Нарушение речи и ее коррекция у детей с нарушениями дцп

Методика коррекции речевых нарушений при ДЦП подбирается индивидуально и зависит от степени и тяжести нарушений, уровня интеллекта, участка на котором поражена ЦНС. Занятия по коррекции речи проводятся индивидуально, чтобы ребенок легче воспринимал информацию и выполнял инструкции логопеда-дефектолога более продуктивно.

У детей с ДЦП нарушение речи может возникнуть в следствии 2-х причин:

  • Это поражение структур головного мозга, отвечающих за речь и правильную работу речевого аппарата
  • Нарушение созревания участков мозга, которое в норме проходит со взрослением ребенка и приобретением речевых навыков

Речевые нарушения связаны с двигательными патологическими рефлексами, нарушением артикуляции. При сохраненном интеллекте, говорить таким детям трудно, речевое развитие детей с ДЦП сильно страдает.

РАБОТА ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ


Логопед работает в следующих направлениях:

  • Логопедическая гимнастика, направленная на нормализацию артикуляционного аппарата;
  • Логомассаж, помогающий активизировать речевые центры;
  • Зондовый массаж;
  • Создание у пациента желания разговаривать;
  • Расширение словарного запаса (актив и пассив);
  • Освоение грамматических критериев;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Активизация внимания и восприятия ребенка.
  • Снижение слюнотечения и появление навыков жевания и глотания.

РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ РЕЧИ

При работе над постановкой речи важно правильное дыхание. Его улучшают с помощью простых упражнений (надувание шаров, использование свистков, задувать свечку).

Хорошие результаты при коррекции речи показывает чтение вслух сказок и стихов. Звукопроизношение путем подражания разным звукам, изолированное повторение каждого из них.

Логопедическая помощь должна быть поэтапной и ежедневной, только тогда она даст видимые результаты.

Очень важно, чтобы в этом процессе участвовали родители, которые могут закрепить результаты специалиста и приумножить их, а также максимально адаптировать своих детей к окружающей среде.


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Развитие и будущее ребенка с ДЦП во многом зависит не только от его потенциальных возможностей, но особенно от правильного подбора коррекционных приемов.

Особенности нарушений речи у детей с ДЦП зависит от локализации тяжести поражения мозга. Чем ярче выражен дефект нервной системы или зон мозга, тем сильнее проявляется функциональное нарушение.

НАША ПРОГРАММА

Медицинский центра "Сакура" принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.


Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития психики и речевых функций. Причина таких нарушений — повреждения отдельных структур мозга. Чем ярче выражен дефект нервной системы или зон мозга, тем сильнее проявляется функциональное нарушение.

Проблемы с формированием речи присутствуют во всех вариантах заболевания. А ведь наличие полноценной связной речи напрямую отражается на социальной адаптации, психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Поэтому одной из главных задач по компенсации состояния ДЦП является работа по развитию качественной речевой функции.

Причины возникновения ДЦП

ДЦП образуется в связи с различными функциональными отклонениями в работе мозга, которые могут возникнуть в период гестации, в периоде родов или первые месяцы жизни ребенка. Характерная особенность болезни — ее ранняя манифестация, а также отсутствие ухудшения состояния мозга в дальнейшем. Однако, конечно, без надлежащего ухода и своевременно принятых коррекционных мер, течение заболевания будет осложняться.

Основными причинами возникновения ДЦП являются:

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода.
  • Перенесенные матерью во время беременности инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Осложненная наследственность.
  • Резус-конфликт.
  • Асфиксия или травма ребенка в результате сложных родов.
  • Перенесенные в раннем возрасте тяжелые инфекции, ЧМТ или токсическое отравление.

Симптомы ДЦП

К основным и наиболее типичным симптомам проявления этого заболевания относятся:

  • Напряженность или, наоборот, расслабленность мышц по причине нарушенного тонуса.
  • Неконтролируемые парадоксальные движения конечностей — неожиданные, резкие или замедленные.
  • Деформации скелета.
  • Проблемы со зрением или слухом.
  • Нарушенная функция глотания из-за неправильной работы мышц.
  • Задержка (на разном уровне) как развития речи, так и интеллектуальных и психических способностей.
  • Судороги.

Не все дети, имеющие диагноз ДЦП, имеют все перечисленные симптомы. Однако в определенной степени многие из них присутствуют и требуют коррекции для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в жизни.

Нарушения функции речи при ДЦП

Основные речевые нарушения при ДЦП:

  • ЗРР — задержка речевого развития.
  • ЗПРР — задержка психоречевого развития
  • Дизартрия — неправильное звукопроизношение.
  • Алалия — абсолютное отсутствие или отставание формирования речи.

