Онтогенетическая гимнастика при детском церебральном параличе

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гулин Александр Владимирович, Бруйков Алексей Александрович, Петкевич Алла Ивановна

Лечебный массаж и лечебная гимнастика являются одними из главных средств, позволяющих формировать и развивать у пациентов с церебральными параличами жизненно необходимые двигательные умения и двигательные навыки.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гулин Александр Владимирович, Бруйков Алексей Александрович, Петкевич Алла Ивановна

Application of fixing massage and ontogenetic gymnastics among children with cerebral palsy

Medical massage and medical gymnastics are the main means allowing forming and developing vitally important moving abilities and skills among patients with cerebral palsy.

подростков с артериальной гипертонией // Кардиология. 2003. № 1. С. 40-43.

14. Воронин И.М., Бирюкова Е.В. Вариабельность сердечного ритма у здоровых людей во время ночного сна // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 3. С. 13-18.

15. McWilliams J.A. Blood pressure and heart action in sleeps and dreams // Brit. Med. J. 1993. V. 2. P. 1196-1560.

Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.

Voronin I.M., Bazhenova E.A. Estimation of polisomnograf-ics and gemodinamics indexes of healthy girls with dipper and non-dipper circadian profile.

Key words: circadian profile; dipper and non-dipper; scatter and surface sleep; hyper-kinetic type of blood-circulation; arterial hypertension.

ПРИМЕНЕНИЕ ФИКСАЦИОННОГО МАССАЖА И ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Ключевые слова: фиксационный массаж; онтогенетическая гимнастика; детский церебральный паралич.

Лечебный массаж и лечебная гимнастика являются одними из главных средств, позволяющих формировать и развивать у пациентов с церебральными параличами жизненно необходимые двигательные умения и двигательные навыки.

Известные способы проведения массажа не предусматривают необходимой фиксации частей тела пациента. Поэтому при проведении массажа на какой-то части тела пациента происходит возникновение патологических синкинезий и возбуждаемых гиперкинезов на других, незафиксированных частях тела. Со временем патологические синкинезии и возбуждаемые ги-перкинезы укрепляются и становятся непреодолимым препятствием, особенно у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), для формирования правильного двигательного стереотипа, вплоть до полной невозможности выполнять необходимые целевые действия. Решение этой проблемы достигается путем использования предложенных Е.Ю. Быковской фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики 1.

При фиксационном массаже фиксируются все части тела пациента кроме тех частей (или той части), которые подвергаются в данный момент массажу или по-слемассажной гимнастике. Онтогенетическая гимнастика основывается на гимнастических упражнениях, соответствующих той обычной онтогенетической последовательности развития двигательной активности ребенка, которая выработалась исторически в ходе эволюционного развития человека.

Целью настоящей работы явилось определение эффективности применения фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики для коррекции последствий детского церебрального паралича.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследовано 12 детей в возрасте 3-5 лет обоих полов с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия. Исследуемые были разделены на 2 равные группы: контрольную (группа № 1) - средний возраст составил 45 месяцев и экспериментальную (группа № 2) - средний возраст составил 44 месяца. Наблюдения осуществлялись в течение 6 месяцев. При этом у детей из первой группы реабилитационные мероприятия включали стандартный массаж, лечебную гимнастику, механотерапию, гидрокинезотерапию. У детей из второй группы

занятия включали то же самое, но стандартный массаж и лечебная гимнастика были заменены на фиксационный массаж и онтогенетическую гимнастику соответственно. В каждой группе (основной и контрольной) обследование детей с ДЦП проводили дважды: первый раз - до проведения курса реабилитационных мероприятий (начальное обследование), и второй раз - после проведения курса (конечное обследование).

Приемы и техника массажа для детей с ДЦП существенно отличаются от тех, которые проводятся со здоровыми детьми [2].

Применяются следующие приемы массажа в порядке возрастания силовых усилий массажиста: поглаживание, растирание, разминание. Эти способы применяются нежно, в медленном темпе и непрерывном режиме, что оказывает успокаивающее действие на нервную систему ребенка и повышает эффективность массажа. Излишне интенсивный массаж может усугубить патологическое состояние мышц и отрицательно повлиять на нормализацию соотношений тонуса синергистов и антагонистов. Это связано с тем, что многие дети с ДЦП даже на малейшее болевое ощущение реагируют усилением спастичности мышц и синкинезиями.

