Лепет у детей с дцп

В первые месяцы жизни ребенка весьма сложно опреде-|Ить наличие ДЦП, можно только описать краткие характе-юстики некоторых отличий от нормы, которые могут от-ючаться в развитии речевой деятельности при тяжелых |ормах ДЦП.

На первом месяце жизни ребенок малоактивен, он либо Цолго спит, либо постоянно кричит. Плач монотонный, не­продолжительный и беден интонациями. Ориентировочная юакция характеризуется заторможенными общими движе-1Иями при зрительных и слуховых раздражителях.

При ДЦП уже в первые днижизни у ребенка наблюдает­ся напряжение и дрожание языка. Язык почти не •Участвует в процессе сосания и глотания.

Обычно сосательные рефлексы проявляются очень слабо [Либо вообще отсутствуют. У этих детей появление данных [функций осложняется из-за ослабленного состояния ораль-поМ мускулатуры и кормления через зонд. В дальнейшем поя­вившиеся с задержкой оральные рефлексы долго не реду-'цируются и сохраняются в искаженном виде в моторных схемах еды и артикуляции.

В этом периоде психомоторного развития (О—1 месяц)по-[вотонические рефлексы непосредственно влияют на процесс [формирования артикуляции. Если здоровый ребенок хоро-I Шо держит голову, то у ребенка с ДЦП рефлексы орального >автоматизма могут быть чрезмерно усилены, общедвигатель-1е реакции (в основном удержания и вращения головы) 1торможены, рефлекторно-голосовые реакции не приобрета-' коммуникативного значения, ярко выражена псевдобуль-1рная симптоматика, характеризующаяся нарушениями сания, глотания, дыхания и крика, и особенно нарушени-ладонно-ротового рефлекса Бабкина. У детей с ДЦП н е (ализуются возможности артикуляторной лицевой моторики.

Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП !

В процессе артикуляции ярко выражены нарушения мыЛ шечного тонуса в виде паретичности, спастичности, дисто-нии, гиперкинеза и дрожании языка.

В крике эта симптоматика четко определена, он очень ти-1 хий, непродолжительный, монотонный. Мимика также ма­ло выразительна и несимметрична. В связи с этим голосовая активность слаба, очень бедна, гукание появляется с опозда­нием и не формируются механизмы аутоэхолалий, гуление так-1 же задерживается от нескольких месяцев до нескольких лет I в зависимости от уровня нарушений.

В этом периоде психомоторного развития (2—3 месяц)по является двигательный компонент и доминируют общие рефлекторные реакции. Четко выделяется выпрямительный лабиринтный рефлекс, который позволяет ребенку подни­мать голову в положении лежа на животе. В ротовой поло­сти наблюдается повышенная чувствительность, особенно губ и языка. У детей с ДЦП сильно выражена патологиче­ская симптоматика, прежде всего нарушение сосания и гло­тания.,

Дети с ДЦП издают звуки,-у которых абсолютно отсутст­вует напевность, модуляция и ритм, из чего следует, что гу­ление на этой стадии слабо выражено (чему способствует и отсутствие гортанных звуков). Более ярко выраженное гу­ление указывает на менее тяжелую форму ДЦП.

При псевдобульбарной симптоматике сохраняются на­рушения голосового образования и крика. При спастично­сти артикуляторных мышц появляется повышенный тонус

•выка и губ. Язык напряжен, кончик языка не выражен, гу-•Ы напряжены, что вызывает ограничение произвольных •вижений во время артикуляции.

При гипотонии отмечается вялость жевательных и ми-•Ических мышц артикуляторной мускулатуры. У детей она Ьйлоподвижна, в результате чего рот постоянно полуоткрыт. В случае дистонии мышцы артикуляции постоянно сокраща­ется, что сопровождается гиперкинетическими компонен­тами.

