Организация лечебно-педагогической помощи детям с дцп за рубежом

За рубежом существуют различные модели организации лечебно-педагогической помощи детям с ДЦП. Следует отметить, что во многих странах нет специальных лечебных и учебных заведений для таких детей (например, в Болгарии, Чехии, Греции) . В этом случае дети получают лечение у невропатолога и физиотерапевта, а обучаются в зависимости от уровня интеллектуального развития в общеобразовательных школах или школах для умственно отсталых.

Во многих странах широкое распространение получила сеть реабилитационных центров для детей-инвалидов. В таких центрах обычно используется так называемый бригадный метод: с ребенком работает группа специалистов разного профиля (методист ЛФК, физиотерапевт, психолог, педагог и др. ) , которые реализуют индивидуальную комплексную реабилитационную программу, разработанную в соответствии с возможностями и психофизическими особенностями данного ребенка, Инвалиды вследствие ДЦП посещают эти центры наряду с детьми, имеющими другие проблемы в развитии.

В Германии существует система, сходная с российской. Для детей с ДЦП открыты специальные школы, в которых наряду с обучением дети получают лечение, ЛФК, логопедическую помощь, трудовую подготовку. В школах работают педагоги с дефектологическим образованием. Но есть и существенные отличия. Во-первых, дети находятся в школе только в дневное время, так как считается нецелесообразным отрывать ребенка от семьи на всю рабочую неделю. При этом доставку детей в школу и из школы производят работники школы на специально оборудованном транспорте. Во-вторых, и это несомненное достоинство, в школу принимаются дети независимо от тяжести двигательных и интеллектуальных нарушений. Работа с ними ведется дифференцированно с учетом выраженности двигательной патологии и уровня психического развития. Конечно, при таком разнообразном и тяжелом контингенте встает проблема персонала. В Германии она решается путем привлечения к работе в школах для детей с ДЦП призывников, проходящих альтернативную службу. Это не только помогает решить проблему кадров для работы с наиболее тяжелыми детьми, но и имеет большое социальное значение. Призывники знакомятся с проблемами инвалидов, имеющих нарушения в физическом и психическом развитии, К ним у молодых людей формируется положительное отношение. Часть призывников после окончания службы осознанно выбирает медицинские или педагогические профессии.

В последнее десятилетие наибольшую известность и популярность получила еще одна модель коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП, называемая кондуктивной педагогикой. Это направление возникло в Венгрии в конце 40-х годов и получило широкое распространение во всем мире. Метод кондуктивной педагогики разработан Пето в 1945—1967 гг. , а в дальнейшем развит школой М. Хари (1971) . Кондуктивная педагогика в настоящее время считается одной из наиболее эффективных методик для преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП без выраженных отклонений в психическом развитии. Широкое применение этой системы в нашей стране тормозится тем, что право на подготовку специалистов по кондуктивной педагогике имеет только Ассоциация кондуктивных педагогов. Подготовка осуществляется на платной основе только для стран — членов Ассоциации.

Уже само выполнение движений самообслуживания является методом развития и коррекции нарушенных двигательных функций. Так, в процессе вставания с постели осваиваются поднимание головы, повороты туловища, присаживание, вертикальная установка тела. Задача кондуктора — помочь ребенку выполнить эти двигательные комплексы путем словесных указаний, подражательных движений, коррекции пассивными движениями неправильных положений тела и конечностей ребенка и его движений. Кондуктор фиксирует внимание детей на наиболее удачных приемах самокоррекции, помогающих им овладеть тем или иным двигательным комплексом, при необходимости закрепляя его повторением. Стимуляция развития движений происходит при максимальном осознании ребенком необходимости каждого двигательного комплекса.

Важный момент стимуляции двигательной активности — участие всех детей* независимо от их состояния, в актах самообслуживания (чистка обуви, мытье посуды, убирание со стола после еды, подметание комнаты и т. д. ) , причем особенно значимым оказывается осознание ребенком полезности его деятельности для всего коллектива.

Педагогический подход к развитию функций предполагает групповые занятия. В группу объединены дети с различными двигательными возможностями. Это рождает стремление к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты. Обучение произвольной двигательной активности происходит в процессе повседневной жизни, т. е. составляет часть жизни самого ребенка. Группа под руководством педаго4| га-кондуктора на протяжении дня осваивает различные виды деятельности — вставание с постели, умывание, совершение туалета, еду, уборку комнаты и т. д. Дети естественно включаются в комплекс движений, направленных на достижение какой-либо цели. Кондуктор стремится развить у ребенка сразу сложные функции, в которые так или иначе включаются более примитивные, при этом он вначале не фиксирует внимание на качестве движений. Постепенно в процессе специальных упражнений и повседневной деятельности движения совершенствуются. В некоторых случаях основополагающее задание может быть расчленено на ряд простых действий, которые интегрируются в процессе деятельности. Каждому ребенку кондуктор подбирает свою, индивидуальную программу занятий. Он следит за выполнением всех движений, помогает довести их до конца, если ребенку на данном этапе это недоступно. Таким образом, у детей не возникает чувства неудовлетворения, которое может подавить стимул к действию. Достижение положительных результатов создает положительный эмоциональный фон и потребность повторить задание. Повторение в процессе повседневной деятельности двигательных образцов постепенно совершенствует моторику ребенка, речевое и психическое развитие.

