Социальная защита детей с дцп проблемы


Как жить когда в семье появляется особый ребенок? Чаще всего родители остаются один на один с этой проблемой. Ребенок оказывается вне социума, вне медицины, вне образования, по одной простой причине - у государства нет четко выстроенной линии реабилитации и социальной адаптации особых детей. Родители, зачастую находясь в состоянии блуждающих в темноте и действуя по принципу проб и ошибок, не имеют поддержки и правильной направляющей в их не простой миссии.

Они в буквальном смысле теряют драгоценное время, тратя огромное количество сил и средств на сомнительные методы лечения и реабилитации, лишь только потому, что у них нет возможности получать квалифицированную помощь и поддержку от государственных служб, в обязанности которых входит помощь таким семьям, обучение родителей и, что немаловажно, их психологическая поддержка, дабы сэкономить силы семьи для достижения заветной цели - улучшение состояния ребенка.

В свою очередь родители, являясь законными представителями своих детей и выступая в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, становятся основным связующим звеном между интересами ребенка и государством. Уровень цивилизованности государства во всем мире определяется отношением этого общества к старикам, детям и людям с ограниченными возможностями здоровья. Это не просто громкие слова, а слова матери ребенка-инвалида, руководителя общественной организации, занимающейся поддержкой родителей детей-инвалидов, которая ежедневно сталкивается сама и получает информацию от других об истинной ситуации дел.

В этом докладе* мы, конечно, не рассмотрим проблемы соблюдения прав родителей детей-инвалидов, и самих детей, страдающих ДЦП, так как охватить в целом состояние дел в сфере соблюдения прав, оказания медицинской помощи и социальной реабилитации детей-инвалидов в одном докладе невозможно. Кроме того, мы не будем останавливаться на причинах неуклонного роста числа детей инвалидов, поскольку эта проблема заслуживает отдельного внимания, так как носит многоуровневый и комплексный характер.

Конкретные причины на наш взгляд заключаются в неудовлетворительном состоянии дел в городе Краснодаре с реализацией законных прав и интересов детей-инвалидов, страдающих ДЦП:

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных нами пунктах. На наш взгляд в городе Краснодаре ненадлежащем образом исполняется действующее российское законодательство государственными органами и должностными лицами:

Мы столкнулись со следующими фактами несовершенства законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей-инвалидов в России, которые, безусловно, не возможно решить в масштабах страны, но возможно решить для конкретных детей-инвалидов, жителей города Краснодара.

Возникает вопрос, что будет с пенсией матери ребенка-инвалида, если она не сможет выйти на работу из-за ребенка, нуждающегося в уходе. Ведь сейчас:

  • не компенсируются финансовые затраты на неоднократный проезд к месту лечения детей-инвалидов. Пенсия на ребенка-инвалида, страдающего ДЦП составляет 81% от официального прожиточного минимума, хотя такие дети дополнительно нуждаются в лекарствах, особом питании, развивающих игрушках и т.д.
  • нотариальные и юридические услуги для детей-инвалидов стали платными.

В обществе и государстве недостаточное понимание и государством проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан. Термин ДЦП, в наше время, не обозначает какого-то определенного заболевания, а только объединяет детей, имеющих не прогрессирующие нарушения произвольных движений (спастичность, атаксия, гиперкинезы). Объединение детей с такими нарушениями в одну группу с названием ДЦП помогает концентрации сил и возможностей по лечению и формированию двигательных навыков для максимально возможной реабилитации. Но такое обобщение затрудняет поиск мер профилактики, ранней диагностики и лечения в самом начале (в остром периоде) заболевания ребёнка.

Не смотря на то, что аббревиатура ДЦП звучит как приговор, однако при получении такого диагноза родители ребенка не должны опускать руки, а просто обязаны бить в набат. Потому что при правильной реабилитации, можно достигнуть определенного успеха. Успех в результатах зависит от правильно спланированной комплексной и ежедневной работы. Такой системы в городе не существует, поэтому большинство родителей обращаются к частным инструкторам ЛФК, массажистам, логопедам, психологам, коррекционным педагогам. Это требует колоссальных затрат как физических (в силу того, что чаще всего эти специалисты друг от друга территориально удалены) так и материальных, в результате чего многие дети не получают крайне необходимого реабилитационного сопровождения.

