Общение с подростком с дцп

Общение рассматривается как сложный процесс взаимодействия между людьми, при обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. [3]. “Общение” является сложным, имеющим свою структуру понятием. В научной литературе при характеристике структуры общения. вместе с интерактивной и перцептивной, выделяют коммуникативную сторону.

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, существующими между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации [3]. Под коммуникативными действиями понимают действия, целью которых является смысловое восприятие. Выделяют два основных вида коммуникации: вербальная и невербальная. Средства вербальной и невербальной коммуникации представлены на рисунке 1.


Рис.1 –Средства вербальной и невербальной коммуникации

Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Таким образом, общение может осуществляться с помощью разнообразных средств [3].

Физический недуг ребенка оказывает влияние не только на него самого, но и на окружающих его людей. Дети и подростки с ДЦП зачастую не испытывают чувства доверия к людям. У них отсутствует желание общаться из-за отсутствия навыков общения. Это способствует возникновению замкнутости, изоляции и нарушению формирования социальных контактов. Т. В Ахутина и А. Н. Кричавец в своих исследованиях отмечали, что данные особенности отрицательно влияют на построение межличностных отношений, выбор стратегии и стиля взаимодействия [9].

Выбор стратегии общения обусловлен не только системой представлений человека о себе, особенностями интерпретации собственного поведения и поведения других людей, но и социальной ситуацией общения, включающей возможности, условия общения, оценку индивидом своего положения в группе.

Ряд авторов, в качестве субъектов общения и межличностного взаимодействия детей и подростков с ДЦП, выделяют ряд особенностей. Наблюдая за развитием личности детей с ДЦП, отмечают недостаточную активность, нерешительность, пассивность, осознание своей уникальности. Это влечет к возникновению острого чувства неполноценности, одиночества, дисгармоничному отношению с родителями и сверстниками [8].

Основной особенностью детей с церебральным параличом является дефицит внимания к себе, значительные трудности в общении (коммуникации), так как выражение своих мыслей, эмоций, желаний и потребностей зачастую затруднено. Дети с данным нарушением не могут пользоваться вербальными средствами общения, так как у них имеются расстройства речи, которые в свою очередь затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь, которая играет главенствующую роль в познавательном и эмоциональном развитии, в большинстве случаев недоступна таким детям. А ведь именно устная речь, служит базой социального взаимодействия [8].

Таким образом, для облегчения общения, развития ребенка и активизации его участия в учебном процессе, очень важно соответственно, будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум. Описанные в статье способы коммуникации помогут детям выразить свои мысли и желания, а их семьи получат возможность общаться, понимать и правильно ухаживать за детьми [8].

Каковы же специфические особенности развития коммуникативных навыков у детей с детским церебральным параличом?

У детей данной категории наблюдается гетерохронное развитие функции общения (примечание: гетерохронность- неравномерность развития). Наиболее развитыми для детей с детским церебральным параличом являются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения. Как было упомянуто выше, нарушение артикуляции и координации движений отрицательно отражается на процессе общения со сверстниками и с взрослым. На общении также негативно сказывается и трудность в выражении своего собственного эмоционального состояния [7].

Дети с церебральным параличом в дошкольном и школьном возрасте обычно не многословны, и их ответы не отличаются разнообразием.

Дети дошкольного возраста с детским церебральным параличом зачастую не проявляют особого желания к общению и сотрудничеству с взрослыми. Но при проявлении настойчивого побуждения и поддержке все-таки устанавливают контакты. В отличие от здоровых детей, дети с ДЦП редко пользуются экспрессивно-мимической речью, чаще используют жесты [6].

Для того чтобы принять участие в общении, детям, страдающим ДЦП, требуются побуждения взрослого. Играют с игрушками или с предметами они, как правило, в одиночку. Дети не стремятся к взаимодействию со взрослыми или сверстниками, а также не испытывают желания подражать их действиям. Их больше привлекает сама игрушка или предмет, нежели общение.

Экспрессивно-мимические средства общения, оживленный взгляд, двигательные спонтанные реакции появляются немного позже и характеризуются кратковременностью, монотонностью и маловыразительностью. Как было сказано выше, в процессе общения дети с ДЦП предпочитают пользоваться жестами. Свои жесты они сопровождают резкой мимикой и гримасами подчеркнуто восклицательного характера, выражая, таким образом, свои эмоции [6].

