Может ли ребенок с дцп стать нормальным

ДЦП без причины не бывает. При появлении любого разговора со стороны врачей об угрозе ДЦП или о ДЦП родители должны сделать следующее.
Во-первых, родителям надо вместе с врачом выяснить причины ДЦП, если врач на этом диагнозе настаивает. А причин этих немного, и в любой больнице за одну-две недели их можно установить. Есть всего шесть причин, ведущих к детскому церебральному параличу.

Первая причина – это наследственные генетические факторы. Все нарушения, которые есть в генетическом аппарате родителей, могут действительно проявиться в виде ДЦП у ребенка.

Вторая причина – это ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (недостаток кислорода) мозга плода. Это кислородный фактор, нехватка кислорода мозгу ребенка. И то, и другое может возникнуть во время беременности либо же в родах в результате различных сосудистых нарушений и кровоизлияний.

Третья причина – это фактор инфекционный, то есть микробный. Наличие у ребенка в первые дни и первые недели или месяцы жизни таких заболеваний, как менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит, протекающих с высокой температурой, тяжелым общим состоянием ребенка, с плохими анализами крови или спинномозговой жидкости, с обнаружением конкретных микробов – возбудителей инфекционного заболевания.

Четвертая причина – это действия токсических (отравляющих) факторов, ядовитых препаратов на организм будущего человека. Это чаще всего прием женщиной сильнодействующих лекарственных средств во время беременности, работа беременной женщины во вредных производственных условиях, на химических производствах, в контактах с радиационными или химическими веществами.

Пятая причина – физический фактор. Воздействие на плод высокочастотных электромагнитных полей. Облучение, в том числе рентгеновское, радиационное излучение и другие физические неблагоприятные факторы.

Шестая причина – это механический фактор – родовая травма, травма перед родами или вскоре после них.

В каждой поликлинике за одну-две недели можно вполне оценить первопричины парализации функций головного мозга. Практика показывает, что детские невропатологи увлекаются диагностикой и поиском только инфекционной или ишемической причин поражений головного мозга у ребенка. Часто выставляется диагноз вирусного или инфекционного поражения головного мозга. Врачи обращают также внимание на нехватку кислорода вследствие сосудистых нарушений, хотя большинство сосудистых нарушений и кровоизлияний являются именно травматическими, ибо молодые сосуды у новорожденных сами по себе не могут лопнуть, как у стариков 80-90 лет, поэтому инсульта типичного у детей не бывает. Сосуды у новорожденных и детей мягкие, эластичные, податливые, адаптивные, поэтому объяснять причины ДЦП сосудистыми нарушениями – глубоко неверно. Чаще всего за ними стоят травматические причины. Важность выявления первопричины заболевания в том, что от этого зависит вся программа дальнейшего лечения и жизненный прогноз для ребенка.

ДЦП бывает трех групп.

Первая группа – ДЦП истинный, не приобретенный. Заболевание наследственное, врожденное, первичное, когда на момент рождения ребенка мозг его действительно глубоко поражен генетическими нарушениями или нарушениями эмбрионального развития. Он недоразвит, меньше по размеру и объему, менее выражены извилины мозга, недоразвита кора головного мозга, нет четкой дифференциации серого и белого вещества, есть ряд других анатомических и функциональных нарушений головного мозга. Это и является первичным, т.е. истинным детским церебральным параличом. Мозг на момент рождения биологически и интеллектуально неполноценен, парализован.

Первичный детский церебральный паралич формируется вследствие:
1)наследственных причин;
2)действия различных неблагоприятных факторов во время эмбрионального (внутриутробного) развития ребенка;
3)тяжелой родовой травмы, чаще несовместимой с жизнью.
Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга.
Таких детей около 10%.

