Особенности психомоторного развития младших школьников с дцп

Психологические особенности детей с ДЦП проявляются достаточно рано из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то ребенок будет хорошо идти на контакт.

Задержка в развитии проявляется в образе психического инфантилизма, при котором страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Чем сильнее у ребенка проявляется детский церебральный паралич, тем сложнее ему адаптироваться психически и физически среди своих ровесников.

На развитие личности оказывает большое влияние социальная сфера, а преимущественно отношение родителей к ребенку и его недугу. От уровня просвещенности семьи в вопросах общения с детьми с ДЦП зависит будет ли ребенок развиваться интеллектуально и физически или же затормозится на определенном уровне развития. Так же большое значение оказывают так называемые биологические факторы, к которым относятся:

· степень тяжести заболевания;

· степень структурных изменений мозга;

Детям с ДЦП предоставляется достаточно возможностей для развития (реабилитационные центры, центры досуга), но не каждая семья может себе это позволить.

Из-за сильных ограничений опорно-двигательного аппарата дети с детским церебральным параличом малоподвижны и поэтому способствуют поддержанию их относительно нормального состояния сбалансированное питание, массажи, занятия со специалистами. Это помогает сохранить психическую деятельность и поддерживать ее развитие.

Дети с менее выраженными дефектами вполне могут социализироваться. Если их движения не сильно нарушены, сохранен интеллект, присутствует предметная деятельность и они могут играть, то такие дети направляются для обучения в обычные школы и ведут вполне обычный образ жизни.

Процесс социализации детей с детским церебральным параличом усложняется тем, что общество не всегда готово принять их. Большинство родителей запрещают своим детям общаться с детьми, страдающими ДЦП из-за необоснованного страха. Из-за этого такие дети чувствует себя изгоями и их общение ограничивается родителями, врачами, медсестрами, социальными работниками, другими детьми-инвалидами.

Так как ребенок с ДЦП с ранних лет ограничен в общении, то у него не складываются привычные для нас понятия о морали и правилах поведения в обществе. В связи с этим его поведение может носить невротический характер:

· необоснованные страхи, кошмары.

Большую часть времени ребенок с ДЦП проводит в замкнутом пространстве, что усугубляет проблему невротического поведения и ограничивает его возможности в познавании мира, так как он не выходит за пределы собственной комнаты. В свою очередь это может привести к опасному состоянию – психической деривации, которое из-за особенностей психики ребенка с ДЦП будет развиваться стремительнее, чем у здорового ребенка. Психическая деривация может привести к серьезному отставанию психического развития, деградации.

Такие состояния имеют особую опасность для детей с сильными ограничениями опорно-двигательного аппарата, так как те не могут позволить себе полноценное общение, не смотря на то, что интеллект может быть сохранен на достаточном уровне. Таким детям нужно уделять особое внимание, заниматься с ними и в случае, если ребенок не может самостоятельно посещать школу или другое какое-либо учебное заведение, необходимо обеспечить обучение на дому, что позволит ребенку развиваться и получить образование.

Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача, который оценивает физическое состояние и психическое развитие ребенка и делает заключение, может ли он обучаться в школе. Затем необходимо определиться с типом школы. Если состояние ребенка позволяет ему учиться в обычной школе, то ему предоставляется данная возможность. Такие ученики вряд ли будут лучше всех, но закончить школу вполне могут и если им это удастся, то в дальнейшем можно пройти профессиональное обучение, а затем найти работу.

Если врач делает заключение, что тяжесть физического состояния или состояние психики не могут позволить ребенку посещать обычную школу, то родителям предлагают выбрать специальное учебное заведение. Крайне редко, при тяжелой форме повреждения нервной системы, детей с ДЦП признают необучаемыми.

Основными параметрами для оценки возможностей обучения являются личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей.

Личностные качества могут быть на достаточно высоком уровне и зависят от степени поражения мозга. Сохранность мозговой активности позволяет ребенку с ДЦП воспринимать весь спектр эмоций. Обычно такие дети не теряют связи с реальностью, являются очень доброжелательными и сострадающими, но нередко у них проявляется психический инфантилизм. Он проявляется в личностных изменениях и связан с неравномерным развитием различных участков мозга. Дети с ДЦП страдающие инфантилизмом в своих действиях стремятся к получению удовольствия, они не умеют различать свои и чужие потребности, у них полностью отсутствует чувство сопереживания.

