Криомассаж по дубровскому при дцп

ДЦП — заболевания, обнаруживаемые у новорожденных и проявляющиеся непрогрессирующими двигательными нарушениями.

ДЦП рассматривают как полиэтиологическое заболевание мозга, начинающееся в интраи перинатальном периодах, для которого характерны двигательные, психические и речевые нарушения. Болезнь развивается вследствие родовой травмы с последующим кровоизлиянием в головной мозг, асфиксии плода, анемии, эндокринных заболеваний, внутриутробной инфекции, иммунологической несовместимости матери и плода, токсикозов при беременности, терапевтических воздействий, отягощенной наследственности.

Для заболевания типичны спазмы мышц нижних конечностей, контрактуры, двигательные нарушения и другие изменения в локомоторном аппарате. Отмечается повышение сухожильных рефлексов, мышечного тонуса (гипертонус), понижение мышечной силы и работоспособности мышц, наличие контрактур (обычно сгибательно-приводящего типа) и деформаций, нарушение координации движений, стояния и ходьбы, наличие непроизвольных движений, синкинезий. Нередко при этом заболевании нарушается психика, появляются расстройства со стороны черепно-мозговых нервов (косоглазие, ухудшение зрения, слуха), бульбарные и псевдобульбарные расстройства.

Различают следующие формы ДЦП: гиперкинетическая, атонически-астатическая, гемипаретическая, спастическая диплегия (болезнь Литтла), двойная гемиплегия.

Гиперкинетическая форма проявляется различными гиперкинезами с параличами и парезами или без них. Отмечаются речевые нарушения в виде гиперкинетической дизартрии. Интеллект, как правило, сохранен, и это дает возможность проводить медицинскую и социальную реабилитацию.

Атонически-астатическая форма характеризуется сочетанием патологических тонических рефлексов с парезами и низким тонусом мышц. У многих больных наблюдаются речевые расстройства и олигофрения. Дети с этой формой заболевания длительно лечатся в стационарах, школах-интернатах, санаториях.

Гемипаретическая форма развивается преимущественно у новорожденных. Больше поражена одна из верхних конечностей, наблюдается замедление ее роста. Могут встречаться речевые расстройства и олигофрения. Дети способны к обучению, адаптируются к труду. Лечение, реабилитация проводятся в стационаре, садах, интернатах и санаториях.

Спастическая диплегия (болезнь Литтла) — тетрапарез с более выраженным поражением нижних конечностей. У детей могут наблюдаться задержка психического развития, речевые расстройства, нарушения статики и локомоции. Пациенты с умеренной олигофренией обучаются по программе школ для умственно отсталых детей. Они могут научиться самообслуживанию, письму, овладеть некоторыми трудовыми навыками. Эта форма заболевания позволяет надеяться на устранение психических и речевых расстройств, менее благоприятен прогноз восстановления статики и локомоции. Такие дети лечатся на протяжении многих лет в стационарах, санаториях, специальных яслях, детских садах, школах-интернатах, санаториях.

Двойная гемиплегия характеризуется тяжелым тетрапарезом, преобладает ригидность мышц, выражена олигофрения. Медицинская реабилитация проводится до трехлетнего возраста.

По клиническому течению болезни выделяют раннюю резидуальную и позднюю резидуальную стадии.

Ранняя стадия заболевания диагностируется в 1-3-месячном возрасте. Для нее характерны общемозговые синдромы (гипертензионно-гидроцефалический, судорожный, церебральной гипотрофии) и синдромы нарушений врожденных рефлексов, нарушения предречевого развития и др. Дети поздно начинают держать голову, садиться, ходить, у них нарушена речь, снижен интеллект. Эта стадия длится от 4-5 месяцев до 3-4 лет.

Реабилитация включает фармакологию, направленную на стимуляцию развития нервных клеток, подавление патологической двигательной активности, мышечной спастичности, дегидратации. Необходимы ЛФК, ортопедические укладки (лечение положением), общий массаж, занятия с логопедом, игры и др.

