Восстановление двигательных функций при дцп

Физические упражнения — это основа реабилитации детей с двигательными нарушениями в комплексной терапии. Упражнения направлены: на увеличение объема движений; улучшение моторных функций; на предотвращение неправильных поз; уменьшение влияния патологических рефлексов за счет активации установочных рефлексов, и правильного положения тела с фиксацией конечностей. Также, за счет упражнений у ребенка увеличивается выносливость, укрепляется мышечный корсет, улучшается жизненный тонус.


При систематическом выполнении упражнений, улучшается спастическое состояние мышц, увеличивается подвижность суставов, за счет чего снижается повышенный тонус мышц. Это приводит к обратной связи в ЦНС, в связи с чем мозг получает правильные сигналы тело-голова-тело, что приводит к улучшению в двигательном развитии детей с ДЦП.

Как научить ребенка с ДЦП держать голову

Подъем головы лежа на спине очень важный элемент в двигательной реабилитации детей с ДЦП. Дети, которых не могут держать голову, с трудом выполняют и другие упражнения. Поэтому умение держать голову очень важно для дальнейшего двигательного развития. Существует множество способов для контроля головы. Это подъем головы на мяче из положения лежа на спине, подъем с твердой поверхности из положения лежа на спине, подъем головы с помощью валика подложенного под грудь и плечи ребенка, подъем головы из положения лежа на животе, заинтересовывая ребенка игрушками. Очень важно использовать любую возможность укладывать ребенка на живот. Через не хочу, через нежелание, заинтересовывая чем угодно, пусть по чуть-чуть, но постоянно. Это основа основ! Вы сами удивитесь насколько ребенок окрепнет и станет со временем лежать дольше и охотнее. И ребенку будет гораздо легче перейти на новый уровень - перевороты.

Как научить ребенка с ДЦП переворачиваться

Если ребенок плохо держит голову, перевороты будут даваться ему намного труднее, поэтому при контроле головы нужно отрабатывать и перевороты. Перевороты со спины на живот выполняются за счет использования рук. Руки ребенка поднимаются кверху, сжимается предплечье или плечо, и легким нажатием за счет вращения плеча происходит переворот корпуса и бедра. Этот способ больше подходит для старших деток. Более легкий способ переворотов, который актуален для маленьких детей, это перевороты за счет нижних конечностей. Сжимаем колени ребенка руками, перекрещиваем ноги, верхнее бедро устремляем в противоположную сторону, т.е. если нога левая, переворот будет вправо. Вращение бедренного сустава, повлечет за собой переворот корпуса и таза. Когда ребенок много и долго лежит на животе, ему легче научится переворотам и получать от этого удовольствие. Он понимает, что может перемещаться таким образом, принимать более удобную для себя позу. И он готов к следующему этапу - ползание.

Отработка навыков ползания детей с ДЦП


Упражнения на равновесие

Равновесие, баланс или удержание позы ребенка в пространстве - это все одно и тоже. Всё сводится к свободному переносу веса тела с ноги на ногу, с руки на руку или с рук на ноги и обратно. В каждом положении тела мы должны удерживать равновесие - это одно из самых важных и необходимых навыков человека. Развить его можно многими упражнениями и тренажерами. Самый доступный и распространенный тренажер - балансир, который представлен во множестве вариантов. В виде балансировочной доски - на ней можно, стоя на четвереньках, качаться влево и вправо, или, развернув ребенка, вперед-назад. Также и стоя на ногах. Балансир в виде надувного диска - переминание с ноги на ногу, работа стопами, перенос веса тела с носков на пятки и тому подобное. Главное - научить ребенка работать тазом отдельно от плеч.

Как детям с ДЦП правильно садится и сидеть

Если больной не может правильно сидеть, то он не сможет правильно ходить. Умение сидеть означает, что ребенок сможет выполнять основное шаговое движение во время ходьбы, при этом сохраняя статическое и динамическое равновесие. Задача как родителей, так и специалистов, правильно усаживать ребенка. Чтобы ребенок сидел ровно, нужно предварительно снизить тонус нижних конечностей, опустить ноги со стула, добиться балансировки, следить за тем, чтобы спина была ровной

Как контролировать походку детям с ДЦП, у которых колени выгнуты назад (рекурвация)

При рекурвации ослаблены мышцы задней части бедра (хамстринг группа). Эти мышцы необходимо укреплять. Можно лежа на спине сгибать ногу, чтобы пятка касалась ягодицы. Затем можно тоже выполнять с утяжелителем. Такой же подъём ноги можно выполнять стоя, только необходимо следить, чтобы колено смотрело вниз и опорная нога не уходила в рекурвацию. Также ребенка необходимо приучать стоять и ходить с подсогнутыми в коленях ногами. И необходимо использовать специальные ортезы.


Методы: стояние на двух коленях; стояние на одном колене.

Тренировка ребенка с ДЦП прямостоянию

Правильное выполнение позы стоя - это основа будущей ходьбы и возможность научиться контролировать бедренные и коленные суставы. Правильная статическая поза — стоя - это когда ноги выпрямлены, корпус прямой, плечи и бедра на одном уровне. Есть динамическая поза стоя - это когда голова, конечности и корпус могут произвольно осуществлять движения и держать равновесие. Существует тренировка позы стоя с поддержкой за две руки, за одну руку. При этом есть большая разница - опора находится впереди ребенка или с боку от него. Также необходимо тренировать ребенка с поддержкой за таз и постепенно уводить поддержку вниз к стопам, т.е. постепенно переставляем руки вниз.

