Песочная терапия в работе с детьми с дцп



МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЦП:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Лечение детей с диагнозом ДЦП может быть основано на песочной терапии. Это востребованная методика, которая будет невероятно интересна детям. Это, в свою очередь, позволит добиться значительных улучшений в процессе восстановления двигательных и интеллектуальных функций ребенка.

Песочня терапия может быть использована для того, чтобы диагностировать отклонения у детей, а также, чтобы скорректировать имеющиеся нарушения. Многие не понимают, что такое песочная терапия и почему она настолько востребована. Методика относится к арт-терапии и предполагает использование различных видов песка в своей деятельности. Результаты будут видны уже после первого сеанса, а прохождение курса гарантирует положительные изменения в состоянии ребенка с ДЦП.

Песочная терапия и ее особенности

Песочная терапия использует любые виды песка. Это не только речной, но и морской, и песок вулканического происхождения. Разумеется, использование грязного песка не допускается вовсе. Выбранный материал тщательно промывают, сушат, закаливают на огне. Только после этого допускается его использование в практических целях.

Песок можно насыпать в деревянные или пластмассовые песочники. Зачастую они имеют стандартные размеры – 50х70х8 см. Однако сегодня выделяют различные подвиды технологии, которые допускают и другие формы. Традиционная методика предполагает окрашивание подноса, в котором будет песок, в голубой цвет. У ребенка он обычно ассоциируется с небом и водой.

В процессе песочной терапии очень важен контакт с ребенком. Специалист должен понимать его, прислушиваться к желаниям. Именно поэтому допускается использование и сухого, и мокрого песка. Оба варианта могут быть подготовлены сразу. Второй метод – добавление воды в сухой песок по мере работы с ребенком.

Дополнительно можно использовать и некоторые другие природные материалы, среди которых коряги, раковины и камни. Они должны быть небольшого размера и чистыми. Малыш может захотеть использовать маленькие по размеру предметы обиходы, сказочных или мультяшных героев. Все это должно быть в наличии в свободном доступе, чтобы ребенок брал то, что ему приглянется.

Положительные особенности песочной терапии

Главным достоинством песочной терапии становится отсутствие любых противопоказаний. Единственным ограничением становится наличие аллергии у ребенка на песок или же серьезных кожных заболеваний. В этом случае придется подыскать другую эффективную терапию.

Сам процесс песочной терапии носит игровой характер. Первоначально на этапе диагностики специалист исключительно наблюдает за малышом, смотрит на его поведение, функции и отклонения. После этого начинается коррекционная работа. Здесь задачей психолога становится создание требуемых мотивов. Также он может принимать непосредственное участие в процессе игры.

Для детей с диагнозом ДЦП песочная терапия становится отличным способом избавиться или минимизировать приступы гнева, тревожные состояния, напряжения и раздражительность. Все это удается сделать с легкостью. Ребенок самостоятельно включается в игровой процесс, избавляется от чувства неполноценности или дискомфорта.

Песочная терапия помогает посмотреть со стороны, как ребенок видеть конкретные жизненные ситуации. К примеру, психолог может попросить малыша отыскать фигурки, которые будут ассоциироваться с членами семьи, расставить их в порядке важности. Если вопрос касается творчества, личного мира ребенка, ему можно предложить создать сказочный мир из песка. В песочной терапии многое зависит от профессиональных характеристик психолога, его умений подбирать слова, задавая ситуации для ребенка.


Пояснительная записка

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Выстраивая коррекционную работу с детьми с ОВЗ достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия.

Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Актуальность

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цели:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

3. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.

4. Снижение психофизического напряжения.

5. Актуализация эмоций.

Задачи:

1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

2. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

3. Закрепить представления об окружающем мире.

1. Развивать психические процессы (внимание, память).

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

3. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

Игротерапия выполняет следующие функции:

1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3. Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4. Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;

5. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:

1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.

2. Реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития, которые испытывают дети.Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:

часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;

у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;

нарушения тонких движений;

проблемы зрительно-пространственной координации.

Таким образом,при проведении коррекционныхзанятий,возникла необходимость включения следующих упражнений:

упражнений для глаз;

упражнений на развитие познавательных процессов.