Иная система помощи детям и взрослым инвалидам существует в США. Реабилитация проводится как в центрах, специально для этого оснащенных, так и во множестве частных и государственных агентств, где занимаются в основном профессиональной подготовкой. Сейчас в США насчитывается около 300 реабилитационных центров для инвалидов вследствие ДЦП; это одна из самых развитых сетей в стране. Столь большое их число объясняется тем, что после победы над полиомиелитом ДЦП представляет собой наиболее распространенную группу нервно-мышечных расстройств. Кроме того, там, где для лиц с иными нарушениями (мышечной дистрофией, рассеянным склерозом, умственно отсталым или больным с сочетанной патологией) служб помощи недостает или они малоэффективны, эти центры предлагают им свои услуги.

Программы реабилитации, предлагаемые центрами, несколько различаются в деталях в зависимости от материальной обеспеченности, взаимоотношений с ближайшими больницами, правительственными службами, от нужд инвалидов, живущих конкретно в данном регионе. Центральный штаб Ассоциации детского церебрального паралича в Нью-Йорке, курирующий эти центры, лишь проводит генеральную линию и обеспечивает информацией. Но, несмотря на различия, общие принципы деятельности центров одинаковы. Они учреждаются Советом директоров, состоящим из видных и уважаемых граждан города, и поддерживаются материально из фондов правительственных организаций, а также в ходе кампаний по сбору средств. Они имеют активный корпус добровольцев, которые участвуют в сборе средств, конторской и другой вспомогательной работе. Центры поддерживают связь с реабилитационными агентствами, а также с местными органами просвещения, лагерями для инвалидов, ближайшими больницами, колледжами и университетами, чьи студенты нередко работают добровольными помощниками. Сотрудничающие в центре убеждены, что реабилитация — это глобальный процесс, включающий каждый аспект жизнедеятельности: физический, социальный, эмоциональный, рекреационный, образовательный и профессиональный.

Поскольку ДЦП — врожденное заболевание, и типичные его симптомы не исчезают безвозвратно, соответствующие виды помощи должны предоставляться с начала жизни и в течение всего ее срока. Поэтому полноценный центр обычно включает следующие службы: школу, различные тренировочные программы для детей и подростков, программы предпрофессиональной подготовки для юношества (овладение общими навыками, необходимыми для дальнейшей профессиональной подготовки) , профессионального обучения для взрослых в мастерских. Поскольку множественность, сочетанность расстройств — скорее правило, чем исключение при ДЦП, центры имеют службы физической терапии, бытового приспособления, социои психотерапии, профессиональной ориентации. Полноценные центры должны также обеспечивать полное медицинское обследование и лечение педиатрами, ортопедами, офтальмологами, невропатологами, психиатрами и др. Кроме того, центр должен поддерживать контакт с семьей инвалида.

Типовая реабилитационная программа имеет следующие составляющие.

Программа физической терапии включает оценку способности к сидению, ползанию, ходьбе и стоянию; упражнения для развития моторных навыков и функциональной активности (больной учится переходить из постели в кресло, подниматься по лестнице и т. п. ) . Цель программы — развить мышечную силу, координацию движений, способность соблюдать равновесие, научить пользоваться вспомогательными ортопедическими средствами — костылями, тростью и пр.

Программа бытового приспособления сфокусирована на повседневной активности — в принятии пищи, одевании, соблюдении гигиенических процедур. Эта деятельность требует подготовки и обучения пользованию специальными непроливающимися чашками или столовыми приборами с особыми ручками, другими сконструированными для инвалидов приспособлениями. Программа включает овладение некоторыми нужными в повседневной жизни занятиями (приготовление пищи, рукоделие) . Цель программы достичь максимальной независимости в быту.

Рекреационная программа включает домашние игры (шашки, шахматы) и игры на воздухе с использованием соответствующего оборудования, летние лагеря, участие в скаутских организациях организацию различных клубов и пр. Цель программы — дать детям возможность для полноценных развлечений, улучшить социальные навыки, наполнить жизнь инвалида новыми ощущениями, новым опытом.

