Коррекция двигательных нарушений при спастических формах дцп

Причины развития полиэтиологического заболевания, поражения головного мозга на различных этапах его развития. Лечение детского церебрального паралича. Устранение двигательных нарушений, речевых дефектов и коррекция психического развития ребенка.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.07.2017
Размер файла 24,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Северный государственный медицинский университет

Кафедра физической культуры и медицинской реабилитации.

Зав. Кафедрой: д.м.н., доцент Ишекова Надежда Ивановна

Преподаватель: д.м.н., доцент Ишекова Надежда Ивановна

Детский церебральный паралич спастическая форма

Степырева Ася Александровна

1. Причины развития ДЦП, угрозы ДЦП

ДЦП (детский церебральный паралич) - это полиэтиологическое заболевание, возникающее вследствие поражения головного мозга внутриутробно, во время родов или раннем неонатальном периоде, проявляющееся двигательными расстройствами (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушения координации) нередко в сочетании с изменениями психики, зрения, речи, слуха, судорожными и бессудорожными припадками.

Частота встречаемости от 2 до 4 случаев на 1000 детей.

Причиной внутриутробного поражения головного мозга на различных этапах его развития могут быть гипоксические, токсические, метаболические и другие воздействия.

Почему и отчего рождаются дети с ДЦП? Откуда берется диагноз? Какая основная угроза развития болезни? Существенная роль придается внутриутробным нейроинфекциям плода, которые могут приобретать хроническое течение и продолжаться некоторое время после рождения. На этом фоне возможно травматическое или гипоксическое поражение головного мозга во время родов. Лишь в 20% случаев детский церебральный паралич ДЦП является следствием только акушерской патологии. В постнатальном периоде могут возникать новые, преимущественно инфекционные и гипоксические повреждения мозга, которые, действуя первично или на фоне дородового дизонтогенеза, вызывают новые церебральные расстройства. Выявление ведущей причины ДЦП представляет большие трудности, так как различные патогенные факторы могут вызывать сходные патоморфологические изменения и клинические синдромы.

Большое значение имеет время поражения головного мозга. Лишь в отношении гиперкинетических форм ДЦП известно, что они в большинстве случаев обусловлены токсическим воздействием непрямого билирубина на подкорковые структуры.

Механизм возникновения ДЦП достаточно сложный. Часто он носит аутоиммунный характер: нервные клетки плода под влиянием различных повреждающих факторов превращаются в чужеродные для организма мозговые антигены, которые через плаценту попадают в кровь матери и вызывают образование антител в ее организме. Эти антитела могут проникать через плаценту в организм плода и вызывать деструкцию различных отделов мозга. Эти аутоиммунные процессы продолжаются и после рождения, в связи с чем мы рассматриваем ДЦП не как резидуальное состояние, а как проявление текущего процесса в определенных временных рамках.

Патогенез двигательных расстройств можно объяснить с позиции становления и редукции основных безусловных рефлексов грудного ребенка, прежде всего лабиринтных тонических, шейных тонических симметричных и асимметричных, простых шейных и туловищных установочных. Так, при лабиринтном тоническом рефлексе в положении ребенка на животе повышается мышечный тонус в сгибателях шеи, конечностей и туловища.

Уже на втором месяце жизни он начинается сменяться лабиринтным установочным рефлексом - смена флексорного тонуса на экстензорный. В результате ребенок приподнимает головку, опираясь вначале на предплечья, с 3 - 4 месяцев - на разогнутые руки, а в 5 - 6 месяцев разгибаются ноги и ребенок становится на четвереньки.

В конечном итоге тело принимает вертикальную установку. Если же вовремя не происходит редукции лабиринтного тонического рефлекса, то развитие моторики приостанавливается, формируются сгибательные контрактуры и неправильная установка стоп. Одновременно с этим рефлексом происходит задержка редукции и других позотонических и спинальных автоматизмов.

2. Формы и стадии ДЦП

В зависимости от ведущих неврологических синдромов К. А. Семенова выделяет различные формы ДЦП: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая, атонически-астатическая, гемиплегическая (гемипаретическая).

Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина из атонически-астатической формы выделяют атактическую, протекающую более мягко и доброкачественно (больные дети со временем при правильном и комплексном лечении обучаются стоять и ходить, у них умеренно выражены мышечная гипотония, психические и умственные нарушения), а также дифференцируют формы в грудном и более старшем возрасте.

Выделяют 3 стадии болезни ДЦП: ранняя, начальная хронически-резидуальная, поздняя (конечная) резидуальная.

На ранней стадии ДЦП (до 4 месяцев) наблюдаются общее тяжелое состояние, тахи- или брадикардия, нарушение дыхания нистагм, судороги, внутричерепная гипертензия. Конкретная форма двигательных нарушений обычно еще не выражена.