Речевые нарушения и отставания в развитии находятся в зависимости от степени поражения мозга, а также задержки в формировании отделов мозга, координирующих речевую деятельность. Само состояние ребенка обуславливает ограничение общения, получения знаний об окружающем и навыков бытовой деятельности, что, к сожалению, влечет за собой отставание от сверстников. Тем важнее становятся коррекционные меры, которые с раннего возраста помогали бы развитию ребенка и улучшали его способность к адаптации в социуме.

Лечение ДЦП

В лечении детского церебрального паралича должна применяться комплексная терапия. Используются лекарственные препараты (для улучшения кровообращения мозга, сосудистые, миорелаксанты, аминокислоты и витаминные комплексы), лечебный массаж, физиотерапия, ортопедическая и динамическая коррекция. Однако помимо восстановления физиологических функций важно уделять большое внимание психическому и речевому развитию.

Здесь главная роль отдается психологам, неврологам и логопедам-дефектологам. Наиболее важный момент в коррекции — как можно более раннее начало. Мозг человека развивается очень активно и способен часть работы, которую не могут выполнять пострадавшие в результате заболевания зоны, делегировать другим отделам. А значит, состояние ребенка можно компенсировать и адаптировать его для жизни в социуме.

Коррекция речевых дисфункций

Работа над коммуникативной речью строится из нескольких последовательных этапов. Адаптационная стратегия вырабатывается исходя из особенностей и симптомов заболевания и уровня поражения речевого центра.

Направления работы логопеда-дефектолога:

Для достижения эффективности работы по развитию речи у ребенка с ДЦП логопед должен сотрудничать с другими специалистами — психологом и неврологом, ориентируясь на тактику лечения. В начале необходимо определить конкретный логопедический уровень ребенка и выработать план реабилитационных действий. Работа логопеда-дефектолога всегда строится индивидуально, так как дети с ДЦП могут иметь абсолютно разный уровень развития речи и сопутствующие дисфункции. Поэтому план занятий строится исходя из состояния ребенка и уровня нарушения нервной и мозговой деятельности.

Проблемой, осложняющей процесс коррекции речи у детей с детским церебральным параличом, является довольно позднее начало принятия реабилитационных мер. Специалисты способны диагностировать отклонения в работе мозга в возрасте до года, однако в большинстве случаев логопедическая работа откладывается до 4-5 лет. За это время мозг уже адаптируется к сложившимся условиям, а у ребенка формируется некоторое педагогическое отставание. Чем раньше будут начаты занятия по коррекции, тем выше шанс добиться необходимой адаптации ребенка.


Скачать:

ВложениеРазмер
dizartriya.odt 35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений речи у детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место реннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений: инфекционные заболевания, интоксикации, несовместимость крови матери и плода по резус — фактору или группе принадлежности.

ДЦП может возникать и после рождения в результате перенесенных инфекций, тяжелых ушибов головы.

У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. Двигательные нарушения являются ведущим дефектом и представляют собой аномалию моторного развития, которая без коррекции оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно — психически функций ребенка.

Особенностью двигательных нарушений у детей является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость и ощущений, у ребенка не формируются правильные представления о движении, с трудом развивается пространственно — временная организация.

Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогнозиса).Это, в свою очередь, еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии ребенка.

У детей могут быть нарушения эмоционально — волевой сферы, снижение интеллекта, судорожный синдром, нарушения зрения и слуха. Характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости.

Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи . Частота их составляет до 80 %.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависит от локализации и степени поражения мозга.

Отставание в развитии речи связано не только с более медленным созреванием речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно — практической деятельности и социальных контактов.Ошибки воспитания могут утяжелять отставание в развитии речи.

Важное значение в патогенезе речевых нарушений имеет сама двигательная патология.Особенностью нарушений моторики при ДЦП является не только несформированность произвольных движений, но и сохранение врожденных примитивных двигательных автоматизмов.

Поражение речедвигательного анализатора приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности.

Отмечается неточность кинестетического восприятия. Ребенок не только с трудом и в ограниченном объеме выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляцииЭто способствует затруднению выполнения целенаправленных действий и усиливает нарушения звукопроизношения. Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения на ощущениях.

Наблюдаются нарушения функции рук. Связь движений руки с речью была отмечена еще В. М, Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений рук на развитие речи.Наиболее тяжелые нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

Важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях.Восприятие надо развивать в повседневной жизни, когда ребенка учат смотреть, наблюдать, слушать, т. е. осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, развивает обощенный способ умственной деятельности.

Психическое развитие детей с дизартрией имеет свою специфику. Необходимо учитывать особенность высших психических функций , последовательность основных этапов формирования психических процессов и этапность развития каждой психической функции в онтогенезе.