Массаж проводили в следующем порядке: лицо, голова, более здоровые плечо, кисть и пальцы; менее здоровые кисть и пальцы; живот; более здоровые бедро, голень и часть стопы; менее здоровые бедро, голень и тыльная часть стопы; спина и ягодицы. При этом для рук и ног проводили массаж, в т. ч. и точечный, только для разгибательных мышц, выполняя его по направлению сокращения этих мышц, что стимулирует их функцию и вызывает одновременно расслабление анта-гонистов-сгибателей. Для закрепления результата массажа, после его окончания проводили пассивную, пассивно-активную и активную гимнастику промассиро-ванных мышц. Непосредственно перед проведением массажа укладывали ребенка с ДЦП на спину, в физиологически правильное положение. С помощью отягощающих мешочков с речным песком придавали конечностям ребенка определенное положение, положив мешки с песком на его предплечья, кисти и голени. Такую фиксацию частей тела ребенка сохраняли в процессе всего массажа и сопровождающей его гимнастики, поочередно снимая фиксацию на время массажа лишь с того участка тела, который подвергался массажу или гимнастическому упражнению. Те движения, которые ребенок не смог сформировать и освоить естественным путем, необходимо было продублировать принудительным путем с помощью специальной гимнастики, соответствующей закономерностям онтогенетического развития движений. В таком случае ребенок может освоить полный комплекс базовых движений, необходимых ему для самообеспечения в последующей жизни. Существенной характеристикой предложенной онтогенетической гимнастики является использование в ней физиотерапевтом фиксирующих захватов частей тела ребенка, необходимых фиксирующих приспособлений [1, 3-4].

Анализ исследований был проведен с определением основных статистических параметров (М ± м) и достоверности их различий по непараметрическому критерию Wilcoxona на основе стандартной компьютерной программы MS Excel и показал высокую достоверность полученных результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

- ниже -0,65 - большое отставание от нормального развития;

- от -0,65 до -0,30 включительно - небольшое отставание;

- от -0,30 до +0,41 включительно - нормальное развитие;

- выше 0,41 - опережение нормального развития.

В результате применения фиксационного массажа и

онтогенетической гимнастики все шестеро детей с ДЦП экспериментальной группы № 2 за 6 месяцев улучшили показатели своего общего моторного развития в среднем на величину 0,26: с (-0,76 ± 0,06) при первоначальном исследовании до (-0,5 ± 0,07) при вторичном исследовании. В контрольной группе № 1 у всех шестерых детей с ДЦП средний показатель общего моторного развития изменился в положительную сторону, лишь на 0,01: с (-0,72 ± 0,08) при первоначальном до (-0,71 ± 0,07) при вторичном исследовании.

Исследование величины параметра уровня тонкой моторной координации, рассчитанные при начальном и конечном обследованиях детей с ДЦП в контрольной группе № 1 (-0,41 ± 0,12 и -0,4 ± 0,09 соответственно) показало, что различий не выявлено. Это свидетельствует о том, что обычный курс оздоровительных процедур не улучшил средний уровень тонкой моторной координации исследуемых в группе № 1. В группе № 2 среднее значение параметра развития тонкой моторной координации при первом, начальном обследовании составило (-0,4 ± 0,09). После проведения курса фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики тонкая моторная координация каждого ребенка этой группы улучшилась, и при конечном обследовании среднее значение параметра достигло величины (-0,25 ± 0,05), что соответствует нормальному развитию ребенка по этому показателю. Это свидетельствует о том, что фиксационный массаж и онтогенетическая гимнастика эффективно улучшили средний уровень тонкой моторной координации детей с ДЦП в группе № 2.