Начальная хронически-резидуальная стадия ДЦП (с 5 - 6 месяцев до 3- 4 лет) протекает на фоне резидуальных явлений, обусловленных патологией внутриутробного развития и родовой травмой. Основной клинической особенностью неврологических нарушений является формирование стойкой мышечной гипертонии (при спастических формах заболевания), что в ряде случаев уже в начале данной стадии позволяет выделить форму ДЦП.

Поздняя (конечная) резидуальная стадия ДЦП (после 3 - 4 лет) характеризуется окончательным формированием патологического двигательного стереотипа, контрактур и деформаций. У детей с двойной гемиплегией может сформироваться намного раньше (в 1- 2 года).

Основные клинические проявления зависят от формы заболевания.

Поскольку ДЦП является собирательным термином, объединяющим последствия повреждения развивающегося мозга различными неблагоприятными факторами, то и клинические проявления церебрального паралича разнообразны. Тем не менее, в результате действия совершенно разных по природе повреждающих факторов в тот или иной период развития мозга формируются во многом сходные нарушения мозговых функций. Существует несколько классификаций клинических форм ДЦП. Принятая в нашей стране классификация выделяет 5 клинических форм заболевания (по A. Ford, 1952 г. в модификации К.А. Семеновой, 1972 г.):

1. Спастическая форма ДЦП (спастическая тетраплегия, диплегия, гемиплегия).

2. Дискинетическая форма.

3. Атаксическая форма.

4. Смешанные формы ДЦП.

5. Неуточненная форма.

1. Спастическая тетраплегия представляет собой тяжелую форму детского церебрального паралича, в основе которой лежит повреждение структур головного мозга в период беременности и родов вследствие кислородного голодания. В головном мозгу наблюдается процесс частичного отмирания нейронов и, образно выражаясь, разжижение нормальной структуры нервной ткани. Половина детей, страдающих этой формой детского церебрального паралича, имеет сочетанную патологию (как правило, эпилепсию). Вовлечение в процесс большого количества структур головного мозга приводит к развитию псевдобульбарного синдрома, который выражается в нарушении процессов глотания, говорения, звукообразования и т.д. В данный симптомокомплекс входят явления насильственного плача или смеха, которые могут развиваться в ответ на любые действия (например, прикосновение ложкой к зубам и др.). Спастическая тетраплегия проявляется парезом мышц рук и ног, нарушением зрения, речи, внимания, умственного развития. Из-за сильного пареза мышц рук и ног часто происходит образование своего рода стяжек, которые ведут к деформации нормального положения тела, верхних и нижних конечностей. Повреждение структур головного мозга часто затрагивает черепные нервы, что влечет за собой косоглазие, атрофию зрительного нерва с развитием слепоты и нарушение слуха. Задержка умственного развития и нормальных мышечных рефлексов влечет развитие микроцефалии (маленький размер черепной коробки). Поскольку нарушения при данной форме детского церебрального паралича очень тяжелые, человек практически не способен овладеть элементарными навыками самообслуживания.

2. Спастическая диплегия представляет собой самую распространенную форму детского церебрального паралича, на которую приходится до 75% от всех остальных форм заболевания. Данную форму ДЦП часто называют по имени впервые описавшего ее английского врача, болезнью Литтля. Характерно большее поражение мышц нижних конечностей, по сравнению с руками и лицом, причем в процесс вовлечены обе ноги. Несмотря на более слабое вовлечение в процесс мышц лица и верхних конечностей, у детей с болезнью Литтля в раннем возрасте происходит формирование контрактур, которые приводят к нарушениям нормальной анатомической формы позвоночника и суставов. Болезнь Литтля чаще всего выявляется у детей, родившихся недоношенными. А основными причинами данной формы ДЦП являются кровоизлияния в желудочки мозга, "разжижение" нервной ткани и ряд иных факторов. Преобладающим симптомом является мышечный парез нижних конечностей, который сопровождается задержкой умственного развития, речи и психики ребенка, частичные проявления псевдобульбарного синдрома (парез голосовых связок, нарушение звукообразования). Достаточно часто при болезни Литтля в патологический процесс вовлекаются и черепные нервы, что приводит к формированию задержки речевого развития и легкой степени умственной отсталости. Дети с болезнью Литтля вполне обучаемы, поэтому при более или менее нормальном функционировании верхних конечностей такие люди способны выполнять посильную работу и жить в социуме. Адаптация к жизни в социуме происходит тем успешнее, чем меньшие у ребенка нарушения деятельности рук.

