Оптико-пространственные нарушения при дцп проявляются

В структуре интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом отмечается недостаточная сформированность высших психических функций, и особенно пространственных представлений [3].

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при детском церебральном параличе. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях тела и лица. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Многие пространственные понятия усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удалённость. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные представления [7].

Значительная часть детей с церебральным параличом с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое - собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать [4].

В специальной литературе по педагогике и психологии подчёркивается, что совершенствование пространственной ориентировки у данной категории детей ведёт к полному познанию ребёнком внешнего мира. Это особенно важно в связи с тем, что все виды детской деятельности тесно связаны с ориентацией в пространстве, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственных представлений играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью (счётом, чтением, письмом). Полноценное развитие двигательных и психических функций обеспечивает формирование необходимых пространственных представлений у ребёнка. Однако в настоящее время остаются недостаточно разработанными вопросы диагностики состояния пространственных представлений у детей с церебральным параличом, а также вопросы, связанные с построением коррекционного обучения по данной проблеме [6].

На сегодняшний день наиболее значимыми для специальной педагогики являются исследования О.В. Титовой, которая отмечает, что при ДЦП формирование пространственных представлений нарушено, и оно имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга и особенностями развития этих детей. Большая роль в отклонениях психического развития детей с церебральным параличом принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Так, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования важнейших двигательных функций (удержание головы, сидение и т.п.) способствуют ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов [10].

Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Последнее обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи могут быть причинами недостаточности высших корковых функций и в первую очередь несформированности пространственных представлений. Выраженная патология двигательного анализатора в сочетании с различными сенсорными расстройствами и нарушением системы межанализаторных взаимосвязей у детей с церебральным параличом обуславливает нарушения различных видов перцептивных действий (смотрение, слушание, ощупывание и т.д.), тактильного восприятия, нарушение восприятия пространства и времени [5].

В работах И.Ю. Левченко отмечается недостаточность пространственных представлений у детей с ДЦП, которые проявляются в нарушении схемы тела: формирование представлений о ведущей руке, о частях тела и лица происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удалённость: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них словами там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов. Часто отмечаются оптико - пространственные нарушения. Данные нарушения в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смешением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с требованиями педагога, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном отображении. Отмечается прямая зависимость между тяжестью двигательной патологии и степенью выраженности пространственных нарушений [6].

В исследованиях Т.А. Дворниковой показано, что при гемипаретической форме ДЦП особенно часто наблюдаются нарушения в формировании ориентировки в собственном теле, а также у сидящего напротив человека [9].

Структура нарушений у детей с гемипарезом, по мнению И.И. Мамайчук, в значительной степени определяется локальными поражениями мозга. У больных с левосторонними гемипарезами (правополушарный дефект) ведущим является недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, а при правосторонних гемипарезах (левополушарный дефект) наблюдается недостаточное развитие вербальных функций: уровня словесных обобщений, словарного запаса, характера суждений [7].

Описаны также своеобразные гностические расстройства по типу оптико-пространственных нарушений у детей с атонически - астатической формой церебрального паралича. Эти дети с трудом узнают перевёрнутые, перечёркнутые и заштрихованные изображения, иногда испытывают затруднения при выделении фигуры из фона, затрудняются в выделении основной фигуры на сюжетной картине. Об избирательном характере этих расстройств и невозможности их объяснения за счёт нарушений общего интеллектуального развития свидетельствует относительная сохранность выполнения вербальных заданий, отмечающаяся как зарубежными, так и отечественными авторами [4].

Ведущая роль в задержке развития зрительно-пространственных функций, по мнению ряда исследователей, принадлежит патологии двигательно-кинестетического анализатора, которая может осложняться дефектами зрительного анализатора: нарушения плавности движения глаз, трудности переключения взора с одного предмета на другой, снижение остроты зрения, нистагм и др [10].

Как известно, восприятие пространственных отношений основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира. Однако генетическое исследование Ж. Пиаже показывает, что зрительная ориентировка в пространстве является лишь наиболее поздней и свёрнутой формой пространственного восприятия.

