Может ли ребенок ползать если у него дцп

Роль родителей в успешной реабилитации ребенка с ДЦП исключительно велика. Каждодневные усилия мам и пап помогают правильному формированию суставно-связочного аппарата ребенка, развивают моторику, укрепляют мышцы.

Главное условие эффективности родительской помощи – постоянство, периодичность и дозированность усилий. Занятия с ребенком, больным ДЦП, должны быть каждодневными. Рекомендации касательно интенсивности и продолжительности упражнений можно получить у лечащего врача. Публикуемые ниже советы носят общий характер и не должны восприниматься как детальная инструкция по реабилитации всех детей с церебральным параличом.

Как научить ребенка с ДЦП держать голову поднятой?

1. Положите ребенка на горизонтальную поверхность на живот, лицом вниз. Малыш постарается приподнять голову и плечи – это естественная реакция. Слегка прижмите плечи и грудь ребенка к опорной поверхности, и он постарается поднять голову.

Повторите упражнение несколько раз, понемногу увеличивая время самостоятельного удержания ребенком головы. Так тренируются мышцы спины и шеи.

2. Уложите ребенка на спину на плоскую поверхность. Аккуратно и осторожно возьмите его за руки и немного приподнимите, подтягивая к себе – до положения полусидя. Так же медленно верните ребенка в исходное положение. Это упражнение тренирует мышцы, сгибающие шею вперед и обеспечивающие свободу движений головой.


Научите ребенка с ДЦП опираться на руки

Умение ребенка, страдающего церебральным параличом, опираться на руки и держаться руками, относится к важнейшим. Комплекс опорных навыков необходим для выполнения сложных моторных задач: усаживания, вставания, ходьбы, перемещений ползком и т.д.

Для выработки умения опираться на локти подберите нетолстую подушку и валик, подложите ребенку под грудь и плечи. Высота подушки должна быть такой, чтобы малыш мог без труда опереться на согнутые в локтях – но не выпрямленные полностью! – руки.

По мере наработки навыка сделайте подкладку достаточно высокой – чтобы ребенок мог опереться на распрямленные руки. Следите за положением кистей рук встающего! Больным детям свойственно сжимать кисть в кулак. Научите малыша опираться на развернутую ладонь с расставленными пальцами. Придерживайте его корпус, чтобы нагрузка на руки были симметричной.

Когда руки ребенка окрепнут, а навык удержания тела с опорой на руки выработается, переходите к обучению вставанию с опорой на стул.


Учим ребенка с ДЦП поворачиваться и переворачиваться

1. Положите ребенка на спину. Мягко и плотно охватите ногу малыша ниже колена (ближе к голеностопному суставу), согните конечность в коленном и тазобедренном суставах. Держа ножку согнутой и подведя свободную руку под ягодицу, осторожно перекатывайте ребенка в сторону распрямленной ноги.

Ответной реакцией на воздействие должно стать приподнимание ребенком головы и самостоятельный поворот верхней части туловища вслед за перемещениями таза и ног. При необходимости можно помочь ребенку, взяв его за руку. Однако ощутимо тянуть малыша за руку не нужно: цель упражнения – выработка навыка самостоятельного переворачивания.

Чередуйте направления движений в упражнении.


Обучение ребенка с ДЦП садиться и устойчиво сидеть

Садиться на скамью ребенку с церебральным параличом проще, чем усаживаться на пол. Однако при наличии мышечных спазмов у детей с ДЦП усаживание и сидение на стуле оказывается проблематичным и требует отработки.

В качестве тренировочного предмета можно использовать одну или несколько плотных диванных подушек.

2. Встаньте на колени и опустите тело на пятки. Ребенка поставьте спиной к себе так, чтобы его стопы находились слева и справа от одного из ваших колен. Усадите малыша к себе на бедро так, чтобы его спина прижималась к вашему туловищу. Теперь собственно упражнение: придержите ребенка за бедра обеими руками и подайте свой корпус вперед, наклоняя ребенка и одновременно помогая ему встать.