3. Гемиплегическая форма детского церебрального паралича характеризуется вовлечением в процесс мышц конечностей только с одной стороны - правой или левой. Причем чаще более выраженные нарушения наблюдаются в руках, чем в ногах. Наиболее частыми причинами формирования гемиплегической формы ДЦП являются инфаркты головного мозга и кровоизлияния. Дети с гемиплегической формой ДЦП способны научиться выполнять различные движения, но скорость развития мышечных навыков медленнее, чем у здоровых сверстников. Способность к обучению и социализации определяется уровнем умственного развития ребенка, и практически не зависит от нарушений мышечных движений. Ребенок с гемиплегической формой ДЦП имеет характерную походку, внешне сходную с позой Вернике-Манна. Наиболее точно и емко поза Вернике-Манна описывается следующей фразой: "Нога косит, рука просит". Пораженная нога выпрямлена в бедре и колене, согнута в области стопы, ребенок идет на носочках, перенося вперед абсолютно прямую ногу. Рука на пораженной стороне имеет характерную позу просящего человека. Помимо двигательных нарушений, при гемиплегической форме ДЦП наблюдается задержка умственного развития и психической сферы ребенка, а также речи. Довольно часто ДЦП сочетается с эпилептическими приступами.

церебральный паралич заболевание мозг

3. Лечение ДЦП и принципы реабилитации

Лечение ДЦП направлено на устранение двигательных нарушений, речевых дефектов и коррекцию психического развития ребенка. Двигательные расстройства ребенка с детским церебральным параличом подвергаются коррекции за счет постановки правильного мышечного стереотипа, закрепления позы и т.д. Помимо симптоматических методик, направленных на развитие двигательных навыков и ускорение психического и умственного развития, в лечении обязательно применяется терапия основного заболевания, которое и привело к ДЦП. На сегодняшний день не существует универсальных методов лечения ДЦП. Прекрасные результаты дают следующие методы: лечебная физкультура; сеансы массажа; медицинские препараты, направленные на нормализацию мышечного тонуса (например, Баклофен, Мидокалм, Диспорт и т.д.). Кроме того, обладают доказанным положительным эффектом в лечении ДЦП следующие методики и приемы: метод Войта; Бобат-терапия; нагрузочные костюмы "Адели" и "Гравистат"; пневмокостюм "Атлант"; логопедические методики; вспомогательные устройства (например, ходунки, кресло, вертикализаторы, велосипеды, тренажеры и т.д.). Если патологические изменения структуры мышц не удается исправить вышеперечисленными методами, то прибегают к хирургическому лечению.

Хирургические вмешательства обеспечивают выполнение пластики сухожилий и мышц, что возвращает тканям нормальную форму и структуру. Также хирургически удаляют контрактуры. Если есть возможность исправить нарушения в тканях нервной системы, то проводятся нейрохирургические вмешательства, например, стимуляция спинного мозга, удаление пораженных участков и т.д. Совместно с вышеперечисленными методиками можно применять санаторное лечение и анималотерапию - использование животных в лечении (например, лошадей). Это позволяет улучшить эффективность предпринимаемых мер. В России часто применяют для лечения ДЦП медикаменты, которые улучшают кровообращение в головном мозгу (например, Церебролизин, Актовегин, Глицин и т.д.). Также используются антиоксиданты, биологически активные добавки, препараты, влияющие на тонус сосудов, и даже стволовые клетки. Все эти препараты и методы не имеют доказанной эффективности для лечения ДЦП. ДЦП необходимо начинать лечить как можно раньше, поскольку состояние ребенка может ухудшаться из-за постепенного развития ортопедической патологии. Это могут быть искривления позвоночника (кифозы, сколиозы), дисплазия бедренного сустава, плоскостопие и т.д. В итоге приходится лечить не только ДЦП, но и исправлять приобретенные ортопедические нарушения, надевая лангеты, шины и распорки. Дисплазия бедренного сустава чревата развитием хронических вывихов и подвывихов, которые можно устранить только путем хирургической операции.