Так как у детей с детским церебральным параличом очевиден недостаток общения в социуме, у них проявляется отсутствие предметной деятельности, они имеют смазанные представления о мире вокруг, своей роли, положении в нем.

Игровая деятельность имеет большое значение в формировании личности и психики детей с ДЦП. Ребенку необходимо все разъяснять до мельчайших подробностей даже в обращении с простыми игрушками, если правильно вовлекать ребенка в игру, оказывать ему поддержу, то это поможет овладеть ему множеством полезных навыков.

В 30-50% случаев заболеваний интеллект у детей, страдающих ДЦП, снижен. Что зависит, как уже говорилось ранее, от ответственности родителей. Если они будут заниматься с детьми, развивать их, то ребенок будет расти интеллектуально и чувствовать себя более полноценным. Но если оставить ребенка с сохраненным интеллектом без развивающих занятий, то уровень его умственных способностей начнет падать.

Дети с тяжелой формой ДЦП не понимают назначения игрового процесса и не способны поддерживать какое-либо общение. Это происходит из-за сильного повреждения центральной нервной системы. Детей с таким состоянием обучают элементарным правилам самостоятельного ухода насколько это возможно.

Важную роль в определении готовности ребенка с ДЦП к обучению играет его волевая готовность, которая подразумевает под собой, что ребенок 6-8 лет понимает важность и значимость учебного процесса, что он способен контролировать свои действия. Если же волевая готовность присутствует не в полной мере или отсутствует вовсе, то обучение в обычной школе невозможно.

Наиболее важная часть волевой готовности — наличие мотивации. Мотивации могут быть разнообразными, например: узнать что-то новое, освоить профессию, приобрести новые навыки. Психологические особенности малышей школьного возраста с ДЦП таковы, что для них не всегда ясна роль обучения, что является причиной отсутствия мотива.

У детей с ДЦП наблюдаются психоорганические расстройства, которые проявляются стертостью, нечеткостью личностных реакций, органической их окрашенностью. Поэтому переживания собственного дефекта не всегда полностью осознаются в этом возрасте, они могут сочетаться с недостаточной критической самооценкой в целом. Младший школьник проявляет слабые волевые усилия для преодоления дефекта и завоевания равного или лидирующего положения в семье, школе. Большое значение здесь имеют, помимо неблагоприятных условий воспитания, астения, апатические расстройства, адинамия, снижение уровня познавательной деятельности.

По результатам исследования детей младшего школьного возраста , больных ДЦП, которое проводили И. И. Мамайчук и Г. В. Пятакова в ЛНИДОИ им. Турнера в 1985-1988 гг., выявили такие особенности личности, как неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, легкая возбудимость, недостаточно адекватная самооценка.

Л. И. Баквин отмечал у младших школьников с ДЦП независимо от формы нарушения эгоцентризм, себялюбие, требовательность; он связывает это с тем, что развитие этих детей происходит в узком кругу, и они оторваны от общественной жизни. С другой стороны, из-за непосильных требований родителей или, наоборот, из-за чрезмерного сужения опеки дети не уверены, несамостоятельны, испытывают постоянное чувство тревоги, собственной неполноценности. У них могут возникать реактивная депрессия, тревога, апатия, негативные характерологические реакции и сдвиги в поведении.

