Нарушение зрения и слуха у детей с дцп

Нарушение сенсорных функций у детей с ДЦП

Патогенез нарушения познавательных процессов у детей с ДЦП чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательно-кинестетической функциональной системы существенную роль в недоразви­тии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства, наблюдаемые у этих больных (26, 41, 42 66, 103).

Сенсорное восприятие включает развитие зрительного, слухо­вого, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Сенсорное восприятие имеет-большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формиро­вания у него высших психических функций, что является необхо­димой предпосылкой для обучения в школе.

У детей с ДЦП наблюдаются существенные трудности про­странственного анализа и синтеза, нарушения схемы тела, трудно­сти словесного отражения пространственных отношений. Без организованного специального обучения дети с ДЦП не могут ус­воить отдельные признаки формы и величины предметов. Сравни­тельные исследования особенностей осязательного и зрительного восприятия у дошкольников с церебральным параличом показали, что в основе нарушений восприятия и отображения фигур у детей с ДЦП лежит дефицит интегративной функции мозга. Степень

тяжести двигательного дефекта не всегда является определяющим фактором в недоразвитии сенсорно-перцептивной деятельности у этих детей (44).

3.2.1. Тактильное восприятие

У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игровые упражнения на тренировку тактильных ощущений.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, в связи с чем у ребенка не формируются правильные представления о движении.

Слабое ощущение своих движений и затруднения действий с предметами являются причиной недостаточности активного осязания, в том числе узнавания предметов на ощупь(стереогноза). Это препятствует становлению предметных действий; что отрицательно сказывается на общем уровне психического развития детей с ДЦП.

3.2.2. Слуховое восприятие

При ДЦП из-за недоразвития или снижения моторных функ­ций имеет место нарушение деятельности слухового анализатора. Так, может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблю­дается при наличии гиперкинезов. Особенно характерны сниже­ние слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастот­ные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроиз-ношения.

Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отме­чаются трудности при обучении чтению и письму

Для некоторых детей характерна недостаточность фонемати­ческого слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова как коза-коса, дом-том и т.д. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может иметь место недостаточность слухового восприятия и слуховой памяти.

Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого, а в тяжелых случаях — к недоразвитию речи.

Очень важно выявить нарушения слуха при-ДЦП. Большую по­мощь в этом могут оказать родители. Ранняя диагностика даже незначительного снижения слуха у ребенка с ДЦП имеет важное значение для предупреждения у него отставания в психическом развитии.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность к звуковым сигналам, они вздрагивают при любом неожиданном звуке, но дифференцированное восприятие звуков у них недоста­точное. Специальными педагогическими приемами ребенок по­степенно преодолевает страх при восприятии неожиданных звуко­вых раздражителей.

3.2.3. Зрительное восприятие

Необходимо обращать внимание на развитие ощущений мла­денца, тонкость и точность которых неразрывно связаны с разви­тием его движений. К коменту рождения ребенка наблюдается не­согласованное движение глаз, но к концу третьей недели у здоро­вого младенца наблюдается согласованный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируемом предмете. Прослеживание предмета, движущегося перед глазами младенца оказывается дос­тупным ему на 30-32 дни.

Уже к концу второго месяца жизни здоровый младенец может следить за предметами движущимися в разных направлениях. Дви­жущиеся предметы, особенно яркие и красочные привлекают мла­денца, больше, чем бесцветные.

Зрительное восприятие у ребенка с ДЦП может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения поля зрения, снижения остроты зрения и т.п., поэтому ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и про­слеживать его перемещение.

Длительное, вынужденное положение в постели, нарушение движений глаз ограничивают поле зрения у таких детей. Недоста­точное развитие предметного восприятия в значительной степени зависит от отсутствия у больных детей предметных действий.

Известно, что действия с предметами формируются по мере со­вершенствования общей моторики. Так, ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда хорошо держит голову, устой­чиво сидит.

Тяжелые нарушения зрения (слабовидение и слепота) встреча­ются примерно у 10% детей с ДЦП.

