Обучение родителей с детьми дцп

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих.Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12.Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения.Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.

Какое количество процедур нужно, чтобы восстановить ребенка по моему методу, методу Никонова

Обычно, мои медицинские объяснения, начинают восприниматься в сравнении.

Сравниваем ребенка с ДЦП, у которого все органы работают, он все понимает, но не может свободно двигаться, и, машину у которой неисправен двигатель.

По поводу двигателя, вы обращаетесь к специалисту.

Специалист объясняет вам, что нужно разобрать мотор, найти проблемную деталь и заменить ее.

Вы спрашиваете у мастера: Как быстро мотор начнет работать?

Мастер вам ответит: Я не знаю, как быстро. Мне нужно остановить двигатель, дождаться, когда он остынет, открутить гайки, шурупы, прочистить детали, заменить детали, закрутить обратно шурупы, гайки.

После этого, завести мотор.

У детей с ДЦП, мы не можем отключить двигатель, как мастер по ремонту.

Когда меня спрашивают, когда ребенок восстановится (когда двигатель будет работать в полную силу)?

Я отвечаю, зависит от того, как быстро нормализуется состав белка, количество лизосом и митохондрий внутри мышечных клеток.

Только путем воздействия на мышцы моим методом - методом Никонова можно определить скорость восстановления цитоплазмы, и соответственно, скорость восстановления движения мышц.

Даже состояние мышц ног, взаимозависит от состояния мышц ягодиц, спины, шеи, рук, живота и, даже, лица.

Процесс восстановления по моему методу трудоемкий, но имеет конечные цифры восстановления детей: от 200 до 1000 процедур, а не десятилетия, которые родители и дети проводят в реабилитационных центрах Израиля, Германии, Чехии, Турции, Китая безрезультатно.

Что это за реабилитация такая, когда ко мне обращаются родители у которых дети не двигаются в 5, 6, 7, 9,13 лет?

Зачем люди обращаются в те центры из-года в год, если нет помощи в течении первых трех лет?

Чтобы перенять у меня навыки воздействия на мышцы у детей с ДЦП, должно быть желание, физическая выносливость и время.

Чем больше процедур мы сделаем вместе, тем легче вам будет работать самостоятельно.

Поэтому ответить на вопрос, когда ребенок восстановится нельзя, можно только полагаться на опыт специалиста.

Я единственный специалист в мире, который может делиться своим опытом.

Я единственный специалист в мире, который называет конечное количество процедур, которые нужно сделать детям с ДЦП, в зависимости от тяжести формы, и возраста ребенка, чтобы ребенок восстановился.

Передача навыков воздействия на мышцы моим методом, методом Никонова, родителям детей с ДЦП

Родителей, которые хотят самостоятельно восстановить своих детей, много.

Поэтому, принял решение, делится опытом с родителями, которые хотят самостоятельно восстановить своего ребенка.

Передаю навыки на консультации.

Консультация – это воздействие на мышцы по методу Никонова с объяснением и передачей навыков воздействия на мышцы так, чтобы они стали нормально двигаться.

Минимальное количество консультаций, которые мне нужно провести для того, чтобы родители усвоили навыки воздействия на мышцы у детей, возраст которых, до 2 лет, 10, при условии, что у этих детей нет сопутствующих диагнозов, например, эпилептический синдром, или кормление ребенка через зонд.

В этих случаях, количество консультаций увеличивается до 20, так как этим детям, нельзя, воздействовать на мышцы с полной силой, сразу, не подготовив их.

Нужно увидеть и оценить реакцию мышц на воздействие.

Мой метод – метод Никонова состоит из растяжения мышцы, которая плохо двигается, фиксации мышцы в растянутом состоянии и воздействии на мышцу в этом растянутом состоянии.

Почему нужно провести не менее 10 консультаций?

Мне нужно, чтобы за эти 10 процедур спастические мышцы стали более мягкие, чтобы родители, при самостоятельной работе с ребенком, смогли справится с уже более мягкими мышцами.