Коррекционная работа включает : развитие общей, тонкой и артикуляторной работы, зрительного гнозиса, пространственных представлений, просодической стороны речи, фонематического восприятия. Работа по постановке, автоматизации и введению в речь звуков. У детей со стертой формой дизартрии нарушен функции и процессы, участвующие в становлении письменной речи. Занятия проводятся как с группой детей, имеющих данный речевой диагноз, так и индиидуально.Необходимо закрепление полученных на занятиях навыков в домашних условиях.

1. Двигательная сфера. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

После выполнения самомассажа можно приступать следующим упражнениям.

Движения кистями рук.

Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и двумя руками одновременно.

Движения пальцами рук.

Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Дополнительно можно использовать перебирание круп, пуговиц, бусинок; шнуровку; работу с пластилином, глиной, ножницами.

Упражнения, выполняемые двумя руками вместе.

Динамическая координация движений.

Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

1-3 день — большой палец;

4-6 день — большой и указательный пальцы;

7 день — большой, указательный и средний пальцы;

10-12 день — большой, указательный пальцы;

13 — 15 день — большой палец.

В дни, не указанные в схеме, прищепки приклеплять не надо.

2. Постановка и развитие навыков правильного дыхания.

Дыхательные фазы содержат равное количество секунд — от 3 до 7.Начинаем работу с 3 секунд, постепенно удлиняя до 7 секунд.

2 фаза — задержка дыхания (пауза).

3 фаза — выдох ртом, живот медленно втягивается, приподнимая диафрагму, межреберные мышцы расслабляются, опуская ребра, грудина и ключицы опускаются.

4 фаза — задержка дыхания (пауза).

  • Вдох и выдох через нос.
  • Вдох и выдох через рот.
  • Вдох через рот — выдох через нос.
  • Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.
  • Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
  • Вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями.
  1. Затем можно совмещать навыки дыхания с движениями. Упражнения выполняют в положении сидя на коленях либо в позе лотоса (спина выпрямлена).

На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками руками, голова опускается, спина сгибается.

Развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе — вперед.

Следующие упражнения выполняются в положении стоя, спина прямая.

Развитие речевого дыхания.

Упражнения выполняются в положении сидя или стоя.

“Имитация”. Подражания голосам взрослых животных и птиц и их детенышей. Упражнение можно дополнить имитацией движений животных и птиц.

3. Мимические и артикуляционные упражнения.

Нахмурить лоб, брови, зажмурить оба, один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки за другую.

Упражнения для губ.

Нижние зубы касаются верхней губы, легко ее поглаживают, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Упражнение для языка.

Губы улыбаются, кончик языка находится между неплотно сжатыми зубами. С усилием проталкиваем язык сквозь зубы, стараясь продвинуть как можно дальше, и втягиваем его обратно.

  1. Развитие зрительного восприятия, протранственных представлений.

Правильно начинать формирование пространственных представлений с освоения телесного пространства.Ребенок осознает собственное тело, знает части тела и их взаимное расположение.

  1. 4.Восприятие и различение неречевых звуков.

Развитие слухового внимания.

Развитие чувства ритма.


Различные речевые нарушения при ДЦП наблюдаются у 80% маленьких пациентов. Их проявление напрямую зависит от степени поражения головного мозга, уровня развития центральной нервной системы. Отсутствие четкой и связной речи лишает ребенка возможности полноценного общения в окружающем обществе.

Основные виды и причины нарушений

Основные виды речевых нарушений при ДЦП:

• Дизартрия – нарушается нормальное произношение звуков, голос ребенка тихий с придыханием. Проблема возникает из-за спазма мышц лица, нижней челюсти и патологического недоразвития речевых механизмов нервной системы.
• Дислексия и дисграфия – при внутриутробном поражении мозговых участков, отвечающих за речь, больного невозможно научить писать простые слова и предложения.
• Алалия – патология полного или частичного отсутствия речи встречается при нормальном уровне слуха. При сенсорной форме малыш просто не понимает обращенные к нему слова. При моторной страдают психомоторные функции, мешая крохе научиться говорить даже отдельные звуки осознанно.
• Заикание – возникает при легкой степени поражения речевой зоны головного мозга.
• Анартрия – полное отсутствие речевых навыков.

У ребенка часто встречается задержка речевого развития при ДЦП. Он начинает говорить осознанные слова только после 3–4 лет, с трудом строит фразы. Дефект выражен более серьезно при недоразвитии коры головного мозга, нарушении мелкой моторики.


К серьезным речевым нарушениям при ДЦП приводят не только врожденные заболевания и внутриутробные инфекции. При уходе за больным ребенком многие родители предупреждают его малейшее желание. Поэтому у него отсутствует необходимость о чем-то просить, произносить желания вслух.