Вторая группа – ДЦП истинный, но приобретенный. Детей с таким диагнозом тоже около 10%. Это дети с приобретенным характером нарушений. Среди причин – тяжелая родовая травма, например, глубокое кровоизлияние во время родов с гибелью участков головного мозга, либо травмирующее воздействие ядовитых веществ, особенно наркоза, а также тяжелое инфекционное поражение мозга с гнойным менингоэнцефалитом и пр. такие серьезные причины, воздействуя на головной мозг и нервную систему ребенка, формируют тяжелую картину ДЦП, но они имеют уже не наследственный и эмбриональный характер, в отличие от первой группы больных ДЦП, а приобретенный. Несмотря на тяжесть поражения, дети могут быть адаптированы к самостоятельному передвижению и самостоятельной ходьбе так, чтобы впоследствии они могли себя обслуживать. Возможна их бытовая реабилитация, чтобы их перемещение было самостоятельным, чтоб их не нужно было носить на руках, так как стареющим родителям это делать невозможно, а тело детское вырастает до значительного веса мужчины или женщины.

Третья группа – ДЦП неистинный приобретенный. Это ложный, псевдо-ДЦП, или вторичный, приобретенный ДЦП-синдром, гораздо более многочисленная группа. На момент рождения в данном случае головной мозг у детей был биологически и интеллектуально полноценным, но в результате действия, прежде всего, родовых травм появились нарушения в различных отделах головного мозга, приводящие к последующей парализации отдельных функций. 80% детей страдают приобретенным ДЦП. Внешне такие дети мало отличаются от детей с истинным ДЦП, кроме одного, — у них сохранен интеллект. Поэтому можно утверждать, что все дети с умной головой, с сохранным интеллектом, никогда не являются детьми с истинным ДЦП. Именно поэтому все эти дети весьма перспективны для восстановления, так как причиной ДЦП-подобного синдрома у них явилась в основном родовая травма – тяжелая или средней степени тяжести.
Кроме родовых травм, причиной вторичного (приобретенного) ДЦП является кислородное голодание головного мозга во время беременности, негрубые кровоизлияния в мозг, воздействия отравляющих веществ, физических неблагоприятных факторов.

Прежде всего, не опускать руки. Они должны знать, что кроме традиционных неврологических схем лечения ДЦП, в России появилась возможность точной диагностики истинных причин ДЦП. А также для отличия истинного ДЦП от приобретенного, истинных причин, ведущих к парализации мозга, от причин, парализующих временно, т.е. так, что парализующие нарушения обратимы. Особенно эффективной является группа детей, у которых развилось состояние ДЦП в результате родовых травм, так как многие последствия травм обратимы. А обратимость означает излечимость. Поэтому ДЦП, вызванные родовой травмой, лечатся так, что далее у ребенка появляются перспективы восстановления в любом возрасте. Хотя надо отметить, что чем раньше начато лечение, тем оно результативнее. Лучшая излечимость наблюдается у детей до 5 лет – в 90% случаев, до 10 лет – около 60%. После 10 лет, вследствие того, что дети являются запущенными, то есть в их организме к этому времени появляется множество физиологических нарушений, и не только в мозге, но и в костях, суставах, мышцах и других органах, они уже восстанавливаются хуже. Но обязательно восстанавливаются до уровня самостоятельного передвижения и самообслуживания. Эти пациенты должны обращаться и заниматься активно всеми методами семейной реабилитации на дому до появления положительного конечного результата. Безусловно, чем больше возраст ребенка, тем больше времени уходит на восстановление. Но в любом случае нельзя останавливаться и для достижения необходимых результатов необходимо заниматься в домашних условиях. Реабилитации все возрасты покорны.


Передача в очередной раз подняла очень серьезные вопросы о проблемах семей, в которых воспитываются дети, с рождения проявлявшие признаки отклонения от норм развития. Не так важно, что стало причиной тяжелой болезни: врожденная патология или редкая генетическая аномалия, тяжелая травма в родах или инфекционное заболевание. Родители должны сделать выбор и всю жизнь нести ответственность за свое решение. Оставить ли ребенка, который заведомо будет отставать от своих сверстников в развитии, и, быть может, даже никогда не улыбнется в ответ? Это решение должна принять семья – врач здесь не поможет.

Не дело врача – решать человеческие судьбы, его дело дать как можно более полную информацию о состоянии ребенка. Самое главное, определить прогноз – насколько возможно точно – каковы, хотя бы, примерные перспективы у малыша – позволят ли его особенности ему в будущем научиться узнавать родителей, а значит любить. Сможет ли он ходить и говорить. Именно от прогноза зависит решение родителей – оставить ребенка в семье или передать на попечение государству. Это очень трудный выбор. Врач должен дать родителям как можно более точный прогноз и с сочувствием принять любое решение. Ибо при любом раскладе жизнь семьи может превратиться в ад.

