моторика слабо развита. Отмечаются трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре.

У Максима сходящиеся косоглазие. Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нет единства поля зрения и поля действия.

Максим обучается по специальной индивидуальной программе развития (вариант 2).

В учебной деятельности заинтересован в меру своих психофизических способностей. Присутствует познавательный интерес, но кратковременный. Необходима постоянная стимуляция к деятельности.

Недостаточная концентрация внимания, отмечаются трудности в переключении внимания, маленький объем.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память механическая. У Максима конкретное негибкое мышление. Положительная динамика в развитии обобщения, классификации.

Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью. Обращенную речь понимает. Знает свое имя, выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства.

Специальную индивидуальную программу развития усвоил в меру своих психофизических возможностей. Усвоил:

- цвета (основные), геометрические фигуры, величины, количество (до 5).Счет на конкретном материале и с помощью учителя;

- все гласные и несколько согласных букв печатные и письменные (называет, находит в тексте).

Характер действий с предметами: хаотичный. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук только при стимуляции и помощи педагога. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

В процессе учебной деятельности Максим нуждается в постоянном контроле и помощи со стороны педагога. Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.

Ребенок нуждается в постоянном уходе и присмотре. Навыки самообслуживания не сформированы.

Коммуникативные качества развиваются. Доброжелательный, ласковый.

Родители находится в постоянном контакте с учителем, выполняет все требования и рекомендации.

ОБРАЗЕЦ

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития

1. Общие сведения:

Домашний адрес, телефон____________________________________________

Краткие сведения о родителях, семье ребенка, условиях воспитания: социальный статус семьи (многодетная, полная, неполная, опекунская); состав семьи, семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок; характер взаимоотношений в семье, отношение к ребенку.

2. Личностно-коммуникативное развитие и деятельность:

· Контактность (в контакт вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность/в контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер/в контакт вступает легко, но он носит формальный, поверхностный характер/ в контакт вступает не сразу, с трудом, но в последующем контакт стабильный/ в контакт вступать отказывается, проявляя негативизм);

· Критичность (понимание своих успехов и неудач/критичность снижена, адекватность возможна после наводящих вопросов/критичность снижена даже после наводящих вопросов/некритичность; реакции на неуспех (ведет себя агрессивно, обвиняет себя, пытается хитрить, угадывая правильный ответ, оправдывается, принимает неудачу равнодушно, старается исправить ошибку, отказывается от дальнейших действий, раздражается); реакция на похвалу (поощрение и одобрение вызывают окрашенную положительными эмоциями реакцию, вызывают резкое повышение результативности, равнодушное отношение, дурашливость, неадекватность поведения);

· Общая и психическая активность (энергичность и целесообразность движений, мимики, жестов/ хаотичность и судорожность, вялость и суетливость; высокая, нормальная/низкая подвижность ребенка)

3. Эмоциональная сфера: эмоциональный фон (адекватный, уравновешенный/ тревожный/депрессивный/безразличный/эйфоричный/дисфоричный); выраженность эмоций (внешне эмоциональные проявления отчетливы, разнообразны, проявляются спонтанно/эмоциональная напряженность /выраженность негативных эмоциональных реакций/слабая выраженность эмоций); эмоциональная подвижность (эмоциональная уравновешенность/ частая смена настроений)

4. Коммуникативная сфера: характер общения (активное/реактивное/пассивное /непродуктивная активность в общении); требует предмет/просит об услуге/отказывается от предлагаемого предмета/услуги; комментирует события; движения тела: (напрягает тело/расслабляется/крутится/топает /пинает/отворачивается/подходит к желаемому объекту/берет желаемый предмет); мимика: (сдвинутые брови, гримаса, улыбка); жесты: (берет руку взрослого, тянется, подзывает жестами, протягивает руки)

5. Общая характеристика деятельность:

· Наличие и стойкость интереса к заданию (стойкий интерес от начала до конца задания/ в начале задания, но пропадающий из-за низкой работоспособности, отвлекаемости, неудач, замечаний/ поверхностный интерес)

· Самостоятельность выполнения задания (самостоятельно начинает и без помощи взрослого выполняет задание/ не может самостоятельно начать и выполнить задание из-за боязни допустить ошибку, из-за пресыщения деятельностью, неустойчивости внимания, неумения простроить программу действий, поверхностного или нестойкого интереса)

· Характер деятельности (активно и целенаправленно действует в соответствии с поставленной целью/ активность и целенаправленность резко снижается из-за неудач, замечаний, неустойчивости внимания, пресыщения деятельностью/ недостаточно активная, нецеленаправленная, но улучшаемая стимуляцией деятельность /инертная, бесцельная, хаотичная, не улучшаемая стимуляцией деятельность)

