Социально-психологическая адаптация детей с дцп

Дети с диагнозом ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
adaptatsiya_detey_s_diagnozom_dtsp_v_sotsiume.docx 21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Детский церебральный паралич

Возможности социальной адаптации

С того момента, как в медицинской карте ребенка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от обычной, полноценной жизни. Увы, детский церебральный паралич вылечить нельзя. Но во многих случаях родителям при помощи специалистов вполне по силам воспитать больного ребенка так, чтобы он чувствовал себя счастливым и востребованным человеком.

Прежде чем принимать меры к социальной адаптации малыша, страдающего ДЦП, важно ознакомиться с природой возникшей у него патологии, а также с основными трудностями, которые ему предстоит преодолевать.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики. Основные причины ДЦП связаны с гипоксией, то есть с недостаточностью снабжения головного мозга плода во время беременности или новорожденного в родах кислородом. Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач - невропатолог. При легкой степени ребенок обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых. Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих,

интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Родителям больного малыша надо быть готовыми к тому, что самыми первыми проблемами, с которыми столкнется их ребенок, будут:

выраженные нарушения в двигательной сфере.

недостаточное речевое развитие, а в некоторых случаях и полное отсутствие речи.

маленький запас знаний о явлениях окружающего мира.

Конечно, в одиночку семье будет очень трудно справиться с выпавшим на ее долю испытанием, и успех реабилитации во многом будет зависеть от слаженности и согласованной работы разных специалистов. Однако они занимают позицию консультантов и помощников, а ведущая роль этом трудоемком и продолжительном процессе все же отводится самым близким и родным для малыша людям.

К сожалению, в некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция так называемого "немощного сосуда". А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от "губительных" воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия. Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Кроме того, у ребенка, воспитанного подобным образом, формируется стойкое потребительское отношение ко всем окружающим (а они вряд ли бросятся на помощь по первому зову). Вот почему очень важно, чтобы у крохи всегда были прямые обязанности, за которые отвечает только он сам. К примеру, во время уборки он может вытирать пыль, а если мама моет посуду, - пристроиться рядом и помыть кукольный сервиз. Дома есть аквариум? Тогда малыш может кормить рыбок. А возможно, будет с удовольствием поливать цветы на подоконнике. Главное, чтобы родители не забывали хвалить его даже за малейшее проявление активности и ни в коем случае не показывали своего недовольства - даже если следы "бурной деятельности" маленького хозяина придется устранять несколько часов. Это тот самый случай, когда терпение и определенная самоотверженность взрослых идет на пользу ребенку. Например, самостоятельное одевание способствует укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, даже позволяет обогатить активный словарный запас. Вначале пусть кроха оденет на прогулку куклу или плюшевого мишку и при этом объяснит маме, что и как он делает. Задача взрослого -поощрять ребенка говорить не только одно- двухсложными предложениями, но и полными развернутыми фразами. Со временем его речь будет меняться, и с каждой попыткой высказывания будут более похожи на те, которые он слышит от родителей. Впоследствии малышу можно доверить самостоятельно надеть свою шапочку или застегнуть "липучки" на ботинках.

Прогулка - очень важное мероприятие, и она требует предварительной подготовки. Для начала можно познакомить ребенка с местностью, уточнить расположение различных сооружений на детской площадке, понаблюдать со стороны, как играют другие дети. Не стоит сразу включать кроху в коллективную игру. Некоторое время он может просто побыть рядом с играющими, чтобы привыкнуть к незнакомым людям, адаптироваться к новой ситуации. Затем малыш может предложить свою помощь детям, которые младше его. Например, если у соседской девочки никак не получается куличик из песка, а он уже давно научился делать замечательные куличики.

К сожалению, попытка познакомиться с детьми во дворе далеко не всегда заканчивается успешно. При неудаче малыш замыкается в себе, теряет уверенность и отказывается от каких-либо действий вообще. Подобное положение можно исправить, "проиграв" травмирующие ситуации в спокойной обстановке. Например, с помощью домашнего кукольного театра. Инсценировка позволяет поэкспериментировать с различными реакциями в ответ на травмирующие моменты и выбрать наиболее рациональный тип поведения. Но если такие попытки вызывают протест со стороны малыша, не нужно настаивать. Лучше отложить игру на некоторое время и вернуться к ней, когда ребенок сам будет готов к этому.