4. Работа с детьми с ДЦП

С детьми, больными ДЦП, необходимо работать педагогам и врачам, для достижения максимальных положительных результатов. Работа начинается с раннего возраста. Дети от 1 года до 3 лет посещают занятия, на которых они обучаются говорить, выполнять повседневные простые действия, получают навыки самообслуживания и развивают способы взаимодействия со сверстниками. Большая работа направлена на овладение различными движениями и удерживание анатомически правильных позиций. В работе с детьми, больными ДЦП, огромное внимание уделяется развитию речи и стереотипам поведения в социуме. Каждый ребенок с ДЦП нуждается в индивидуальном подходе, который учитывает форму патологии, возраст, имеющиеся навыки и т.д. Обучение детей проводится в форме игры, которой руководит взрослый человек, направляя действия ребенка в нужное русло. При этом за движениями ребенка тщательно наблюдают, неправильные и патологические останавливают, а правильные и нужные - напротив, поощряют. Для развития правильных моторных навыков у детей с ДЦП применяются специальные устройства, предназначенные для поддержки головы в нужной позе, удержания туловища, рук и ног. В этом случае ребенок тренирует и развивает артикуляцию, зрительную коррекцию движений и реакции в ответ на изменения в окружающем пространстве. Массаж и ЛФК

Курсы массажа при ДЦП начинают проводить детям с возраста 1,5 месяцев. Успешно применяются классический массаж, сегментарный, точечный, с жидким азотом (криомассаж) и методика по Манакову. Массаж должен проводить только специалист, который может адекватно оценивать тонус мышц, степень воздействия, частоту сеансов и т.д. Родителям не рекомендуется самостоятельно делать массаж ребенку с ДЦП. Лечебная физкультура при детском церебральном параличе обязательно включается в комплекс терапии, причем она должна быть систематической и регулярной. Комплекс упражнений и их сложность устанавливается для каждого ребенка индивидуально, с учетом всех его особенностей, возраста, уровня умственного развития и течения заболевания. Физические упражнения выполняются дозированно, нагрузка увеличивается постепенно, по мере улучшения состояния. Дети с ДЦП обязательно должны выполнять следующие физические упражнения: растяжка; расслабление мышц и уменьшение тонуса; увеличение амплитуды и диапазона мышечных движений различных частей тела; укрепление мышц, участвующих в движениях различных частей тела; упражнения на выработку выносливости мышц; тренировка нормального мышечного стереотипа для постановки правильной ходьбы; тренировка равновесия путем хождения по наклонным плоскостям; упражнения на увеличение силы мышц.

Совместно с сеансами массажа, применяются методы лечебной физкультуры. Например, ходьба на беговой дорожке перед зеркалом, в котором отражаются все движения, позволяет корректировать их, исправлять и формировать правильный мышечный навык. Правильные движения нижних конечностей вырабатываются на специальном велосипеде, в ходе занятий на котором ребенку фиксируют руки, спину и ноги в нужном положении. Если ребенок очень плохо двигается, то ему помогают ходунки. Вестибулярный аппарат тренируется прыжками на батутах. Также успешно применяется бальнеотерапия, то есть водолечение в бассейнах. В воде вес тела становится меньше, ребенку легче двигаться. Сначала он вырабатывает мышечный стереотип ходьбы в бассейне, после чего ему относительно легко начать ходить и по земле. Очень часто дети с ДЦП научаются плавать, а только после этого становятся в состоянии ходить. Водные процедуры и купание завершается процедурой гидромассажа, которая эффективна, полезна и доставляет удовольствие ребенку. Хорошими эффектами в лечении ДЦП обладает грязелечение, которое позволяет оказывать стимулирующее воздействие на нервные клетки, улучшая чувствительность ребенка. Теплые грязевые обертывания отлично помогают снять повышенный мышечный тонус.

Гипертонус эффективно понижается и нормализуется при помощи электрофореза. В принципе приемы физиотерапии оказывают хорошие лечебные эффекты, и позволяют достичь прекрасных результатов у детей с ДЦП. Из физиотерапевтических методик наиболее широко применяются и обладают хорошей эффективностью магнитотерапия и парафинотерапия. Для создания условий для нормального психического развития необходимо пройти курс логопедического массажа, и пропить соответствующие препараты. Помощь логопеда ребенку с ДЦП - жизненно необходима, потому что повышенный тонус мышц языка и голосовых связок не дает малышу произносить звуки и, соответственно, разговаривать. А замедление развития речевых навыков влечет за собой задержку психического и умственного развития, а, следовательно, и социальной адаптации. Вышеперечисленные методики используются регулярно, в среднем по 2 - 3 раза в год. Курс состоит из 35 - 40 занятий.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Бабушкина Ольга Филипповна, Архипенко Игорь, Дубский Александр Валерьянович, Коленченко Вячеслав Владимирович

В статье проведен анализ изменений двигательных нарушений у детей со спастической формой ДЦП в результате применения физических упражнений

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Бабушкина Ольга Филипповна, Архипенко Игорь, Дубский Александр Валерьянович, Коленченко Вячеслав Владимирович

APPLICATION OF PHYSICAL EXERCISES IN THE CORRECTION OF MOTOR DISORDERS IN CHILDREN WITH SPASTIC FORM OF CEREBRAL PALSY

This article analyzes the changes in motor disorders in children with spastic form of CEREBRAL PALSY as a result of the application of physical exercises

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 УДК 616.8-009.11-055.62:615.825

Дубский Александр Валерьянович, врач невролог 1 категории, врач-нейрофизиолог ГБУЗ РК СГДКБ e-mail: a_dubskiy@mail.ru

Коленченко Вячеслав Владимирович, массажист-реабилитолог ГБУЗ РК СГДКБ

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ

Аннотация. В статье проведен анализ изменений двигательных нарушений у детей со спастической формой ДЦП в результате применения физических упражнений.