У детей с ДЦП мышечная гипертония отражается на па-' Тологической симптоматике асимметричного шейно-тони-г ческого рефлекса. Патологический рост тонуса в мышцах языка и губ, резкая гипертония или гипотония, отсутствие I. произвольных движений органов артикуляции, постураль-ная активность, содружественные движения, произвольная [ ручная моторика являются явными показателями задерж­ки в формировании двигательной активности, а также в по-; явлении цепных выпрямительных рефлексов.

В периоде от 6 до 9 месяцевжизни ребенок с ДЦП с трудом I отличает мать от других лиц, часто отмечаются отрицатель-| ные эмоциональные реакции на новое лицо, малоактивен [ в общении, с трудом вступает в контакт со взрослым в игре. I Не использует жесты во время общения, мимика маловыра­зительна. Лепет имеет специфические особенности и может растянуться на несколько лет.

В этом периоде (6—9 мес.) особенно важным является наличие сенсорных и интегративных связей. Цепной двига­тельный рефлекс становится ведущим в развитии серии дви­жений и организации двигательного акта. Он не только от­вечает на активизацию зрительно-моторного манипулятив-ного поведения, но и воздействует на спонтанные голосовые реакции ребенка.

У детей с ДЦП наблюдаются ярко выраженные безуслов­ные рефлексы орального автоматизма. Кусание и жевание слабо выражены, особенные затруднения возникают при же­вании, которое часто вообще отсутствует.

Крайне заторможены реакции языка и губ. Часто имеют место изменения мышечного тонуса губ и языка и гиперкинез

Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП_________

языка, что препятствует подвижности и появлению произ­вольных артикуляторных движений.

Во время приема пищи наблюдается псевдобульбарная симптоматика в виде защитных рефлекторных реакций, оральной синкинезии и повышенной саливации.

В периоде от 9 до 12 месяцев у ребенка с ДЦП отмечаются слабо выраженные эмоциональные реакции. Он предпочита­ет общаться при помощи жестов. В тяжелых случаях ребе­нок проявляет слабый интерес к окружающему миру. Лепет малоактивный (не более 1—2 лепетных слов).

Если у здорового ребенка лепет тонко дифференцирован по месту и способу образования, то у детей с риском ДЦП переход к экспрессивной речи происходит гораздо позднее, ближе к двум годам. Лепет мало выразителен, слабо диффе­ренцирован, беден интонационными оттенками. Крайне ред­ко встречаются 2—3 слога.

Этот период психомоторного развития (9—12 мес.) харак­теризуется дифференцированными сенсорными функциями, .что отражается на выпрямительных реакциях и на контроле за движениями. Оральные движения становятся более диф­ференцированными, контролируемыми и координированны­ми, хотя пища еще вытекает изо рта во время еды.

Нарушения речевого развития выражаются в бедности ак­тивного и пассивного словаря, в недифференцированном знании слов, дети часто путают слова, обозначающие пред­меты.

Речь как основное средство общения развивается через движение и при социальных контактах, ее фундамент за­кладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда ребенок страдает нарушением сенсомоторной сферы при ДЦП, прежде всего изменяются процессы артикуляции, звукопроизношение, управление мимикой лица и жеста­ми, кинестетическое восприятие, контроль за дыханием

§ 1. Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте_____

| Ц передвижением, исчезает возможность детей самостоятель­но реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказы­вает непосредственное влияние на ограничение речевой дея-иельности и психическое развитие в целом.

У детей, страдающих ДЦП, отмечается нарушение фоне-[Митической системы речи, что приводит к неспособности различить на слух слова, близкие по звучанию (квазиомони-[ Мы). При низкой остроте слуха часто имеется недостаток слу-I Ховой памяти и слухового восприятия. Данные расстройства Имеют прямое отношение к задержке и нарушениям в фор-• мировании артикуляции при ДЦП. Ребенок, который испы-| тывает трудности восприятия речевых звуков и одновременно ;, ограничен в способности движения речевых мышц, испыты-I вает трудности и в процессе артикуляции, что особенно ха-[ рактерно для данной патологии. .