Общение в гостях

Недостаток в контактах со сверстниками можно восполнить посещением знакомых и друзей. Для визитов лучше всего подобрать утренние часы или время после обеденного сна, когда малыш достаточно бодр и не успел устать от активной деятельности. Однако, если кроха, едва переступив порог чужого дома, вдруг залился безудержным плачем, огорчаться не стоит. Как и обольщаться, что удастся отвлечь его яркими игрушками или веселыми играми с другими детьми. Вряд ли, имея столь сильный очаг перевозбуждения, малыш сможет моментально переключиться на другой вид деятельности. А его негативное восприятие окружающей обстановки говорит лишь о том, что в данное время ребенок еще не готов принять изменившиеся условия как безопасное обстоятельство. В таком случае родителям стоит время от времени самим приглашать приятелей к себе в дом, чтобы малышу было легче привыкнуть к новым людям и включить их в круг своих близких знакомых. Как правило, дети с заболеваниями ЦНС хорошо чувствуют доброе отношение к себе, и сами тянутся к искренним, открытым людям. Имея высокую чувствительность нервной системы, они легко перенимают эмоциональный фон окружающей ситуации и реагируют соответствующим образом. В первую очередь, такие малыши замечают тембр и интонацию голоса, а уж в последнюю - прислушиваются к информационной части сказанного.

В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой или няней), и ему необходимы контакты в детском коллективе. То есть, пора отправляться в детский сад. Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, имеет особое значение для малыша с ДЦП. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.

В крупных городах существуют центры, где обучаются дошколята с ДЦП. Это могут быть отдельные группы для детей с нарушениями в развитии в массовых детских садах, куда принимают малышей не только с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и с задержкой психического развития или с интеллектуальной недостаточностью. Однако подобные учреждения не специализируются на социальной адаптации детей-инвалидов, и малыши с ДЦП не всегда получают там должную помощь. Гораздо эффективнее работают в этом направлении специализированные реабилитационные центры. Здесь дошколятам с церебральным параличом помогают решить проблему одиночества и страха перед окружающими, учат пониманию того, что, несмотря на многие ограничения, вместе можно добиться неплохих результатов, а общаться можно не только с помощью слов.

По желанию родителей, малыши могут находиться в центре либо только днем, либо круглосуточно. Круглосуточный вариант подойдет тем детям, транспортировка которых вызывает особую сложность из-за тяжелых двигательных нарушений. В других случаях гораздо полезнее посещать группы дневного пребывания. Ведь находясь в центре сутками, ребенок ограничен во взаимодействии с окружающим миром, а это не лучшим образом отражается на его способности к социальной адаптации. И еще один важный момент: занимаясь в центре, кроха должен понимать, что находится вне домашнего очага только потому, что учится - общаться и играть, самостоятельно решать определенные задачи. Родители обязаны уделить особое внимание этому аспекту.

К сожалению, далеко не все общеобразовательные школы готовы принять ребенка с ДЦП. Но экспериментальные классы, где вместе с обычными школьниками обучаются и дети - инвалиды, все-таки существуют. В основном они встречаются в частных школах, где количество учеников намного меньше, чем в массовых, и где педагогу легче подобрать программу обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Если же двигательные нарушения малыша настолько выражены, что не позволяют ему самостоятельно передвигаться и овладеть навыками самообслуживания, стоит подумать об обучении на дому или в школе - интернате.

Обучение в домашних условиях имеет и достоинства, и недостатки. Конечно, в привычной, хорошо знакомой обстановке ребенок ощущает уверенность и защищенность. А индивидуальная работа педагога с малышом позволяет уделить ему максимальное внимание и тщательно контролировать процесс усвоения материала. Однако невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи или читая книги. Обучение один на один с преподавателем лишает больного ребенка необходимого общения со сверстниками. При таких условиях процесс социализации значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешенными.

Обучение в интернате

Этот способ получения образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и подготавливает малыша к встрече с окружающим миром.