Таким образом, дети младшего школьного возраста с детским церебральным параличом имеют немало психологических особенностей, изучение которых необходимо для улучшения качества жизни таких детей. Выше указанная информация позволяет оценить важность наличия полноценных пространственных представление для детей с ДЦП.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Нозологиче­ские формы. Детский церебральный паралич (ДЦП)

Причины нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) фактически не отличаются от таковых при других нарушениях развития. Любые инфекционные заболевания мате­ри (особенно такие, как грипп, герпес, хламидиозы и др.), а также ее сердечно-сосуди­стые и эндокринные нарушения; несовместимость плода и матери по резус-фактору или группам крови создают риск нарушений ОДА. Опасна анемия беременной. Еще опасней травмы, ушибы плода, которые могут произойти на больших сроках бере­менности при падении матери или какой-то катастрофе. Очень опасны интоксика­ции, а также, хронически действующие на будущего ребенка экологические вредно­сти, рентгеновское излучение. В последние два десятилетия стали отводить большую роль токсоплазмозу, т.к. антитела к токсоплазмам находили у каждой пятой матери ре­бенка с детским церебральным параличом. ЦНС ребенка может быть повреждена в ро­дах (стремительные, затяжные, вторичная слабость родовой деятельности, акушер­ские пособия). Все эти факторы провоцируют и асфиксию, и кровоизлияния в мозг.


Вместе с тем далеко не каждое повреждение ЦНС в ходе родового акта заканчивается па­тологией опорно-двигательного аппарата. Cовременные исследователи полагают, что в родах преимущественно травмируется уже неполноценная нервная система. Поврежден­ный внутриутробно мозг провоцирует и асфиксию при рождении, и гипотрофию плода (задержку внутриутробного развития), и, возможно, способствует поздним вы­кидышам, которые сейчас после срока в 24 недели беременности, квалифицируются как роды. Поэтому достаточно закономерно, что при преждевременных родах и появлении на свет ребенка с очень малым весом (менее 1000 г) фактически каждый второй выхоженный малыш окажется с повреждением ОДА.
После рождения, помимо общеизвестной пагубной асфиксии, а также травм с ушиба­ми головы и нейроинфекций у ребенка до полугода, следует упомянуть осложнения после профилактических детских прививок. В возникновение детского церебрального паралича вносит свой вклад и генетическая предрасположенность. Есть данные, что родственники таких детей значимо чаще страдали нервно-психическими расстройствами, например, эпилепсией [4].

Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата. К ним относят­ся: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство). Ранее нару­шения опорно-двигательного аппарата чаще всего встречались у детей, перенесших по­лиомиелит , который сейчас предупреждается прививками.
Перечисленные виды патологии имеют разный прогноз. В большинстве случаев они не приводят к дизонтогенезу психики, хотя психологические последствия, связанные с переживанием физического недостатка закономерны. Исключением является детский це­ребральный паралич (ДЦП). ДЦПпреимущественно представляет собой резидуаль­ные (остаточные) проявления перинатального поражения мозга и имеет медленно ре­грессирующее течение. Он занимает ведущее место среди нарушений опорно-двига­тельного аппарата у детей. Впервые ДЦП был описан Вильямом Литтлем в 1861 году. Термин же впервые предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году, еще до начала своих за­нятий психологией.
ДЦП – обобщенное название для тяжелых заболеваний ЦНС, проявляющихся в виде различных двигательных, когнитивных и речевых нарушений. На первый план выхо­дят ограничения произвольных движений. Двигательные нарушения при ДЦП обу­словлены тем, что поражение незрелого мозга приводит к формированию и закреплению патологических двигательных рефлексов, а отсутствие движений и вынужденное положе­ние поврежденных конечностей способствует формированию контрактур . [26, 27].
К.А. Семенова выделяла три стадии течения ДЦП: начальную, раннюю резидуаль­ную и позднюю резидуальную с двумя степенями тяжести течения. Первая стадия за­болевания начинается непосредственно после рождения или в период новорожденности; вторая - ранняя резидуальная стадия обычно выявляется в 4-5-месячном возрасте и длит­ся до 2-3 лет, в тяжелых случаях она может перейти в третью - позднюю резидуальную стадию значительно раньше - в 6-8 мес. Окончательное формирование патологического двигательного стереотипа и появление контрактур и деформаций на основе неврологиче­ских синдромов, развернувшихся в течение первых двух стадий, происходит на третьей стадии заболевания.
Классификаций ДЦП за полтора века предложено более двух десятков. В России приня­та классификация К.А. Семеновой (предложена в 1974-1978 годах). В соответствии с ней выделяется пять основных форм ДЦП.