В системе социальной помощи в настоящее время возрастает роль организаций негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей детей-инвалидов. Дополняя работу государственных структур образования и социальной защиты населения, гражданское общество изыскивает новые пути организации социального пространства помощи детям. Благодаря конструктивной и твердой позиции гражданского общества решаются многочисленные проблемы соблюдения прав детей-инвалидов, оказывается реальная помощь семьям таких детей. Однако государство недостаточно активно стимулирует развитие благотворительности и меценатства в интересах детей-инвалидов.

ДЦП. Проблемы реабилитации.
Психологические проблемы между родителями и детьми, возникающие вследствие болезненных традиционных методов реабилитации



Впервые столкнувшиеся с диагнозом ДЦП, родители, как правило не понимают что происходит с их ребенком и, по этой причине, не всегда могут создать правильные условия, требующиеся для ежедневного корректного сопровождения и полноценного развития ребенка с ДЦП.

Непонимание родителями всей сложности заболевания ребенка часто связано с тем, что их своевременно не информируют, что такое заболевание как ДЦП требует длительных и сложных реабилитационных мероприятий и что полное выздоровление ребенка маловероятно. Родителям не рассказывают, не показывают, не объясняют и не учат правильному ежедневному взаимодействию, способствующему постепенной реабилитации ребенка с диагнозом ДЦП.
К сожалению, специалисты НЕ всегда вовремя обнаруживают и ставят диагноз ДЦП и часто НЕ предупреждают родителей о том, что ДЦП не ограничивается детским возрастом. Название диагноза ДЦП используется только в России, во всем мире это заболевание называют Церебральный паралич.

Причиной возникновения заболевания ДЦП как в России, так и за рубежом считают нарушение работы мозга. Однако наш многолетний опыт и практика показывают, что ключевой причиной этого заболевания и всех его последствий является СПАСТИКА. Именно спастика (соединительнотканная недостаточность) является первопричиной следующих нарушений при ДЦП:
• Нарушения работы дыхательной системы на всех уровнях, вплоть до клеточного
• Нарушения деятельности головного мозга
• Нарушения центральной нервной системы
• Нарушения работы вегетативной нервной системы
• Нарушения гомеостаза (системы самовосстановления организма)
• Нарушения работы внутренних органов
• Нарушения сердечно –сосудистой системы
• Нарушения трофики всех органов и систем организма
• Нарушения всех видов обмена веществ
• Отставание в физическом и ментальном развитии



В мировой практике все реабилитационные мероприятия направлены только на облегчение состояния ребёнка, социализацию и обучение элементарному самообслуживанию, но не на полное выздоровление. Такая общемировая тенденция в реабилитации объясняется тем что, на сегодняшний день, не существует реабилитационных мероприятий освобождающих от спастики. Именно поэтому церебральный паралич во всем мире считается неизлечимым заболеванием. Инвалидность ребенку назначается с детства и на всю жизнь.

Среди реабилитологов популярно мнение о том, что ребенка необходимо успеть реабилитировать до 3-х лет. Это мнение они активно навязывают родителям и вводят их, таким образом, в сильное заблуждение.

Предлагая активно реабилитировать ребёнка до 3 лет, реабилитологи, только по известным им причинам, не предупреждают родителей о предстоящих проблемах, которые обязательно возникают в процессе роста ребенка, особенно в период пубертата. Еще никому из детей с ДЦП не удалось избежать усиления спастики в этом периоде, и последующего ухудшения состояния здоровья в процессе всей жизни. Во время пубертатного периода и дальнейшего роста ребёнка всегда проявляются скрытые глубинные напряжения и другие проблемы связанные со спастикой. В пубертатном периоде гормональная перестройка организма приводит к более тяжёлым и сложным состояниям, которые никто не учитывает и не знает, как правильно эти состояния сопровождать, чтобы не усугубить психофизическое состояние ребенка. Многие дети с ДЦП в переходном возрасте садятся в инвалидную коляску, потому что именно в этот период сильно активизируется рост организма в целом, и ребёнка с новой силой начинают сжимать и скручивать спазмы и спастика.

