Развитие социальных навыков у ребенка с дцп

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей – все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками. При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.

Обучение должно максимально учитывать особенности двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоян9но развивались и постепенно.

Для развития функциональных движений кисти и пальцев рук применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

Родителям обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем, по мере усвоения навыка, потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении, определенных движений постепенно снижается. При этом взрослому важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все игры, упражнения лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть. Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной, адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией.

Особенности игровой и других видов деятельности дошкольников с ДЦП.

В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Ведущим видом деятельности в этот период считается игровая деятельность, однако важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Связано это в основном с двигательной патологией, поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных.

У детей с ДЦП предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, нормально развивающийся ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда уже хорошо держит голову, сидит. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предметов на ощупь. Все это имеет важное значение для развития познавательной деятельности ребенка. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры.

Динамику развития игровой деятельности у дошкольников с ДЦП изучала Н.В. Симонова. В ее исследовании состояние и динамика развития игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) оценивались по следующим параметрам: наличие мотива, замысла сюжета игры, создание игровой ситуации и принятие на себя роли, овладение приемами реализации игрового действия, планирование, регулирование и соподчинение действий по ходу игры. Результаты исследования показали следующее.

Таким образом, в результате обучения детей с ДЦП 4-5 лет игровой деятельности на первом году обучения отмечается динамика в развитии игры, проявляющаяся в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия приобретают характер отобразительных и даже ролевых игр.

Игровая деятельность детей с ДЦП 5-6 лет (2-й год обучения) характеризуется становлением сюжетно-ролевой игры. Расширяется тематика игр, игра структурно обогащается, увеличивается ее продолжительность, совершенствуются игровые приемы, используются предметы-заместители, игра носит групповой характер (в игре участвуют 4-5 человек), возникает принятие на себя роли, ролевое общение в игре. Такие качественно-количественные положительные изменения в игровой деятельности возможны в основном за счет грамотного психолого-педагогического сопровождения детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.

Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 6-7 лет (3-й год обучения) характеризуется незначительными изменениями структурно-динамической стороны. Однако на этом этапе появляется формирование самостоятельных творческих коллективов, сворачивается направляющая, планирующая и контролирующая роль взрослого в игре. Если раньше он был инициатором игры, то теперь только содействует игре, наблюдает за процессом, советует и помогает. В игре в большей степени и более полно отражаются взаимоотношения людей, их ролевое взаимодействие. Замысел становится творческим, игра может включать в себя несколько компонентов и состоять из нескольких сюжетов, последовательно переходящих один в другой. Продолжительность игры достигает 35 мин и более.

Таким образом, изучение состояния игры и ее динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей с ДЦП наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. Но вместе с тем игру ребенка с ДЦП и ребенка без двигательной патологии нельзя отождествлять. У детей с ДЦП обнаруживается больший, чем при нормальном развитии, разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне, неравномерная сформированность отдельных структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре.

Уже в дошкольном возрасте можно начать формирование трудовых навыков и умений у детей с ДЦП. Организация трудовой деятельности дошкольников специфична. Она направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса. В дошкольном возрасте эта деятельность важна как средство разностороннего развития ребенка: обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т.е. в рамках данного вида деятельности развиваются все познавательные психические процессы. Трудовая деятельность рассматривается как источник развития личности: она формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, такие черты характера, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др. Труд является мощным источником нравственного развития. Трудовая деятельность обычно носит коллективный характер, и в ее процессе развиваются коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать, вырабатывать коллективное решение, распределять обязанности, совместно планировать деятельность.

Обычно выделяют следующие виды трудовой деятельности дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В связи с двигательной патологией, имеющейся у детей с ДЦП, особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает освоение навыков самообслуживания. Формирование этих навыков у дошкольников с ДЦП является частью подготовки их к школе и к самостоятельной жизни. Трудности развития этих навыков связаны с особенностями заболевания. У многих детей отмечается апраксия, т.е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок; они долго не могут научиться застилать кровать, затрудняются в письме, в конструировании из кубиков, палочек и т.д. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса -- так называемая вторичная апраксия. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности.