Исследование величины параметра уровня восприятия, рассчитанные при начальном и конечном обследованиях исследуемых в контрольной группе № 1 (-0,5 ± 0,12 и -0,5 ± 0,13 соответственно) показало, что различий не выявлено. Это свидетельствует о том, что обычный курс оздоровительных процедур не улучшил средний уровень восприятия детей с ДЦП в группе № 1. В группе № 2 среднее значение параметра восприятия при первом, начальном обследовании составило (-0,6 ± 0,13). После проведения курса фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики уровень восприятия каждого ребенка этой группы улучшился, и при конечном обследовании среднее значение параметра достигло величины (-0,4 ± 0,1). Произошли положительные изменения на 0,2 по сравнению с первоначальными данными.

При исследовании величины параметра уровня мышления рассчитанные при начальном и конечном обследованиях исследуемых в контрольной группе № 1 (-0,52 ±0,1 и -0,5 ± 0,08 соответственно) различия были минимальны. Это свидетельствует о том, что

обычный курс оздоровительных процедур не улучшил средний уровень мышления детей в группе № 1. В группе № 2 среднее значение параметра мышления при первом, начальном обследовании составило: (-0,48 ± 0,07). После проведения курса фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики уровень мышления каждого из исследуемого этой группы улучшился, и при конечном обследовании среднее значение параметра достигло величины (-0,27 ± 0,06).

Исследование подвижности суставов показало, что средние арифметические показатели голеностопных суставов левых и правых в контрольной группе № 1 составили 43,4 и 42,8 градуса, соответственно. Полученные результаты выходят за границы нормы (6070 градусов). После проведения реабилитационных мероприятий правого и левого голеностопного суставов показатели составили 44,6 и 43,5 градуса соответственно. В правом голеностопном суставе улучшение отмечено на 2,7 % (1,2 градуса), а в левом - на 1,6 % (0,7 градуса). Показатели правого и левого голеностопного суставов в экспериментальной группе № 2 составили 43,2 и 44,3 градуса, соответственно. Полученные результаты также выходят за границы нормы (6070 градусов). После проведения онтогенетической гимнастики и фиксационного массажа показатели голеностопных суставов составили: правого - 47,5 градуса, левого - 48,9 градуса. Улучшение наблюдалось на

9,9 % (4,3 градуса) и 10,3 % (4,6 градуса) соответственно.

В группе № 1 при первоначальном исследовании показателей коленных суставов их величины составили: правого - 109,6 и левого - 107,8 градуса. После проведения занятий стандартной адаптивной физической культурой величины показателей составили 110,5 улучшение на 0,8 % (0,9 градуса) и 108,9 улучшение на 1 % (1,1 градуса) соответственно. В группе № 2 изменения показателей в сторону улучшения произошли в коленном суставе: в правом на 4,7 % (5,2 градуса) -первоначально были равны 110,4 и составили 115,2 градуса, а в левом на 5 % (5,6 градуса) первоначально были 111,2 и составили 116,6 градуса.

При анализе данных сгибания тазобедренных суставов в контрольной группе № 1 получили следующее: правые - 102,2, левые 100,8 градуса. После проведения занятий стандартной адаптивной физической культу-

рой произошли изменения в правом на 1,6 % (1,7 градуса), а в левом на 1,3 % (1,3 градуса) и составили

103,9 и 102,1 градусов, соответственно. В группе № 2 начальные данные объема движений тазобедренного сустава правого были 100,4 градуса и левого - 100,2. После проведения фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики показатели тазобедренного сустава правого составили 106,8 градусов, улучшение на 6,3 % (6,4 градуса) и левого - 107,2 градусов, улучшение на 6,9 % (7 градусов).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что фиксационный массаж с онтогенетической гимнастикой как средства адаптивной физической культуры позволяют значительно повысить ее эффективность в развитии общей моторной активности, тонкой моторной координации, восприятия, мышления и в развитии подвижности суставов нижних конечностей. Таким образом, фиксационный массаж и онтогенетическая гимнастика являются высокоэффективным средством для улучшения развития вышеперечисленных параметров у детей с ДЦП.

1. Быковская Е.Ю., Быковский Т.В., Жуковская В.А., Жуковский Ю.Г. Онтогенетическая гимнастика. Орел, 2006. 144 с.