Со спастическими мышцами могу справится только я сам, больше нет ни одного специалиста в мире, ни в Израиле, ни в США, ни в Китае.

График консультаций 3 раза в неделю.

Передаю навыки воздействия на мышцы три раза в неделю.

За один час консультации я не успеваю обработать все проблемные мышцы ребенка, поэтому, второй час, родители самостоятельно воздействуют моим методом, методом Никонова, на те мышцы, с которыми они могут справиться.

На следующий день, родители воздействуют на мышцы моим методом, методом Никонова, самостоятельно, дважды по два часа, выполняя, мои задания.

Тем самым, у родителей нарабатывается навык воздействия на мышцы своего ребенка.

Это не массаж. Николай Борисович не делает массаж!

Как я пришел к открытию моего метода, метода Никонова

Мой метод, метод Никонова, разработан и основан, исключительно, на личном опыте и является единственным эффективным в мире методом восстановления детей с ДЦП (детским церебральным параличом).

Я учился в Горьковском медицинском институте на дневном отделении.

После учебы, вечером и ночью, работал в клинической больнице.

Восстанавливал взрослых пациентов после инфаркта, инсульта, операционных воздействий, восстанавливал подвижность суставов у пациентов, страдающих неподвижностью суставов.

Через год меня пригласили восстанавливать пациентов в больницу ЦК КПСС.

Главный врач больницы ЦК КПСС Волков Николай Федорович и заместитель по лечебной части Роза Ивановна, поставили задачу, полностью восстанавливать пациентов, работников аппарата ЦК КПСС, страдающих малоподвижностью мышц в неврологическом отделении.

Самое главное, так это то, что на воздействие на мышцы больного, мне выделяли один час (60 минут), а не 10 минут, как в клинической больнице.

С 8 утра до 15 часов я учился в медицинском институте.

С 16 до 19 часов, я работал в номенклатурной больнице, восстанавливая пациентов.

С 20 часов до 23 часов, я восстанавливал больных, занимаясь частной практикой.

После 24 часов, я учил наизусть по 50 страниц учебников и лекций ежедневно, как стихи Пушкина, так как на занятиях в медицинском институте были ежедневные контрольные работы по опросу усвоения материалов учебников, лекций и монографий.

И так на протяжении 6 лет учебы в медицинском институте.

Мою жизнь нельзя было назвать комфортной, человеческой.

Сколько раз нужно было совершать подвиг, чтобы и учиться успешно и пациентов восстанавливать!

Одна из моих пациенток, профессор медицинского института Спасская Зоя Александровна, была заведующей кафедрой педиатрии.

Кафедра располагалась в педиатрическом институте.

У Зои Александровны родилась внучка.

Внучке в 2 месяца, ей поставили диагноз: ДЦП, грубая задержка моторного развития.

Зоя Александровна обратилась ко мне, когда девочке было 4 месяца.

С малышкой, до меня, уже успели поработать 4 массажиста из педиатрического института, но результата не было.

Внучка Зои Александровны была моя первая маленькая пациентка.

Я работал с девочкой ежедневно и к 8 месяцам, малышка начала догонять своих сверстников в развитии.

В годик она уже уверенно стояла на ножках.

В 1,5 года девочка самостоятельно стала ходить как обычный нормальный ребенок.

Зоя Александровна попросила меня восстановить пятилетнюю девочку, с диагнозом ДЦП, спастический тетрапарез.

Восстанавливал ее полтора года. Каждый день, по два часа в день, я занимался воздействием на мышцы девочки при определенном растяжении мышц, при определенной их фиксации.

В результате, Елена, стала ходить, как обычный здоровый ребенок.

Об этом было написано в газете, причем в редакцию обратилась невролог, из поликлиники по месту жительства Елены.

Невролог была в восторге от того, что Лена, которой на тот момент было 6 лет, стала ходить.

За 40 лет моей практики, после восстановлении Елены, были тысячи восстановленных мной маленьких пациентов с различными диагнозами и различными формами ДЦП.