Эти двое мужчин двое мужчин держались обособленно и не общались с веселой тусовкой экспертов, пивших чай в ожидании эфира. Их лица показались мне очень знакомыми – это были известный российский певец и актер Данко и телеведущий Сергей Белоголовцев.

Серге́й Генна́дьевич Белоголо́вцев — российский телеведущий, актёр, юморист, телережиссёр, шоумен, радиоведущий откровенно поделился трудностями воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Его сын Евгений – один из двойни – вскоре после рождения перенес тяжелую операцию на сердце, и после полугода у него был установлен диагноз ДЦП. Жизнь семьи, в которой воспитывается такой малыш, Сергей сравнил с ежедневной каторгой. И действительно, огромна цена, которую приходится заплатить, чтобы адаптировать к полноценной жизни ребенка, который до 6-ти лет не мог даже ходить, и помочь ему достичь успеха. Сейчас Евгений живет полноценной жизнью и работает ведущим программ на центральном телевидении.


Другой мужчина… Александр Фадеев — Данко. Говорящий псевдоним – Данко готов вырвать из своей груди сердце, чтобы осветить путь другим. Он рассказал о том, как после рождения дочери с тяжелыми повреждениями мозга, семья приняла решение не отдавать малышку в дом малютки, а воспитывать самим. Прогноз врачей с самого начала звучал неутешительно – девочка не только не сможет узнавать родителей, но даже самостоятельно глотать. Несмотря на страшный прогноз, ребенок остался в семье. Данко рассказывал о титанических усилиях, приложенных к реабилитации ребенка — несколько месяцев почти без сна, жизнь в постоянном напряжении, новейшие реабилитационные разработки, в том числе и космические. Родители приложили огромные усилия и вложили значительные материальные средства, что дало свои результаты. Спустя два года Агата смогла даже самостоятельно держать бутылочку в руках.

Этот путь длиною в жизнь… Дай бог сил и средств!

Что же это за болезнь, которая определяет и ограничивает не только жизнь маленького человека, но и всего его окружения – мать, отца, сестер, братьев, близких и друзей семьи. Что же такое ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это не отдельное заболевание, а комплекс проявлений (синдром), который возникает при гибели клеток головного мозга вследствие кислородного голодания и других причин. Среди них родовые травмы, врожденные аномалии развития головного мозга, хронические инфекционные заболевания матери или инфекция в перинатальном периоде, токсическое влияние на плод, ядерная желтуха, возникающая при высоком уровне билирубина у новорожденного, имеет значение эндокринная патология. Особое место среди причин развития ДЦП занимает недоношенность.

Сколь многообразны причины, ведущие к поражению головного мозга, столь многообразны и клинические проявления. Детский церебральный паралич проявляется в нарушении мышечного тонуса ребенка, двигательных функций и функций удержания равновесия, расстройствами со стороны органов зрения, слуха, а также нарушениями речи и снижением эмоционального интеллекта. У многих детей развиваются судороги.

Клинические проявления детского церебрального паралича зависят от локализации и степени повреждения головного мозга. Они могут быть от самых незначительных, до крайне тяжелых.

  1. Спастическая диплегия– эта форма встречается достаточно часто, примерно в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный спастический паралич рук и ног.
  2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются оба большие полушария мозга. Это приводит к ригидности (сильному спазму) мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  3. Гемипаретическаяформа, при которой поражается одно из полушарий мозга, приводит к развитию парезов и параличей конечностей на противоположной стороне тела.
  4. Гиперкинетическаяформа проявляется непроизвольными движениями – гиперкинезами. При ней страдают подкорковые структуры головного мозга. Гиперкинезы часто сопровождают другие формы ДЦП.
  5. Атонически-астатическая формаявляется следствием поражения мозжечка. При этом наблюдается атония мышц и нарушение баланса и координации движений.

Классификация описывает клинические проявления поражений головного мозга, но не учитывают причины повреждения. И, как правило, все силы врачей направлены именно на лечение последствий. В то же время, знание причины намного улучшает прогноз. Так, к примеру, родовая травма мобилизует на борьбу с последствиями с первых минут и часов жизни ребенка.