Хочется привести в пример слова одного из выпускников такого интерната. В настоящее время это талантливый программист, директор преуспевающей рекламной фирмы. Как-то в беседе он сказал: "Я очень благодарен родителям за то, что они поместили меня в интернат. Именно там я научился самостоятельности. Если бы они этого не сделали, я не имел бы того, что имею сейчас".

Однако родителям не стоит настраиваться на то, что научить их малыша всем премудростям жизни смогут только опытные педагоги. Чем раньше начаты коррекционные мероприятия, тем легче будет проходить процесс адаптации к окружающей действительности. А элементарные навыки самообслуживания надо постараться привить ребенку еще до наступления школьного возраста.

Обойдемся без профессионалов?

Некоторые мамы и папы предпочитают воспитывать своих детей с ДЦП дома, самостоятельно. Однако реальную помощь ребенку можно оказать только при условии совместной работы разных специалистов. Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы, релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учреждениях предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же - ежедневный медицинский контроль.

Работа и карьера

Люди с легкой формой ДЦП могут овладеть многими специальностями. Это, прежде всего профессии умственного труда: экономисты, младший медицинский персонал, педагоги (но не преподаватели младших классов, где требуется каллиграфический почерк). Для людей со средней степенью ДЦП больше подойдут специальности, позволяющие работать на дому - это программисты, журналисты - фрилансеры и даже (при сохранности движений рук) швеи. В тяжелых случаях трудоустройство невозможно.

Если мама и папа хотят воспитать своего малыша полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе, несмотря на тяжелый недуг, им нужно усвоить два золотых правила эффективной работы:

У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки.

Хорошего результата можно достичь лишь в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха - это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.

Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе. Мамы и папы всегда должны помнить: каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей.

Рано или поздно каждый особенный ребенок вырастет. Ему придется контактировать с людьми: учиться в колледже/вузе, устраиваться на работу, заводить новых знакомых. Задача родителей – сделать так, чтобы он был физически и морально готов к взрослой жизни. Воспринимал мир без страха и агрессии. Чем раньше Вы начнете, тем лучше: основы закладываются в детстве. Социальная адаптация детей с ДЦП – непростой вопрос. Давайте в нем разбираться.

Я сам!

Видя, что ребенку тяжело, родители делают за него все: одевают, кормят, освобождают от домашних обязанностей. Они хотят как лучше. Но в итоге день за днем прививают малышу выученную беспомощность. Он теряет желание учиться новому, преодолевать трудности, проявлять инициативу. Становится вялым, пассивным. Вдобавок, формируется потребительское отношение. Ребенок начинает думать, что все вокруг обязаны ему помогать. А посторонние, к сожалению, равнодушны.

Будет сложно, но развивайте самостоятельность. Во время уборки малыш может вытереть пыль, полить цветы. Пускай накормит кошку, собаку или рыбок.

Ты молодец!

Хвалите сына или дочь за малейшую активность. Будьте терпеливы: не показывайте раздражения, если следы "бурной деятельности" маленького помощника придется устранять несколько часов.

Шаг за шагом

Самостоятельное одевание укрепляет мышцы рук, развивает координацию движений. Сначала дитя может собрать на прогулку куклу или мишку, затем – надеть свою шапку, застегнуть липучки на куртке.

Делайте все постепенно, не спешите. Намечая цель, подумайте, что Ваше чадо уже умеет делать, и каким навыком ему проще овладеть. Например, мальчик уже научился умываться, освоился в ванной. Значит, ему пора учиться чистить зубы. Вместе с новыми умениями вырабатывается сила воли.

Подходящий момент

Ребенок устал или хочет есть? Тогда занятие придется отложить. В остальном Вы сами знаете, когда ваши дети готовы учиться, когда у них хорошее настроение.

Общение в гостях

Детям нужно привыкать к новым людям. Для визитов подходит утреннее время или часы после обеденного сна, когда у малыша есть энергия.

Пригласите к себе близких друзей, родственников, людей, которым Вы доверяете. Дети с заболеваниями ЦНС хорошо чувствуют искреннее, доброе отношение.

