Коррекционная работа по математики у детей с дцп


Практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике. Это является не только следствием изменений, внесенных в новую программу, но и качественным изменением контингента учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
matem_znaniya.docx 488.93 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности усвоения математических знаний детьми с ДЦП

Практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата , где обучение осуществляется по программе общеобразовательной массовой школы , выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике . Это является не только следствием изменений , внесенных в новую программу ( включены новые элементы теории , и многие вопросы рассматриваются на достаточно высоком уровне обобщения ), но и качественным изменением контингента учащихся .

Дети с церебральными параличами , двигательные расстройства которых нередко сочетаются с нарушениями психических функций , составляют основную группу учащихся специальных школ .

Дефектность развития двигательного анализатора , ограничивающая предметно - практическую деятельность ребенка с церебральным параличом , в сочетании с нарушениями речи и других высших корковых функций ( особенно пространственного восприятия ) создает своеобразную картину психического развития этих детей и определяет трудности формирования математических представлений в дошкольном возрасте .

Важнейшим условием формирования счетных навыков у здорового ребенка является развитие практических навыков манипулирования совокупностями предметов , в процессе которого ребенок приходит к открытию операции взаимно - однозначного соответствия , являющейся первичной в процессе построения числа . Овладение этой операцией дает возможность ребенку производить количественную оценку предметов и явлений , устанавливать равенство или неравенство совокупностей без использования названий числового ряда , путем прикладывания ( накладывания ) каждого элемента одной группы к каждому из элементов другой .

Сравнение двух величин способом установления элементов во взаимно - однозначное соответствие рассматривается в настоящее время как составная часть определения самого целого числа , так как такое сравнение дает простейшее и непосредственное измерение эквивалентности множеств . Формирование полноценного счета предполагает наличие у учащихся пропедевтики числа . Основой для формирования понятия о натуральном числе и арифметических действиях служит опыт предметно - практической деятельности учащихся . Знакомство с различными способами сравнения чисел , нахождение их суммы и разности непременно предполагает выполнение операций с соответствующими множествами предметов путем их сопоставления , объединения и т . д .

Таким образом , сформированность практических навыков манипулирования множествами в процессе первоначального ознакомления с понятием числа выдвигается в начальном обучении математике на первый план . У детей , страдающих церебральными параличами , отмечается некоторое своеобразие первоначальных понятий о числе , что является , как можно полагать , следствием ограниченности движений , сужения опыта предметно - практической деятельности и замедленного психического развития .

В специальной литературе имеются указания на то , что детям с церебральными параличами нередко свойственны нарушения счетной деятельности ( Р . Я . Абрамович - Лехтман , 1965; Г . С . Гуменная , 1978; Е . М . Мастюкова , К . А . Семенова , 1965; М . Б . Эйдинова , 1959). Об этом свидетельствуют также педагогические наблюдения различных авторов , которые , характеризуя особенности формирования числовых представлений у детей с церебральными параличами , обращают внимание на необходимость длительной отработки понятий в процессе выполнения различного рода упражнений .

У детей , страдающих церебральными параличами , ввиду двигательной недостаточности и своеобразия предметных действий , к началу обучения в школе не заканчивается пропедевтика числа . Это выражается в задержке формирования самого простейшего и непосредственного измерения эквивалентности множеств : сравнения двух величин способом установления элементов во взаимно - однозначное соответствие .

Наличие дефекта и особенности дошкольной подготовки этих детей ( неправомерно скорое введение счета как основного способа количественной оценки ) приводят к сокращению этапа практических действий , необходимого в освоении понятия о числе . Это главным образом выражается в оторванности количественных представлений от реальных предметов , в трудностях оперирования наглядно представленными множествами .

Большое место в уроке должно отводиться предметно - практической деятельности учащихся , что обеспечивает наглядную оценку формирования математических понятий и создает предпосылки для применения полученных знаний на практике .

Выполнение упражнений с группами предметов способствует усвоению способа количественной оценки нескольких множеств путем установления поэлементного соответствия между их составляющими . Уравнивание различных количеств путем добавления недостающего , убавления лишнего , перекладывания части от одного количества к другому ( при уравнивании групп одинаковых предметов ) — задания такого рода могут быть предложены в качестве практических упражнений .