Упражнение это трудно дается ослабленным детям, поэтому повторяйте его сериями по нескольку подходов, с достаточным отдыхом между сериями.

3. Сядьте на одеяло, расставьте ноги, усадите ребенка перед собой спиной к себе. Поддерживайте его с двух сторон коленями, не давая завалиться набок. Помогите ему опираться на ваши ноги руками. Привлекая его внимание, заставьте малыша самостоятельно поворачиваться вслед за движениями интересующего его объекта.

4. Сидя в прежнем положении, положите перед ребенком большой мяч (либо надувную или мягкую игрушку). Когда ребенок возьмется за мяч руками, приподнимите его так, чтобы малыш оказался в устойчивом сидячем положении.

Приучая ребенка сидеть на стуле, выбирайте модель с подлокотниками. Высота стула должна быть такой, чтобы каждого из суставов (голеностопного, коленного и тазобедренного) составлял 90 градусов.



Учим ребенка с ДЦП двигаться и ходить

Движение человека осуществляется ритмично при помощи различных моторных функций. Если у ребенка с ДЦП не развить способностей к поддержанию равновесию и умения слаженно и последовательно двигать конечностями и туловищем, ходить он будет с трудом. Вот почему так важно дать малышу:

- навыки постуральной адаптации, то есть умение держать осанку, принимать устойчивое положение и использовать руки для защиты от падения;

- способность к самостоятельному перемещению своего тела и ношению предметов;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, то есть осмысливать информацию, получаемую от сенсорных органов.

Если ваш малыш научился ходить, опираясь на ваши руки, можно начинать обучение самостоятельному хождению. Для этого встаньте на колени позади ребенка (можно сесть на низкую скамью на колесиках), охватите бедра (не поясницу!) малыша руками и придайте ему легкий вращательный импульс в одну и в другую сторону, побуждая сделать шаг левой или правой ногой.

Ползать – раньше, чем ходить

Желание ползать у ребенка, больного детским церебральным параличом, нужно стимулировать. Отнесите игрушку, привлекающую внимание ребенка на полметра или метр от малыша – и он постарается дотянуться до нее самостоятельно. Чтобы облегчить выполнение задачи, можно сделать игровую площадку наклонной, а игрушку класть ниже по склону.

Помогая ребенку ползти, вы можете приподнять ему движущуюся вперед ногу, чтобы облегчить ее сгибание. Однако не делайте упора для стоп! Рефлекторное выпрямление конечности вряд ли поможет малышу слаженно двигаться.

Если ползание не дается ребенку, помогите ему дополнительными занятиями. Сядьте на пол, протяните ноги вперед. Малыша уложите поперек ваших ног так, чтобы голову он держал на весу, а руками упирался в пол. Положите перед ним игрушку – он потянется к ней рукой. Передвиньте игрушку чуть дальше – и он постарается дотянуться до нее.

Для тренировки мышц плечевого пояса, задействованных в ползании, положите ребенка грудью на валик или мяч. Размер валика или мяча следует подобрать так, чтобы малыш уверенно опирался руками о твердую поверхность и мог прилагать усилия к передвижению.

Научите ребенка с ДЦП удерживаться стоя на коленях

Неумение держать равновесие и спазм мышц-сгибателей заставляют ребенка с ДЦП принимать неестественное положение при необходимости встать на колени. Тренировочные упражнения, проводимые родителями, позволяют выправить осанку и научить ребенка устойчиво стоять на коленях.

Упражнение удобно проводить, сидя на полу с согнутой в колене ногой. Вам будет легче, если вы обопретесь поясницей и спиной на боковину кресла. Ваша согнутая нога послужит опорой для ребенка.

Поставьте малыша на колени лицом к вашей согнутой ноге, причем как можно ближе. Дайте ему взяться руками за ваше колено. Одной рукой придерживайте ребенка в области талии, чтобы он стоял вертикально. В другую руку возьмите игрушку и привлеките внимание малыша.