Негативно на развитие различных видов деятельности влияет стиль воспитания ребенка по типу гиперопеки. В этих случаях у ребенка не формируется потребность в деятельности, в речевом общении, не развивается способность к волевому усилию, мотивационная сфера, складывается неадекватная самооценка. Данный стиль воспитания искусственно приводит к депривации в сфере деятельности.

Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.

Негативное влияние двигательного дефекта на психическое развитие ребенка с ДЦП приводит к тому, что он развивается в условиях дизонтогенеза по дефицитарному типу. Однако чем раньше будет проведена диагностика двигательной патологии и психического развития ребенка, чем раньше будет начата комплексная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа, тем меньше будет вероятность возникновения тяжелых вторичных отклонений в психическом развитии и тем благоприятнее будет прогноз по социальной реабилитации и адаптации.

педагогические науки

  • Орешкина Елена Михайловна , учитель
  • Средняя общеобразовательная школа
  • КОММУНИКАЦИЯ
  • ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
  • КАЛЕНДАРНАЯ СИСТЕМА
  • МЕТОД ПИКТОГРАММ

Похожие материалы

  • Некоторые принципы проектирования эталонов оценочных средств на уровне подготовки кадров высшей квалификации
  • Коммуникативная компетентность педагога в процессе педагогической деятельности
  • Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
  • Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
  • Когнитивные ожидания, связанные с употреблением алкогольных напитков

Одной из особенностей детей с церебральным параличом является то, что они требуют к себе особого внимания и испытывают огромные трудности в общении (коммуникации), так как они часто не способны выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Дети с ДЦП не способны использовать вербальные средства общения, это проявляется в различных расстройствах речи, которые затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь в большинстве случаев недоступна таким детям, а она играет важнейшую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия.

Поэтому необходимо предоставить в распоряжение таких детей другую систему коммуницирования, которая облегчит общение, улучшит развитие ребенка, а также активизирует его участие в учебном процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум. Описанные в статье способы коммуникации помогут детям выразить свои мысли и желания, а их семьи получат возможность общаться, понимать и правильно ухаживать за детьми.

Обучение коммуникативным навыкам и различным средствам общения детей с ДЦП оказывается одним из специфических и трудных разделов коррекционной и учебной работы.

Дети с ДЦП обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств коммуницирования будет зависеть и от физических, и от интеллектуальных возможностей ребенка.

С обучающимися работают учитель - логопед, дефектолог, психолог и другие специалисты. На всех занятиях учитывается: степень выраженности нарушения интеллекта, форма ДЦП, структура двигательного нарушения, психическая деятельность и соматическое состояние.

Таким образом, для детей с ДЦП, которые испытывают трудности в вербальном общении, используют невербальные средства как альтернативные системы коммуникации. Особое внимание следует уделять взгляду, жестам и мимике.

Выбор соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей со множественными нарушениями, — это важный и сложный вопрос. Основная задача педагога - избрать адекватные коммуникативные системы и средства, которые упорядочат настоящие навыки ребенка и помогут эффективно продвигаться с ними к более сложному уровню коммуникации.

Одним из наиболее эффективных способов коммуникации является календарная система [5]

Календарь — система коммуникации, в которой символы или предметы - символы используются для представления основных видов деятельности в течение всего дня.

В настоящее время разрабатываются различные виды календарей, которые используются индивидуально с каждым ребенком. Выбор вида и направленности календаря зависит от физических, сенсорных, моторных, психических и интеллектуальных возможностей ребенка. Первоначально педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением - это важное условие для обучения коммуникации.

В календарной системе используются предметы и картинки - символы.

Символы — это то, что обозначает, подразумевает какие-либо действия, понятия, деятельность, какой-либо предмет. Общение с помощью символов дает возможность для отражения всего, о чем можно говорить. Предмет или картинка указывает ребенку на то, что ему предстоит определённый вид деятельности.

На первой ступени работу строят со следующими типами календарей.

  1. Предметный календарь (в нём в качестве символов задействованы натуральные и миниатюрные схематизированные предметы и их изображения — барельефные, рельефные, контурные).
  2. Картинный календарь (изображение какого-либо предмета, вида деятельности или места ее осуществления).
  3. Календарь, в котором изображение дополнено словом [5]

Предметный календарь состоит из тактильных символов, они обладают определенными свойствами, они легко находятся и определяются детьми, используются для этого такие простые моторные реакции, как показ, дотрагивание, перекладывание, удерживание. Восприятие их не требует хороших навыков мелкой моторики, соответственно, может быть доступно детям с ДЦП.

