Помощник в школе ребенку дцп

В соответствии с законом об образовании в РФ

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в каждом регионе действует свой региональный закон, регулирующий правоотношения в сфере образования. В частности, в Москве в 2013 году был принят Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве"

Итак, законами предоставлено право. Система образования должна следовать закону и создать условия для реализации этого права. Что же на самом деле происходит и как могут реализовать это право дети с инвалидностью?

Конечно, бывают и другие случаи. Так, например, Валентине ДРОЗДКОВОЙ, удалось добиться оплаты школой ее сопровождения своего ребенка с инвалидностью. Валентина также сопровождает еще двух девочек в этой е школе. В данном вопросе Валентина занимает четкую позицию: есть закон, и его нужно исполнять. Записано в ИПР, что ребенок нуждается в помощнике, значит, школа должна его предоставить. Нужно добиваться, чтобы закон исполнялся, и основное бремя этой борьбы лежит, прежде всего, на родителях детей с инвалидностью. Им не стоит думать, что все само урегулируется одним лишь фактом принятия закона.

Нужно отметить, что школа, где обучается сын Валентины Кирилл, достаточно давно позиционирует себя как инклюзивная, задолго до принятия закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из данного факта, становится понятно, что Валентине в такой ситуации значительно легче добиться исполнения закона.

В соответствии с Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья:

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;

обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

29. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях, кроме учителя, присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:

  • учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, приказ Минобрнауки предусматривает наличие помощников/ассистентов только для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению, а также для учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях. Между тем, в ассистентах очень часто нуждаются учащиеся с нарушениями опорно-двигательных функций. Важно отметить, что в настоящем документе введено понятие тьютор. Это с одной стороны как бы ассистент тот же, но имеет немного другие функции. Тьютор – это, как определено в приказе, воспитатель. Его конкретные функции и квалификационные требования также не определены. Подразумевается, что в его функции входит, прежде всего, налаживании коммуникации между учителем и учащимся и вовлечение непосредственно в учебный процесс. Также остается непонятным, должен ли тьютор сопровождать учащегося во внеклассных занятиях и внеучебных мероприятиях, организованных школой.

Из вышеизложенного мы можем видеть, насколько остро стоит проблема реализация права на специальные условия для получения образования детьми с инвалидностью. Это и проблемы финансового обеспечения, и проблемы организационного и правового характера.

Есть много способов сделать ваши возможности безграничными!

    29.10.2019
  • Особенные детки
  • дети-инвалиды
  • реабилитация инвалидов



Кто такой тьютор для ребёнка инвалида и где найти этого человека? Сам термин появился в нашей жизни не так давно, а тьюторство только развивается, проходя через сложные этапы проб и ошибок. Может ли мама ребёнка быть одновременно ему тьютором и что по этому поводу думают специалисты? Об этом и многом другом – в этом материале от Invaworld.

Индивидуальное сопровождение и тьюторство: чем они отличаются?

Если у ребёнка есть трудности с самостоятельным обучением – то ему потребуется индивидуальное сопровождение. Обычно оно положено детям с так называемым ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья. Этот статус присуждается на ПМПК . ОВЗ не означает инвалидности и вместе с тем, ребёнку с инвалидностью тоже может быть присвоен такой статус.

Какие виды индивидуального сопровождения возможны:

  • ассистент-помощник. Его задача – помочь в передвижении и проблемах с мелкой моторикой. Но с таким помощником ребёнок все же осваивает программу самостоятельно, а помощник нужен только для преодоления расстояния между классами, посещения санузла, раскладывании учебников;
  • тьютор. Это человек, которые помогает ребёнку усваивать знания, сохранять внимание на уроке, выполнять учебные задания. Такой помощник нужен, к примеру, при аутизме. Он не просто помогает своему подопечному, но и адаптирует под него программу, а для этого требуются особые знания и полный контакт не только с педагогами, но и с психологами, логопедами. Такой специалист является частью педагогического коллектива школы и должен иметь специальную квалификацию и профильное образование.

Если ассистентом помощником вполне может быть один из родителей ребёнка или ближайший родственник, то тьютор – это профессионал, имеющий особые навыки.

