Обучение детей с дцп and информатика

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Криницына Е. Б.

того, сильно ограничена возможность локальных экономических экспериментов из-за жесткой взаимосвязи отдельных частей экономики (1-3].

Таким образом, остается возможность использования своего прошлого опыта, опыта других экономических систем (стран), эксперименты со всей экономикой и математическое моделирование.

Свой прошлый опыт и опыт других стран не всегда может был. напрямую использован в условиях данной конкретной экономической ситуации.

Прямые эксперименты с экономикой имеют как положительную, так н отрицательную стороны. Положительная сторона состоит в том, что сразу становятся видны краткосрочные результаты проводимой экономической полигаки. Отрицательная сторона заключается в том, что невозможно напрямую предвидеть средне- и долгосрочные последствия принимаемых решений. Предвидел, такие последствия возможно лишь на основе концептуальных моделей развития экономики, опирающихся на прошлый опыт Концептуальные модели и составляют основу математических моделей.

Разработка математических моделей чрезвычайно трудоемка. Для выработки правильных экономических решений необходим учет как всего прошлого опыта, так и результатов, полученных по концептуальным и математическим моделям, наиболее адекватным данной экономической ситуации.

При выполнении своей главной функции экономическая система осуществляет следующие действия: размещает ресурсы, производит продукцию, распределяет предметы потребления и осуществляет накопление.

В качестве расчетных показателей математических моделей используются производственные фонды, которые состоят из основных производственных фондов и основных оборотных фондов. В результате функцно-

нирования экономики за каждый год все отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. п.) создают валовой внутренний продукт, который в натуральновещественной форме распадается на средства труда и предметы потребления, в стоимостной форме - на фонд возмещения выбытия основных фондов (амортизационный фонд) и вновь созданную стоимость (национальный доход). Как расчетный вспомогательный показатель, может быть использован валовой вышек (валовой общественный продукт).

В описании экономических процессов с помощью математических моделей необходимо учитывать организационно-хозяйственную структуру всей экономической системы - совокупность всех хозяйственных единиц и организационно-хозяйственных связей между ними.

При системном исследовании экономики выделяют макро- и микромодели. Первые отражают функционирование и развитие всей экономической системы и ее крупных подсистем (первое и второе подразделения народного хозяйства, отрасли народного хозяйства), а вторые - отдельных хозяйственных единиц и их объединений.

Таким образом, для построения экономической математической модели необходимо учесть это разнообразие уровней рассмотрения поставленной задачи и связей между ними, чтобы создать достаточно адекватную реальным условиям модель.

1. Понтригин JI.C. Математическая теория оптимального управления. М. Наука. 1976.

2. Ива ни лов Ю.П., Лотов A.B. Математические модели в экономике. М.: Наука, 1979

3. КолвмйШб В.А. Математическая экономика М ЮНИТИ. 1998.

Информатизация образовательного процесса предъявляет новые требования к разрабо тке методов и средств, используемых для обучения, реабилитации и социальной адаптации людей со специальными потребностями.

В данной работе анализируются результаты применения специальных аппаратно-программных инструментальных средств в Республиканском объединении

по реабилитации и восстановительному лечению де-тей-инвалидов г. Москвы.

Заболевание ДЦП связано с ранним поражением центральной нервной системы, часто сопряжено не только с двигательными расстройствами, но и с серьезными проблемами в развитии эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер, задержками психического и психоречевого развития. Отмечается искажение развития личности ребенка, что выражается в неадекватности самооценки, нарушении восприятия себя и других, формировании многочисленных защитных комплексов; невозможности вести нормальный образ жизни, проблемами межличностного общения

етруктивных представлений, речи, логического мышления; развития быстро™ реакции, мелкой моторики и манипулятивной деятельности в целом.

У детей с эмоциональной неустойчивостью компьютерные шры позволяют снять раздражение, недовольство жизнью и окружающими, что позитивно влияет на их дальнейшее поведение. У детей с ограниченными физическими возможностями, но с сохраненным интеллектом в результате применения данных шр снижается ощущение физической неполноценности, так как в игре ребенок может то, что недоступно ему в жизни.