У детей с ДЦП (примерно в 20-30% случаев) отмечаются ко­соглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений глаз, опущенное верхнее веко (птоз), непроизвольные движения

глазных яблок (нистагм). Такие особенности зрительного анализа­тора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному! восприятию предметов и явлений окружающей действительности,.

Некоторые дети из-за наличия внутреннего косоглазия привыкают пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя его наружные поля. Например, при большом поражении моторного аппарата левого глаза ребенок может выработать привычку игно­рирования левого поля зрения. При конструировании из кубиков или палочек он не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой стороне листа, при рассматривании картинок видит также только изображение справа. Те же нарушения отмеча­ются и при чтении. С такими детьми в дошкольном возрасте необ­ходимо проводить специальные занятия по развитию движений глазных яблок и целостного восприятия предмета.

“Характеристика детей с ДЦП, имеющих нарушения слуха или глухоту”

В последние годы в системе специального образования значительно возрос интерес к проблеме всесторонней помощи детям со сложными нарушениями. Повышенное внимание к этой категории аномальных детей можно объяснить как дальнейшим расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, так и тенденцией к увеличению данной категории детей.

Сложное нарушение - это специфически целостный феномен, характеризующий принципиально особую ситуацию развития ребенка.

По мнению американских специалистов, такие комбинации являются причиной особых образовательных потребностей, которые не могут быть учтены рамками специальных образовательных программ, рассчитанных на какое-то одно из имеющихся нарушений (Van Dijk J. P. M., Carlin R, Janssen M., 1989).

По мнению отечественных специалистов (Чулков В.Н., 2000), сложное нарушение характеризуется сочетанием двух и (или) более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития) у одного ребенка, в одинаковой степени определяющих структуру нетипичного развития и трудности реализации образовательных практик по отношению к нему.

Следовательно, как отмечает М. В. Жигорева (2006), к сложным (комплексным) нарушениям развития относятся нарушения, представленные несколькими первичными дисфункциями, которые, будучи взятыми отдельно, определили бы характер и структуру аномального развития. Каждое из выявленных в сочетании нарушений оказывает многообразное воздействие на все другие, что приводит их к взаимному усилению. В силу этого отрицательные последствия данных дисфункций оказываются качественно и количественно значительно грубее по сравнению с простой суммацией отдельных нарушений.

Детей с нарушением слуха и движений можно разделить на имеющих:

тяжелые формы ДЦП и тугоухость;

тяжелые формы ДЦП и глухоту;

легкие формы ДЦП и тугоухость.

легкие формы ДЦП и глухоту.

ДЦП - органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями. Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые - у 75% и психические у 50% детей.

Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. Особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса, которые могут происходить по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлексов. На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и деформации).

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости всех степеней тяжести. Кроме того, нередко имеются изменения зрения, слуха, вегетативно-сосудистые расстройства, судорожные проявления и пр.

Двигательные, речевые и психические нарушения могут быть различной степени выраженности - от минимальных до максимальных.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что, естественно, оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций. Это связано с тем, что движение организма и все его важнейшие функции - дыхание, кровообращение, глотание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи - реализуются в конечном счете движением - сокращением мышечного аппарата.

Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость их ощущения, у ребёнка не формируется правильные представления о движении, с трудом развивается пространственно-временная организация.

Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это в свою очередь, еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. воспитание психический двигательный речевой

Двигательные ощущения играют важную роль в овладении глухими детьми устной речью. Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а глухой - опирается на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляторного аппарата. Двигательные ощущения для глухих - средство самоконтроля, база, на которой формируется речь, особенно такие ее формы, как устная, дактильная, мимическая (при классической системе обучения глухих), и, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, эти кинестетические ощущения искажены, тормозится развитие артикуляционной моторики. Часто ребенок не может сам определить положение губ и языка при произношении.

При ДЦП (без глухоты или тугоухости) из-за недоразвития или снижения моторных функций имеется нарушение деятельности слухового анализатора. Так, может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюдается при наличии гиперкинезов. Особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения.

Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму.

Для некоторых детей характерна недостаточность фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова, как коза--коса, дом-- том и т. д. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, возможна недостаточность слухового восприятия и слуховой памяти.

Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого, а в тяжелых случаях -- к недоразвитию речи.

Может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюдается при наличии гиперкинезов (гиперкинетическая форма ДЦП). Особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные.

Очень важно выявить нарушения слуха при ДЦП. Большую помощь в этом могут оказать родители. Ранняя диагностика даже незначительного снижения слуха у ребенка с ДЦП имеет важное значение для предупреждения у него отставания в психическом развитии. При этом у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность к звуковым сигналам, они вздрагивают при любом неожиданном звуке, но дифференцированное восприятие звуков у них недостаточное. С помощью специальных педагогических приемов ребенок постепенно преодолевает страх при восприятии неожиданных звуковых раздражителей.

Среди глухих есть дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Их не так много: они составляют 3 -- 3,5 %.

Они обучаются в специальных классах при школах для глухих детей. Эти дети не могут обучаться в обычном классе для глухих детей из-за мышечных поражений. При неврологическом обследовании таких детей выявляется снижение поверхностной и глубокой чувствительности конечностей. Эти нарушения лежат в основе трудностей, возникающих при обучении письменной речи и особенно при освоении дактилологии. Данные нарушения препятствуют успешной учебе в школе, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации, даже когда у ребенка нет умственной отсталости.

Те дети, которые могут ходить самостоятельно и обучаются в школе, имеют очень своеобразную несимметричную походку, скрюченную позу тела, насильственные движения рук и ног. Психофизическое развитие этих детей протекает с глубоким своеобразием. Они испытывают трудности в зрительном восприятии предметов, поскольку в силу насильственных движений шеи и головы не могут спокойно осматривать предметы. Кроме этого, у них нередко наблюдаются нарушения движений глаз, нарушения аккомодации и косоглазие. Не менее сложна для детей предметно-практическая деятельность, поскольку с большим трудом они могут совершать точные действия с предметами. Особо сложным является формирование речи у неслышащих с ДЦП. При наличии навязчивых движений в области рта и нередко наблюдаемой дизартрии крайне трудно формировать у таких детей речепроизносительные умения. Из-за нарушений движений рук им трудно овладеть дактильной речью и письмом, являющимися важным звеном в формировании речи глухих детей.

В момент поступления в школу глухие дети с ДЦП обычно совсем не владеют речью и имеют существенное отставание в развитии всех психических процессов. Но при глубоко индивидуальном подходе, учитывающем потенциальные возможности каждого ребенка, глухие дети с ДЦП могут усваивать в более растянутые сроки программу начальной и основной школы для глухих детей. Для наиболее способных детей с ДЦП эти сроки могут совпадать со сроками обучения глухих детей с ЗПР.

Среди глухих детей с ДЦП встречаются умственно отсталые (с еще более обширным поражением мозговой деятельности, чем только при ДЦП). Их необходимо своевременно диагностировать. Они отстают во всем психофизическом развитии, и гораздо больше чем глухие только с ДЦП.

Детям с таким сложным дефектом должна оказываться всесторонняя помощь, опирающаяся на индивидуальные возможности каждого ребенка. Для логопедической помощи разрабатываются специальные методики, так как у многих детей имеющих нарушения слуха в сочетании с ДЦП отмечены недостатки артикуляционной моторики, наблюдаются гиперкинезы в мимической и язычной мускулатуре, которые усиливаются при попытке к устному произношению, возникают синкинезии. Исходя из этого, содержания занятий по формированию произношения дополняются следующими разделами:

I. Дифференцированным массажем, который проводится по следующим направлениям:

  • - массаж, расслабляющий лицевую мускулатуру (разглаживание в направлении от середины лба к вискам в виде легкого поглаживания равномерными движениями кончиками пальцев; движения от бровей к волосистой части головы обеими руками с двух сторон; движения вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча);
  • - массаж губ (по верхней губе от угла рта к середине; по нижней губе от угла рта к середине; поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; постукивание, легкое пощипывание губ; точечный массаж губ;
  • - массаж языка. За основу массажа направленного на уменьшение гиперкинезов языка взяли точечный массаж, разработанный К.А. Семеновой:
    • 1. перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине левой носогубной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа и производятся вращательные движения в указанных точках; затем руки меняются;
    • 2. указательный палец левой руки располагается в области середины носогубной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производятся вращательные движения; затем движения производятся на противоположной стороне.

