Отчет по практике лфк при дцп


курсовая работа Лечебная физическая культура как основное средство реабилитации детей с детским церебральным параличом Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.07.13. Год: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru:

Тема: Лечебная физическая культура как основное средство реабилитации детей с детским церебральным параличом.
Курсовая работа


Исполнитель: студент 3 курса
534 группа
Иванов И.В.

Научный руководитель: старший преподаватель каф. МБОФК
Гильфанова Е.К.

Чита, 2010
СОДЕРЖАНИЕ

1.2.3. Лечебная физкультура при детском церебральном параличе
Занятия физическими упражнениями с лечебной целью при заболеваниях и параличах нервов имеют следующие задачи:
- оказывать оздоровительный и общеукрепляющее влияние на организм для восстановления работоспособности;
- улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства;
- предупредить образование спаек между оболочками нерва и окружающими тканями, а если эти спайки существуют – развить заместительную приспособленность здоровых тканей к слипчивым образованиям;
- укрепить ослабленные мышцы, восстановить координацию движений, бороться с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением подвижности позвоночника и т.п. [15].
С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения [14].
У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.
Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений [10].

1.2.4. Иппотерапия
Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды с ДЦП порой настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие проблемы примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, затруднение в обучении, участии в общественной жизни трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопрос реабилитации становится основополагающим в жизни этих людей. Реабилитация это комплексная многоплановая проблема имеющая различные аспекты: медицинский физический, психический, профессиональный, социально-экономический, личностный.
Конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция - активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества [19].
Иппотерапия - это одна из форм реабилитации больного, сложность которой заключается в единовременном включении в процесс двух живых существ с их характерами, импульсивностью, индивидуальным отношение к окружающему и друг другу и достижение в дальнейшем, максимального взаимодействия между ними.
В то же время Иппотерапия является особой формой лечебной физкультуры (ЛФК), занимающей, как показывает практика, в процессе реабилитации немаловажное место, но в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействуя с лошадью, одновременно включается с ней в лечебный процесс
Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде (ЛВЕ) и огромное желание самому участвовать в реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.
Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного, основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.
Под психогенным фактором подразумеваются две высокоценные мотивации - очень желаемое с очень опасны (страх и неуверенность в себе ). Это помогает, во-первых, раскрыть потенциальные возможности больного активно вовлекая его в лечебный процесс с преодолением страха и неуверенности и, во-вторых, помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью эмоционально стимулирующего прекрасного животного - лошади.
Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища. Это обуславливает частичную ( а в некоторых случаях необходимую ) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что в свою очередь улучшает статиколокомоторные функции.
Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:
1. Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.
2. Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.
3. Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.
4. Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.
5. Разнообразие и новизна в проведении занятий (10-15% упражнений обновляются, а 85 - 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).
6. Умеренность воздействия, т.е. умеренная, но более продолжительная или дробная нагрузка более оправдана чем усиленная и концентрированная.
7. Соблюдение цикличности - чередование более интенсивных нагрузок с относительным отдыхом.
8. Учет возрастных особенностей [8].

1.2.5. Физиотерапия при ДЦП
Физиотерапия при ДЦП Физические методы лечения как фактор патогенетической терапии вызывают сложную нейрогуморальную реакцию в организме больного. В основе их действия лежит возникновение безусловных и условных рефлексов, способность влиять на течение нервных основных процессов в центральной нервной системе.
Задачи физиотерапии при ДЦП Нормализовать соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, снизить возбуждение ее, усилить процессы торможения в головном мозге, ведущие к уменьшению ригидности, спастичности мышц и интенсивности гиперкинезов, развить функциональные связи в головном мозге и выработать новые условные двигательные рефлексы, способность к произвольному торможению, способствовать развитию компенсаторных приспособлений, улучшить и восстановить координацию движений и осанку
Физические методы лечения как фактор патогенетической терапии вызывают сложную нейрогуморальную реакцию в организме больного. В основе их действия лежит возникновение безусловных и условных рефлексов, способность влиять на течение нервных основных процессов в центральной нервной системе.
Задачи физиотерапии при ДЦП Нормализовать соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, снизить возбуждение ее, усилить процессы торможения в головном мозге, ведущие к уменьшению ригидности, спастичности мышц и интенсивности гиперкинезов, развить функциональные связи в головном мозге и выработать новые условные двигательные рефлексы, способность к произвольному торможению, способствовать развитию компенсаторных приспособлений, улучшить и восстановить координацию движений и осанку [17].