Как было отмечено выше, заболевание ДЦП сопряжено с задержками психоречевого развития. У детей с тяжелыми дефектами речевого развития нарушаются все компоненты языковой системы: звукопроизношеиия, словарный запас, грамматический строй. Наряду с речевыми особенностями, характерна недостаточная сфор-мированность процессов, связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания, памяти, логического мышления. Ребенок с трудом восстанавливает расположение 4-5 предметов после перестановки, не замечает неточностей в рисунке, не всегда выделяет предмет или слово по 'заданному признаку Нарушение внимания и памяти в большей степени заграптвает произвольную деятельность. У детей отмечаются трудности при клас-сифнкацни предметов, обобщений явлений и предметов. Их суждения бедны, примитивны, логически не всегда связаны друг с другом.

фектологических занятий у детей, больных ДЦП. является приобретение новых и закрепления полученных знаний, раскрепощение детей, активизация их познавательной деятельности.

К сожалению, у большого количества детей-иивагшдов имеются выраженные нарушения со стороны верхних конечностей. Для их реабилитации используются специальные внешние тренажерные устройства, присоединяющиеся к стандартному ЮМ-совмести-мому компьютеру через аналого-цифровой преобразователь. Применение таких тренажеров способствует развитию активных движений в плечевом и локтевом суставах, в лучезапястном суставе, пальцах рук и т. д

Таким образом, применение специальных альтернативных устройств, тренажеров, развивающих ком-пьютерных игр эффективно для реабилитации больных с различными нозоологическими формами, причем для каждой из них созданы специальные пакеты игр, ориентированные на индивидуальную реабилитацию и учитывающие неврологический, соматический, ортопедический, психологический статус ребенка, а также его личные особенности.

Использование компьютерных программ в обучении больных ДЦП способствует приобретению ими достаточно высоких навыков пользователей ЭВМ, что позволяет расширить область выбора будущей профессии, повысить их социальную защищенность.

Среди всех инвалидов именно данный контингент является самым малообразованным. Чтобы получить образование, необходимо обучение в специализированных учебных заведениях. Эта проблема связана с низким финансированием специализированных школ и цетров реабилитации, отсутствием необходимого количества специальной и учебной литературы. Значительную роль в решении данной проблемы могут сыграть новейшие информационные и образовательные технологии, в частности, дистанционное образование.

Однако, использование данной формы обучения применительно к больным ДЦП, частично или полностью ограниченных в произвольных движениях, требует применения специальных программных средств для работы с ресурсами Интернет или адаптацию существующих. Интерфейс такого рода программных средств должен соответствовать основным требованиям дина-

мического интерфейса, а именно: поддержка различных устройств управления и ввода, использование графических символов для представления объектов, дружественность но отношению к пользователю.

Использование подобных настроек в специальном программном средстве позволяет учитывать индивидуальные. физические и психологические особенности пользователей со специальными потребностями, позволяет им а датироваться в среде Интернет, что способствует дальнейшей интеграции их в процесс дистанционного обучения.

За основу системы дистанционного обучения больных ДЦП целесообразно принимать информационно-

обучающую тестовую систему, тесты для которой составляются в соответствии с образовательным минимумом содержания среднего общего образования. Минимальное содержание учебного материала готовится на основе действующих программ, проектов стандартов, разработанных Российской Академией образования и другими научными центрами, и имеет два уровня. Первый уровень определяет минимальное содержание областей и курсов, которое реализовано во всех общеобразовательных учреждениях. Второй уровень по своему содержанию предполагает близость к исторически сложившемуся ядру общеобразовательных программ российской школы.

Применение тестовой системы обучения и контроля позволяет педагогу быстро оценивать уровень ша-ний учащихся, корректировать процесс и программу обучения. Использование данной тестовой системы в учебном процессе повышает социальную защищенность обучаемых больных детей, оказывает им моральную и психологическую поддержку, открывает возможность получения высшего образования в вузах на факультетах дистанционного образования.

Для того чтобы исправить зтот недостаток, можно объединить два ттих типа в один. Эго достигается путем введеїшя в синапсы нейронов еще одного параметра - пластичности.

Под пластичностью понимается возможность синапса изменять свою проводимость. Или. если быть точнее, скорость, с которой он способен изменять тту проводимость в ходе обучения. Этот показатель участвует только на этапе обучения и не используется в обычном режиме работы сети.

Функционирование сети при распознавании образов абсолютно идентичен обычной многослойной сети.

Разница заключается в обучении нейронной сети. Алгоритм обучения можно представит!, следующим образом:

I. Задаем случайным числом проводимость синапсов.

2.1 Іластичность всех синапсов устанавливаем в 1.