К двум годам при нормальном развитии редуцируются 1 рефлексы, характерные для ребенка 1-го года жизни. Дети с ДЦП в это время еще находятся под влиянием рефлексов. При тяжелых формах доминирует асимметричный шейно-тонический рефлекс, который является наиболее примитив­ным и ранним. Этот рефлекс препятствует появлению и раз-| витию шейно-выпрямительного рефлекса.

При спастической симптоматике преобладает усиление , мышечного тонуса. Нормальные схемы движения заменяют-I ся на рефлекторную, сгибательную и разгибательную синер-, гию. Чем более повышена спастичность, тем более примитив-' ными являются постурально-тонические и динамические ви-( ды деятельности.

При атетозной форме ДЦП, как и при спастической, в по­ложении лежа на спине доминирует модель разгибательной рефлекторной деятельности, тогда как в положении лежа на животе доминирует сгибательный рефлекс.

Данные действия оказываются более нарушенными при усилении непроизвольных движений. Кроме того, харак­терен измененный мышечный тонус, который переходит из экстремальной гипотонии в экстремальную гипертонию, но, в отличии от ригидности спастичного ребенка, ребенок с ате­тозной формой только очень кратковременно сохраняет дан­ное положение.



Глава VI. Нарушение речевых функций у детей с ДЦП

§ 2. Нарушение формирования артикуляции.

При проведении коррекционной работы важным являет­ся осознание нормального развития рефлексов грудного мла­денца и маленького ребенка в сопоставлении с детьми, стра­дающими ДЦП, что позволяет разрабатывать комплексный подход, состоящий в том, чтобы затормозить патологические; рефлексы и добиться нормального развития других необхо­димых рефлексов.

Важно отметить, что исследование наличия, нехватки или отсутствия различных рефлексов, имеющих прямое отноше­ние к процессу формирования артикуляции, не только имеет значение для разработки соответствующих методик реаби­литации, но и является способом раннего диагностирования детского церебрального паралича.

Таким образом, развитие общей моторики непосредствен­но связано с развитием оральной сферы в целом и частично с формированием артикуляции.

Стимуляция и восстановление двигатель-н о-к инестетической сферы — главная задача в доречевом периоде развития ребенка с ДЦП.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Все дети в зависимости от уровня развития их голосовой ак­тивности могут быть отнесены к четырем группам, которые со­ответствуют четырем уровням доречевого развития.

1 уровень — отсутствие голосовой активности.

Характеристика голосовой активности, функции общения. Го­лосовая активность детей проявляется только в плаче и крике. Голос детей с церебральным параличом тихий, слабый, немо­дулированный, быстро истощающийся. По крику нельзя оп­ределить состояние ребенка и его желания. Дифференциро­ванной голосовой активности нет — дети не гулят. Период бодрствования короткий, на его фоне возникают отрицатель­ные реакции. Эмоциональное общение с окружающими у де­тей выражено слабо. Улыбка недостаточно выразительна или вообще отсутствует.

Характеристика сенсорного развития. Фиксация взора на пред­метах и игрушках слабо выражена. Прослеживание движущегося оптического объекта фрагментарно. Акустическая установка на звуковые раздражители снижена.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Оптические и слуховые раздражители вызывают защитно-оборо­нительные реакции в виде вздрагивания, плача. Имеющиеся у некоторых детей ориентировочные реакции носят слабо выра­женный познавательный характер.

Характеристика двигательного развития. Положение тела де­тей вынужденное, отсутствуют произвольные движения Дети не удерживают голову, не могут повернуть ее в какую-либо сторону при прослеживании за движущейся игрушкой. Функции рук не развиваются.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. У детей с церебральным параличом изменения мышечного тону­са губ, языка проявляются в паретичности, спастичности, дисто-нии или гиперкинезах. Нарушение подвижности губ и языка зат­рудняет процессы сосания и глотания. Нередко отмечается подтекание молока из углов губ или носа. Лицо амимичное. Иног­да нарушается дыхание: оно поверхностно, аритмично, асинх­ронно с сосанием.

