Особенности работы на уроке с детьми с дцп


В данном материале перечисляются особенности детей с детским церебральным параличом, а так же даются рекомендации учителям по работе с этой категорией.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_raboty_uchitelya_s_rebenok_s_detskim_tserebralnym_paralichom.doc 18 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок с детским церебральным параличом

Главным для ребенка является:

  • уверенность в себе и умение нравиться себе;
  • умение общаться с другими людьми;
  • навыки самообслуживания.

Особенности детей с детским церебральным параличом:

Условия работы с детьми с детским церебральным параличом:

  • Одним из важных условий работы с детьми с детским церебральным параличом является создание условий полноценного личностного развития .
  • Контроль за выполнением заданий как во время выполнения,так и после и обязательное доведение до конечного результата.
  • Постоянное наблюдение за ребенком в учебно-воспитательном процессе.
  • Необходимо отталкиваться от того, что ребенок умеет больше всего.
  • Будьте терпеливы и наблюдательны.
  • Дети не учатся беспрерывно,они нуждаются в отдыхе.
  • Внимательно наблюдайте за ребенком,старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует сформированные навыки.
  • Разговаривая с ребенком,давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.
  • Будьте последовательны , двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.
  • Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.
  • Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.
  • Чаще хвалите и пообщряйте ребенка.
  • Будьте практичны,давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов — это способствует развитию самостоятельности.
  • Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.
  • Обязательно должна проводиться работа в группе, так как дети не умеют дружить.
  • Нельзя показывать жалость.
  • Идти на мотивационном компоненте.

Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. .

В статье представлена характеристика развития детей, имеющих сочетание ДЦП и интеллектуальной недостаточности.

Серия игр и упражнений на коррекцию сенсорного восприятия(форма, величина, цвет).Подборка игр и упражнений в стихотворной форме.

В данном материале изложены особенности детей с детским церебральным параличом. Условия работы учителя-предметника и методические рекомендации для этой категории детей.

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом".

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП.

Материал может быть полезен при проведении занятий адаптивной физической культурой с детьми с ДЦП младшего школьного возраста.

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих.Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12.Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения.Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Д.А.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Д.А.

PSYCHO-PEDAGOGICAL FEATURES OF MUSIC LESSONS FOR CHILDREN WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM (FOR EXAMPLE, WORK WITH STUDENTS SUFFERING FROM CEREBRAL PALSY)

This article is consider the sphere оf musical education in secondary school for children with cerebral palsy. ne article considers psycho-pedagogical features children with cerebral palsy. Such as attention deficit, high exhausti-bility, limited memory capacity, limited world visions, features of emotional sphere, motivation problem, self-help capabilities etc. It highligts a complex of special types of learning activities at the musical lesson with children with cerebral palsy. The author offers to the discussion a point of how the pedagogical and psychological specific of this disease must change the way of learning music and make it more effective for children with cerebral palsy. Such consideration of issues is identifies features that suggest us to idea of changing traditional form of activities at the musical lesson for special needs pupils. In the article, we can find describing also methodical reception for music education children with cerebral palsy. The observed data based on a practical work of the author with children for children with cerebral palsy.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА МУЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, СТРАДАЮЩИМИ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП))

Ключевые слова: педагогические технологии для ДЦП, особенности обучения музыке детей с ДЦП.

История обучения детей с ДЦП. Исторически сложилось так, что осознание обществом необходимости специальных условий обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), в частности, с детским церебральным параличом (ДЦП), складывалось достаточно долго. В конце XIX — начале ХХ веков в столицах и крупных городах Европы (в Лондоне, Копенгагене, Стокгольме, Мюнхене и др.) для детей с двигательными нарушениями начинают создаваться не только приюты и учреждения по

уходу, но и лечебные учреждения, в которых осуществляются мероприятия по их физической реабилитации и лечению, появляются педагогические подходы к оказанию комплексной (педагогической, медицинской и социальной) помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Первоначально это проявлялось в виде элементарной педагогической поддержки пациентов ортопедических медицинских учреждений некоторых городов (в Вюрцбурге, Штутгарте, Лейпциге и Берлине). Медико-педагогическую работу

в них осуществляли известные в то время врачи Я. Гейне, Е. Краус, Й. Блемер. В 1913 г. в Нью-Йорке открывается государственная школа надомного обучения детей и подростков с ДЦП [1].