3. Обучаем сеть на первый образ

4. Запоминаем текущие значения синапсов.

5. Обучаем сеть на новый образ.

6. Сравниваем старые и новые значения проводимое™ для каждого из синапсов, если разница большая, увеличиваем пластичность (максимум до I), если маленькая - уменьшаем пластичность.

7. Переход на шаг 4.

Дети и компьютеры

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции
  • мелкую моторику рук
  • визуальное восприятие объектов
  • память и внимание
  • логическое мышление
  • зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации
  • добиваться своей цели
  • совершенствовать интеллектуальные навыки

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

А что же тогда плохо?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий: в 3-4 года – ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет – 35 минут, в 7-8 – 40 минут.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в коррекционно-развивающей и реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и тяжелыми хроническими инвалидизирующими заболеваниями.

Чем своевременней и качественнее будет оказываться ребенку-инвалиду комплексная реабилитационная помощь, тем большее количество детей-инвалидов смогут органично войти (адаптироваться) в социум, а следовательно, и показатель качества их жизни будет неуклонно повышаться.

Очевидно, что добиться решения в современных условиях поставленной задачи без использования высоких технологий в реабилитационном процессе, невозможно.

Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу и в коррекционно-развивающей работе может быть весьма многогранным и обширным.

Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов.

Основной целью применения образовательных компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, форми-рования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую моторику).

Логопедические и дефектологические занятия современного уровня также немыслимы без компьютерных игр.

Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в детской реабилитологии

Прежде, чем говорить о применении компьютерных или, как сейчас говорят, новых информационных технологий (НИТ) в реабилитации детей с различными отклонениями в развитии необходимо знать некоторые фундаментальные положения детской психологии и психологии игр.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессий. Новые информационные технологии в детской реабилитологии, прежде всего, комплекс методических и учебных материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники объединенных в систему научных знаний об их роли и месте в комплексном реабилитационном процессе.

Ребенок может овладеть информационными технологиями уже в дошкольном возрасте. Но успех этого приобщения возможен в том случае, если компьютерные средства НИТ станут подлинными средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов продуктивной творческой деятельности. Это, в свою очередь, требует создания наукоемких компьютерных программ, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка.

Компьютерная развивающая программа становится необходимым звеном развивающей предметной среды детского учреждения любого типа.

Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра – яркая, полноправная в эмоциональном отношении практическая деятельность – является для ребенка ведущей. Компьютер – в первую очередь средство деятельности ребенка.

Важнейшая задача — не замена средствами НИТ традиционных средств дидактики игры, а включение их в общую систему на основе идеи взаимного обогащения.

Для полноценного использования компьютера как средства деятельности (средства познавательного анализа информации о действительности) от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками), обобщенными образами (т.е. ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий). Все это формируется в многообразной предметно-практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр принадлежит ведущей деятельности ребенка – игре.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера как игрового средства.

Как правило, все детские игровые компьютерные программы, игры - носят обучающий и развивающий характер.

Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Это и отдельные программы, и наборы программ, которые представлены в виде отдельных коллекций, подсистем, пакетов, серий – в зависимости от степени их "общности".

Существует много различных подходов к классификации компьютерных игровых программ, которая нужна не только для удобства потребителя: педагогам легче ориентироваться во всем богатстве программ, если рубрики сразу дают ответы на вопросы типа "Какие программы есть для детей 3 – 4 лет?", "Какие программы способствуют развитию речи?", "В каких программах есть изображения животных?", "Есть ли программы, в которых управление осуществляется только 3 – 4 клавишами?" и т.д. Она облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.

Программы можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев: возрастного, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик.

Но в первую очередь все образовательные программы для малышей можно сгруппировать в следующие большие классы:

а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игры-экспериментирования;
г) игры-забавы;
д) компьютерные диагностические игры.

Работа с родителями

Очень важное, направление в деятельности педагога – работа с родителями. Прежде, чем педагог начнет заниматься с ребенком за компьютером, он должен, прежде всего, выяснить у родителей, стиль его поведения, и подхода к нему с целью выработки стиля (направления) своей работы с ним за компьютером, сопоставив эти данные с заключениями невропатолога и психолога. Далее, согласно плану работы учреждения, родителей детей, организовываются собрания. В непринужденной беседе педагог показывает те или иные компьютерные игры, демонстрирует, как они влияют на развитие мышления, речи, воображения и др. Как они помогают готовить ребенка к детскому саду, школе или более самостоятельной жизни. При этом подчеркивается, что родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации помощи.

