Лабрадор для детей с дцп


  • История возникновения
  • Основные направления
  • Показания
  • Противопоказания
  • Почему достигается эффект от занятий?
  • Упражнения
  • Подходящие породы для канистерапии
  • Распространение в России
  • Отзывы

Существует такое понятие, как зоомедицина. Из названия ясно, что речь идет о лечении животными. В России наиболее известны четыре направления:

  • Фелинотерапия (лечение кошками);
  • Канистерапия (лечение собаками);
  • Иппотерапия (лечение лошадьми);
  • Дельфинотерапия (лечение дельфинами).

Особая роль отведена канистерапии (от латинского canis - собака), поскольку из всех животных собака легче всего поддается дрессировке.


Капистерапию, наряду с иппотерапией и дельфинотерапией, относят к нетрадиционным методикам лечения, но результаты они приносят потрясающие. Отмечают, что особенно эффективна канистерапия в комплексе с другими видами лечения, но и сама по себе она очень действенна.

Канистерапия - это выполнение упражнений пациентом и собакой под руководством специалиста с целью выздоровления.

Иногда можно встретить собаку-поводыря рядом с маловидящим человеком. За границей часто можно увидеть собак в домах престарелых, когда братья наши меньшие помогают старикам избавиться от некоторых заболеваний или просто коротать старость. Но все-таки наибольшую популярность канистерапия получила в лечении детей - много лет назад за рубежом и сравнительно недавно в России.



История возникновения

Согласно некоторым источникам, о канистерапии знали еще три тысячелетия назад. Об этом свидетельствуют рисунки, фрагменты, найденные на раскопках, исторические документы.

В 60-х годах прошлого века американский психолог Борис Левинсон заметил, что дети, которые посещают его сеансы и имеют определенные проблемы в общении, контактируя с его собакой, получают психологическую разгрузку, становятся более раскованными, и курс лечения длится меньше.

Тогда он выдвинул теорию о положительном влиянии собаки на человека и его эмоциональное здоровье.


Для становления же отечественной канистерапии очень много сделала Татьяна Любимова. К развитию этой методики в России ее побудил личный печальный опыт. У нее родился ребенок с диагнозом ДЦП. Через какое-то время, к сожалению, его не стало. А она захотела помогать детям, используя собак. И ей это удалось! В 2004 году был открыт первый в России центр канистерапии "Солнечный пес". Он функционирует и сегодня.



Основные направления

Канистерапию можно разделить на следующие лечебные направления:

  1. Диагностическое. Собака предугадывает приступы эпилепсии, астмы, резкое повышение сахара в крови у людей, больных диабетом и предупреждает хозяина.
  2. Лечебно-контактное. При возникновении болей собака ложится на место, которое беспокоит, и греет своим теплом. В этом направлении, как правило, используют собак люди, страдающие хроническими заболеваниями.
  3. Реабилитационное. Собака ускоряет процесс выздоровления с помощью активного взаимодействия с ней. Все выполняется под наблюдением канистерапевта.
  4. Обслуживающее. Собаки помогают людям в инвалидных колясках, слепым, слабослышащим передвигаться. Это так называемые собаки-поводыри.



Показания

Канистерапия используется для:

  • Подавления агрессии, гиперактивности;
  • Улучшения памяти, речи;
  • Избавления от неврозов, фобий, чувства тревоги;
  • Развития моторики, интеллектуальных и познавательных способностей;
  • Улучшения координации движений;
  • Лечения таких заболеваний, как аутизм, олигофрения, болезнь Альцгеймера, ДЦП, мышечная дистрофия.



Противопоказания

Если у вас есть склонность к аллергии, особенно на животных, на теле имеются повреждения, куда может попасть инфекция, если повышена температура тела или присутствуют заболевания дыхательных путей, от такого метода, как канистерапия, придется отказаться.

Однако боязнь собак совсем не является противопоказанием. Это всего лишь вопрос времени.

Почему достигается эффект от занятий?

При лечении ребенок взаимодействует с собакой. Для кого-то по итогам занятия будет достижением сделать несколько шагов, а для кого-то - просто улыбнуться. Но в любом случае при общении с животным задействованы все органы чувств, что само по себе полезно и хорошо. Поэтому можно сказать, что эффект от занятий достигается всегда.

Но если человек изначально настроен на то, что лечение не принесет результатов, его не стоит и начинать. Животные очень хорошо все чувствуют и вряд ли смогут помочь, если пациент придет на занятие с недоверием или негативом.



Упражнения

Для каждого конкретного случая канистерапевт разрабатывает комплекс упражнений.