1.2.6. Гидрокинезотерапия и водолечение
Важное значение для развития и нормализации движений у детей с церебральным параличом имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период формирования активных движений.
Лечебная гимнастика в воде проводится по показаниям врача с учетом двигательного нарушения и общего состояния ребенка.
Водолечение. Ванны относятся к бальнеолечению. Данный метод улучшает кровообращение, успокаивает и стимулирует нервную систему, нормализует обмен веществ, может снижать тонус мышц (теплая вода). Лечебное воздействие ванны можно усиливать травами, газами и различными лечебными добавками. Для детей с ДЦП, обычно, берут температуру воды ванны 36-37градусов С. Температура более 37градусов С. способствует перегреванию или перевозбуждению, увеличивает нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Ванны с температурой ниже 35градусов С. применяются для закаливания [17].

1.2.9. Лечебное плавание и дельфинотерапия
Вода уменьшает силу гравитации, облегчает статические положения, нормализует функции ЦНС, способствует развитию координации движений. При температуре тела вода понижает мышечный тонус, расслабляет контрактуры, улучшает периферическое кровообращение и трофику тканей, уменьшает отеки и боли, способствует плавности движений. Поэтому при ДЦП рекомендуется упражнения в воде и плавание при температуре 34-38 С.
Исследования в области аквааэробики свидетельствуют, что упражнения в воде развивают координацию, силу, выносливость, гибкость и способность к релаксации.
Новейшая методика лечения детей, больных ДЦП, разработанная австралийскими учеными. Данная методика основана на применении физических методов восстановления утраченных двигательных функций. Суть методики состоит в применении лечебного плавания или пребывания ребенка и инструктора-кинезитерапевта в одном бассейне с дельфинами. Проведенные исследования показали, что после такого общения ребенка с животными отмечается явное улучшение состояния больного, наблюдается психо-эмоциональное равновесие и удовлетворение. Наряду с этим у 90% исследуемых больных детей наблюдается прогрессирование и восстановление двигательных функций [17].

Заключение
Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, проявляющееся не прогрессирующими двигательными нарушениями, лечение и реабилитация этих больных в первую очередь основана на многолетней программе коррекции движений, в которой ведущее место занимают различные средства и формы физической реабилитации.
Комплексная физическая реабилитация включающая различные методики лечебной физической культуры, массажа, физио- и теплопроцедуры может применяться больным ДЦП как спастической, так и атонической форм.
Комплекс методов физической реабилитации должен назначаться дифференцировано в зависимости от формы ДЦП и стадии развития его. Физическая реабилитация детей с ДЦП должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру.
Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной раздражительности, являющейся симптомом усталости. Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-коррекционной работе.
Наряду с лечебной физкультурой и массажем в большинстве случаев необходимы
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Лечебная физкультура при ДЦП – один из ведущих компонентов комплексного лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Лечебная физкультура при ДЦП

Лечебная физкультура при ДЦП. Основные задачи

Лечебная физкультура при ДЦП преследует следующие задачи:

1) нормализация безусловно-рефлекторной основы становления произвольных движений;

2) развитие сенсомоторных возможностей больного на базе перестройки порочных компенсаций и стимуляции координированных функций анализаторных систем;

3) обучение жизненно необходимым двигательным навыкам и элементам спортивных упражнений на основе развития общей подвижности больного;

4) специальная разносторонняя тренировка координации движений.

Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.

Лечебная гимнастика при ДЦП

Лечебная гимнастика направлена на:

1. нормализацию тонуса мышц;

2. нормализацию либо становление ослабленных или отсутствующих врожденных двигательных рефлексов (шагового, защитно-го, ползания, рефлекса с головы на туловище, с туловища на голову, рефлекса опоры, Переса, Робинсона и др.);

3. подавление не редуцировавшихся к сроку, а, наоборот, нарастающих примитивных тонических рефлексов (асимметрично-го и симметричного шейных, лабиринтных, хватательного и др.);

4. стимулирование с 3-4-й недели жизни развития рефлекса с головы на шею (первый установочный рефлекс, свидетельствующий о развитии адекватной деятельности антигравитационных механизмов), а также механической, затем оптической реакций опоры верхних конечностей, правильного захвата предметов, зрительно-моторной координации;

5. коррегирование положения пальцев рук; предупреждение мышечных атрофии, ограничений подвижности в суставах;

6. восстановление активных и пассивных движений и общей статики и кинематики больного.

Лечебная физкультура при ДЦП

Для решения этих задач отечественные и зарубежные исследователи разработали ряд методов, Среди которых в первую очередь следует назвать метод К.И.Бобат, с помощью которого нормализуется мышечный тонус (в позе эмбриона), с применением специальных упражнений на мяче, валиках, приемов для гашения тонических и становления врожденных двигательных рефлексов. И.Войт (1970), С.А.Бортфельд (1986). К.А.Семенова (1979) усовершенствовали систему К. и Б.Бобат и предложили свои приемы.

Процесс занятий лечебной физкультурой должен быть теоретически обоснован, построен согласованно с другими методами лечения. Для выбора методик занятий необходимо предварительное тщательное обследование больного, детальное выяснение характера поражения, состояния суставов и мышечной системы, степень утраты функциональных возможностей и прогноз заболевания .

Поскольку физиологический смысл занятий лечебной физкультурой состоит в развитии новых условно-рефлекторных связей и механизмов в процессе коррекционной работы, одинаковое значение имеют как демонстрация, так и словесное объяснение комплекса физических упражнений. Основной формой их организации являются индивидуальные занятия. Необходимо производить периодическое определение изменений в состоянии функций с помощью специальных тестов, и, по возможности, физиологических исследований. Такие осмотры позволяют своевременно выявить необходимость изменения методики и одновременно отражают динамику функционального состояния больного, эффективность его лечения на каждом этапе.

Лечебная физкультура при ДЦП преследует основную конечную цель – развитие новых двигательных актов, обучение ребенка самообслуживанию и самостоятельному передвижению.