Родители, не обладая знаниями об особенностях состояния организма ребенка при ДЦП, упускают возможность самостоятельной ежедневной реабилитации. Не каждый родитель понимает насколько важно его личное осознанное участие в ежедневных реабилитационных мероприятиях ребенка.
В классической реабилитации не предусмотрено привлечение и обучение родителей методам восстановления и реабилитации, несмотря на научно доказанный факт, что обучение и вовлечение родителей в ежедневное взаимодействие со своим ребенком может привести к положительным, стабильным и пролонгированным результатам.




С другой стороны, многих родителей вводит в депрессивное состояние ситуация, в которой они не могут ничего сделать сами, не могут и не знают как самостоятельно помочь своему ребенку и из-за этого вынуждены полагаться только на чужие знания и руки. А если еще попадается не компетентный реабилитолог, не понимающий динамики спастичного тела, и у ребенка вследствие жестких реабилитационных мероприятий возникают серьезные травмы, то родителей начинает захлёстывать чувство вины, от отчаяния они буквально не понимают куда им бежать и что делать?! Все это только добавляет целый букет негативных эмоций как ребенку, так и родителям, усиливает их стрессовое состояние, справиться с которым самостоятельно практически невозможно.

Известный факт, что практически все методы и способы классической реабилитации болезненны, особенно для спастичного тела, и способствуют проявлению защитных реакций организма на боль в виде компенсаторной системной спастики. Манипулятивные и болезненные методы классической реабилитации только усиливают спастику в теле ребенка, от боли нарушаются его психика, что также провоцирует дополнительные неврозы у родителей. Часто, применение жестких и болезненных манипуляций в классической реабилитации, приводит к серьезным травмам у ребенка, таким как вывих тазобедренного сустава, переломам бедренных и подключичных костей, разрывам связок, сухожилий и пр.
Важным аспектом, глубоко нарушающим ПСИХИКУ ребенка в процессе болезненной реабилитации, является, так называемое, предательство родителей. Именно как предательство воспринимает ребенок поступок родителей, которые заведомо зная о предстоящей боли, отдают его чужим людям - реабилитологам, и в процессе реабилитации бездействуют, либо остаются на стороне тех, кто делает больно.


Поэтому очень важно, чтобы родители не давали вводить себя в заблуждение историями об эффективности интенсивной и ускоренной реабилитации, использующей любые методы вплоть до хирургических вмешательств, и не ожидали быстрого восстановления ребенка с ДЦП. Интенсивные реабилитационные мероприятия не приносят быстрых результатов, не избавляют от спастики и от диагноза ДЦП, они приводят родителей только к неоправданным ожиданиям, к депрессиям, к потере сил, к разочарованию в себе, в ребенке, и в итоге к нежеланию вообще хоть как-то помогать ребенку.

Необходимо чтобы родители с самого начала понимали и знали реальную картину возможного развития заболеваниям ДЦП.


Каждый родитель может и должен ежедневно работать с ребёнком самостоятельно, проводить с ним восстановительные мероприятия, которые будут способствовать безболезненному снятию спастики и полному оздоровлению.

Метод Н. Лоскутовой БФМ единственный на сегодняшний день способ восстановления организма, мягко и безболезненно освобождающий от спастики любого уровня и генеза. Методу обучают всех желающих родителей, для того чтобы они могли самостоятельно работать дома со своими детьми, ежедневно обеспечивая им достойное качество жизни и постепенно улучшая их здоровье. Уникальный способ обучения и система передачи практических знаний позволяют качественно усваивать материал родителям, не имеющим специальной подготовки, и в дальнейшем эффективно самостоятельно работать дома со своими детьми.
Система преподавания и техники метода, дают действительно результативный инструмент в руки самих родителей, дают возможность восстанавливать не только физическое, но и психоэмоциональное состояние ребенка.