  1. Лечение всегда начинается со знакомства. Некоторым детям требуется немало времени, чтобы привыкнуть или побороть страх. Но специалист всегда поможет наладить контакт. Нужно очень тщательно наблюдать за реакцией ребенка. Если он боится, собаку следует держать на расстоянии. Многим детям проще, когда животное сидит или лежит боком. Тогда отсутствует контакт глазами.
  2. После этапа знакомства можно переходить к так называемым дистанционным упражнениям. Специалист идет рядом с ребенком, ведя с другой стороны животное на поводке и не приближая его. Когда пациент привыкнет, собака может делать остановки, повороты. Потом можно поручить ребенку ее расчесать. И когда этап привыкания завершен, ребенок может самостоятельно давать команды собаке.
  3. Следующее упражнение требует от ребенка сосредоточенности и развивает определенные навыки: ориентироваться в пространстве, последовательно выполнять действия. Ребенку дается задание подвести собаку к определенному предмету или человеку, потом взять какую-нибудь игрушку и вместе с животным отнести ее в назначенное место. Если собака умеет выполнять трюки, пусть ребенок попросит ее выполнить один из них. Это очень повысит самооценку малыша.
  4. Очередное упражнение выполняется на коврике. Ребенок ложится рядом с собакой, можно на нее облокотиться. Он расчесывает ее, плетет косички, прижимается к ней или просто обнимает. При этом уменьшается чувство тревоги, улучшается моторика и даже речь. Температура тела собаки выше, чем у нас, поэтому такой тесный контакт полезен для мышц.



Пожалуй, выше приведены наиболее используемые упражнения. Но вариантов их великое множество. Можно плести собаке косички, можно повязывать ей на голову косынку, можно даже читать ей книги - все эти занятия очень нравятся детям. Главное во всех этих упражнениях - тесный контакт с животным, который, безусловно, раскрепощает, расслабляет и делает добрее.


Подходящие породы для канистерапии

Далеко не любая собака подходит на роль канистерапевта. Для того чтобы помогать людям, каждое животное проходит специальную подготовку и сдает экзамен по итогам обучения.

Что касается пород, то принято считать, что все породы в большей или меньшей степени могут лечить, даже беспородные особи.

Главное - чтобы собака была хорошо воспитана, идеально выполняла команды, была полностью лишена чувства агрессии и любила людей. Ребенок может ненамеренно обидеть собаку - собака не имеет права ответить враждебно. Она должна хорошо относиться не только к своему хозяину, но и ко всем людям.

Самыми популярными породами в канистерапии являются лабрадоры, золотистые ретриверы, ризеншнауцеры. Иногда используют таких больших, пушистых добряков, как сенбернары, ньюфаундленды, бобтейлы.



Однако не рекомендуется привлекать к лечению детей бойцовских собак и собак мелких пород из-за их вспыльчивости. К тому же последние не обладают такой железной выдержкой, как их крупные собратья.

Распространение в России





В Санкт-Петербурге канистерапевты предпочитают использовать для работы ризеншнауцеров.

А в Обнинске, что в Калужской области, функционирует центр "Радуга", где оказывают помощь беспородные собаки, попросту говоря - дворняжки.




Во многих крупных городах практикуют лечение собаками. Мурманск, Омск, Новосибирск, Рязань, Владивосток, Екатеринбург - это далеко не полный список городов, где готовы оказать помощь "лохматые доктора".


Подробнее о центре "Солнечный пес" и его успехах вы можете узнать из следующих видео.

Отзывы

Отзывы о канистерапии в основном положительные. Родители очень благодарны животным и людям, которые с ними работают, за результаты, полученные в ходе лечения. Отмечено, что дети достаточно быстро начинают проявлять к собакам интерес, с удовольствием проводят с ними время.


Особенно популярна канистерапия для лечения детей, больных аутизмом. Как известно, аутисты очень замкнуты в себе. Они могут часами сидеть и смотреть в одну точку. Можно встретить много отзывов, где говорят о том, что благодаря собакам маленькие пациенты становятся более открытыми к окружающему миру, более общительными. Известен даже случай, когда после ряда занятий, девочка-аутист стала выступать на сцене.

Люди, столкнувшись с заболеванием ДЦП, утверждают, что общение с собакой позволяет улучшить координацию движений, мышечный тонус.

Если речь идет о нарушении интеллектуального развития, благодаря собаке, ребенок начинает интересоваться происходящим вокруг, у него развивается внимание, память и речь.

Отмечено также, что братья наши меньшие заставляют малоподвижных или просто неактивных детей двигаться, тем самым улучшая их физическое состояние.











Описан ряд случаев, когда маленький пациент после недолгого общения с собакой начинал замечать ее, а затем и своих родителей. До этого же он совсем не реагировал на окружающих.

Можно даже услышать рассказы о том, как ребенок произносил отдельные слова при значительных проблемах с речью. А это очень большое достижение!

