Процессы ощущения у детей с дцп

Восстановительное лечение ДЦП – долгий и трудный процесс, требующий многосторонних знаний врача, терпения и действенной помощи родителей.

Применяя все многочисленные комплексы восстановительного лечения и начиная его с первых дней жизни ребёнка, пострадавшего внутриутробно и в родах (если поражение мозговых структур обратимо), в течение 2 – 3 лет удаётся добиться практического выздоровления 65 процентов детей. Это значит, что они смогут посещать ясли, детский сад, школу. В этих целях помимо назначаемой невропатологом фармакотерапии с учётом нейроортопедического статуса больного назначают массаж и лечебную физкультуру, гидрокинезотерапию и гидромассаж, иглорефлексотерапию и искусственную локальную гипотермию, используют лечебное плавание, проводят логопедические занятия и психологическую коррекцию (например, иппотерапию), направленную на оптимизацию высших психических функций и социальную адаптацию. Если заболевание диагностируется, когда ребёнку уже исполнился год и в более поздние сроки, что, к сожалению, наблюдается очень часто, прогноз бывает значительно хуже – даже в случае не столь тяжёлого поражения мозга. В последние десятилетия удаётся, как правило, не только поставить детей на ноги, но и обучить их по программе массовой школы. Поэтапную, разработанную за последние десятилетия восстановительную терапию, начатую в возможно более ранний период заболевания, необходимо проводить постоянно по системе стационар – поликлиника – санаторий в течение ряда лет. Санаторный курс в зависимости от формы заболевания, тяжести его течения, осложняющих основное заболевание синдромов, следует повторять каждый год, минимум – раз в два года и необязательно в условиях курорта. Есть много местных санаториев, в которых работают квалифицированные специалисты. Предупреждение заболеваний и интоксикаций матери в период беременности, рациональное питание, гигиенический режим являются основой профилактики внутриутробных поражений нервной системы ребёнка. Для профилактики родовой травмы большое значение имеет наблюдение за матерью в период беременности, раннее помещение в стационар при наличии отклонений от нормы в её состоянии или в положении плода, правильное и своевременное родоразрешение. Литература

1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

2. Мастюкова Е.М. Причины детских заболеваний.- М.: Просвещение,1999.

Особенности познавательной сферы детей с ДЦП

Особенности развития психических процессов зависят от степени тяжести интеллектуального дефекта.

Восприятие у детей с ДЦП существенно отличается от восприятия нормально развивающихся детей. Оно характеризуется замедленностью, узостью, слабой дифференцированностью, недостаточной сформированностью основных свойств восприятия, фрагментарностью, недостаточной точностью, малой устойчивостью.

Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом.

Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей с ДЦП, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Это ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.

Восприятие пространства затруднено.

Нарушение этих функций значительно затрудняет овладение такими учебными предметами, как черчение, геометрия, география. Кроме того, эти дефекты лежат в основе особого вида дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения). В процессе коррекционной работы выявилось, что вначале компенсируется дефект зрительного восприятия, затем дефект пространственного восприятия и впоследствии астереогноз.

Таким образом, у ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела.

Некоторые специалисты отмечают сенсорную сверхчувствительность у детей с ДЦП. Например, ребенок усиленным мышечным сокращением реагирует на внезапный шум или на неожиданное приближение человека. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма.

Таким образом, для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Внимание

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания.

Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмечается слабость активного произвольного внимания. При нарушениях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.

Память

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия игрушки приводит к тому, что образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью, ребенку не удается оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру, другие особенности.

Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП. Исследования И. И. Мамайчук и Е. Н. Бахматовой по изучению слухоречевой механической памяти у детей с ДЦП (предлагалось запомнить 10 слов и цифр) выявили у некоторых детей существенные трудности в удержании запоминаемого материала; при повторении дети нарушали порядок цифрового и словесного рядов, добавляли слова и цифры, которые не встречались в тексте. Аналогичные ошибки наблюдались и при запоминании материала, предъявляемого в зрительной модальности.

У некоторых детей с ДЦП механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, т.е. возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений.

Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.

Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 6589 . Нарушение авторских прав


Детский церебральный паралич представляет собой тяжелое заболевание, возникающее у ребенка в результате поражения головного и/или спинного мозга на ранних стадиях его формирования (внутриутробной, в период родов или в период новорожденности). Важным фактором серьезных неврологических и психических нарушений у детей с ДЦП является недоразвитие или аномальное развитие наиболее молодых структур мозга, развивающихся уже в постнатальный период. У ребенка в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная, что становится причиной нарушенного развития высших психических функций.