Если ребенок может сохранять равновесие, как статическое, так и динамическое, он готов к упражнениям, направленным на ходьбу.

Упражнения, направленные на ходьбу

Способы тренировки: инструктор держит ребенка за бедра и помогает ребенку вращать таз вправо и влево для того, чтобы запустить шаговые движения, и чтобы ребенок ощущал свои действия и переменный вес на опорные ноги. Также можно добиться шаговых действий с помощью фиксации и движения плеч ребенка.


Двигательная коррекция ДЦП

направлена на улучшение и исправление существующих функций, таких как: неправильный захват кисти, неправильная походка, отсутствие координации при ходьбе, гиперкинезы при напряжении во время осуществления какого-либо двигательного функционала. Коррекция двигательных нарушений детей с ДЦП проводится двумя путями: индивидуально и в групповых занятиях. ЛФК для детей с ДЦП составляется индивидуально, также индивидуально проводятся массаж и логопедические занятия. Групповые занятия направлены на социализацию детей.

Медицинский центра "Сакура" принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

Основным средством двигательной реабилитации является ЛФК. ЛФК проводится в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) в детских садах в форме малогрупповых занятий ЛФК от 3 до 5 раз в неделю с младшей группой (3—4 года) — 15 мин, со средней (4—5 лет) — 20 мин, со старшей (5 — 6 лет) — 25 мин, с подготовительной (6—7 лет) — 30 мин. С детьми, имеющими среднюю и тяжелую степень ДЦП, занятия ЛФК проводятся индивидуально.
В дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида имеются специализированные группы детей с церебральной патологией.
Занятия ЛФК могут проводиться также в лечебных учреждениях или реабилитационных центрах различными курсами, включая комплексное лечение.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в специа-лизированных детских садах и школах имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. Недостаток методических материалов вынуждает руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях модифицировать программы, используемые в работе со здоровыми детьми, или разрабатывать собственные программы, при этом специалисту необходимо хорошо ориентироваться в медицинских аспектах патологии. Для специальных образовательных школ ДЦП в 1986 г. разработана программа, но только для 1—4-х классов. Для средних и старших классов программ по физическому воспитанию и ЛФК нет. Учителю физкультуры и руководителю по физическому воспитанию необходимо знать методы и принципы последовательности формирования двигательных навыков ребенка с ДЦП. При тренировке двигательных функций необходимо соблюдать принцип онтогенетической последовательности. Тренируемые навыки целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. В первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия.
/. Тренировка удержания головы. В положении на спине
вырабатывается умение приподнимать голову, поворачивать ее в стороны. Это важно для освоения следующего двигательного навыка — поворотов и присаживания. В положении на животе, для облегчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают валик. Легче поднять голову при выполнении упражнений на большом мяче, раскачивая его вперед-назад. Раскачивание на мяче тренирует не только реакцию выпрямления головы, но и реакцию равновесия (рис. 5.1 и 5.2).

2. Тренировка поворотов туловища. Повороты со спины на бок и со спины на живот стимулируют подъем головы, тормозят влияние шейных тонических рефлексов, развивают координацию движений, равновесие. В положении на боку ребенок видит свои руки, что способствует выработке зрительно-моторных координации. Кроме того, вращательные движения необходимы для поддержания равновесия (рис. 5.3).

3. Тренировка ползания на четвереньках. Вначале необходимо тренировать поднимание головы и опору на предплечья и кисти в положении на животе. В положении на четвереньках тренируется способность правильно удерживать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени, отрабатывается реакция равновесия, перенос массы тела, опираясь то на одну руку или одну ногу, то на другую. При этом необходимо следить за правильным (разогнутым) положением головы. Для ползания на четвереньках необходимо правильно перемещать центр тяжести, сохранять равновесие и совершать рецинрокные движения конечностями (рис. 5.4 и 5.5).

4. Тренировка сидения.
Умение сидеть требует хорошего контроля головы, распространения реакций выпрямления на туловище, наличия реакций равновесия и защитной функции рук. Кроме того, важна коррекция патологических поз. Устойчивость в положении сидя облегчает свободные движения рук, при этом спина должна быть выпрямлена, голова приподнята (рис. 5.6).

5. Тренировка стояния. Способность к стоянию основывается на освоении сидения и вставания на колени. В позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия туловища, поскольку благодаря большей площади менее выражена реакция страха падения. Тренировка ходьбы на коленях закрепляет реципрокную функцию мышц конечностей, необходимую для вертикальной ходьбы. Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы, контроль вертикальной позы туловища и сохранение реакций равновесия (рис. 5.7).