Ключевые слова: детский центральный паралич, лечение положением, физическая реабилитация, массаж, нервная система, гониометрия, миограмма.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 Babuchkina Olga Filippovna, associate professor of the theory and technique of adaptive physical culture, physical rehabilitation and improving technologies of the Crimean federal university, candidate of medical sciences e-mail: babushkinaoph59@yandex.ru

Archipenko Igor, student of a magistracy of faculty of physical culture and sport of the Crimean federal university e-mail: qw1kstast@mail.ru

Dubsky Alexander Valeryanovich, neurologist of 1 category, neurophysiologist of GBUZ RK SGDKB

Kolenchenko Vyacheslav Vladimirovich, massage therapist-reabilitolog of GBUZ RK SGDKB

APPLICATION OF PHYSICAL EXERCISES IN THE CORRECTION OF MOTOR DISORDERS IN CHILDREN WITH SPASTIC FORM OF CEREBRAL PALSY

Annotation. This article analyzes the changes in motor disorders in children with spastic form of CEREBRAL PALSY as a result of the application of physical exercises.

Keywords: cerebral palsy, treatment situation, physical rehabilitation, massage, nervous system, goniometry, miogramma.

Введение. Ведущие места в структуре первичной детской инвалидности занимают врожденные аномалии развития, болезни нервной системы и психические расстройства. Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является детский церебральный паралич, распространенность которого составляет 2 - 2,5 случая на 1000 детей [1, с. 8].

Детский церебральный паралич - заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в пренатальном, интранатальном и раннем

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 постнатальном периодах, или вследствие аномалии его развития, характеризуется нарушениями двигательных и статокинетических функций, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекции [4, с. 11].

При этом действие повреждающих факторов на незрелый мозг определяет разнообразие сочетаний двигательных и сенсорных расстройств, а также лежит в основе нарушений когнитивных функций, что необходимо учитывать при обосновании восстановительного лечения и социальной реабилитации больных [5, с. 7].

Хотя это заболевание известно давно, работ, всесторонне освещающих эту проблему, до сих пор немного. Число детей с ДЦП возрастает из года в год во всех странах мира. Огромное число больных, отсутствие эффективных методов лечения делают детские церебральные параличи не только важной медицинской, но и социальной проблемой [2, с. 11].

Коррекция двигательных нарушений у детей с ДЦП представляет собой трудную задачу. К настоящему времени предложено большое количество методов и средств терапевтического воздействия. Многие из них оказываются малоэффективными. Сведения об эффективности того или иного средства при ДЦП противоречивы, имеет место их противоположная оценка. Ведущую роль в процессе восстановления нарушенных функций больных ДЦП играет применение различных средств физической реабилитации (массаж, укладки, лечебная гимнастика, бальнео- и физиотерапия, иппотерапия и т.д.) с учетом индивидуальных особенностей каждого больного [3, с. 77].

В комплексном лечении детей с ДЦП применение лечебной физической культуры, массажа и физиотерапевтических методов занимают одно из ведущих мест среди применяемых методов.

В связи с этим, целью работы явилось исследование эффективности комплексного применения средств физической реабилитации в коррекции двигательных нарушений у детей с ДЦП.

Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели обследовали 16 детей в возрасте 9-10 лет со спастическими формами ДЦП на

Для исследования были отобраны 16 детей в возрасте 9-10 лет со спастическими формами ДЦП. Курс реабилитации длился 21 день.

Программа реабилитации детей 8-9-ти лет контрольной и основной групп со спастической формой ДЦП

Подготовительный (1-8 день) Основной (9-19 день) Заключительный (20-21 день)

Основная группа -УГГ -дыхательная гимнастика -классический массаж -пассивно-активная лечебная гимнастика -массаж сегментарно-рефлекторный -суставная гимнастика -гимнастика на туторах -УГГ -классический массаж -упражнения на растяжку

Контрольная группа -УГГ -дыхательная гимнастика -классический массаж -пассивно-активная лечебная гимнастика -сегментарно-рефлекторный массаж - функциональная лечебная гимнастика -УГГ -классический массаж -упражнения на растяжку