2. Быковская Е.Ю., Быковский Т.В., Жуковская В.А., Жуковский Ю.Г. Фиксационный массаж. Орел, 2006. 76 с.

3. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при детском церебральном параличе. Л., 1986. 175 с.

4. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб., 2001. 272 с.

Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.

Gulin A.V., Bruikov A.A., Petkevich A.I. Application of fixing massage and ontogenetic gymnastics among children with cerebral palsy.

Medical massage and medical gymnastics are the main means allowing forming and developing vitally important moving abilities and skills among patients with cerebral palsy.

Key words: fixing massage; ontogenetic gymnastics; infantile cerebral palsy.

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт - BMX
  • Велоспорт - трек

Популярное

Е. Ю. Быковская, Институт эволюционной физиологии и биохимии им И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург

Уровень развития тонкой моторной активности, необходимой для выполнения ребёнком высокоточных движений в значительной степени зависит от его способности свободно выполнять осознанные движения руками. Патологические синкинезии, проявляющиеся у многих ДЦП-детей, приводят к невозможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти и пальцев, при выполнении активных целевых движений. Это приводит к несформированности или нарушению манипулятивной функции руки и задержке развития тонкой моторной активности [7]. У ДЦП-детей стандартный массаж обычно приводит к развитию и укреплению патологических синкинезий. В отличие от обычного массажа, разработанная недавно нами адаптивная онтогенетическая гимнастика [1] с фиксационным массажем [2] подавляет у ДЦП-ребёнка развитие патологических синкинезий и устраняет их. При фиксационном массаже фиксируются все части тела ребёнка, кроме тех частей (или той части), которые подвергаются в данный момент массажу или послемассажной гимнастике. Как показало настоящее исследование, фиксационный массаж и адаптивная онтогенетическая гимнастика значительно ускоряют развитие тонкой моторной активности ДЦП-детей.

Методика

Наибольший интерес для исследования развития тонкой моторной активности представляли результаты применения адаптивной онтогенетической гимнастики и фиксационного массажа для детей в возрасте до пяти лет. Именно до этого возраста ребёнок приобретает основные навыки тонкой моторной активности, и если в указанный период удается преодолеть отставание в этой области развития, то дальнейшее развитие ребёнка будет проходить во многом соответственно норме.

Поэтому для исследования выбрали две группы ДЦП-детей в возрасте до 5-ти лет, по 6 человек в каждой группе. В первой, основной группе №1 в качестве оздоровительных мероприятий применяли онтогенетическую гимнастику [1] и фиксационный массаж [2]. Во второй, контрольной группе №2, вместо онтогенетической гимнастики и фиксационного массажа, в качестве оздоровительных мероприятий применяли стандартную физическую терапию [6]. В каждой группе (основной и контрольной) обследование ДЦП-детей проводили дважды: первый раз — до проведения курса оздоровительных мероприятий (начальное обследование), и второй раз — после проведения курса (конечное обследование). Все дети из групп №1 и №2 с рождения проходили курс стандартной физической терапии, но не смогли овладеть основными двигательными умениями сидеть, стоять и самостоятельно ходить.

В каждую группу были подобраны по 6 ДЦП-детей с тяжелой и средней степенью тяжести заболевания, ранее не подвергавшиеся хирургическому лечению. При этом подбор детей был сделан так, что степень тяжести заболевания у детей из основной группы №1 была выше, чем у детей из контрольной группы №2, а средний начальный возраст детей больше.

В основной группе №1 возраст детей при первом, начальном их обследовании находился в диапазоне от 7 до 54 месяцев, а средний начальный возраст составлял 22,8 месяца. При втором, конечном обследовании (которое провели в среднем через 4,5 мес.), когда ребёнок овладел навыками самостоятельной ходьбы, средний возраст составлял 27,3 месяца.

В контрольной группе №2 возраст детей при первом, начальном их обследовании находился в диапазоне от 12 до 25 месяцев, а средний начальный возраст составлял 17,8 месяца. При втором, конечном обследовании, которое провели в среднем через 13,8 мес., средний возраст составлял 31,6 месяца.