6. Тренировка ходьбы. Для тренировки ходьбы необходима вертикальная установка головы и туловища, перемещение центра тяжести на опорную ногу, перемещение неопорной ноги, правильная постановка стоп, возможность сохранять позу стоя при опоре на каждую ногу, равномерное распределение массы тела на обе стопы, правильное направление движения и ритм. Сначала ребенка обучают ходьбе с поддержкой (руками взрослого, параллельными брусьями, канатом, подвесной дорогой, шведской стенкой и пр.). Затем ребенок учится ходить самостоятельно (рис. 5.8).
Наряду с формированием основных двигательных навыков и умений необходимо решать такие задачи, как:
— нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей;
— нормализация дыхательной функции;
— формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп;
— коррекция сенсорных расстройств;
— коррекция координационных нарушений (мелкой моторики кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве);
— тренировка мышечно-суставного чувства;
— профилактика и коррекция контрактур;
— активизация психических процессов и познавательной деятельности.
Различные методики ЛФК для решения перечисленных задач описаны как отечественными (Бортфельд С.А., 1971; Семенова К.А, 1976, 1999; Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В., 1988; Мастюкова Е.М., 1991; Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 1991; Шамарин ТТ., Белова Г.И., 1999; Гросс Н.А, 2000; и др.), так и зарубежными специалистами (Фелпс, 1940; Лидеман, 1963; К. и Б. Бобат, 1964, 1983; Тардье, 1984; Войт, 1986; и др.). Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции, воспитания и обучения детей с церебральным параличом освещены в трудах М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, 1985; Л.М. Шипициной, 1996; Л.М. Шипициной, И.И. Мамайчук, 2001; Нэнси Р. Финни, 2001; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, 2001; и др.

Нормализация дыхательной функции

Умение правильно дышать повышает физическую работоспособность, улучшает обмен веществ, восстанавливает речь. При ДЦП дыхание слабое, поверхностное, движения плохо сочетаются с дыханием, нарушена речь. В связи с этим у детей с церебральной патологией важно правильно выбрать исходное положение для выполнения упражнений, т. е. в зависимости от положения тела меняются и условия дыхания. Так, например, в положении лежа на спине затруднен вдох на опорной стороне, сидя — преобладает нижнегрудное дыхание, а диафрагмальное (брюшное) затруднено, стоя — преобладает верхнегрудное дыхание. В занятиях ЛФК используют как статические, так и динамические дыхательные упражнения в разных исходных положениях с разным темпом, ритмом, с акцентом на вдох или выдох, с использованием различных предметов (надувание шариков, пускание мыльных пузырей, игра на духовых инструментах и пр.). Дыхание связано также с речью, поэтому используют звукоречевую гимнастику, и с осанкой, поэтому обучение дыханию сочетают с коррекцией осанки.

Коррекция осанки

При ДЦП в результате действия позотонических рефлексов, формирования патологических синергии и мышечного дисбаланса наиболее часто формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости, круглая спина (кифоз и ьифосколиоз). Для нормализации осанки необходимо решать такие задачи, как формирование навыка правильной осанки, создание мышечного корсета (преимущественное укрепление мышц брюшного пресса n разгибателей спины в грудном отделе позвоночника) и коррекция имеющихся деформаций (кифоза, сколиоза). ЛФК проводится по методике коррекции нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и методике сколиоза.

Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей

П Ф. Лесгафт говорил, что элементарные движения в су:тавах — азбука любых сложных движений. Для детей с церебральной патологией работа на суставах верхних и нижних конечностей начинается с самых простыхудвижений, с облегченных исходных положений, в сочетании с другими методами (массаж, тепловые процедуры, ортопедические укладки и пр). Необходимо добиваться постепенного увеличения амплитуды движения в суставах конечностей, отрабатывать все возможные движения в каждом суставе При этом можно использовать упражнения в сопротивлении в сочетании с расслаблением и маховыми движениями. Можно также использсвать различные предметы (гимнастическую палку, мяч, скакалку для верхних конечностей, гимнастическую стенку, следовые дорожки, параллельные брусья для нижних конечностей).
Особенное внимание следует обратить на разработку ограниченных движений — разгибание и отведение в плечевое суставе, разгибание и супинация в локтевом суставе, разгибание пальцев и отведение большого пальца в кисти, разгибание и отведение в тазобедренном суставе, разгибание в коленном суставе, разгибание в голеностопном суставе и опору на полную стопу.

Коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук

Основная функция руки — манипуляция с предметами. Даже анатомическое строение мышц рук предполагает тонкую, мелкую, дифференцированную работу. Манипулятивная функция важна для самообслуживания ребенка и для овладения профессиональными навыками. При этом самым важным является оппозиционный схват большого пальца Существуют следующие виды схватов кисти: шаровидный, цилиндрический, крючковидный, межпальцевой и оппозиционный. В занятиях ЛФК необходимо отрабатывать все виды схватов. Для тренировки кинестетического чувства важна адаптация руки ребенка к форме различных предметов при обучении захвату. Для отработки навыков самообслуживания ребенок тренируется захватывать ложку, вилку, застегивать пуговицы и кнопки на одежде, складывать кубики, мозаику, рисовать, включать свет, набирать номер телефона, закручивать кран, расчесываться и пр. Можно использовать различные игры и занятия в виде шитья, склеивания, разрезания ножницами, печатания на машинке. После развития дифференцированной деятельности пальцев особенно важно начинать обучение письму.