Иногда можно встретить мнение, что лечение собаками не настолько эффективно, как заявляют специалисты, но как правило, так считают люди, которые в целом относятся к животным отрицательно и вряд ли когда-либо выберут этот метод лечения для себя или своих детей.

Бывают такие случаи, когда люди испытывают неприязнь к запаху собаки или виду шерсти, оставленной собакой на их одежде. А кто-то просто относится несерьезно к нетрадиционной медицине.

Но учеными давно доказано, что и людям без особых отклонений полезно проводить время с собакой. Общаясь с животным всего 15 минут в день, у человека нормализуется давление, улучшается самочувствие и настроение. Даже простая игра с собакой позволяет снять стресс.

Что такое канис-терапия

Мы подъезжаем к школе прохладным утром. Озираемся, ищем указатели. Ничего. Спрашиваем у школьного охранника, где здесь группа канис-терапии.

– А, это где с собаками занимаются? – понимающе переспрашивает он и машет рукой в сторону лестницы, – Это там, наверху.

Мы поднимаемся на четвертый этаж пустой – сегодня выходной – школы. У одной из стеклянных дверей стоят люди.


Наверное, здесь. И точно – сквозь двери видим большой зал. Помещение похоже на большую застекленную мансарду. На полу, на шкурах, лежат дети. Нет, они лежат не только на шкурах, но и на собаках!

По периметру комнаты переваливаясь ходит мальчик, в его руках поводок, взгляд сосредоточен, но не на происходящем. Он смотрит куда-то в сторону. Ступает осторожно, не очень уверенно. Когда он поднимает глаза на нас, сквозь толстые стекла очков виден сосредоточенный, довольный взгляд.


Процесс подготовки собаки непростой: их тестируют в начале и в процессе обучения, а потом, если инструктор считает, что собака подготовлена, животное отправляется на стажировку.

Если собаку приводит волонтер, то параллельно обучают и его. После длительной стажировки собака постепенно начинает работать с детьми.


У Саши – аутизм, он ходит на занятия канис-терапией третий год. По словам папы, на занятиях он расслабляется, становится более спокойным

Перед животными стоят серьезные задачи, ведь дети, которые приходят на сеансы канис-терапии – не простые. Это дети со сложными, серьезными диагнозами: ДЦП, аутизм, синдром Дауна, есть дети с соматическими заболеваниями, дети с задержками психического и речевого развития.

В двери заходят мальчик-подросток и женщина с усталым лицом. Она приобнимает сына, а он с диковатым выражением пытается вырваться. Он боится собак. Прячется в угол. Отбегает за столы. Татьяна, взяв собаку на поводок, приближается к нему.

После нескольких попыток ей удается подойти, она протягивает ему поводок, вкладывает в руки, показывает, что собака послушна. Преодолевает его сопротивление, она ведет мальчика, удерживая вместе с ним поводок, по залу.


Илья и собака Джой медленно обходят зал. Илья еще боится, но уже держит Джоя за поводок

«Собаки под руководством волонтеров решают самые разные задачи: с одним ребенком собака должна неподвижно лежать, а с другим активно двигаться, танцевать, предлагать какие-то новые движения. Опытные собаки, конечно, уже сами подстраиваются к детям.

Если вы обратили внимание, мальчик, который пришел сегодня в первый раз, боялся, и собаки рядом с ним даже двигались гораздо более плавно и аккуратно. Или вот лежал мальчик с игрушкой: насколько деликатно собака подавала ему игрушку, как осторожно забирала ее.


Дима протягивает собаке мячик

Ровно десять лет назад

На занятиях присутствовал один-единственный ребенок — аутичная девочка Соня Шаталова. Ее имя сегодня знают все, интересующиеся проблемой аутизма, она известная поэтесса, эссеист, писатель. Через некоторое время на занятия приходили уже пять детей, все они занимались с первой собакой Любимовых по имени Олли.

Рассказывает Татьяна Любимова: «Первую собаку – Олли – мы завели для нашего старшего сына Саши, который болел. По симптоматике это была тяжелая форма ДЦП. Потом оказалось, что есть дети, которым мы можем помочь избавиться от страха перед собаками, потом заметили, что и аутисты намного лучше начинают общаться с людьми благодаря занятиям с Олли.

Олли сейчас уже 14 лет, она на заслуженном отдыхе. А с больными детьми занимаются ее дети и внуки, а также собаки волонтеров.


На фото – собака волонтера Вероники Хмызовой Луна

Про детей…

Занятия в субботу начинаются в 10 утра и продолжаются до двух дня. За это время у Татьяны и ее волонтеров нет ни минуты передышки. Только один ребенок выходит из зала, как заходит другой. И все дети – разные.