Чтобы достичь наиболее хороших результатов в контрольной группе №2, курс оздоровительных мероприятий в этой группе проводили более длительное время (13,8 мес.), чем в основной группе №1, где применяли фиксационный массаж (4,5 мес.).

Определение уровня развития тонкой моторной активности (точных двигательных умений ребёнка) проводили в следующей последовательности.

0,41 — опережение нормального развития.

Указанную процедуру анкетирования проводили для каждого из 6-ти (или более) обследуемых детей, как в основной, так и в контрольной группе. Для каждого ребёнка сравнивали величины параметра, измеренные при начальном и конечном обследовании: Ps и Pf, соответственно; и вычисляли разность DP = Pf — Ps, характеризующую эффективность проведенного курса оздоровительных процедур. Затем в каждой группе все 6 (или более) вычисленных величин P обрабатывали статистически [5] для определения средней величины DP и её стандартного отклонения. Если средняя величина P была больше нуля, делали заключение о наличии лечебного эффекта проведённого курса оздоровительных процедур. По величине стандартного отклонения определяли доверительный интервал средней величины P, по которому делали заключение о достоверности различия величины P от величины сравнения (или от нуля, или от аналогичной величины в другой обследуемой группе детей).

Два примера анкетного обследования: ДЦП-ребёнка из основной группы №1, и ДЦП-ребёнка из контрольной группы №2, выполненных для компьютерного расчёта величин параметра тонкого моторного развития, представлены в табл. 1. В каждом примере, как указывалось выше, обследование проводили дважды: перед проведением курса оздоровительных мероприятий (начальное) и после проведения курса (конечное).

Результаты анкетного обследования двух детей при исследовании их тонкой моторной активности.

Описание (название) умения Наличие умения у ребёнка
Основная группа №1 Контрольная группа №2
Начальное обследование Конечное обследование Начальное обследование Конечное обследование
Собирает пирамидку из колец с небольшими, диаметром не более 1 см, отверстиями. Порядок собранных колец не имеет значения. Нет Да Нет Нет
Играет кубиками: стучит ими, перекладывает их, ставит друг на друга. (Используются кубики с ребром 3 — 5 см.) Нет Да Нет Нет
Использует по прямому назначению расчёску. Нет Да Нет Да
Выполняет несложные трёхмерные постройки из кубиков. Нет Нет Нет Нет

Примечание. Представлена лишь часть первой половины >i. Всего в первой половине анкеты 20 вопросов (20 умений)

Эффективность курса оздоровительных процедур оценивали по средней величине DP. Чем больше возрастает средняя величина параметра при оздоровительных процедурах, тем они эффективнее. Если же величина параметра не изменяется или возрастает незначительно, то оздоровительные процедуры можно считать неэффективными для развития идентифицируемой способности ребёнка. А в тех случаях, где величина параметра уменьшается (отрицательная динамика величины параметра) при проведении курса оздоровительных процедур, их можно признать бесполезными для развития идентифицируемой способности ребёнка. Например, очень часто обычный массаж (без фиксации тела и конечностей ребёнка) вреден для тех детей, которые склонны к развитию и проявлению патологических синкинезий. В этих случаях массаж не улучшает, а ухудшает общую моторику ДЦП-ребёнка и др.

Сравнение динамики величины параметра (DP) в основной и в контрольной группах позволяет оценить, какая из двух оздоровительных процедур более эффективна.

Результаты исследования и их обсуждение

Анкетное обследование (частично представленное в табл. 1) показало, что из числа обследованных умений (20) у ребёнка из основной группы №1 изначально присутствовали лишь 3, а 17 умений отсутствовали. После проведения курса фиксационного массажа, из числа 17-ти отсутствующих умений сформировались 15, и лишь 2 умения не проявились, находясь на начальной стадии формирования. У ребёнка из контрольной группы №2 изначально присутствовали лишь 2 умения, а 18 умений отсутствовали. После проведения курса стандартной физической терапии, из числа 18-ти отсутствующих умений сформировались лишь 7, а 11 умений не проявились. При этом оказались несформированными наиболее сложные умения, требующие более высокой точности движений. Степень сложности умения учитывалась при компьютерных расчётах показателя уровня развития ДЦП-ребёнка.