К сожалению, медицинская статистика неутешительна – с каждым годом увеличиваются случаи рождения детей с физическими патологиями и лидером такого рейтинга является ДЦП. Для таких детей адаптивная физическая культура – неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Случаи детей с детским церебральным параличом (ДЦП): на тысячу младенцев приходится 6-12 больных, причём наблюдается тенденция к увеличению количества таких детишек. Проблемой физической активности для людей с ограниченными возможностями занимались Н. Г. Байкина, Л. Д. Хода, Я. В. Крет, А. Я. Смекалов. Методику адаптивной физкультуры при ДЦП разработал А. А. Потапчук. Тема изучения физического развития школьников с детским церебральным параличом (ДЦП) очень значима и актуальна, так как дети с формами выделяются на фоне здоровых сверстников нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата, и количество таких детей с каждым годом взрастает. Адаптивная физическая культура (АФК) помогает детям с детским церебральным параличом (ДЦП) преодолевать этот недуг. Изучение данной проблемы рассматривалось не только в России, но и зарубежом, хотя добиться успехов в физическом развитии таких детей очень трудно без специальной методики и оборудования. Если ребенок с детским церебральным параличом (ДЦП) будет заниматься специальным комплексом упражнений, то он может свести к минимуму свое плохое физическое состояние, и почти не отличаться от своих сверстников. Целью данной работы является раскрытие приемов и методов адаптивной физической культуры (АФК) в работе с детьми с заболеванием ДЦП. Предметом исследований являются особенности детей с заболеванием детского церебрального паралича (ДЦП). Объектом исследования является процесс работы адаптивной физической культуры (АФК) с детьми с заболеванием детского церебрального паралича (ДЦП). Задачи исследования: - рассмотреть особенности детей с детским церебральным параличом (ДЦП); - проанализировать применение адаптивной физической культуры (АФК) для детей с заболеванием ДЦП; - раскрыть приемы адаптивной физической культуры (АФК) в работе с детьми с заболеванием детского церебрального паралича ДЦП; - методы адаптивной физической культуры (АФК) в работе с детьми с заболеванием детского церебрального паралича ДЦП. Методы исследований: 1) в первых это изучение литературы по данной теме, она поможет понять более детально проблему исследований; 2)после изучения литературы необходимо составить план исследований и прибегнуть к теоретическому методу; 3) рассмотреть данные по теме; 4) анализ полученной информации, составление рекомендаций. Структура работы: содержание, введение, основная часть состоит из двух глав, заключение, список использованной литературы.

Детский церебральный паралич — довольно тяжелое заболевание, которое практически не поддается лечению. Как правило, в первую очередь повреждаются ткани мозговой коры, подкорочных областей и ствола головного мозга. В идеале умение гармонично сосуществовать с окружающим миром, должно прививаться каждому ребенку, вне зависимости от тонкостей его физиологии. В контексте таких особенностей развития, как ДЦП, очень многое зависит от индивидуальных психологических характеристик малыша, которые обуславливаются сложностью и степенью выраженности заболевания. Но главное значение в том, как ребенок будет воспринимать самого себя и относиться к своей уникальности, несет ближайшее окружение. В работе были рассмотрены вопросы: особенности детей с ДЦП; особенности АФК для детей с заболеванием ДЦП; приемы АФК в работе с детьми с заболеванием ДЦП; методы АФК в работе с детьми с заболеванием ДЦП и др. В заключении можно сделать следующие выводы: - детский церебральный паралич представляет собой тяжелое заболевание, которое связано с поражениями тканей головного мозга; - психические процессы при ДЦП заключаются в следующем: дети с ДЦП беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными; - адаптивная двигательная реабилитация направлена на восстановление функций, утраченных в результате перенесенных заболеваний, травм или перенапряжений, связанных с ДЦП; - основными приемами и средствами АФК в работе с детьми с заболеванием ДЦП являются упражнения, следующие: тренировка удержания головы, тренировка поворотов туловища, тренировка ползания на четвереньках и др.; - методы работы с детьми при применении упражнений, их разработано всего три: спортивный, игровой и гимнастический. Таким образом, в основе упражнений лежит тренировка, строго дозированная и контролируемая. Она может быть общей, укрепляющей весь организм, и специальной, направленной на восстановление конкретной системы или органа. Таким образом, методики и приемы в АФК с детьми для физического развития с ДЦП в основном основываются на игровых методах и деятельности, это позволяет более полно реализовать задачи воспитательного и образовательного характера.