Вместе с тем, у большинства детей ДЦП развивается не сразу. Симптомы поражения мозга нарастают постепенно и проявляются более отчетливо к 5-7 месяцу жизни. Поэтому, очень многое зависит от квалифицированного наблюдения в первом полугодии жизни, когда микросимптомы на уровне интуиции позволяют опытному педиатру заподозрить неладное, проследить развитие в динамике, провести дополнительное обследование, выявить причину и направить все силы на то, чтобы остановить развитие заболевания и предотвратить настоящую трагедию. Во многих случаях, когда появляются первые признаки нарушения психомоторного развития, причина еще продолжает действовать – часто это внутриутробная или приобретенная инфекция. Справиться с этим можно только совместными усилиями педиатров и неврологов. И если усилия невролога работают в основном на устранение последствий, то усилия педиатра направлены на устранение причины, и тем самым останавливают прогрессирование болезни. Вот почему так важно квалифицированное наблюдение за ребенком в первом полугодии жизни, когда еще можно остановить повреждение мозга и не допустить развития детского церебрального паралича.

На что ориентируется педиатр? В первую очередь, врач собирает анамнез и составляет общее впечатление. Как протекала беременность, есть ли желтуха, какова поза младенца, видимые деформации головы, стигмы дисэмбриогенеза и множество других маленьких знаков.

Огромное значение имеет взаимодействие с малышом. Здоровый ребенок способен со второй недели жизни пусть на недлительный, но отчетливый глазной контакт. Он должен проявлять адекватные эмоции при осмотре: крик от прикосновения холодной трубочки, улыбка в ответ на улыбку, адекватная реакция на громкий звук. А затем идет сопоставление объективных показателей психо-моторного развития.


Одним из ранних признаков формирующегося ДЦП является нарушение мышечного тонуса. Мышцы у детей с повреждением головного мозга могут быть чрезмерно напряженными, или наоборот слишком расслабленными. В результате конечности принимают неестественное положение.

У здоровых новорожденных преобладает тонус мышц сгибателей конечностей, который обеспечивает характерную позу ребенка первых месяцев жизни. Это физиологический гипертонус, и он сохраняется примерно до 4-х месяцев, затем малыш постепенно расслабляется, конечности его постепенно распрямляются. Если гипертонус мышц сохраняется дольше четырех месяцев, или поза ассиметрична, то это может быть ранним признаком поражения ЦНС.

РЕФЛЕКСЫ

Несмотря на очевидную беспомощность, новорожденный ребенок обладает целым арсеналом средств, помогающих ему выжить. Кроме основных рефлексов, таких как дыхательный, сосательный и глотательный, у новорожденного ребенка имеются некоторые автоматизмы, которые позволяют ему искать и получать пищу. К примеру, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, – при надавливании на ладошки ребенок новорожденный открывает рот, или поисковый – при касании щеки ребенок поворачивает голову в сторону прикосновения — ищет сосок. Рефлекс Моро – при резком звуке широко раскидывает руки – опасность! – и сводит их, как бы стараясь за что-нибудь схватится.

Для этого же служит хватательный рефлекс – ребенок захватывает пальцы, вложенные ему в ладошки так сильно, что некоторых можно приподнять – рефлекс Робинсона. В доисторические времена этот рефлекс позволял человекообразному детенышу крепко схватиться за шерсть матери и ускакать вместе со стадом – спастись от опасности.

Эти рефлексы постепенно угасают в течение второго-третьего-четвертого месяца жизни. Параллельно формируются так называемые, установочные или выпрямляющие рефлексы, которые обеспечивают равновесие. Благодаря слаженной работе мышц ребенок сначала учится удерживать головку, затем сидеть, затем ползать, затем стоять и ходить. Угасание одних рефлексов и формирование других имеет строгую последовательность, которую отслеживает наблюдающий врач. Нарушение этой последовательности – тревожный сигнал, который может говорить о повреждении головного мозга

И на этом этапе уже что-то кардинально изменить нельзя. Только уменьшить степень выраженности проявлений.

У недоношенных особенно часто страдает зрение. Это может быть патология сетчатки и/или зрительного нерва. Больше половины случаев косоглазия отмечается у детей, родившихся преждевременно. У многих развиваются речевые расстройства. Эти дети с первых дней жизни особенно нуждаются в квалифицированном наблюдении, так как причины, приведшие к преждевременным родам, могут впоследствии привести к развитию ДЦП.