Дизартрия при ДЦП

• Легкая – на некоторых участках артикуляционного аппарата наблюдается парез. Поэтому невнятными являются только отдельные звуки (гласные, шипящие или звонкие).
• Средняя – повышенный тонус мышц лица не дает произносить треть звуков. Малыш произносит слова невнятно, ему тяжело объяснить свои просьбы и желания.
• Тяжелая – связная речь отсутствует из-за полной атрофии лицевой мускулатуры. Она наблюдается у 80% детей со спастическим тетрапарезом, о котором упоминалось ранее.

Кроме нарушения речи, у больного наблюдается гипертонус мышц, снижена моторика. Движения пальцев рук ограничены. Он разговаривает, словно рот заполнен не пережеванной едой.


Особенности развития и коррекции речи у детей с ДЦП


При диагностике выделяются следующие особенности речевых нарушений при ДЦП:

• позднее появление младенческого лепета;
• слова произносятся по слогам, с разным темпом;
• наблюдаются проблемы с глотанием пищи;
• повышенное выделение слюны;
• ограниченное количество используемых слов.

Перед составлением речевой карты пациента с ДЦП проводится комплексное обследование с применением МРТ головного мозга, энцефалограммой. Сурдолог должен исключить патологии слуха, мешающие восприятию звуков. Основная работа по реабилитации ложится на логопеда-дефектолога и невропатолога.


Как упоминалось ранее, психические и речевые нарушения при ДЦП корректируются одновременно с помощью разных методов:

• курсовой прием нейростимуляторов, витаминов группы В;
• массаж мышц, отвечающих за работу артикуляционного аппарата;
• иглоукалывание активных точек;
• логопедическая гимнастика в игровой форме;
• использование различных приспособлений для стимуляции мелкой моторики.

Задача дефектолога – спровоцировать желание говорить, расширять словарный запас. При уменьшении пареза лицевых мышц улучшается четкость отдельных звуков. В домашних условиях родители должны продолжать активные занятия в форме игры, читать ритмичные стихи и сказки.

Коррекция речевых нарушений при ДЦП требует комплексной работы нескольких специалистов: логопеда, психолога и невролога. Чем раньше будут начаты занятия с ребенком, тем лучше будут результаты. Развитие речи лучше поддается коррекции в дошкольном возрасте, нежели в подростковом.


Особенности работы дефектолога

Логопедическая работа при ДЦП проводится по специально разработанной методике с учетом индивидуальных особенностей психики ребенка. Дефектолог должен использовать в своей деятельности результаты исследований психолога, свидетельствующие о степени нарушения интеллектуальной функции. Занятия строятся так, чтобы ребенку было удобно воспринимать информацию.


Параллельно следует исправлять расстройства, связанные с патологическими рефлексами, приводящими к дисфункции артикуляции и связанной с ней дислексии. Ведь функциональное нарушение тем сильнее, чем ярче выражен дефект работы нервной системы.

Направления работы логопеда

Логопедическая работа при ДЦП проходит в таких направлениях:

  • Гимнастика, позволяющая исправить расстройства работы аппарата артикуляции;
  • Массаж, активизирующий работу речевых центров;
  • Зондовый массаж;
  • Побуждение пациента к разговору;
  • Расширение у ребенка активного и пассивного словарного запаса;
  • Освоение правил грамматики;
  • Освоение нормального произношения звуков;
  • Работа над умением ребенка концентрировать внимание и восприятие окружающего мира;
  • Коррекция навыков жевания, глотания и контроль над отделением слюны.


Работа над речью

Коррекция речевого развития детей с ДЦП должна происходить с помощью лечебных упражнений. Например, ребенок может задувать свечу, надувать воздушные шары, пользоваться свистками и проч. Более старшие дети могут читать вслух стихи и сказки. В процессе коррекции речевых нарушений при ДЦП важно делать упражнения звукоподражания.

Логопед должен работать с ребенком каждый день, постепенно усложняя задания. Только тогда работа его даст ощутимые положительные результаты. Во время коррекционных занятий ребенку должны помогать родители. Их стараниями ребенок должен максимально адаптироваться к окружающему миру.

Развитие ребенка с детским церебральным параличом зависит от заботы родителей и от потенциальных возможностей, заложенных природой. Специалисты центра подбирают такую коррекцию речевых нарушений при ДЦП, которая бы способствовала максимальной адаптации к миру. Дети, занимающиеся с ними по индивидуально разработанным программам, могут себя обслуживать. В зависимости от степени речевых нарушений они оканчивают общеобразовательную или вспомогательную школу.