В поздней стадии, когда восстановление той или иной функции происходит преимущественно за счет компенсаторно-приспособительных процессов, наблюдаются, вторичные дистрофические изменения в мышцах, связках, сухожилиях и других тканях. Возникшие на ранней стадии тонические рефлексы, контрактуры, порочные установки конечностей, деформации и другие нарушения с трудом поддаются коррекции.

Реабилитация включает фармакологию (дегидратационную, рассасывающую, стимулирующую терапию и др.), ЛФК, массаж (рецептивно-релаксационный, криомассаж), лечение положением, протезно-ортопедическую, физиои гидротерапию, санаторно-курортное лечение и пр. (схема XVI).

Схема XVI. Средства реабилитации при детских церебральных параличах

Одно из главных средств реабилитации детей, страдающих церебральными параличами, — лечебная физкультура. Ее задачи: развитие способности к произвольному торможению движений; уменьшение (снижение) гипертонуса мышц; улучшение координации движений; увеличение амплитуды движений в суставах (суставе); обучение бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию; выработка у ребенка новых навыков и правильных движений.

Основные принципы методики ЛФК: регулярность, систематичность и непрерывность занятий; индивидуализация занятий; учет стадии и тяжести заболевания, возраста и психики ребенка; строго индивидуальное увеличение физических нагрузок.

Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсации нарушенных функций обусловливают важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП. Замедление и искажение речи приводит к задержке умственного развития, поэтому ранние занятия направлены на восстановление нарушенных функций, в самом раннем детстве. С этой целью проводят артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.

Логопедический массаж включает массаж лицевых и артикуляционных мышц и направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию двигательных ощущений. Обычно к концу первого месяца жизни ребенка тонус его артикуляционных мышц нарастает.

Методика массажа. Разглаживание: лоб от середины к вискам, от бровей к волосистой части головы, от мочек уха по щекам к крыльям носа; по верхней губе, по нижней губе и т.д. Расслабление языка: массируется точка в подчелюстной ямке, вибрация по углам челюсти. Расслабление оральной мускулатуры воздействием на мышцы лба, щек, шеи, губ и языка. Поглаживание носогубных складок. Расслабление мышц шеи. Для этого проводится массаж шеи и пассивные повороты головы. Точечный массаж при гиперкинезах языка: массаж в области губ, нижней челюсти, точки в подколенной области.

С детьми до двух лет проводят упражнения для нормализации работы вестибулярного аппарата (лежа на животе и на спине поднимать голову, наклонять туловище и т.п.). При ходьбе поворачивать голову, поднимать руки вверх, вперед, закрывать глаза и т.д.

Рис. 144. Примерный комплекс упражнений в раннем возрасте у детей с

Рис. 145. Примерный комплекс упражнений в раннем возрасте у детей с

Для расслабления мышц рук и ног перед началом занятий ЛГ с успехом применяют криомассаж по В.И. Дубровскому.

В. Фелпс рекомедует пациентам для расслабления мышц делать встряхивающие движения руками и ногами. Но наши наблюдения показывают, что больные ДЦП, у которых имеется гипертонус, эти упражнения выполнить не могут.

Нами для снятия (уменьшения) гипертонуса используется криомассаж, точечный массаж, сегментарный и упражнения на растягивание.

Гидрокинезотерапия включает плавание, гимнастику, игры в воде с температурой 36-37 °С по 15-20 мин. Курс 20-30 процедур через день.

С помощью упражнений на расслабление снижается тонус мышц, что ведет к ослаблению импульсов, идущих от мышцы к коре больших полушарий мозга, что обусловливает уменьшение эфферентных импульсов. В результате ослабления процессов возбуждения снижается напряжение соответствующих мышц.

  • бытовая химия своими руками (17)
  • вязание крючком (1419)
  • вязание спицами и не только (339)
  • деньги (175)
  • для дома,для семьи (271)
  • замечательные люди (20)
  • здоровье (462)
  • интерьер (121)
  • коты (67)
  • креатив (120)
  • кулинария (399)
  • культура и образование (62)
  • масикам (336)
  • обувь (42)
  • огород (127)
  • огород на подоконнике (35)
  • отдохни (0)
  • парфюм своими руками (9)
  • плетение (143)
  • с миру по нитке (451)
  • шитьё и вышивка (200)
  • юмор (20)
  • Все (1)

МАССАЖ
Работая с больными ДЦП я делала индийский массаж спины. Он давал прекрасный результат. Вообще, мягкие мануальные методики востока зачастую дают лучший, быстрый результат пролонгированного действия.