1. Антонюк С. Д., Рубцова Н.О. К вопросу о целенаправленном формировании и контроле двигательных способностей инвалидов средствами адаптивной физической культуры.// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.- № 9 / том 101.- 2011.- С. 110-115. 2. Асикритов А. Н. Программа по адаптивной физической культуре. 1-9 классы.- Издание: Владос Северо-Запад, 2013.- 88с. 3. Бахрах И.И., Грец Г. Н., Журавлева М.Г. Коррекция нарушений двигательной функции у детей с остаточными проявлениями детского церебрального паралича средствами адаптивной физической культуры состояние и перспективы.// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- № 12.- 2012.- С.17-21. 4. Вайнер Э. Н., Кастюнин С. А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура.- Издание: Флинта, 2012.- 144с. 5. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: Изд-во Фолиант, 2009. - 1008 с. 6. Восстановление и лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Под ред. /И.В. Добряков, Т.Г. Щедрина. Санкт-Пит.: Издат. Дом СПбМАПО,2012.-317с. 7. Гайсина Л.З., Гайнетдинова Д.Д., Хакимова Р.Ф. Нейроиммунологические аспекты патогенеза детского церебрального паралича // Медицинская иммунология. - 2011. -Т. 13. №2-3. - С.115-120. 8. Грец, Г.Н. Физическая реабилитация при нарушении двигательной функции: монография / Г.Н. Грец; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. – Смоленск.- 2012. - 130 с. 9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c. 10. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. -608 с. 11. Епифанцев А. В., Волченскова О. Ю. Задачи лечебно-педагогической работы с детьми с детским церебральным параличом.// Международный журнал экспериментального образования.- № 7.- 2010.- С.26-29 12. Ефименко, Н. Н. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом ./ Н. Н. Ефименко, В. В. Сермеев. - М.: Советский спорт, 2009. - 344 с. 13. Змановская В.А. Клинические варианты спастических форм ДЦП и оценка эффективности ботулинотерапии: Автореф. дис. . канд. мед. наук. - Екатеринбург, 2011. - 22 с. 14. Макарова, Г А. Спортивная медицина: учебник / Г.А. Макарова. - М.: Советский спорт, 2012. - 480 с. 15. Нарзулаев С. Б., Петухов Н.А., Пивоваров Р. А. Подвижные игры в системе реабилитации детей с детским церебральным параличом.// Сибирский педагогический журнал.- № 2.- 2012.- С. 285-291. 16. Подулыбина А. В. Лечебно-физическая культура при детском церебральном параличе.// Обучение и воспитание: методики и практика.- № 4.- 2013.- 153-156. 17. Овчаренко Е. С., Фефелова В. В., Колоскова Т. П. Физическое развитие младших школьников с детским церебральным параличом.// Сибирский медицинский журнал .- № 3 / том 126.- 2014.- С.82-85 18. Рузиева Н.К. Сравнительная характеристика антропометрических показателей у детей первого и второго периода детства с детским церебральным параличом: Автореф. дис. . канд. мед. наук. - Ташкент, 2012. - 21 с. 19. Семенова К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. М.: Антидор, 2011. -384с. 20. Теория и организация адаптивной физической культуры: примерная программа дисц. для спец. 022500 Физ. культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) / авт.-сост. С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова ; М-во образования РФ. - М. : Ред.-изд. отдел Рос. гос. ун-та физ. культуры, спорта и туризма, 2011. - 46 с. 21. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2т. Т.2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов. / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2010. – 448с. 22. Физическая реабилитация. Учебник. Под / ред. С. Н. Попова. Ростов - на - Дону: Феникс, 2012.-603с. 23. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры. СПб., 2011.- 231с. 24. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: Учебное пособие / А.А. Швырев; Под общ. ред. Р.Ф. Морозова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 411 c. 25. Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб.- 2012.- 272 с.

Министерство образования и науки РБ.

МКУ Управление образования Джидинского района.

27 августа 2017года Директор школы

Программа по лечебной физической культуре (ЛФК)

при заболевании ДЦП

Марадудин Роман Арсентьевич.