Я не одинок

В детских садах стали открываться группы для детей с НОДА (ДЦП), куда принимают с 3-х летнего возраста. В крупных городах есть образовательные центры, где обучаются дошкольники с ДЦП. Здесь ребята находятся в безопасной среде. Они начинают раскрываться, общаться. Вместе можно добиться неплохих результатов.

Учимся дома

Если Вы живете в небольшом городе, остается заниматься на дому. С точки зрения адаптации в социуме, для детей с ДЦП такой вариант менее удачен. Зато при занятиях один на один материал прочно и надолго усваивается. Главное – выбрать внимательного, отзывчивого, но вместе с тем требовательного репетитора.

Надеемся, наши советы Вам пригодятся. Однако, мы ни слова не сказали про учёбу в школе. Это отдельная тема. Разберем её в следующей статье.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асланова Сабина Рамиз Кызы

В современном обществе ведется активная работа по облегчению социализации детей с различными отклонениями. Социальная адаптация детей с детским церебральным параличом остается одной из наиболее актуальных проблем. Однако отсутствие комплексного подхода, единых стандартов в подготовке кадров, разрозненность действий различных социальных институтов является стопором в решении данной проблемы. Социальная адаптация детей-инвалидов в дошкольном и школьном образовании определяется как педагогическая проблема. Разработка различных методик и программ адаптации таких детей основная задача коррекционной педагогики. В теоретической части статьи дается описание детского церебрального паралича в форме комплексной комбинации двигательных и интеллектуальных нарушений в тяжелой форме в условиях дошкольного образовательного учреждения; в практической части особенности и основные методики, индивидуальная программа реабилитации и социализации ребенка .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Асланова Сабина Рамиз Кызы

SOCIAL ADAPTATION IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

The 21st century society is actively working to facilitate the socialization of children with various disabilities. Social adaptation of children with cerebral palsy is one of the most pressing problems. However, the lack of an integrated approach, common standards in training, inconsistency of actions of various social institutions hampers the solution of this problem. Social adaptation of disabled children in pre-school and school education is defined as a pedagogical problem. The development of various methods and programs of adaptation of these children is a main task of inclusive pedagogy. In its theoretical part the article gives a description of cerebral palsy in the form of a complex combination of motor and intellectual disorders in severe conditions in a preschool educational institution. In its practical part the article presents basic features and techniques, individual program of rehabilitation and socialization of a child .

УДК 376.2 ББК 74.5

ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

Аннотация. В современном обществе ведется активная работа по облегчению социализации детей с различными отклонениями. Социальная адаптация детей с детским церебральным параличом остается одной из наиболее актуальных проблем. Однако отсутствие комплексного подхода, единых стандартов в подготовке кадров, разрозненность действий различных социальных институтов является стопором в решении данной проблемы. Социальная адаптация детей-инвалидов в дошкольном и школьном образовании определяется как педагогическая проблема. Разработка различных методик и программ адаптации таких детей - основная задача коррекционной педагогики. В теоретической части статьи дается описание детского церебрального паралича в форме комплексной комбинации двигательных и интеллектуальных нарушений в тяжелой форме в условиях дошкольного образовательного учреждения; в практической части - особенности и основные методики, индивидуальная программа реабилитации и социализации ребенка.

Ключевые слова: социальная адаптация; детский церебральный паралич; интеллектуальные нарушения; сложная структура дефекта; тяжелые двигательные и интеллектуальные нарушения, речевые нарушения, индивидуальная программа реабилитации и социализации ребенка.

SOCIAL ADAPTATION IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

Abstract. The 21st century society is actively working to facilitate the socialization of children with various disabilities. Social adaptation of children with cerebral palsy is one of the most pressing problems. However, the lack of an integrated approach, common standards in training, inconsistency of actions of various social institutions hampers the solution of this problem. Social adaptation of disabled children in pre-school and school education is defined as a pedagogical problem. The development of various methods and programs of adaptation of these children is a main task of inclusive pedagogy. In its theoretical part the article gives a description of cerebral palsy in the form of a complex combination of motor and intellectual disorders in

severe conditions in a preschool educational institution. In its practical part the article presents basic features and techniques, individual program of rehabilitation and socialization of a child.

Keywords: social adaptation; cerebral palsy; intellectual disability; complex defect structure; severe physical and mental disabilities, speech disorders, individual program of rehabilitation and socialization of a child.