· Темп и динамика деятельности (умеренный/высокий темп при выполнении всего задания/медлительность при выполнении всего задания/импульсивность, расторможенность при выполнении задания/ медлительность, заторможенность при выполнении задания)

· Работоспособность (нормальная работоспособность сохраняется до конца занятия/умеренная работоспособность/ мерцательный характер работоспособности/низкая работоспособность)

7. Состояние двигательной сферы: самостоятельность выполнения движений; потребность во вспомогательных средствах передвижения; способность удерживать равновесие; наличие навязчивых движений, моторных уловок; объем движений/ темп/активность/точность движений/координация движений

8. Сенсорное развитие

· Зрительные ориентировочные реакции (зрительное сосредоточение отсутствует/ быстрое истощение зрительного сосредоточения/ сосредоточение недостаточно длительное/ длительное зрительное сосредоточение; прослеживание движущегося оптического объекта /отсутствие слежения взглядом/ ступенчатое прослеживание движущегося объекта; узнавание матери, различение близких и иных людей; рассматривание людей, игрушек, предметов, находящихся в поле зрения; произвольное переключение взора с одного предмета на другой; зрительное изучение окружающего, рассматривание людей, предметов, расположенных в разных местах)

· Слуховые ориентировочные реакции (слуховое сосредоточение отсутствует/ его быстрое истощение/ недостаточная длительность сосредоточения/ длительное сосредоточение; ориентировочно-поисковые реакции/ ищущие повороты головы/ поисковая реакция на звук; повороты головы в сторону невидимого источника звука и его нахождение; узнавание своего имени);

· Зрительное восприятие (наличие/ отсутствие представлений о цвете (форме, величине)/ выбора предмета по названию цвета (формы/ величины)/ называния цвета (формы, величины); способность к узнаванию предметов круглой и многоугольной формы);

· Слуховое восприятие (способность воспринимать речь в условиях диалога; узнавать и дифференцировать неречевые звуки; определять направление источника звука в пространстве)

· Тактильное восприятие (характер ответной реакции на прикосновения, способность к узнаванию ощупываемых предметов)

· Восприятие пространственных отношений (наличие/ отсутствие способности к переключению внимания с одного объекта на другой; поиск предмета, который касается тела или находится в поле зрения; поиск упавшего предмета, издавшего шум; ориентировка в схеме собственного тела; знание частей тела)

· Восприятие временных отношений (характер ориентировки во времени)

· Внимание (чем можно привлечь внимание ребенка; устойчивость и концентрация внимания (низкая концентрация и неустойчивость внимания/ неустойчивость, поверхностность, истощаемость); произвольность внимания (произвольное внимание не сформировано/ концентрация возможна на короткий срок/ способность к длительному сосредоточению и переключению внимания); переключаемость (быстрая/ легкая/ замедленная/ затрудненная); распределение)

· Память (узнавание предметов, людей, мест; непроизвольное воспроизведение увиденного и услышанного раньше, наличие элементов произвольного запоминания (заучивание стихов, песен)

· Мышление (принятие и понимание задачи; способ выполнения действий (хаотичные действия/ манипуляции/ силовые пробы/ практическое примеривание/ зрительное соотнесение; понимание функционального назначения предметов; сформированность представлений о сходстве и различии; понимание элементарных причинно-следственных связей; установление связей между картинкой и событием; понимание смысла сюжетных картинок)

9. Результаты логопедического обследования: предречевой и речевой анамнез (время появления и характер гуления, лепета, первых слов, фразовой речи);

10. Импрессивная речь: понимание ребенком фразы, слова (наименования предметов, действий, признаков) вне ситуации наглядного выбора; понимает ли фразы, слова в ситуации ограниченного конкретного наглядного выбора; не понимание обращенной речи; различает ли значения предлогов

11. Экспрессивная речь: пользуется ли ребенок короткой фразой, полными словами, лепетными словами, звукоподражаниями; отнесенным лепетом, голосовыми реакциями; неотнесенным лепетом, криком, голосовыми реакциями, жестами; какими фразами пользуется ребенок: фразы отрицания, повторения, указывающие на местоположение, указательные фразы, определительные фразы;

12. Результаты педагогического обследования:

· общая осведомленность (сформированность представлений об окружающем; о себе и своей семье; предметах ближайшего окружения; явлениях и объектах природы; элементарных причинно-следственных связях в природе)

· Навыки самообслуживания (сформированность навыков гигиены и самообслуживания/ пользование туалетом/ ванной/ полотенцем/ расческой/умывание/ чистка зубок/ прием пищи/ одевание/ раздевание; степень владения навыками)

· Обучение и интересы (степень овладения программным материалом по предметным областям; степень продвижения ребенка за отчетный промежуток времени; интересы ребенка

Примечания

При необходимости указывается мнение специалиста(ов).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.