Количество часов-35 (из расчёта 1ч. в неделю)

Детский церебральный паралич – нарушение двигательных функций мозга, которые появляются в результате его нарушения в детстве. Такие отклонения не прогрессируют. Они появляются с рождения ребенка и существуют в течение всей жизни. Двигательные нарушения зачастую выражены слабостью определенной группы мышц. В результате чего не скоординированы движения ног, рук, нарушена походка, может запрокидываться шея. Диагноз ДЦП может нарушить интеллектуальное развитие и речь. Основная причина ДЦП – удушье или нехватка кислорода в утробе матери или же после рождения. Это может быть выражено вследствие каких-либо патологий во время беременности матери. Также могут повредить мозг плода различные травмы, вызванные какими-либо видами акушерской патологии, неправильное строение таза матери, затяжные роды, слабая родовая деятельность. Но чаще всего тяжесть родов может быть определена уже существующими нарушениями внутриутробного развития ребенка.

Гемолитическая болезнь также может спровоцировать недуг после родов, в результате чего происходит интоксикация мозга ребенка. Вызвать ее может несовместимость по резус-фактору либо группе крови матери и ребенка или же печеночная недостаточность плода. В основе ДЦП лежит гипоксия, которая мешает нормальному развитию головного мозга ребенка. Особенно тех участков, которые отвечают за рефлекторные механизмы и равновесие тела. Это приводит к возникновению патологий двигательных реакций и неправильному распределению в скелете мышечного тонуса.

Родители рано или поздно задаются вопросом, можно ли реабилитировать нервную, мышечную и двигательную координации при ДЦП. Для начала нужно пройти курсы массажа и лечебной физкультуры, а также принимать средства, понижающие мышечный тонус. Также рекомендуются препараты, которые питают нервную ткань и улучшают ее микроциркуляцию.

Лечение ДЦП – многоэтапный и длительный процесс, так как нужно стереть все, что выработано в неправильном стереотипе движений и сформировать правильное. Если патологическое не разрушить, то новое так построить невозможно. А на это все нужно время. Это дело довольно трудоемкое, но не безнадежное.

Лечение ДЦП можно разделить на 3 этапа:

Предварительный – подготовка организма к увеличению физических нагрузок, к очистке от токсинов. Данный этап длится примерно от 2 до 4 недель.

Подготовительный – самый сложный и продолжительный этап лечения. Все проводится только биомеханическим способом. Этап будет завершен, когда пациент сможет самостоятельно стоять на ногах, приседать, наклоняться. Этап может быть довольно длительным, все зависит от тяжести заболевания и возраста пациента.

Основной – происходит обучение ходьбе уже при нормальном стереотипе. По окончанию этапа пациент должен уже самостоятельно передвигаться.

Главный помощник в лечении – понимание родителей ребенка. От этого зависит весь исход проделанной работы.

Существует мнение, что лечебной гимнастикой нужно заниматься с ребенком с трехлетнего возраста. Но это неверно. Основные двигательные навыки формируются с момента рождения - до того, как ребенок сделает первые шаги. Дальше они просто совершенствуются. Детский церебральный паралич – заболевание, приводящее к тяжелой инвалидности.

ЛФК и лечебный массаж занимают главное место в лечении детей с ДЦП. Во время роста организма ребенка и увеличения веса происходит отставание в физическом развитии из-за гиподинамии, растягивания связочного аппарата, специфического тонуса. Вот поэтому и нужно при работе с детьми учитывать возраст, форму и степень тяжести ДЦП, соблюдая систематичность.

Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее.

Не существует определенного способа лечения, который способен восстановить поврежденный мозг. Но, если работать по испытанной программе, то неповрежденная нервная система будет выполнять все свои функции. Программы по ЛФК занимают главное место в лечении детей с ДЦП.

Обязательными и общими признаками для всех методик ЛФК являются:

Систематичность, регулярность и непрерывность применения лечебной физкультуры;

Строго индивидуальные упражнения в соответствии с тяжестью заболевания, возрастом ребенка, его развитием;

Постепенное увеличение физических нагрузок.