Детские церебральные параличи (ДЦП)

Детские церебральные параличи (ДЦП) — группа синдромов, которые являются следствием повреждений мозга, возникающих в перинатальном периоде.
ДЦП обусловлен главным образом внутриутробной патологией и повреждением мозга во время родов вследствие асфиксии и внутричерепных кровоизлияний. Ведущими в клинической картине церебральных параличей являются нарушения двигательных функций, расстройства координации, неспособность сохранять нормальную позу и производить целенаправленные движения.
Двигательные расстройства охватывают различные стороны моторики. Характерно наличие неестественных поз и незаконченных движений.
В комплексное лечение ДЦП включают сегментарно-рефлекторный массаж с ЛФК, криомассаж и упражнения на растягивание, точечный массаж, облучение лампой соллюкс, ортопедическое лечение и др. (см. Примерный комплекс упражнений в раннем возрасте у детей с церебральными параличами. Рисунок 1 и Рисунок 2).
Задачи массажа: нормализация произвольных движений, мышечного тонуса, улучшение крово- и лимфотока, предупреждение возникновения контрактур, стимуляция ослабленной функции мышц, усиление метаболизма тканей.
Методика массажа. Массаж начинают со спины (см. рис. Массаж спины). Движения рук идут от поясничной области к шее (особенно тщательно с применением сегментарного и точечного массажа массируют паравертебральные области). Вначале проводят подготовительный массаж (поглаживание, растирание и неглубокое разминание мышц спины), а затем сегментарно-рефлекторный, в заключение — вновь поглаживание. После массажа спины переходят к массажу ягодичных мышц и нижних конечностей (нижние конечности массируют с проксимальных отделов), затем массируют верхние конечности, грудь и живот (см. рис. Массаж рук, груди и живота).
После массажа для снятия гипертонуса тех или иных мышц осуществляют воздействие на моторные точки спазмированных мышц. После каждого воздействия на точку ее необходимо (зону) погладить, растереть. В массаж грудной клетки включают приемы активизации дыхания.
Приемы — рубление, поколачивание, выжимание — при ДЦП не применять! Нежелательно применение ЛФК в ванне, так как это ведет к переохлаждению ребенка и дополнительной (в большей степени!) спастике. Если нет изменений со стороны сердечно-сосудистой системы, показана гипертермическая ванна (температура воды выше 38,5 °С), но ее надо применять стационарно или в условиях, исключающих переохлаждение. После приема ванны больному ребенку рекомендуются различные укладки (лечение положением). При выполнении массажа следует применять упражнения на растяжение мышц.
Продолжительность процедуры 8–15 мин. Курс 20–30 процедур. В год 4–6 курсов.
В.И. Дубровский,
академик РАЕН, МАНПО и Нью-Йоркской академии наук,
доктор медицинских наук, профессор
А.В. Дубровская, врач-педиатр


Форму протекания заболевания, должен определить детский невропатолог. По Л.О. Бадаляну ДЦП проявляется в спастической форме, в виде гемиплегии, диплегии, двусторонней гемиплегии, в дистонической или гипотонической формах.

По А.Ю. Ратнеру, ДЦП делится на спастический тетрапарез (двойная гемиплегия), спастический гемипарез (обе формы сопровождаются эпилепсией), мозжечковый синдром (мышечная гипотония), гиперкинезы (насильственные движения, мешающие ходьбе).

По К.А. Семеновой определяют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму ДЦП, атонически-астатический синдром, гемипаретическую форму патологии.

Существует еще и рудиментарный вариант ДЦП: минимальные мозговые дисфункции—неврологические нарушения в виде вялости, быстрой утомляемости, возбудимости, неусидчивости, тиков, головных болей, а в более старшем возрасте нарушения проявляются низкой успеваемостью в школе из-за сложностей с усвоением новой информации. У таких детей бывают трудности в общении, нарушения сна.