БФМ единственный в мире метод снимающий внешнюю и внутреннюю глубинную спастику любого происхождения, как травматического, так и психосоматического, соматопсихического, психоэмоционального и пр.

Использование метода Н. Лоскутовой в семье имеет ряд дополнительных преимуществ, в частности происходит постепенное психоэмоциональное восстановление родителей и родственников.


При системной и ежедневной работе с ребенком по методу БФМ, обращение в Центр Н. Лоскутовой потребуется не более чем 2-3 раза в год для консультации и коррекционных сеансов.


Традиционным для нашей культуры является нравственное, гуманное, милосердное и толерантное отношение к детям и молодежи, которые требуют особого внимания вследствие инвалидности или отклонений в физическом или умственном развитии. К сожалению, исторически сложилась ситуация, при которой эта категория детей и молодежи в течение длительного времени оставалась социально незащищенной, и даже в определенной степени изолированной от социума, а открытое обсуждение проблем по инвалидности было непопулярным в обществе. Находясь в условиях интернатного учреждения или на воспитании в семье, дети-инвалиды и их семьи лишены возможности вести полноценный образ жизни. Часто эти дети оказываются неподготовленными к жизни в открытой среде, которая не соответствует их особым потребностям, в частности, в создании безбарьерной инфраструктуры, обеспечении беспрепятственного доступа к информации и коммуникации.

Современная социальная защита инвалидов со стороны государства заключается в:

  • предоставлении денежной помощи, средств передвижения;
  • протезировании;
  • организации и принятии информации;
  • приспособлении жилья;
  • установлении опеки или постороннего ухода;
  • приспособлении застройки населенных пунктов, общественного транспорта, средств коммуникации и связи.

Инвалидность у детей резко ограничивает возможность включения ребенка в адекватные для его возраста воспитательные и педагогические процессы. Это значительное ограничение жизнедеятельности, что приводит к социальной дезадаптации, поэтому ребенок-инвалид имеет особые потребности в развитии психофизических возможностей, доступе к объектам социального окружения и средствам коммуникации, социализации и самореализации. Жизнь ребенка-инвалида проходит в условиях депривации. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок, независимо от наличия у него ограничений, которые свидетельствуют об инвалидности, должен быть включен в сферу коммуникации, игры со сверстниками. Однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Возникает ситуация несогласованности объективной необходимости осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка с невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания больного ребенка в интернатных заведениях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется только между такими же детьми-инвалидами. При таких обстоятельствах у них задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире. Исходя из этого, очевидна необходимость интеграции людей с ограниченными возможностями в общество через создание им условий для максимальной самореализации.

Социальные работники и социальные педагоги могут и должны помогать детям с ограниченными возможностями стать равноправными людьми, преодолевая неосведомленность общества относительно детей-инвалидов, которая приводит к дискриминации остальных.

На сегодняшний день есть острая необходимость изучения социального и юридического статуса детей с ограниченными возможностями, в частности: причины, которые мешают их равноправию с другими детьми:

  • отсутствие соответствующих законов или предвзятость населения;
  • влияние степени инвалидности на отношение к ним общества, а, следовательно, возможность адаптации к социальной среде;
  • приспособленность социальной среды (зданий, транспорта, дорог и других общественных мест) для пользования такими детьми.

Деятельность государства относительно инвалида должна проявляться в создании правовых, экономических, политических, социально-бытовых и социально-психологических условий для удовлетворения их потребностей в восстановлении здоровья, материальном обеспечении, посильной трудовой и общественной деятельности.

Новейшие концепции воспитания ценностных ориентаций у студенческой молодежи в учреждениях образования инклюзивной ориентации

В процессе изучения проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в учебных заведениях инклюзивной ориентации особого внимания требует раскрытие причин и условий, при которых ценности становятся полноценными жизненными ориентирами, субъектными приоритетами.