Календарь также служит опорой для развития памяти, для накопления и расширения словаря. Использование календарной системы с детьми с ДЦП позволяет им переходить от предметного типа восприятия к наглядному, тем самым создавая предпосылки для овладения более сложными навыками коммуницирования.

Еще одним действенным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммы - это изображение символов, заменяющих слова. Это невербальные средства общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • временное средство общения (ребенок пока не говорит, но в будущем может овладеть речью);
  • постоянное средство общения (для ребенка, неспособного говорить и в будущем);
  • облегчающее средство в развитии общения (помощь в формировании элементарных представлений и понятий);
  • подготовительный этап к освоению письма и чтения (применяется с детьми с проблемами в развитии).

У детей с ДЦП огромное значение приобретают иные виды коммуникации – это поддерживающая и опорная (жесты и мимика, картинки и символы). Специалист учит детей использовать средства невербальной коммуникации как сигнал о своих потребностях: еде, воде, отдыхе, туалете.

Звуковой сигнал сопровождается показом пиктограммы и жеста (жестам обучаются дети, у которых нет тяжелых двигательных нарушений). Особое внимание уделяется взгляду, а мимика говорит о чувствах и настроении ребенка (радость, недомогание, беспокойство, покой).

Для работы с детьми с ДЦП были выбраны очень конкретные и простые для понимания символы, означающие элементарные желаниям и потребности. Но снижение потребности в речевом общении у детей с тяжелыми двигательными нарушениями ставит перед логопедом необходимость создания мотивов речевой деятельности с использованием различных игровых приемов.

В самом начале работы ребенку предъявлялась пиктограмма (показ сопровождается произнесением слова и мимикой). В работе с детьми уделялось внимание пиктограммам, изображающими предметы (на голубом фоне) и действиям с ними (на красном фоне). Отбирались именно те пиктограммы, которые часто встречались в окружающем мире ребенка.

Таким образом, работа по внедрению календарной системы и пиктограмм для детей с ДЦП обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных жизненных ситуациях.

Список литературы

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Мария Владимировна Исаева
Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП

Реабилитационные центры оказывают детям с ограниченными возможностями здоровья квалифицированную медико-социальную, социально-педагогическую и психологическую помощь, обеспечивают их социальной реабилитацией и адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

В современном обществе существует потребность интеграции детей с ДЦП в социум, однако, в период интеграции возникают проблемы усвоения и принятия ими целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе. Количество детей, испытывающих значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми, постоянно возрастает, что приводит к возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра. Большинство детей имеют отклонения от норм социального поведения и проблемы в общении со сверстниками.

Цель: Выявление проблем нравственного воспитания, связанных с интеграцией детей с ДЦП в социум.

1) выявление детей, имеющих проблемы с социальным поведением и речевым общением.

2) социальная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3) социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Нравственное воспитание подразумевает развитие навыков социального поведения, привитых семьёй и средой и проявляющихся в общественной жизни. Формирование и развитие навыков социального поведения у детей с ДЦП является одним из главных моментов в процессе их адаптации в социуме.

Социальное поведение - это процесс присвоения и реализации ребенком социальных норм, правил поведения и принципов жизнедеятельности в условиях взаимодействия с окружающим миром.

Нравственное воспитание направлено на получение определенного опыта, необходимого для полноценного развития. В случае с детьми с ДЦП нравственное воспитание в ещё большей степени оказывается обязательным условием для интеграции в общество, так как наличие инвалидности у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности. Дети с ДЦП,вследствие своего заболевания и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных механизмов. Всё это способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Ребёнок-инвалид, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах, застенчивости, замкнутости или, наоборот, агрессивности, конфликтности. Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка. Роль воспитателя заключается в создании необходимых условий для формирования и развития навыков социального поведения и общения, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество.

Для достижения поставленных целей необходимо придерживаться следующих принципов:

• Создание необходимых условий для всестороннего развития детей

• Единство и целостность воспитательного процесса (взаимосвязь задач, методов и средств воспитания - последовательность, систематичность в воспитании; повторность упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени).