По мере наработки навыка проводите тренировку возле низкого столика, пуфика, стула. Контролируйте положение ребенка: его коленные суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра и спина – выпрямлены.

Первое время малыш будет удерживать себя усилием рук. В дальнейшем постарайтесь отодвигать опору для рук от малыша, воспитывая в нем умение стоять на коленях без дополнительной поддержки.


Учим ребенка с ДЦП самостоятельно вставать

Чтобы уверенно вставать из любого положения, ребенок, страдающий ДЦП, должен научиться использовать мышцы ног, особенно ягодицы и разгибатели коленей. Он должен уметь удерживать центр тяжести в проекции между двумя ногами.

Удобней всего учить ребенка вставать с ваших колен. Встаньте на колени, опуститесь ягодицами на пятки. Посадите себе на колени ребенка – так, чтобы его стопы стояли на полу, а коленные суставы сгибались под прямым углом. Перед ребенком поставьте стульчик с какой-нибудь игрушкой на сиденье. Обратите внимание малыша на игрушку, и когда он потянется к ней, помогите ему встать. Для этого обхватите таз ребенка руками и перемещайте его вперед и вверх. В конце упражнения ноги малыша должны быть полностью выпрямлены.

Вскоре ребенок научится вставать самостоятельно с опорой рук на стул. Отодвиньте стульчик с игрушкой подальше и продолжайте тренировки. Ваш ученик научится вставать без опоры на руки, и одновременно с подъемом будет делать шаг вперед.

Учим ребенка с ДЦП вставать, нагружая ноги поочередно

Таким образом, ребенку с церебральным параличом нужно иметь достаточно развитую мускулатуру туловища для освоения сложного алгоритма вставания. Для выработки умения переносить вес тела на одну ногу, выполняйте упражнения:

2. Положите ребенка на правый бок. Одной рукой подхватите его левую ногу ниже колена, другой рукой придержите его за талию. Движением руки согните его левую ногу в тазобедренном суставе так, чтобы согнутое колено сместилось вперед. Рукой, лежащей на талии, осторожно подтолкните ребенка вперед, чтобы колено левой ноги уперлось в пол. Зафиксировав положение, вернитесь в исходную позицию. После нескольких повторений проделайте то же упражнение с другой ногой.

Ребенок с ДЦП уверенно стоит, но не ходит. Что делать?

Стойкие спазмы мышц при детском церебральном параличе могут затруднить или даже сделать невозможным самостоятельное пешее передвижение больного ребенка. В подобных случаях родителям следует практиковать лечебный массаж и гимнастику. Постоянно и методично выполняемые упражнения на сгибание ног в суставах, а также растягивание мышц и связок не могут не дать результата.

Если ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, позвольте ему управлять трехколесным велосипедом или педальным автомобилем. Чтобы ноги держались на педалях, используйте специальные крепления (стремена), либо нетуго привязывайте стопы ребенка к педалям.

Используйте тренажеры с ременными подвесами для больного. Охватывая ноги и корпус, ремни не стесняют движений и позволяют имитировать шаги. Подойдут для тренировок и педальные швейные машины. Удобны и педальные автомобили, имеющие сзади рукоятку и руль. Такой игрушкой управляет взрослый, в то время как ноги ребенка движутся вместе с маятниковыми педалями.

Что делать, если ребенок с ДЦП не ходит самостоятельно?

Продолжайте тренировки с поддержкой ребенка. Полуобняв малыша сзади, позвольте ему опереться на вас спиной. Удерживая рукой то одно, то другое колено, поочередно делайте шагательные движения его ногами. Тренируйте его чувство равновесия и способность стоять. Научите ребенка переносить тяжесть с ноги на ногу и уверенно стоять, ослабив нагрузку на одну ногу. Показывайте малышу шаги не только вперед, но и назад, и в сторону.