Коррекция сенсорных расстройств

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает и как точно он может выразить это в речи (Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001). В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь, недоразвита зрительно-моторная координация. Для коррекции сенсорных расстройств необходимо развивать все виды восприятия, формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины предметов, развивать мышечно-суставное чувство, развивать речь и высшие психические функции (внимание, память, мышление).

Профилактика и коррекция контрактур

Аномальное распределение мышечного тонуса быстро приводит к развитию контрактур и деформаций, тормозит формирование произвольной моторики. Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить как с помощью физических упражнений, так и с помощью вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразны упражнения в расслаблении, растягивании, потряхивании (по Фелпсу), а из вспомогательных средств, способствующих сохранению правильного положения различных звеньев тела, используются лонгеты, шины, туторы, воротники, валики, грузы и др. Вспомогательные средства могут использоваться как для разгрузки (воротник Шанца, корсеты), так и для коррекции патологических поз (лонгеты, шины, аппараты). Их используют 3—4 раза в день, длительность пребывания в спецукладках зависит от тяжести поражения и переносимости процедуры. Вспомогательные средства способствуют торможению патологической тонической активности, нормализации рецинрокных взаимоотношений мышц-антагонистов. Ортопедический режим следует чередовать с различными видами лечебной гимнастики для борьбы с контрактурами.

Активизация психических процессов и познавательной деятельности

В психологической коррекции особое внимание следует обратить на формирование конструкторской деятельности, так как в результате совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений. Важна психокоррекция памяти в связи с уменьшением объема памяти зрительной, слуховой и осязательной, а также формирование наглядно-образного мышления в процессе конструкторской и изобразительной деятельности. Кроме того, необходимо проводить психологическую коррекцию эмоциональных нарушений и речи.
Таким образом, ЛФК — важнейшая часть общей системы адаптивной физической культуры. Основными средствами являются дозированные физические упражнения. Задачи, содержание, методические приемы на занятиях ЛФК связаны с планом лечения, коррекции, обучения и воспитания ребенка и зависят от его состояния и динамики достигнутых результатов. Занятия ЛФК могут быть малогрупповыми или индивидуальными в зависимости от возраста, диагноза и степени тяжести. Полученные результаты на занятиях ЛФК закрепляются на уроках физического воспитания. Для каждого ребенка необходимо составить план коррекционной работы и оценить эффективность коррекции. Для успешного лечебно-педагогического процесса важно взаимодействия невролога, врача ЛФК, логопеда, психолога, воспитателя, педагога, а также родителей.

Детский церебральный паралич (ДЦП) или Cerebral palsy (CP) одно из часто встречающихся хронических заболеваний детей и взрослых, характеризующееся прогрессирующим ухудшением общего состояния здоровья, увеличением спазмов и спастики.

Термин ДЦП используется только на территории России. В мировой практике используют определение Cerebral palsy (CP).

В России только по официальной статистике более 120 000 человек имеют диагноз детский церебральный паралич. Распространённость детского церебрального паралича в России среди новорождённых составляет 2 на 1000 родившихся.

Считается, что первопричиной ДЦП является поражение одного или нескольких участков головного мозга, в результате чего развиваются прогрессирующие нарушения работы всего организма.

Менее распространённый тип церебрального паралича - это приобретённый ДЦП или Cerebral palsy (CP), где первопричиной часто является черепно-мозговая травма, перелом шеи или позвоночника, инфекции мозга (менингит и пр.), инсульт, длительная высокая температура, перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания и пр.

Очень редко в качестве первопричины возникновения ДЦП рассматриваются психосоматические и соматопсихические факторы. Часто именно они приводят к нарушениям респираторного и клеточного дыхания, возникновению спазмов и спастики в соединительной ткани, что в свою очередь, приводит к следующим сопутствующим нарушениям:

- двигательной и мышечной активности;

- работы внутренних органов и систем;

Чёткого и полного комплекса данных о причинах возникновения ДЦП пока нет. В мировой профессиональной среде ежегодно появляются новые версии и теории о причинах возникновения этого заболевания.

На данный момент основными причинами врачи называют нарушения, возникающие в процессе развития беременности, роды и первый год жизни ребёнка. В частности, в качестве причин и основных факторов риска сегодня считают:

· Резус-фактор или групповая несовместимость плода и матери.

· Внутриутробная инфекция во время беременности.

· Вирусное или инфекционное заболевание, перенесённое женщиной во время беременности.

· Преждевременная отслойка плаценты приводит к множественным нарушениям здоровья матери и плода, а также к преждевременному оперативному родоразрешению.

· Неправильное предлежание плода на последнем сроке беременности часто приводит к травматизации младенца в процессе родов.

· Обвитие пуповиной, провоцирующее возникновение острой гипоксии, которая резко ограничивает поступления кислорода в головной мозг ребёнка, что приводит к гибели клеток головного мозга и кровоизлияниям.

· Анатомически и клинически узкий таз роженицы.

· Дискинезия головного мозга плода.

· Низкий вес при рождении.

· Рождение крупного плода.

· Длительные, осложнённые роды.

· Травмы, полученные младенцем в процессе родов.

· Травмы в период первого года жизни.