К началу XXI века в России в системе образования функционировало более 70 школ для детей с детским церебральным параличом, а также специализированные детские сады и группы «Осо-

В наше время, когда общее образование взяло курс на инклюзию, становится необходимым обобщить опыт, наработанный в этой сфере кор-рекционного образования, а также опыт работы педагогов-практиков с их яркими методиками. Идея о том, что каждому ребенку с ОВЗ и, в частности, с НОДА, необходим свой образовательный маршрут, который позволил бы удовлетворить его образовательные потребности, отраженные теперь в новых ФГОС для детей с ОВЗ, заставляет нас включать специальные методики в перечень используемых обычным учителем на стандартном уроке материалов. То есть фактически каждый учитель музыки должен овладеть методами работы с детьми с ДЦП. Этот факт требует направленной работы по созданию системы обучения и методической поддержки педагогов, работающих с детьми с ДЦП на уровне содержания профессионального образования и курсов повышения квалификации.

Специфические особенности учеников с ДЦП. Для понимания сути того, каким образом можно и нужно учитывать в работе на уроке музыки психологические и физиологические особенности детей с ДЦП, необходимо разобраться со специфическими ограничениями, которые создает их заболевание.

По классификации К.А. Семеновой выделяются пять форм церебрального паралича. В основу этой классификации положена специфика клинической картины, которая в значительной мере обусловлена разным характером поражения мозга.

Спастическая диплегия. При ней отмечается высокий (спастический) тонус мышц сгибателей конечностей, тетрапарез (парезы обеих рук и ног), при котором руки страдают меньше, чем ноги.

Гемипаретическая форма. Парезы одной стороны тела (поражение тяжелей в верхних конечностях).

При гиперкинетической форме гиперкинезы могут сочетаться с парезами или выступать как самостоятельный вид расстройств.

Атонически-астатическая форма. Характеризуется низким мышечным тонусом (атония), трудностью формирования вертикальной позы (астазия), нарушениями равновесия и координации движений (атаксия), динамическим тремором, который усиливается по мере развития двигательного акта. В половине случаев сопровождается олигофренией.

Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма ДЦП. Дети не ходят, не стоят, не сидят, не держат голову. Сочетается с умственной отсталостью [5].

Психолого-педагогические особенности детей с ДЦП. В связи с имеющимися у детей с ДЦП особенностями развития, необходимо выделить следующие особенности функционирования психических функций детей, которые необходимо учитывать в работе:

• Ограниченный объем памяти и воспроизведения;

• Ограниченность представлений о мире;

• Особенности эмоционально-волевой сферы;

• Низкое формирование мотивационных компонентов;

Дефицит внимания. В связи с дефицитом внимания необходимо дозировать учебную нагрузку, обеспечивать необходимые паузы в подаче материала, насыщать урок различными по интенсивности видами музыкальной деятельности.

Урок музыки, в связи с этой особенностью, может представлять собой своеобразную последовательность (карусель) из разных видов деятельности, порядок и длительность которых обусловлены спецификой конкретной группы или ребенка.

Пример такой карусели может состоять приблизительно из таких частей:

• Разучивание новой песни;

• Изложение новой темы и слушание/анализ музыки;

• Повторение знакомой песни/музыки и материала пройденной темы;

• Движение под музыку;

Смена видов деятельности должна учитывать разную интенсивность требуемых интеллектуальных и физических усилий обучающихся. Самое важное, значимое и трудоемкое задание целесообразно помещать в ту часть урока, где учащиеся могут максимально сосредоточиться и лучше всего работают. Как правило, это вторая или третья часть урока. При необходимости один из видов деятельности может быть заменен физкультминуткой, направленной на расслабление, либо паузой, во время которой ребенок расслабляется самостоятельно или делает специальное упражнение под музыку или в тишине.

Высокая истощаемость. В связи с этим фактором нужно дозировать нагрузку урока так, чтобы ученик не истощился и смог продолжить обучаться на следующем уроке и осуществлять бытовые действия. Так, к примеру, урок из 40 минут целесообразно поделить на 5-6 частей, как было рассмотрено в ситуации преодоления дефицита внимания. Части могут быть неравномерными, состав и продолжительность их может варьироваться в зависимости от особенностей

группы. Хорошо, если порядок следования частей постоянен и визуально сопровождает урок. Это может быть карта-схема, размещенная на доске или в виртуальной среде урока. При переходе от одного вида деятельности к другой ученики осознают, в каком разделе урока они находятся. Это позволит им распределить свои силы. В свою очередь и педагог сможет организовывать урок таким образом, чтобы имеющийся у ученика ресурс был распределен с учетом общей учебной нагрузки.