Программа профессиональной подготовки включает предпрофессиональную подготовку к выполнению основных трудовых навыков, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и устройство на открытом рынке труда. Цель программы —J подготовить инвалида к выполнению полезной, общественно значимой и достойно оплачиваемой работы.

Программа коррекции речи и слуха включает оценку развития! этих функций, логопедическую работу, развитие способностей вербальному и невербальному общению, тренировку слуха. Цель программы — терапия дефектов речи и слуха, развитие способностей к общению.

Психологическая программа включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапию; диагностику нарушений способности к обучению; участие в планировании и проведении обязательных и профессиональных программ; консультирование родителей. Цель программы — определить способности и потребности, помочь в решении индивидуальных психологических проблем.

Программа социальной помощи включает изучение домашнего окружения инвалида, его семейных взаимоотношений; периодические беседы с родителями с целью более тесного сотрудничества в удовлетворении нужд пациента; организацию дискуссионных групп родителей, где они могли бы обмениваться своим опытом; организацию использования местных ресурсов (различных реабилитационных агентств, летних лагерей, служб помощи по хозяйству и пр. ) . Цель программы — усилить вовлеченность семьи инвалида в реабилитационный процесс, помочь решить практические и личностные проблемы инвалида.

Образовательная и тренировочная программа состоит из развивающей программы, начиная с младенчества, программы подготовки к школе, специального обучения умственно отсталых. Цель программы — свести до минимума нарушений обучения, развивать интеллектуальные и социальные навыки и умения.

Реабилитационные центры для больных с ДЦП часто располагают и другими службами и программами, прямо или косвенно влияющими на реабилитационный процесс. Это могут быть курсы домоводства, курсы прав потребителя — вплоть до таких, которые включают пациентов в исследовательские работы, связанные с диагностикой и лечением.

| следующая лекция ==>
Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с церебральным параличом в нашей стране | Физическое воспитание детей с церебральным параличом

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 853 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

В Федеративной Республике Германии существует система, сходная с российской. Для детей с ДЦП открыты специальные школы, в которых наряду с обучением дети получают лечение, ЛФК, логопедическую помощь, трудовую подготовку. В школах работают педагоги с дефектологическим образованием. Но есть и существенные отличия. Во-первых, дети находятся в школе только в дневное время, так как считается нецелесообразным отрывать ребенка от семьи на всю рабочую неделю. При этом доставку детей в школу и из школы производят работники школы на специально оборудованном транспорте. Во-вторых, и это самое главное достоинство, в школу принимаются дети независимо от тяжести двигательных и интеллектуальных нарушений. Работа с ними ведется дифференцированно с учетом выраженности двигательной патологии и уровня психического развития. Конечно, при таком разнообразном и тяжелом контингенте встает проблема персонала. В Германии она решается путем привлечения к работе в школах для детей с ДЦП призывников, проходящих альтернативную службу. Это не только помогает решить проблему кадров для работы с наиболее тяжелыми детьми, но и имеет большое социальное значение. Молодые люди знакомятся с проблемами инвалидов, у них формируется положительное отношение к людям с проблемами в физическом и психическом развитии, часть призывников после окончания службы осознанно выбирает медицинские или педагогические профессии.

Уже само выполнение движений самообслуживания является методом развития и коррекции нарушенных двигательных функций. Так, в процессе вставания с постели осваиваются поднимание головы, повороты туловища, присаживание, вертикальная установка тела. Задача кондуктора – помочь ребенку выполнить эти двигательные комплексы путем словесных указаний, подражательных движений, коррекции пассивными движениями неправильных положений тела и конечностей ребенка и его движений. Кондуктор фиксирует внимание детей на наиболее удачных приемах самокоррекции, помогающих им овладеть тем или иным двигательным комплексом, при необходимости закрепляя его повторением. Стимуляция развития движений происходит при максимально осознанной ребенком необходимости каждого двигательного комплекса.

Важный момент стимуляции двигательной активности – участие всех детей в актах самообслуживания независимо от их состояния (чистка обуви, мытье посуды, убирание со стола после еды, подметание комнаты и т.д.), причем особенно значимым оказывается осознание социальной полезности деятельности каждого ребенка для всего коллектива.