2 уровень — наличие недифференцированной голосовой ак­тивности.

Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми возможно установить эмоциональный контакт, вызвать у них улыбку и оживление. Общение детей осуществляется посред­ством недифференцированных движений тела, головы, сопровож­дающихся неорганизованной вокализацией, что соответствует ран­нему доязыковому уровню развития общения нормальных детей. Дети издают недифференцированные звуки как спонтанно, так и отраженно, но певучего гуления нет. Детям доступно нечеткое произношение гласных звуков о, э, ы. Их крик не является сред­ством выражения своих состояний и желаний. Голос немодулиро­ванный. В целом период бодрствования у них протекает вяло.

Характеристика сенсорного развития. Ярко выражены недо­статочность зрительного внимания, ограничение полей зрения, косоглазие; слуховое внимание на голос и речь также снижено. Иногда отмечается повышенная чувствительность на любой слу­ховой раздражитель, которая находит свое выражение в защит­ных реакциях в виде плача и вздрагивания.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Ориентировочные реакции на внешние раздражители возника­ют при условии постоянной стимуляции ребенка. Дети равно­душны к игрушкам, не обнаруживают адекватной реакции на новую ситуацию. Познавательная деятельность развита слабо, эмоциональные реакции бедные.

Характеристика двигательного развитая. Произвольная мото­рика крайне ограничена. Дети слабо удерживают голову, кисти рук в порочных положениях. У них начинает развиваться зритель­но-моторная координация, они тянутся к игрушкам, но захват удается после многократных попыток. Манипулятивная деятель­ность отсутствует. При попытках посадить их дети не удерживают вертикального положения тела в специальном стуле.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Нарушения функций мышц языка приводят к формированию его патологической формы. Наличие оральных синкинезий зат­рудняет произвольные движения языка и губ. Изменения тонуса мышц органов артикуляции проявляются в виде спастичности, паретичности, дистонии. Голос детей слабый, немодулирован­ный. Дыхание в ряде случаев стридорозное. Выражена псевдо-бульбарная симптоматика.

3 уровень — гуление. Этот уровень у детей с церебральным параличом в форме спастической диплегии характеризуется не­равномерностью развития сенсорного восприятия, зрительно-мо­торной координации, ориентировочно-познавательной деятель­ности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружаю­щими.

Характеристика сенсорного развития. У детей появляются диф­ференцированные зрительные и слуховые реакции: они узнают мать, отличают знакомых людей от незнакомых, их голоса. Труд­ности восприятия сильно ограничивают возможности познава­тельной деятельности детей.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети проявляют интерес к окружающему, обращают внимание на яркие игрушки, могут совершать с ними элементарные мани­пуляции. Дети эмоциональны, активны, различают некоторые речевые инструкции в конкретной ситуации.

Характеристика двигательного развития. У детей, находящих­ся на этом уровне, развивается зрительно-моторная координа­ция. Они могут захватить игрушку, совершить с ней примитив­ные манипуляции, но их движения ограниченны, напряжены, крайне неловки; игрушки часто выпадают из рук. Дети в состоя­нии удержаться в вертикальном положении в специальном сту­ле, но самостоятельно не сидят и не стоят.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Становится сильно заметной псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в нарушениях голоса, дыхания, процесса корм­ления. Часто проявляются такие патологические симптомы ар­тикуляционного аппарата, как спастичность, паретичность, дистония, гиперкинезы языка, оральные синкинезии. Подвижность языка, губ значительно ограничена.

4 уровень — лепет. У детей обнаруживаются диспропорции в развитии отдельных функций; так, уровень развития эмоциональ­ной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития.

Характеристика голосовой активности, функции общения. Сред­ствами общения с окружающими являются выразительные дви­жения головы и глаз, мимика, модулированный крик, лепет, уп­рощенные слова. Лепет характеризуется бедностью звуков и представляет собой сочетание губных согласных с нечеткими глас­ными звуками. Слогового лепета, как правило, не отмечается.