Коррекционная работа с детьми, страдающими ДЦП, с применением компьютерных технологий ведется по следующим основным направлениям:

I. Психолого-педагогическая диагностика.
II. Отбор коррекционно - развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей.
III. Коррекционно-восстановительный процесс.

I. Психолого-педагогическая диагностика:

Отбор коррекционно-развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей:

  1. Развитие познавательных процессов.
  2. Развитие двигательных способностей (использование СКИКа).
  3. Изучение специализированной литературы для расширения кругозора и активизации словаря учащихся.

III. Коррекционно-восстановительный процесс на основе выявления уровня знаний, умений и навыков каждого ребёнка; его психических, физических, интеллектуальных и речевых возможностей, состояния эмоционально-волевой сферы.

Кроме того, заводится журнал индивидуально-коррекционного обучения, где учитываются рекомендации психолога, учителей, инструктора ЛФК, логопеда, дефектолога.

Результатами работы по использованию компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими ДЦП, являются:

  • умение учащихся пользоваться спортивными тренажерами;
  • специальными учебными программами;
  • специализированной компьютерной литературой.

Непосредственная работа с детьми включает четыре части:

  1. Содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере. В подготовке участвуют педагог-дефектолог (логопед), воспитатели, родители, все заинтересованные специалисты.
  2. Обучающая игра на компьютере.
  3. Проблемное общение с каждым ребенком по ходу игры.
  4. Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений детей в условиях детского реабилитационного учреждения семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжета ролевых, режиссерских, дидактических, подвижных и т. д.; в разных видах деятельности детей – в общении со взрослыми и сверстника изобразительной, конструктивной, трудовой.

Важно, прежде чем приступить непосредственно к занятиям за компьютером, сформировать у ребенка эмоционально положительное отношение к компьютеру (создать мотивационную готовность к овладению компьютером), поэтому необходимо подобрать первые компьютерные игры для детей. Они должны быть одень простыми по техническим правилам и интересными по содержанию.

При предъявлении последующих программ операциональная сторона как бы уходит на второй план, уступая место игровому и познавательному содержанию программы.

Для развертывания самодеятельной игры после окончания компьютерной игры хорошо поддержать заданную в ней воображаемую ситуацию. С игрой можно связать и гимнастику для глаз. В результате получается как бы импровизация детьми компьютерной игры в новых условиях.

К организационно-методической работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные и с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей. Занятия с каждым ребенком должны проводится не чаще 2-х раз в неделю.

Вспомогательные технологии для детей с особыми образовательными потребностями.

Специализированные устройства для детей с последствиями ДЦП

Специальные клавиатуры предназначены для содействия в использовании компьютера людям с ограниченными моторными функциями. Различные типы клавиатур адаптированы к определенным разновидностям ограничений.

Клавиатуры для людей с серьезными нарушениями моторных функций большие клавиатуры

Люди с моторными нарушениями высокой степени (спастическая кисть, не координированные движения) нуждаются в клавиатурах с клавишами увеличенного размера (Ø 20 – 27мм), расположенными далеко друг от друга, во избежание нажима нескольких клавиш одновременно.

Подобные клавиатуры могут быть использованы для управления компьютером с помощью пальцев ног.

Клавиатуры такого типа снабжены, как правило, регулируемой задержкой нажатия клавиши, функцией исключения двойного нажатия (т.е. ошибочное двойное или долгое нажатие игнорируются), регулирования скорости повторного нажатия и блокирования модифицирующей клавиши (SHIFT. Ctrl и т.п.).

Клавиатуры для людей с ограниченным радиусом движения (дистрофия мышц, заболевания суставов, отсутствие конечностей и др.)

Это маленькие клавиатуры, клавиши на которых могут быть расположены радикально и компактно для пользователей с ограниченным радиусом движения.

В случаях, когда ограничение подвижности настолько велико, что даже пользование специальными адаптированными клавиатурами становится невозможным, можно оснастить компьютер сенсорными устройствами, которые работают от импульса оставшегося возможного движения.