Педагогический подход к развитию функций предполагает групповые занятия. В группу объединены дети с различными двигательными возможностями. Это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты. Обучение произвольной двигательной активности происходит в процессе повседневной жизни, т.е. составляет часть жизни самого ребенка. Группа под руководством педагога-кондуктора на протяжении дня осваивает различные виды деятельности – вставание с постели, умывание, туалет, еду, уборку комнаты и т.д. Дети естественно включаются в комплекс движений, направленных на достижение какой-либо цели. Кондуктор стремится развить у ребенка сразу сложные функции, в которые так или иначе включаются более примитивные, при этом он вначале не фиксирует внимание на качестве движений. Постепенно в процессе специальных упражнений и повседневной деятельности движения совершенствуются. В некоторых случаях основополагающее задание может быть расчленено на ряд простых, которые затем интегрируются в процессе деятельности. Каждому ребенку кондуктор подбирает свою, индивидуальную программу занятий. Он следит за выполнением всех движений, помогает довести их до конца, если ребенку на данном этапе это недоступно. Таким образом, у детей не возникает чувства неудовлетворения, которое может подавить стимул к действию. Достижение положительных результатов создает положительный эмоциональный фон и потребность повторить задание. Повторение в процессе повседневной деятельности двигательных образцов постепенно совершенствует моторику ребенка, речевое и психическое развитие.

Иная система помощи детям и взрослым-инвалидам существует в США. Реабилитация проводится как в реабилитационных центрах, специально оснащенных, так и во множестве частных и государственных агентств, где занимаются в основном профессиональной реабилитацией. Сейчас в США насчитывается около 300 реабилитационных центров для инвалидов вследствие ДЦП; это одна из самых развитых сетей в стране. Столь большое их число объясняется тем, что после победы над полиомиелитом ДЦП представляет собой наиболее распространенную группу нервно-мышечных расстройств. Кроме того, там, где для других инвалидов служб помощи недостает или они малоэффективны, эти центры часто предлагают свои услуги людям с мышечной дистрофией, рассеянным склерозом, умственно отсталым или больным с сочетанной патологией.

Программы реабилитации, предлагаемые центрами, несколько различаются в деталях в зависимости от материальной обеспеченности, взаимоотношений с ближайшими больницами, правительственными службами, от нужд инвалидов, живущих конкретно в данном регионе. Центральный штаб Ассоциации детского церебрального паралича в Нью-Йорке, курирующий эти центры, лишь проводит генеральную линию и обеспечивает информацией. Но, несмотря на различия, общие принципы деятельности центров одинаковы. Центры учреждаются Советом директоров, состоящим из видных и уважаемых граждан города. Они поддерживаются материально из фондов правительственных организаций, а также в ходе кампаний по сбору средств. Они имеют активный корпус добровольцев, которые участвуют в сборе средств, конторской и другой вспомогательной работе. Центры поддерживают связь с реабилитационными агентствами, а также с местными органами просвещения, лагерями для инвалидов, ближайшими больницами, колледжами и университетами, чьи студенты нередко работают добровольными помощниками. Каждый центр имеет группу специалистов разного профиля, которые сотрудничают в удовлетворении нужды клиента. Они единодушно поддерживают точку зрения, что реабилитация – это глобальный процесс, включающий каждый аспект жизнедеятельности: физический, социальный, эмоциональный, рекреационный, образовательный и профессиональный.

Программы и службы центров для инвалидов вследствие ДЦП учитывают специфический характер этого заболевания. Поскольку оно врожденное и типичные симптомы не исчезают безвозвратно, соответствующие виды помощи должны предоставляться с начала жизни и также во взрослом состоянии. Поэтому полноценный центр обычно включает следующие службы: школу, различные тренировочные программы для детей и подростков, программы предпрофессиональной подготовки для юношества (овладение общими навыками, необходимыми для дальнейшей профессиональной подготовки), профессионального обучения для взрослых в мастерских. Поскольку множественность, сочетанность расстройств – скорее правило, чем исключение при ДЦП, центры имеют службы физической терапии, бытового приспособления, социо- и психотерапии, профессиональной ориентации. Полноценные центры должны также обеспечивать полное медицинское обследование и лечение педиатрами, ортопедами, офтальмологами, невропатологами, психиатрами, ЛОР и др. Кроме того, центр должен поддерживать контакт с семьей инвалида и его общиной.

Типовая реабилитационная программа имеет следующие составляющие:

Программа физической терапии: оценка способности к сидению, ползанию, ходьбе и стоянию; упражнения для развития моторных навыков; тренировка функциональной активности (перейти из постели в кресло, подняться по лестнице и т.п.). Цель программы – развить мышечную силу, координацию движений, способность соблюдать равновесие, научить пользоваться вспомогательными ортопедическими средствами – костылями, тростью и пр.

Программа бытового приспособления сфокусирована на повседневной активности и принятии пищи, одевании, соблюдении гигиенических процедур. Эта деятельность требует специальной подготовки и обучения пользованию специальными непроливающимися чашками или столовыми приборами со специальными ручками, другими сконструированными для инвалидов приспособлениями. Программа включает овладение некоторыми нужными в повседневной жизни занятиями (приготовление пищи, рукоделие). Цель программы – достичь максимальной независимости в быту.