Все обследуемые были разделены на две группы по 8 человек: основную и контрольную. Дети в группах были сопоставимы по полу, возрасту, функциональному состоянию и степени тяжести заболевания. В основной группе использовались средства реабилитации - массаж, занятия лечебной физической культурой и лечения положением. Курс лечебной гимнастики составил 18 занятий по 25-30 минут ежедневно, кроме выходных дней. Курс массажа составил 12 сеансов ежедневно по 20-25 минут. Вначале проводился сеанс массажа, а через 2 часа - занятия лечебной гимнастикой. Лечение положением проводили сразу после массажа каждый день по 5-10 минут [6,7]. Курс составил 12 процедур. В контрольной группе применяли лечебный

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 классический массаж. Курс массажа составил 12 сеансов ежедневно, по 20-25 минут, кроме выходных дней.

Программы реабилитации, выполненные в контрольной и основной группах, представлены в таблице 1.

Для оценки эффективности предложенной программы использовались методы исследования у всех детей основной и контрольной группы в первый и последний день курса физической реабилитации проводили исследование с использованием методов гониометрии (сгибание в коленном суставе (ГКсгиб,0), разгибание в коленном суставе (ГКразгиб,0), сгибание тазобедренного сустава (ГТсгиб,0), разгибание тазобедренного сустава (ГТразгиб,0), сгибание голеностопного сустава (ГГсгиб,0), разгибание голеностопного сустава (ГГразгиб,0), проб Штанге (сек), Генчи (сек) и средней амплитуды поверхностной миограммы (САПМ, мкВ).

Результаты и их обсуждение. Функциональные показатели детей обеих групп до курса реабилитации не имели достоверных различий и были значительно ниже возрастной нормы.

После проведенной реабилитации изменения в контрольной группе были малозначительны. Общая картина заболевания осталась прежней, что мы связываем как небольшим сроком, так и низкой интенсивностью реабилитации.

К концу курса реабилитации в основной группе наблюдалось достоверное улучшение соматометрических и функциональных показателей дыхательной и нейромышечной системы. Данные изменения можно объяснить использованем в программе реабилитации суставной гимнастики и лечебной гимнастики на туторах. При проведении гимнастики на туторах в область подколенной ямки мы подкладывали валик, предупреждающий переразгибание коленного сустава. Для всей стопы, включая пальцы, создавали упор. Стопу несколько пронировали и устанавливали под углом 90° в голеностопном суставе. При спастических параличах сеанс гимнастики на ортезах был непродолжительным (15-20 мин). Бережное позиционирование сопровождало весь курс ЛФК. Отдельные части тела пациента представляют собой единое целое, и

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 соответственно этому мы выполняли их перемещение. Если какое-либо упражнение проводилось с верхней частью тела, учитывали положение нижней его части и наоборот. Для повышения эффективности ЛГ мы использовали облегчающие положения в ортезах, при которых обеспечивалось сближение точек прикрепления мышц, осуществлялось расслабление мышечной мускулатуры и блокировались гиперкинезы, укладки в срединном положении для постепенного растяжения и расслабления мышц и корригирующие укладки для исправления неправильного положения конечностей, препятствования патологических установок и лечения контрактур.

Сравнение показателей основной и контрольной группы после

№ п/п Показатели Контрольная группа Основнаягруппа Р %

1. САПМ, мкВ, норма 50-70 мкВ 93,7±1,46 71,6±1,2 Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 тазобедренном суставе в основной группе стала глубже на 9,9 % (р

Патогенез

ДЦП - это заболевание одновременно и монопатогенетического, и полиэтиологического характера. Запуск развития патологического процесса происходит при воздействии на головной мозг ребенка различного рода неблагоприятных факторов. Первые признаки детского церебрального паралича могут появиться и в период внутриутробного развития, и во время родоразрешения, и в первые недели жизни. Для недуга характерно непрогрессирующее течение. Клинические проявления заболевания обусловлены двигательными, психическими и речевыми нарушениями.

  • Спастическая диплегия. Для нее характерно поражение нижних конечностей, руки остаются координируемыми и достаточно активными. В большинстве случаев интеллект не затронут, ребенок легкообучаем. В Международной классификации болезней (МКБ-10) спастической диплегии ДЦП присвоен код G80.1.
  • Двойная гемиплегия. Поражены и верхние, и нижние конечности. Для данной формы также характерно наличие речевых расстройств, атрофии зрительных нервов, ригидности мышечной ткани. Это самая тяжелая форма ДЦП. Код в МКБ - G80.2.
  • Гемиплегия. Поражается одна сторона тела. У детей выявляются отклонения в интеллектуальном и психическом развитии. Для данной формы характерно периодическое возникновении приступов эпилепсии. Код в МКБ - G80.2.
  • Дискинетический вид. Характерные для данной формы признаки: неправильная постановка нижних конечностей, непроизвольные подергивания ног, судороги, нарушения речи. Интеллект практически не затрагивается, как и в случае со спастической диплегией ДЦП. Код МКБ-10 - G80.3.
  • Атаксическая форма. Для нее характерен пониженный тонус мышечной ткани, выраженные сухожильные рефлексы, нарушение речи, полное отсутствие координации движений, отставание в интеллектуальной сфере. Нередко диагностируется олигофрения. G80.4 - код по МКБ-10.