Пример передачи навыков родителям

Напоминаем вам, что сайт – это не реклама. Сайт содержит информацию и имеет собственного владельца.

Наш сайт Николай Никонов имеет владельца - нас.

Вы пришли на наш семейный сайт, поэтому, вы являетесь нашими гостями, как будто вы пришли к нам домой.

Сайт Николая Никонова является нашей собственностью, принадлежит только нам, как ваша квартира, которая принадлежит только вам.

Мы платим за содержание сайта, как вы платите за коммунальное обслуживание.

Все, что вы увидите и услышите по видео, прочитаете в статьях, написано мной и создано моей женой Никоновой Лилией Александровной.

На нашем сайте расположены результаты моей уникальной работы, моих знаний и навыков по превращению не движимых мышц в нормально работающие мышцы у детей с ДЦП.

На нашем семейном сайте мы размещаем информацию для себя, как вы размещаете свою мебель в вашей квартире.

Информацию о себе, мы размещаем на нашем семейном сайте, как вы расставляете фотографии о себе в вашей квартире.

На нашем семейном сайте мы сохраняем истории восстановления детей с ДЦП, как вы храните ваши награды, в бархатной коробочке.

Мы гордимся результатами восстановленных нами детей, так же, как вы гордитесь достигнутыми, вами результатами!

На нашем сайте мы размещаем информацию об открытиях ученых, Нобелевских лауреатов, которые помогли мне разобраться, почему мышцы не двигаются у детей с ДЦП, и почему мышцы начинают двигаться после воздействия на них моим методом, методом Никонова.

На нашем сайте мы размещаем рассказы наших гостей, которые приходили ко мне за помощью, со своей болью, когда за 5, 6, 7, 9,13 лет им не помогли в самых известных клиниках: Израиля, Германии, Чехии, Турции, Польши и Китая.


Я, единственный в мире врач, который помог детям с ДЦП начать двигаться, тем самым начать жить заново, без инвалидного кресла и без зависимости, от своих родителей.

Я, Никонов Николай Борисович, и моя жена, Никонова Лилия Александровна, приветствуем вас на нашем собственном семейном сайте: Николай Никонов.

Напоминаем вам, что сайт – это не реклама. Сайт содержит информацию и имеет собственного владельца.

Наш сайт Николай Никонов имеет владельца - нас.

Вы пришли на наш семейный сайт, поэтому, вы являетесь нашими гостями, как будто вы пришли к нам домой.

Сайт Николая Никонова является нашей собственностью, принадлежит только нам, как ваша квартира, которая принадлежит только вам.

Мы платим за содержание сайта, как вы платите за коммунальное обслуживание.

Все, что вы увидите и услышите по видео, прочитаете в статьях, написано мной и создано моей женой Никоновой Лилией Александровной.

На нашем сайте расположены результаты моей уникальной работы, моих знаний и навыков по превращению не движимых мышц в нормально работающие мышцы у детей с ДЦП.

На нашем семейном сайте мы размещаем информацию для себя, как вы размещаете свою мебель в вашей квартире.

Информацию о себе, мы размещаем на нашем семейном сайте, как вы расставляете фотографии о себе в вашей квартире.

На нашем семейном сайте мы сохраняем истории восстановления детей с ДЦП, как вы храните ваши награды, в бархатной коробочке.

Мы гордимся результатами восстановленных нами детей, так же, как вы гордитесь достигнутыми, вами результатами.

На нашем сайте мы размещаем информацию об открытиях ученых, Нобелевских лауреатов, которые помогли мне разобраться, почему мышцы не двигаются у детей с ДЦП, и почему мышцы начинают двигаться после воздействия на них моим методом, методом Никонова.

На нашем сайте мы размещаем рассказы наших гостей, которые приходили ко мне за помощью, со своей болью, когда за 5, 6, 7, 9,13 лет им не помогли в самых известных клиниках: Израиля, Германии, Чехии, Турции, Польши и Китая.