Современная молодежь демонстрирует активное участие в общественной жизни, не имея собственных взглядов на проблему ценностей. Общественные перемены разжигают противоречия по изменению сегодняшних, прошлых и будущих приоритетов. Данные противоречия могут быть разрешены путем ориентации личности молодого человека на общественно важные и значимые ценности.

Процесс формирования ценностных ориентаций является неоднозначным и проблемным. Формирование ценностных ориентаций характеризуется многообразием целей, результатов. Обусловлено это широким проявлением человеческой природы и личностными проявлениями.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что усиление кризиса социального и финансового сектора, развитие жестких рыночных отношений на фоне демократизации общества значительно уменьшает доверие к власти. Происходит разделение общества, члены которого исповедуют синтез ценностных ориентаций, присущих различным течениям и социальным группам.

В условиях стремительного развития цивилизации ценности страны, расы, класса претерпевают трансформации, при этом возникают противоречия между жизнью людей и результатами ее жизнедеятельности. Решение данного противоречия зависит от формирования нового мировосприятия (духовности), основа которого содержит ценностные приоритеты человеческой личности, нового образа жизни.

Система ценностных ориентаций является индивидуальной для каждой отдельной личности, к тому же она тесно связана с мотивами и потребностями, целями и установками, а также с интересами личности. Если принимать во внимание, что интересы являются неустойчивыми и постоянно изменяются в течение развития личности, тогда ценностные установки и ориентации постоянно отрабатываются, совершенствуются.

Взаимодействие ценностных ориентаций в индивидуальной ценностной иерархии определяет типы жизненных позиций и стратегий личности, а также природу их согласованности с нормами и правилами, личностными сущностями и требованиями. Одни и те же ценности могу применяться людьми в совершенно разных целях, поэтому переоценка ценностной категории способна вызвать разрушение ценности, обязательно отразится и на разрушении системы ценностей общества и как следствие произойдет дезорганизация общественного сознания.

Таким образом, сформированные ценностные ориентации выполняют приоритетную роль в мотивации поведения студенческой молодежи. С помощью существующей системы ценностных ориентаций они воспринимают конкретную действительность. Система ценностных ориентаций сочетается с личностной позицией студента и с индивидуальным видением реальных ситуаций. Ценностные ориентации определяют природу обоснования личностных жизненных планов, действий и поступков.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максудова М., Капанова Г.Ж.

Эта статья исследует некоторые проблемы детской нетрудоспособности в Республике Казахстан и социальной политике Казахстана, чтобы поддержать детей с ограниченными возможностями, гарантируя права и улучшить качество жизни детей с ограниченными возможностями.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максудова М., Капанова Г.Ж.

MEDICO-SOCIAL PROBLEMS OF CHILDREN OF DISABLED PEOPLE FROM A CEREBRAL PALSY.

This article examines some of the issues of child disability in the Republic of Kazakhstan and the social policy of Kazakhstan to support children with disabilities , ensuring the rights and improve the quality of life of children with disabilities .

медико-социальные проблемы детей инвалидов от дцп.

Максудова М., Капанова Г.ж.

Алматинский государственный институт усовершенствования врачей

В мире более миллиарда инвалидов, из которых почти 200 миллионов испытывают серьезные трудности в функционировании. Данная проблема будет вызывать все большую озабоченность в предстоящие годы, поскольку наблюдается тенденция к увеличению. [1]

На протяжении всей своей истории человечество неизбежно сталкивается с различными дефектами развития, как физическими, так и психическими. Люди с различными формами инвалидности появились вместе с обществом и являются неотъемлемой его частью. Задачей любого современного государства является обеспечение достойного уровня жизни всем своим гражданам без исключения.