56. Формы ДЦП по К.А. Семеновой:

1.Спастическая диплегия (болезнь Литтла)
Наиболее часто встречающаяся форма (50%). Имеет место двустороннее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие центрального двигательного нейрона.
Двигательные нарушения-тетрапарез (поражены руки и ноги), нижние конечности поражены в значительно большей степени.
Основной признак - повышение мышечного тонуса в конечностях с ограничением силы и объема движений в сочетании с сохраняющимися тоническими рефлексами.
Тяжесть речевых, психических и двигательных расстройств варьируется в широких пределах, это связано с временем и силой воздействия вредных факторов.

2.Двойная гемиплегия
Самая тяжелая форма ДЦП. Тотальное поражение мозга, прежде всего больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо руки поражены сильнее. Клинические проявления - преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов.

3.Гемипаретическая форма ДЦП
Она характеризуется односторонним поражением одноименных (левых или правых) конечностей (руки и ноги).Имеет место поражение преимущественно одного полушария, его корковых отделов и ближайших подкорковых ядер. Нарушение корковых функций одного из полушарий проявляется в виде гемипареза.
Эти дети обучаемы.

4.Гиперкинетическая форма ДЦП
Наблюдается у 20-25% больных. Эта форма связана с поражениями подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений - гиперкинезов. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при волнении, а также при утомлении и при попытках выполнения любого двигательного акта.
В 60-70% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, особенно тонкая моторика, в значительной степени нарушены.

5.Атонически-астатическая форма ДЦП
Имеет место поражение мозжечка и лобных отделов мозга.
Двигательная патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).

Интеллект варьирует от ЗПР до у.о. различной степени тяжести.
При поражении лобных отделов мозга дети малоэмоциональные, безразличны к окружающим, малоинициативные, могут быть очень агрессивными, у.о.-в 55% случаев(дебильность или имбецильность).

57. Психологические особенности детей с ДЦП и сохранным интеллектом: особенности познаватель­ной сферы, эмоциональной сферы, личности.

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киселевская Н. А.

Предлагаемый материал имеет своей целью освещение вопросов, касающихся особенностей психомоторного развития детей раннего возраста с ДЦП и их медико-психолого-педагогической коррекции .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киселевская Н. А.

Peculiarities of psychomotor development of small children with cerebral spastic infantile paralysis and medical-psychological-pedagogical correction

The proposed material has the aim to cover problems, connected with the peculiarities of psychomotor development of small children with cerebral spastic infantile paralysis and their medical-psychological-pedagogical correction .

41. Gorman J. Characteristics metals used in implants // S. En-dourol. - 1997. - Vol. ll, № 6. - P.383-389.

42. Harnroongroi P, Tantikul Keatkor S. The clavicular fracture: a biomechanical study of the mechanism of clavicular fracture and modes if the fracture // J. Med Assoc Thai. — 2000. - Vol. 83, № 6. - P.663-667.

43. Kao F.C., Chao E.K., Chen C.H., et al. Treatment of distal clavicke fracture using Kischner wires and tension-band wires // J. Trauma. - 2001. - Vol. 5L, № 3. - P.522-525.

44. Kljnz A., Hockertz T, Reilmann H. Clavicular fractures Un-fallchimrg // J. Trauma. - 2001. - Vol. 104, № 1. - P.70-81.

45. Madu C.N, Guint D.J, Normolle D.P., et al. Definition of the supraclavicular and infraclavicular nodes: implications for three-dimensional CT-based conformal radiation therapy // Radiology. - 2001. - Vol. 221, № 2. - P333-339.

46. Оh C.W., Kyund H.S., Kim P.T., Ihn J.C. Failure of internal fixation of the clavicle in the treatment of ipsilateral clavicle

and glenoid necr fractures // J. Orthop Sci. — 2001. — Vol. 6 № 6. - P601-603.

47. Parry D.J, Waterworth A., Scott D.J. Post-traumatik clavicular pseudo-arthrosis-an unusual case ofvenous thoracic outlet syndrome // Eur. J. Vase Endovase Surg. — 2000. — Vol. 20, № 4. — P.403-404.