Я, единственный в мире врач, который помог детям с ДЦП начать двигаться, тем самым начать жить заново, без инвалидного кресла и без зависимости от своих родителей.

ПРОЦЕДУРЫ ПО МЕТОДИКЕ НИКОНОВА

Процедуры по моей методике, методике Никонова – это не массаж. У меня нет нанятых медицинских работников, нет нанятых массажистов, нет нанятых тренеров, поэтому, физически, я не успею восстановить всех детей с ДЦП, родители которых обращаются ко мне за помощью. Передать навыки воздействия на мышцы у детей с ДЦП родителям, могу.

ОТВЕТ НА ОБРАЩЕНИЕ

Я, Никонов Николай Борисович, не имею возможности работать бесплатно.

Ответ на обращение – это работа.

Письменный ответ, порой, занимает несколько часов.

В течение всего дня я занят восстановлением пациентов и сильно загружен.

Поэтому, я могу рассматривать обращения, когда прихожу домой.

У меня нет личного времени, так как я отвечаю многим людям, а не только вам.

Кроме того, вы должны иметь ввиду, что мой ответ - это уникальный ответ, касающийся только проблем вашего ребенка и вас.

Поэтому отвечаю, только на тем людям, которые оплатили обращение в течении 24 часов с момента получения обращения от администратора сайта.

Неоплаченные обращения администратор сайта мне не передает.

МОИ ЗНАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЦП И ОТКРЫТИЯ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ СОВПАДАЮТ

Третьяков, занимаясь благотворительностью, покупал картины, которые, любой человек мог посмотреть, бесплатно, в его Третьяковской галерее, не покупая их.

Я покупал уникальные знания у ведущих ученых мира, Нобелевских лауреатов, по теме движения мышц, и, как Третьяков, в благотворительных целях, разместил их на нашем семейном сайте, который мы содержим за наши деньги, чтобы люди могли знакомится с мировыми открытиями, бесплатно, а не пользоваться медицинскими знаниями 18 и 19 веков.

Всемирная организация Здравоохранения утверждает, что лечение мышечной дистрофии симптоматическое и малоэффективное. Мои пациенты, до обращения ко мне, лечились в разных клиниках мира. После проведения процедур по методике Никонова, у пациентов с различными формами мышечной дистрофии, стала восстанавливаться сила, появились нормальные движения мышц.


Любой человек может сам восстановить родного или близкого человека, не оплачивая знания и опыт врача. Для этого ему нужно учиться в школе так, чтобы сдать ЕГЭ, поступить в медицинскую академию, в течении 8 лет наизусть учить по 50 страниц ежедневно, как стихи Пушкина в школе и не вылететь с первых трех курсов из-за не умения учиться.

Закончить медицинскую академию, пройти практику, исключительно, в многофункциональных клинических больницах, набираясь опыта. Покупать знания у Нобелевских лауреатов. Ваши общие затраты за 20 лет такой учебы будут стоить как минимум 30 млн долларов США.

Сегодня существует множество вариантов для обучения детей с разными формами ДЦП. Первый из них — самая обычная школа. Если его состояние позволяет, а школа готова помочь ему, то это вполне возможно. Другой вариант — надомное обучение. Тут основная нагрузка ложится на родителей. Третий вариант – школы-интернаты, которые предлагают круглосуточный уход за ребенком. Там он может проводить 5-6 дней в неделю или даже все 7, если необходимо. Это не только обучение, но и медицинская помощь, массажи. В любом случае нужно учитывать возможности и потребности самого ребенка. Так его жизнь будет полноценной настолько, насколько это возможно.

Особенности диагноза ДЦП

Диагноз ДЦП чаще всего могут поставить еще во время беременности. Различается несколько форм ДЦП по тяжести заболевания. В любом случае это
больной ребенок, который ограничен физически и часто имеет умственные отклонения, ведь детский церебральный паралич поражает лобные доли мозга. Часто причиной становится неправильный образ жизни матери в период беременности, но это не единственная причина. ДЦП также может быть следствием тяжелых родовых травм или болезней, которые малыш перенес до первого года жизни. К ним относится, например, полиомиелит.