Таким образом, у детей с ДЦП в возрасте первых трех-четырех лет формирование мотивов и форм общения происходит, так же как и у здоровых детей. Но желание к общению у детей с ДЦП выражается слабо. Это зависит от взрослых, которые стараются усиленно опекать больного ребенка. Также желание к общению обусловлено и недостаточной познавательной активностью детей, которая возникает вследствие сенсомоторной недостаточностью и социальной депривацией. Отставание в развитии средств общения связано также с малой коммуникативной активностью ребенка с ДЦП и со слабым развитием функций, которые включают в себя моторные компоненты. В дошкольном и младшем школьном возрасте речь детей немногословна, их ответы однообразны и не развернуты [6].

Как одно из основных средств общения, речь естественно формируется в социальном взаимодействии, а период становления проходит еще в первые годы жизни ребенка. Когда у ребенка с ДЦП не достаточно развита сенсомоторная сфера, контроль за жестами и мимикой своего лица, кинестетическим восприятием, контролем за дыханием и передвижением, артикуляцией, звукопроизношением, то возникают трудности самостоятельно реализовать себя в окружающем мире. Все это соответственно влияет на развитие его коммуникативной деятельности и психического развития в целом.

Урсула Хаупт выделила пять типов коммуникативных нарушений. Данные типы связаны с нарушением движения, с нарушением мозга, с длительной госпитализацией, с социально-эмоциональными проблемами и с физическим дефектом [4].

Нарушение дыхания, несформированность дыхания, мышц гортани и горла отрицательно сказываются на формирование плача, гуления и лепета в доречевой период. Важными факторами, влияющими на формирование коммуникативных навыков, являются незрелая познавательная деятельность и отсутствие коммуникативного опыта.

Ребенку с двигательными нарушениями трудно устанавливать контакты, так его слова и движения могут оказаться непонятными собеседнику. Поэтому после пережитых неудач, ребенок вряд ли проявит инициативу к общению. Двигательные нарушения влияют также и на невербальное общение. Если ребенок не может выполнять понятные жесты, то передача сообщений усложняется. Навыки невербального общения будут развиваться только тогда, когда окружающие встретят подобные попытки с пониманием[4].

Что касается социальной ситуации общения у данной группы детей, то из-за нехватки семейного общения, с родителями, а далее и со сверстниками у детей с ДЦП развиваются отчужденность и изоляция от окружающего мира. Это способствует социальной дезадаптации, болезненным переживаниям, нарушению способности выполнять свойственные человеку роли в обществе, к трудностям установления эмоциональных контактов с другими людьми.

Личностные особенности и социальная ситуация развития детей и подростков с ДЦП оказывают влияние на выбор стиля межличностного взаимодействия, особенности межличностных отношений [9].

Таким образом, детей с церебральным параличом требуют к себе большого внимания и испытывают значительные трудности в общении (коммуникации). Эти трудности выражаются в выражении своих мыслей, эмоций, желаний и потребностей. Дети данной категории с трудом пользуются вербальными средствами общения. Это особо проявляется в тех расстройствах речи, которые мешают в установлении контакта с окружающими людьми. Устная речь играет существенную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия, но зачастую она недоступна детям с двигательными нарушениями.

Поэтому применение специальных педагогических условий обеспечит эффективность процесса коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у детей с церебральным параличом, в результате которой улучшится развитие ребенка, а также будет активизировано его участие в учебном процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 06.01.2015 2015-01-06

Статья просмотрена: 1988 раз

Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, т.к. здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение [1].

Формирование личности у подростков-инвалидов с нарушениями в психике и опорно-двигательной системе, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума. Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь "дивидендов" для общества практически не приносят [2].

Ребенок с ДЦП испытывает тревогу, связанную как с отделением, так и с поглощением. Симбиотические отношения иллюзорно дают возможность преодолеть беспомощность, но усиливают тревогу. У подростков с ДЦП можно говорить о невротической тревоге, т.к. она неадекватна объективной опасности, включает в себя вытеснение, подростки ограничивают свои действия и сужают поле сознания с помощью невротических защитных механизмов, в том числе и такого как "развитие симптома" [1].