На ранних этапах развития в состав пространственной ориентировки входит практическая деятельность ребёнка, возможность которой в норме формируется в конце первого года жизни (у детей с церебральным параличом значительно отстаёт) одновременно с укреплением совместной работы зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов. Лишь при их совместной работе, осуществляющейся во время осматривания, ощупывания, поворота головы и движения глаз, возникают комплексные формы отражения пространственных отношений. Поэтому в случае нарушения даже одного из этих компонентов (при детском церебральном параличе чаще всего наблюдается нарушение нескольких компонентов и, прежде всего, зрительно-тактильная интеграция) происходят изменения пространственной ориентировки в целом [8].

Двигательная патология детей с церебральным параличом значительно затрудняет развитие не только тактильного, зрительного восприятия, но ещё в большей степени препятствует формированию интерсенсорных условных связей, особенно зрительно-моторных, которые являются ядром сенсорной организации человека [6].

В связи с этим, развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми [6].

Таким образом, все перечисленные факторы несформированности пространственного анализа и синтеза у детей с ДЦП, по нашим наблюдениям, возникают по следующим причинам [5]:

  • - отставание в развитии процессов зрительного восприятия, выражающиеся в ограниченности и фрагментарности знаний об окружающем мире, т.е. дети с церебральным параличом затрудняются в узнавании предметов в непривычных ракурсах и схематических изображениях;
  • - замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, что в условиях недостаточного времени восприятия ведёт к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала;
  • - нарушение функции поиска, замедленность опознания и обследования окружающего пространства или данного объекта;
  • - неумение вычленять элементы из объекта, воспринимаемого как единое целое;
  • - нарушение взаимодействия зрительного, двигательного анализаторов и осязания;
  • - ухудшение качества пространственного восприятия и различения по мере ухудшения условий восприятия и усложнения воспринимаемых объектов;
  • - снижение памяти, уменьшение её объёма, затруднения при запоминании и воспроизведении материала;
  • - недостаточная познавательная активность;
  • - недостаточная сформированность мыслительных операций;
  • - уменьшение продолжительности периода относительно хорошей работоспособности, во время которой дети с ДЦП способны усвоить материал и выполнить задание.

Для успешного формирования пространственных представлений необходимо, чтобы все органы чувств или анализаторы полноценно функционировали. При взаимодействии друг с другом они образуют сложный системный механизм. Двигательно-кинестетический анализатор является важнейшим органом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды и соответственно принимает основное участие в образовании и преобразовании системного механизма восприятия пространства [26].

Сложный системный механизм восприятия пространства постоянно развивается, так как в процессе становления находится структура высшей деятельности человека. Основной причиной такого становления является взаимное функционирование двух сигнальных систем и плавный переход к доминированию второй, которая является основой речи и логического мышления [26].

Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП нарушено и имеет свои особенности, связанные с повреждением головного мозга и особенностями общего развития этих детей [23].

У детей с детским церебральным параличом важную роль в отклонениях психического развития играют двигательные, речевые и сенсорные нарушения. Например, недоразвитие опорно-двигательного аппарата, проявляющееся в нарушении важных двигательных функций (удержание головы, ее повороты) и глазодвигательные патологии способствуют ограничению поля зрения, что так же способствует недостаточному восприятию окружающего, снижению произвольного внимания и познавательных процессов в общем.

Нарушения двигательных способностей делают предметно-практическую деятельность неполноценной. Что в свою очередь влечет за собой недостаточное развитие предметного восприятия. Недостаточная двигательная активность усложняет манипуляции с предметами, их восприятие на ощупь. Совокупность данных нарушений с недостаточным развитием зрительно-моторной координации и речевых возможностей могут быть причинами недостаточности функций коры больших полушарий, в первую очередь несформированных представлений о пространстве [27].

Явно проявляющаяся патология анализатора отвечающего за движения в совокупности с различными сенсорными расстройствами и повреждением системы межанализаторных взаимосвязей у детей с ДЦП обосновывает нарушения различных видов перцептивных действий (смотрение, слушание, ощупывание и т.д.), тактильного восприятия, нарушение восприятия пространства и времени [27].