Бывают ситуации, когда ребёнку с особенными возможностями требуется и помощник и тьютор – обычно в случаях, когда физический недуг сочетается с недостатками в умственном развитии.


Фото: ria56.ru

Как добиться тьютора для ребёнка: возможные варианты

Дополнительно обязательно подготовьте к ПМПК другие доказательства того, что ребёнок нуждается в особой помощи: характеристику из детского сада, какие-то работы, письменные или художественные.


Вы можете столкнуться с мнением, что тьюторство положено только при определённых диагнозах. Это не верно, потому что ни в каких стандартах это не прописано, а в ФГОСе тьютор описан как специалист, помогающий детям с ОВЗ и только, без указания каких-либо диагнозов.

Изучите вот такие важные для решения этого вопроса документы: Письмо Минобразования ТС-551/07 от 20.02.2019 года и Приказ Минобразования 1015 от 30.08.2013. Возьмите эти документы с собой на комиссию для аргументированного разговора.

Второй вариант, если не получилось на ПМПК – это обратиться непосредственно к консилиуму педагогов в вашей школе, так как он тоже имеет полномочия предоставить ребёнку тьютора, а директор учреждения может ввести дополнительную штатную единицу для этой цели. Это более сложный вариант, но есть масса примеров, когда это сработало.

Чтобы получить такую помощь, обратитесь с письменным заявлением к директору школы и лучше сделать это заранее, потому что по закону у школьной администрации месяц на рассмотрение. Учитывая сложности в введении дополнительной единицы в штат, специалисты рекомендуют начать заниматься этим вопросом за год до поступления ребёнка в школу.


Фото: mrc-zdorovie.ru

Тьютор не обязательно будет индивидуальным

Министерство образования прописало в своём приказе, о котором мы уже упоминали, что тьютор может работать и с группой до 6 человек. Обычно такую должность вводят в специализированных классах инклюзивного или коррекционного обучения.

На практике школы вводят ставку тьютора и назначают ему работу с детьми с ОВЗ разного возраста, так что помощник может присутствовать только на некоторых, а не на всех уроках. По факут такой подход нарушает права ребёнка и вы вправе обратиться к педагогическому совету с просьбой о назначении индивидуального помощника.

Сколько стоит нанять индивидуального тьютора

Все перечисленные варианты касались получения бесплатных услуг. Но есть и возможность нанять тьютора самостоятельно. Будьте готовы к тому, что это не дёшево. Сократить расходы, в принципе, можно за счет благотворительных и общественных организаций, но получить от них помощь не так просто.

К тому же, нанятый извне тьютор наверняка столкнётся с проблемами в учительском коллективе. Когда планируете поступление ребёнка в школу, обратите внимание на учебные заведения, которые принимают участие в инклюзивных программах совместно с такими благотворительными организациями, все будет намного проще.

Если посмотреть рынок предложения тьюторских услуг – то стоимость варьируется от 350 до 500 рублей в час.


Фото: mmom.ru

Почему родитель не должен быть тьютором

Вы наверняка столкнётесь с таким предложением от самой школы. Но практика показывает, что ребёнок может не воспринимать родителя как педагога, а это станет серьёзным препятствием к его успешному обучению. Да и отношение у учителей к такому тьютору будет не совсем правильным, они будут прежде всего видеть родителя и не воспринимать обоснованные претензии.

А кроме прочего, постоянное нахождение и контакт с ребёнком круглые сутки быстро истощают родителей и даже их самые искренние педагогические порывы сводятся к поражению. И между прочим, предлагая этот вариант вам, школа в большинстве случаев рассчитывает на то, что для своего ребёнка вы будете работать бесплатно.

А вы пользовались услугами тьютора? Поделитесь с нашими читателями своим мнением о пользе такого помощника в комментариях!


Я мама ребенка-инвалида Андрея. У него ДЦП, ему 4 года.

Меня интересует вопрос по тьюторству для ребенка-инвалида в обычный Детсад по месту жительства. А для детсада тьютор правильно называется ассистент (помощник).

Андрюша числится в обычном Детсаду по месту жительства. А в октябре 2013 года мы туда с ним ходили на занятия на 1 час 2 недели.

