Рабочая программа 2 класс 8 вид надомное обучение дцп


рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
8_vid_2_klass_nadomnoe.rar 112.88 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Угловского района

по образованию и делам молодёжи Алтайского края

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

______________ А.В. Попов

Зам. директора по УВР

по чтению и развитию речи во 2 классе составлена

на основе программы курса чтение и развитие речи

для учащихся специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида – автор В. В. Воронкова

(обучение на дому)

учитель начальных классов

2013 – 2014 учебный год

Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный к пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план,

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В течение всего года будет формироваться техника чтения, проводиться работа над пониманием прочитанного, развитием устной речи учащихся, работа по внеклассному чтению, которая будет способствовать развитию интереса к чтению.

Используются ТСО: видеофрагменты мультфильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Программа по математике 2 класса скорректирована на 68 часов.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области

на заседании методического совета

с заместителем директора по УВР

Директор школы __________В.С.Солоницына

Рабочая программа

специального (коррекционного) обучения VIII вида

(индивидуальное надомное обучение)

на 2016-2017учебный год

Разработана Козьминых Н.В.,

учителем начальных классов первой

квалификационной категории

с. Филиппово

Пояснительная записка

5. Учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида МКОУ СОШ с.Филиппово на 2016- 2017 учебный год, скорректированный для индивидуального надомного обучения

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На реализацию программы по математике в базисном учебном плане для индивидуального надомного обучения предусмотрено 68 часов: 2 часа в неделю, 34 учебных недели.

Цель курса обучения математике во 2 классе – развивать познавательную деятельность младших школьников с нарушением интеллекта на основе формирования доступных математическихпредставлений, знаний, умений, необходимыхим в повседневной жизнии при изучении других предметов.

формировать доступные обучающимся математические знания,умения, практически применять полученные знания в повседневной жизни, при изучении других предметов;

обучать умению видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

развивать и корректировать недостатки познавательной деятельности, личностных качеств учащихся средствами математики с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка;

воспитывать у школьников целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения; строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Математический материал программы представлен основными разделами:

Единицы измерения и их соотношения

Данное распределение по разделам продолжает идею концентрического изучения материала,при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Перед началом изучения курса математического материала 2 класса, в первой четверти отведено время на повторение изученного в первом классе с целью актуализации ранее усвоенных знаний. Помимо этого предполагается при распределении учебного времени часть часов в конце учебного года отвести на повторение пройденного за год. Итоговое повторение обусловлено специфическими особенностями познавательной деятельности и нервной системы младших школьников с нарушением интеллекта.

Для изучения новых геометрических понятий в календарном плане отведены отдельные часы. Помимо этого закрепление и повторение геометрических знаний предполагается проводить на каждом уроке в контексте с арифметическим материалом.

Проверка знаний учащихся по математике проводится по результатам индивидуального и фронтального опросов, текущих и итоговых письменных контрольных и проверочных работ. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой за 2 класс по 5-бальной системе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Повторение. Нумерация первого десятка.

Отрезок числового ряда 11-20.

Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков. Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах.

Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15= 10+5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.

Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1ч., 1 мес.

Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.

Запись чисел, выраженных одной единицей измерения – стоимости, длины, времени.

Арифметические действия

Называние компонентов действий сложения и вычитания (в речи учителя).

Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел.

Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).

Арифметические задачи

Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.

Геометрический материал

Овал. Луч. Построение луча.

Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.

Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов. Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике.

Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения).

Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника.

Построение геометрических фигур по вершинам.

Повторение материала за год

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся получат возможность усвоить базовые представления:

об отрезке числового ряда от 11 до 20;

о счёте в пределах 20 (количественный, порядковый);

об однозначных и двузначных числа;

о компонентах и результатах сложения и вычитания;

о геометрических фигурах: овале, луче, угле; о видах углов прямом, тупом, остром; об элементах треугольника, квадрата, прямоугольника углах, сторонах, вершинах.

Обучающиеся получат возможность научиться:

образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго десятка;

считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5, по 3, по4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке (по 3, по 4 – не обязательно);

сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь учителя);

пользоваться таблицей состава чисел из десятков и единиц;

записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);

решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка);

решать задачи на уменьшение и увеличение чисел на несколько единиц (с помощью учителя);

показывать стороны, вершины, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;

измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;

строить луч, произвольные лучи, прямой угол с помощью чертёжного угольника (возможна помощь учителя);

строить треугольники, прямоугольники, квадраты по точкам (вершинам) с помощью учителя.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Герасимова Данила

срок реализации 1 год, возраст 9 лет

Автор составитель: Р. К. Афонина,

учитель надомного обучения

Г. Белебей

Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание программы

4. Основные требования к знаниям и умениям

5. Методическое обеспечение

6. Список литературы

Введение

Данная программа составлена на обучающегося 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Герасимова Данила Павловича 04 июля 2003 г. р., обучается в данной школе с сентября 2011 г. с диагнозом: детский церебральный паралич. Мальчик не передвигается, сидит на инвалидной коляске, пристегнут ремнем, постоянно в памперсах, кормят, одевают родители. Воспитывается ребенок в полной семье. Произносит короткие слова или отдельные слоги. Прослеживается динамика развития – старается выполнять все задания (выполняет в силу своих возможностей), с удовольствием выполняет пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, физминутки. Все виды работ и различные виды гимнастики выполняет вместе с учителем – рука в руке. Нарушена кратковременная и долговременная память, плохо концентрируется на задании. Интерес к учебному процессу отсутствует, привлекает лишь сам процесс раскрашивания, вырезания, штриховки.

