Коррекционные задания дцп 12 лет школа 8 вида

Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.

Уровень развития внимания и памяти учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида весьма низок. Учащиеся с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. По этой же причине учащиеся выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Усвоение, учащимися школьных знаний предполагает некоторую cформированность произвольного внимания. Оно у младших школьников с нарушением интеллекта характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики-олигофрены слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.

Учащиеся с нарушением интеллекта, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.

Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано возможно большое число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования или письма.

Одним из путей повышения познавательных интересов является - введение в урок игровых элементов.

направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности; данные задания даются на уроке классу или группе; учитывается предмет или тема урока.

Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.

Спрятанные изображения: предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.

Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.

незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать либо дорисовать недостающие детали.

Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.

Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.

Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.

Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.

Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это м.б.

проводятся на уроке в виде минуток отдыха.

Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.

Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д.

Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.

Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).

Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) – в классе в разных местах прячут предметы или их изображения, а ребенку предлагают выполнить ряд действий по их поиску (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т.д. Куда ты хочешь пойти и что найти?). Ребенок должен оречевлять свои действия.

Найти спрятанный предмет: любой предмет прячут в разных местах класса, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т.д. пока не найдут предмет.

Чудесный мешочек: в непрозрачный мешок кладут предметы, различные по величине, форме, фактуре (исходя из темы урока). Ученику предлагают найти на ощупь предмет, в котором … 2 гласных звука и т.д.

Ходьба по контуру фигуры: на полу (ткани, бумаге) мелом (карандашом, ручкой) изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти сначала по контуру фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми (ориентировка на кинестетические ощущения). Ученик может сам загадать фигуру и прошагать ее, а остальные должны ее отгадать.

Ничего не вижу: ребенка просят выполнить с закрытыми глазами любое хорошо знакомое действие – написать мелом слово на доске, собрать принадлежности в портфель, подойти к окну и т.д.

Слухо-двигательный анализатор: хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук или слов (число).

Зрительно-двигательный анализатор: подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов (число на карточке и т.д.).

Слухо-тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько услышишь ударов бубна.

Тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько раз прикоснутся к твоей руке.

1) Развитие механической и произвольной памяти:

№1 Детям демонстрируется карточка, на которой изображены 8-10 предметов. Время показа 10-20 секунд. надо запомнить как можно больше предметов. Карточка убирается. дети воспроизводят предметы по памяти.

№2 Предлагается по памяти описать то, что было изображено на иллюстрации учебника, с которым только что проводилась работа (непреднамеренное запоминание без установки заранее).

№3 На доске в ряд вывешивают 6-8 карточек (геометрические фигуры, предметы, слова и т.д.). Предлагают внимательно смотреть 10-20 секунд на карточки и запомнить их месторасположение. Затем дети на 1 секунду закрывают глаза, а педагог меняет 2 карточки местами или вовсе 1 убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине).

№4 На доске в различных ее местах прикрепляются изображение 6-8 предметов, чисел, букв (однородных и неоднородных). Предлагается внимательно рассмотреть, что где находится в течение 25-30 секунд. Затем доску закрывают. Необходимо вспомнить, какие предметы в каких местах доски находились? Упражнение повторяется 2-3 раза (сами объекты меняются, а также их положение). Вместо доски можно брать лист бумаги и мелкие предметы.

№7 Ученик с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в классе (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые …), память здесь избирательная.

2) Развитие слуховой памяти:

№1 Учитель читает 5-7 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слов, 2 слова. Дети должны восстановить цепочку слов по памяти.

Картинка-схема: На доске в столбик крепятся 10-12 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на столе учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов. Игру можно провести по рядам.

Картинка-картинка: на доске крепятся 8 картинок с предметами, а на столе лежат другие картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга). Упражнение проводится по рядам в форме взаимно-обратных действий.

Слово-слово: детям предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).

Смысловые ассоциации: предлагают детям слово (курица), к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т.д.).

Схема-слово: ученикам предлагаю схематичные рисунки (погода, время года…), а они составляют рассказ по схеме.

Картинка-рассказ: учитель зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т.н. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.