II. Гимнастикой для артикуляционного аппарата (как в пассивной, так и активной форме).

Пассивная гимнастика для губ:

  • - собирание губ в трубочку;
  • - растягивание губ в улыбку;
  • - подымание верхней губы, опускания нижней губы;
  • - собирания нижней, а затем верней губы в хоботок.

Пассивная гимнастика для языка:

  • - прижимаем шпателем кончик языка ко дну ротовой полости;
  • - пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому небу;
  • - шпателем надавливают на кончик языка, вызывая продвижения его назад и подъем спинки языка.

Активная гимнастика для губ и языка:

  • - обхват трубочки губами, удерживание ее при попытке вытягивания ее взрослым;
  • - кончик языка упирается в края нижних резцов;
  • - для мышц корня языка произвольное покашливание;
  • - движение языка из угла рта в другой угол;
  • - движение языка по верхней и нижней губе;
  • - высовывание узкого языка между зубами и прятанье его.

III. Особое место также отводится работе по формированию правильного речевого дыхания; развитию голоса, работе над ритмико-интонационной стороной речи.

Особенностью работы с детьми, имеющими речевые нарушения первичного характера, является не только дополнение разделов в содержание занятий, но также и изменение последовательности коррекции звуков и значительное расширение сроков автоматизации звуков.

В работе со слабослышащими детьми, имеющими ДЦП возникают трудности в обучении их способам коммуникации. Поэтому коррекционная работа дополняется разделами, направленными на развитие мелкой моторики рук, пальцев, координации движений всего тела. Но эти упражнения в занятия по формированию произношения не включаем ,т.к. такие дети обучаются в классе, в котором есть специальные занятия на преодоление этого дефекта (3 часа в неделю).

Со слабослышащим ребенком мы работаем сразу над всеми сторонами речи, а особенностью работы при ринолалии является поэтапность. Поэтапность применяется при формировании дыхании, артикуляции при работе над голосом, при постановке звуков.

Выделили следующие этапы работы:

  • · Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот;
  • · Формирования длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков;
  • · Включение голоса при длительном ротовом выдохе;
  • · Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков;
  • · Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения группы опорных звуков;
  • · Формирование мягких звуков.

Особенностью работы при ринолалии является и то, что нужно разрушить старые, неправильные стереотипы, сформировать новые, т. е. начиная работу с ринолаликом, необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново.

Методические приемы по постановке, коррекции звуков имеют некоторые особенности:

  • 1. В процессе постановки звука привлекается зрительный, тактильный и кинестетический контроль. Особенность всех корригирующих приемов заключается в том, что они должны быть достаточно ощущаемы.
  • 2. Выраженные органические дефекты препятствуют достижению идеальной артикуляции. Поэтому у таких детей допустимы отключается в артикуляции, что не допустимо у детей только с нарушением слуха.
  • 3. Так как у детей с ринолалией и дизартрией снижены кинестезии приходится задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и т.д.: подготовительные упражнения приходиться продолжать довольно долго, до тех пор, пока не вырабатывается четкие кинетические стереотипы; для более четких ощущений можно помочь ребенку механически (взять язык в стерильную салфетку и произвести нужный уклад языка).
  • 4. Инструкции даются в письменном виде; используются таблички с инструкциями при массаже, артикуляционной гимнастике и т.д. Чтобы качественно выполнить артикуляционные упражнения мы включили инструкции, которые дополняют словарь педагога:
    • - делай точно;
    • - держи долго;
    • - сильно дуй;
    • - долго удерживай;
    • - сильно прижми;
    • - упрись кончиком языка в нижние резцы;
    • - говори шепотом, без голоса;
    • - вдыхай глубоко;
    • - выдыхай длительно через нос.
  • 5. Обязательно педагог должен включать жестовый показ, использовать тактильно-кинестические ощущения.