Рекреационная программа включает домашние игры (шашки, шахматы) и игры на воздухе с использованием соответствующего оборудования, летние лагеря, участие в скаутских организациях, организацию различных клубов и пр. Цель программы – дать детям возможности для полноценных развлечений, улучшить социальные навыки, наполнить жизнь инвалида новыми ощущениями, новым опытом.

Программа профессиональной подготовки состоит из предпрофессиональной подготовки к выполнению основных трудовых навыков, профессиональной ориентации, профессионального обучения и устройства на открытом рынке труда. Цель программы – подготовить инвалида к выполнению полезной, общественно значимой и достойно оплачиваемой работы.

Программа коррекции речи и слуха включает оценку развития этих функций, логопедическую работу, развитие способностей к вербальному и невербальному общению, тренировку слуха. Цель программы – терапия дефектов речи и слуха, развитие способностей к общению.

Психологическая программа: оценка уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапия; диагностика нарушений способности к обучению; участие в планировании и проведении обязательных и профессиональных программ; консультирование родителей. Цели программы – определить способности и потребности, помочь в решении индивидуальных психологических проблем.

Программа социальной помощи включает изучение домашнего окружения инвалида, его семейных взаимоотношений; периодические беседы с родителями для сотрудничества в удовлетворении нужд пациента; организацию дискуссионных групп родителей, где они могли бы обмениваться своим опытом; организацию использования местных ресурсов (различных реабилитационных агентств, летних лагерей, служб помощи по хозяйству и пр.). Цель программы – усилить вовлеченность семьи инвалида, помочь решить практические и личностные проблемы.

Образовательная и тренировочная программа состоит из развивающей программы, начиная с младенчества, программы подготовки к школе, специального обучения умственно отсталых. Цель программы – свести до минимума нарушения обучения, развивать интеллектуальные и социальные навыки и умения.

Реабилитационные центры для больных с ДЦП часто предлагают и другие службы и программы, прямо или косвенно влияющие на реабилитационный процесс. Это могут быть курсы домоводства, курсы прав потребителя – вплоть до участия пациентов в исследовательских работах, связанных с диагностикой и лечением и пр.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

В Федеративной Республике Германия существует система, сходная с российской. Для детей с ДЦП открыты специальные школы, в которых наряду с обучением дети получают лечение, ЛФК,
логопедическую помощь, трудовую подготовку. В таких школах работают педагоги с дефектологическим образованием. Но имеются и существенные отличия. Во-первых, дети находятся в школе только в дневное время, так как считается нецелесообразным отрывать ребенка от семьи на всю рабочую неделю. При этом доставляют их туда и обратно работники школы на специально обо-
рудованном транспорте. Во-вторых, и это самое главное достоинство, в школу принимают детей независимо от тяжести двигательных и интеллектуальных нарушений. Работа с ними ведется
дифференцированно с учетом выраженности двигательной патологии и уровня психического развития. Конечно, при столь разнообразном и тяжелом контингенте встает проблема персонала.
В Германии она решается путем привлечения к работе в таких школах призывников, проходящих альтернативную службу. Это не только помогает решить проблему кадров для работы с наиболее
тяжелыми детьми, но и приобретает большое социальное значение. Молодые люди знакомятся с проблемами инвалидов, у них формируется положительное отношение к людям с проблемами в
физическом и психическом развитии, часть призывников после окончания службы осознанно выбирают медицинские или педагогические профессии.

Система социально-педагогической реабилитации сложилась и получила признание как "кондуктивная педагогика" в Венгерской Республике.

Кондуктивная педагогика была разработана в 1945-1967 гг. венгерским врачом и педагогом проф. Андрашем Петё. Впоследствии она получила развитие в трудах его ученицы и коллеги проф. Марии Хари.