Аналогично строится пропедевтическая работа по усвоению состава числа , т . е . знакомство со структурой того или иного числа проходит как манипуляция предметами внутри совокупности : разложение ее на составные элементы и объединение нескольких групп в единое целое .

Завершением подготовительного периода является знакомство учащихся со счетом в пределах пяти на конкретном материале .

Работу по развитию у учащихся с церебральными параличами навыка пересчитывания элементов множеств целесообразно строить с учетом следующих моментов :

1. Опора на ручное действие . Выделение каждого элемента множества , показ его и соотнесение с числительным одновременно с дотрагиванием рукой до каждого предмета .

2. Активизация зрительной функции : применение целенаправленного усилия удерживать взор на каждом элементе множества .

3. Замедленный темп пересчитывания с использованием речи , акцентирование внимания учащегося на каждом элементе множества .

Большинство детей с церебральным параличом с трудом усваивают разрядное строение числа , затрудняются в осмыслении задач , путают цифры , близкие по своему графическому образу , строят цифровой ряд справа налево .

У детей наблюдается особая структура интеллектуальной недостаточности — диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза , праксиса , счетных способностей и других высших корковых функций , имеющих значение для формирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков ( Е . И . Кириченко , 1965; Е . М . Мастюкова , 1974; С . С . Калижнюк и др ., 1975).

Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании понятий , определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве , неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры , складывать из частей целое .

В тесной связи с нарушениями зрительно- пространственного синтеза находится слабость функций счета . Эти расстройства проявляются в замедленном усвоении числа и его разрядного строения , замедленной автоматизации механического счета , неузнавании или смешении арифметических знаков и цифр при письме и чтении .

Важно дать детям представление , что число не зависит от величины предметов , расстояния между ними , их пространственного расположения и направления счета . В коррекционную работу необходимо вводить также двигательный и звуковой варианты счета : пересчитать количество хлопков , ударов в бубен , шагов , взмахов руки и т . п .

Большое значение придается формированию временных и пространственных представлений . На начальном этапе обучения дети овладевают умениями ориентироваться на странице тетради , учебника , в окружающей обстановке . Например , сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел в натуральной последовательности . Особо выделяются отношения порядка : перед—после —между и т . д .

При ознакомлении с образом цифры пользуются специальными трафаретами для раскрашивания вырезанных цифр . Эффективным приемом является обведение пальцем цифры , вырезанной из бархатной и наждачной бумаги , а также прописывание изучаемой цифры пальцем на шероховатой поверхности ( наждачная бумага , бархатная бумага наклеенные на картон ). У детей с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций или с гиперкинезами необходимо использовать следующий способ обучения : сначала цифра несколько раз прописывается с помощью взрослого , который с усилием воздействует на руку ребенка , обучая соответствующему движению ; затем ребенок прописывает цифру пальцем самостоятельно . Дети также могут вылепить изучаемые цифры из пластилина , теста или глины .

Необходимым элементом обучения счету является понятие цифрового ряда . Следует учить детей строить цифровой ряд слева направо , дать понятие увеличения цифрового ряда слева направо и уменьшения справа налево .

Особенности развития мышления большинства учащихся делают необходимым применение чертежей , схем , рисунков . Недостаточная сформированное пространственных представлений предполагает введение дополнительных упражнений при обучении к записи примеров в столбик : размещение одних предметов под другими , рисование фигур в клетках и т . д .

Важное место в обучении занимает формирование геометрических представлений . В ходе выполнения практических упражнений дети учатся распознавать геометрические фигуры в окружающих предметах , на рисунках , моделях ; овладевают графическими умениями , приобретают практические умения в решении задач вычислительного и измерительного характера .

Таким образом , практика педагогической работы в школах для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата , где обучение осуществляется по программе общеобразовательной массовой школы , выявляет значительные трудности в овладении программным материалом по математике . У детей наблюдается замедленное усвоение числа и его разрядного строения , замедленная автоматизация механического счета , неузнавание или смешение арифметических знаков и цифр при письме и чтении . Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании понятий , определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве , неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры , складывать из частей целое .

"Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя - дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)"

Скачать:

ВложениеРазмер
meryaseva_15042018_sredstva_zan._matem.doc 55.5 КБ
meryaseva_i.v._zanimatelnye_sredstva_mateatiki_08.04.2018.ppt 1.39 МБ

Предварительный просмотр:

«Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ДЦП

Выполнила: учитель-дефектолог Мерясева И.В.

г. Нижнекамск, 2018г. (апрель)

Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ДЦП

(младший дошкольный возраст)

Формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности происходит через сенсорное воспитание, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания он может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно- двигательного и т.д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

У детей с ДЦП формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и в первую очередь, двигательного кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничено манипулятивно – предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с первых месяцев жизни ребенка развивается аномально.

Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обуславливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младшем дошкольном возрасте являются:

  • развитие эмоционального, речевого, предметно – действенного и игрового общения с окружающими;
  • стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
  • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
  • формирование математических представлений;
  • развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;
  • воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Успешное овладение теми или иными понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия. Сама способность к обобщению и абстрагированию развивается на основе практики выявления свойств реальных предметов, сопоставление и группировки их по выделенным свойствам.

В процессе мы работали над следующими задачами:

  • Развивать все виды восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
  • Формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно - суставного чувства, на основе сопоставления реальных предметов в дидактических играх, упражнениях;
  • Формировать полноценные представления об окружающем мире.
  • Развивать высшие психические функции (внимание, мышление, память) и коррекция их нарушений.
  • Развивать речь и обогащать словарь.
  • Учить действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции в развивающих играх.
  • Совершенствовать взаимодействия детей и взрослых в процессе игр.
  • Способствовать развитию общей и мелкой моторики.

Поддерживать активность и предупреждать утомление детей с ДЦП

позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следят за его действиями, сами совершают какие либо действия, участвуют в общей игре. Им предлагают не более двух трех однородных заданий, каждый повторяется не более трех раз. Следить за состоянием детей во время занятий очень важно, так как утомление может привести к потере интереса детей к занятиям.

Для развития восприятия цвета мы используем палочки Кюизенера, работу проводим индивидуально а потом в подгруппах по два, три человека. Занятия проводятся в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы и упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор в саду).

Использование палочек в индивидуально- коррекционной работе с нашими детьми очень эффективно. Их можно использовать и для выполнения диагностических заданий. Сначала детей знакомят с набором палочек, рассматривают с ними, из чего он состоит, предлагают детям выполнить аппликацию из цветных палочек, для этого используется метод наложения в альбомах с заданиями. А затем эта работа обыгрывается. Учим детей складывать палочки в коробочку в определенной последовательности, сначала меленькие белые, потом чуть больше - розовые и т.д.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

1. Выложи палочки на столе перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую и т.д.

2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.

3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.

4. Закрой глаза возьми любую палочку, посмотри на нее и скажи какого она цвета.

5. Перечисли цвета всех палочек на столе.

6. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы и т.д.

7. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета, положи их друг на друга. Поставь рядом с друг другом. Проверь, правильно ты ответил на вопрос.

Таким образом, происходит знакомство не только с цветом, но и с величиной.

Игры с блоками, доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером, толщиной, с математическими представлениями. Мы предлагаем выполнить аппликацию из блоков, для этого используется метод наложения, в альбомах с заданиями. Они способствуют развитию зачатков у детей логического и аналитического мышления, творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму, узнает фигуры на ощупь).

Игры и упражнения с блоками:

1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

3. Все фигурки складываются в мешок. Ребенок достает фигуру из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

4. Выложите три фигуры. Ребенок должен догадаться, какая из них лишняя по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

5. Отобрать фигуры по цвету, по форме, по размеру.

6. Чередуем блоки по цвету, по форме, по размеру и толщине.

7. С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. спросите ребенка, где блоков больше и как их уровнять.

Формирование пространственных представлений мы начинаем с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве, что детям с таким заболеванием тяжело дается.