В настоящее время ДЦП становится распространённым заболеванием, которое поражает многих детей. От рождения малышей с этим недугом не застрахован никто. Они могут появиться в семье у абсолютно здоровых родителей, и на это может быть несколько причин. О том, что такое детский церебральный паралич, о его симптомах, признаках, видах и причинах появления, о диагностике и лечении – расскажем далее.

Что это за заболевание

Детским церебральным параличом называется не заболевание, а ряд симптомов, которые появляются по нескольким причинам. Сходство признаков в том, что все они поражают головной мозг и нарушают двигательную активность пациента. Чаще всего заболевание поражает детей первого года жизни в то время, когда мозг находится в активной стадии развития. Если грудничок или подросток получит травму головы, у него также снизится двигательная активность, но заболеванием это назвать нельзя.


Еще одной особенностью ДЦП является то, что признаки данного заболевания не усугубляются со временем, а остаются прежними. Причем сниженную двигательную активность можно восстановить. Но помните, что если за такими детьми правильно не ухаживать и не заниматься с ними, то это может привести к появлению опасных последствий.

Процесс появления заболевания

Нарушение двигательной активности происходит у человека по следующим причинам:

  • возникновение изменений в нейронах нормального мозга;
  • проявление первичных нарушений в структуре мозга.

На нейроны действуют негативные факторы, которые приводят к появлению различных дефектов. Это происходит потому, что структуры мозга, развивающиеся в данный момент, обладают повышенной уязвимостью. Благодаря этому у больного нарушаются движения верхних и нижних конечностей.

Врачи отмечают, что чаще всего ДЦП появляется у грудничка или новорожденного, который родился на 33 неделе и имеет недоразвитость в структурах мозга и артериях. Если он родился в срок, то при кислородном голодании кровь распределяется таким образом, что головной мозг не страдает. Если малыш родился раньше срока и долго находился под аппаратом ИВЛ, то у него такой защиты нет. Из-за этого многие участки мозга при кислородном голодании отмирают, и вместо них остаются пустые полости. Это создает угрозу развития данного заболевания.

Почему появляется

Существует несколько групп факторов, которые ведут к появлению у малыша детского паралича. Рассмотрим их более подробно.


ДЦП и причины возникновения во время беременности:

  • Фетоплацетарная недостаточность. Часто именно она ведет к появлению у малыша такой патологии как хроническая кислородная недостаточность.
  • Поражение инфекцией нервной системы больного. Часто причиной становится развитие у малыша такого заболевания как краснуха.
  • Наличие тяжелого резус конфликта между матерью и плодом.
  • Появление хромосомных мутаций и плохая наследственность.

Основные причины возникновения ДЦП у ребенка во время родов:

  • Появление асфиксии. Обычно к малышу перестает поступать кислород в том случае, если он обвит пуповиной, произошла отслойка плаценты или пуповина пережата тазовыми костями.
  • Возникновение травм головы во время родов. Травмирование происходит тогда, когда роды проходят очень быстро, младенец лежит неправильно, будущая мать имеет слишком узкий таз. Ребенок травмирует голову во время родов при совершении врачом неправильных действий.

Причины, которые приводят к развитию заболевания, после того, как дитя родилось:

  • Частое травмирование головы, особенно у детей старше 1 года. Это связано с тем, что кости малыша очень хрупкие и падение его в данном возрасте приводит к появлению сотрясения мозга и возникновению травм в нем.
  • Развитие в организме инфекции, которая передалась во время родов или в первые годы жизни.
  • Отравление медикаментами и иными токсическими веществами.