Кондуктивная педагогика - изучает теорию и практику развития, воспитания и обучения, а также вопросы реабилитации и абилитации детей, имеющих церебральный паралич. Кондуктивная педагогика рассматривает ребенка как личность в целом, используя в работе с ним системный подход, стремиться ввести и применить реабилитационные мероприятия во все виды деятельности в процессе всего дня.
Сущность системы состоит в стремлении создать для ребенка условия, стимулирующие его жизнедеятельность, и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного развития. В ходе чего, коррекция двигательных нарушений у ребенка происходит с помощью педагогического воздействия на него, а каждодневные реабилитационные мероприятия развивают адаптационные способности, прививают навыки удовлетворять свои потребности с минимальной помощью окружающих. Для достижения этого на начальном этапе у ребенка необходимо сформировать подсознательное построение двигательного стереотипа. Затем организованный двигательный акт переходит в сферу сознания и в конечном итоге автоматизируется, таким образом, человек из дисфункциональной личности становится личностью ортофункциональной, это достигается стимуляцией и развитием способностей личности к обучению. Процесс достижения этой цели основывается, на высокой пластичности мозга ребенка, которая особенно характерна детскому возрасту.
Ход всего реабилитационного процесса осуществляется в специализированных группах численностью от 10 до 25 детей, имеющих схожую форму церебрального паралича. Управление процессом осуществляется педагогом - кондуктором (сопровождающий, проводник). Педагог - кондуктор - это специалист, владеющий знаниями в области медицины, психологии, педагогики, дефектологии, логопедии и лечебной физкультуры. Основная задача кондуктора при работе с детьми - достижение наиболее эффективных результатов у каждого ребенка находящегося в группе, в процессе обучения; преодолеть или минимизировать двигательную, речевую и психическую недостаточность, развивая задержанные и корригируя нарушенные функции. Большую роль в достижении этой цели играет комплексная программа дня. Она включает в себя блоки, состоящие из комплексов упражнений и педагогических занятий, проводимых в игровой форме.

Комплексы упражнений, а также и задания входящие в них подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, двигательных и интеллектуальных возможностей. Все упражнения входящие в комплекс основаны на физиологических движениях.

В комплекс упражнений с различными предметами и спортивными снарядами входят упражнения с мячом, на лестнице, на гимнастической скамейке, с гимнастической палкой, а также данный комплекс дополняется ходьбой с усложненными заданиями и упражнения у шведской стенки.

Для каждого ребенка составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации. Системный подход в кондуктивной педагогике не подразумевает разделение ее элементов, и применения их не зависимо друг от друга. Нацеленная в первую очередь на личность программа позволяет ребенку проявить свою инициативу, показать себя самостоятельной личностью, в ходе чего ребенка никто не подгоняет, не проявляет к нему нетерпения.

Для становления ортофункциональной личности применяются программы, связанные с конкретными нуждами детей. Возможность их практического применения и непрерывность деятельности характеризуют кондуктивную педагогику, как динамическую систему, постоянно совершенствующую ребенка.
Эфективность участия ребенка в реабилитационном процессе в значительной степени зависит от его мотивации. Как правило, дети с ДЦП пассивны в своих действиях. Для стимуляции двигательной активности и достижения спонтанности в действиях ребенка с нарушениями опорно - двигательного аппарата всегда необходимо знать цель и причину действия для начала его осуществления. Немаловажное значение в формировании мотивации в процессе реабилитационной работы является стремление ребенка к успеху и достижение прогнозируемого результата. Поэтому любой, даже совсем не значительный успех получает положительную оценку специалистов.

Одним из основополагающих компонентов кондуктивной педагогики является выбор активной жизненной позиции у ребенка. Сложившееся в реабилитационной среде особое представление о заниженной активности детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата уменьшают активное участие самого ребенка в процессе реабилитации. Вследствие такого подхода в реабилитации детей с ДЦП существуют в большинстве своем методы, построенные на простом присутствии ребенка на так называемом сеансе лечения или реабилитации.

В Федеративной Республике Германия существует система, сход- ная с российской. Для детей с ДЦП открыты специальные шко- лы, в которых наряду с обучением дети получают лечение, ЛФК, логопедическую помощь, трудовую подготовку. В таких школах работают педагоги с дефектологическим образованием. Но име- ются и существенные отличия. Во-первых, дети находятся в шко- ле только в дневное время, так как считается нецелесообразным отрывать ребенка от семьи на всю рабочую неделю. При этом до- ставляют их туда и обратно работники школы на специально обо- рудованном транспорте. Во-вторых, и это самое главное достоин- ство, в школу принимают детей независимо от тяжести двига- тельных и интеллектуальных нарушений. Работа с ними ведется дифференцированно с учетом выраженности двигательной пато- логии и уровня психического развития. Конечно, при столь раз- нообразном и тяжелом контингенте встает проблема персонала. В Германии она решается путем привлечения к работе в таких школах призывников, проходящих альтернативную службу. Это не

только помогает решить проблему кадров для работы с наиболее тяжелыми детьми, но и приобретает большое социальное значе- ние. Молодые люди знакомятся с проблемами инвалидов, у них формируется положительное отношение к людям с проблемами в физическом и психическом развитии, часть призывников после окончания службы осознанно выбирают медицинские или педа- гогические профессии.