Согласно Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, утвержденной ВОЗ в 2001 г. инвалидность не является чисто биологическим или социальным понятием, а скорее результатом взаимодействия между состоянием здоровья и окружающими или личными факторами. Тем не менее, детская инвалидность становится весьма важной не только медико-социальной, но и сложной экономической проблемой, так как ведет к значительным экономическим потерям для всего общества в целом (что выражается в финансовых затратах на пенсионное и социальное обеспечение, лечение и реабилитацию детей-инвалидов). [2]

В последние годы состояние здоровья детей и подростков привлекает огромное внимание со стороны мирового сообщества. Социальная значимость здоровья детей обусловлена тем, что они представляют собой репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв общества. [3,4]

На конец 2012 г. в Казахстане насчитывалось около 149.000 детей с ограниченными возможностями в развитии, что составляет 3,2% от всего детского населения страны. В Республике Казахстан в структуре первичной инвалидности среди детей на первом месте находится инвалидность вследствие врожденных аномалий, на втором - вследствие болезней нервной системы, на третьем - вследствие психических расстройств. В совокупности эти три нозологии являются основной причиной почти 70% случаев первичной инвалидности детей. [5]. За последние 7 лет (20052012гг.) заболеваемость детей-инвалидов возросла с 6,5% до 15%. Ежегодно в республике рождается до 3000 детей с ВПР (врожденные пороки развития), около 30% детей с ВПР умирают в возрасте до 1 года, не более 60% всех ВПР диагностируется при рождении. В структуре детской инвалидности преобладают нервно-психические расстройства и врожденные аномалии развития (72%), лидером среди которых являются заболевания нервной системы (34%), 20% из них - дети с церебральным параличом (ДЦП). [6]. Всего в Казахстане проживает 49,1 тысяч детей-инвалидов до 16 лет, из которых 58,8 тысяч - инвалиды с детства. В последние годы наблюдается тенденция роста численности инвалидов на фоне снижения первичной инвалидности, что говорит о низком уровне реабилитации ранее установленной инвалидности.

Несмотря на всю важность проводимых реабилитационных программ, и мероприятий для детей-инвалидов, мониторинга инвалидности среди детского населения Казахстана, единая государственная статистика, которая бы отражала данные об этом контингенте населения, не велась. МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия) для

Одной из составляющих элементов изучения проблемы, можно отнести эффективную социальную политику. Однако, до недавнего времени в Республике Казахстан, политика, ориентированная для инвалидов, строилась на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривалась как недуг, патология. Такая модель ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальный статус, обрекает на признание своего неравенства в сравнении с другими детьми, ограничивает его потенциал полноценного участия в общественной жизни. [10]

Но, несмотря на все усилия, предпринятые государством для облегчения жизни для детей с ограниченными возможностями, существует еще целый ряд социальных проблем, которые так и остаются нерешенными. Среди них социализация инвалидов, особенно когда речь идет о детях с ограниченными возможностями (общественный транспорт, жилые дома, офиса здания не приспособлены для людей с ограниченными возможностями, недостаточно светофоров со звуком, неприспособленность тротуаров, метро, общественных туалетов и др.). Социальные программы для детей-инвалидов ограничиваются только выдачей социальных пособий; не хватает социальных работников, которые должны следить за условиями жизни инвалидов, отсутствует интеграция детей-инвалидов в общеобразовательных школах, а также очень мало заводов по производству жизненно необходимых принадлежностей для детей с ограниченными возможностями (например, ортопедическая продукция), недостаточная работа неправительственных общественных организаций, которые активно защищали бы интересы людей с инвалидностью, в том числе и в разработке законодательных актов и правительственных решений. [6]

В связи с тем, что инвалидность одной из главных характеристик общественного здоровья и социального положения страны, проблема инвалидности у детей занимает ведущее положение в социальной политике Республике Казахстан. На обеспечение достойного уровня жизни семьям, воспитывающим детей-инвалидов, направлены усилия различных государственных и неправительственных организаций. К сожалению, на сегодняшний день прогнозы по инвалидности детского населения предполагают ее дальнейший рост, в том числе среди детей, имеющих неврологические нарушения и детский церебральный паралич. Это обусловлено продолжающимся ухудшением состояния здоровья детей и подростков, трудностями в получении необходимой помощи, сложным периодом жизни в условиях продолжающегося социально-экономического кризиса и преобразования. При этом напрашивается вывод, что одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Казахстан должны стать реабилитационные направления, адекватные по состоянию экономики в стране. Представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и согласованное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и обще-

ственных организаций. Главное направление всех усилий - дать ребенку-инвалиду возможность использовать свой ресурс для восстановления здоровья и быть полноценным членом общества.