В течение болезни по данным разных авторов различают от 3 до 4 периодов:

1) острый период, или ранняя стадия (7-14 дней, до 2-3 месяцев), когда заболевание проявляется в виде синдромов:

– синдрома нарушения мозгового кровообращения — имеют место стон, судороги, резкое возбуждение ребенка с пронзительным криком, нарушения дыхания;

– синдрома повышения внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионного) — родничок напряжен или выбухает, размеры головки быстро увеличиваются, могут быть судороги;

– судорожного синдрома — судороги бывают по нескольку раз в день;

– синдрома угнетения безусловных (врожденных) рефлексов — хватательного, автоматической походки и др. Формируются неправильные установки туловища и конечностей;

– диэнцефального синдрома — отмечаются малая прибавка в массе, задержка роста, нарушение сна, температуры;

2) восстановительный период:

– ранний восстановительный период (начальная хронически-резидуальная стадия) — начинается вслед за стиханием острых проявлений кровоизлияния в мозг. По мнению разных авторов, этот период продолжается от 2 до 5 месяцев. Именно в это время врач может определить форму ДЦП. Чаще она бывает смешанной и включает различные двигательные нарушения; б) поздний восстановительный период — длится до 1-2 лет;

3) период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, — начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5ч. в день, в 3-7 лет — до 6ч.

Наша задача — как можно раньше выявить симптомы заболевания, а для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.

Лечебная физкультура является важнейшим фактором физической реабилитации больных ДЦП, развития их самообслуживания. Малогрупповые занятия ЛФК, игры, лечебная хореография, гидрокинезотерапия способствуют совершенствованию психомоторных функций ребенка, максимально приближают его к уровню сверстников.

Одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Комплекс лечебной физкультуры состоит из выполнения физических упражнений (самостоятельно или при помощи взрослых), массажных процедур, закаливания и укрепления организма, активный образ жизни, рефлексотерапии, иглоукалывании, привлечения ребенка к легкой трудовой деятельности.

Цели ЛФК при ДЦП - развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Также в задачи ЛФК при ДЦП входит обучение детей бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию. Благодаря занятиям лечебной физкультурой, у ребенка вырабатываются новые навыки и правильные движения.

Лечебная физкультура при ДЦП преследует следующие задачи:

1) нормализация безусловно-рефлекторной основы становления произвольных движений;

2) развитие сенсомоторных возможностей больного на базе перестройки порочных компенсаций и стимуляции координированных функций анализаторных систем;

3) обучение жизненно необходимым двигательным навыкам и элементам спортивных упражнений на основе развития общей подвижности больного;

4) специальная разносторонняя тренировка координации движений.

Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.

Процесс занятий лечебной физкультурой должен быть теоретически обоснован, построен согласованно с другими методами лечения. Для выбора методик занятий необходимо предварительное тщательное обследование больного, детальное выяснение характера поражения, состояния суставов и мышечной системы, степень утраты функциональных возможностей и прогноз заболевания .

Поскольку физиологический смысл занятий лечебной физкультурой состоит в развитии новых условно-рефлекторных связей и механизмов в процессе коррекционной работы, одинаковое значение имеют как демонстрация, так и словесное объяснение комплекса физических упражнений. Основной формой их организации являются индивидуальные занятия. Необходимо производить периодическое определение изменений в состоянии функций с помощью специальных тестов, и, по возможности, физиологических исследований. Такие осмотры позволяют своевременно выявить необходимость изменения методики и одновременно отражают динамику функционального состояния больного, эффективность его лечения на каждом этапе.

Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.

Важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП обуславливается особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций. Ранние занятия должны проводиться в самом раннем детстве, чем раньше, тем лучше, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций, потому что замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития ребенка. Также занятия, проводимые с детьми, включают в себя артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.