Спонтанный лепет наблюдается редко, чаще возникает отражен­ный, односложный лепет. Аутоэхолалии в лепете выражены край­не слабо. Имеющиеся простые лепетные слова произносятся ред­ко, после длительной стимуляции. Потребность речевого общения у детей выражена слабо, речевая активность низкая. Дети хоро­шо понимают обращенную речь: как простые ситуативные инст­рукции, так и сложные двух-трехступенчатые задания.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети отличаются высокой активностью познавательной деятель­ности, устойчивостью внимания. Они заинтересованы в эмоци­ональном контакте; их эмоции носят дифференцированный ха­рактер. Дети проявляют живой интерес ко всему окружающему, длительно используют игрушку. У некоторых детей начинает раз­виваться предметная деятельность, но тонкие ручные движения у них отсутствуют. Уровень развития импрессивной речи значи­тельно опережает уровень развития экспрессивной речи, а в ряде случаев даже приближается к возрастной норме.

Характеристика двигательного развития. Дети могут сидеть в специальном стуле, держать голову, брать игрушки и манипули­ровать ими, но при этом часто отмечаются атаксия, гиперкинезы в руках, дизметрии, порочные положения кистей рук и пальцев. При помощи взрослых дети могут стоять и преступать у опоры, но положение ног при этом порочное. При поддержке за обе руки дети переступают, но часто с перекрестом ног. Некоторые дети могут самостоятельно сидеть.

Характеристика артикуляционного аппарата. Патологическое состояние артикуляционного аппарата проявляется в изменении мышечного тонуса губ, языка, гиперкинезах языка, что приво­дит к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных артикуляционных движений и к другим изменениям. Почти у всех детей имеет место повышенная саливация и псевдобульбарные явления, выраженные в большей или меньшей степени. У всех детей отмечаются слабость кусания и жевания.

Таким образом, изучение детей с церебральным параличом позволило обнаружить у них нарушения голоса, преимуществен­но его интонационных особенностей. Что касается гуления, то время его появления часто соответствует возрастной норме, но дальнейшее развитие гуления у детей с ДЦП происходит иначе, чем у их здоровых сверстников: слабо выражено отраженное гу­ление и самоподражание, отсутствует певучесть звуков. Крик детей длительное время не является средством общения в силу недо­развития интонационно-выразительной системы речи в целом. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава, отсутствием модуляции голоса, слоговых рядов. Звуковая активность крайне низкая. Дети пред­почитают общаться криком, мимикой, жестом. В большинстве случаев в лепете не прослеживается последовательности этапов, характерных для здорового ребенка. Первый этап развития лепе­та у детей с церебральным параличом выражен крайне слабо. Далее у них не формируется механизм аутоэхалалии, т.е. само­подражания. И, наконец, физиологические эхолалии, слоговой лепет, что соответствует третьему этапу развития лепета, появ­ляется поздно и в искаженном виде. Двигательное развитие де­тей, страдающих церебральным параличом, грубо нарушено; это препятствует процессу становления их восприятия. Хватательная и манипулятивная функции рук также недоразвиты.

Сенсорные нарушения, проявляющиеся в недостаточности зрительного, слухового и кинестетического анализаторов, задер­живают развитие познавательной деятельности.