Во время первой встречи с ребенком специалисты центра определяют психологический статус и логопедический уровень. Данные этих осмотров будут использованы для определения индивидуальной программы восстановления. Такая работа очень важна, потому что каждые дети имеют абсолютно разное речевое развитие. Логопеды обязательно учитывают даже малейшие отличия в интеллектуальном развитии детей.

Специалисты нашего центра проводят такую логопедическую работу при ДЦП:

  • С помощью гимнастики разрабатывают артикуляционный аппарат;
  • Делают логопедический массаж, направленный на тренирование голосовых связок и их слаженную работу;
  • Развивают дыхательный аппарат, благодаря чему ребенок не будет утомляться во время разговора;
  • Специальными мотивационными упражнениями и занятиями вызывают у малыша стойкое желание разговаривать;
  • Обогащают его словарный запас, не допуская тем самым развития заикания;
  • Проводят коммуникационные занятия, которые облегчают в дальнейшем процесс социализации ребенка.

Дополняют комплекс мероприятий такие программы реабилитации:

  • Методика Томатис – коррекция речи проводится с помощью специальных интенсивных программ. Благодаря этому восстановление речевых навыков происходит в 2 раза быстрее.
  • Процедура биоакустической коррекции. Она значительно улучшает умственную активность ребенка, стимулирует внимание. Эта коррекция позволит ему учиться в общеобразовательной школе, делая значительные успехи.
  • Сеансы иглоукалывания позволяют значительно уменьшить интенсивность процессов выделения слюны, улучшают речь. Иглоукалывание позволяет расслабить жевательные и глотательные мышцы, активизировать работу отделов головного мозга, отвечающих за разговорную деятельность.
  • Цигун области лица выполняется китайскими специалистами. Данная процедура позволяет нормализовать жевание, глотание, работу мимических мышц, не допускает развития спазмов. Цигун доводит артикуляцию до совершенства, и она становится такой же, как у здорового ребенка.

Коррекция речевых нарушений в раннем возрасте

В коррекции речевых расстройств при ДЦП необходима со­гласованная деятельность психолога, логопеда, педагога и родите­лей.

Существует большое число методов коррекции артикуляции у детей с ДЦП, начиная с самого раннего возраста. Наиболее изве­стными зарубежными программами психомоторной коррекции являются методы Бобатов (90) и В. Войта (90). В методе Бобатов особое значение придается торможению примитивных рефлексов, их патологической стойкости. Свой метод ученые назвали методом торможения постуральных рефлексов.

По мнению авторов, чтобы достигнуть адекватной сенсо-моторной модели, необходимо развивать нормальные проприоцептивные системы и нормализовать мышечный тонус путем тормо-

жения патологических тонических рефлексов. После этого следует попытаться улучшить и укрепить нормальные позотонические реакции. Используя эти позы торможения, следует дать ребенку возможность воспроизведения противоположного движения по отношению к доминирующей тонической реакции. Например, осуществляются вращения головы без движения тела, чтобы ощу­тить движения головы на фоне релаксации мышц шеи и лица.

Американские невропатологи и логопеды Westlake & Rutherford (109). разработали интересную методику устранения нарушений речи у детей с ДЦП. Их методику можно разделить на две части:

1) обследование фоноартикуляторных органов и произноше­ния, т.е. состояния органов слуха и речи, дыхания и перифериче­ских функций речи в разных ситуациях;

2) использование нестандартных процедур для фониатрического лечения и подбор специфической техники для развития по­тенциальных возможностей. Эта часть включает изучение психо­логического статуса ребенка с ДЦП, сенсоперцептивных данных (особенно важен I год жизни), развитие диалогической речи, сво­бодной речи, использование разнообразных фониатрических под­ходов и упражнений.

Шведский логопед Helen Muller (16) уделял большое внимание поведению ребенка и приспособлению к спонтанному положению тела. Эта работа была одной из первых, в которой непосредственно манипулировали во рту ребенка и обучали его сосанию. Был сделан вывод о том, что кормление из соски приводит к гиперстимуляции. Орально-тактильная чувствительность нормализовалась в процес­се терапии и кормления.

Канадский логопед Marie Crickmay (27) разработала методику коррекции на основе методики К. и В. Bobath's, которая являете! уникальным средством обучения детей с ДЦП. Особое внимания обращается на артикуляцию, движение языка, связанное с положением тела, подбираются необходимые позы для облегчения движения головы и артикуляции.

Представляет интерес и методика Е. Ф. Архиповой (3). Этаметодика базируется на стимуляции и развитии психомоторных функций у детей, страдающих церебральным параличом, в доречевом периоде. Широко используются разнообразные подходы для стимуляции голосовых функций детей раннего возраста и тактильно-кинестетическая стимуляция.