Спастическая диплегия ДЦП - это патология, при которой человек может быть социально адаптирован. Больной легко воспринимает информацию и контактирует с другими людьми. Однако в тяжелых случаях он не может обслужить себя в быту.


Этиология

Спастическая диплегия ДЦП может возникнуть под воздействием множества провоцирующих факторов. Основные причины развития заболевания:

  • Недоношенность. Является следствием преждевременного начала процесса родоразрешения. Это происходит при фетоплацентарной недостаточности, отслойке плаценты, резус-конфликте матери и плода. Причинами преждевременных родов могут являться и заболевания, от которых страдает беременная женщина. К ним относятся: сахарный диабет, дисфункция почек, порок сердца. Провоцирующим фактором также является гестоз.
  • Родовые травмы. Осложненный процесс появления ребенка на свет является самой распространенной причиной развития спастической диплегии ДЦП. Травмы могут быть получены при стремительных родах, узких путях прохождения, тазовом предлежании плода.
  • Асфиксия у новорожденного ребенка. В некоторых случаях после появления на свет малыши не могут дышать самостоятельно. Причины асфиксии: попадание в дыхательные пути околоплодных вод, аномалии развития ребенка во внутриутробном периоде, инфекционные заболевания, иммунологическая несовместимость матери и малыша, пневмопатия.
  • Генетическая предрасположенность. У страдающих от недуга людей в большинстве случаев рождаются дети со спастической диплегией ДЦП.
  • Гипоксия или ишемия плода в период внутриутробного развития. При недостатке кислорода и нарушении кровообращения происходит поражение головного мозга ребенка. Чаще всего следствием является развитие тяжелых форм ДЦП.
  • Инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата.
  • Физическое воздействие на плод. Фактором риска является проведение рентгенологического или радионуклидного исследований в гестационный период.

Кроме того, немаловажное значение имеет образ жизни беременной женщины. Риск развития патологии значительно увеличивается, если будущая мама увлекается табакокурением, употреблением спиртосодержащих напитков и наркотических веществ, а также если ее повседневная деятельность связана с постоянным контактированием с вредными соединениями.


Клинические проявления

Типичным симптомом спастической диплегии ДЦП является тетрапарез, при этом наблюдается поражение преимущественно нижних конечностей. Мышечный гипертонус является необходимым состоянием в период внутриутробного развития плода. Вскоре после рождения малыша на свет его интенсивность начинает ослабевать. Как правило, полностью мышечный гипертонус исчезает максимум к полугоду. При наличии спастической диплегии он не ослабевает.

Состояние гипертонуса наиболее заметно в области мышц-сгибателей стоп. В результате формируется специфическое положение ног. У больного ребенка колени соединены, бедра повернуты внутрь, а голени прижаты друг к другу или скрещены.

Иные клинические проявления:

  • Отставание от сверстников в физическом развитии. Свои первые шаги больные дети начинают делать только в 3-4 года.
  • Специфическая походка на носках с разогнутыми ногами. При этом нижние конечности трутся друг о друга в области голеней.
  • В мышцах рук тонус, как правило, нормальный. Иногда он незначительно повышен.
  • Глазодвигательные нарушения.
  • Нарушение зрения.
  • Косоглазие.
  • Тугоухость.
  • Сглаженность складок в носогубной зоне.
  • Неправильное расположение языка, он отклонен от средней линии.
  • Псевдобульбарный паралич.
  • У 75% больных выявляется задержка речевого развития.
  • Сенсорные функции сохранены.
  • Непроизвольные движения верхних конечностей.
  • У каждого 5-го пациента выявляется олигофрения.

  • Ребенок не может самостоятельно поднять голову и удерживать ее в таком положении.
  • Малыш не в состоянии перевернуться без посторонней помощи.
  • Новорожденного совсем не интересуют игрушки или любые другие яркие предметы.
  • Ребенок не может самостоятельно сидеть.
  • Малыш не предпринимает никаких попыток, чтобы переместиться с одного места в другое. У него отсутствует желание ползать.
  • Ребенок не может стоять на ногах.
  • Малыш не задействует пораженную конечность.