Схема-рассказ: учитель читает рассказ, несложный по сюжету и повествовательного содержания, состоящий из 5-7 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы ребенок рассказывает . (колобок)

Пересказ текста по плану: учитель читает небольшой рассказ, состоящий из ряда эпизодов. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.

для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом.

1-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне представлений

Характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт.

Узнавание предметов по описанию: ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу (см. схему описания выше). Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми.

Сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один-другому пол ряду признаков (грач черный, а воробей - …; грач крупная птица, а воробей - …; грач – перелетная птица, а воробей - …). Либо дети самостоятельно находят признаки, сравнивая предметы попарно (роза-василек, платье-туфли, тетрадь-книга).

Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.

Классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …).

Сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).

2-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий

Сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).

Конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…).

Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).

Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).

Исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень, ель (дерево-куст).

Выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …?

Смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?

Ребусы (буквы, картинки + апостров);

Анаграммы (предлагаются картинки + буквы);

Кроссворды (по теме занятий);

Зашифрованные слова: предлагают ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-ый звук, из которых получится новое слово.

Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.

Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.

Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).

Рассказ по алгоритму: учитель предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда - …

Пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.

Логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?

Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников (в зависимости от дефектной зоны и ведущего анализатора), это определяет учитель путем наблюдения за учениками. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.

Список использованной литературы:

  1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.
  2. Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7.
  3. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1987
  4. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М.: 1992.)



Сборник развивающих игр для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста / Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №25 имени В.Г. Феофанова. Екатеринбург, 2017. - 36 с.

Составитель : Суздальцева Олеся Сергеевна, учитель начальных классов.

В сборник включены развивающие игры и упражнения на развитие восприятия, внимания, памяти для успешного обучения ребенка в общеобразовательной школе, способствующие формированию психологической готовности к усвоению материала. задания, упражнения, игры расположены по возрастанию степени сложности.

СОДЕРЖАНИЕ

Дидактические игры, применяемые на уроках письма и развития речи.

Дидактические игры, используемые на уроках математики.

Дидактические игры, используемые на уроках окружающего мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Игра – метод обучения. В школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельной технологии для усвоения темы;

– в качестве урока, его части.

Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление .

Любая дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти две цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний учащихся. Иначе говоря , определяя дидактическую игру, нужно знать:

  • какие знания, умения, навыки имеют учащиеся;
  • какие знания, навыки, умения нужно закрепить;
  • какие умственные операции развиваются;
  • какие личностные качества формируются.

Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока.

Дидактические игры, применяемые на уроках

письма и развития речи

Цели : р азвитие слухового восприятия, умения выделять звуки в словах, их место, проводить сравнительный анализ слов, составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове, активизация словаря учащихся, закрепление правописания слов на изученное правило.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Десять цапель перед сном. (капель)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

Забодал меня котел, (козел)

На него я очень зол!

На таблице изображены два колодца. Рядом стоят ведра, на которых написаны буквы. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем словам, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по четыре разных слова. отличающихся одной буквой.

Уроки для коррекционных классов [83] Презентации для коррекционных классов [33]
Мультимедийные тесты для коррекционной школы [23] Печатные тесты для коррекционных классов [13]
Внеклассные мероприятия для коррекционных классов [25] Контрольные работы для коррекционных классов [8]
Рабочие программы для коррекционных классов [28]

Цель применения тренажера: автоматизация и проверка умения обучающихся дифференцировать звуки С-Ш в словах, повышение мотивации, познавательной активности и самостоятельности младших школьников.

Применение: индивидуальная и групповая работа на логопедических занятиях, самостоятельное выполнение учащимися в виде домашнего задания. Во всех игровых заданиях создано достаточно широкое поле для клика мышкой по картинкам и словам, что позволяет использовать данный тренажер детям с ДЦП, гиперкинетическими расстройствами поведения.

  • Индивидуальная работа: ребёнок работает за компьютером, контроль правильности выполнения заданий осуществляется автоматически, результаты (правильные и ошибочные ответы) сохраняются в течение игры.
  • Групповая работа (с использованием компьютера, проектора и экрана): учащиеся поочередно выходят к компьютеру, выполняют задание для 1-3 слов, остальные комментируют правильность выполнение, оказывают помощь.




Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 3 класса

В ходе длительных путешествий по сайтам мне удалось найти замечательный инструмент необычного использования традиционной презентации, который помогает значительно расширить образовательные возможности этого офисного приложения.

Использование гиперссылок и кнопок-триггеров в программе PowerPoint значительно расширяет возможности ее использования для интерактивной доски. Но у нас не было возможности перемещать объекты, расположенные на слайде. Этот недостаток помогает исправить макрос Drag-and-Drop.

В данной презентации представлены задания по трудовому обучению. По аналогии их можно отредактировать под любой предмет.

Упражнения базируются на логической системе учебного предмета и межпредметных связей, составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала и, чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных.



Целевая аудитория: для 7 класса

Тест создан на основе шаблона А.Н. Комаровского. Он состоит из заданий на выбор правильного ответа и заданий на соответствие, где необходимо передвигать объекты в нужную позицию. Для этого нужно кликнуть ЛКМ по выбранному объекту и передвинуть его в нужную вам позицию.

Чтобы познакомиться с источниками использованных ресурсов, необходимо на предпоследнем слайде нажать кнопку "Использованные источники". Чтобы закрыть всплывшее окно, кликнете по кнопке "возврат".

После того, как ученик пройдет тест, при закрытии файла не нужно сохранять изменения. Тест содержит макросы, поэтому для корректной работы при запросе "Включить содержимое?" его нужно включить.



Целевая аудитория: для учителя

Тесты могут быть использованы учителями-предметниками при проверке уровня освоенности материала по предмету, выявления пробелов в знаниях обучающихся, активизации ранее полученных знаний на уроках в качестве проверочного материала, а также в индивидуальной работе с обучающимися и для осуществления самоконтроля.



Целевая аудитория: для учителя

Данная разработка - интерактивная презентация. Написана для уроков математики школы 8 вида. Может применяться для подготовки дошкольников и в 1 классе начальной общеобразовательной школы. Цель заданий - правильный подсчет количества предметов. Задания представлены в игровой стихотворной форме.
Смена слайдов по управляющей кнопке. Выбор ответа - навести курсор на нужную цифру, нажать левую кнопку "мышки". Оценить правильность ответа ученик может по звукам после нажатия.



Целевая аудитория: для 1 класса

Данная презентация разработана для уроков математики в 1 классе. Ориентировна на индивидуальное обучение. Презентация интерактивная. Необходимо выбрать нужную цифру (навести курсор и нажать левую кнопку "мышки").



Целевая аудитория: для 1 класса



Целевая аудитория: для 1 класса




Целевая аудитория: для 1 класса

Электронный тест разработан для проверки знаний по произведениям учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида "Чтение" 6 класс, авторы-составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Тест помогает обучающимся вспомнить прочитанные произведения, обобщить знания, полученные на уроках. Работа с тестом направлена на активизацию познавательной деятельности на уроках чтения. Тест также может использоваться во внеклассной работе.



Целевая аудитория: для 6 класса

Тренажер "Деление на 2" предназначен для учащихся 2 классов. Ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.
Цель: совершенствование знаний таблицы деления на 2.

Организация: ГБУ ГППЦ ДОгМ

Населенный пункт: г. Москва

ДЦП – это заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных наводящих путей головного мозга.

Причины возникновения ДЦП

ДЦП возникает в результате четырех факторов, которые приводят к повреждению головного мозга:

  • кислородная недостаточность из-за удушья, разрыва или закупоривания кровеносных сосудов в период кормления или рождения;
  • инфекции или внешние факторы, которые разрушают защитную миелиновую оболочку развивающихся клеток-нейронов;
  • нарушение процесса перемещения клеток мозга в процессе развития плода.
  • послеродовая травма или инфекции, которые приводят к нарушению связей между нейронами.