48. Scmidt-Rohlfmg В., Niedhart С., Schwer E.H., et al. Clav-icelar pseudarthrosis in childhood: diagnosis, clinical aspects, therapy and results // Z. Orthor Ihre Grenzgeb. — 2001. — Vol. l39, № 5. — P447-451.

49. Sutherland A.G., Knight D.J. Bilaneral fractured clavicles-a pair of cases // Acta Orthop Bekg. — 2000. — Vol. 66, № 3. — P306-307.

50. Williams G.R., Narania J., Karduna A., et al. The floating shoating shoulder: a biomechanicai basis for classification and management // J. Bone Joint Surg. Am. — 2001. — Vol. 83-A, № 8. — P. 182-187.

Адрес для переписки:

г. Новосибирск-48, ул. Немировича-Данченко, 137/2, кв.13,

дом. тел. (8-383-344-50-73), моб. 8-923-246-48-24, Фомичев Максим Викторович — врач-травматолог МУЗ ГКБ №2 г. Новосибирска, соискатель кафедры травматологии и ортопедии Новокузнецкого ГИУВа

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ИХ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

(Иркутский государственный педагогический университет, ректор — к.ф.-м.н., проф. А.В. Гаврилюк, кафедра клинико-психологических основ дефектологии и логопедии, зав. — к.пс.н., доц. Е.Л. Инденбаум)

Резюме. Предлагаемый материал имеет своей целью освещение вопросов, касающихся особенностей психомоторного развития детей раннего возраста с ДЦП и их медико-психолого-педагогической коррекции.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, психомоторное развитие, медико-психолого-педагогическая коррекция.

PECULIARITIES OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF SMALL CHILDREN WITH CEREBRAL SPASTIC INFANTILE PARALYSIS AND MEDICAL-PSYCHOLOGICAL-

N.A. Kiselevskay (Irkutsk State Pedagogical University)

Summary. The proposed material has the aim to cover problems, connected with the peculiarities of psychomotor development of small children with cerebral spastic infantile paralysis and their medical-psychological-pedagogical correction. Key words: cerebral spastic infantile paralysis, psychomotor development, medical-psychological-pedagogical correction.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. Эти поражения объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода. Раннее поражение мозга обязательно в дальнейшем проявляется в той или иной степени нарушенным развитием. Несмотря на равную вероятность поражения всех отделов нервной системы, при действии патогенных факторов на развивающийся мозг, прежде всего и сильнее всего страдает двигательный анализатор. В силу того, что

страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы.

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) является фактором риска по возникновению у ребенка двигательной патологии. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев двигательного анализатора, а также психического развития. С возрастом, при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно формируется более сложная патология, нарушения развития закрепляются, что часто приводит к тяжелой двигательной патологии — детскому церебральному параличу (ДЦП).

У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными функциями: с трудом и с опозданием формируются функция удержания головы, навыки самостоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубые двигательные расстройства, а на другом — минимальные. Речевые и психические нарушения, так же как и двигательные, варьируются в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут быть минимальными, а при легких двигательных расстройствах встречаются тяжелые нарушения психики и речи.

Традиционным в лечении двигательной патологии, в т.ч. и ДЦП, является коррекция формирующегося патологического двигательного стереотипа. В то же время такие важнейшие социально значимые функции, как познавательная деятельность и речь, остаются как правило, за рамками коррекционной работы. К сожалению, психолого-педагогическая работа по развитию психических и речевых функций, коррекция их нарушений, начинается слишком поздно (только после 3-5 лет), когда сензитивный период развития психики и речи оказывается упущен. Не только родители, но и некоторые специалисты, принимающие участие в восстановительном лечении детей с двигательной патологией, не понимают важности проведения одновременной коррекционной работы со всеми функциональными системами.