Поражены зоны мозга, которые отвечают за движение, его активность. У таких детей наблюдаются серьезные нарушения:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • интеллектуальные;
  • проблемы речи;
  • другие проблемы, связанные с высшей нервной деятельностью.

ДЦП у детей может быть последствием полиомиелита, хондродистрофии (заболевание, при котором рост конечностей затруднен), миопатии (неправильно развиваются мышцы). Все это ведет к необратимым изменениям функций конечностей, внутренних органов и нервной проводимости, иногда сопровождается регулярными болями.

Их очень много, и тут все зависит от тяжести заболевания у детей и возможностей лечения. Часто с помощью массажа и терапии удается исправить некоторые проблемы. Самые частые ограничения физической активности:

  • ограничения
    произвольных движений;
  • проблемы с мышечным тонусом;
  • нарушения координации движений, равновесия;
  • отсутствие ощущения конечности, части тела.

Каждое из физических ограничений может быть выражено в большей или меньшей степени. Такие особенности ребенка не всегда позволяют ему учиться в школе и даже выходить на прогулку без помощи трости или кресла-каталки. В особо тяжелых случаях это лежачие пациенты, которым нужен круглосуточный уход. Здесь уже речь идет не про обучение, а про обеспечение приемлемого уровня жизни и обезболивание.

Нарушение умственной деятельности встречается очень часто у детей, страдающих ДЦП. В большинстве случаев оно минимально, но бывают тяжелые нарушения. Особенно это характерно для детей, которые пережили родовую травму. У них умственная деятельность может быть сведена к минимуму. Для них, конечно, нет возможностей обучения, в лучшем случае за несколько лет удается привить элементарные бытовые навыки.

Чаще
всего нарушения характеризуются быстрой утомляемостью и нарушением концентрации. Целенаправленная деятельность может быстро начать раздражать ребенка. В этом случае необходим индивидуальный подход к обучению, который учитывает эти индивидуальные особенности. В результате такого беспокойства дети начинают много двигаться, совершать непроизвольные судорожные движения. Это очень мешает им и может доставлять дискомфорт.

Очень тяжело организовать произвольную деятельность такого ученика. Дети с диагнозом ДЦП часто бывают ранимые, и замечания, даже вежливые, могут надолго их обидеть, приведут к слезам и отказу от деятельности. Еще отмечаются серьезные адаптационные проблемы. Ребенка тяжело оторвать от матери даже на короткое время вроде 2-3 часов.

Еще 20 лет назад таких детей не всегда соглашались обучать, для них было очень мало интернатов. Проблема данного заболевания и адаптации детей в обществе полностью ложилась на родителей, которые часто не обладали специальными знаниями, не понимали до конца суть диагноза. Из-за этого жизнь ребенка была плачевной. Нет возможности учиться, общаться, развиваться – это только усугубляло состояние. Отношение общества к проблеме было негативным: малышей жалели, пока они маленькие, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения, на работу. Они оставались невостребованными.

В последнее
время к проблеме социальной адаптации детей с инвалидностью относятся иначе. Конечно, в любое время, оставленный без любых возможностей к развитию, такой малыш резко деградирует. Даже если у него сохранена интеллектуальная функция, он теряет многие возможности, теряет свою личность. Детям обязательно нужно давать возможности для обучения, общения, игр, нормальных детских занятий. Конечно, настолько, насколько это возможно.

К сожалению, среди причин детской инвалидности церебральный паралич занимает одну из лидирующих позиций. С рождения дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре, заботе. Многие из них с трудом могут войти в общество, начать общаться даже на простейшем уровне. Часто тому причиной особая форма поведения таких детей: они раздражительны, плаксивы, бывают агрессивны.