В группе занимаются дети от шести месяцев до двадцати четырех лет. Занятия сначала только индивидуальные, ведь дети в основном сложные. Потом, если есть для этого показания, волонтеры объединяют некоторых пациентов в небольшие группы.

Родители заносят на руках малыша. Он не может стоять сам. Собаки ложатся на пол, мальчика кладут так, чтобы его голова покоилась на животе одной собаки, а ножки – на другой. Кажется, что его положили в теплую живую люльку. Собаки замирают, даже, кажется, засыпают. В это время Татьяна начинает разминать мальчику плечи, а ее напарница – его ступни.


«Перед нами – и перед собаками, перед волонтерами — стоят разнообразные задачи. Начиная от того, что мы должны расслабить ребеночка, помочь ему как бы заново прийти в этот мир, дать ему понять, что здесь хорошо, здесь безопасно, здесь тепло, мирно, здесь его любят и принимают.


Волонтер Ева Кабакова и мальчик Арман

И их родителей

Папа послушно начинает гладить Джейку. И мама тоже. Через пять минут оба родителя успокаиваются, начинают посмеиваться над забавными проделками собак. И мальчик рядом с ними перестает размахивать руками, движения его становятся более точными и спокойными.


Татьяна рассказывает, что у нас в стране родители детей-инвалидов практически не получают психологической поддержки. За рубежом психологическая помощь семье с больным ребенком в порядке вещей, с ними работает психолог, помогает родителям понять и принять ситуацию, принять и понять своего ребенка.


Кроме того, родителям надо объяснить, что происходит с их ребенком: «Иногда мы просто по незнанию требуем от ребенка того, что он не может сделать или дать: допустим, эмоциональной теплоты, отдачи от ребенка с глубокими нарушениями аутистического спектра, или быстрого двигательного прогресса от ребенка с ДЦП.



Почти на всех родительских лицах лежит печать проблем: «Родители после всех мытарств и больниц, сталкиваясь с жестким отношением к инвалидам в нашем обществе, приходят с серьезными психологическими проблемами, которые надо быстро решить.

Кроме того, для того, чтобы выйти на хороший, глубокий, тесный контакт с ребенком-инвалидом иногда проще начать действовать через маму. Как только расслабляется мама, только она принимает ситуацию, начинает улыбаться, сразу же просто даже физически, на мышечном уровне, расслабляться ребенок, начинает доверять.


И мы очень часто наблюдаем, как у нас на занятиях как будто заново возрождается семья: папа начинает улыбаться своему ребеночку, начинает его принимать, начинает видеть маму. Ведь иногда в житейской заморочке мы просто перестаем друг друга воспринимать.


А сколько это стоит?


А еще проводить праздники: осенние, весенние, зимнюю ёлку: «На ёлку мы готовим сказку, в которой участвуют все дети, даже лежачие, все-все-все. Они показывают всё, что могут сделать, самое лучшее.



«Вообще, мы стараемся взаимодействовать со специалистами, которые работают с нашими детьми. У меня у самой дефектологическое образование, серьезная база. Со стороны, может быть, кажется, что взял ребенка, взял собачку – и всё будет замечательно, и получится канис-терапия. На самом деле, ничего подобного.


Волонтеры Вероника Хмызова с собаками Ромой и Луной, Татьяна Любимова со своими Джой и Никой и Ева Кабакова

Время подходит в двум часам дня. Но в дверь снова заглядывают. Заходите-заходите, машет рукой Татьяна. Собаки, только что игравшие друг с другом на ковре, поднимаются и мягко подходят к хозяйке. Занятие начинается…



Даша, диагноз туберозный склероз




и его сестра Таня



Пока Таня и Коля занимаются, их папа – Сергей – тоже общается с собакой


Короткая передышка нужна и животным


По ходу занятия Татьяна подсказывает волонтерам, как лучше сделать тот или иной прием


Савве три года. У него диагноз ДЦП. Тяжелые роды, халатность врачей


Но мальчик удивительно светлый и радостный


Саше сложно начать общение, но Ника и Джой очень терпеливо стараются ему помочь



Голден-ретривер Рома аккуратно выводит Артем на игру


Очень важно, чтобы волонтер мог контролировать свое тело и вовремя снимать мышечные зажимы. На самом деле, научиться тому гораздо сложнее, чем кажется со стороны. Татьяна помогает Еве расслабиться, пока та занята работой с ребенком


В работе канис-терапевтов нет мелочей, и даже коврики здесь не случайны: разнофактурная поверхность в сочетании с контрастным теплом и мягкостью собачьей шерсти способствует развитию сенсорной чувствительности ребенка



Волонтеры Вероника Хмызова с собаками Ромой и Луной, Татьяна Любимова со своими Джой и Никой и Ева Кабакова

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.