Содержание упражнений для детей с ДЦП:

Растягивание мышц: профилактика тератогенеза, снятие мышечного напряжения, расширенный диапазон движения;

Упражнения для выработки силы, развития чувствительности мышц;

Тренировка чувствительности нервов для улучшения состояния нервной ткани;

Упражнения для укрепления антагонистических и ведущих групп мышц;

Поддержание функциональной эффективности органов – упражнения на выносливость;

Расслабление, чтобы устранить судороги, напряженность и спазмы;

Обучение нормальной ходьбе;

Упражнения для стимулирования органов чувств;

Упражнения на подъем для улучшения двигательной силы и равновесия;

Тренировка на сопротивление, чтобы развить мышечную силу.

Больные с ДЦП для развития мышечной силы должны выполнять упражнения с увеличивающейся интенсивностью. Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности. Специально-разработанная лечебная физкультура для больных с церебральным параличом должна обеспечить возможность развития физической силы больных.

ДЦП – неизлечимая болезнь, но ее можно облегчить, если применить ЛФК, которая занимает важное место в адаптации больного к условиям окружающей среды.

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактикатератогенеза, расширение диапазона движения.

Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. Е.И. Левандо (1972), отстаивая позиции функциональной тренировки всех систем организма, указывает на то, что "основными недостатками лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной".

Специальная физкультура путем использования ограниченных упражнений для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития их физической силы.

При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигатель ной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом.

Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастическойдиплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.

Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.

В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.

В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время.

Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт, слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом соревноваться и участвовать в общественной жизни. Функциональные возможности каждого участника состязаний уравниваются.

Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды с ДЦП порой настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие проблемы примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, затруднение в обучении, участии в общественной жизни трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопрос реабилитации становится основополагающим в жизни этих людей. Реабилитация это комплексная многоплановая проблема имеющая различные аспекты: медицинский физический, психический, профессиональный, социально-экономический, личностный. Конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция - активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества.

Иппотерапия, это одна из форм реабилитации больного, сложность которой заключается в единовременном включении в процесс двух живых существ с их характерами, импульсивностью, индивидуальным отношение к окружающему и друг другу и достижение в дальнейшем, максимального взаимодействия между ними.

В то же время Иппотерапия является особой формой лечебной физкультуры ( ЛФК ), занимающей, как показывает практика, в процессе реабилитации немаловажное место, но в отличие от других форм ЛФК ребенок активно взаимодействуя с лошадью, одновременно включается с ней в лечебный процесс Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде ( ЛВЕ ) и огромное желание самому участвовать в., реабилитационных мероприятиях, что является колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.

Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного, основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.

Под психогенным фактором подразумеваются две высокоценные мотивации - очень желаемое с очень опасны (страх и неуверенность в себе ). Это помогает, во-первых, раскрыть потенциальные возможности больного активно вовлекая его в лечебный процесс с преодолением страха и неуверенности и, во-вторых, помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью эмоционально стимулирующего прекрасного животного - лошади.

Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища. Это обуславливает частичную ( а в некоторых случаях необходимую ) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что в свою очередь улучшает статиколокомоторные функции.

Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:

1. Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма.

2. Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.

3. Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.

4. Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.

5. Разнообразие и новизна в проведении занятий (10-15% упражнений обновляются, а 85 - 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).

6. Умеренность воздействия, т.е. умеренная, но более продолжительная или дробная нагрузка более оправдана чем усиленная и концентрированная.

7. Соблюдение цикличности - чередование более интенсивных нагрузок с относительным отдыхом.

8. Учет возрастных особенностей.

Больным так же помогает массаж. Известно, что он оказывает влияние как на центральную нервную систему, так и на периферическую. Он может успокоить, снять слишком сильное психическое напряжение, или создать условия для спокойного и глубокого сна накануне важных в жизни человека событий. Массаж может и возбуждать, что необходимо в тех случаях, когда человек находится в состоянии глубокой апатии или у него понижен нервный тонус.

Кроме рефлекторного воздействия массаж оказывает непосредственное влияние на нервные проводники, что широко используется в лечебной практике, когда требуется понизить проводимость чувствительных и двигательных нервов. Соответственно подобранные массажные приемы значительно уменьшают болевые ощущения.