В январе 2015 года у нас было переосвидетельствование инвалидности и в Заявление на МСЭ я просила вписать в ИПР помощника / ассистента (т.е. тьютора). Мне отказали и сказали, что для этого нужно пройти ПМПК и если они впишут помощника, то тогда и они впишут.

Я отказалась проходить ПМПК. Потому что для Андрея нужен помощник не для обучения, а для передвижения, в туалет, одеться-раздеться. К тому же уверена, что наш кемеровский ПМПК не впишет тьютора, а зря будем дергать ребенка и потеряем время.

Тогда я написала Жалобу в Главное МСЭ нашей области. Они сказали тоже самое. Помощника не вписали и выслали мне их письмо-решение.

Руководитель экспертного состава в этом письме, обосновала отказ, что "В соответствии с п.5 раздела 3 Приказа Минтруда России от 29.09.14 № 664н "О классификациях и критериях. ", наличие и степень ограничения жизнедеятельности по обучению, в т.ч. определение режима, вида обучения, нуждаемость во вспомогательных технических средствах и технологиях, определяется с учетом заключения ПМПК. "

А далее, что в связи с отсутствием данного заключения решение принято на основании имеющихся данных. И "Ограничение жизнедеятельности по обучению не установлено. Установлено отсутствие нуждаемости в услугах ассистента".

Так вот я нашла этот Приказ, и там в 6-ом пункте, а не в 5 это написано под буквой "е" "Способность к обучению :

е) способность к обучению - способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:

1 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

Но я вот сейчас рассуждаю, что мне нужен ассистент (тьютор) в Детсад для физического сопровождения, а не для учебы. Учиться в садике он в принципе может и сам худо-бедно, а нужно именно физическое сопровождение. Он не может ходить и одеваться-раздеваться. А в ИПРке они сами написали: "способность к самообслуживанию" - вторая, "способность к передвижению" - вторая. И инвалидность у моего ребенка именно по этим категориям, а не по обучению.

А по этим категориям в данной Классификации написано :

"2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;" и

"2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;"

Здесь ничего не написано про ПМПК.

А самое главное, что есть Приказ, по которому ассистент - это помощник не только в учебе, но и в передвижении, это прямо написано в Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности.

Там написано: 18. Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

А в Законе об образовании в 79 статье написано:

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, Диеты и похудение включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

п. 4. Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решения об обращении в систему ПМПК.
п. 8. Принцип информированного согласия – ПМПК дает родителям или законным представителям доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребенке, добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи.
И ни в одном законе нет пункта об обязательности ПМПК.

Андрюша умеет ходить на тросточках, ходить за две или одну ручку, ходить на коленках, ползать на четвереньках, вставать у опоры, ходить вдоль опоры. А так же хорошо разговаривает, развит по возрасту, умеет читать бегло текст в обычной книге, считать очень хорошо, определяет время, хорошо знает времена года, все месяца в последовательности и т.д. Правда мелкая моторика отстает.

На словах Руководитель Главного МСЭ сказала, что считает, что мой ребенок должен ходить в специальный детсад. А я уже потом узнала, что у нас в городе нет ни одного детсада и даже группы при детсаде для детей с ДЦП. Есть только нулевая группа при специализированной школе из 5 человек. Но я в любом случае хочу, чтобы мой ребенок ходил в обычный сад, а потом в обычную школу.

Я сейчас планирую подавать жалобу в Федеральное МСЭ на Главное МСЭ, чтобы в ИПР вписали помощника- ассистента. Осталась неделя до истечения срока подачи жалобы.

Помогите пожалуйста разобраться! Помогите грамотно составить Жалобу в Федеральное МСЭ.

Тема: Игра - лучший помощник в занятиях с детьми ДЦП дома.

Игра – естественное состояние ребенка, его способ знакомиться с миром и самим собой.

И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.

Содержание игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Игры можно разделить на несколько категорий. Каждый тип игры выполняет важную функцию в обучении и развитии ребенка, все по-своему полезны детям, и должны быть использованы родителями.