ДЦП относится к резидуально-органическим нервно-психическим расстройствам у детей и подростков, занимающим по своей частоте и тяжести наиболее существенное место в ряду нервно-психических нарушений у детей.

Согласно К. А. Семеновой, выделяется пять основных форм ДЦП:

  1. Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП, при которой наблюдается поражение ног в значительной степени при сохранении способности к частичному обслуживанию себя. Часто при данной форме наблюдается ЗПР (задержка психического развития).
  2. Гемипаретическая форма — в 80 % случаев развивается в ранний постнатальный период вследствие травм, инфекций, в результате которых происходит нарушение формирования пирамидных путей. Для такой формы заболевания характерно поражение одной стороны тела — противоположной по отношению к поврежденным пирамидным путям. У большинства детей с данной формой ДЦП наблюдается умственная отсталость или задержка умственного развития.
  3. Гиперкинетическая форма — развивается вследствие билирубиновой энцефалопатии, возникающей в результате гемолитической болезни новорожденных. Характерны гиперкинезы, мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Эта форма ДЦП характеризуется более высоким уровнем интеллектуального развития по сравнению предыдущими, несмотря на тяжелый двигательный дефект.
  4. Двойная гемиплегия — интеллект страдает сильнее, чем при других формах заболевания. Почти всегда наблюдается умственная отсталость умеренного или тяжелого уровня. Часто наблюдается анартрия (отсутствие речи).
  5. Атонически-астатическая форма — встречается реже других форм, характеризуется атонией и несформированностью реакций равновесия, нарушением координации движений. Речь прерывистая, монотонная и медленная. У половины детей наблюдается легкая или умеренная умственная отсталость.

Нарушения восприятия при ДЦП


Рисунок 1 | Формы ДЦП

У некоторых детей с ДЦП нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от прикосновения к какому-либо предмету смутные, а также ощущения собственных движений характеризуются слабостью, недифференцированностью, что приводит к формированию неправильных представлений о движениях тела. Такие нарушения тактильного восприятия становятся причиной затруднений при взаимодействии с предметами. Через действия с предметами дети устанавливают целый комплекс их свойств: форму, вес, консистенцию, плотность и т. п. У детей с ДЦП недостаточность предметно-практической деятельности приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре и, как следствие, к дефициту знаний об окружающей среде.

А. А. Добронравова в своих исследованиях показала, что у детей с ДЦП имеется недостаточность объемных представлений, что приводит к затруднению соотнесения изображения объекта на картинке с объемным прототипом, к трудности в сопоставлении объемного предмета с его проекцией на плоскость.

У больных ДЦП наблюдается ухудшение слуха (особенно при наличии гиперкинезов), что сказывается на звукопроизношении с первых месяцев жизни ребенка и препятствует правильному развитию речи. Дети с ДЦП, у которых наблюдается нарушение слуха, плохо дифференцируют голоса, тона, схожие по звучанию фонемы. Также характерны трудности с определением звука в пространстве, что задерживает развитие понимания обращенной речи.

Отдельной серьезной проблемой в развитии ребенка с ДЦП является нарушение пространственного восприятия, в котором двигательный анализатор играет основную роль. Дети затрудняются в определении правой и левой стороны своего тела и тела другого человека, низа и верха. Это связано с несформированностью схемы тела, которая не обладает целостностью, единством, неясна самому ребенку, что отражается на формировании навыков самообслуживания, ручного труда.


Фото 2 | Младенец, страдающий ДЦП

Разные формы ДЦП характеризуются различными видами нарушений пространственного восприятия. Для гемиплегии характерно нарушение боковой ориентации, для диплегии — ориентации по вертикали, при тетраплегии — ориентации в направлении спереди-назад. Искажения пространственного восприятия при последней форме обладают наибольшей выраженностью.

Таким образом, процесс восприятия у детей с ДЦП характеризуется серьезными отклонениями от нормы, связанными с нарушением в большей или меньшей степени функционирования всех сенсорных систем.

Список литературы:

5. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А., Заваденко Н. Н., Курбатов Ю. Н. Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (Структура. Диагностика. Лечение). Педиатрическая фармакология. 2012; 9(3):77–84.