Общие условия организации песочной терапии

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
  • жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);
  • посуда;
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);
  • транспортные средства(наземный, водный, воздушный транспорт);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

В своей практической деятельности я использую различные группы методов и приемов песочной игротерапии:

  1. Исследовательская, практическая деятельность

Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

  1. Игровая деятельность

Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место…).

  1. Словесные методы

Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Чтение произведений литературы (сказки, стихи).

  1. Наглядные методы

Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение моста, строительство домов).

Занятия организованы индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).

В процессе работы мною былииспользованы сказки, которые получили свое отражение в песочной игротерапии.

Погружение детей в сказку предполагает определенную последовательность обсуждения событий.

Подготовка и проведение занятия условно делится на 7 этапов:

3.Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми игрушек для вхожденияих в игровое пространство.

4.Возникновение конфликта и трудностей.Детям предлагается разрешить конфликт и помочь героям сказки.

5. Выполнение заданий и специальных упражнений.

6. Подведение итогов.

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок.

Теперь, есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр. Итак, в путь!

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы с ОВЗ

Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.

Задачи:

- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно- логическое мышление, пространственное воображение, речь).

- развитие процессов саморегуляции;

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

- формирование творческого потенциала ребенка;

- тренировать мелкую моторику рук;

- формировать установку на положительное отношение к себе;

- снижение тревожности и психофизического напряжения.

Оборудование: ёмкость с песком, игрушки животных, одноразовые трубочкидля коктейля, игрушечные змейки, лейки с водой.

Количество участников: 4 ребенка старшего дошкольного возраста.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Психолог: Добрый день ребята, сегодня я хочу пригласить Вас в волшебную песочную страну, и показать Вам много интересных игр в необыкновенном песочном мире. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал

Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком:

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

(Цель: настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах)

Психолог: В волшебном песочном мире есть свои правила, ребята, мне о них поведала песочная фея, я сейчас Вас с ними познакомлю:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки.

Психолог: Итак, Добро пожаловать в Песочную страну….

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, оставляя следы. Обсуждение результатов.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Обсуждаем что получилось.

Психолог: А теперь подумаем какая природа их окружает? (Леса, озера, солнышко, цветочки и др. учитываем все фантазии детей). Попробуем изобразить. Обсуждение.

Психолог: Давайте поразмышляем о свойствах сухого песка. Какой он? ( Сухой, сыпучий, теплый и др.)

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Психолог: В Волшебной песочной стране живут волшебные Змейки, возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства.

Психолог показывает, как можно играть с мокрым песком(лепим колобок, пирожки, куличики формами) и пробуем делать точно такие же упражнения с сухим песком.

Рефлексия занятия:

Психолог:Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

Заключение

Как показала практика использование песочной игротерапии даёт положительные результаты.

По результатам проведенной работы в рамках песочной игротерапии с детьми с ОВЗ были получены следующие результаты:

1.Повысилась мотивация детей к занятиям.

2.Улучшились межличностные взаимоотношения детей в группе сверстников.

3. Повысилась самооценка детей.

4.Снизилсяуровень проявления тревожности.

5.Ребенок стал увереннее проявлять себя в образовательной деятельности.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Он успешно применим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Казалось бы, всё очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.

Список литературы:

13. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы с ОВЗ

Номер

занятия

Название занятия

Октябрь

1

Цель:знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

2

Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления.

3

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

4

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ноябрь

1

Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.

2

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

3

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, установление закономерностей.

4

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, произвольности.

Декабрь

1

Цель: развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.

2

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.

3

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, внимания, памяти.

4

Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Январь

1

Цель: Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.

2

Цель: Развитие памяти, внимания, поисковой активности.

3

Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.

4

(Аналогично играм с сухим песком)

Февраль

1

(Аналогично играм с сухим песком)

2

Цель: Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).

3

Цель: закрепление пространственных представлений, развитее слуховой и зрительной памяти.

4

Цель: Развитие зрительно – моторной координации, процесса классификации, воображения.

Март

1

Цель: Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

2

Цель: Повышение самооценки ребёнка.