· Перенесённые инфекционные заболевания в период младенчества, в том числе осложнение после прививок.

В качестве фактора риска возникновения ДЦП можно смело называть проблему исчезновения культуры выхаживания и выпестования младенца, которая гарантировала рождение и развитие здорового младенца.

Подробнее вы можете узнать информацию в видео ДЦП: причины и методы оздоровления.

Сегодня мало кто из специалистов учитывает стрессовое состояние роженицы и младенца, а также особенности реакции соединительнотканной системы человека на стресс. Практически никто не учитывает влияния психосоматических и соматопсихических факторов на развитие у младенца ДЦП.

Психоэмоциональные, психосоматические и соматопсихические состояния человека всегда сопровождаются реакциями соединительнотканной системы и всего организма в целом, что в свою очередь, приводит к нарушению респираторного дыхания, дыхания на клеточном уровне, спазмам, сети спазмов и далее к спастике, которая сохраняется в теле всю жизнь. Одновременно этот процесс сопровождается специфическими биохимическими и физиологическими процессами.

Более полное объяснение вы можете посмотреть на бесплатном вебинаре " От понимания причин к корректной реабилитации по методу Н. Лоскутовой БФМ". Для просмотра требуется обязательная регистрация!


Метод Надежды Лоскутовой БФМ учитывает все вышеуказанные факторы, и при условии ежедневной, системной и последовательной работы позволяет:

  • полностью восстановить респираторное дыхание и дыхание на всех уровнях организма;
  • восстановить волновую линейную и нелинейную биодинамику тела;
  • гармонизировать внутренние биодинамические ритмы опорно-двигательного аппарата, всех органов и систем организма;
  • освободить от спазмов и спастики всю соединительнотканную систему организма и восстановить полную свободную амплитуду микро и макродвижений;
  • освободить от спастики соединительнотканную систему и восстановить свободную циркуляцию всех жидкостей в организме, в том числе восстановить питание клеток;
  • восстановить питание мозга и когнитивную функцию.



Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Климцов Андрей

Статья посвящена проблеме восстановления двигательных функций детей с церебральным параличом после хирургического лечения с применением средств физической реабилитации . Полученные данные подтверждают, что в процессе занятий физическими упражнениями значительно улучшается состояние двигательных и бытовых функций больных детей. При составлении и использовании индивидуальных реабилитационных программ особое внимание следует акцентировать на последовательности действий с учетом принципов физической реабилитации . Это позволяет разрабатывать и ставить конкретные дополнительные задачи по коррекции отстающих показателей.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Климцов Андрей

Technology rehabilitation locomotors and domestic activity of children with a cerebral palsy after surgical treatment

This article is devoted to the problem of physical rehabilitation of children with a cerebral palsy after surgical treatment. The result of our work to take a positive effect on motorial and domestic function of child with a cerebral palsy . We proposed principles of compose and use of physical rehabilitation individual program for with a cerebral palsy that can be used. It has allowed to develop individual programs and to put riders on correction of losing parameters.

ТЕХНОЛОГІЯ ВІДНОВЛЕННЯ РУХОВИХ ТА ПОБУТОВИХ НАВИЧОК У ДІТЕЙ ХВОРИХ НА ЦЕРЕБР АЛЬНИЙ ПАР АЛІЧ ПІСЛЯ ХІРУРГІЧНОГО ЛІКУВАННЯ

Національний університет фізичного виховання і спорту У країни

Анотація. Стаття присвячена проблемі відновлення рухових функцій дітей з церебральним паралічем після хірургічного лікування з застосуванням засобів фізичної реабілітації. Отримані дані підтверджують, що у процесі занять фізичними вправами значно покращується стан рухових та побутових функцій хворих дітей. При складанні та використанні індивідуальних реабілітаційних програм особливу увагу варто акцентувати на послідовності дій з урахуванням принципів фізичної реабілітації. Це дозволяє розробляти програми і ставити конкретні додаткові задачі по корекції відстаючих показників.

Ключові слова: дитячий церебральний параліч, фізична реабілітація, реабілітаційна програма.

Аннотация. Климцов Андрей. Технология восстановления двигательных и бытовых навыков у детей больных на церебральный паралич после хирургического лечения. Статья посвящена проблеме восстановления двигательных функций детей с церебральным параличом после хирургического лечения с применением средств физической реабилитации. Полученные данные подтверждают, что в процессе занятий физическими упражнениями значительно улучшается состояние двигательных и бытовых функций больных детей. При составлении и использовании индивидуальных реабилитационных программ особое внимание следует акцентировать на последовательности действий с учетом принципов физической реабилитации. Это позволяет разрабатывать и ставить конкретные дополнительные задачи по коррекции отстающих показателей.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, физическая реабилитация, реабилитационная программа. Annotation: Klimtsov Andriy. T echnology rehabilitation locomotors and domestic activity of children with a cerebral palsy after surgical treatment. This article is devoted to the problem of physical rehabilitation of children with a cerebral palsy after surgical treatment. The result of our work to take a positive effect on motorial and domestic function of child with a cerebral palsy. We proposed principles of compose and use of physical rehabilitation individual program for with a cerebral palsy that can be used. It has allowed to develop individual programs and to put riders on correction of losing parameters.