  • физическая
    и интеллектуальная способность к обучению;
  • разрешение врача на посещение учебного заведения;
  • минимальная агрессивность ученика;
  • способность школы принять ребенка-инвалида;
  • наличие квалифицированных педагогов в области дефектологии.

К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат. Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно. А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.

Кроме
того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно. Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли. Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.

Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.

Обучение
– это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.

Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.

Если вы решились на домашнее обучение, то стоит учитывать все особенности данной ситуации. Есть два коротких, но простых правила, которые помогут родителям. Да, обучение дома малыша с ДЦП — это всегда тяжелый труд, постоянное внимание к нему. Но это ваше дитя и ваш выбор.

  1. У каждого свой круг возможностей. Не стоит перегружать детей, желая им добра. От повышенной
    нагрузки такой малыш только пострадает, а не станет сильнее, умнее, быстрее. Но и давать меньше тоже не стоит. Он может учиться, и скоро вы поймете его минимум и максимум возможностей. Оставайтесь в этом диапазоне.
  2. Терпение, хороший план занятий и вера в успех — вот то, что может сильно помочь. Никто не говорил, что это легко и просто, но забудьте о неудачах и двигайтесь вперед. Некоторым вещам дети учатся годами, хоть это что-то очень простое. Детишки с ДЦП стараются, но у каждого их них есть четкие границы возможностей.

Эти два правила подходят не только для обучения, но и могут стать концепцией любых занятий для малышей с ДЦП, будь то чтение, спорт, личная гигиена. Ругать их за то, чего они просто не могут, глупо со стороны родителей или учителей.

Действительно хороший выход для детей и их родителей в случае с ДЦП — школа-интернат. Часто в таком интернате дети проводят 5-6 дней в неделю, их забирают
домой на выходные и каникулы. Если у родителей нет такой возможности, ученик может провести часть и этого времени в интернате. Конечно, звучит это все довольно жестоко: больных детей приходится отрывать от дома, отдавать в интернат… Однако не у всех родителей есть возможность и силы заниматься развитием и оказывать уход таким малышам, не все готовы принять их особенности. В этом смысле интернат — хороший выход. Главный его плюс — дети не изолированы от общества.

Здесь есть условия для получения образования, работают педагоги-дефектологи, нянечки и медицинский персонал. Они разделяют детей на группы по возможностям для более эффективного обучения. Занятия проходят в рамках обычной школьной программы. После окончания обучения ребенок получает аттестат, как и обычные дети.

Еще в
интернате обязательно есть возможности для лечения и регулярной терапии. Если нужно обезболивающее, его будут предоставлять. Здесь же делают лечебный массаж, занимаются специальной физкультурой. Занятия подбираются индивидуально для всех детей.

Конечно, чаще всего в интернат попадают дети с тяжелой формой заболевания. Многим из них нельзя давать школьные знания, а необходим лишь правильный уход и терапия. Это спорный вопрос, где лучше: в интернате или дома. Каждая ситуация должна рассматриваться отдельно. С одной стороны, это общение в кругу детей с общим недугом, тут не будет злых насмешек и обид. С другой — малыш оторван от дома, а ведь никакие нянечки не смогут дать столько любви, сколько дает семья.

Главная задача всех учебных заведений, работающих с больными детьми, состоит в том, чтобы привить им самостоятельность. Одного обучения школьным дисциплинам мало – нужно показать деткам, как они могут быть полезны для общества, что могут делать для себя. Многие из них страдают легкой формой ДЦП. Это позволяет им вполне нормально работать, обеспечивать себя и вести нормальную жизнь.

Для некоторых
детей есть возможность продолжить обучение – опять же все зависит от физических возможностей и состояния. Некоторые решают посещать профильные училища для получения профессии, а кто-то даже идет в ВУЗы. Если сохранен интеллект, то такие профессии, как программист, экономист, медицинский работник (медсестра, медбрат), педагог, вполне доступны для них. Есть масса возможностей для работы. Сейчас работа на компьютере становится самой популярной, а ведь ее можно выполнять даже из дома.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.