В последнее десятилетие наибольшую известность и популяр- ность получила еще одна модель коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП — кондуктивная педагогика. Это на- правление возникло в Венгрии в конце 40-х гг. прошедшего сто- летия и получило распространение во всем мире. Метод кондук- тивной педагогики разработан Андрашем Петё в 1945 — 1967 гг., а в дальнейшем развито школой М.Хари. В настоящее время кон- дуктивная педагогика считается одной из наиболее эффектив- ных методик для преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП, не имеющих выраженных отклонений в психическом развитии.

муляции двигательной активности и расширении двигательных воз- можностей.

Уже само выполнение движений самообслуживания является методом развития и коррекции нарушенных двигательных функ- ций. Так, в процессе вставания с постели осваиваются движения поднимания головы, поворотов туловища, присаживания, верти- кальной установки тела. Задача кондуктора — помочь ребенку вы- полнять эти двигательные комплексы путем словесных указаний, подражательных движений, коррегируя с помощью пассивных движений неправильные положения тела и конечности ребенка и подправляя его движения. Кондуктор фиксирует внимание обуча- емого на наиболее удачных приемах самокоррекции, помогающих ему овладеть тем или иным двигательным комплексом, при необ- ходимости закрепляя его повторением. Стимуляция развития дви- жений происходит при максимально осознаваемой необходимо- сти каждого двигательного комплекса.

Важный момент стимуляции двигательной активности — учас- тие всех детей в актах самообслуживания независимо от их соб-

ственного состояния (чистка обуви, мытье посуды, убирание со стола после еды, подметание комнаты и т.д.), причем особенно значимо осознание социальной полезности для всего коллектива деятельности каждого ребенка.

Педагогический подход к развитию функций предполагает груп- повые занятия. В группу объединяются дети с различными двига- тельными возможностями. Это содействует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков при подража- нии тем, у кого они более развиты. Обучение произвольной дви- гательной активности осуществляется в повседневной жизни, т.е. составляет часть жизни самого ребенка. Группа под руководством педагога-кондуктора на протяжении дня осваивает разные виды деятельности — вставание с постели, умывание, туалет, еду, убор- ку комнаты и т. д. Дети естественно включаются в комплекс дви- жений, направленных на достижение какой-либо цели. Кондук- тор стремится развивать сразу сложные функции, в которые так или иначе включаются более примитивные, при этом вначале он не фиксирует внимание на качестве движений. Постепенно в про- цессе специальных упражнений и повседневной деятельности дви- жения совершенствуются. В некоторых случаях важное, основопо- лагающее задание может быть расчленено на ряд простых, кото- рые затем в процессе деятельности интегрируются.

Каждому ребенку кондуктор подбирает индивидуальную про- грамму занятий. Следит за выполнением всех движений, помогает доводить их до конца, если самому ребенку на данном этапе это недоступно. Таким образом, у детей не возникает чувства неудов- летворения, которое может подавить стимул к действию. Дости- жение успешных результатов создает положительный эмоциональ- ный фон и потребность повторять задание. Повторение двигатель- ных образцов в процессе повседневной деятельности постепенно совершенствует моторику ребенка, содействует его речевому и пси- хическому развитию.

Иная система помощи детям и взрослым-инвалидам существу- ет в США. Реабилитация осуществляется как в специально осна- щенных реабилитационных центрах, так и во множестве частных и государственных агентств, где в основном занимаются профес- сиональной реабилитацией. Сейчас в США насчитывается около 300 реабилитационных центров для инвалидов вследствие ДЦП. Это одна из самых развитых сетей в стране. Столь большое их число объясняется тем, что после победы над полиомиелитом ДЦП составил наиболее распространенную группу нервно-мы- шечных расстройств. Кроме того, там, где для других инвалидов недостает служб помощи или они малоэффективны, эти центры предлагают свои услуги людям с мышечной дистрофией, рассе- янным склерозом, умственно отсталым или больным с сочетан- ной патологией.

Предлагаемые центрами программы реабилитации несколько различаются в деталях в зависимости от их материальной обеспе- ченности, взаимоотношений с ближайшими больницами, прави- тельственными службами, от нужд инвалидов, живущих в конк- ретном регионе. Центральный штаб Ассоциации детского цереб- рального паралича в Нью-Йорке, курирующий эти центры, лишь контролирует генеральную линию и обеспечивает информацией. Несмотря на некоторые различия, общие принципы деятельно- сти центров одинаковы. Центры учреждаются Советом директо- ров, состоящим из видных и уважаемых граждан города, матери- ально поддерживаются из фондов правительственных организаций, а также кампаниями по сбору средств. Они располагают активными добровольцами, которые участвуют в сборе средств, в конторской и другой вспомогательной работе. Центры связаны с реабилитаци- онными агентствами, а также с местными органами просвещения, лагерями для инвалидов, ближайшими больницами, колледжами и университетами, чьи студенты нередко работают в них добро- вольными помощниками. В каждом центре имеются специалисты разного профиля, которые сотрудничают для удовлетворения нужд клиентов. Все придерживаются единой точки зрения, что реаби- литация — это глобальный процесс, включающий многие аспек- ты жизнедеятельности: физический, социальный, эмоциональ- ный, рекреационный, образовательный и профессиональный.