Key words: cerebral palsy, physical rehabilitation, rehabilitation programs.

Незважаючи на великий прогрес теоретичної й практичної медицини дитячий церебральний параліч залишається важкою і невиліковною недугою, стійкі і залишкові явища якого є причиною інвалідності хворих дітей. На жаль і досі спостерігається тенденція до збільшення кількості хворих на ДЦП і зараз за даними ВООЗ складає вже більше 17 мільйонів чоловік. На даний час це одне з найтяжчих неврологічних захворювань, багатогранність синдромів і рухових порушень якого ускладнюють життя та побут хворих. Власне кажучи, ураження саме рухової сфери є визначною причиною дискомфортуяк повсякденні так і в соціальній сфері. Адже, як підтверджують дані літературних джерел та власні спостереження функціональні та структурні зміни в опорно-руховому апараті з однієї сторони виступають як найбільш нагнітаючі та негативні фактори, з іншої ж, саме вони є найбільш сприятливими і перспективними в плані відновного лікування та фізичної реабілітації.

Основними синдромами ДЦП є різні форми рухових розладів (геміплегії, диплегії, параплегії), порушення статики і ходи, обмеження об’єму активних рухів, підвищення тонусу м’язів паралізованих кінцівок, порушення м’язової рівноваги, підвищення сухожильних і наявність патологічних рефлексів, поява рефлекторних, а потім стійких контрактур [1].

Аналіз літературних джерел, присвячених методам лікування ДЦП, показує, що у всьому світі існує велика кількість різних підходів і способів, які мають альтернативний і полярний характер [2,5,10]; Багато авторів вважають, що при розробці нових технологій в реабілітації ДЦП необхідно враховувати час ураження головного мозку, вік дитини, наявність інших симптомів [3,8].

Підкреслюється, що лікування необхідно починати як можна раніше, в період формування рухових функцій, воно повинно бути комплексним, поетапним [4].

Завданням хірургії дитячого церебрального паралічу є максимально можливе покращення патологічної вихідної пози і зменшення рівня спастичності м’язів. Перше і друге можна покращити одномоментно, якщо у складному комплексі патологічної біомеханіки стояння ї ходи виділити синдром рухових порушень, визначити провідну деформацію і зробити її об’єктом хірургічного втручання Визначити провідну деформацію дозволяють клінічні спостереження за особливостями стояння і ходи хворого, оцінка можливостей корекції пози і, нарешті, ряд діагностичних прийомів, які дозволяють з’ясувати причетність тих чи інших м’язів до формування патологічної пози [2,10].

Не викликає сумнівів теза про те, що рухові порушення є одним з найбільш важливих у пристосуванні його до навколишнього середовища Удосконаленнярухів відбувається по мірі росту дитини, дозрівання сенсомоторних систем і ускладнення зв’язків із зовнішнім світом [2,4].

Прогноз лікування, включаючи розвиток рухових можливостей і інтелекту дитини, в багато чому залежить від становлення ручної умілості. На протязі перших років життя різні стадії розвитку комплексів

рухів руки в цілому, головним чином кисті, замінюють одна іншу. У дитини, що страждає церебральним паралічем, не відбувається нормального послідовного розвитку рухів рук. Може бути відсутня опора на кисть, в той час як опора на передпліччя і плече в тій чи іншій мірі розвивається. В силу порушення тонічних м’язових реакцій кисть не може або неправильно здійснює процес захвату.

На даний час існує велика кількість різних методик лікування та відновлення здоров’я дітей, вражених церебральним паралічем. В нашій роботі ми спробуємо проаналізувати основні форми, методи та засоби фізичної реабілітації для дітей хворих на церебральний параліч після хірургічного лікування.

Зв’язок роботи з науковими програмами, планами, темами. Роботу планується виконати згідно зі зведеним планом 2.2.8. НДР НУФВСУ на 2005-2009 рр.

Формування цілей роботи.

Мета дослідження - визначити пріоритетні напрямки щодо фізичної реабілітації, представити найбільш ефективні засоби лікувальної фізичної культурита скласти фізіологічно обґрунтовану програму фізичної реабілітації дітей, хворих на церебральний параліч після хірургічного втручання

Методи та організація дослідження - аналіз спеціальної науково-методичної літератури.

Результати та їх обговорення.

На думку багатьох спеціалістів найбільш фізіологічна методика тренування рухових навиків В.ВоЬаШ (1959, 1964, 1983). Вона основана на сучасних патофізіологічних концепціях рухових порушень [4,9]. Г. Н. Шанько, (1994). С.А. Норпина з співавт. (1994) відмічають, що навіть при ідеально розвинутій спеціалізованій стаціонарній допомозі терапія не може бути ефективною без продовження лікувальних заходів в домашніх і амбулаторнихумовах

Значний внесок в розробку нових способів реабілітації та методів лікування зроблений К.О. Семеновою [8]. Вона розробила комплексний підхід, який передбачає одночасний вплив на різні функціональні рівні головного мозку. Комплекс лікувальних заходів спрямований на одночасний вплив та тренування рухових, психічних, мовних функцій та соціальну адаптацію.