Вычисленные величины параметра развития тонкой моторной активности PTM (parameter of thin motor activity) представлены в табл. 2.

Вычисленные величины параметра развития тонкой моторной активности PTMу ДЦП-детей в основной группе №1 (где применялись онтогенетическая гимнастика с фиксационным массажем) и в контрольной группе №2 (где применялась стандартная физическая терапия)

Группа детей Параметр PTM Величина параметра развития Лечебный эффект
1 2 3 4 5
№1 Ps Pf
? P = Pf-Ps
-0С35 +0й +035 -0Д6 +0С32 +038 -0Е59 -0С21 +0 38 -0С04 +0С29 +0 33 -0 6 -0Д6 +0 44 -00.6 -0 13 +0 03 -0S1 +0 03 +0С35±0Д6 Высокий
№2 Ps Pf
? P = Pf-Ps
-0[75 -0С72 +0С03 -0®8 -0^ +0Д8 -0^4 -0GB3 -0С09 -0 1 -0 14 -0 04 -0CL9 -0Д7 +0 02 -0Д9 -0 2 -0 01 -0 475 -00460 +0 015±0 092 Низкий

Примечание: в каждой группе обследовано по 6 ДЦП-детей

По данным табл. 2, в основной группе №1 среднее значение параметра развития тонкой моторной активности PTM при первом, начальном обследовании составило: —0,31. Из сравнения этой величины с нормативными величинами (см. выше) показателя развития тонкой моторной активности следует, что обследованные ДЦП-дети основной группы перед проведением курса фиксационного массажа имели отставание в развитии тонкой моторной активности. После проведения курса фиксационного массажа тонкая моторная активность каждого из 6-ти ДЦП-детей этой группы улучшилась (см. табл. 2), и при конечном обследовании среднее значение параметра развития тонкой моторной активности достигло величины +0,03, соответствующей (согласно нормативным показателям) уровню нормального развития ребёнка.

Величины параметра уровня тонкой моторной активности, рассчитанные при начальном и конечном обследованиях ДЦП-детей в основной группе №1 (—0,31 и +0,03, соответственно) различаются на величину DP = +0,35+0,16. Это свидетельствует о том, что онтогенетическая гимнастика и фиксационный массаж эффективно улучшили средний уровень тонкой моторной активности ДЦП-детей в основной группе №1. Нижняя граница доверительного интервала величины ?P, равная + 0,19 (+0,35 - 0,16 = +0,19), превышает нулевой уровень, что свидетельствует о достоверности проявления лечебного эффекта применённого курса фиксационного массажа.

/ В контрольной группе №2 среднее значение параметра развития тонкой моторной активности при первом, начальном обследовании составило: -0,475 (см. табл. 2). Из сравнения этой величины с нормативными величинами показателя тонкого моторного развития (см. выше) следует, что обследованные ДЦП-дети контрольной группы №2 перед проведением курса стандартной физической терапии имели отставание в развитии тонкой моторной активности. После проведения курса стандартной физической терапии тонкая моторная активность у 3-х детей в контрольной группе №2 улучшилась, но у остальных 3-х детей ухудшилась, а средняя величина параметра развития тонкой моторной активности PTM составила -0,460, т. е. лишь слегка улучшилась, и осталась на уровне отставания от нормальной активности ребёнка.

Величины параметра уровня тонкой моторной активности, рассчитанные при начальном и конечном обследованиях ДЦП-детей в контрольной группе №2 (0,475 и -0,460, соответственно) различаются на величину ?P = +0,015+0,092. Это свидетельствует о том, что обычный курс стандартной физической терапии лишь слегка улучшил средний уровень тонкой моторной активности ДЦП-детей в контрольной группе №2. Нижняя граница доверительного интервала величины P, равная - 0.077.(+0,015 - 0,092 = -0,077), не превышает нулевой уровень, что свидетельствует о недостаточной достоверности лечебного эффекта применённого курса стандартной физической терапии.