У подавляющего большинства детей отмечается патология артикуляционного аппарата; изменен мышечный тонус, нару­шена подвижность языка и губ, наблюдаются гиперкинезы язы­ка и т. д. В результате этого артикуляционный аппарат детей не готов к звукопроизношению. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы отстают в своем развитии.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 124 ;

Порядковый номер возрастной группы Возрастная группа Общее число больных Пол
Муж. Жен.
I от 0 до 3 лет 30 18 12
II от 3 до 7 лет 71 39 32
III от 7 до 12 лет 68 34 34
IV от 12 до 17 лет 45 29 26
V свыше 17 лет 35 20 15
Всего 249 140 109

Характер речевых нарушений у обследованных больных ДЦП отличался большим разнообразием их клинических форм и обнаруживал тесную связь как с возрастом детей, так и со степенью тяжести имеющихся у них двигательных расстройств. Общая характеристика выявленных до начала лечения вариантов речевой патологии представлена в сводной табл.23.Из 300 обследованных больных с ДЦП фразовая речь полностью отсутствовала у 32% детей. При этом уровень доречевого развития в виде крика и недифференцированной голосовой активности наблюдался у 6% больных. В виде отраженного гуления он имел место у 7% детей. В виде спонтанного гуления — у 9%. В виде лепета, отдельных лепетных и аморфных слов — у 10% больных. Владели простой фразовой речью, состоящей из 2 — 3 слов, которые произносились без соблюдения правил согласования грамматических единиц в предложении, 5% больных ДЦП. Распространенная фразовая речь, отличавшаяся полностью или частично сформированным грамматическим ее строем, наблюдалась у 54% обследованных.

Таблица 23
Варианты речевых нарушений у больных ДЦП

Формы речевых нарушении Особенности клинических проявлений Частота встречаемости
Общее число % случаев
Задержк иречевого развития а) на уровне крика и недифференцированных звуков; 18 6
б) на уровне дифференцированных звуков и отраженного гуления; 21 7
в) на уровне спонтанного гуления; 27 9
г) на уровне лепета и аморфных слов-корней 30 10
Алалии а) моторные; 4 2
б) сенсорные 9 3
Дислекции 3 1
Дисграфия 6 2
Ринолалия 9 3
Дизартрии а) псевдобульбарные 63 21
б) бульбарные 12 4
в) корковые 3 1
г) мозжечковые 6 2
д) подкорковые 9 3
е) сочетанные 27 9
ж) стертые 54 18
Заикание и запинки а) неврозоподобные 27 9
б) невротические 6 2
в) смешанные 21 7
Без нарушений речи 51 17
Порядковый номер возрастной группы Возрастная группа Общее число больных % случаев без речевых нарушений
I от 0 до 3 лет 30
II от 3 до 7 лет 77 2
III от 7 до 12 лет 80 4
IV от 12 до 17 лет 60 5
V свыше 17 лет 53 6
Всего от 0 до 32 лет 300 17

Динамика показателей состояния речевых функций у первой группы больных ДЦП в процессе интенсивной нейрофизиологической реабилитации

Эффективность реабилитационных мероприятий После I курса После II курса После III курса
Ухудшение
Без улучшения
Улучшение 42% 36% 39%
Значительное улучшение 58% 6% 68%
Стойкое улучшение или выздоровление 1% 3%

Таблица 26
II-V возрастных групп в процессе интенсивной нейрофизиологической реабилитации

Доминирующая клиническая форма речевой патологии Эффективность реабилитационных мероприятий
Ухудшение Без улучшения Улучшение Значительное улучшение Стойкое улучшение или выздоровление
После I
курса
После II
курса
После III
курса
После I
курса
После II
курса
После III
курса
После I
курса
После II
курса
После III
курса
Дизартрии:
а) псевдобульбарные - - 14 15 13 7 6 7 - - 1
б) бульбарные - - 3 2 1 1 2 3 - - -
в) корковые - - 1 - - - 1 1 - - -
г) мозжечковые - - 2 1 1 - - 1 - - 1
д) подкорковые - - 3 2 2 - 1 1 - - -
е) сочетанные - - 7 6 6 2 2 2 - 1 1
ж) стертые - - 10 9 8 6 6 7 2 3 3
Алалии:
а) моторные - - 2 1 1 - 1 2 - - 1
б) сенсорные - - 2 2 1 1 - -
Дислексии - - 1 1 - - - 1 - - -
Дисграфии - - 1 1 - 1 1 1 - - 1
Заикание и запинки:
а) неврозоподобные - - 6 4 4 2 3 3 1 2 2
6) невротические - - 1 1 - 1 1 2 - - -
в) смешанные - - 5 3 2 2 3 4 - 1 1


Различные речевые нарушения при ДЦП наблюдаются у 80% маленьких пациентов. Их проявление напрямую зависит от степени поражения головного мозга, уровня развития центральной нервной системы. Отсутствие четкой и связной речи лишает ребенка возможности полноценного общения в окружающем обществе.