Для преодоления высокой истощаемости возможно использовать специальные упражнения. Так, например, если ученик эмоционально лабилен, у него усиливаются спастические проявления, мы можем выбрать музыкально-терапевтическую форму работы. Выбрать для прослушивания радостный мажорный музыкальный фрагмент, в спокойном темпе с ровным ритмом, в умеренном темпе. Таким образом, мы сможем добиться снятия мышечного напряжения, нормализации дыхания и пульса. После выполнения такого упражнения можно будет переходить к следующим видам деятельности, запланированным в уроке.

Ограниченный объем памяти и воспроизведения. Учебная программа ученика с ДЦП должна соответствовать возможному для него уровню и внутри него должна быть скорректирована по объему содержания с целью создания адекватных условий для успешного обучения и развития ученика. Тестирование должно носить мягкий, но постоянный и накопительный характер. В самом начале обучения должен быть определен объем терминов, музыкальных фрагментов и понятий, которыми должен овладеть учащийся по соответствующей программе. Овладение материалом должно происходить с постоянным подтверждением его актуальности, то есть изученное и освоенное должно воспроизводиться в разных видах музыкальной деятельности. Многократное повторение и обращение к использованию терминов в разных контекстах и прослушивание музыкального материала должно привести к более устойчивому его закреплению. Тестирование должно быть привычной формой проверки усвое-

ния знаний и не вызывать стресса у ученика. Вопросы в тестированиях от раза к разу могут накапливаться и минимально ротироваться с тем, чтобы в конце учебного периода ученик был в состоянии ответить на вопросы по всему периоду обучения. Музыкальные фрагменты целесообразно собрать в коллекцию и сделать возможным постоянный доступ учащегося к этому материалу для прослушивания.

Ограниченность представлений о мире.

Необходимо учитывать в учебной деятельности ограниченность кругозора ученика. Расширение как предметного, так и общекультурного кругозора ученика является одной из первостепенных задач в обучении детей с ДЦП.

Также необходимым является здесь создание условий для накопления и развития слуховых впечатлений, создающих базис для формирования тембрового слуха, как одного из элементов развитой чувствительности к музыке разных стилей, что является важной составляющей музыкального образования. Ведь современная вседоступ-ность для прослушивания самых разных музыкальных направлений и стилей требует от людей элементарной грамотности: является ли тембр реальным или электронным, какова природа его возникновения. Подобный слуховой опыт и анализ может обогатить мир слуховых впечатлений ученика и сделать его музыкальный вкус более избирательным.

В целом нужно сказать, что ученики должны научиться пониманию смысла музыкального сообщения. Их контекст эмоционального восприятия должен расширяться вместе с музыкальным кругозором. В этом может помочь накопление восприятий различных видов музыкального искусства, осознание их эмоционального послания и осознание их места в жизни общества и в своей жизни.

Неадекватная самооценка. Дети с ДЦП часто обладают завышенной или заниженной самооценкой, что связано с особенностями течения самого заболевания.

Проведение рефлексии учебной деятельности ученика на уроке, в результате которой будет достигнут баланс между ожиданиями ученика и его результатами обучения, имеет чрезвычайно важное значение.

Процесс оценивания часто бывает болезненным как для ученика и родителя, так и для педагога. Сами критерии оценивания именно на уроке музыки являются спорными, оценивание относительно своих возможностей, усилий и достижений становится здесь более важным, чем соответствие внешним требованиям. Принцип парциаль-ности является важным при организации проверки знаний учеников на уроке музыки. Как правило при тестировании и отгадывании музыкальных фрагментов, которые многократно были прослушаны и обсуждены на уроках, ученики показывают достаточно хорошие результаты. Помочь учащимся тренироваться для выполнения проверочных работ могут специальные тестовые тренажеры, расположенные на электронном ресурсе в курсе обучения и доступные ученику в любое время. В ситуации выполнения таких заданий, ученик может самостоятельно оценить свой уровень знаний. Исправить неоднократно свои результаты, вернуться через некоторое время и заново выполнить задание. Все это увеличивает его шансы на успех во время проведения контроля знаний.