Классификация видов болезни

Медики разделяют данное заболевание на несколько видов:

  1. Развитие спастической диплегии. Во время нее в мозге появляются очаги отмирания, кистозные новообразования. К развитию данного синдрома приводит рождение ребенка раньше срока, кислородное голодание, появление в его организме инфекции и нарушение работы щитовидной железы.
  2. Появление спастической тетраплегии. В мозге происходит развитие перивентрикулярной лейкомаляции, множественных очагов отмирания, пороков развития. Данный синдром появляется из-за кислородного голодания, развития инфекции, нарушения деятельности щитовидной железы, возникновения нарушений в развитии плода.
  3. Развитие гемиплегии. Она характеризуется появлением кровоизлияний в мозг. Прогрессированию гемиплегии способствует нарушенная свертываемость крови, наличие у ребенка тяжелых наследственных болезней и пороков развития, появление в организме инфекции.
  4. Появление экстрапирамидной формы. При ней появляются нарушения в определенных зонах мозга. Данная форма развивается из-за кислородного голодания плода, при развитии желтухи тяжелой формы, при наличии у плода митохондриальных болезней.


При спастической диплегии у больного нарушаются движения в обеих конечностях, обычно в ногах. В руках активность целиком или частично сохранена. Данная форма считается самой распространенной. При таком ДЦП у детей видны нарушения уже в первые годы жизни, особенно во время ползанья:

  • Малыш может нормально двигать верхними конечностями, а нижние постоянно подтягивает. При тяжелой форме заболевания нездоровое дитя не может ползать.
  • В ногах у больного ребенка повышенный тонус, сильно выражены сухожильные рефлексы. Данные признаки ДЦП выявляются невропатологом.
  • Если мать держит малыша подмышки, то он начинает скрещивать ноги.
  • Ребенок начинает поздно ходить, и ходит он в основном на цыпочках.
  • В тяжелом случае больной малыш начинает отставать с ходьбой.

При этом интеллект и речевая деятельность развиты нормально. В отличие от других видов болезни судорожные синдромы при спастической диплегии появляются очень редко. Если у ребенка болезнь развивается в легкой форме, то он может обслуживать себя и получать новые знания.

Спастическую тетраплегию характеризует поражение всех четырех конечностей. Врачи называют данную форму болезни самой тяжелой и плохо поддающейся лечению. Данная стадия появляется из-за того, что в мозге много очагов повреждения. При ней ребенок отстает в умственном развитии, и у него часто появляются приступы эпилепсии. При данной форме болезни ребенку с рождения трудно глотать, у него повышен тонус и могут болеть все конечности с одной стороны, ему трудно ползать или он совсем не ползает, не ходит. Помимо этого, появляются эпилептические приступы, нарушена речевая деятельность, интеллект, зрение. Внешне заметно, что у больного малыша маленький размер головы, и имеются иные пороки развития. При данной форме болезни большинство детей имеют умственную отсталость.


При гемиплегии нарушается двигательная активность в верхних и нижних конечностях с одной стороны. Больше всего страдают верхние конечности. При гемиплегии у ребенка сохраняются все рефлексы, но по мере взросления малыша двигательная активность в конечностях с пораженной стороны снижается.

Дополнительно появляются следующие симптомы:

  • в пораженной конечности высокий тонус, она часто согнута в суставе и прижата к телу;
  • равновесие, сидение, ходьба появляются вовремя;
  • интеллект развивается нормально, редко появляются судороги.

Развитие у ребенка экстрапирамидной или гиперкинетической формы болезни называется медиками самой опасной. Данное заболевание часто развивается при наличии несовместимости между матерью и малышом или при глубокой недоношенности.

Помимо этого, для данной формы заболевания характерны следующие симптомы:

  • у ребенка снижен тонус, он плохо держит голову;
  • возникает периодический гипертонус, насильственные движения;
  • ребенок может сам ходить в 4-6 лет;
  • у него нарушается глотание, он плохо произносит звуки и слова;
  • интеллект развивается нормально.

При данной форме болезни возникают следующие насильственные движения:

  • Хореиформные: быстрые и резкие движения бедрами и плечами.
  • Атетоидные: они червеобразные, очень медленные, характеризуются извиванием в движениях костей и стоп.
  • Смешанной формы: характеризуется совместным развитием атетоза и хореи.

Если ребенок находится в стрессовой ситуации или эмоциональном переживании, то у него насильственные движения могут усилиться.