Программы и службы центров для инвалидов вследствие ДЦП учитывают специфический характер этого заболевания. Посколь- ку оно врожденное и типичные симптомы не исчезают безвозв- ратно, соответствующие виды помощи должны предоставляться с начала жизни и продолжаться во взрослом состоянии. Поэтому полноценный центр обычно включает следующие формы поддер- жки: учебные и различные тренировочные программы для детей и подростков, программы предпрофессиональной подготовки для юношества (овладение общими навыками, необходимыми для дальнейшей профессиональной подготовки) и профессионального обучения для взрослых в мастерских. Поскольку множественность, сочетанность расстройств при ДЦП — скорее правило, чем ис- ключение, центры располагают службами физической терапии, бытового приспособления, социо- и психотерапии, профессио- нальной ориентации. Центры должны также обеспечивать своим пациентам полное медицинское обследование и лечение педиат- рами, ортопедами, офтальмологами, невропатологами, психиат- рами, отоларингологами и др. Кроме того, постоянно поддержи- вается контакт с семьей инвалида и его общиной.

Типовая реабилитационная программа имеет следующие со- ставляющие.

Программа физической терапии: оценка способности к сидению, ползанию, ходьбе и стоянию; упражнения для развития мотор-

ных навыков; тренировка функциональной активности (перейти из постели в кресло, подняться по лестнице и т.п.). Цели програм- мы — развить мышечную силу, координацию движений, способ- ность соблюдать равновесие, научить пользоваться вспомогатель- ными ортопедическими средствами — костылями, тростью и пр.

Программа бытового приспособления сфокусирована на повсе- дневной активности и принятии пищи, одевании, соблюдении гигиенических процедур. Эта деятельность требует специальной подготовки и обучения пользованию специальными непроливаю- щимися чашками или столовыми приборами с особыми ручками и другими сконструированными для инвалидов приспособления- ми. Программа включает овладение некоторыми нужными в по- вседневной жизни занятиями (приготовлением пищи, рукодели- ем). Цель программы — достичь максимальной независимости в быту.

Рекреационная программа включает домашние игры (шашки, шахматы) и игры на воздухе с использованием соответствующего оборудования, пребывание в летних лагерях, участие в скаутских организациях, деятельности различных клубов и пр. Цели про- граммы — дать инвалидам возможность для полноценных развле- чений, улучшить социальные навыки, наполнить их жизнь новы- ми ощущениями, новым опытом.

Программа профессиональной подготовки состоит из предпро- фессиональной подготовки к выполнению основных трудовых навыков, профессиональной ориентации, обучения и устройства на открытом рынке труда. Цель программы — подготовить инва- лида к выполнению полезной, общественно значимой и достой- но оплачиваемой работы.

Программа коррекции речи и слуха включает оценку развития этих функций, логопедическую работу, формирование способно- стей к вербальному и невербальному общению, тренировку слуха. Цели программы — терапия дефектов речи и слуха, развитие спо- собностей к общению.

Психологическая программа предусматривает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; кон- сультирование по личностным, эмоциональным проблемам и пси- хотерапию; выявление способности к обучению; участие в плани- ровании и проведении обязательных и профессиональных про- грамм; консультирование родителей (членов семьи). Цели програм- мы — уточнить способности и потребности пациента, помочь в решении индивидуальных психологических проблем.

Программа социальной помощи включает изучение домашнего окружения инвалида, его семейных взаимоотношений; периоди- ческие беседы с его близкими для соучастия в удовлетворении нужд пациента; организацию дискуссионных групп, где родители могли бы обмениваться опытом; организацию использования мест-

ных ресурсов (различных реабилитационных агентств, летних ла- герей, служб помощи по хозяйству и пр.). Цели программы — содействовать вовлечению семьи инвалида, помогать в решении практических и личностных проблем.

Образовательная и тренировочная программа состоит из разви- вающей части (начиная с младенчества) программы подготовки к школе, специального обучения умственно отсталых. Ее цель — свести до минимума нарушения обучения, развивать интеллекту- альные и социальные навыки и умения.

Реабилитационные центры для больных с ДЦП часто предла- гают и другие службы и программы, прямо или косвенно влияю- щие на реабилитационный процесс. Это могут быть курсы домо- водства, курсы прав потребителя — вплоть до участия пациентов в исследовательских работах, связанных с диагностикой и лече- нием, и пр.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.