Заключение

Исследование показало, что разработанные недавно нами адаптивная онтогенетическая гимнастика с фиксационным массажем позволяют значительно повысить эффективность физической терапии детского церебрального паралича (ДЦП). Они превосходят стандартную физическую терапию по своей результативности в развитии тонкой моторной активности и позволяют ДЦП-ребёнку сформировать большее количество тонких двигательных умений, причём за более короткий срок и в более сложных условиях: при более высоком возрасте ДЦП-детей и при более тяжелом начальном диагнозе ДЦП. Следовательно, онтогенетическая гимнастика и фиксационный массаж являются высокоэффективным средством для улучшения тонкой моторной активности и повышения величины параметра развития тонкой моторной активности PTM (parameter of thin motor activity) у ДЦП-детей.

Литература

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.




ОГЛАВЛЕНИЕ
Перечень сокращений, символов и специальных определений
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.
1.1. Симптомы, причины, формы и методы коррекции последствий детского
церебрального паралича.
1.1.1 .Симптомы детского церебрального паралича
1.1.2.Формы детского церебрального паралича.
1.1.3. Причины детского церебрального паралича.
1.1.4. Методы коррекции последствий детского церебрального паралича
1.2. Методы массажа при детском церебральном параличе.
1.3. Методы адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе.
1.4. Устройства и оборудование для физической культуры.
1.5. Оказание ДЦПребнку правильной физической помощи.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. .
2.1. Задачи исследования.
2.2. Методы исследования.
2.2.1. Перечень методов исследования.
2.2.2. Статистическая обработка результатов измерений
2.2.3. Методы оценки по системе Лонгитюд состояния здоровья и уровней развития ребнкапациента. Осмотр детейпациентов
2.2.3.1. Пример начального первого обследования ребнкапациента
2.2.3.2. Пример заключительного второго обследования ребнкапациента
2.2.3.3. Расчты величин показателей параметров развития ребнка.
2.2.3.4. Сравнительная оценка оздоровительной эффективности методов адаптивной физической культуры.
2.2.4. Использованные материалы и оборудование.
2.3. Организация исследования и учебного процесса
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Разработка и принципы выполнения адаптивной онтогенетической гимнастики.
3.1.1. Особенности психомоторного развития детей первого года жизни. .
3.1.2. Последовательность развития базовых движений ребнка на первом году жизни
3.1.3. Захваты, используемые тренером для удержания тела ребнка при онтогенетической гимнастике.
3.1.4. Упражнения онтогенетической гимнастики для развития основных
двигательных умений и навыков.
3.2. Разработка и принципы выполнения фиксационного массажа.
3.2.1. Особенности проведения массажа ДЦПдетей.
3.2.2. Принципы проведения фиксационного массажа ДЦПдетей
3.3. Исследование применения адаптивной онтогенетической гимнастики
и фиксационного массажа для коррекции последствий детского церебрального паралича.
3.3.1. Порядок проведения исследования. .
3.3.2. Развитие общей моторной активности у ДЦПдетей. .
3.3.3. Развитие тонкой моторной активности у ДЦПдетей. .
3.3.4. Развитие зрительномоторной координации у ДЦПдетей. .
3.3.5. Ускорение угасания патологически задержанных
тонических рефлексов. .
3.3.6. Развитие подвижности суставов у ДЦПдетей со спастическими тетрапарезами
3.3.7. Ускоренное умственное развитие ДЦПдетей.
3.3.8. Ускоренное речевое развитие ДЦПдетей
3.3.9. Развитие скорости ходьбы ДЦПдетей.
3.4. Новое педальное устройство для формирования согласованных навыков
ползания на четвереньках,.
3.4.1. Проблема обучения ДЦПдетей навыкам ползания на четвереньках.
3.4.2. Принцип действия разработанного педального устройства.
3.4.3. Исследование возможностей использования педального устройства
для обучения ДЦПдетей навыкам ползания на четвереньках.
3.5. Новое шарнирное устройство для формирования согласованных навыков ходьбы.
3.5.1. Проблема обучения ДЦПдетей навыкам ходьбы.
3.5.2. Принцип действия разработанного шарнирного устройства.
3.5.3. Исследование возможностей использования шарнирного устройства
для обучения ДЦПдетей навыкам ходьбы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ.
Литература