Перед началом занятий лечебной гимнастикой применяется криомассаж по В.И. Дубровскому для того, чтобы расслабить мышцы рук и ног. Для того, чтобы уменьшить гипертонус используется точечный массаж, сегментарный массаж, криомассаж и упражнения на растягивание. Также в комплекс ЛФК при ДЦП с успехом включается гидрокинезотерапия (аквааэробика), которая состоит из плавания, гимнастики и игр в воде. При этом температура воды должна быть не меньше 36-37 градусов. Упражнения проводятся по 15-20 минут. Курс - 20-30 процедур через день.

Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.

Для снятия гипертонуса мышц рекомендуется использовать упражнения на мяче: 1. И.П. - лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. Также можно в этом положении проводить ему классический массаж.

2. И.П. - лежа на животе. Ребенок должен поднять и опустить руки, затем отвести их в стороны, попытаться расслабить и с силой опустить.

Примерный комплекс упражнений для детей с ДЦП в раннем возрасте: растягивания, специальные положения и укладки. Согнуть или разогнуть конечность, удерживая ее в таком положении не менее 5-8 секунд, затем провести поглаживание, разминание и потряхивание напряженных мышц до тех пор, пока они не расслабятся.

Укладки выполняются при помощи мешочков с теплым песком. Можно сделать криомассаж спазмированных мышц. Ребенок укладывается в позу, противоположную той, при которой возникает повышенный мышечный тонус (гипертонус), и это приводит к тому, что патологический двигательный стереотип постепенно разрушается, патологическая афферентация с рецепторных полей патологически активного рефлекса снижается, и нормализуется регуляция мышечного тонуса в покое и при произвольных движениях.

При обучении бытовым навыкам (самообслуживанию) широко используются такие виды деятельности, как занятия рисованием, письмом, также у ребенка вырабатываются умения держать ложку, вилку, карандаш, зубную щетку, умываться, причесывать волосы и т.д. В тренировки включают ходьбу по ровной поверхности, по ступенькам лестницы, передвижения в специальной коляске. У ребенка вырабатывается способность стоять между брусьями (для этого устанавливаются параллельные рейки на уровне тазобедренных суставов), ходить с преодолением препятствий (в виде препятствий используются кубики, мячи, палки и др. предметы). Что касается обучения ходьбе, то сначала следует провести массаж спазированных мышц. Также в занятия лечебной физкультурой при ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях - стоя, сидя, лежа. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы. В освоении акта ходьбы это является важным этапом. Развитию координации способствуют упражнения, в которых задействованы руки и ноги. Эти упражнения выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, а также с изменением ритма и темпа выполнения.

При наличии гипертонуса мышц быстрота движений, их координация резко снижаются. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо сделать массаж (можно криомассаж), а также вибромассаж стоп. Когда придет время непосредственно приступить к упражнениям, то сначала следует выполнять более простые упражнения в медленном темпе, с малым числом повторений. Затем постепенно следует усложнять упражнения и ускорять ритм их выполнения. Упражнения выполняются на месте и в движении (например, ходьба, бег и пр.)

Таким образом, Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Голубова Т.Ф., Кафанова К.А., Власенко С.В.

ВЕСТНИК ФИЗИОТЕРАПИИ И КУРОРТОЛОГИИ №1, 2017

МЕТОД КРИОМАССАЖА В КОРРЕКЦИИ СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ У БОЛЬНЫХ С ДЕТСКИМ

Голубова Т. Ф., Кафанова К. А., Власенко С. В.

УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ГАЛОТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОМ САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ

С РЕЦИДИВИРУЮЩИМ БРОНХИТОМ

'Голубова Т. Ф., 2Кулик Г. Д., 2Кожура В. В., 'Поленок И. А., 'Писаная Л. А., 'Гудзь М. А., 'Гаврилова О. Ф., 2Бекмамбетова Г. Б.,

2Пивоварова А. Б., 2Алиева Ф. Э.

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИННЕРВАЦИИ СЕДАЛИЩНОГО НЕРВА ПОСЛЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ У КРОЛИКОВ ПОРОДЫ ШИНШИЛЛА ПОД ВЛИЯНИЕМ ПРЕПАРАТА ЦЕЛЛЕКС®

Голубова Т. Ф., Муратова Л. Р., Власенко С. В.