Дети с атонически-астатической формой церебрального паралича с трудом узнают перевернутые, перечеркнутые изображения и заштрихованные, бывает, что они испытывают трудности при выделении фигуры из фона и при выделении основой фигуры на сюжетной картине Об избирательном характере этих расстройств и невозможности их объяснения за счет нарушений общего интеллектуального развития свидетельствует относительная сохранность выполнения вербальных заданий, отмечающаяся как зарубежными, так и отечественными авторами[28].

Нарушения двигательно-кинестетического анализатора могут сопровождаться патологиями зрительного анализатора, например нарушается плавность движения глаз, возникает снижение остроты зрения, нистагм, трудности при переключении взора с одного предмета на другой и др.

Ж. Пиаже утверждает, что лишь при совместной работе зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов возникает полноценное восприятие о пространстве, которое формируется в течение первого года жизни посредствам активной практической деятельности ребенка (осматривания, ощупывания, поворотов головы, глаз и тела). К сожалению, у детей с ДЦП этот процесс отстает в развитии. Именно поэтому при нарушении работы одного из трех анализаторов происходит изменение ориентировки в целом, а при ДЦП зачастую отмечается нарушение работы сразу нескольких анализаторов, что соответственно ведет к более сильному повреждению представлений о пространстве.

. Двигательная патология детей с церебральным параличом затрудняет развитие не только тактильного, кинестетического, зрительного восприятия, но и зрительно-моторных связей, которые являются центром сенсорной организации человека [18].

Формирование пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом является одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы, так как правильное осознания пространства способствует изучению и закреплению новых навыков в разнообразных видах деятельности.

Однако, чтобы достигнуть каких-либо результатов в данной практике, необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, нельзя работать со всеми детьми с ДЦП по одной программе, чтобы сдвинуться с мертвой точки [29].

Так как движение является основной и исходной формой активности, определяющей познание ребенком мира, соответственно чувственная основа пространственной ориентировки формируется благодаря сигналам, поступающим от мышечно-суставного аппарата. Под влиянием проприоцептивного, кинестетического контроля ребенок начинает ощущать себя, свои позы, происходит становление произвольных движений, направленных на окружающий его мир. С развитием самостоятельного передвижения происходит совершенствование мышечного чувства.

Дети с ДЦП слабо осознают собственный двигательный опыт, так как у них сильно поражен двигательный анализатор, так же у них нарушается произвольная регуляция движений, и не формируется полное представление о собственных движениях. Они недостаточно осознают собственное "я" в пространстве, испытывают затруднения при ориентировки в системе координат, в которой точкой отчета является сам ребенок [10].

Таким образом, рассмотрев особенности зрительно-пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом, можно сделать вывод, что формирование представлений о пространстве играет значимую роль в жизни таких детей и нуждается в качественной профессиональной помощи.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Недостатки пространственных представлений во многом связаны с нарушением межполушарных взаимодействий, более поздней латерализацией Латерализация - распределение функций между полушариями мозга.. Немалую роль играют и речевые расстройства, однако нейропсихологическая симптоматика первична.

Общеизвестно, что развитие пространственных представлений базируется на двигательной активности. Ее нарушение и считается одной из главных причин трудностей в формировании пространственных представлений детей с ДЦП. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи могут быть причинами недостаточности высших корковых функций и, в первую очередь, несформированности пространственных представлений.

В свою очередь, дефицит пространственных представлений может вести к проблемам не только в обучении (замедляя формирование квазипространственных структур, лежащих в основе понимания логико-грамматических конструкций и математических операций), но и в освоении бытовых навыков (Э.С. Калижнюк, Н.В.Смирнова, О.В.Титова). Ведущая роль в задержке развития зрительно-пространственных функций, по мнению ряда исследователей, принадлежит патологии двигательно-кинестетического анализатора, которая может осложняться дефектами зрительной системы. Симптомами последних являются нарушения плавности движения глаз, трудности переключения взора с одного предмета на другой, снижение остроты зрения, нистагм и др. [26].