3

Цель:учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

4

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

Апрель

1

Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика.

2

Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

3

Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.

4

Цель: развивать зрительную память, воображение.

Май

1

Цель: развивать образное мышление,воображение.

2

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

3

Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь.

4

Цель мастер-класса: создать условия для повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в развитии детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством песочной терапии.

Задачи мастер-класса:

создание условий для взаимодействия с родителями воспитанников;

повышение уровня информированности родителей об использовании технологий песочной терапии;

обеспечение преемственности в воспитании ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Ход мастер-класса:

Песок – уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что очень важно для развития детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира. Также игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей.

Общение с песком дает толчок полету творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать все заново.

Цель занятий по песочной терапии: развивать эмоционально-личностную и познавательную сферы ребенка с использованием игр с песком.

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, снижение психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния;

развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, логическое мышление, используя нестандартные методы, приемы и средства обучения;

побуждение речевой активности, обогащение словарного запаса;

развитие фантазии и воображения, творческих способностей;

совершенствование навыков позитивной коммуникации, сотрудничества, умения ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу;

коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность, замкнутость и др.)

Противопоказаниями песочной терапии являются: высокий уровень тревожности, аллергия на пыль, легочные заболевания, кожные заболевания, порезы на руках, эпилепсия.

Удивительные тактильные ощущения и возможности для формирования мотивации к созидательной продуктивной деятельности предоставляет необычный сыпучий материал, по структуре подобный влажному и пластичному пляжному песку. Отличает его мягкость, текучесть, а во время работы руки малышей остаются чистыми, поэтому игры с кинетическим песком в детском саду набирают популярность.

Игра с кинетическим песком - это, в первую очередь, развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры с кинетическим песком.

Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком.

Песок не сухой и не мокрый, а как будто живой, он движется. Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся. Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, опять сожмите, разожмите. Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек. Переверните руки тыльной стороной, положите на песок погладьте его. Что вы чувствуете? Этот песок такой же, как и в песочнице? А чем отличается?

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; учить ребенка владеть ножом.

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; развитие внимательности; закреплять представление о свойстве кинетического песка – оставлять отпечатки.

На выровненном песке любыми предметами оставить отпечатки, это могут быть овощи, фрукты, машинки и т. д.

Благодаря свойству песка держать форму, любой предмет оставляет хорошо различимый след и угадать, что это за предметы не составит для ребенка труда.

После того, как ребенок угадал, можно поменяться с ним ролями, он оставит отпечаток, а взрослый – угадает.

Цель: изучение геометрических фигур; продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка – оставлять отпечатки и держать форму.

Для этой игры мы используем штампы геометрических фигур, с их помощью знакомство и закрепление фигур проходит интересней и увлекательней. Так же с помощью отпечатков на песке ребенок, используя геометрические фигуры, может составить изображение животного, машины, дома и т. д.

Геометрические фигуры можно не только отпечатать, но и слепить, например, с помощью фигурок из сортера.

Усложните задачу, предложив ребенку не просто вылепливать фигуры, но и сопоставлять их с изображениями. Для этого мы используем любые карточки с изображением геометрических фигур.

Цель: продолжать закреплять представление о свойстве сохранять отпечатки; формирование нестандартного творческого мышления.

На кинетическом песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т. п.

Цель: показать ребенку наглядно соотношение – больше – меньше.

Для этой игры мы используем стаканчики различного диаметра. В отпечатке большего по диаметру стаканчика помещается отпечаток или отпечатки стаканчиков, меньших по диаметру.

Ребенок наглядно видит разницу в этих понятиях и обучается играючи.

Предложить ребенку с помощью трафарета, оставить отпечатки с помощью трафарета, определенного транспортного средства.

Это всем знакомая игра – палочкой рисуем на кинетическом песке. Рисунки могут импровизацией ребенка, так и на усмотрение взрослого: нарисовать фигуру, букву, провести волнистую линию, соединить две фигуры и т. п.

Сегодня я Вас познакомила лишь с несколькими играми и упражнениями, которые помогают, играя развивать ваших детей, способствуют гармонизации взаимоотношений взрослых и детей.