Целью настоящего исследования стало изучение особенностей восстановления иннервации седалищного нерва при экспериментальном моделировании полного его пересечения у кроликов породы шиншилла под влиянием препарата Целлекс®. Материал и методы. Под нашим наблюдением находилось 20 кроликов-самцов породы шиншилла, из которых сформированы основная и контрольная группы. Каждое лабораторное животное на момент начала эксперимента было осмотрено ветеринарным врачом и было клинически здоровым. Основная группа - Ю кроликов с моделью полного пересечения седалищного нерва с последующим его сшиванием, также получали Ш-дневный курс инъекций препарата Целлекс. Группа контроля - Ю кроликов аналогичный курс физиологического раствора. Для оценки эффективности терапии использовали клиническое наблюдение за экспериментальными животными, гистологическое исследование, электромионейрографию. Результаты и их обсуждение. По данным ЭМНГ проводимой на Ьые сутки после травмы было выявлено резкое снижение скорости проведения импульса по нерву до 95% от исходных величин. На 9-ые сутки при проведении повторного исследования отмечалось увеличение скорости проведения импульса по седалищному нерву и снижение аксонопатии у кроликов основной группы по сравнению с контрольной при её исходно значимых проявлениях, соответственно на 90% от исходных величин у кроликов основной группы и Ю% контрольной. Клинически сразу после проведения хирургического вмешательства у кроликов обеих групп отмечался парез тазовой конечности на которой был проведен невротмезис (провисание правой тазовой конечности, отсутствие активных движений), однако, начиная с 6-ых суток у кроликов опытной группы, получающих Целлекс отмечалась положительная динамика (увеличение объема активных движений в коленном и голеностопном суставах. У кроликов контрольной группы нарастали процессы атрофии мышц тазовой конечности (бедро в окружности на Ьые сутки после операции '4 см в окружности, а на 8-ые П см), отсутствие активных движений в правой тазовой конечности. Макроскопически при проведении патолого-анатомического исследования в проекции ранее проведенного невротмезиса у кроликов основной группы отмечается восстановление целостности, нерв имеет морфологическую структуру, приближенную к здоровому, в

Массаж льдом (криомассаж)

С древних времен холод использовали как лечебное средство. Под влиянием холода (льда, снега и др.) происходит спазм мелких сосудов, понижается возбудимость нервов, замедляется кровоток, снижается проницаемость мелких сосудов, предотвращается возникновение отеков.
Компрессы (аппликации) из снега, льда, криомассаж уменьшают боли при ушибах мягких тканей, суставов, растяжениях связок и других травмах, а также при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (артриты, артрозы и др.).



Мобилизация и манипуляция на суставах

Эффективность будет больше, если больное место растирать по кругу, зигзагообразно целлофановым мешочком, наполненным льдом (можно маленькую грелку или целлофановый мешочек наполнить водой и положить на 30–40 мин в морозилку холодильника и получить холодовой массажный прибор). Можно целлофановый мешочек (пузырь для льда) наполнить льдом и на одну треть солью, также получится криомассажный прибор.


Мобилизация и тракция тазобедренного сустава (а). Тракция поясничного отдела позвоночника в положении лежа на спине с согнутыми коленями (б)


Тренажеры для развития мышц верхнего плечевого пояса


Тренажеры для тренировки кардиореспираторной системы


Тренажер для развития силы


Блочные тренажеры. Комплекс упражнений при хронических травмах (заболеваниях) опорно-двигательного аппарата

Общая продолжительность воздействия массажа льдом и занятий на тренажерах в первые 3–5 дней составляет 15–30 мин (после 2-3-минутного массажа льдом выполняют упражнения на тренажерах, затем вновь – массаж льдом и выполнение упражнений. Так повторяют 2–3 раза).
Многолетнее применение нами массажа льдом (криомассажа) показало его высокую лечебную и профилактическую эффективность. Так, массаж льдом способствует быстрейшему исчезновению отека, боли, увеличению подвижности в суставе, снятию повышенного локального мышечного тонуса, восстановлению спортивной работоспособности.
Применение в ранние сроки массажа льдом в комплексном лечении травм и заболеваний способствует более раннему возобновлению тренировочных занятий спортсменами, перенесшими травмы и заболевания, уменьшению боли, ускорению регенерации тканей и уменьшению дней нетрудоспособности.