При таких проблемах питания ребнок постепенно утрачивает вес тела, но нормально принимать пищу он не может. Проблемы контроля мочеиспускания ребнок долго не просится писать, после чего писает неожиданно для себя и окружающих i . Предугадать наличие у ребнка церебрального паралича можно по низкой величине Аигарпоказателя. У некоторых ДЦПдетей наблюдается постоянное слюнотечение изо рта, связанное с нарушением двигательной активности мышц рта, горла и языка. Постоянное слюнотечение приводит к тяжлому раздражению кожи и, кроме того, осложняет социальное общение таких ДЦПдетей со здоровыми сверстниками i, , . Кровоточивость дсен. Увеличение общей неподвижности ребнка. Частые падения и несчастные случаи. В отличие от нормальных детей, ДЦПдети хуже и медленнее преодолевают возникающие физические препятствия. Косоглазие i. Оно встречается у половины всех детей со спастической формой церебрального паралича и вызвано неравномерным патологическим напряжением правой и левой мышц глаза. Косоглазие приводит к прогрессивному ухудшению зрения одного из двух глаз один глаз превращается в главный нормально функционирующий, а восприятие и обработка мозгом информации со второго глаза постепенно уменьшается атрофируется. Задержка в развитии гуления и лепета. Задержка в развитии слуховых реакций. Задержка в развитии речи. Необходимо учитывать огромную отрицательную роль патологических синкинезий в патологическом распределении мышечного тонуса, развитии контрактур и деформаций при ДЦП. Многие ДЦПдети нередко или постоянно совершают непроизвольные движения различными частями тела, которые называют гиперкинезами. Локализация и распространенность гиперкинезов различны от вовлечения лишь одной мышцы тела, например, мышцы лица, до нарушения деятельности мышц всех конечностей, а также мышц туловища, лица и шеи. Признаками ДЦП могут быть низкий уровень гормона щитовидной железы тироксина xi, а так же низкий уровень сахара крови гипогликемия. Одним из главных наглядных проявлений болезни является ограниченная подвижность суставов контрактура. Причинами контрактур при различных заболеваниях могут быть заболевания мышц или суставов, рубцовые стягивания кожи или сухожилий, болевые рефлексы и др. Деформации туловища, верхних и нижних конечностей формирующиеся под влиянием повышенного мышечного тонуса, распределение которого зависит от тонических рефлексов синкинезий патологических реакций равновесия и длительного пребывания ребнка в одной позе. Кроме обязательной врачебной помощи ДЦПребнку, огромное значение для улучшения его жизни и здоровья имеет помощь и забота со стороны родителей, членов семьи и других родственников, или со стороны воспитателей , . При оказании помощи ДЦПдетям следует, прежде всего, учить их самостоятельным действиям постепенно развивать двигательные навыки, а не просто выполнять вместо них необходимые действия. Опросы повзрослевших ДЦПпациентов, проведенные в различных странах мира, показали, к сожалению, что большинство из них считают, что родственники всю жизнь опекают их, как маленьких детей , . Такое неправильное отношение родственников с годами приводит к отрицательным последствиям. Вопервых, становиться невозможным оказывать больному ребнку в прежних объмах необходимую физическую помощь, так как он, взрослея, становиться более тяжлым и более габаритным, а физические возможности родителей начинают уменьшаться. Вовторых, приближается период самостоятельного существования повзрослевшего ребнка, когда он главные заботы о существовании вынужден, будет взять на себя. Важно знать, что более ДЦПдетей доживают до взрослой жизни i, . Формы детского церебрального паралича. В настоящее время отсутствует единая общепринятая классификация форм ДЦП. Предложено более тридцати классификаций форм ДЦП Методические рекомендации, Щипицына и Мамайчук, x, и др. По нашему мнению, в основу квалификации форм ДЦП наиболее целесообразно положить типы расстройства движений частей тела. При этом если мышца парализована полностью, то для названия такого полного паралича используется термин плегия i.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.