М.М. и Н.Я. Семаго описали генезис пространственных представлений, формирование которых начинается с ориентировки в схеме собственного тела [25]. Отклонения в становлении пространственных представлений при ДЦП начинаются именно с этого уровня. В работах И.Ю Левченко отмечается, что формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются устойчивые затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела [15].

Сформированность пространственных представлений позволяет решать конструктивные задачи. Они, в свою очередь, имеют очень большое значение для умственного развития ребенка, поскольку способствуют формированию не только пространственного мышления, но знаковой функции.

Значительная часть дошкольников с ДЦП не способна сложить разрезную картинку, тем более не может конструировать по образцу из строительного материала, собирать кубики, конструировать из бумаги, палочек. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям сложно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Нарушения оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа, а также выраженная асимметричность изображения [10].

Недостатки пространственных представлений зависят от локализации мозговых повреждений (И.И. Мамайчук). У больных с левосторонними гемипарезами (правополушарный дефект) ведущим является недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, а при правосторонних гемипарезах (левополушарный дефект) этого может не быть [19].

Некоторые исследователи устанавливали особенности, типичные для той или иной клинической формы ДЦП. Описаны своеобразные расстройства по типу оптико-пространственных нарушений у детей с атонически-астатической формой. Эти испытуемые с трудом узнают перевернутые, перечеркнутые и заштрихованные изображения, иногда испытывают затруднения при выделении фигуры из фона, затрудняются в выделении основной фигуры на сюжетной картине (А.В. Кашталова, Т.Н. Симонова). Об избирательном характере этих расстройств и невозможности их объяснения за счет нарушений общего интеллектуального развития свидетельствует относительная сохранность выполнения вербальных заданий, отмечающаяся как зарубежными, так и отечественными авторами [22].

Недостаточная сформированность пространственного различения выражается в ряде типичных симптомов.

Ребенок допускает пространственные ошибки при выполнении правил расположения учебного инвентаря на партах и требований учителя, связанных с направлением движения (вперед, назад, в сторону).

При чтении ограничено воспринимаемое пространство строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, отмечается неразличение сходных по форме букв и т.д.

Ребенок с трудом ориентируется в пространстве тетрадного листа, наблюдается смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону, часто встречается ошибочное написание цифр (9 вместо 6, 5 вместо 2).

Детям трудно научиться симметрично расположить запись примеров в тетради, у них плохой глазомер. Им сложно усвоить меры длины, понять, что метром можно измерять не только длину, но и высоту, и ширину, не только горизонтальные, но и вертикальные плоскости.

На занятиях физкультурой дети плохо выполняют команды, не могут легко перестроиться, переключать направление движений [16].

Коррекция несовершенных пространственных представлений считается одной из наиболее актуальных образовательных задач при работе с детьми, имеющими ДЦП [29].

Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:

вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Около 25 % детей имеют аномалии зрения. У них отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз) . Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации.

При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20—25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме. В таких случаях особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (к, с, ф, ш, в, т, п) , затрудняется в их произношении (в речи пропускает их или заменяет другими звуками) .

-У многих детей отмечается недоразвитие фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию (ба-па, ва-фа) . В таких случаях возникают трудности в обучении чтению, письму. При письме под диктовку они делают много ошибок. J

-B некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может, иметь место недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия. Иногда отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям (дети вздрагивают, мигают при любом неожиданном звуке) , но дифференцированное восприятие звуковых раздражителей у них оказывается недостаточным

-При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство) . Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами)

-Несформированноеть высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.Чаще всего страдают отдельные корковые функции т. е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около) . Дошкольники с церебральным параличом с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов плохо дифференцируют сходные формы — круг и овал, квадрат и прямоугольник.

-Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения, У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое — собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строи-тельного материала)

-Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения.

-Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов.Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемое™ психических процессов.

-По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость.

-У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.

-При спастической диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной недостаточности пространственного гнозиса и праксиса.

-У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико-пространственная дисграфия. Оптико-пространственные нарушения проявляются при чтении и письме: У них позже, чем у сверстников, формируется представление о схеме тела, они долго не различают правую и левую руку.

-Для детей с целебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости.

- У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных) . Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. –

- Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.

-Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности.Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.