Имеются ли у заболевания степени

Помните, что степень развития болезни зависит от того, насколько поражен мозг. На развитие болезни влияет и то, как быстро родители обратились к специалисту, прошли диагностику и лечение, и какими коррекционными мероприятиями они занимаются со своим малышом.

  1. Легким. При нем малыш может самостоятельно совершать какие-либо движения, выполнять домашние поручения, посещать образовательное учреждение, осваивать профессию.
  2. Средним. Малыш не может что-то делать без помощи посторонних людей, но он может социально адаптироваться.
  3. Тяжелым. Дитя ничего не может делать без посторонних людей, не может даже самообслуживаться.

Как проводится диагностика

Помните, что чем раньше будет проведена диагностика и лечение, тем меньше возникнет опасных осложнений. Из-за этого врачи исследуют ребенка после того, как он только родился.


В группу риска вносят:

  • недоношенных и маловесных детей;
  • малышей с врожденными пороками развития;
  • детей, которые заразились в утробе матери инфекцией;
  • малышей, которые родились с использованием медицинских щипцов, вакуум-экстракторов;
  • детей, которые после рождения были подключены к ИВЛ;
  • малышей, которые получили низкую оценку по шкале Апгар после рождения.

Помните, что во время проверки специалисты изучают все рефлексы и тонус в мышцах новорожденного.

Дополнительно для обследования малыша используются инструментальные методы:

  • УЗИ головы. Оно проводится в том случае, если у новорожденных есть симптомы ДЦП или родители жалуются на неприятные признаки.
  • Электроэнцефалографию. Ее используют тогда, когда ребенка часто беспокоят судороги.
  • КТ и МРТ. Данные методы используются при гидроцефалии, кистозных новообразованиях, очагах кровоизлияний, злокачественных и доброкачественных опухолей в голове.

Когда выявляется заболевание

Врачи могут заподозрить ДЦП у новорожденного, но не всегда у него появляются типичные признаки. При этом двигательная активность снижается, ребенок много спит. На ранней стадии обнаруживаются только серьезные типы недуга.


При возникновении паралича у малыша только в 3-4 месяца пропадают детские рефлексы. Благодаря чему дети с ДЦП могут нормально расти и усваивать новые знания. В данном возрасте также появляются следующие признаки, по которым можно распознать болезнь:

  • Малыш очень вялый, он плохо глотает, не может сосать, не обладает спонтанными движениями.
  • У ребенка остается рефлекс моро. Он характеризуется раскидыванием верхних конечностей при поднятии малыша и резком опускании его вниз.
  • Ребенок по-прежнему ползает, если родители подставляют ему к ногам руку.
  • Принятие ребенком вертикального положения и наклонение его вперед приводит к тому, что он начинает шагать.

Помните, что данные рефлексы являются детскими и по мере взросления ребенка они должны исчезнуть.

Родителям не следует забывать о том, что если малыш в 4-6 месяцев очень вялый, плохо усваивает новые навыки и их усвоение не соответствует срокам, он не может сидеть и стоит несимметрично, защищает одну сторону, то им требуется обратиться к специалисту. Также к доктору нужно идти, когда ребенок старше 1 года осуществляет непроизвольные движения.

Типичные симптомы болезни

Подозрение на ДЦП у ребенка появляется при наличии следующих признаков:

  • его мучают судороги и гидроцефалия;
  • нарушается зрение и слух, координация и равновесие;
  • появляется задержка в развитии речи или развивается алалия;
  • трудно произносить звуки;
  • нарушается письменная речь;
  • заикается, появляются нарушения в эмоциональной и волевой сфере;
  • трудно писать, читать и считать.

Как вылечить недуг

Помните, что полностью избавиться от ДПЦ нельзя. Но если вовремя обратиться к специалисту и провести правильные меры, можно добиться отличных результатов и научить больного ребенка некоторым навыкам.