ДЦП не поддается полному излечению, и методы специальной реабилитации позволяют лишь улучшить качество жизни детей с повреждением головного мозга. Лечение ДЦП направлено на восстановление функций, пострадавших в результате повреждения. Одними из самых доступных и эффективных методов являются массаж, лечебная гимнастика и физиотерапия. Большое значение имеет также медикаментозная терапия, улучшающая деятельность головного мозга. Эти методы не являются панацеей и применяются на протяжении всей жизни.

К повреждению клеток головного мозга вследствие кислородного голодания могут привести самые разные причины, и некоторые из них поддаются коррекции. Поэтому важно обратить внимание педиатра на минимальные проявления, если Вас что-то обеспокоило или насторожило в поведении ребенка. В течение первого года жизни можно добиться максимального эффекта. Иногда можно остановить развитие процесса. Мозг ребёнка пластичен и поддается реабилитации – важно не упустить время.


В настоящее время ДЦП становится распространённым заболеванием, которое поражает многих детей. От рождения малышей с этим недугом не застрахован никто. Они могут появиться в семье у абсолютно здоровых родителей, и на это может быть несколько причин. О том, что такое детский церебральный паралич, о его симптомах, признаках, видах и причинах появления, о диагностике и лечении – расскажем далее.

Что это за заболевание

Детским церебральным параличом называется не заболевание, а ряд симптомов, которые появляются по нескольким причинам. Сходство признаков в том, что все они поражают головной мозг и нарушают двигательную активность пациента. Чаще всего заболевание поражает детей первого года жизни в то время, когда мозг находится в активной стадии развития. Если грудничок или подросток получит травму головы, у него также снизится двигательная активность, но заболеванием это назвать нельзя.


Еще одной особенностью ДЦП является то, что признаки данного заболевания не усугубляются со временем, а остаются прежними. Причем сниженную двигательную активность можно восстановить. Но помните, что если за такими детьми правильно не ухаживать и не заниматься с ними, то это может привести к появлению опасных последствий.

Процесс появления заболевания

Нарушение двигательной активности происходит у человека по следующим причинам:

  • возникновение изменений в нейронах нормального мозга;
  • проявление первичных нарушений в структуре мозга.

На нейроны действуют негативные факторы, которые приводят к появлению различных дефектов. Это происходит потому, что структуры мозга, развивающиеся в данный момент, обладают повышенной уязвимостью. Благодаря этому у больного нарушаются движения верхних и нижних конечностей.

Врачи отмечают, что чаще всего ДЦП появляется у грудничка или новорожденного, который родился на 33 неделе и имеет недоразвитость в структурах мозга и артериях. Если он родился в срок, то при кислородном голодании кровь распределяется таким образом, что головной мозг не страдает. Если малыш родился раньше срока и долго находился под аппаратом ИВЛ, то у него такой защиты нет. Из-за этого многие участки мозга при кислородном голодании отмирают, и вместо них остаются пустые полости. Это создает угрозу развития данного заболевания.

Почему появляется

Существует несколько групп факторов, которые ведут к появлению у малыша детского паралича. Рассмотрим их более подробно.


ДЦП и причины возникновения во время беременности:

  • Фетоплацетарная недостаточность. Часто именно она ведет к появлению у малыша такой патологии как хроническая кислородная недостаточность.
  • Поражение инфекцией нервной системы больного. Часто причиной становится развитие у малыша такого заболевания как краснуха.
  • Наличие тяжелого резус конфликта между матерью и плодом.
  • Появление хромосомных мутаций и плохая наследственность.

Основные причины возникновения ДЦП у ребенка во время родов:

  • Появление асфиксии. Обычно к малышу перестает поступать кислород в том случае, если он обвит пуповиной, произошла отслойка плаценты или пуповина пережата тазовыми костями.
  • Возникновение травм головы во время родов. Травмирование происходит тогда, когда роды проходят очень быстро, младенец лежит неправильно, будущая мать имеет слишком узкий таз. Ребенок травмирует голову во время родов при совершении врачом неправильных действий.