Формирование временных представлений особенно затруднено у таких детей. В этом направлении используется наглядный материал, фотографии и их обсуждения.

Для развития оптико- пространственного восприятия используются разрезные картинки, сюжетные картинки из кубиков, а также индивидуальные альбомы по материалам Кюизенера, Дьенеша, Никитиных.

К концу года наши дети научились:

  • Группировать предметы по цвету, форме и величине.
  • Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.
  • Различать и называть круг, квадрат, треугольник, овал.
  • Понимать смысл обозначений: вверху - внизу, впереди – сзади, верхняя – нижняя (полоска).
  • Понимать смысл слов утро, вечер, день, ночь.

Подписи к слайдам:

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младшем дошкольном возрасте являются: развитие эмоционального, речевого, предметно – действенного и игрового общения с окружающими; стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений; развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения); формирование математических представлений; развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Обучение детей младшей группы с ДЦП носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с занимательным математическим материалом, который помогает решать следующие задачи: Развивать все виды восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно - суставного чувства, на основе сопоставления реальных предметов в дидактических играх, упражнениях; Формировать полноценные представления об окружающем мире. Развивать высшие психические функции (внимание, мышление, память) и коррекция их нарушений. Развивать речь и обогащать словарь. Учить действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции в развивающих играх. Совершенствовать взаимодействия детей и взрослых в процессе игр. Способствовать развитию общей и мелкой моторики.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста (ДЦП), мы используем занимательный математический материал: счетные палочки Х. Кюизенера, логические блоки Дьенеша, материал М. Монтессори, и другие развивающие игры.

Для развития восприятия цвета мы используем палочки Кюизенера, работу начинаем проводить индивидуально, а потом в подгруппах по 2-3 человека. Занятия проводятся в игровой форме. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможности детей, уровня их развития, интереса к решению практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.

Восприятие формы Упражнения в индивидуальных альбомах с блоками Дьенеша

Упражнения для развития восприятия формы

Для развития восприятия величины, используем различные игры-упражнения элементарного конструирования, материал М. Монтессори (столбики, вкладыши), блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Упражнения для развития восприятия величины


Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 06.11.2018

Статья просмотрена: 1032 раза

Очень часто нарушения опорно-двигательного аппарата являются следствием детского церебрального паралича (ДЦП). Прежде чем начинать обучение детей с таким диагнозом, учителю нужно узнать, что же такое ДЦП.

ДЦП — заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребенка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом отделы, управляющие движением.

Дети с последствиями ДЦП двигаются либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их лица перекашиваются из-за слабости лицевых мышц или затруднения с глотанием, на них появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием, может показаться умственно отсталым. [1] Как же помочь ребенку-инвалиду с ДЦП?

При обучении такого ребенка, необходимо продумать программу преподавания и методы обучения. Каждый урок должен включать в себя не только программный материал, но и элементы психотерапии.

В своей статье я подробнее хочу остановиться на преподавании математики детям 6–7 класса с диагнозом ДЦП.

Дети с двигательными нарушениями испытывают ряд трудностей в процессе обучения математике. Для успешной организации учебной деятельности на уроках математики мне, как учителю, важно владеть знаниями особенностей их психического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом, обусловленным ведущим дефектом. У детей, страдающих заболеваниями ДЦП наблюдаются различные тяжелы нарушения движения рук, ног, головы, туловища, обусловленные спазмом мускулатуры, что приводит к задержкам общего развития. Моторные нарушения ограничивают способность к освоению предметно практической деятельности. Это приводит к тому, что формирующиеся знания и навыки являются непрочными, поверхностными, фрагментарными, не связанными в единую систему. Без специального педагогического воздействия эти проблемы не устраняются. У детей с ДЦП обнаруживаются трудности в формировании пространственных и временных представлений, счетных операций, работе с тетрадью, учебником, способах записи примеров в столбик, соблюдением орфографического режима. При общении с такими детьми учитель должен помнить об их повышенной чувствительности.

Проблемы организации педагогического процесса обучения математике детей с ДЦП связаны, прежде всего, с отсутствием адаптированных программ для обучения таких детей, недостаточной методической базой.