  • Грубые движения рукой или движение ноги
  • Движения головы
  • Удар языка
  • Дыхательные движения (вдувание воздуха)
  • Моргание глаз (удар веком)
  • Звуковые сигналы
  • Другие импульсы тела, способные вызывать импульс

Ввод информации производится однократными импульсами, посылаемыми через сенсорные устройства на виртуальную клавиатуру.

Обоснование необходимости применения компьютерно-игрового комплекса для реабилитации и восстановительного лечения детей-инвалидов
(коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов)

Функциональный комфорт, проявляется в виде положительных эмоциональных реакций и как критерий адекватности предлагаемого ребенку предметного окружения его функциональным, психическим, индивидуальным возможностям.

Феномен творчества неразрывно связан с ориентировочно-исследовательской деятельностью человека:
интенсивность, новизна, сложность, необычность, изменчивость, вариативность. Они являются теми стимулами, которые вызывают ориентировочно-исследовательское поведение, лежащее в основе познавательной деятельности, способствующей развитию ребенка.

Новизна должна стимулировать познавательный интерес у ребенка, выражающийся в эмоционально окрашенной игровой деятельности. Феномен эмоций в деятельности ребенка играет весьма значительную роль и выступает не только как необходимое условие возникновения творческой деятельности, но и как важнейший регулятор любых психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности.

Общеизвестен факт влияния эмоций (положительных) на оздоровительный эффект, который, в свою очередь, позитивно сказывается на творческих процессах в игровой деятельности детей.

  1. Дети и компьютер: что такое хорошо и что такое плохо? Материал из Интернета, 2008
  2. Лильин Е.Т., Кулишов Н.Н., Горвиц Ю.М. Компьютерные технологии реабилитации в педиатрии. М., 2004
  3. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, страдающими ДЦП (из опыта работы). Материал из Интернета, 2008

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ ДЦП

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются возможности применения игровых тестов с детьми с диагнозом ДЦП. В статье описываются основные приемы работы при использовании дистанционных технологий

Ключевые слова : дистанционное образование, ДЦП, игровые технологии

Специфика заболеваний разнообразна. Дети с диагнозом ДЦП уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – группа патологический синдромов, возникающих в результате внутриутробных, родовых или послеродовых поражений головного мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений [2]. Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения: центральные параличи определенных групп мышц, расстройства координации, гиперкинезы (непроизвольные беспорядочные движения конечностей и лицевой мускулатуры). Двигательные нарушения часто сочетаются с речевыми и психическими расстройствами, с нарушениями зрения и слуха [3].

Стоит отметить, что эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ДЦП являются:

– игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

– психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ [4].

Достаточно удобны для работы игровые задания в форме тестов.



Ученик может самостоятельно выбирать правильные ответы. Данная форма проверки знаний способствует повышению интереса, активизации и развития мышления, развивает подвижность мышц. Эти задания позволяют проверять и оценивать знания ученика. Ученик развивает интеллект, эмоции, коммуникацию и моторику. Использование этих заданий удобно для работы не только с детьми с ДЦЦ, но и с остальными категориями учеников.

Использование игровых тестов для учеников с диагнозом ДЦП являются приемлемой формой занятий. Ребенок, включаясь в игровые действия становится непосредственным участником учебного процесса. Эти методы повышают качество обучения и реализуют потенциал каждого ребенка, дают ему возможность непосредственно участвовать в учебном процессе.

Список использованных источников:

Тарасова Т.В. Дистанционное образование детей-инвалидов в Алтайском крае. С.73-75// «Педагогика, психология и образование: от теории к практике. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 4. г. Ростов-на-Дону, 2017. 106 с.

Бадалян.Л.О. Невропаталогия/ЛО Бадалян. – М., 2000. – С. 246 – 254

Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи/ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – Киев, 1988. – С. 113 -122

Зинченко С. С. Дистанционное обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 523-525

Главная

Организации

  • Школа №1299
  • Школа №1311
  • ЦО №1812
  • школа №1621
  • школа №1321
Теория

Родителям

  • группы детей
  • организация обучения
  • опыт включения
  • юридическая консультация
Учителям
  • подходы и рекомендации

Вопросы

Полезные материалы

Контакты

Опыт включения детей с особыми потребностями в учебную деятельность информационно-технологической школы.

Использование компьютера в учебной деятельности.