Как показывает практика, у подростков с ограниченными возможностями здоровья при переходе к старшему школьному возрасту отсутствуют навыки социальной адаптации и самореализации. Большинство таких подростков не обладает навыками конструктивных коммуникаций и умением ответственно организовывать свою жизнь. Возможно, что при формировании личности детей с ограниченными возможностями был нарушен принцип равноденствия субъектных и объектных компонентов [2].

Гибкость мышления является важным личностным ресурсом, который способствует повышению эффективности самореализации и социальной адаптации подростков и старшеклассников с диагнозом ДЦП. Соответственно развитие гибкости мышления у учащихся специализированных школ-интернатов и коррекционных школ, должно являться первостепенной психолого-педагогической задачей, решение которой имеет важное психопрофилактическое значение в плане предупреждения дезадаптации детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

Для детей с целебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом — реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков — реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [3].

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия) . Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности[2].

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.

1. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М.: Минздрав СССР, 1982.

2. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. - 1979.

3. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.

Выбор стратегии общения определяется влиянием как личностных переменных: системой представлений человека о себе, особенностями интерпретации собственного поведения и поведения других людей, так и социальной ситуацией общения, включающей возможности, условия общения, оценку индивидом своего положения в группе.

Рассматривая в качестве субъектов общения и межличностного взаимодействия детей и подростков с ДЦП, следует выделить ряд особенностей. Характеризуя личностную сферу детей, страдающих ДЦП, можно говорить о том, что их отличает: недостаточная активность, нерешительность, пассивность, осознание своей уникальности. Это ведет в свою очередь к возникновению острого чувства неполноценности, одиночества, дисгармоничным отношениям с родителями и сверстниками (Скрипкина Т.П., 1999; Пикалова Л.П., 2000).

Что касается социальной ситуации общения у данной группы детей, то вследствие недостатка общения в семье, с родителями, а впоследствии и со сверстниками у детей с ДЦП развиваются отчужденность и изоляция от окружающего мира. Это приводит к социальной дезадаптации, болезненным переживаниям, нарушению способности выполнять свойственные человеку роли в обществе, к трудностям установления эмоциональных контактов с другими людьми.

Личностные особенности и социальная ситуация развития детей и подростков с ДЦП влияют на выбор стиля межличностного взаимодействия, особенности межличностных отношений.

С целью изучения особенностей межличностных отношений у детей, страдающих ДЦП, нами было проведено собственное эмпирическое исследование. Исследование проходило на выборке детей младшего и подросткового возраста, страдающих ДЦП, но обладающих сохранным интеллектом (30 человек), а также здоровых детях, не страдающих данным заболеванием (30 человек). В исследовании приняли участие дети в возрасте от 12-17 лет, средний возраст обследованных составил - 14,5 лет. Общее количество обследованных 60 человек, по 30 респондентов в каждой группе. Исследование проходило на базе школы-интерната № 4 для детей с ограниченными возможностями, Комплексных Центров социального обслуживания населения Индустриального и Орджоникидзевского районов г. Перми. Выборку здоровых детей составили учащиеся общеобразовательной школы №84 г. Перми.

В процессе исследования были использованы следующие методы и методики исследования: метод свободного самоописания М. Лалджи, методика Лири, проективная методика "Отношение к другому" (Ю.В. Александрова), рисунок себя. Для обработки данных использовалась процедура контент-анализа. Статистическая обработка результатов осуществлялась на основе Т-критерия Стьюдента для независимых выборок, критерия углового преобразования Фишера.

Было установлено, что для детей и подростков с ДЦП характерна ориентация на собственное мнение, стремление к независимости от факторов внешней среды (в том числе и от других людей), стремление к доминированию, к подчинению окружающих своей воле.

Также было обнаружено, что для детей и подростков с ДЦП характерна сниженная потребность в общении и совместной деятельности с другими людьми, отсутствие интереса к личностной сфере окружающих, их переживаниям, чувствам, действиям и поступкам. У детей и подростков с ДЦП преобладает в основном нейтральное отношение к другим. Характерна выраженная направленность на себя, свои чувства, переживания. Это отличает их от здоровых сверстников, для которых характерны зависимость самоотношения от мнения значимых других, стремление к причастности групповым тенденциям, к сотрудничеству, к проявлению дружелюбия по отношению к окружающим людям.

В целом результаты проведенного исследования свидетельствуют о качественной специфике межличностных отношений и стиля межличностного взаимодействия у детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом.