Необходимо чтобы содержание математики как учебного предмета и его структура для различных категорий детей с ограниченными возможностями были ориентированы с учетом не только диагноза, но и динамики общего и математического развития каждого ребенка в процессе обучения. Адаптированная программа по математике соответствует содержанию обучения математике общеобразовательной школы с учетом индивидуальных способностей детей, имеющих нарушения развития вследствие ДЦП. В соответствии с медицинскими требованиями к учебной нагрузке в программе определены следующие задачи:

– дать учащимся доступные, количественные пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

– развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;

– использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития и корректировать недостатки в познавательной деятельности и личностных качествах.

Вторая трудность данного процесса — это физиологические особенности ребенка. При ДЦП может быть нарушена координация, речь, зрение, слух, пространственные представления. Эти особенности развития влияют на темп учебной деятельности и заставляют учителя тщательно продумывать каждый этап урока, осуществлять индивидуальный подход, учитывая уровень подготовленности учащегося и его психологические особенности. На уроках математики учащиеся с ДЦП испытывают особенные трудности при выполнении рисунков, чертежей, графиков, так как им трудно одновременно держать карандаш и линейку — пальчики к этому не готовы. Особую трудность для учеников с ДЦП представляет процесс овладения материалом по геометрии. Если у учащегося есть нарушения функций рук, то геометрический материал можно рассмотреть обзорно, задачи, связанные с построением, опустить. Большое внимание необходимо обращать на практическую направленность, а именно: а) измерение периметров и площадей; б) вычислительные навыки, в том числе и с помощью калькулятора. Учет особенностей развития диктует необходимость применения разнообразного наглядного материала, чертежей, схем, рисунков. Очень облегчает занятия использование мультимедийных средств. Во время занятий можно использовать презентации, готовые программы для построения графиков и чертежей. Обучающиеся могут самостоятельно составить презентацию, построить с помощью готовых шаблонов фигуры и устно описать их свойства. Ребёнку с ДЦП проще нажатием клавиш выполнить чертёж на компьютере, чем это сделать с помощью карандаша и линейки. Их деятельность характеризуется зависимостью от учителя, медленным темпом работы, неустойчивостью внимания, повышенной утомляемостью.

Многие из учащихся не могут решать задачи, много писать, быстро устают. Для них необходимо выработать индивидуальный темп работы, выделить больше времени на обдумывание ответов, на осмысление нового материала. Обучающиеся с ДЦП более охотно работают устно, способны воспроизводить теоретический материал. Многие темы приходится адаптировать к особенностям здоровья и возможностям обучающихся.

Для формирования математических умений и навыков часто использую устные вычисления, обсуждаем готовые решения, используем правила и формулы по опорным конспектам, в виде схем, рисунков и таблиц, многократно повторяем правила и свойства. Одной из особенностей работы с учащимися с ДЦП является то, что им необходимо больше времени для выполнения заданий, чем здоровым детям, поэтому для контроля знаний лучше использовать задачи на готовых чертежах, задачи, в которых уже напечатано условие и начало решения, а ученики остаётся его только закончить или выполнить тестовые задания.

Ребенку-инвалиду очень важно создавать на уроках ситуацию успеха, наладить контакт учителя и ученика, чтобы учитель передал знания и опыт ребенку. Следует помнить, что больной ребенок очень остро реагирует на критические замечания, очень тяжело переживает неудачи. На занятиях надо давать ребенку больше самостоятельности в выборе методов решения и ответов — это способствует развитию самостоятельности.