Как было сказано, дети с ДЦП испытывают особые трудности при сосании. Для активизации оральной области следует стимулировать, тактильные рефлексы в области рта, губ, щек; вызывать ощущения температуры (холодная, теплая); вызывать ощущений вкуса (сахара, соли, хинина, лимона); использовать запахи (духи, цветы и др.).

Рекомендуется сочетание разных стимулов. Следует помнить, что лечение и коррекция дефектов функционирования артикуляторного аппарата детей с ДЦП на раннем этапе развития является главной задачей.

Зарубежное направление в лечебной терапии акцентирует внимание на способе и образовании позотонических движений и правильном положении тела в отличие от российского подхода, гдеобращается большее внимание на тренировку артикуляционные поз и движений.

Для коррекции речевых нарушений необходимо выявить состояние функций, связанных с произношением (16). Для этого следует обращать внимание на:

— гипотонию/гипертонию мышц лица, насильственные движения, резкие движения или изменение тонуса, объем движений;

— наличие или отсутствие рефлексов орального автоматизма, их влияние на дисфункции моторных структур, необходимых для питания;

— рефлексы: сосание-глотание, кусание, рвотный, поисковый;

ответную реакцию при стимуляции области рта и вокруг него; при помощи пальца логопеда.

— челюсти во время движений и без движений (например, в норме челюсти во время отдыха находятся в полуоткрытом поло-

жении; у детей с ДЦП часто встречается, что в нейтральной ситуа­ции челюсти находятся в открытом положении);

-тонус, подвижность, компенсаторные реакции, симметрию губ;

- тонус мышц языка, его изолированные движения, возмож­ность их переключаемости;

- твердое небо, координацию между ними, подвижность;

- взаимоотношение между моторным контролем, который используется во время еды и во время фонации, еды и звукопроизношения; активность этого контроля, объем движений, наличие стереотипных движений.

Коррекционную работу рекомендуется начинать с движений и упражнений, которые доступны, легко получаются у ребенка. Упражнения и движения, должны быть разнообразны, интересны для ребенка, но самое главное, они должны быть функциональны­ми, т.е. облегчать движения языка, формировать координацию движений, серии движений, которые необходимы в процессе кор­мления и речи.

Актуальным и перспективным является проведение с первых месяцев жизни ребенка комплексной работы психолога и логопеда с физиотерапевтом и акцентирование внимания на проприоцептивной сфере и контроле движений.

Будущее ребенка с ДЦП во многом зависит не только от его по­тенциальных возможностей, но — особенно — от правильности подбора коррекционных приемов для достижения максимальной возможности в развитии.

Коррекционная работа при различных формах дизартрии

Эффективность коррекционной работы при разных формах дизартрии зависит от правильного определения вида дизартрии

и соответственно от использования дифференцированных мето­дов коррекции (22-24, 71, 77).

При разработке методов коррекции учитываются, прежде всего, ведущие расстройства при различных формах дизартрии. Так, при гиперкинетической форме дизартрии ведущим расстройством является асинхронность между подачей дыхательной струи, вклю­чением голоса, сокращением мягкого неба и нужными движения­ми губ и языка. Такая же асинхронность наблюдается и при спасти­ческой дизартрии, но в первом случае механизмом нарушения являются гиперкинезы, а во втором — спастичность в различных разделах артикулярного аппарата. Ведущим расстройством при мозжечковой форме дизартрии является грубое нарушение ин­тонационного оформления речи и ее монотонность.

При всех формах дизартрии можно выделить три степени пора­жения: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой степени спастической дизартрии экспрессивная речь внятная лишь с нечетким произношением отдельных звуков, имеются негрубые затруднения при переключении в артикулярном аппарате и отдельные элементы спастичности в различных его отделах.

У детей со средней степенью спастической дизартрии в экс­прессивной речи искажено произношение 1/3 звуков. Даже изоли­рованно эти звуки не могут быть произнесены правильное Спастичность наблюдается во всех отделах артикуляционного аппарата и в мимической мускулатуре.

При тяжелой степени поражения экспрессивная речь невнят­ная, носит не фразовый характер, а состоит из отдельных слов. Произношение большинства звуков искажено. В процессе рече­вого акта наблюдаются синкинезии в мимической мускулатуре, а в мускулатуре конечностей увеличивается спастичность. Отмеча­ется высокая спастичность во всех отделах артикуляционного аппарата.

У больных с легкой степенью при гиперкинетической форме дизартрии наблюдаются элементы гиперкинезов, в мягком небе и в кончике языка. В артикуляционном аппарате несколько затрудне­но переключение. Речь у этих больных внятная, но в речевом пото­ке наблюдается нечеткое произношение отдельных звуков при правильном изолированном их произнесении.