Вначале XXI века процесс социальс ной адаптации детей с физическими и умственными отклонениями является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Усиление толерантных течений в обществе, массовое осознание инвалидов как полноценных членов социума, их принятие и интеграция в большинство сфер жизни вкупе с общим развитием уровня медицины и активного привлечения благотворительных и государственных средств в данный сегмент, по сути, перевернули само представление о людях с отклонениями. Еще полвека назад люди (как взрослые, так и дети) с заболеваниями, подобными ДЦП, занимали место на периферии общества, а на самом деле превращались в изгоев, в том числе в учебных заведениях и в своих семьях. Сегодня в обществе в целом и в науке в частности есть понимание, что проблема адаптации инвалида — это не проблема пациента, испытывающего коммуникационные или физические трудности при контакте, это проблема социума, не предоставившего ему необходимые для этого инструменты. Касательно детей-инвалидов, эта проблема, безусловно и в первую очередь, лежит в области реабилитологии, психологии и педагогики. Сегодня только в нашей стране множество психологов, философов, социологов, педагогов, изучают различ-

ные аспекты процесса социализации: исследуют механизмы восприятия больных детей, описывают этапы и стадии заболевания, выявляют факторы, способные дать каталитический эффект при проведении социализации. Но, несмотря на высокий интерес и достаточно серьезную финансовую и методологическую поддержку, проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в науке на постсоветском пространстве все еще не являются предметом специального комплексного исследования. Более того, с каждым годом наблюдается динамика к сужению фокуса исследовательских работ, смещение акцентов в сторону специфических прикладных факторов. На этом фоне даже весьма внушительные успехи в отдельных областях, при отсутствии общей системы, оказываются малопригодными для внедрения в текущих реалиях. Но при этом они активно применяются как составная часть комплексных программ ведущих клиник США, Канады, Европы и Израиля [3].

мы наблюдаем концентрацию усилий вокруг пациентов с тяжелыми нарушениями деятельности опорно-двигательного аппарата (колясочниками), ставшими символами всего движения за социализацию инвалидов. В то же время пациенты с тяжелыми формами ДЦП и, в первую очередь, с многосторонними нарушениями физического и умственного развития нуждаются в адаптации и социализации в гораздо большей степени, чем колясочники. Особенно важен этот аспект на фоне внедрения современных медицинских технологий. Оборотной стороной этой, безусловно, положительной статистики является тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями в абсолютных величинах.

Интеллектуальные нарушения при церебральном параличе являются лишь одной частью сложного комплексного дефекта, включающего нарушения двигательного, сенсорного, эмоционально-волевого развития. При этом имеет место критическое снижение влечения к познавательной деятельности и, в первую очередь, деградация и атрофия абстрактного мышления, а также нарушения в других высших психических функциях. Те или иные дефекты в интеллектуальной деятельности в разной степени выраженности наблюдаются в 30-50% случаев ДЦП. Физиологически наиболее часто это является следствием поражений коры головного мозга, а также их сочетаний с повреждениями мозжечковой системы (атонически-астатическая форма детского церебрального паралича). Также подобные нарушения наблюдаются при генетически обусловленных синдромах детского церебрального паралича.

В большинстве случаев это атипичная форма, характеризующаяся неравномерностью проявлений интеллектуального дефекта. В ряде случаев неравномерность проявляется в дефиците развития таких высших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет, в сочетании с типичными для нарушения интеллекта признаками — инертностью мышления, конкретностью, нарушениями в построении причинно-следственных связей. Также распространена и другая форма нарушений, связанная с недоразвитием лобной коры головного мозга. Дети с такими нарушениями отличаются выраженной некритичностью, эйфорией, стойкими нарушениями произвольной регуляции, двигательной расторможенностью [1, с. 119].

Часто нарушение интеллекта у детей с церебральным параличом проявляется совместно с ярко выраженной психической дисфункцией, приводящей к полной невозможности психического усилия или его отсутствию в значительной мере. В качестве сопутствующих, но менее серьезных нарушений можно выделить чрезмерную рассеянность, невозможность сконцентрироваться на чем-либо, бездеятельность, трудности при установлении контакта с окружающими. Данная форма нарушений называется атоническая форма олигофрении. Она преобладает у детей с двусторонней гемиплегией и при атонически-астатической форме ДЦП.