Каталог научных материалов

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, кроме того, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходится 34–42 ребёнка, страдающих церебральным параличом. За последнее десятилетие в России количество детей с детским церебральным параличом увеличилось.

Причины развития ДЦП разнообразны. К вредным факторам, оказывающим негативное влияние на развитие мозга ребёнка на разных этапах его онтогенеза, относятся инфекционные заболевания матери в период беременности, психические и физические травмы, механические травмы во время родов, асфиксии, черепно-мозговые травмы и пр. повреждение еще незрелых мозговых структур существенно влияет на последующее развитие познавательных процессов и личности детей с ДЦП. Известно, что погибшие нервные клетки не способны к восстановлению, но необычная функциональная пластичность нервной ткани ребёнка способствует развитию компенсации дефекта. Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что, чем раньше начата медико- педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективней и лучше её результаты.

Успех реабилитации во многом зависит от семьи, и она должна рассматриваться как один из исполнителей и объектов реабилитации, как микро социум, в котором происходит развитие и становление ребёнка.

Обычно ребёнок с ДЦП не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается. Всё это происходит из-за того, что взрослые не обеспечивают должной социально-психологической адаптации такому ребёнку. Вследствие этого он на всю жизнь остаётся инфантильным, зависимым от других, пассивным, комфортно чувствующим себя лишь с близкими людьми.

Когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями, она переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребёнка является кризисом в жизненном цикле семьи, поскольку ведет к переосмыслению социальных ролей и функций, иногда при этом возникают конфликтные моменты. Когда же ребёнок имеет признаки инвалидности, то этот кризис протекает с удвоенной остротой. Это резко меняет социально-экономический статус семьи, нарушает социальные связи. Крайне обостряются морально-психологические проблемы. У большинства родителей возникает чувство вины, которое сопровождается ощущением собственной неполноценности. Жизнь семьи протекает в условиях психотравмирующей ситуации, когда родители не только прячут от окружающих больного ребёнка, но и сами стараются отгородится от мира. Нередко эти семьи распадаются, а ребёнок, как правило, остаётся с матерью. Семья, являющаяся одним из гарантов социальной адаптации ребёнок, далеко не всегда сохраняет способность выполнить эту функцию. Близкие нередко теряют уверенность в себе, не способны правильно организовать общение и воспитание ребёнка, не замечают его действительных потребностей, не могут правильно оценить его возможности.

Общение следует рассматривать в качестве специфической формы деятельности человека и одного и из главных регуляторов поведения. Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, её содержательных и формальных характеристик, психических процессов, свойств и состояний.

Речь, как основное средство общения, развивается через движения и в социальном контакте, и её основа закладывается еще на первом году жизни. Когда у ребёнка при ДЦП имеются отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения, исчезает возможность самостоятельно реализовать себя в окружающем мире. Всё это оказывает непосредственное влияние на развитие коммуникативной деятельности и психическое развитие в целом.

У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличии от здоровых детей. Наиболее развитыми при ДЦП оказываются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения. Нарушение артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения со взрослыми. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное состояние.

Отставание в развитии средств общения связано также с малой коммуникативной активностью ребёнка с ДЦП и с недостаточным развитием функций, включающих моторные компоненты.

Выделяют 5 типов коммуникативных нарушений при ДЦП: связанных с нарушением движений; связанных с повреждением мозга; из-за длительной госпитализации; из-за социально-эмоциональных проблем; в связи с физическим дефектом. Ослабленная когнитивная деятельность и отсутствие коммуникативного опыта – основные факторы, влияющие на формирование коммуникативных навыков. Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности у детей с патологией опорно-двигательного аппарата и при отсутствии или недостаточно квалифицированной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера.

6 вещей, о которых подросток с ДЦП хотел бы рассказать новоиспеченным родителям


1. Они приятно удивят вас

У врачей есть способность совершать ошибки, возможно, из осторожности, делая прогнозы о будущем, основываясь на слишком малом количестве информации. Однако люди с церебральным параличом часто предопределены, даже немного упрямы, чтобы бросить вызов этим предсказаниям. Мне, возможно, и не поставили бы диагноз ЦП до 7 лет, но поскольку я родился на 8 недель раньше срока, даже сам факт того, что я живу - это уже была борьба против обстоятельств. В тот момент было невозможно знать все, что произойдет в следующие 18 лет, все проблемы, которые придут в мою жизнь, но и все победы! Возможно, у меня заняло больше времени, чтобы научиться ходить, бегать, ездить на велосипеде, определенно…, но горе тому, кто скажет, что я ничего не могу сделать. Даже если ваш ребенок начнет делать обычные вещи позже других, то это сделает только более ценным то, чего он достигнет. У вашего ребенка будут свои уникальные этапы в жизни и свои победы.