43.Развитие и образование детей с комбинированным нарушением или со смешанным дефектом.
Особая отягощенность условий раннего развития ребенка со сложным дефектом — общая закономерность данной категории детей.
Наличие нескольких первичных нарушений - причина недоразвития отдельных функций (предметные действия, формирование
образов предметов, пространственная ориентировка, моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми, общение), а также общей вдержки психического развития.
В.Н. Чулков отмечает, что задачи последующей компенсации аномалий развития становятся более всеобъемлющими не только в силу сложности нарушения, но и в силу существенного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями ранней компенсации дефекта. Необходимо — выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, реальные и перспективные направления компенсации сложного дефекта; вывести ребенка из культурного тупика, из ситуации изолированности от окружающего мира (материально-предметного и социального). Принципиально важным является вопрос о степени сохранности интеллектуального развития,
2. Условия, обеспечивающие усвоение слепоглухонемым ребенком знаний и формирование у него специфически человеческого поведения (проф. А.И. Мещеряков, 1974):
- практические действия с предметами (в том числе орудийные);
- использование социальных способов действия с вещами, входящими в непосредственное окружение человека; %
- направленность действий на удовлетворение потребностей ребенка.
3. Данные условия — основа психолого-педагогической организации жизни ребенка со сложным дефектом.
Первые средства общения с ребенком — жесты, обозначающие предметы и действия. В последующем от отдельных жестов переходят к тактильным словам, воспринимаемым посредством осязания. На базе дактилологии при помощи специальных приемов слепоглухонемых обучают рельефно-точечному шрифту Брайля и, если позволяет остаточное зрение, плоскопечатному шрифту.
Формирование устной речи ведется главным образом с использованием осязания.
Для обучения детей школьного возраста применяют специальные технические средства обучения — для детей, с остаточным зрением - визуальные дисплеи.
Специальное образование — решающий фактор социально?
реабилитации учащихся со сложными нарушениями развития.
Содержательные области специального образования, имеющие наиболее существенное значение:
- трудовое обучение (включая бытовой труд и домоводство); I/ профессионально-трудовое обучение;
- социально-бытовая ориентировка.
3. Система помощи детям со сложными нарушениями в нашей
стране находится в стадии становления.
Специальную помощь некоторым категориям детей со сложными нарушениями оказывают отдельные учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития России.
В детском доме для слепоглухих (г. Сергиев Посад Московской области) воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха, а также с множественными нарушениями.
Возраст воспитанников - от 3 до 18 лет. Учреждение рассчитано на 100 детей. Специфика работы детского дома:
- осуществляется общеобразовательная и трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие;
- решаются специальные задачи - формирование познавательной и практической деятельности воспитанников;
- развитие их пространственной ориентировки;
- обучение словесной речи в ее различных формах;
- включение слепоглухонемых подростков в социально-бытовое окружение;
- освоение доступной профессии.
Обучение и воспитание проводится по специальным учебным планам и программам, разработанным в Институте коррекционной педагогики РАО (учебные занятия в классе — 30 часов в неделю; внеклассные занятия).
Широко используются специальные технические средства (звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих).
В детском доме функционируют:
- дошкольное и школьное отделения;
- учебно-трудовые группы;
- группы для детей с множественными нарушениями.
После окончания школы выпускники могут продолжить свое образование в специальных вечерних школах.
Трудоустройство слепоглухих выпускников - острая проблема сегодняшнего дня.
Организуются новые перспективные профили трудового обучения:
- изготовление мягкой игрушки;
- керамика;
- декоративное творчество и др.
Наряду с государственными специализированными учреждениями, оказывающими помощь детям со сложным дефектом, в нашей стране создаются частные организации, занимающиеся проблемами обучения и воспитания данной категории детей:
- Ассоциация "Даун-синдром" (Москва);
- Центр лечебной педагогики (Москва);
- Центр психолого-педагогической реабилитации "Родник" (Москва);
- Школа святого Георгия (Москва);
- Лечебно-педагогический центр (Псков) и др.
Дети со сложным дефектом развития чаще всего получают ограниченное по времени надомное образование или находятся в обычных классах специального образовательного учреждения.

