На что обращать внимания при дцп

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих.Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12.Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения.Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Как проявляется ДЦП у детей до года

Если ребенок появился на свет недоношенным или имел низкую массу тела, если беременность или роды имели какие-либо осложнения, родители должны быть предельно внимательными к состоянию малыша, чтобы не пропустить тревожных признаков развивающегося паралича.

Правда, симптомы ДЦП до года мало заметны, выразительными они становятся лишь в старшем возрасте, но все же некоторые из них должны насторожить родителей:

  • у новорожденного заметны трудности с сосанием и проглатыванием пищи;
  • в месячном возрасте он в ответ на громкий звук не мигает;
  • в 4 месяца не поворачивает голову в направлении звука, не тянется к игрушке;
  • если малыш застывает в какой-либо позе или у него обнаруживаются повторяющиеся движения (например, кивание головой), это может оказаться признаком ДЦП у новорожденных;
  • симптомы патологии выражаются и в том, что мама с трудом может развести ножки новорожденного или повернуть ему головку в другую сторону;
  • ребенок лежит в явно неудобных позах;
  • кроха не любит, если его переворачивают на животик.

Правда, родителям нужно помнить, что выраженность симптомов будет сильно зависеть от того, насколько глубоко поражен мозг малыша. А в дальнейшем они могут проявляться как небольшой неуклюжестью при ходьбе, так и тяжелыми парезами и умственной отсталостью.

Осложнения

Патология носит хронический характер, но не прогрессирует со временем. Здоровье ребенка может пошатнуться при условии присоединения сопутствующих патологий и вторичных осложнений.

Явление накладывает на жизнь ребенка крайне негативный отпечаток, выливаясь в нарушение социальной адаптации, трудности при приеме пищи и мышечные контрактуры. Кроме того, дети с таким диагнозом получают инвалидность, а положительная динамика лечения – дело труднодостижимое.

Как проявляется ДЦП у детей в 6 месяцев?

При ДЦП симптомы в 6 месяцев проявляются более выразительно, чем в грудничковом периоде.

Так, если у малыша до полугодовалого возраста не исчезли безусловные рефлексы, характерные для новорожденных – ладонно-ротовой (при надавливании на ладошку малыш открывает рот и наклоняет голову), автоматическая ходьба (приподнятый за подмышки малыш ставит согнутые ножки на полную стопу, имитируя ходьбу) – это тревожный признак. Но родители должны обратить внимание и на такие отклонения:

  • периодически у малыша возникают судороги, которые могут быть замаскированы под патологические произвольные движения (так называемые гиперкинезы);
  • ребенок позже, чем его сверстники, начинает ползать и ходить;
  • симптомы ДЦП проявляются и в том, что малыш чаще пользуется одной стороной тела (выраженная праворукость или леворукость может указывать на слабость мышц или их повышенный тонус с противоположной стороны), а движения его выглядят неуклюжими (нескоординированными, толчкообразными);
  • у малыша наблюдается косоглазие, а также гипертонус или отсутствие тонуса в мышцах;
  • кроха в 7 месяцев не способен самостоятельно сидеть;
  • пытаясь донести что-то до рта, он отворачивает голову;
  • в годовалом возрасте ребенок не говорит, ходит с трудом, опираясь на пальцы, или вообще не ходит.

Диагностика

Выявить наличие заболевания путем наблюдения малышом нельзя, можно лишь предположить, что с ним не все в порядке. Выявляться же недуг должен в специализированной клинике. И тут крайне важно обратиться туда как можно скорее, чтобы поставить верный диагноз и приступить к немедленному лечению.

Диагностика ДЦП позволяет не просто определить проблему, но и понять, какой конкретно участок головного мозга пострадал.

Комплексная диагностика в себя включает:

  • неврологический осмотр (врач использует разнообразные неврологические тесты на определение наличия или отсутствия рефлексов);
  • ультразвуковое исследование мозга (УЗИ)(назначается при наличии подозрения на недуг);
  • электроэнцефалограмма (проводится в том случае, если среди симптомов присутствует судорожный синдром);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ) и компьютерная томография (КТ).

Важно, чтобы диагностику проводил опытный невролог, так как первоначально диагноз ДЦП не ставиться вовсе (предпосылкой для развития паралича выступает энцефалопатия). Но есть вероятность спутать энцефалопатию с банальным тонусом мышц, в такой ситуации либо родители получат неверную информацию и не ребенок не начнет получать должное лечение, либо произойдет обратное, когда малышу необоснованно назначать лечение против болезни, которой у него нет.

Типы церебрального паралича: диплегическая форма

В медицине различают несколько видов ДЦП у детей. Симптомы их говорят о степени поражения нервной системы ребенка.