Подвижные игры (малоподвижные игры ) - занимают особое место, это самое лучшее лекарство от двигательного голода – гиподинамии. Умение лазать, бросать, ловить, ударять по мячу и танцевать помогает ребенку учиться контролировать свое тело путем координирования действий. Энергичные физические игры также помогают развивать взаимодействие глаз и рук.

Дидактические развивающие игры – к ним относятся укладывание предметов в емкости, складывание предметов разного размера и формы, сортирование и классифицирование по определенным признакам, а также различные игры-головоломки, игровые наборы и магниты. Такие игры развивают главным образом умственные способности детей. Они основаны на какой-нибудь умственной задаче, в решении которой заключается смысл игры. Они помогают ребенку понять, как предметы соотносятся друг с другом, а также научиться справляться с трудностями, развивая при этом способность сосредотачиваться.

Творческие игры – чрезвычайно занимают детей. Игры с обычными предметами, например, коробочками из-под маргарина, разными баночками, красками. Рисование является видом деятельности , которым охотно занимаются все дети. Смешивание цветов и красок на различных поверхностях способствует развитию творческого мышления и уверенности в себе. Этот тип игры также включает создание музыки. Игра на музыкальных инструментах – это творческое умение, которое часто доставляет детям удовольствие. Маленьких детей, видимо, завораживает тот факт, что их действия способствуют появлению таких звуков.

Игры на воображение – дети активно используют свое воображение, когда изображают кого-нибудь, наряжаются, играют в игрушки или заводят воображаемого друга. Такие игры дают ребенку понимание роли других, поощряют к представлению себя в роли взрослых и обучают, как ставить самому себе задачи.

Игры с песком, водой, глиной и игровым пластилином развивают координацию. Подобные игры также помогают ребенку изучить свойства, текстуру, объем и поведение различных материалов.

Сюжетно - ролевые игры – такие игры важны для развития социальных навыков, они учат ребенка тому, что такое играть честно, придерживаться правил, делиться и сохранять чувство юмора во время игры.

Но когда в семье появляется особый ребенок, слишком чувствительный к любым воздействиям, неохотно вступающий в контакт с людьми, не способный выполнять игровые действия из-за тонуса и спастики мышц, предпочитающий однообразные собственные занятия или с трудом понимающий правила обычных игр, родители нередко оказываются в замешательстве. Они хотят играть с ребенком и понимают, что игры и занятия ему нужны так же или еще больше, чем другим детям — но не знают, как их организовать. Порой попытки вовлечь ребенка в игру заканчиваются неудачей, и родители предпочитают не играть вовсе, чтобы не огорчаться самим и не расстраивать малыша.

Все дело в том, что особые дети тоже хотят играть не только с педагогами и воспитателями в группе, которые они посещают, но и дома, в отличие от обычных детей, у них нет навыков, которые позволили бы им делать это с удовольствием.

Сегодня мы поговорим об играх с детьми, у которых диагноз ДЦП или нарушение ОДА.

Для детей с диагнозом ДЦП, игровая деятельность является одной из ведущих. Игры проводятся как для малышей, так для детей 6-7 лет и старшего возраста.

Для таких детей преимущественно выбираются игры с использованием бега, прыжков, изменения поз тела, ходьбы. Помимо физического развития, регулярная двигательная активность способствует стабилизации психического состояния, облегчает социальную адаптацию. С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация.

Начиная игровые занятия с ребёнком, больным ДЦП, стоит быть готовым к тому, что такой малыш будет развиваться медленнее. Этому способствуют трудности, связанные с двигательными нарушениями, которые проявляются в определённой форме ДЦП.

Малышу, больному ДЦП, часто сложно выполнять игровые действия, а именно:

•правильно сидеть и стоять;

•совершать движения пальцами рук;

•проявлять своевременные реакции (вследствие нарушений слуха, зрения, чувствительности, кратковременной памяти);

Поэтому стоит быть готовым к тому, что приобретённые навыки будут ограниченными.

В чём ещё задача для взрослого:

•нужно подбирать игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;

•во время занятий учитывайте состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем настроении;

•во время игры важно позволять ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваться в занятие, если это не нужно малышу;

•указания не должны быть сложными, лучше для них использовать короткие высказывания.

Главное, поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

Игры для разминки и развития мелкой моторики.
Перед началом занятия дети проводят следующие игры:

- обхватывают кисти с помощью кругообразных движений.