Серед методів широко відомих у всьому світі необхідно відмітити наступні: метод кондуктивної педагогіки, запропонований Петьо, базується на мобілізації невикористаних функціональних резервів мозку. При цьому необхідними умовами для такої мобілізації є: проблеми, які змушують включати дитину в співробітництво; розвиток самостійності у дитини.

Вацлав Войта запропонував метод рефлекс-локомоцій для лікування дітей з церебральними паралічами та інших моторних розладів. Суть методу полягає у стимуляції спеціальних біологічно активних точок Лікування проводиться вдома, діти знаходяться у своїх звичних умовах Протягом дня батьки проводять три сеанси тривалістю по 15-20 хв. Лікар навчає батьків методиці та контролює правильність та точність її виконання Такий метод найбільш ефективний в грудному віці і його застосування триває на протязі декількох років [11].

У процесі лікування хворих в початковій хронічно-резидуальній стадії захворювання основна увага приділяється розвитку реакцій випрямлення і рівноваги, забезпечуючи у цьому у цьому віці розвиток статики і локомоцій Важливе значення мають ортопедичні і хірургічні заходи, фізіотерапія, лікування положенням направлене на корекцію вираженої сенсомоторної недостатності Порушення афферентаціцї є причиною того, що у хворих не розвивається відчуття пози і схеми тіла, з’являються передумови для виникнення порочних поз, контрактур і деформацій. Застосування спеціального масажу, ЛФК, ортопедичної і хірургічної корекції детально вивчались у роботах українських і зарубіжних авторів [3, 7,9].

Сучасний етап розвитку медицини, зокрема нейрохірургії, а також фізичної реабілітації характеризується напрямом, який передбачає поруч із становлення соматичного здоров’я і відновлення особистого і соціального статусу хворого. Одним із напрямків реабілітації є - соціально-психологічний підхід до кожної хворої дитини, що передбачає якомога повне збереження особистісних характеристик Основною задачею реабілітації є боротьба за людину, а не проти хвороби. При розробці методів відновного лікування і соціальної адаптації дітей і підлітків необхідно враховувати процес безперервного інтенсивного розвитку, дозрівання психіки дитини, і його особистість, на які впливають як біологічні (конституція тип психічної діяльності, віковий рівень зрілості коркових процесів, резидуальна органічна патологія) так і соціальні (виховання, навчання і мікро соціально-психологічні умови) фактори

Важливе місце у реабілітації хворих з ДЦП займає санаторно-курортне лікування Основу лікувальних заходів в комплексі санаторно-курортного лікування складає ЛФК, масаж, грязелікування, бальнео-аеро-геліотерапії.

Очевидно, що для початку проведення реабілітаційних процедур необхідно дотриматися такого алгоритму дії: первинне реабілітаційне обстеження, що проводиться для виявлення порушень рухової та психо-соціальної сфери, а також

формує уявлення про реабілітаційний потенціал пацієнта; складання програми фізичної реабілітації, з обов’язковим урахуванням методичних принципів її побудови реалізація програми до дії, з застосуванням загальних та спеціальних засобів реабілітації.

Одним із варіантів реабілітаційного обстеження дитини, що страждає на церебральний параліч може бути наступна схема [5]:

1. Поза у положенні лежачи (вимушена або вільна; можливість збереження наданої при корекції пози (так, ні) і тривалість у секундах або хвилинах; можливість самостійно змінити позу за завданням (так, ні), явища, які при цьому виникають - співдружнірухи, гіперкінези;

2.Стан тонусу м’язів при пасивних рухах (тонус різко підвищений - пасивні рухи виконуються з великим зусиллям; підвищення тонусу переборюється з невеликим зусиллям;пасивні рухи вдаються без зусилля).

3.Довільні рухи в положенні лежачи, сидячи або стоячи ( дитина розуміє завдання, намагається, але не може виконати рухи; хворий виконує рухи з великим зусиллям всього тіла; рух виконується не в повному обсязі, уповільнено; рух виконується майже в повному обсязі.

4. Постава у положенні сидячи (з опущеними ногами (сидить із підтримкою або без не; положення голови: опущена насильно повернута, закинута; тривалість утримання голови при спробі говорити; тривалість утримання голови при рухах рукою; положення тулуба: відхилення; можливість збереження правильної постави).

5. Стояння та хода (стоїть з підтримкою; постава при стоянні; тривалість збереження вертикального положення; ходить із підтримкою; наявність або відсутність крокових рухів; характер ходи).

6. Рухи пов ’язані з самообслуговуванням (захоплення й утримання предметів; положення передпліччя

- пронація і супінація; їсть сам (так, ні), з трудом, вільно; одягається сам: ні, з трудом, вільно).

Також для більш детального аналізу побутової сфери можна скористатися методикою Є.Б. Сологубова (2004).

Наступним надважливим етапом є складання програми відновного лікування. На всіх етапах реабілітаційної програми передбачається звертання до особистості хворого, сполучення біологічних і психо-соціальних форм лікувального відновного впливу, а також необхідно враховувати весь комплекс морфологічних, фізіологічних та психологічних змін організму ) і керуватися правилами, які передбачають:

- партнерство лікаря, реабілітолога і пацієнта,

- визначення реабілітаційного потенціалу хворого, особливо його рухових можливостей,

- різнобічність впливів, тобто врахування усіх сторін реабілітації для кожного хворого,

- комплексність лікувально-відновних заходів,

- ступінчастість (перехідність) проведених впливів (поетапне призначення відновних заходів з урахуванням динаміки функціонального стану хворого).