У детей постарше родители могут заметить неконтролируемые сокращения мышечной ткани. Кроме того, у малышей вялые движения сменяются резкими и наоборот.


Степени тяжести

Существует несколько вариантов развития заболевания. Они описаны в таблице ниже.

Степени тяжести патологии Характерные клинические проявления
Легкая В первые 6 месяцев здоровье ребенка не подвергается сомнениям. Он развивается нормально. При легкой степени спастической диплегии ДЦП через некоторое время появляются признаки пареза нижних конечностей. При этом ребенок в состоянии передвигаться самостоятельно и не прибегать к помощи третьих лиц. Как умственное, так и психическое развитие соответствуют всем нормам.
Средняя Для данной степени характерна выраженная спастика в нижних конечностях. Человек не может самостоятельно передвигаться. Во время ходьбы он вынужден использовать костыли, трости или иные подручные средства. Незначительные изменения происходят в когнитивной сфере. Социальная адаптация возможна.
Тяжелая Характерные признаки ярко выражены сразу после появления ребенка на свет. У малыша выявляется тетрапарез с преимущественным поражением нижних конечностей. В дальнейшем ребенок не может передвигаться самостоятельно. Социальная адаптация также нарушена.

При возникновении любого тревожного признака необходимо обратиться к врачу. Игнорирование симптомов приводит тому, что любая нагрузка на позвоночный столб распределяется по нему неравномерно. Это, в свою очередь, является пусковым фактором развития всевозможных осложнений.


Диагностика

Лечением спастической диплегии ДЦП занимается невролог. Именно к нему и нужно обращаться при возникновении первых тревожных симптомов. На основании данных анамнеза и физикального осмотра специалист оформляет направление на комплексное обследование, включающее:

  • Осмотр офтальмолога.
  • Консультацию ЛОР-врача.
  • Электроэнцефалографию.
  • Электронейромиографию.
  • Нейросонографию.
  • УЗИ или МРТ головного мозга. Ультразвуковое исследование показано при открытом родничке. В остальных случаях проводится МРТ.

Все полученные данные отображаются в медицинской карте пациента. Врач заносит в нее не только результаты исследований, но и предполагаемый диагноз с кодом МКБ-10.

Спастическую диплегию ДЦП необходимо дифференцировать от иных форм детского церебрального паралича, патологий центральной нервной системы, а также от других недугов, обусловленных наследственной предрасположенностью. Врач может также оформить направление на консультацию к генетику.


Медикаментозное лечение

В настоящее время не разработано специфической этиопатогенетической терапии недуга. Лечение патологии подразумевает только прием препаратов и прохождение курса реабилитации.

Классическая схема медикаментозной терапии представлена в таблице ниже.

Задачей медикаментозного лечения является предупреждение развития всевозможных осложнений.


Реабилитационная терапия

Назначается абсолютно всем пациентам. Проведение реабилитационных мероприятий направлено на улучшение социальной адаптации. Кроме того, терапия подразумевает обучение пациентов навыкам самообслуживания.

Реабилитационное лечение включает следующие пункты:

  • ЛФК. Занятия могут проводиться как в домашней обстановке, так и в кабинете врача. Комплекс упражнений разрабатывается исключительно неврологом. Специалист при его составлении учитывает все индивидуальные особенности здоровья пациента. ЛФК при спастической диплегии ДЦП способствует сохранению объема движений. Кроме того, лечебная физкультура - отличная профилактика развития осложнений.
  • Массаж. Способствует улучшению процесса кровообращения в пораженных мышцах. Кроме того, на фоне лечения происходит расслабление мускулатуры.
  • Коррекцию речи. Подразумевает индивидуальные занятия с логопедом.

При наличии признаков олигофрении дополнительно проводятся консультации с психологом. Специалист чаще всего корректирует нарушения с помощью игровой терапии.


Возможные осложнения

Течение детского церебрального паралича нередко приводит к возникновению негативных последствий.

Наиболее часто диагностируются следующие осложнения:

  • Нарушение функционирования опорно-двигательного аппарата.
  • Эпилепсия.
  • Выраженные когнитивные нарушения.
  • Ухудшение слуха и зрения.

Чтобы не допустить развития осложнений, необходимо строго соблюдать все предписания лечащего врача.

Прогноз

Исход заболевания напрямую зависит от своевременности обращения к неврологу. При отсутствии лечения поднять ребенка на ноги практически невозможно. Согласно статистике, только 20% пациентов могут передвигаться самостоятельно. Остальные же прикованы к постели.

При своевременном выявлении и лечении недуга социальная адаптация возможна.

В заключение

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.