Отдельно в системе развития больных ДЦП с аномальным психическим развитием детей необходимо выделить дефекты речи. Речевые нарушения могут принимать самые

разнообразные формы: дизартрии и анартрии, сенсорные и моторные алалии и дислалии, дислексии и дис-графии. Уровень сенсорного развития зависит от в разной степени зависит от множества факторов, в том числе от глубины и формы поражения двигательной и интеллектуальной функций, их подфунций, характера и степени поражения отделов головного мозга, а также комбинации этих поражений, от возраста и пола ребенка, вторичных нарушений.

Детский церебральный паралич, осложненный нарушением интеллекта, — это сложный дефект, где доминантными являются первичные и одновременные нарушения двух и более функциональных систем организма в сочетании с поражением структур мозга, каждое из которых существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами. Это значительно усложняет общую структуру дефекта, делая его компенсацию, по сути, индивидуальной и уникальной задачей. Ошибочные действия при компенсации сложных дефектов, применение штампов и стандартизированных методик, не учитывающих особенности конкретного повреждения, зачастую приводят к обратным эффектам, негативно отражается на психическом развитии детей данной категории и вызывает трудности социальной адаптации.

При этом важно понимать, что нарушения психического и физического развития у детей накладывают серьезные ограничения на жизнедеятельность таких пациентов, способствуют их социальной дезадаптации. Во многом жизнь и быт таких детей определяются нарушениями в развитии. Затруднения в самообслужива-

нии, общении, обучении, овладении профессиональными навыками во многом определяют само существование и самосознание маленьких пациентов, их место в социуме. Освоение такими детьми социального опыта, включение их в систему общественных отношений требуют от общества и государства определенных мер, средств и усилий. В качестве инструментов лечения, адаптации и социализации выступают специальные программы, центры по реабилитации, специализированные учебные заведения и т.д. Но крайне важно, что разработка и применение этих мер должны основываться на знании механизмов процесса социализации, учитывать особенности и тонкости каждого конкретного случая. Как показывает практика, индивидуальный подход к пациенту, несмотря на несколько большие расходы, оказывается в разы эффективней методик, основанных на обобщенном опыте.

Актуальность темы, ее дальнейшее развитие и расширение, предполагает широкое обсуждение факторов и механизмов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Несмотря на значительный научный прогресс в этой области в начале XXI века, многие физиологические, психологические, социальные вопросы по-прежнему остаются без ответа. Мы знаем, что эти дети ориентируются на улице: различают тротуар и проезжую часть, знают их назначение. Могут назвать профессии, дорожные знаки. Ориентируются в растениях и животных. В ряде случаев в некоторых узких областях дети, больные ДЦП, могут демонстрировать знания, превосходящие результаты сверстников.

Также с уверенностью можно утверждать, что при посещении культурных мероприятий нарушения не мешают детям понимать смысл происходящего. Они могут выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать за собой, расставлять предметы на свое место, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, помогать взрослым убираться и другие простейшие операции. У них, как и у здоровых детей, хотя зачастую и с меньшим прогрессом, но развивается потребность в восприятии и познании окружающего мира. С возрастом проявляется дальнейшее формирование и закрепление приобретенных навыков. Активная речь начинает формироваться примерно с пяти лет. С этого же возраста начинает формироваться и проявляться социальная приспособленность. По нашим наблюдениям, этот возраст считается самым продуктивным на данном этапе развития ребенка. Навыки самообслуживания, такие как еда, туалет и умывание, формируются равномерно. С пяти лет начинается период их скачкообразного развития.

При реабилитации и социализации детей, больных ДЦП, педагогическая наука определяет основные направления работы. В программе и методических рекомендациях по социальной адаптации детей с сочетанием тяжелого двигательного и интеллектуального дефекта при церебральном параличе выделяют следующие области:

1) развитие коммуникативных навыков;

2) развитие социально-бытовых навыков;

3) создание адекватной коррекци-онно-развивающей среды [1, с. 120].