Дети со сложной структурой дефекта, в частности имеющих ДЦП в сочетании с наршением слуха или глухотой, испытывают трудности в социальных контактах со сверстниками и взрослыми, в налаживании этих контактов, в поддерживании общения на положительном эмоциональном уровне. Происходит отставание в развитии словесного мышления, произвольного внимания, запоминания, сложных видов восприятия. Наблюдается повышенная истощаемость в сочетании с низкой работоспособностью, утомляемость, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

Библиография

Псевдобульбарный и диэнцефальный синдром, нарушения вегетативной нервной системы, зрения и слуха у детей с ДЦП


Псевдобульбарный и диэнцефальный синдром, нарушения вегетативной нервной системы, зрения и слуха у детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Псевдобульбарный синдром

Этот синдром проявляется в первые недели жизни тихим, хриплым криком, поперхиванием при глотании, нарушением сосания. В дальнейшем развивается псевдобульбарная дизартрия - речь ребенка смазанная, неясная, голос тихий, гнусавый, как правило, имеет место слюнотечение. Жевание нарушено (нередко дети до 3-5 лет едят только протертую или полужидкую пищу).

Диэнцефальный синдром

Диэнцефальный синдром проявляется в раннем возрасте гипертермией, жаждой, понижением и лабильностью артериального давления, нарушением щелочно-кислотного равновесия в форме метаболического или смешанного ацидоза, реже алкалоза, гипо-рексией, хронической задержкой стула.

Нарушения вегетативной нервной системы

При ДЦП нарушения деятельности вегетативной нервной системы различны, они могут носить хронический характер или протекать в виде кризов.

У детей младшего возраста чаще отмечаются нарушения сна, аппетита, общее беспокойство, беспричинное повышение температуры и длительный субфебрилитет после интеркуррентных заболеваний, частые срыгивания, рвота, жажда, поносы или запоры, боли в животе.

У школьников чаще встречаются неопределенные головные боли и боли в области сердца, повышенное потоотделение, цианоз, похолодание и потливость кожи кистей и стоп, явления кардиомиодистрофпи, дискинезия желудочно-кишечного тракта, вегетососудистая дистония, часто протекающая по тину кризов с преобладанием тонуса симпатической или парасимпатической нервной системы.

Нарушения зрения

При ДЦП часто встречаются нарушения зрения, которые отличаются большим разнообразием симптомов и их сочетанием. Нарушения возникают в связи с патологией глазодвигательных мышц, изменениями на глазном дне и аномалией рефракции. Наиболее частые - косоглазие, слабость конвергенции, нарушение прослеживания и фиксации взора (при гиперкинетической форме), анизокория, нарушение реакции зрачков на свет. Изменения на глазном дне бывают в виде застойных дисков зрительных нервов или атрофии, остаточных явлений хореоре-тинита, кровоизлияний и т.д., что нарушает остроту и качество зрения.

Часто встречаются аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) (Добряков И.В., Щедрина Т.Г., 2004).

Нарушения слуха

По данным различных авторов, нарушения слуха отмечаются у 10-40% детей, страдающих ДЦП, чаще при гиперкинетической форме.

Довольно часто снижается острота слуха (обычно на высокочастотные тона). Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, з, ф, ш, щ), не употребляет их в своей речевой продукции. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях - к грубому недоразвитию речи.

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. - М., 2010. - Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 4. Клинико-функциональная характеристика детского церебрального паралича. С. 246-247.


Детский церебральный паралич представляет собой тяжелое заболевание, возникающее у ребенка в результате поражения головного и/или спинного мозга на ранних стадиях его формирования (внутриутробной, в период родов или в период новорожденности). Важным фактором серьезных неврологических и психических нарушений у детей с ДЦП является недоразвитие или аномальное развитие наиболее молодых структур мозга, развивающихся уже в постнатальный период. У ребенка в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная, что становится причиной нарушенного развития высших психических функций.