Медицинская литература. [тел: +7 910 417 4222]

Регистратура


ISBN: 5-98322-500-6
2009 г., 4-е изд. перераб. и доп., 384 с.: ил.

В учебнике "Лечебный массаж. Дубровский В." представлены методики массажа при различных заболеваниях и повреждениях опорно-двигательного аппарата, профессиональных заболеваниях, ДЦП, у инвалидов-спортсменов и других заболеваниях. Применение массажа в комплексе с физио- и гидрокинезотерапией, тейпами, мазями, ЛФК. Учебник предназначен для студентов колледжей, среднего медицинского персонала, массажистов, методистов ЛФК, преподавателей фитнес-центров, тренеров по оздоровительной физкультуре и других специалистов, а также всех тех, кто интересуется немедикаментозными методами лечения и профилактики недугов.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Массаж - один из эффективных немедикаментозных методов профилактики и лечения травм и заболеваний у человека. В последние годы интерес к нему как у нас в стране, так и за рубежом резко возрос. Это объясняется тем, что в последние годы повысился процент аллергических реакций на применение фармакологических препаратов, и нередко - их малой эффективностью; хирургическое же вмешательство не всегда и не всем показано, а зачастую приводит к ряду осложнений.
Применение массажа способствует нормализации сна, уменьшению (ликвидации) болей, отеков, рассасыванию спаек, нормализации функций суставов, ускорению процессов репаративной регенерации травмированных тканей и др. Эффективность массажа возрастает при сочетанном его применении с физио- и гидротерапией, оксигенотерапией, различными мазями, тейпами (функциональные лейкопластыревые повязки), ЛФК, баней, мануальной терапией и др.
В книге обобщен многолетний научный и практический опыт по применению различных видов массажа с профилактической и лечебной целью в медицине и спорте. Многолетние клинические наблюдения показали, что раннее возобновление тренировок спортсменом после перенесенных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) приводит к повторным травмам и в последующем - к более длительному лечению, ухудшению процессов регенерации травмированных тканей. Раннее применение массажа с оксигенотерапией и мазями в этих случаях снижает процент повторных травм. В клинике раннее применение массажа при различных заболеваниях, особенно в послеоперационном периоде, способствует ликвидации ряда патологических изменений в тканях и органах: так, у хирургических больных удается ликвидировать послеоперационные осложнения, ускорить процессы репаративной регенерации тканей, ликвидировать застойные процессы в легких и других органах и тканях; предупредить возникновение контрактур, атрофии мышц, нормализовать психоэмоциональное состояние у больных с неврозами, нормализовать крово- и лимфоток при сосудистой патологии и т.д.
В книге рассмотрены вопросы о значении фона в возникновении травм и заболеваний ОДА у спортсменов, и на основе полученных данных разработаны превентивный и восстановительный (репаративный) виды массажа. Большое внимание уделено вопросу раннего применения массажа с оксигенотерапией, мазями и криомассажу. Изложены показания и противопоказания к его применению в зависимости от характера и стадии заболевания, возраста, пола и функционального состояния пациента.
В основу разработанных методик массажа положена теория о функциональных системах академика П.К.Анохина (1968, 1971), согласно которой позвоночник рассматривается как функциональная система. Следовательно, воздействуя на ее звенья удается получить адекватную реакцию. Данный метод воздействия на рефлексогенные зоны позвоночника позволяет применять массаж в ранние сроки возникновения травм и заболеваний.
Вместе с тем мы считали необходимым осветить и возможности сочетанного применения массажа с физио- и гидропроцедурами, тейпами, мазями, оксигенотерапией, сауной (баней), мануальной терапией, упражнениями на растягивание мышц и др.
Изложены показания и противопоказания в зависимости от характера и стадии заболевания, возраста и пола. Большое место отводится технике и методике различных видов массажа при том или ином заболевании, при травмах и заболеваниях ОДА. Предлагаемые методики массажа, разработанные профессором В.И.Дубровским, позволяют применять их в ранние сроки возникновения травм и заболеваний ОДА.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.