45 Основные подходы к коррекции при РДА
М. Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА:
1) особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне связи с интеллектуальным уровнем;
2) задержка и нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;
3) стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия с предметами, сверхпристрастие к объектам окружающей действительности или как сопротивление изменениям среды;
4) проявление патологии в сроки до 48-месячного возраста.
Возможности использования экспериментальных психологических методик ограничены, так как дети данной категории очень избирательны в общении.
Наблюдения за ребенком по определенным параметрам могут дать информацию о том, что можно ожидать от него как в спонтанном поведении, так и в создаваемых ситуациях взаимодействия.
Такими параметрами являются:
1) более приемлемая для ребенка дистанция общения;
2) излюбленные занятия в условиях, когда он предоставлен сам себе;
3) способы обследования окружающих предметов;
4) наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков;
5) использование речи и в каких целях;
6) поведение в ситуациях дискомфорта, страха;
7) отношение ребенка к включению взрослого в его занятия.
В связи с тем что круг общения ограничен семьей, влияние которой может быть как положительным, так и негативным, одной из центральных задач психолога является оказание помощи семье в принятии и понимании проблем ребенка. Необходима специальная работа с родителями по выработке у них адекватной, ориентированной на будущее стратегии взаимодействия с собственным ребенком при учете имеющихся у него проблем на текущий момент. Аутичного ребенка приходится учить практически всему. Содержаниями занятий могут быть обучение коммуникации и бытовой адаптации, школьным навыкам, расширение знаний об окружающем мире, других людях. Особенно важным для такого ребенка являются занятия литературой, сначала детской, а потом – классической. Несмотря на важность всех школьных предметов, программы подачи учебного материала должны быть индивидуализированы. Поднять активность ребенка и снять патологическое напряжение могут физические упражнения. Такому ребенку необходима специальная индивидуальная программа физического развития, которая сочетает приемы работы в свободной, игровой и четко структурированной формах. Уроки труда, рисования, пения в младшем возрасте также могут многое сделать для адаптации ребенка к школе.

46. Дети с текущими психическими заболеваниями (шизофрения, эпилепсия).
Органическая дименция или преобретенная умственная отсталость.
Причины связаны с перенесенными: инфекциями, - интоксикациями, - травмами н.с. – наследственными, - заболеваниями мозга. В отличии от олигофрении деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2-3 лет.(олигофрения 2-3 лет). Важным признаком деменции – это полное или частичное, малообратимая или необратимая утрата ранее преобретенных знаний и практического опыта. Т.е. при деменции как правило имеется период нормального развития.
Общими признаками деменции явл.: - мозаичность псих. нарушений, - неравномерность или снижение отдельных псих. ф-ций с возможностью относительной сохранностью. С 1 или несколькими из них. – наличие определенного запаса сведений представлений, словарного запаса, - несоотвестиве между имеющимся запасом знаний и низким возможностями их реализации. –несоотвествие м-ду глубиной личностных расстройств (сниженное развитие критики, утрата высших эмоций, резкое снижение побуждений) и интеллектуальной достаточности.
Эпилептическая деменция.
Возникает при эпилепсии. – Наглядность эмоций, - Хаар-ется сочетанием интеллектуальной недостаточности, нарушение мышления сосвоеобразными изменениями личности в виде крайнего эгоцентризма, выраженной энертности, тугоподвижности псих. процессов. –эмоциональной вязкости. Длительная фиксация на эмоционально отрицательных переживаниях. Сочетание злопамятности, мстительности, жестокости, с преувеличенной льстивостью, угодливостью.
Так же хар-на плохая эмоц. переключаемость тугоподвижность мышления. – Выраженная замедленность речи, - низкая продуктивность в умственной работе. – Страдает механическая память. – События затрагивающие личные запоминаются лучше. – сниженный фон настроения. – склонность к агрессивности, - эмоциональным вспышкам.- нарастает двигательная расторможенность.
Шизофреническая деменция. (апатические ослабленности)
Способность к осмыслению, обобщению – нарушены незначительно. Хотя мышление в целом не продуктивно, искажено. – глубокий дефект личности, с резким снижением уровня побуждений, психической активности, полной бездеятельностью, апатией. – снижением эмоциональной реакции, - отгороженностью от окружающих, - отсутствием потребности в контактах. Мышление – склоны к резанерству. (рассуждения без смысла). Для интеллектуальных расстройств хар-на диспропорциональность или незавершенность. –Наряду с нелепыми ответами – ребенку могут быть доступны сложные обобщения, перенесению к скрытого смысла. – Бедная односложная речь может чередоваться с длительными сложными фразами и оборотами. (не знают дом. адрес и т.п.) – Двигательная стереотипия (вычурные позы движения) – Не мотевированные страхи.
Происходит распад экспрессивной речи или ее резкое обеднение. Утрачивают навыки самообслуживания и опряшности. – Появляется регрессивные поведения.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

Внимание

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышенная психическая истошаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными. Нарушения внимания могут быть связаны не только с цереброастеническими явлениями, но и с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взора, с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз, с ограничением поля зрения, нистагмом и др.