Низкая мотивация. Одним из важных факторов для формирования мотивации являются максимальная практическая направленность осваива-

емых знаний и навыков музыкальной деятельности, взаимосвязь учебных задач с более широкими личностными и социально-коммуникативными компетенциями школьника.

На уроке музыки учитель должен организовывать максимальное количество практических творческих задач, актуальных для учащегося. А весь теоретический материал базировать на опыте, который ученики получили в процессе выполнения практических и творческих задач.

Трудности самостоятельной деятельности. В связи с выраженными двигательными нарушениями, особенностями когнитивной и эмоционально-волевой сферы, связанными с течением тяжелого психо-неврологического заболевания, ученик имеет значительные ограничения самостоятельной деятельности.

Также, низкий уровень самостоятельной деятельности зачастую связан с отсутствием обучающих материалов, которые могли бы обеспечить ресурс для нее. В условиях дистанционного обучения с использованием специально разработанных обучающих ресурсов и наличием у учеников индивидуального компьютера и при необходимости специальных устройств, которые восполняют двигательные дефициты, становится возможными индивидуальная и групповая самостоятельная работа. Специально созданы учебные материалы, с

помощью которых учащийся способен сам выполнять задания и проверять себя, оценивать их результат без помощи учителя.

Заключение. Обобщая все вышесказанное, необходимо сказать, что урок музыки занимает одно из важных мест в образовательном процессе ученика с ДЦП, кроме того, он часто способствует решению задач, которые ставят перед собой индивидуальные коррекционные занятия. Музыкальная деятельность на уроке зачастую обращена к тем проблемным зонам организации жизни и индивидуальности ребенка, которые никак не задействованы на других уроках. Музыка участвует в развитии гармоничной личности ребенка.

Для эффективного обучения на уроке музыки необходимо задействовать все возможные методики и учебные материалы, специальное оборудование, все современные технологические достижения, чтобы возможно было обеспечить ученика адекватным его потребностям содержанием музыкального образования. А учителей музыки необходимо обеспечить всеми необходимыми знаниями, методическими и учебными материалами для организации эффективного обучения таких учащихся.

[1] Актуальные проблемы междисциплинарного подхода к этапной комплексной реабилитации детей с церебральным параличом: материалы научно-практического семинара с международным участием. М.: МГПУ, 2013, 203 с.

[2] Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом. М.: Закон и порядок, 2007, 616 с.

[3] Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология: учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. зав. / под ред. В.И. Лубов-ского. М.: Академия, 2003. С. 367—391.

[4] Махмудова Н.М. и др. Детский церебральный паралич: Клиника, терапия и организация медицинской реабилитации. Ташкент: Медицина, 1978. 230 с.

[5] Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья. / под ред. И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко, И.А. Никольской. М.: Национальный книжный центр, 2013. 336 с.

PSYCHO-PEDAGOGICAL FEATURES OF MUSIC LESSONS FOR CHILDREN WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM (FOR EXAMPLE, WORK WITH STUDENTS SUFFERING FROM CEREBRAL PALSY)

Moscow state university of education, Moscow, Russian Federation

Annotation. This article is consider the sphere оf musical education in secondary school for children with cerebral palsy. Ihe article considers psycho-pedagogical features children with cerebral palsy. Such as attention deficit, high exhausti-bility, limited memory capacity, limited world visions, features of emotional sphere, motivation problem, self-help capabilities etc. It highligts a complex of special types of learning activities at the musical lesson with children with cerebral palsy.

The author offers to the discussion a point of how the pedagogical and psychological specific of this disease must change the way of learning music and make it more

effective for children with cerebral palsy. Such consideration of issues is identifies features that suggest us to idea of changing traditional form of activities at the musical lesson for special needs pupils. In the article, we can find describing

also methodical reception for music education children with cerebral palsy. The observed data based on a practical work of the author with children for children with cerebral palsy.

Key words: children with HIA, music lesson, activities in the music-class disability.

[1] Aktual'nyye problemy mezhdistsiplinarnogo pod-khoda k etapnoy kompleksnoy reabilitatsii detey s tserebral'nym paralichom: materialy nauchno-prak-ticheskogo seminara s mezhdunarodnym uchastiyem. [Actual problems of the interdisciplinary approach to the complex rehabilitation of children with cerebral palsy: materials of a scientific and practical seminar with international participation.] Moscow, MGPU [Moscow State Pedagogical University], 2013, 203 p. (in Russian)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.