Затем проводятся следующие упражнения. Они направлены на то, чтобы сделать кисти, более подвижными:

- ведение рукой от основания кисти до кончиков пальцев;

- пальцы сжимаются в кулак (кроме среднего и указательного), рука вытягивается вперёд, пальчики сгибаются и разгибаются поочерёдно;

- касание большого пальца всеми остальными поочерёдно;

- рисование круга указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.

Игры с мелкими предметами очень полезны для развития сосредоточенности, внимания. Они отлично развивают мелкую моторику.

Игры с песком сухим

Такие занятия особенно важны для дошкольников. За основу берётся сухой песок, ёмкость, игрушки. Песок насыпается сквозь пальцы, мнётся в руках. Ребёнок хлопает ладошками по песку, топит в нём руки, втыкает пальцы. Для этих игр можно использовать ситечко.

Игры с песком влажным

Такой вид деятельности даёт малышу много радости. Сначала в руки берётся сухой песок. Затем ребёнку предлагается полить его водой, поиграть с песком. Малышу предлагается похлопать пальцами по песку.

Из этого материала можно сделать тесто, лепить куличики, пирожки. А также малышу будет интересно рисовать на песке. Во время игры педагогу нужно объяснить, почему из влажного песка можно сделать тесто, а из сухого нет.

Игры с крышками

Педагог даёт малышу несколько баночек (из-под косметики, продуктов и других) и крышки от них. Предлагается подобрать крышки к ёмкостям. В одной руке ребёнок держит банку, другой закрывает её. В конце игры можно наградить чадо за проделанные задания.

Игры с прищепками

Очень полезна для мелкой моторики игра с прищепками. Берётся несколько прищепок. Они цепляются на пластиковую или бумажную тарелку. Полюбовавшись получившимся солнышком, тарелки можно отцепить.

Игры для детей с ДЦП на укрепление вестибулярного аппарата и развития мышечного тонуса

Это игра для детей 5-14 лет. Из 2-х стульев делаются ворота, пространство между ними 50 см. Задача — пройти через ворота, не задевая их и не сбивая стулья. Если у ребёнка получается хорошо — можно попробовать делать закрытыми глазами. Эти упражнения учат осторожности, хорошей концентрации внимания.

Детям нужно встать лицом к руководителю, закрыть глаза. Далее, инструктор произносит команды, такие как “повернись”, “сделай шаг вперёд”, “покружись на месте”. Побеждают те участники, которые делают всё без ошибок.

Эти игры считаются малоподвижными, но замечательно развивают реакцию.

Бросается мяч игроку, игрок, поймавший мяч, бросает его назад родителю и если ребёнок ходит, садится, если ребёнок малоподвижен, поднимает руки вверх. Обязательное условие — мяч не должен падать.

Игры на внимательность и логику

Сюда можно отнести игру “запрещённое движение”. Она способствует развитию логического мышления. Упражнения для таких детей лучше всего проводить не только под наблюдением родителей, но и инструктора. Часто движения даются не просто, но нельзя оставлять чадо в беде, поскольку регулярные занятия очень важны для него.

Примеры других игр:

Ребёнку нужно разобрать и собрать пирамидку. Также, назвать цвета игрушки.

Нужно дать ребёнку много разных пуговиц. Они могут быть нашиты на ткани или разложены на коробке. Взрослый предлагает малышу найти 3 одинаковые пуговицы либо рассортировать на большие и маленькие.

3. Игра “Найди пару”

Детям предлагаются для игры флажки 3 цветов. Можно взять комплекты из каких-либо других предметов. Задача — найти цветовую пару для каждого.

4. Игра “Послушай, что за окном”

Ребёнок концентрирует своё внимание на то, что происходит за окном. Если малыш имеет нарушение в речи, то взрослый может показывать ему картинки.

Педагог произносит звуки. Ребёнок должен угадать, кому или чему они принадлежат (показать предмет либо назвать слово). Примеры: автобус, машина, поезд и т.д.

Игрушки для детей с ДЦП

Игрушка, которую держит в руках ребёнок с ДЦП, должна быть интересна ему, соответствовать возрасту. Следует помнить - способности часто зависят от формы заболевания больше, чем от возраста.