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания .недостаточная устойчивость, концентрация и распределение внимания. Отмечаются также трудности в переключении внимания, застревание на отдельных элементах, что связано с инертностью психической деятельности. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмечается слабость активного произвольного внимания. При нарушениях активного произвольного внимания страдает начатьная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации. Исследование внимания у дошкольников (до 4 лет) с ДЦП проводила Н. В.Симонова. У детей с тяжелой двигательной патологией (без движений) с отсутствием речи и глубокой задержкой интеллектуального развития наблюдалось грубое нарушение внимания. Эти дети были неспособны фиксировать свое внимание на окружающих их людях и предметах. Более сохранным оказалось внимание к собственным действиям, частично удавалось привлечь их внимание к некоторым предметам постоянного обихода. При всех формах ДЦП особенно страдает переключение внимания (для этого в большинстве случаев требуется длительный период и неоднократная стимуляция). Описанные выше нарушения внимания при ДЦП отражаются на всех последующих стадиях познавательного процесса, на функционировании всей познавательной системы в целом.

Восприятие

Восприятие у детей с церебральным параличом существенно отличается от восприятия нормально развивающихся детей. У детей с ДЦП наблюдается своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. Задерживается формирование пространственных представлений и схемы тела.

У детей с ДЦП могут страдать самые различные звенья пространственного и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная и временная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных компонентов. При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела. Для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Память

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Двигательная память, т.е. запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦПУ некоторых детей с ДЦП механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, т.е. возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений. Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении. Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.

Мышление

Задержка в развитии словесно-логического мышления у детей с ДЦП проявляется в том, что дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей. Наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий и форм (классификация предметов, выделение четвертого лишнего, осмысление простого рассказа и др.). Обычно задержка в развитии логического мышления сочетается с низким уровнем сформированности познавательных интересов, с преобладанием игровых мотивов. Недоразвитие абстрактного мышления проявляется прежде всего в усвоении счета. На характер мыслительной деятельности детей с ДЦП оказывают влияние церебрастенические явления, выражающиеся в низкой интеллектуальной работоспособности, а также инертность психической деятельности.

Речь

Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностями, значительным своеобразием. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%. У детей была малая активность звуковых проявлений, их лепет был беден звуками (наиболее характерными в лепете были сочетания: ма, па, эа, аэ), фрагментарен, слоговые ряды отсутствовали. Патологическое состояние артикуляционного аппарата детей с ДЦП препятствовало спонтанному развитию артикуляционной моторики, появлению новых звуков, а также артикулированию слогов в период лепета. У 60 —70% детей с ДЦП отмечается дизартрия, т.е. нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушение звукопроизношения при ДЦП в основном связано с общими двигательными расстройствами. При атонически-астатической форме ДЦП речь медленная, прерывистая, монотонная. Нарушения звукопроизношения выражаются в виде пропусков звуков, их искажений или замен. Наиболее тяжелые речевые расстройства возникают при нарушениях слуха, которые чаще наблюдаются у детей с гиперкинезами. При ДЦП может наблюдаться недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Крайне бедно в словаре представлены группы слов, отражающих определенную тематику: транспорт, животный и растительный мир, мебель и пр. Ограничен запас слов для характеристики предметов, их качеств и действий. По данным М. В. Ипполитовой, у детей с ДЦП первые слова появляются лишь к 2 — 3 годам, фразовая речь — к 3 — 5 годам. В наиболее тяжелых случаях фразовая речь формируется лишь к периоду школьного обучения. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Отмечается и своеобразие в понимании речи: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, арифметических задач, программного материала.

Мелодико интонационная сторона речи при ДЦП также нарушена: голос обычно слабый, иссякающий, немодулированный, интонации невыразительны.

Таким образом, при ДЦП нарушенными оказываются все стороны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребенка в целом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.