Зачем проводится терапия? Она направлена на:

  • стимуляцию малыша на получение новых навыков самообслуживания, движения;
  • снижение риска появления у малыша неправильных поз, искривлений позвоночного столба;
  • создание условий для нормального развития речи и психоэмоциональной деятельности.


Помните, что лечение зависит от формы недуга, его тяжести, наличия иных способностей, уровня развития малыша, его возраста и иных заболеваний.

Врачи выделяют несколько способов лечения недуга:

  1. Использование медикаментов. Назначают применение противосудорожных препаратов. Назначить их может только врач-эпилептолог, и используются они под его контролем. Дополнительно назначают применение расслабляющих лекарств: Диазепам, Баклофен. Данные препараты используются при появлении болезненных спазмов в мышцах.

Помните, что такие препараты как: Кавинтон, Циннаризин, Актовегин, Кортексин, Церебролизин, Пирацетам, Пантогам, Фенибут и иные гомеопатические лекарства использовать нежелательно. Их производители заявляют о том, что они могут восстановить отмершие участки мозга, но сделать это они не способны. Также больному ребенку не следует принимать ноотропы, витамины и лекарства, которые помогают улучшить кровообращение в мозге. До сих пор их эффективность медиками не доказана. Родителям не следует самостоятельно покупать своему больному ребенку одно из вышеназванных лекарств.

Назначает препараты только врач, и выбор его зависит от тяжести и формы заболевания, от появившихся симптомов недуга.

  1. Применяют массаж и лечебную физкультуру. Если массаж будет проводить мать больного, то вначале она должна подобрать с врачом упражнения и изучить технику их проделывания. Если упражнения или массаж подобраны неверно, то состояние здоровья малыша может и ухудшиться.
  2. Осуществлять коррекцию неправильных поз. Часто у больного ребенка появляется тонус в мышцах, и это способствует вхождению его в неправильные позы. Это приводит к появлению необратимых последствий. Корректировать позы можно с помощью ношения лангеток, шин, валиков, щитов, бандажей, вертикализаторов.
  3. Использование хирургических методов коррекции. Для этого проводится операция на ахилловом сухожилии, на мышцах в области поясницы. Это способствует уменьшению спазмов.

  • Физиотерапию. Она способствует уменьшению боли при появлении спазмов в мышцах.
  • Коррекцию нарушений речи. Для этого больного водят к логопеду.
  • Снятие социальной изоляции.
  • Иппо- и дельфинотерапию. Такие методы помогают улучшить речь, координацию движений и помогают детям быстрее адаптироваться к жизни.

Помните, что коррекционные процедуры и лечение болезни будет проводиться малышу всю его жизнь.

Многие родители спрашивают врача о том, а кто лечит данный недуг? Лечение осуществляется неврологом, физиотерапевтом, врачом ЛФК, хирургом, логопедом, психологом.


Какие появляются осложнения

Помните, что пораженные участки мозга больше не становятся, но, если ребенок будет принимать неправильные позы, то его состояние здоровья может ухудшиться. Помимо этого, если он не посещает школу, не общается со сверстниками и не занимается со специалистами, у него могут часто появляться речевые и эмоциональные расстройства и иные осложнения:

  • Постоянно сжатые верхние и нижние конечности. Такое состояние появляется из-за наличия тонуса в мышцах. Причем оно может быть очень длительным и приводить даже к вывихам суставов.
  • Ребенок начинает ходить только на носочках. Если родители стараются поставить больного малыша правильно, то это приводит к появлению у него неприятных ощущений и боли.
  • Искривляется позвоночник, перекашиваются тазовые кости. Такие перекосы появляются из-за принятия малышом неправильной позы во время ходьбы, сидения.
  • Нарушается речь, появляются психологические проблемы. Это происходит из-за того, что ребенок не общается со сверстниками, не посещает образовательные учреждения, полностью отделен от общества.

Таким образом, родить больного малыша – это большой страх для родителей. И для того чтобы понять и полюбить такого ребенка может потребоваться много времени. Из-за этого в семье могут начаться проблемы, и помощь психолога будет кстати.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.