Игрушками могут быть обычные предметы, которые есть в каждом доме. При выборе важно обращать внимание на:

- возможность использовать руки;

- степень умения концентрации внимания;

- степень понимания ребенком языка.

Не забывайте, что занятия можно проводить с предметами, которые есть вокруг, в каждом доме. Домашние предметы обихода могут помочь вам организовать игровой досуг.

В занятиях с ребятами, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра - тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.

Очень важно вызвать у ребенка желание играть с окружающими его предметами и игрушками. Для этого необходимо создать у него положительный настрой, демонстрируя своим поведением, как интересны все предметы и игрушки, и как интересно в них играть. Игры с детьми нужно проводить систематически, используя для этого все свободное время. Даже перед сном ребенок, например, может с помощью взрослого уложить свою куклу спать, предварительно умыв ее и одев в ночное белье.

Учить обращаться с предметами и игрушками можно с помощью: совместных действий, когда взрослый управляет рукой ребенка; действий по подражанию, когда ребенок повторяет действия взрослого; действий по образцу, когда ребенок воспроизводит всю цепочку действий, проделанную взрослым.

Содержание первых сюжетных игр детей является деятельность людей, с которыми он непосредственно встречается. Для того чтобы ребенок смог ее изображать в своих играх, он должен обладать необходимыми знаниями и умениями. И здесь в формировании этих знаний большую роль могут сыграть родители. Так, для отображения бытовых сюжетов ребенок должен владеть навыками самообслуживания. Чтобы помыть куклу, ему надо научиться мыть свои руки, лицо. В ходе общения с ребенком необходимо привлекать его внимание к тому, как выполняются многократно повторяемые в течение дня действия: умывание, раздевание и одевание, прием пищи и т. д., и дать возможность ребенку самостоятельно их выполнять, даже если они не очень хорошо у него получаются. После этого аналогичные действия можно выполнить с куклой (оденем куклу на прогулку, разденем куклу, накормим и уложим куклу в кроватку спать).

Чтобы сформировать у детей знания, нужно постоянно привлекать их внимание к деятельности окружающих людей (мамы, папы, дедушки, бабушки, врача, продавца, водителя автобуса). Взрослые должны не только организовывать наблюдения, но и подробно рассказывать обо всех увиденных действиях, их значении. Для того чтобы ребенок лучше понял происходящее, необходимо задавать ему вопросы и стремиться получить ответы. Речь взрослых должна быть выразительной и четкой. Желательно использовать простые и сложносочиненные предложения. Все используемые слова должны быть ребенку понятны. Нежелательно включать в речь взрослого излишнюю информацию.

Кроме организации наблюдений для знакомства ребенка с деятельности людей можно использовать чтение произведений детской художественной литературы, совместный просмотр детских передач, мультфильмов.

Для хранения игрушек желательно отвести постоянное место. С первых лет жизни нужно учить ребенка бережно хранить игрушки и убирать их на место после игры. Благодаря этому ребенок учится следить за порядком в свое уголке. Не обязательно порядок связывать с хранением игрового материала в коробках, шкафчиках, ящиках. Это может быть и аккуратно оформленная ситуация игры, которая поддерживается ребенком с помощью взрослого.

С первого знакомства надо учить детей обращаться с куклами и игрушками, изображающими животных, как с живыми существами, демонстрируя им нежное и бережное отношение к ним. Можно разрешать детям брать их с собой в кровать, укладываться с ними спать, сажать их рядом с собой во время приемы еды, игр. Таким образом, они становятся как бы спутниками детей, участниками их деятельности, могут ее оценивать или ребенок может их чему учить. Следует обращать внимание на то, чего нельзя делать с этими игрушками, мотивируя тем, что, например, кукле больно, если ее ударить, потянуть за волосы и т.п.

Каждая игрушка, которую получает ребенок, должна быть ему представлена (куклам, животным желательно дать имена). Ее необходимо внимательно рассмотреть (из каких частей состоит, из чего сделана, какого цвета), показать, как можно с ней действовать, дать возможность ребенку самому выполнить эти действия, поиграть.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.