Симптомы ДЦП разнообразны: это могут быть простые проблемы, связанные с мелкой моторикой (нарушение хватательной функции или трудности при письме), и вплоть до тяжелых симптомов, таких как неспособность сохранять равновесие или ходить. Нарушения речевой и слуховой функций, когнитивные расстройства и эпилепсия также являются основными симптомами данного заболевания.

У детей с тяжелой степенью ДЦП часто наблюдаются проблемы с осанкой, а их мышечный тонус (напряжение мышц) часто бывает повышен. Наиболее часто признаки ДЦП проявляются, когда ребенку исполняется 6-9 месяцев. В данный период пациенты начинают совершать осознанные движения и у них становятся заметны отклонения в развитии - больше движений в одной из конечностей, неравномерное развитие конечностей и задержка психофизического развития.

Особенностью ДЦП считают появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем - общего и профессионального бучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.

В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом строится с учетом следующих принципов:

  • Системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.
  • Раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.
  • Организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.
  • Наблюдение за динамикой психоречевого развития.
  • Сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.
  • Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Оптимальный вариант предполагает раннее, на первом году жизни, начало комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Такая помощь может быть оказана ребенку в условиях стационара. Важно обучить родителей приемам коррекционного воздействия. Основными задачами коррекционно-педагогической работы в доречевой период являются ( по О.Г.Приходько):

- Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

-Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов).

- Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания).

- Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

- Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка).

- Формирование движений руки и действий с предметами.

- Формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

- Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.

- Формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации).

- Развитие элементарных представлений об окружающем.

- Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слуховой кинестетического восприятия).

- Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие
зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных
действий).

С 3-х лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные Е.Ф.Архиповой, Л.А.Даниловой, Г.В.Кузнецовой, И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько, Н.В.Симоновой, И.В.Смирновой, Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

- Развитие игровой деятельности.

- Развитие речевого общения с окружающими.

- Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

- Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.

- Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образной и элементов абстрактно-логического).

- Формирование математических представлений.

- Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.

- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции. Ее основная цель — развитие вербальных средств общения, совершенствование произносительной стороны речи, ее разборчивости.

О.Г.Приходько указывает на следующие задачи логопедической работы:

- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

- развитие речевого дыхания и голоса.

- нормализация темпо-ритмической и интонационной речи.

- формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

- развитие функций кистей и пальцев рук.

- развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания

Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида.

Выпускники специальных групп с негрубыми двигательными нарушениями могут обучаться в общеобразовательной школе. Дети с выраженными двигательными расстройствами направляются на обучение в школы VI вида.

Цель коррекционного воспитания и обучения — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

В специализированных школах-интернатах обучаются 60—70% детей с церебральным параличом.

Коррекционные учреждения VI вида осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: начальное общее образование (4-5 лет), основное общее образование (6 лет), среднее образование (2 года) Общий срок обучения составляет 12 лет. Наполняемость классов 10 человек.

В первый класс принимаются, как правило, дети 7-летнего возраста. Для детей, не посещавших детский сад, открываются подготовительные классы. Задачи работы с детьми в подготовительном классе: выявление состояния интеллекта; уровня обученности ребенка и его потенциальных возможностей; подготовка к дельнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

Задачами специализированного образовательного процесса в школе для детей с ДЦП являются: сочетание обучения и воспитания с лечебно-восстановительными мероприятиями; трудовая подготовка; профессиональная ориентация.

Содержание коррекционно-развивающей работы предполагает:

  • последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;
  • целенаправленное формирование высших психических функций;
  • воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социально-бытовой адаптации.

Одной и форм организации педагогической помощи является надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигателыюго аппарата. С одной стороны, надомное обучение включает данную категорию детей в образовательное пространство, с другой, имеет ряд недостатков: сокращенная общеобразовательная программа; нерегулярность домашних уроков; изоляция ученика от общества сверстников; отсутствие возможности профориентации.

В школах-интернатах трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии, имеются трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные.

Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса.

Цель профориентации: подготовка к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями детей с церебральным параличом, интересами воспитанников. При сохранном интеллекте выпускники могут овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.

Для получения профессионального образования предоставляется возможность льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.

Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), проводится экспертиза трудоспособности.

Список литературы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.