2. Будут разочарования

3. Семья и друзья это большая поддержка


4. Они отлично приспосабливаются

Кто сказал, что вы должны сделать все точно так же, как все остальные? Основываясь на личном опыте я узнала, что иногда проще сделать что-нибудь своим собственным способом, чтобы получился такой же результат, как у всех. Например, овладение такими навыками, как поедание обеда или завязывание шнурков одной рукой. Приспосабливаться нужно каждый день и порой бывает сложно найти решение, но вы найдете их в этих трудностях. Некоторым людям, нужно использовать определенные приспособления, чтобы иметь больше независимости, и я по опыту знаю, что отношения с такими приспособлениями порой складываются непростые. Однако они дают больше свободы и способности добиться большего, нужно просто время, чтобы привыкнуть к ним.

5. Юмор поможет вам

6. Диагноз - это всего лишь небольшая часть вашего ребенка

Ваш ребёнок вовсе не одно и то же, что и диагноз, данный врачами. Он не становится тем ярлыком, который без его согласия на него навесили. Прежде всего - это ваш ребёнок, который волею случая имеет ЦП, точно так же, как некоторые имеют голубые глаза или черные волосы. Иногда кажется, что диагноз просто поглощает вас, но на самом деле, это лишь один кусочек пазла, составляющего ребенка. Наличие церебрального паралича может открыть столько дверей и возможностей, он может сделать вашего ребенка уникальным в лучшем смысле этого слова. Диагноз -это то, что вы делаете из него. Превратите эти препятствия в возможности, не оборачивайтесь назад и никогда в жизни не устанавливайте предел того, что можно достичь.


Понравилось? Поделись с друзьями!

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

Представлено исследование социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом : в какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволяют считать, что по мере достижения личностной зрелости происходит гармонизация структуры социального интеллекта , выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

Social intellect as factor in interpersonal communication of adolescents with cerebral palsy

A study of social intelligence in adolescents with cerebral palsy , to what extent the development of social intelligence depends on the family in which the child is brought up, and what role social intelligence plays in the life of a child with disabilities. Results of the study allow concluding that achievement of personal maturity happens in harmonization of the structure of social intelligence , alignment of Cognitive behavior on tier performance.

Тимофеева Ирина Владимировна

Уральский государственный университет физической культуры,

Екатеринбургский филиал afk-ural@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Представлено исследование социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом: в какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволяют считать, что по мере достижения личностной зрелости происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам.

Ключевые слова: социальный интеллект, детский церебральный паралич, адаптация, межличностные отношения.

Проблема инвалидности занимает одно из центральных мест среди медикосоциальных проблем. Инвалиды составляют около 10% населения земного шара, из них 20-25% - дети в возрасте до 16 лет. Детский церебральный паралич является вторым из наиболее распространенных неврологических нарушений в детстве. Министерство здравоохранения и социального развития обнародовало статистику по заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП) в России. Согласно сообщению пресс-службы ведомства, по данным на 2010 год в стране насчитывается 71429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

дого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.

Для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное - способность эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

группы, социальных контактов, общения. М.И. Бобнева определяет наличие особой потребности у формирующейся личности - потребность в социальном опыте [3, с. 145].

В исследованиях Р. Фейерштейна интеллект -динамический процесс взаимодействия человека с миром. Если ребенок, по мнению ученого, развивается в благоприятных семейных и социокультурных условиях, то такой опыт у него накапливается естественным путем, в результате чего ребенок относительно эффективно адаптируется к среде. Если же ребенок отягощен физическим дефектом, развивается в условиях неполной семьи, то необходимый опыт у него не сформирован. Р. Стернберг по поводу проявлений интеллекта в реальном поведении в реальной среде отмечает, что интеллект это умственное управление своей жизнью конструктивным, целенаправленным способом: адаптация к окружающей среде, выбор среды, совместимый с индивидом и формирование окружающей среды [7, с. 88].