Причины, которые приводят к развитию заболевания, после того, как дитя родилось:

  • Частое травмирование головы, особенно у детей старше 1 года. Это связано с тем, что кости малыша очень хрупкие и падение его в данном возрасте приводит к появлению сотрясения мозга и возникновению травм в нем.
  • Развитие в организме инфекции, которая передалась во время родов или в первые годы жизни.
  • Отравление медикаментами и иными токсическими веществами.

Классификация видов болезни

Медики разделяют данное заболевание на несколько видов:

  1. Развитие спастической диплегии. Во время нее в мозге появляются очаги отмирания, кистозные новообразования. К развитию данного синдрома приводит рождение ребенка раньше срока, кислородное голодание, появление в его организме инфекции и нарушение работы щитовидной железы.
  2. Появление спастической тетраплегии. В мозге происходит развитие перивентрикулярной лейкомаляции, множественных очагов отмирания, пороков развития. Данный синдром появляется из-за кислородного голодания, развития инфекции, нарушения деятельности щитовидной железы, возникновения нарушений в развитии плода.
  3. Развитие гемиплегии. Она характеризуется появлением кровоизлияний в мозг. Прогрессированию гемиплегии способствует нарушенная свертываемость крови, наличие у ребенка тяжелых наследственных болезней и пороков развития, появление в организме инфекции.
  4. Появление экстрапирамидной формы. При ней появляются нарушения в определенных зонах мозга. Данная форма развивается из-за кислородного голодания плода, при развитии желтухи тяжелой формы, при наличии у плода митохондриальных болезней.


При спастической диплегии у больного нарушаются движения в обеих конечностях, обычно в ногах. В руках активность целиком или частично сохранена. Данная форма считается самой распространенной. При таком ДЦП у детей видны нарушения уже в первые годы жизни, особенно во время ползанья:

  • Малыш может нормально двигать верхними конечностями, а нижние постоянно подтягивает. При тяжелой форме заболевания нездоровое дитя не может ползать.
  • В ногах у больного ребенка повышенный тонус, сильно выражены сухожильные рефлексы. Данные признаки ДЦП выявляются невропатологом.
  • Если мать держит малыша подмышки, то он начинает скрещивать ноги.
  • Ребенок начинает поздно ходить, и ходит он в основном на цыпочках.
  • В тяжелом случае больной малыш начинает отставать с ходьбой.

При этом интеллект и речевая деятельность развиты нормально. В отличие от других видов болезни судорожные синдромы при спастической диплегии появляются очень редко. Если у ребенка болезнь развивается в легкой форме, то он может обслуживать себя и получать новые знания.

Спастическую тетраплегию характеризует поражение всех четырех конечностей. Врачи называют данную форму болезни самой тяжелой и плохо поддающейся лечению. Данная стадия появляется из-за того, что в мозге много очагов повреждения. При ней ребенок отстает в умственном развитии, и у него часто появляются приступы эпилепсии. При данной форме болезни ребенку с рождения трудно глотать, у него повышен тонус и могут болеть все конечности с одной стороны, ему трудно ползать или он совсем не ползает, не ходит. Помимо этого, появляются эпилептические приступы, нарушена речевая деятельность, интеллект, зрение. Внешне заметно, что у больного малыша маленький размер головы, и имеются иные пороки развития. При данной форме болезни большинство детей имеют умственную отсталость.


При гемиплегии нарушается двигательная активность в верхних и нижних конечностях с одной стороны. Больше всего страдают верхние конечности. При гемиплегии у ребенка сохраняются все рефлексы, но по мере взросления малыша двигательная активность в конечностях с пораженной стороны снижается.

Дополнительно появляются следующие симптомы:

  • в пораженной конечности высокий тонус, она часто согнута в суставе и прижата к телу;
  • равновесие, сидение, ходьба появляются вовремя;
  • интеллект развивается нормально, редко появляются судороги.

Развитие у ребенка экстрапирамидной или гиперкинетической формы болезни называется медиками самой опасной. Данное заболевание часто развивается при наличии несовместимости между матерью и малышом или при глубокой недоношенности.

Помимо этого, для данной формы заболевания характерны следующие симптомы:

  • у ребенка снижен тонус, он плохо держит голову;
  • возникает периодический гипертонус, насильственные движения;
  • ребенок может сам ходить в 4-6 лет;
  • у него нарушается глотание, он плохо произносит звуки и слова;
  • интеллект развивается нормально.