Основные виды и причины нарушений

Основные виды речевых нарушений при ДЦП:

• Дизартрия – нарушается нормальное произношение звуков, голос ребенка тихий с придыханием. Проблема возникает из-за спазма мышц лица, нижней челюсти и патологического недоразвития речевых механизмов нервной системы.
• Дислексия и дисграфия – при внутриутробном поражении мозговых участков, отвечающих за речь, больного невозможно научить писать простые слова и предложения.
• Алалия – патология полного или частичного отсутствия речи встречается при нормальном уровне слуха. При сенсорной форме малыш просто не понимает обращенные к нему слова. При моторной страдают психомоторные функции, мешая крохе научиться говорить даже отдельные звуки осознанно.
• Заикание – возникает при легкой степени поражения речевой зоны головного мозга.
• Анартрия – полное отсутствие речевых навыков.

У ребенка часто встречается задержка речевого развития при ДЦП. Он начинает говорить осознанные слова только после 3–4 лет, с трудом строит фразы. Дефект выражен более серьезно при недоразвитии коры головного мозга, нарушении мелкой моторики.


К серьезным речевым нарушениям при ДЦП приводят не только врожденные заболевания и внутриутробные инфекции. При уходе за больным ребенком многие родители предупреждают его малейшее желание. Поэтому у него отсутствует необходимость о чем-то просить, произносить желания вслух.

Дизартрия при ДЦП

• Легкая – на некоторых участках артикуляционного аппарата наблюдается парез. Поэтому невнятными являются только отдельные звуки (гласные, шипящие или звонкие).
• Средняя – повышенный тонус мышц лица не дает произносить треть звуков. Малыш произносит слова невнятно, ему тяжело объяснить свои просьбы и желания.
• Тяжелая – связная речь отсутствует из-за полной атрофии лицевой мускулатуры. Она наблюдается у 80% детей со спастическим тетрапарезом, о котором упоминалось ранее.

Кроме нарушения речи, у больного наблюдается гипертонус мышц, снижена моторика. Движения пальцев рук ограничены. Он разговаривает, словно рот заполнен не пережеванной едой.


Особенности развития и коррекции речи у детей с ДЦП


При диагностике выделяются следующие особенности речевых нарушений при ДЦП:

• позднее появление младенческого лепета;
• слова произносятся по слогам, с разным темпом;
• наблюдаются проблемы с глотанием пищи;
• повышенное выделение слюны;
• ограниченное количество используемых слов.

Перед составлением речевой карты пациента с ДЦП проводится комплексное обследование с применением МРТ головного мозга, энцефалограммой. Сурдолог должен исключить патологии слуха, мешающие восприятию звуков. Основная работа по реабилитации ложится на логопеда-дефектолога и невропатолога.


Как упоминалось ранее, психические и речевые нарушения при ДЦП корректируются одновременно с помощью разных методов:

• курсовой прием нейростимуляторов, витаминов группы В;
• массаж мышц, отвечающих за работу артикуляционного аппарата;
• иглоукалывание активных точек;
• логопедическая гимнастика в игровой форме;
• использование различных приспособлений для стимуляции мелкой моторики.

Задача дефектолога – спровоцировать желание говорить, расширять словарный запас. При уменьшении пареза лицевых мышц улучшается четкость отдельных звуков. В домашних условиях родители должны продолжать активные занятия в форме игры, читать ритмичные стихи и сказки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.