Общепризнано значение массажа при снятии утомления и для повышения физической или умственной работоспособности. Известно, что массаж утомленных мышц снимает усталость, вызывает чувство бодрости, легкости.

Лечебная физкультура для детей.

С первых недель жизни производится специальный массаж артикуляционных мышц, особенно языка, обучение ребенка голосовым реакциям, дыханию.

Обязательным является ортопедический режим, предусматривающий специальные укладки головы, верхних и нижних конечностей, корригирующий их порочные установки.

Итак, по мнению специалистов, ДЦП – это неизлечимое заболевание; но облегчить его последствия и синдромы можно, если применять различные методики: физиотерапию, лекарственные препараты и лечебную физкультуру. Последняя играет огромную роль в адаптации больного к внешним условиям.

ЛФК и лечебная гимнастика при ДЦП

Неотъемлемой частью медицинской реабилитации больных ДЦП является ЛФК, в которой используется комплексная функциональная терапия, сочетающая физические упражнения, необходимых для стимуляции внутренних резервов организма больного, а также для профилактики и лечения заболеваний, возникших вследствие вынужденной гиподинамии.
Средствами ЛФК являются массаж, закаливание, физические упражнения и мануальная терапия, отдельные виды трудовой деятельности. Все эти методы организации двигательного режима больных с ДЦП являются очень важными компонентами лечения практически во всех лечебно-профилактических учреждениях и центрах реабилитации.

У большинства больных ДЦП состояние значительно улучшается, благодаря систематическому комплексному лечению, в которое входит массаж и ЛФК. Если тонус резко повышается, особенно в приводящих мышцах (аддукторах) и сгибателях, это приводит к образованию контрактур. Больные с такими симптомами передвигаются с трудом, перекрещивая ноги. Точные движения руками также выполняются с трудом. Иногда больные совсем не могут двигать руками, не в состоянии даже пользоваться карандашом или ложкой. Нередко страдает интеллект. Больные ДЦП отстают в физическом и умственном развитии от своих сверстников. Парез, паралич конечностей, мышц, их укорочение, неправильная походка и поза в положении сидя приводят к нарушению осанки. У больных наблюдаются сколиозы, кифосколиозы и паталогические изменения стоп. Довольно часто также констатируются изменения вегетативной нервной системы и внутренних органов. Нарушаются обменные процессы.
Массаж снижает рефлекторную возбудимость мышц, предупреждает образование и развитие контрактур, уменьшает синкинезию и трофические расстройства, стимулирует функцию паретических мышц, улучшает циркуляцию крови и лимфы.
Перед массажем мышцы должны быть максимально расслабленными. Для этого необходимо подобрать исходное положение и соответствующие упражнения на расслабление. Массаж проводят дифференцированно. Растирание, поглаживание и разминание сокращенных мышц с повышенным тонусом делают плавно, нежно и медленно. Более глубокий массаж с такими приемами, как поколачивание и хлопки, применяют для растянутых мышц. Обязательно массируют паравертабельные спинномозговые сегменты. Техника и методика массажа подобны тем, которые применяются при инсультах. Причем массажист обязан учитывать, что он делает массаж ребенку, который может не иметь никакого представления о том, как выполнять данное упражнение, так как никогда его не делал. К тому же, ребенок не осознает необходимость лечения. Он не способен так хорошо концентрировать внимание, как взрослый человек.

КОМПЛЕКСЫ КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ ДЦП

И.П. – лежа, сидя, стоя. Осуществлять движения головой в разных направлениях.

Следить, чтобы при этом не было сопутствующих движений рук, ног,

И.П. –лежа на животе, руки выпрямлены и вытянуты вперед. Ребенок наклоняет и

поднимает голову ( под счет или хлопки). Инструктор корригирует

ассиметричные движения головы, сгибание ног в тазобедренных и

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.