При данной форме болезни возникают следующие насильственные движения:

  • Хореиформные: быстрые и резкие движения бедрами и плечами.
  • Атетоидные: они червеобразные, очень медленные, характеризуются извиванием в движениях костей и стоп.
  • Смешанной формы: характеризуется совместным развитием атетоза и хореи.

Если ребенок находится в стрессовой ситуации или эмоциональном переживании, то у него насильственные движения могут усилиться.

Имеются ли у заболевания степени

Помните, что степень развития болезни зависит от того, насколько поражен мозг. На развитие болезни влияет и то, как быстро родители обратились к специалисту, прошли диагностику и лечение, и какими коррекционными мероприятиями они занимаются со своим малышом.

  1. Легким. При нем малыш может самостоятельно совершать какие-либо движения, выполнять домашние поручения, посещать образовательное учреждение, осваивать профессию.
  2. Средним. Малыш не может что-то делать без помощи посторонних людей, но он может социально адаптироваться.
  3. Тяжелым. Дитя ничего не может делать без посторонних людей, не может даже самообслуживаться.

Как проводится диагностика

Помните, что чем раньше будет проведена диагностика и лечение, тем меньше возникнет опасных осложнений. Из-за этого врачи исследуют ребенка после того, как он только родился.


В группу риска вносят:

  • недоношенных и маловесных детей;
  • малышей с врожденными пороками развития;
  • детей, которые заразились в утробе матери инфекцией;
  • малышей, которые родились с использованием медицинских щипцов, вакуум-экстракторов;
  • детей, которые после рождения были подключены к ИВЛ;
  • малышей, которые получили низкую оценку по шкале Апгар после рождения.

Помните, что во время проверки специалисты изучают все рефлексы и тонус в мышцах новорожденного.

Дополнительно для обследования малыша используются инструментальные методы:

  • УЗИ головы. Оно проводится в том случае, если у новорожденных есть симптомы ДЦП или родители жалуются на неприятные признаки.
  • Электроэнцефалографию. Ее используют тогда, когда ребенка часто беспокоят судороги.
  • КТ и МРТ. Данные методы используются при гидроцефалии, кистозных новообразованиях, очагах кровоизлияний, злокачественных и доброкачественных опухолей в голове.

Когда выявляется заболевание

Врачи могут заподозрить ДЦП у новорожденного, но не всегда у него появляются типичные признаки. При этом двигательная активность снижается, ребенок много спит. На ранней стадии обнаруживаются только серьезные типы недуга.


При возникновении паралича у малыша только в 3-4 месяца пропадают детские рефлексы. Благодаря чему дети с ДЦП могут нормально расти и усваивать новые знания. В данном возрасте также появляются следующие признаки, по которым можно распознать болезнь:

  • Малыш очень вялый, он плохо глотает, не может сосать, не обладает спонтанными движениями.
  • У ребенка остается рефлекс моро. Он характеризуется раскидыванием верхних конечностей при поднятии малыша и резком опускании его вниз.
  • Ребенок по-прежнему ползает, если родители подставляют ему к ногам руку.
  • Принятие ребенком вертикального положения и наклонение его вперед приводит к тому, что он начинает шагать.

Помните, что данные рефлексы являются детскими и по мере взросления ребенка они должны исчезнуть.

Родителям не следует забывать о том, что если малыш в 4-6 месяцев очень вялый, плохо усваивает новые навыки и их усвоение не соответствует срокам, он не может сидеть и стоит несимметрично, защищает одну сторону, то им требуется обратиться к специалисту. Также к доктору нужно идти, когда ребенок старше 1 года осуществляет непроизвольные движения.

Типичные симптомы болезни

Подозрение на ДЦП у ребенка появляется при наличии следующих признаков:

  • его мучают судороги и гидроцефалия;
  • нарушается зрение и слух, координация и равновесие;
  • появляется задержка в развитии речи или развивается алалия;
  • трудно произносить звуки;
  • нарушается письменная речь;
  • заикается, появляются нарушения в эмоциональной и волевой сфере;
  • трудно писать, читать и считать.