Спасибо Вам за активное участие в мастер-классе. До новых встреч!

Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом Реабилитационный процесс – это целенаправленный процесс возвращения человека с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную и полноценную.

Упражнения на мяче для детей с детским церебральным параличом 1. И. П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться.

Вестибулярная тренировка в лечении больных детским церебральным параличом Упражнения для тренировки равновесия. 1. Сесть на стул, ноги фиксировать мешочками с песком. Ноги слегка разведены. Ребенок наклоняется.

Применение песочной терапии в формировании элементарных

математических представлений у детей с ОВЗ.

Филиппова Ф.И., учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Формированию у детей с ОВЗ элементарным математическим представлениям отводится важное место в общей системе коррекционно-развивающего обучения. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Для детей с ДЦП характерны сниженная познавательная активность, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому, что дошкольники 5-6 летнего возраста не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений о математике: плохо запоминают названия цифр, с трудом ориентируются в числовом ряду, возникают трудности с пространственными представлениями. Для этих детей необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа, направленная на восполнение пробелов в их математическом развитии.

Формирование элементарных математических представлений у детей с ДЦП затруднено в силу недостатка у них бытового и игрового опыта. Постепенно овладевая предметно-практической деятельностью, дети приобретают и первые математические представления. Игры-занятия - наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания.

В своей работе мы нашли новый подход для развития пространственных

и количественных представлений через игровые упражнения в стационарной песочнице. Главным условием является то, что повторение заданий происходит в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей с ДЦП не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.

Организация игр с песком позволяет развивать у детей с ДЦП интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, навыки общения и речь, пространственную ориентировку, совершенствовать координацию движений, обучать счету, расширять кругозор.

Также игры с песком позволяют решать задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, по формированию навыков счета, вычислений, измерений, конструирования, моделирования

Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи.

проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вот некоторые из них:

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая ее из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки.

(шишек, желудей, ракушек, пуговиц)

Дефектолог показывает ребенку цифру и просит назвать ее. Далее ребенку предлагается найти в песке нужное количество камешков и объяснить, почему он нашел такое количество камешков.

Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру.

Педагог описывает спрятанный в песок предмет, а ребенок должен угадать что это.

Ребенку дается инструкция, что предмет находится в верхнем левом углу песочницы.

Откопав предмет, ребенок проверяет правильность ответа.

В этой игре ребенок упражняется в определении положения предметов (грибов) относительно деревца (елки). Педагог предлагает ребенку отправиться в лес за грибами.

10. Песочный круг (квадрат, треугольник). Медитативное рисование.

Ребенок рисует на песке круг (квадрат), украшает его различными предметами: ракушками, камешками, пуговицами.

Дефектолог рисует на песке полукруг, а ребенок выкладывает по линии бусинки и называет порядковый номер.

Педагог начинает какой-либо рисунок ( провести можно широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие), а ребенок его дорисовывает, либо повторяет нарисованное взрослым, проговаривая свой рисунок.

Ход занятия - Сегодня мы с тобой отправимся на поиски клада. Этот клад спрятан в лесу под старым дубом, дорогу к нему мне подсказала Мудрая Сова. Я буду тебе рассказывать, а ты внимательно слушай и пальчиком черти дорогу на песке. Педагог показывает на песке, откуда ребенок отправится в путь.

- Ну вот ты и у старого дуба! Можешь копать, и ты узнаешь, что для тебя приготовила Сова. Ребенок руками ищет в песке клад, находит игрушку (машинка, куколка). За то, что ты правильно и хорошо справился, Сова дарит тебе эту игрушку.

Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.

Стимульный материал: треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.

Взрослый рассказывает сказку.

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет,

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.

Таким образом, в ходе игр с песком, дети повторяют пройденный материал по формированию математических представлений, в частности счет и количество, соотнесение количества и числа, название цифр, пространственные представления, решают посильные проблемные задачи. После проведенных занятий в песочнице мы наблюдаем, что у детей повысился интерес к математике, дети стали лучше

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.