При средней степени гиперкинетической дизартрии количе­ство гиперкинезов увеличивается, они распространяются на все отделы артикуляционного аппарата и на мимическую мускулатуру.

У этих больных искажено произношение примерно одной тре­ти звуков, что делает их речь трудной для понимания.

У больных с тяжелой степенью гиперкинетической дизартрии интенсивность гиперкинезов резко возрастает, речь невнятная, ис­кажены почти все звуки. При попытке к речи возникают гиперкинезы мимической мускулатуры, а также мускулатуры конечностей и туловища.

Для смешанной формы дизартрии характерен комплекс нару­шений в экспрессивной речи и артикуляционном аппарате, свой­ственных соответствующим степеням поражения спастической и гиперкинетичекой форм.

Коррекция речевых нарушений при спастической дизартрии

Коррекция речи при этой форме дизартрии включает в себя следующие основные направления (15):

I. Нормализация тонуса в артикулярном аппарате, мимической мускулатуре и конечностях.

- подбор специальной позы, при которой наблюдается мак­симальное снижение тонуса и минимальное влияние патологи­ческих рефлексов в процессе речевого акта;

- покачивание торса ребенка и легкое потряхивание всех конечностей.

И. Развитие и формирование кинестетического контроля:

- формирование кинестетического следового образа в арти-куляторной мускулатуре (логопед своей рукой воспроизводит определенное положение языка и губ у ребенка в зависимости от артикуляции звука);

- массаж артикуляторной мускулатуры по общепринятой методике и точечный массаж методом штопора.

III. Формирование слухового контроля за произношением и развитием фонематического анализа:

- игры-упражнения в звукоподражании;

- работа по развитию фонематического анализа и синтеза по общепринятым методикам.

IV. Нормализация проприоцептивной дыхательной мускула­туры.

- работа по удлинению выдоха;

- формирование умения задерживать дыхание и регулиро­вать силу и толчок выдыхаемой струи.

V. Формирование речевого дыхания вне фонации:

- постановка грудно-брюшного дыхания;

- отработка синхронного дыхания с логопедом.

VI. Формирование синхронности речевого дыхания и голосо подачи:

- отработка синхронного дыхания на слогах: АХ, УХ, ИХ;

- — отработка голосоподачи при обоюдном контроле руки ребенка и логопеда при пении гласных А—,У—, И-.

VII. Коррекция нарушений звукопроизношения. Последова­тельность постановки звуков и коррекции звукопроизношения зависит от локализации параличей и парезов в артикуляторном аппарате и индивидуальных компенсаторных способностей ребен­ка. В первую очередь ставятся те звуки, при образовании которые соответствующие отделы языка и губ наименее спастичны.

Коррекция речевых нарушений при гиперкинетической дизартрии

Среди церебральных: параличей у детей особо сложный харак­тер имеют гиперкинетические формы.

Коррекция речи при этом заболевании особенно тесно связан с общими мероприятиями по снижению гиперкинезов и по восста­новлению произвольных движений, поскольку гиперкцнезы артикулярного аппарата являются проявлением общего заболевания При попытке к речи или при выполнении намеренных движение органами артикулярного аппарата гиперкинезы усиливаются ( только в самом аппарате, но и в других частях тела.

Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и дыхатель­ными спазмами, с отсутствием дифференцированных движение губ и языка. Локализация гиперкинезов в артикуляторном аппара­те определяет особенности поражения экспрессивной речи. Так гиперкинезы дыхательной мускулатуры и голосовых связок делаю: голос прерывистым, затухающим, ребенок вынужден сделать вдох для произнесения отдельных слов, слогов, а иногда и звуков.

Голос у такого ребенка может несколько раз пропадать не толь ко при произнесении какой-то короткой фразы, но даже и одного слова, что обуславливается гиперкинезами голосовых связок. При гиперкинезах в области мягкого неба голосо-дыхательная струя пе­риодически попадает в носовую полость, и произношение в этом случае сопровождается резким носовым оттенком. При гиперкинезах в различных отделах языка страдает произношение соответ­ствующих групп звуков (переднеязычных, заднеязычных, средне­язычных). Гиперкинезы в губной мускулатуре приводят к нарушению всех губных звуков.

Характерно, что у детей, страдающих гиперкинетической дизартрией, довольно легко можно добиться правильного произношения изолированного звука, но в речевом потоке резко нару-

шается переключение звуков, и произношение получается с гру­быми дефектами. К тому же эти больные в процессе речевого акта быстро утомляются.

Основным направлением восстановительных мероприятий является подавление насильственных движений. При этом боль­шое внимание уделяется восстановлению статических положений с задержкой движений и выработке умения сохранять состояние покоя.