Специфика школы такова, что разные формы взаимодействия ребенка с компьютером пронизывают всю его школьную жизнь. На схеме представлено взаимодействие с компьютером на уроках информатики и технологии и в проектной деятельности, однако следует отметить, что поиск информации в интернете и ее последующий анализ используется при изучении практически всех школьных предметов.

Дальше будет показано, как именно во всю эту учебную деятельность может быть включена работа с особыми детьми, на что именно при этой работе можно опираться.

Показания к использованию компьютера для аутичных детей, детей с ДЦП и другими неврологическими проблемами:

алгоритмический склад ума дает основания для успешного освоения компьютера, аутисты склонны в жизни действовать по четким алгоритмам, в изучении программирования они опережают своих одноклассников;

в перспективе компьютер может дать в руки проблемному ребенку профессию. Для детей с высоким интеллектом и ограниченными возможностями передвижения (ДЦП) или с проблемами общения (аутисты) в наше время возник уникальный шанс, которого не было раньше, выполнять дома высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу и передавать ее работодателю по электронной почте или интернету и чувствовать себя не инвалидом, а таким же человеком, как все. Только школа с компьютерным уклоном может заложить для них основы будущей реализации в жизни;

Уроки программирования. Использование на уроке способностей аутистов.

опыт успешности. Часто в силу особенностей таких детей информатика является единственным или одним из немногих предметов, где они реально успешны. Очень важно публично фиксировать этот опыт успешности, чтобы и класс, и сами эти дети понимали, что есть урок, где они заслуженно чувствуют себя уважаемыми людьми;

использование особых детей в качестве экспертов, помощников учителя. В отношении к аутистам или детям с ДЦП всегда есть отчуждение со стороны одноклассников, поэтому надо специально создавать ситуации, когда другие дети вынуждены обращаться к ним за помощью, это обращение за помощью нужно поощрять. Аутичных детей нужно учить эту помощь оказывать. Все это не происходит само, эта деятельность требует от учителя специальных усилий, но приводит к желаемым результатам.

Уроки информационных технологий. Дизайн. Обработка изображений. Видеомонтаж.

Так же как и программирование все эти формы работы с компьютером при гибком нетрадиционном подходе учителя создают возможность для ребенка свою одаренность, необычность, нестандартность направить в творческое русло, проявить себя перед одноклассниками с неожиданной стороны и получить основы возможной будущей профессии.

Дополнительные возможности, предоставляемые школой, и их использование в работе с особыми детьми.

участие в общешкольных проектах;

участие в межпредметных проектах;

факультативная работа с Лего-Лого, Роболабом, различными Лого-средами

Участие в общешкольном проекте :

д овольно часто такие дети предлагают оригинальные, нестандартные решения. Возможность для них сделать часть общего дела, а потом выступить на общешкольной конференции позволяет такому ребенку почувствовать себя полноценным членом ученического сообщества;

в ыступление такого ребенка на общешкольной конференции дает возможность другим учителям, отношения с которыми не сложились, увидеть его с другой, неожиданной для них стороны;

а утичные дети часто хорошо делают сайты, их все начинают приглашать в свои бригады, т.к. своя страничка - обязательная часть общешкольного проекта;

Участие в межпредметном проекте

Межпредметный проект дает возможность каждому ребенку принять участие в общем деле в той форме, которая ему доступна, соответственно особый ребенок получает возможность участвовать одной страничкой или рисунком в книге, календаре, газете, поскольку нет строгих требований к результату, поощряется любое творческое самовыражение.

Факультативная и внеклассная работа

позволяет учителю подбирать детям индивидуальные задания разной степени сложности;

стимулирует детей к совместной работе в бригадах по 2-3 человека, что особенно ценно для детей с проблемами в общении;

помогает установлению межличностных контактов, т.к. такие дети оказываются очень хорошими специалистами в какой-то узкой области, остальные вынуждены к ним обращаться;

позволяет “сложным” детям в творческой и непринужденной обстановке среды LEGO-LOGO реализовать свой потенциал быстрее и легче, чем во время привычного стандартно построенного урока информатики или технологии, вынужденно ограниченного временными и методическими рамками.

Таким образом, весь накопленный школой на протяжении ее существования опыт позволяет сделать вывод о том, что использование компьютера в учебном процессе

…позволяет особому ребенку почувствовать уверенность в себе, что, в свою очередь;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.