Целью программы социальной адаптации является конструирование индивидуальной среды развития ребенка с ограниченными двигательными и интеллектуальными возможностями, способствующей эффективному освоению социального пространства, адаптации и полноценной жизнедеятельности, а также обучение навыкам, способствующим взаимодействию с социальным окружением.

При реализации индивидуальная программа реабилитации и социализации ребенка разбивается на несколько этапов:

• диагностика навыков, необходимых для социальной адаптации;

• диагностика социальной среды ребенка;

• организация коррекционно-развивающей среды, соответствующей возможностям и способностям ребенка;

• обучение ребенка элементарным навыкам самообслуживания, навыкам взаимодействия с окружающими;

• формирование у ребенка максимально возможной самостоятельности в созданных условиях;

• работа с родителями и педагогическим коллективом по обучению взаимодействию с ребенком [там же].

Первая форма социального общения между детьми — это контакты, возникающие между ними по поводу игрушек или предметов. Дети могут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга. По мере того как развиваются коллективные навыки, способности к совместным действиям и навыки общения, взаимодействие

со сверстниками становится все более стабильным и продолжительным.

Развитию коммуникативных навыков и формированию позитивного опыта общения способствует развитие положительных качеств личности ребенка: доброжелательности, терпения, понимания, взаимоуважения, сочувствия, уверенности в себе, инициативы, самоконтроля.

Дети с различными формами ДЦП зачастую имеют ряд проблем с установлением контакта с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и частой зависимостью от взрослых, а в наиболее сложных случаях — сложную комбинацию этих факторов. Все это требует создания специальных условий для систематического развития детей при выполнении упражнений в различных видах деятельности, разработки и внедрения со-

временных видов исследования скрининга и мониторинга детей в различных состояниях, выявления наиболее эффективных способов развития для каждого конкретного пациента. Особые требования предъявляются к инструментам, игрушкам, наглядным пособиям, дидактическим играм и специальным приспособлениям, используемым как средство коррекции и компенсации первичного дефекта (оптические средства, логопедический комплект инструментов, комплект поддерживающих устройств, улучшающих двигательные акты при нарушениях опорно-двигательного аппарата, коррекционная выраженность игрового материала и др.), к технике безопасности, а также к качеству подготовки и дисциплине специализированного персонала.

Программа для каждого ребенка состоит из следующих блоков:

1. Определение социального статуса, исходных психофизических особенностей ребенка, его творческих наклонностей.

2. Постановка задач социальной адаптации и определение путей их достижения за конкретный период.

3. Фиксация достигнутых результатов и их осмысление.

4. Составление предварительной программы следующего периода адаптации [2, с. 89].

Содержание программы обсуждается дефектологом и воспитателем группы, при этом они решают вопросы реализации задач программы на занятиях, применения методов и приемов, способствующих закреплению и переносу усвоенных знаний в новые ситуации. Занятия целесообразно проводить во время бодрствования не ранее чем через полчаса после при-

ема пищи, необходимо разграничить двигательную и интеллектуальную нагрузку, избегать резкой смены положения тела ребенка, внимательно наблюдать за состоянием ребенка. В целом же при составлении индивидуальной программы на ранних и средних стадия адаптации рекомендуется использование максимально дискретных блоков занятий, ориентированных на строго определенные функциональные сектора. В большинстве случаев такой подход позволяет равномерно нагружать различные центры ребенка, максимально полно использовать ограниченный потенциал развития ребенка, имеющего нарушения. Также такой подход облегчает наблюдение и значительно повышает точность мониторинга состояния пациента и прогресса его развития. Применение комплексных методик, весьма популярных в дошкольной педагогике у здоровых детей, в данном случае, напротив, может дать негативный эффект, который к тому же может оказаться завуалированным. При комплексном подходе прогресс в отдельных областях может скрыть за собой серьезные усугубления в смежных и зависимых областях, последствия которых могут проявиться лишь спустя время, и в некоторых случаях могут носить необратимый характер.

Материал, представленный нами, определяет практическую значимость работы. Он может быть использован в деятельности воспитателей, психологов, дефектологов и родителей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капустина, А.А. Особенности социальной адаптации детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / А.А. Капустина // Пермский педагогический вестник. - 2014. - № 5. - С. 118-122.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.