Перед початком складання програми варто встановити ступінь фізичної підготовленості хворого на підставі анамнезу, обстежень і оцінки фізичного стану, сформувати задачі фізичної реабілітації, обґрунтувати вибір засобів і форм занять. Вміти пояснити їх вплив на організм і скласти комплекс лікувальної гімнастики.

Також необхідно визначити більш вигідне вихідне положення для виконання фізичних вправ, кількість процедур, дозування й інтенсивність занять.

Фізичні вправи, що мають бути використані, повинні бути спрямованими на відновлення порушених функцій, зменшення м’язової спастичності, покращення координації рухів. Особливістю кожної методики є послідовна зміна станів розслаблення, напруження та розтягування, акцент уваги на можливих помилках, розширення діапазону складності.

На будь-якому етапі реабілітації, враховуючи стан хворого, особливості захворювання, індивідуальні реакції на фізичне навантаження, варто визначати дозу спеціальних вправ. Загальна інтенсивність фізичного тренування залежить від індивідуальної толерантності хворого до фізичного навантаження.

Дослідження в цій області ряду спеціалістів показують що заняття спеціальними фізичними вправами і корригуючою гімнастикою забезпечують функціональну реадаптацію організму дітей.

Підбір вправ, їх дозування треба здійснювати з урахуванням стану хворого, характеристики та обсягу рухових порушень, стадії та ступеня важкості захворювання.

Різні види фізичних вправ у лікувальній гімнастиці підбираються таким чином, щоб вони надали загальноукріплюючий і спеціальний лікувальний вплив.

Отже отримані дані свідчать:

- реабілітація дітей хворих на церебральний параліч складний і довготривалий процес, який передбачає не тільки відновлення повноцінної динаміки рухів, але й значне покращення повсякденного життя та створення комфортних умов для безболісного інтегрування до життя суспільства

- застосування засобів фізичної реабілітації дозволяє покращити рухові функції хворих дітей, адаптувати їх до наявних порушень, максимально зберегти соціальну та побутовуактивність.

Напрям подальших досліджень. Ми й надалі продовжимо вивчення, аналіз і систематизацію науково-методичних джерел літератури в області фізичної реабілітації дітей з церебральним паралічем, а також зробимо об’єктивне, інструментальне підтвердження ефективності програми занять фізичними вправами.

1. Детские церебральные параличи: Основы клинической реабилитационной диагностики./ В.И. Козявкин и др.- Львів, Медицина світу, 1999.- 312 с.

2. Зінов’єв О.О., Зінов’єв К.О. Засоби і методи фізичної реабілітації при захворюваннях дитячим церебральним паралічем у ранньому дитячому віці. Львівський ДІФК.- Ужгород 1999.- 96 с.

3. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП.- СПб.: ЭЛБН - СПб., 2003.- 111 с.

4. Козявкин В.И. и др. Детские церебральные параличи: Медико-психологические проблемы./ В.И. Козявкин, Л.Ф. Шестопалова, Л.Ф. Подкорытов- Львів. Укр. технології, 1999.- 143 с.

5. Марченко О.К. Фізична реабілітація хворих із травмами й захворюваннями нервової системи: Навч.

посібник.- К.: Олімпійська література, 2006.- 196 с

6. Механізми рухових порушень при ДЦП та їх корекція за допомогою нервової ембріональної тканини /

Цимбалюк В.І.,Васильева I/Т., Пічкур Л.Д. та ін.// Бюл. У АН- 1998 № 6.- Матеріали II з’їзду

нейрохірургів України (Одеса, 14-18 вересня 1998 року).-с.4

7. Перхурова Н.С. и др. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции (Н.С. Перхурова В.М. Лузинович, Е.Г. Сологубов>.- М.: Издательство Книжная Палата, 1996.- 248 с.

8. Семенова К.А.Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. - М.: Антидор, 1999 - 384 с.

9. Сологубов Е.Г. и др.Лечебная физкультура в восстановительном лечении больных детским церебральным параличом после хирургической коррекции эквинусной деформации стоп // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации: Научно-практ. ж-л.- 2003.-№2.- с. 24-26.

10. Стандарт медицинской помощи больным детским церебральным параличом // Врач- 2005.-№5. с. 55-56.

11. Цымбалюк В.И. и др.Принципы хирургического лечения детского церебрального паралича / В.И. Цымбалюк, А.А. Данилов. В.Ю. Мартынык // Актуальные вопросы лечения заболеваний опорнодвигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы, респираторных аллергозов у детей: Материалы юбилейной конф., посв.- 75 - летию санатория, (6-8 дек. 1995 г.- г. Евпатория, Украина), Евпатория.- 1995.- с. 83-84.

12. Vojta V. Die rerbralen Bewegungsstorungen im Sauglingsalter. Fruhdiagnose und fruhtherapie. Stuttgart: Verlag, 1980, 250 c.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.