ДЦП относится к резидуально-органическим нервно-психическим расстройствам у детей и подростков, занимающим по своей частоте и тяжести наиболее существенное место в ряду нервно-психических нарушений у детей.

Согласно К. А. Семеновой, выделяется пять основных форм ДЦП:

  1. Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП, при которой наблюдается поражение ног в значительной степени при сохранении способности к частичному обслуживанию себя. Часто при данной форме наблюдается ЗПР (задержка психического развития).
  2. Гемипаретическая форма — в 80 % случаев развивается в ранний постнатальный период вследствие травм, инфекций, в результате которых происходит нарушение формирования пирамидных путей. Для такой формы заболевания характерно поражение одной стороны тела — противоположной по отношению к поврежденным пирамидным путям. У большинства детей с данной формой ДЦП наблюдается умственная отсталость или задержка умственного развития.
  3. Гиперкинетическая форма — развивается вследствие билирубиновой энцефалопатии, возникающей в результате гемолитической болезни новорожденных. Характерны гиперкинезы, мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Эта форма ДЦП характеризуется более высоким уровнем интеллектуального развития по сравнению предыдущими, несмотря на тяжелый двигательный дефект.
  4. Двойная гемиплегия — интеллект страдает сильнее, чем при других формах заболевания. Почти всегда наблюдается умственная отсталость умеренного или тяжелого уровня. Часто наблюдается анартрия (отсутствие речи).
  5. Атонически-астатическая форма — встречается реже других форм, характеризуется атонией и несформированностью реакций равновесия, нарушением координации движений. Речь прерывистая, монотонная и медленная. У половины детей наблюдается легкая или умеренная умственная отсталость.

Нарушения восприятия при ДЦП


Рисунок 1 | Формы ДЦП

У некоторых детей с ДЦП нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от прикосновения к какому-либо предмету смутные, а также ощущения собственных движений характеризуются слабостью, недифференцированностью, что приводит к формированию неправильных представлений о движениях тела. Такие нарушения тактильного восприятия становятся причиной затруднений при взаимодействии с предметами. Через действия с предметами дети устанавливают целый комплекс их свойств: форму, вес, консистенцию, плотность и т. п. У детей с ДЦП недостаточность предметно-практической деятельности приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре и, как следствие, к дефициту знаний об окружающей среде.

А. А. Добронравова в своих исследованиях показала, что у детей с ДЦП имеется недостаточность объемных представлений, что приводит к затруднению соотнесения изображения объекта на картинке с объемным прототипом, к трудности в сопоставлении объемного предмета с его проекцией на плоскость.

У больных ДЦП наблюдается ухудшение слуха (особенно при наличии гиперкинезов), что сказывается на звукопроизношении с первых месяцев жизни ребенка и препятствует правильному развитию речи. Дети с ДЦП, у которых наблюдается нарушение слуха, плохо дифференцируют голоса, тона, схожие по звучанию фонемы. Также характерны трудности с определением звука в пространстве, что задерживает развитие понимания обращенной речи.

Отдельной серьезной проблемой в развитии ребенка с ДЦП является нарушение пространственного восприятия, в котором двигательный анализатор играет основную роль. Дети затрудняются в определении правой и левой стороны своего тела и тела другого человека, низа и верха. Это связано с несформированностью схемы тела, которая не обладает целостностью, единством, неясна самому ребенку, что отражается на формировании навыков самообслуживания, ручного труда.


Фото 2 | Младенец, страдающий ДЦП

Разные формы ДЦП характеризуются различными видами нарушений пространственного восприятия. Для гемиплегии характерно нарушение боковой ориентации, для диплегии — ориентации по вертикали, при тетраплегии — ориентации в направлении спереди-назад. Искажения пространственного восприятия при последней форме обладают наибольшей выраженностью.

Таким образом, процесс восприятия у детей с ДЦП характеризуется серьезными отклонениями от нормы, связанными с нарушением в большей или меньшей степени функционирования всех сенсорных систем.

Список литературы:

5. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А., Заваденко Н. Н., Курбатов Ю. Н. Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (Структура. Диагностика. Лечение). Педиатрическая фармакология. 2012; 9(3):77–84.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.