Диплегическая форма ДЦП появляется, если новорожденный перенес поражение нервной системы во внутриутробном периоде. Проявляется данная патология в резком повышении тонуса мышц, из-за которого ножки малыша постоянно вытянуты и перекрещены.

В первые месяцы жизни у крохи наблюдается заметная недостаточность движений нижними конечностями и отсутствие попыток перевернуться на бочок или сесть. Часто у таких деток отмечается и отставание в общем физическом развитии.

При попытке поставить малыша на ножки у него резко повышается мышечный тонус. Ходит такой ребенок, опираясь не на всю ступню, а на цыпочках, при этом коленки его трутся друг о друга, а ножки он ставит одну перед другой. Такие детки часто отстают и в интеллектуальном развитии.

Гемиплегическая форма ДЦП: причины и симптомы

Данная патология является результатом поражения преимущественно одного из полушарий мозга, вызванного либо внутриутробной инфекцией, либо кровоизлиянием во время родов.

У малыша заметна ограниченность движений в конечностях, а глубокие рефлексы и мышечный тонус явно повышены. Активные движения у такого ребенка сопровождаются непроизвольными мышечными сокращениями в пораженной части туловища (например, напряжение ручки и отведение ее в сторону). Кстати, мышцы туловища при этом тоже напрягаются.

Чья в том вина?

Возникает явление из-за воздействия повреждающих факторов на ЦНС, вследствие чего происходит неправильное развитие определенных участков мозга, а то и вовсе их гибель.

Внутриутробно патология развивается из-за:

  • преждевременной отслойки плаценты или фетоплацентарной недостаточности;
  • нефропатии;
  • сильного токсикоза;
  • инфекционных и соматических недугов будущей мамы;
  • травм при беременности;
  • резус-конфликта;
  • угрозы выкидыша;
  • гипоксии плода.

Во время родов ребенок может получить патологию из-за:

  • неправильной родовой деятельности или преждевременного ее начала;
  • ягодичного предлежания;
  • узкого таза матери;
  • крупного веса;
  • родовой травмы.

После родов явление развивается из-за:

  • асфиксии малыша;
  • аномального развития легких;
  • гемолитической болезни.

Гиперкинетическая форма ДЦП

Если во время внутриутробного развития или в процессе рождения у крохи наблюдалось поражение подкорковых ганглиев (нервных узлов), вызываемое иммунной несовместимостью мамы и малыша, то у него может развиться гиперкинетическая форма паралича.

Симптомы ДЦП в этой форме проявляются в нестабильности мышечного тонуса малыша, о чем свидетельствует его поочередное повышение и нормализация. Или, наоборот, понижение. Из-за этого ребенок неловок в движениях, принимает вычурные позы.

Интеллект у 70% больных данной формой паралича сохраняется, а судорожные приступы встречаются редко.

Как диагностировать ДЦП у новорожденных: симптомы

Если грудничок резко подтягивает ножки или, наоборот, вытягивает их в момент, когда его берут под животик, в его позвоночнике не наблюдается нижнегрудный и поясничный лордоз (изгиб), складочки на ягодицах выражены слабо и при этом асимметричны, пяточки подтянуты кверху, то родителям следует заподозрить развитие ДЦП.

Окончательный диагноз устанавливается в результате наблюдения за тем, как развивается ребенок. Как правило, у деток с тревожным акушерским анамнезом проводится контроль над последовательностью становления реакций, динамики общего развития и состояния мышечного тонуса. Если при этом наблюдаются заметные отклонения или явные симптомы ДЦП, то требуется дополнительная консультация у психоневролога.

Как лечится ДЦП

Лечение ДЦП комплексное и должно начинаться уже с первых недель жизни. У грудного ребенка мозг обладает большой способностью к восстановлению, что помогает в достижении гораздо более весомых результатов, чем в старшем возрасте.

При лечении ДЦП симптомы у младенцев имеют первоочередное значение, так как терапия строго индивидуальна, длительна и имеет комплексный характер. Основные ее принципы сводятся к предотвращению развития патологии в дальнейшем, а также возникновения необратимых остаточных процессов.

В первые месяцы жизни в лечении ДЦП применяются лекарственные средства для снижения внутричерепного давления (дегидратация при помощи микстуры с цитралью или диакарбом, а внутримышечно вводится магнезия). Вместе с этим используются препараты, повышающие процессы обмена веществ в мозге ребенка (витамины группы В).

Особое значение придается лечебной физкультуре, специальному массажу, а также стимуляция психического развития при помощи логопедических и педагогических занятий.