Как вылечить недуг

Помните, что полностью избавиться от ДПЦ нельзя. Но если вовремя обратиться к специалисту и провести правильные меры, можно добиться отличных результатов и научить больного ребенка некоторым навыкам.

Зачем проводится терапия? Она направлена на:

  • стимуляцию малыша на получение новых навыков самообслуживания, движения;
  • снижение риска появления у малыша неправильных поз, искривлений позвоночного столба;
  • создание условий для нормального развития речи и психоэмоциональной деятельности.


Помните, что лечение зависит от формы недуга, его тяжести, наличия иных способностей, уровня развития малыша, его возраста и иных заболеваний.

Врачи выделяют несколько способов лечения недуга:

  1. Использование медикаментов. Назначают применение противосудорожных препаратов. Назначить их может только врач-эпилептолог, и используются они под его контролем. Дополнительно назначают применение расслабляющих лекарств: Диазепам, Баклофен. Данные препараты используются при появлении болезненных спазмов в мышцах.

Помните, что такие препараты как: Кавинтон, Циннаризин, Актовегин, Кортексин, Церебролизин, Пирацетам, Пантогам, Фенибут и иные гомеопатические лекарства использовать нежелательно. Их производители заявляют о том, что они могут восстановить отмершие участки мозга, но сделать это они не способны. Также больному ребенку не следует принимать ноотропы, витамины и лекарства, которые помогают улучшить кровообращение в мозге. До сих пор их эффективность медиками не доказана. Родителям не следует самостоятельно покупать своему больному ребенку одно из вышеназванных лекарств.

Назначает препараты только врач, и выбор его зависит от тяжести и формы заболевания, от появившихся симптомов недуга.

  1. Применяют массаж и лечебную физкультуру. Если массаж будет проводить мать больного, то вначале она должна подобрать с врачом упражнения и изучить технику их проделывания. Если упражнения или массаж подобраны неверно, то состояние здоровья малыша может и ухудшиться.
  2. Осуществлять коррекцию неправильных поз. Часто у больного ребенка появляется тонус в мышцах, и это способствует вхождению его в неправильные позы. Это приводит к появлению необратимых последствий. Корректировать позы можно с помощью ношения лангеток, шин, валиков, щитов, бандажей, вертикализаторов.
  3. Использование хирургических методов коррекции. Для этого проводится операция на ахилловом сухожилии, на мышцах в области поясницы. Это способствует уменьшению спазмов.

  • Физиотерапию. Она способствует уменьшению боли при появлении спазмов в мышцах.
  • Коррекцию нарушений речи. Для этого больного водят к логопеду.
  • Снятие социальной изоляции.
  • Иппо- и дельфинотерапию. Такие методы помогают улучшить речь, координацию движений и помогают детям быстрее адаптироваться к жизни.

Помните, что коррекционные процедуры и лечение болезни будет проводиться малышу всю его жизнь.

Многие родители спрашивают врача о том, а кто лечит данный недуг? Лечение осуществляется неврологом, физиотерапевтом, врачом ЛФК, хирургом, логопедом, психологом.


Какие появляются осложнения

Помните, что пораженные участки мозга больше не становятся, но, если ребенок будет принимать неправильные позы, то его состояние здоровья может ухудшиться. Помимо этого, если он не посещает школу, не общается со сверстниками и не занимается со специалистами, у него могут часто появляться речевые и эмоциональные расстройства и иные осложнения:

  • Постоянно сжатые верхние и нижние конечности. Такое состояние появляется из-за наличия тонуса в мышцах. Причем оно может быть очень длительным и приводить даже к вывихам суставов.
  • Ребенок начинает ходить только на носочках. Если родители стараются поставить больного малыша правильно, то это приводит к появлению у него неприятных ощущений и боли.
  • Искривляется позвоночник, перекашиваются тазовые кости. Такие перекосы появляются из-за принятия малышом неправильной позы во время ходьбы, сидения.
  • Нарушается речь, появляются психологические проблемы. Это происходит из-за того, что ребенок не общается со сверстниками, не посещает образовательные учреждения, полностью отделен от общества.

Таким образом, родить больного малыша – это большой страх для родителей. И для того чтобы понять и полюбить такого ребенка может потребоваться много времени. Из-за этого в семье могут начаться проблемы, и помощь психолога будет кстати.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.