Для создания благоприятного психологического климата на уроках (занятиях)рекомендуется:

– находиться поближе к ребенку; прибегать к сенсорным контактам: подержать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове; взглядом ободрять ребёнка; находиться в позиции лицом к лицу и на уровне глаз детей;

– улыбаться каждому ребенку; создавать ему ситуацию успеха; использовать ласковые, ободряющие интонации; говорить не слишком громко и быстро;

– внимательно относиться к инициативным высказываниям учеников, к проявлению симпатии, желания помочь, милосердия. Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках математики необходимо:

– не совершать около ребенка резких движений;

– приближаться к ребенку тихими шагами и сообщать заранее о своих действиях по отношению к нему; не разговаривать громко возле ребенка, отказаться на уроке от окрика;

– оказывать содействие в выполнении задания, в случае необходимости садиться рядом с учеником пока тот работает. Для того, чтобы повысить учебную деятельность необходимо:

– использовать приемы дополнительного объяснения и стимулирования активности ребенка;

– включать в работу с ребенком алгоритмы, схемы, образцы выполнения заданий;

– использовать в работе варианты заранее написанных заданий, когда ученику остается подставить ответ, вписать нужное слово, добавить предложение, продолжить высказывание и т. д.

– использовать при выполнении письменных работ толстые карандаши, маркеры, мелки для письма на дощечках, гладких поверхностях;

– обозначать (по необходимости) начало строки, увеличивать сроки с помощью прочерчивания увеличенных строк;

– учитывать речевые особенности ребенка при устных ответах (недостаточная интонационная выразительность, замедленный темп речи, отсутствие плавности и т. д.), давать возможность высказаться ребенку, учить сверстников не перебивать ответ и ни в коем случае не снижать при словесном оценивании ответов отметки;

– учитывать моторные нарушения ребенка и не снижать отметку за неправильное написание элементов цифр, букв, за недержание строки при письме, за нарушение пространственного расположения материала в тетради и т. д.;

– использовать вариант письма печатными буквами или же письмо на компьютере;

– проверять контрольные и самостоятельные работы с учителем-дефектологом с целью определения ошибок и определения путей их преодоления.

Итак, я считаю, что в основном математический материал ребенку-инвалиду вполне доступен, но некоторые темы приходится адаптировать к особенностям его здоровья и возможностям. Необходимо составить адаптированную программу по математике, соответствующую содержанию обучения математики общеобразовательной школы с учетом индивидуальных способностей конкретного ребёнка, имеющего нарушения развития вследствие ДЦП.

Похожие статьи

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных

Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие.

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и

Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко.

3. Особенности обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях.

Система воспитания и обучения детей с нарушениями. опорно-двигательный аппарат, ребенок, коррекционное развитие.

задание, коррекционная школа, урок математики, ученик, учебный процесс, учащийся, технология обучения, ребенок

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения.

Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно нацеленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством [5]. Школа для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата выступает как социальная микросреда, в рамках которой.

Проблема совершенствования учебной деятельности школьников с нарушением слуха

В процессе развития человеческой деятельности и овладения её действиями выделяют этап

В качестве мотивирующего фактора учебной деятельности у него, как и у слышащих детей, в.

У данной категории детей выявляются нарушения в развитии двигательных

Формирование знаний и обучение движениям происходит быстрее и эффективнее, если

Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается. В конце урока включаю подвижные игры.

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с

Материал статьи может быть использован на занятиях лечебной физкультурой в

Эффективным средством коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей с.

Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке.

Урок— основная форма организации занятий сучащимися, отнесенными кспециальной медицинской группе.

Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных

Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие.

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и

Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для глубоко.

3. Особенности обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях.

Система воспитания и обучения детей с нарушениями. опорно-двигательный аппарат, ребенок, коррекционное развитие.

задание, коррекционная школа, урок математики, ученик, учебный процесс, учащийся, технология обучения, ребенок

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения.

Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно нацеленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством [5]. Школа для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата выступает как социальная микросреда, в рамках которой.

Проблема совершенствования учебной деятельности школьников с нарушением слуха

В процессе развития человеческой деятельности и овладения её действиями выделяют этап

В качестве мотивирующего фактора учебной деятельности у него, как и у слышащих детей, в.

У данной категории детей выявляются нарушения в развитии двигательных

Формирование знаний и обучение движениям происходит быстрее и эффективнее, если

Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается. В конце урока включаю подвижные игры.

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с

Материал статьи может быть использован на занятиях лечебной физкультурой в

Эффективным средством коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей с.

Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке.

Урок— основная форма организации занятий сучащимися, отнесенными кспециальной медицинской группе.

Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.