• Доступность и адаптивность (принятие во внимание возрастных и психологических особенностей детей, их потребностей и интересов, уровня подготовленности, индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка).

Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством. Для предупреждения плохого поведения большое значение имеет профилактическое обучение.Такое обучение предполагает следующие этапы:

1) Обсуждение с ребёнком той или иной конкретной ситуации. Объяснение норм поведения, приведение доводов, близких и понятных ребёнку. Закрепление на практике в игровой деятельности.

2) Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение.

В процессе проведения занятий используются следующие методы:

Беседа: разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, иллюстраций;

• Пример правильного поведения других детей;

• Специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

Занятия проводятся со всеми детьми одновременно или же подгруппами. Именно в общении приобретается основной жизненный опыт,который представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

1. Культурные навыки

Представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом ребёнку в различных ситуациях как обязательные.Например: навык здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании с ними.

2. Специфические знания

Представления, полученные ребёнком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

3. Ролевое поведение

Поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и культурной средой. Это поведение отражает знакомство ребёнка с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью.

4. Социальные качества

Эти качества можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Для выявления уровней сформированности социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП необходима комплексная диагностика, которая предполагает обследование четырех компонентов социального поведения:

- особенность принятия и осознания детьми нравственных норм;

- культура поведения;

- особенность межличностных отношений детей в группе.

Оптимальным периодом наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций является дошкольный и младший школьный возраст. Ведь именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Роль детского коллектива в реабилитационном центре значительна, ведь именно через коллективную деятельность дети с двигательными нарушениями на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы поведения ребёнка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей.

Поэтому становится понятной высокая степень необходимости коррекционной работы, направленной на формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения.

Целью работы с детьми является:

• формирование у детей с ограниченными возможностям положительного отношения к этикету и общепринятым нормам поведения в повседневной жизни;

• духовно-нравственное развитие личности через общение с людьми;

• коррекция отклоняющегося от нормы поведения;

• повышение общей социальной зрелости детей, снижение их агрессивности, воспитание способов эффективного взаимодействия с людьми.

• знакомить с правилами этикета;

• систематизировать и обобщать правила социального поведения;

• учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

• научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;

• воспитывать любовь и уважительное отношение к

близким и окружающим людям;

• воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;

• формировать любовь к природе, воспитывать сострадание ко всему живому;

• совершенствовать навыки общения;

• способствовать развитию познавательных процессов;

• выработать необходимые навыки поведения в трудных ситуациях;

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Существует множество форм и приёмов работы с детьми, позволяющих эффективно формировать у них нравственные ориентиры. В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста наиболее эффективной формой является проведение сюжетно-ролевых игр, где ребёнок может постепенно упражняться в удобных, разумных и красивых формах поведения, осуществлять нравственный выбор собственных действий.

Значительное внимание следует отводить упражнениям-тренингам, проигрыванию различных ситуаций общения и поведения. Они способствуют отработке отдельных навыков культурного поведения.

Упражнения-тренинги могут быть представлены следующими вариантами:

• Упражнение – анализ речевых ситуаций. Проводится с целью обогащения словарного запаса детей формами речевого этикета;

• Уражнение – проигрывание речевых ситуаций. Включается в занятие для выработки умений использования формул речевого этикета в конкретной ситуации

• Упражнение – выбор вежливого ответа и этичного действия. Эта ситуация ставит детей перед необходимостью нравственного выбора;

• Рассказы с ошибками. Цель данного вида работы – выявление знаний правил поведения в различных ситуациях;

• Задачи – ситуации, где дается более развернутое описание жизненных ситуаций. Своей целью задачи-ситуации ставят развитие умения анализировать этикетные ситуации, определять уровень общения и поведения.

Очень ценный источник знаний о нормах поведения – художественные произведения. Чтение воспитателем стихотворений, басен, сказок, рассказов с их последующим обсуждением вызывают у детей желание или нежелание быть похожими на их героев. Эффективным методом является работа с фольклорным материалом, а именно с пословицами.