Созревание психической деятельности детей с ДЦП задерживается во времени, начиная с первых недель жизни. Большая роль в отклонениях психического развития детей принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Эти отклонения обусловлены, по мнению Е.Ф.Архиповой, недостаточностью практического опыта детей с ДЦП, а также ограниченностью их коммуникативных связей [1]. Спонтанное развитие детей задерживается в темпе и патологически искажается по содержанию. Выраженные двигательные нарушения у детей с церебральным параличом с первых дней жизни ребенка создают неблагоприятные условия для его развития: вынужденное положение в кровати, ограниченность и невозможность произвольных движений, нарушения хватательной и манипулятивной деятельности рук, выраженность тонических рефлексов — все это способствует недостаточному формированию сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, познавательной деятельности. Для выявления возможностей психического развития детей, страдающих ДЦП, большое значение имеет оценка уровня развития их сенсорных функций, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. В большинстве случаев в процессе общения проявляются следующие особенности психической деятельности детей, страдающих ДЦП: низкий эмоциональный фон, инактивность, высокая истощаемость, неустойчивость внимания. Оценка познавательных возможностей ребенка с ДЦП в этом возрасте чрезвычай-

но сложна. У детей раннего возраста, страдающих ДЦП, отсутствует активность зрительного восприятия: они не отыскивают глазами удаленный или упавший предмет, не рассматривают игрушку, не оглядываются по сторонам в новой обстановке. У них наблюдается отсутствие или недостаточность практической деятельности, они затрудняются воспроизвести показанные взрослыми действия с игрушками, плохо включаются в игру, не могут организовать собственную игровую деятельность. В ходе самостоятельных занятий с игрушками они не в состоянии использовать их по назначению.

Общение детей с окружающими часто реализуется посредством недифференцированных движений тела, сопровождающихся немодулированной вокализацией. На более высоком уровне развития эмоциональных реакций общение ребенка со взрослыми строится посредством дифференцированных мимических реакций и звуковых проявлений. В некоторых случаях дети пользуются такими средствами общения, как жест, мимика, лепетные слова. Развитие понимания речи у ребенка раннего возраста с ДЦП, имеющего сенсорные нарушения, в значительной степени зависит от взрослого, от того объема информации о предметах и их свойствах, которые он получает из окружающего мира. Поэтому в данном случае можно говорить о сенсорной депривации. В речевом развитии отставание начинается у таких детей с младенчества: вовремя не появляется гуление, а затем и лепет. У этих детей на низком уровне развития находятся фонематический слух и артикуляционный аппарат, которые являются предпосылками речевого развития. Исследователи отмечают, что у детей раннего возраста с ДЦП эмоциональные реакции мало дифференцированы и неадекватны. Особенностью эмоционально-волевой сферы этих детей является в одних случаях вялость и безучастность, а в других — обидчивость и возбудимость [2,3,4,5].

Установлено, что не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных расстройств и психических нарушений — например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций или психики в целом. Для детей с ДЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами [6].

Таким образом, дети раннего возраста с ДЦП отстают по основным линиям развития от нормально развивающихся сверстников. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медикаментозное, так и коррекционное психолого-педагогическое воздействие.

Во всех случаях аномалия моторного развития отчасти обусловливает, отчасти маскирует целый комплекс интеллектуальных, эмоциональных и речевых расстройств, которые сопутствуют двигательным нарушениям в клинической картине ДЦП. Именно нарушения двигательного статуса, отставание в моторном развитии ребенка в первую очередь обращают на себя внимание специалистов и родителей и являются основанием для направления ребенка в профильную клинику. В большинстве крупных клиник, специализирующихся на оказании помощи больным ДЦП, существуют психолого-педагогические службы. Эти службы возникли в 70-е годы XX века. Большую роль в их становлении сыграли К.А. Семенова и И.И.Мирзоева [2]. Будучи клиницистами, они, тем не менее, активно реализовывали принцип комплексной медико-психологопедагогической коррекции и реабилитации при открытии психоневрологических отделений для восстановительного лечения детей с ДЦП.