В проведении коррекционной работы на индивидуальных за­нятиях выделяется несколько основных этапов:

1. Подбор для больного ребенка позы, при которой количество и интенсивность непроизвольных движений были бы минималь­ны. При этом применяется фиксация конечностей и головы в сред­нем положении — в тех случаях, когда гиперкинезы отдельных частей тела вызывают или усиливают насильственные движения артикулярного аппарата, а также тогда, когда попытки к речи уси­ливают непроизвольные движения отдельных частей тела.

2. Обучение ребенка удерживать мышцы лица в состоянии по­коя с использованием способности к самоторможению гиперкине­за на основе обучения расслаблению мышц. Сюда входят:

- Психотерапевтическое воздействие, основная цель которо­го — снять мышечное беспокойство и напряжение в возможных пределах и привести ребенка в состояние эмоционального по­коя. Подобного состояния можно добиться объяснением, сти­мулирующим расслабление мышц шеи, конечностей, ротовой полости, дыхательной мускулатуры. Голос логопеда, в зависи­мости от цели воздействия, должен быть спокойным и власт­ным, мягким и жестким, но без лишних звонких модуляций. Содержание речи логопеда очень простое, речевые инструкции повторяются, меняется лишь эмоциональный фон. После этого следует перейти к пассивным поворотам головы в любом на­правлении с одновременной фиксацией раздражимых облас­тей.

- Массаж, в основном, одного типа: легкое плоскостное поверхностное поглаживание. Движения способствуют ожив­лению кинестетического анализа, повышению кинестетичес­кого контроля. Массаж лицевых мышц выполняется в зависи­мости от состояния мышечного тонуса артикуляторной зоны. По длительности — не более 5 минут. Массаж проводится в медленном темпе. Подключается точечный перекрестный массаж тормозным методом.

- Пассивные движения двух видов: статические и динамичес­кие. Статические: когда ребенок говорит, логопед затормажива-

ет насильственные повороты головы, движения челюстей, губ, приведение и отведение рук, ног, вращение туловища. Динамические: направлены на изменение амплитуды движения челюсти, губ, языка. Сразу же после проведения пассивных дви­жений проверяется возможность самостоятельного управление нужной позицией при общем покое и при включении в движение. Все пассивные движения, сочетаемые с упражнениями на расслабление мышц, выполняются плавно, медленно, ритмично, с возможно большей амплитудой, не допуская болевых ощу­щений. На всем протяжении занятий необходимо привлекать внимание ребенка, обучая его выделять ощущение данного дви­жения, воспроизводить его по словесному обозначению.

3. Обучение правильному речевому дыханию при беззвучной; артикуляции. У детей с гиперкинезами наблюдается недостаточное развитие ритма и глубины дыхания. Вначале нужно обращать внимание на выработку активного сильного выдоха, затем тренировать ритмичность дыхательных движений (дышать ритмично и синхронно с логопедом). Можно использовать глубокое дыхание для борьбы с гиперкинезами как один из методов расслабления мышц.

4. Выработка правильного речевого дыхания при фонации гласных А, И, У, тренировка умения сочетать выдох с моментом голосообразования.

5. Постановка звуков. Последовательность постановки звуков определяется локализацией гиперкинезов в артикуляторном аппа­рате. В первую очередь отрабатываются звуки, которые образуются в тех отделах артикуляторного аппарата, где наблюдается наимень­шее количество гиперкинезов. Например, если насильственные движения отсутствуют или слабо выражены, то в первую очередь ставятся губные звуки.

6. Выработка плавного произношения и правильной интона­ции.

В результате этой работы удается поставить все звуки, но чисто­го произношения всех звуков в связной речи не удается. Достаточ­но, если звук будет понятен слушающим и отождествлен с необхо­димой фонемой.

При обучении грамоте детей, страдающих гиперкинезами, решающую роль играет индивидуальный подход, т.к. дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Важен и учет психологических особенностей ребенка. Одни дети активны и самостоятельны, отличаются выраженным стремлением к пре­одолению своих двигательных затруднений, другие, наоборот, вялы, малоподвижны, они не используют даже имеющиеся двига-

тельные возможности, требуют постоянного побуждения к движе­нию.

На индивидуальных занятиях вырабатывается правильная ар­тикуляция звука, на групповых — его автоматизация. Слоговые упражнения — один из лучших методов формирования артику­ляционных движений необходимого качества, и в то же время, — эффективное средство отработки техники чтения, и т.п.

Учитывая особенности и возможности детей с гиперкинезами, приходится отказаться от использования некоторых конкретных методических приемов, в частности, физминутки, работы учени­ков у доски, с наборным полотном, с буквенными и слоговыми кассами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.