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

С целью изучения компонентов социального поведения проводится обследование детей в возрасте 3 – 8 лет. Форма обследования – индивидуальная. По результатам диагностики с детьми организуется индивидуальная, групповая и подгрупповая коррекционно-развивающая работа. При организация работы по формированию социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП в первую очередь учитываются результаты диагностики, индивидуальные и возрастные особенности детей,а затем намечаются следующие направления работы:

1) создание благоприятной социально-педагогической среды

2) коррекционная работа с детьми

Создание благоприятной социально-педагогической среды является одним из необходимых условий при формировании и развитии социального поведения у детей с ДЦП. Такие дети особенно нуждаются в развивающей среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности (социальный фактор развития). Созданная развивающая среда помогает в комплексе решать коррекционно-педагогические задачи, в том числе, по формированию социального поведения детей.

Коррекционная работа с детьми проводиться в беседах на познавательные темы, в опытнической деятельности. На занятиях, при организации наблюдений у детей вырабатываются образцы познавательных контактов (делятся впечатлениями, учатся задавать вопросы). Поэтому коррекционная работа по формированию социально-адаптивного поведения включается во все виды деятельности с детьми. Занятия ориентированы на повышение социальной зрелости детей, психологическую защищённость, комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

По результатам диагностики на первоначальном этапе дети с ДЦП не обладают необходимым уровнем социальной зрелости, являющимся одним из важнейших аспектов социализации в общество: у них отсутствует потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детской группы, а также способность исполнять социальные роли.

Затем, в ходе работы по формированию и развитию навыков социального поведения и речевого общения у детей с ДЦП повышается самооценка, развиваются коммуникативные качества. После проведения коррекционной работы у воспитанников улучшаются навыки конструктивного взаимодействия, в основе которого лежит позитивное отношение к окружающим, происходит коррекция поведения при рассматривании различных жизненных ситуаций.

С целью выявления эффективности занятий, в начале и конце реабилитации, проводится диагностика, которая позволяет выявить динамику уровня развития навыков социального поведения и речевого общения. Проводя оценку,рассматриваются следующие области:

1) особенности принятия и осознание детьми нравственных норм

2) культура поведения

3) коммуникативные способности

Благодаря проделанной коррекционно-педагогической работе, направленной на формирование социального поведения, у детей качественно улучшились показатели по всем исследуемым параметрам. Повысился уровень принятия и осознания нравственных норм. Выявлены улучшения в формировании навыков культурного поведения. Дети чаще стали использовать в речи вежливые слова, стали способны выслушать сверстника, не перебивая, оказать ему необходимую помощь. Положительная динамика отмечена и в развитии коммуникативных способностей. Дети стали приветливее, внимательнее относиться друг к другу, замечая настроение, эмоциональное состояние товарища. И хотя, по-прежнему, в повседневном общении между детьми возникают конфликтные ситуации, но они стараются разрешать их конструктивными способами. В результате чего уровень благополучия взаимоотношений в группе повысился, увеличилось количество детей, имеющих благоприятный статус.

Комплексная коррекционно-педагогическая работа является эффективным средством в формировании социально-адаптивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря проделанной работе у многих детей повысилась общая социальная зрелость, культура поведения, они научились способам эффективного взаимодействия в группе. Своевременное, целенаправленное формирование и развитие социального поведения у детей с ДЦП влияет на предотвращение у них эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширяет их коммуникативный и социальный опыт. У детей постепенно формируются культурные навыки, социальные качества: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

2) Лисина М. И. Общение детейсо взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980.

Формирование навыков речевого общения во время ООД, в повседневной жизни и деятельности детей Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше.


Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге - важнейшая задача дошкольного образовательного учреждения. Через самые различные.

Индивидуальная работа — один из факторов развития социального поведения и общения детей с ОВЗ Индивидуальная работа как один из факторов развития правил социального поведения и общения детей с особыми образовательными потребностями.

Комплекс личностных качеств и навыков социального поведения как компонент функциональной грамотности дошкольника МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД № 110Тема: Комплекс.

Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. (часть 1) ВведениеОбщение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Основными функциями общения являются: • организация совместной.

Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста (часть 2) III. Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в.

Роль самопознания в формировании навыков социального поведения младших школьников Проблема человека как социального субъекта в ходе радикальных преобразований в Казахстане существенно проявляется в его духовном самоопределении,.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.