В конце 70-х — первой половине 80-х годов XX века был разработан и опубликован ряд пособий и методических рекомендаций, посвященных вопросам органи-

зации психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП [3,4,5,6]. В этих работах были определены основные принципы, определяющие систему и последовательность коррекционно-развивающего воздействия на детей с двигательными нарушениями раннего возраста. Среди них можно выделить следующие:

- комплексный характер коррекционной работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех моторных, познавательных и доречевых функций, а также предупреждение и коррекция их нарушений;

- раннее начало онтогенетически последовательного коррекционно-развивающего воздействия, опирающегося на сохранные функции. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка;

- коррекционная работа основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Сочетание логопедической работы с восстановительным лечением (медикаментозные средства, массаж, ЛФК, физиотерапия, ортопедическая помощь) является важным условием комплексного воздействия специалистов медико-пси-холого-педагогического блока. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача и инструктора ЛФК, их общая позиция в ходе медико-психолого-педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции важно учитывать взаимосвязь двигательных, психических и речевых расстройств при ДЦП, общность поражения артикуляционной и общей моторики. При этом необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук;

- коррекционная работа организуется в рамках ведущей деятельности. При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности — эмоциональное общение ребенка со взрослыми;

- развитие скоординированной системы межанали-заторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно задействовать одновременно несколько анализаторов;

- динамическое наблюдение за психофизическим развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями;

- гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы;

- тесное взаимодействие с родителями и социальным окружением ребенка, которое является залогом эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Необходима такая организация среды, которая могла бы максимально стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания на его психи-

1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. — М.: Просвещение, 1989. — 76 с.

3. Левченко И.Ю., Павловская Н.Т. Психолого-педагоги-ческая реабилитация больных детским церебральным параличом в условиях стационара // Коррекционная педагогика. — 2006. — Т. 14, № 2. — С.5-12.

ческое состояние. Только семья может закрепить у ребенка те навыки, которых добились в процессе коррекционной работы с ним врач, инструктор ЛФК, логопед-дефектолог. Мать и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками коррекционно-развивающей работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии.

В настоящее время, на наш взгляд, медико-психо-лого-педагогическая коррекционная работа с детьми раннего возраста, страдающими ДЦП, должна проводиться в процессе целенаправленного общего развития ребенка. Основными направлениями этой работы могут являться:

- нормализация тонуса мышц, моторики артикуляционного аппарата;

- развитие голоса и дыхания;

- развитие эмоционального общения со взрослыми;

- развитие сенсорных процессов (зрительного и слухового сосредоточения, двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания, локализации звука в пространстве);

- стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности;

- формирование движений руки и действий с предметами;

- формирование понимания речи.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что для детей с ДЦП, поступающих в дошкольные учреждения, часто бывает упущено время начала меди-ко-психолого-педагогической коррекционной работы. Проведя исследование психомоторного развития дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата детского сада компенсирующего вида № 18 г. Иркутска удалось выявить значительные отставания в развитии познавательной деятельности и речи рассматриваемой категории детей. Таким образом, это еще раз подтверждает значимость раннего начала медико-пси-холого-педагогической коррекции при работе с детьми раннего возраста, имеющими ДЦП.

Практика показывает, что дети, даже с нерезко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в развитии и обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими значительные отклонения в развитии, позволяют достичь заметных результатов. Причем, чем раньше начаты занятия, тем они более эффективны.

В силу сложности и многообразия проявлений двигательной, интеллектуальной и речевой недостаточности для детей раннего возраста с ДЦП нет и не может быть единой стандартной программы, равно как и стандартной схемы занятий в работе с ними. Каждый ребенок требует индивидуального подхода, каждый этап обучения решает четко определенные задачи, каждый метод коррекционного воздействия должен применяться с учетом показаний и противопоказаний у конкретного ребенка.

4. Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. В кн.: Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП /Под ред. К.А. Семеновой.

- М.: ЦНИИЭТИН, 1991. - С.97-119.

5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М: Академия, 2001. — 189 с.

6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2000. — 224 с.

Адрес для переписки:

664075 г. Иркутск, ул. Байкальская 226-16, тел. (3952) 51-35-69;

Киселевская Нина Алексеевна - канд. психол. наук, доцент кафедры клинико-психологических основ дефектологии и логопедии Иркутского государственного педагогического университета, учитель-логопед высшей кв. категории

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.