Что родителям важно знать

Родители должны быть очень внимательны к состоянию своего ребенка, чтобы не пропустить признаки ДЦП у новорожденных. Симптомы данной патологии следует принимать во внимание особенно тогда, если для тревоги есть основания в виде проблемной беременности, родов или перенесенных мамой заболеваний.

Если начать лечить малыша до трехлетнего возраста, то ДЦП в 75% случаев оказывается обратимым. А вот с детками постарше восстановление сильно зависит от состояния психического развития ребенка.

ДЦП не имеет тенденции к прогрессированию, поэтому в случае, когда патология коснулась лишь двигательной системы больного, а в мозге отсутствуют органические повреждения, то можно добиться хороших результатов.

Не теряйте надежды. И будьте здоровы!

Прогноз

Иногда сложно предотвратить болезнь, ведь она может возникнуть уже в периоде внутриутробного развития. Именно поэтому если есть сомнения нужно следить за здоровьем малыша и находится на постоянном контроле у врача. Особое внимание нужно уделить тем родителям, у которых дети находятся в зоне риска.

В целом прогноз на выздоровление детей до 3 лет с детским церебральным параличом достаточно хороший и только в 30% случаев последствия остаются на всю жизнь. Если проблема касается малышей более старшего возраста, то эффект от лечения будет напрямую зависеть от их психического состояния, а также от формы и течения болезни.

Согласно результатам исследований ДЦП не прогрессирует и если проблема коснулась только двигательной системы, а головной мозг не поврежден, то проблема не будет развиваться. В такой ситуации врачи прогнозируют полное выздоровление при своевременном курсе терапии.

Детский церебральный паралич представляет собой комплекс двигательный нарушений, который влияет на физическое и умственное развитие ребенка. Такую проблему можно устранить и даже без остаточных последствий, но только если заняться лечением при возникновении первых симптомов.

Если ваша беременность протекала плохо, если вы имеете сведения, что ваш ребенок перенес осложнения в период родов или в первые дни жизни, весьма важно систематически показывать его педиатру и невропатологу. Нередко случается так, что как раз родители, на глазах которых проходит развитие малыша, ориентируют участкового педиатра на более тщательное наблюдение и раннее начало реабилитации.

Естественно, родители самостоятельно не сумеют установить диагноз. Однако они могут обратить внимание на некоторые симптомы, указывающие на неполадки в работе центральной нервной системы ребенка. Например, опоздание в появлении двигательных навыков у ребенка и отставание речевого развития являются серьезным предлогом для тревоги. Так, в частности, к месяцу-полутора в позе лежа на животе доношенный ребенок обязан устойчиво держать поднятой голову, к шести месяцам присаживаться. Если ребёнок не удерживает голову лежа на животе и в вертикальном положении после 2 месяцев, не сидит самостоятельно после 7 месяцев, не ходит сам после 15 месяцев – необходимо выяснить причину задержки развития малыша и начать необходимые реабилитационные мероприятия.

Помимо двигательных навыков, крайне важно контролировать психическое и речевое развитие ребенка, например, зрительное и слуховое сосредоточение, гуление и лепет, интерес к игрушкам. Для контроля становления двигательных и психических функций ребенка всем родителям можно посоветовать вести дневник развития малыша, в котором будут обозначаться его основные достижения.

В первые месяцы жизни у детей с поражением нервной системы сосательный рефлекс часто ослаблен. Случается, что ребенок не может произвольно закрыть рот или, наоборот, делает это с чрезмерным усилием и прикусывает сосок.

С точки зрения неврологии, есть группа абсолютных рефлексов, которые проявляются у ребенка после рождения, а потом понемногу угасают, например, ладонно-ротовой рефлекс (при нажатии на ладошки новорожденного он раскрывает рот) или рефлекс автоматической ходьбы (малыша, опирающегося на ножки, чуть наклоняют вперед, и он производит шаговые движения). Как правило, эти рефлексы пропадают в 2 - 3 месяца. Если они остаются до 4- 6 месяцев, то можно заподозрить нарушение функционирования центральной нервной системы.

Также родители могут обратить внимание на то, что мышцы рук и ног малыша вялые и слабые или слишком напряжены (мышечная гипотония, гипертонус, спастичность), на дрожание головы, туловища, рук и ног, на трудности при глотании или сосании, избыточное слюноотделение, стереотипные и вычурные движения (ребенок на какой-то период застывает в какой-то позе или делает непроизвольные движения, кивки головой), на доминирование одной из сторон тела при движении (пользуется только одной рукой, подволакивает ногу при ходьбе), на нарушение согласованности и точности движений.

Если вы обнаружили такие симптомы, то надо незамедлительно обратиться к врачу!

Методические рекомендации родителям о ДЦП, разработанные Научно-практическим Центром детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.