В нашем исследовании для нас имело большое значение изучение социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом. В какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок, насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями. Выборку составили учащиеся специальных (коррекционных) школ VI вида для детей с поражением опорно-двигательного аппарата г. Екатеринбурга, г. Карпинска, г. Югорска Ханты-Мансийского АО в количестве 306 человек. Из них 90 человек имели сочетанный дефект - детский церебральный паралич и олигофрения степени дебильности. Диагнозы установлены были невропатологом и психиатром в соответствии с критериями, принятыми в МКБ - 10.

Социальный интеллект детей с детским церебральным параличом был изучен с помощью теста Дж. Г илфорда и М. Салливена. В целях изучения такого фактора психосоциальной адаптации, как социальный интеллект, под которым, согласно Дж. Гилфорду, понимается способность по-

нимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии, была использована данная методика исследования социального интеллекта. Методика исследования социального интеллекта включает четыре субтеста. Три субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - вербальный. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: фактор познание классов, фактор познания систем поведения, фактор познания преобразований поведения и результатов поведения.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статистической обработки данных с помощью программного пакета Statistica for Windows 11.5. В результате факторного анализа с помощью Varimax normal были заданы несколько факторов. В результате переменные распределились следующим образом:

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

эмоциональный контакт, с излишней концентрацией на ребенке. В тоже время эти дети недостаточно понимают связь между поведением и его последствием, и испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного общения.

Таким образом, в социальном интеллекте значимую роль играют личностные ограничения, индивидуальные особенности, а так же характеристики самосознания. Развитие этих характеристик личности является важным условием становления и совершенствования социального интеллекта.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, у подростков социальный интеллект не сформирован, только с возрастом, при совместной деятельности в кругу семьи, по мере достижения личностной зрелости происходит гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам. Социальный интеллект, как интегральная интеллектуальная способность обеспечивает успешность межлич-

ностного общения и социальную адаптацию.

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993. - 360 с.

2. Бар Он Р Практический интеллект. - СПб., 2003. - 88 с.

3. Бобнева М.И. Социальная психология личности. - М., 1979. - 344 с.

4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1985. - 125 с.

5. Куницина В.Н. Межличностное общение. -СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1994. - 528 с.

7. Стернберг Р. Дж. Практический интеллект. - СПб.: Питер, 2002. - С. 87-91.

8. Kihlstrom J.F., Cantor N. Social Intelligence / R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of intelligence, 2nd ed. - Cambridge, U.K.: Cambridge University Press, 2000. - Pp. 359-379.

Юров Игорь Александрович

Сочинский государственный университет

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ПЛОВЦОВ - СПРИНТЕРОВ И СТАЙЕРОВ

В статье анализируются нейродинамические особенности спортсменов-пловцов, специализирующихся на спринтерских и стайерских дистанциях.

Ключевые слова: нейродинамика, сила, подвижность, уравновешенность, спринтеры, стайеры.

Поскольку спортивная деятельность связана с повышенными физическими . и нервными затратами, то, по мнению многих ученых, с ней могут справиться спортсмены с выраженной силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов (А.Н. Крестовников, В.В. Васильева, К.М. Смирнов, Н.Д. Синани, С.М. Оя, И.Г Соколов, З.И. Бирюкова, С.М. Вайцеховский, В.П. Филин, Н.А. Фомин). Между тем в психофизиологии накоплен опыт возможности компенсации отдельных свойств, а также имеются факты приспособления свойств нервной системы к требованиям деятельности (Б.А. Вяткин, Е.П. Ильин, Е.А. Климов, В.С. Мерлин). Однако экспериментальные работы в спорте, подтверждающие эту теоретическую позицию, крайне противоречивы. Даже сторон-

ник этой позиции Б.А. Вяткин, изучая влияние соревновательного стресса на уровень достижений спортсменов в плавании в зависимости от индивидуальных различий в свойствах нервной системы (силы и уравновешенности нервных процессов), пришел к выводу, что в единственный значимый фактор вошли показатели нервной системы, увеличение тремора и уменьшение оценки отрезка времени, что позволило автору утверждать, что успех деятельности в условиях соревновательного стресса обусловлен, прежде всего, силой нервной системы. Он отмечал, что в соревнованиях статистически значимым образом ухудшаются тренировочные результаты только у спортсменов со слабой (относительно возбуждения) нервной системой. Результаты у спортсменов тем хуже, чем выше степень стресса, и это

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.