Ключевые слова: дети-инвалиды, инвалидность, социальная политика.

Б^л мацалада Казахстан Республикасындагы бала-лар мYгедекririнщ кейбiр с^рацтары карастырылган жэне мYмкiндiгi шекгеулi балаларга цолдау керсету, мYгедек балалардьщ емiр CYPУ жагдайын жацсарту, к^кыгын цамтамасыз ету туралы КР элеуметтiк саясат багыттары

9зектi сездер: бала-шаFалар-мYгедектер, кемтарлыц, элеуметтiк саясаты.

This article examines some of the issues of child disability in the Republic of Kazakhstan and the social policy of Kazakhstan to support children with disabilities, ensuring the rights and improve the quality of life of children with disabilities. Key words: children with disabilities, disability, social policy.

зависимость состояния здоровья новорожденных от состояния здоровья будущих матерей

Мамырбаева Ж.М., Ласточкина З.И., Жакупова Н.Ж., Хакимова Г.Н.

Клиника Достармед А, Карасайская Центральная районная больница

Приоритетная задача здравоохранения Республики Казахстан - забота о здоровье матери и ребенка. Проводимая в Казахстане политика в области здравоохранения в течение последних 20 лет является следствием состояния экономики и политики.

В период социально-экономических преобразований в РК наблюдалось снижение рождаемости, индекса здоровья женщин и детей, остается высоким процент рождения детей с низкой массой тела, с врожденными пороками развития различных органов и систем, возрастает число детей инвалидов.

На сегодняшний день здравоохранение Казахстана нуждается в дальнейшем совершенствовании его структуры с внедрением новых стратегий, на интеграции со всеми секторами экономики, а также на основе применения современных научных и современных технологий развития.

Была принята Государственная программа реформирования и развития здравоохранения на 20052010 годы, предполагается проведение двух этапов реформирования больничного сектора Казахстана, рассчитанных до 2016 года, разработаны и внедряются стационар замещающие технологии - стационары дневного пребывания, все больше внимания уделяется сохранению и укреплению здоровья Матери и Ребенка. В Казахстане строится достаточно много поликлиник и больниц, родильных домов, открываются Центры перинатологии, оснащенных самым современным медицинским оборудованием и техникой, специалисты для обучения направляются за границу. С каждым годом все больше и больше выделяется средств на здравоохранение. Все это делается для оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению.

Общеизвестно, что патология ребенка является отражением заболеваний матери и особенностей течения беременности и родов.

В нашей поликлинике практическими врачами педиатрами проведен анализ 100 форм 112 новорожденных после выписки из родильных домов.

Определяли состояние здоровья по общепринятым шести критериям (1, 2):

1. Наличие или отсутствие отклонений в анте - интра и раннем постнатальном периоде, также определяли родословную семьи, биологический и социальный анамнез;

2. Физическое развитие и степень его гармоничности;

3. Нервно-психическое развитие и степень его гармоничности;

4. Резистентность и реактивность организма;

5. Функциональное состояние организма;

6. Наличие или отсутствие хронических заболеваний и врожденных пороков развития.

Также провели анкетный опрос по здоровому образу жизни, который включал следующие вопросы: проводят ли утреннюю гигиеническую гимнастику, воздушные ванны, контрастный душ, плаванье, обливание стоп и всего тела холодной водой, бег трусцой, соблюдают ли рациональное питание.

Получены очень неутешительные результаты. Только 17,6% женщин во время беременности были относительно здоровы. 72% имели анемию, 44% - токсикозы в первой и во второй половине беременности. У 40% выявлены кольпиты, хламидиоз, цитомегаловирусная инфекция, у 38% - хронический пиелонефрит, у 3% - гипертония, ожирение, сахарный диабет. В 36% семей отцы не имели постоянную работу. В 32% случаях беременность не была

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.