В связи с этим возникла проблема написания рабочей программы. Предлагаемая программа разработана с учетом психофизических, интеллектуальных и соматических особенностей. Данная программа разрабатывалась с целью максимально возможной трудовой подготовкой, коррекции и развитии мелкой моторики, мышления, внимания, наблюдательности.

Чтение – 2 часа;

На занятиях для обучающегося с детским церебральным параличом на уроках чтения, прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка. Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением коррекционной работы является развитие у ребенка слухового внимания и способности к звукоподражанию. Каждый урок содержит подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения ребенка грамоте. На всех уроках реализуются коррекционно-развивающие цели: проводится работа над развитием и коррекцией всех высших психических функций – мышлением, памятью, вниманием.

Письмо – 2 часа;

На занятиях для обучающегося с детским церебральным параличом на уроках письма проводится работа над развитием и коррекцией зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок содержит подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития общей, артикуляционной и мелкой моторики, произношения и обучения ребенка письму. На всех уроках реализуются коррекционно-развивающие цели: проводится работа над развитием и коррекцией всех высших психических функций – мышлением, памятью, вниманием.

Математика – 2 часа;

На каждом уроке решается важная задача обучения - преодоление недостатков познавательной деятельности и личностных качеств обучающегося. Уроки математики строятся на наглядной и наглядно-действенной основе. В процессе обучения ставится задача развития наглядно-действенного, наглядно-образного, а затем и абстрактного мышления. На каждом уроке формируются и корригируются такие формы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивается способность к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

Ручной труд – 2 часа;

На уроках ручного труда осуществляется развитие и коррекция зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие и коррекция пространственной ориентировки, наглядного мышления и т.д. Решение данных коррекционных задач осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (аппликация, поделка, игра …). Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются и на других уроках.

I. Пояснительная записка

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Основная особенность при ДЦП – существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями. Все двигательные расстройства составляют нарушения в моторике, что всегда влечет за собой сопутствующие нарушения.

Детям с церебральным параличом свойственны не только невозможность тех или иных движений, но и слабость в ощущении этих движений, из-за этого у ребенка формируются неправильные представления о нужных движениях, и с большим трудом может формироваться ориентация во времени и пространстве. Из-за этих слабых ощущений ребенок не может на ощупь узнать предмет. Все это усиливает и еще больше затрудняет развитие целенаправленных и в свою очередь имеет неблагоприятное воздействие на общее психическое развитие ребенка.

Согласованность в движениях глаза и руки имеет большое значение для развития познавательной деятельности, развития практических навыков и навыков самообслуживания.

Так как у ребенка с детским церебральным параличом поражена двигательная сфера, мышцы глаза, то совместные движения между зрительным анализатором и верхними конечностями развиты недостаточно.

Из-за этого нарушения ребенок не имеет возможности следить за движениями своей руки. Это в свою очередь препятствует выработке у такого ребенка различных навыков самообслуживания, ему трудно заниматься рисованием, конструированием, лепкой. В дальнейшем ребенок испытывает определенные трудности при чтении и письме.

Из-за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависимым от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную и волевую сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Из-за повышенной физической и интеллектуальной утомляемости ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата обязательно нужно соблюдать режим дня, который предусматривает смену отдыха и трудовой деятельности.

Дети с ДЦП очень тонко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведении. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Актуальность: Создание эффективной системы коррекционно-педагогической помощи ребенку с ДЦП в условиях дома, направленных на смягчение негативных особенностей эмоционального развития ребенка с ДЦП.

Новизна: Направленность на изучение способностей ребенка с ДЦП.

Цель: Теоретическое обоснование, разработка и апробация программы, и коррекция развития ребенка с ДЦП.

Задачи: - Изучить психологическую, педагогическую литературу;

- Выявить особенности развития ребенка с ДЦП;

- Соблюдение рационального режима дня, чередование этапа урока и

- Укрепление состояния здоровья при помощи оздоровительных

Направленность программы: Формирование у ребенка потребности в обучении и развитии в условиях дома.

Отличительные особенности: Программа предназначена для ребенка с ДЦП младшего школьного возраста. Систематические занятия по предметам, чередующиеся работой и отдыхом, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению нарушений, которые способствуют успешному преодолению имеющихся нарушений.

Возраст для обучающихся: Младший школьный возраст – 9 лет.

Сроки: Программа рассчитана на один год.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся три раза в неделю (понедельник, среда и пятница) после обеда, так как ребенок утром встает поздно (любит поспать). Во время проведения занятий применяются различные формы: игра, соревнование, беседа, работа по компьютеру.

Ожидаемый результат: Улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка с ДЦП. Потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений.

Формы подведения итогов: Тесты.

II. Учебно-тематический план

Чтение

№ п/п тема всего часов теорит. часы практ. часы
1 Страна букв 29 ч 27 ч 2 ч
2 Чтение рассказов 3 ч 3 ч
Итого: I полугодие 32 ч 32 ч
1 Страна букв 30 ч 30 ч
2 Сказка 1 ч 1 ч
3 Времена года 1 ч 1 ч
4 Чтение детских стихов 1 ч 1 ч
5 Чтение рассказов о животных и птицах 2 ч 2 ч
6 Чтение рассказов о труде 1 ч 1 ч
7 Правила дорожного движения 1 ч 1 ч
Итого: II полугодие 37 ч

Письмо

№ п/п тема всего часов теорит. часы практ. часы
1 Написания букв 12 ч 12 ч
2 Написание слов и предложений 12 ч 12 ч
3 Сочетания 8 ч 8 ч
Итого: I полугодие 32 ч
1 Написания букв 19 ч 19 ч
2 Написание слов и предложений 12 ч 12 ч
3 Сочетания 4 ч 4 ч
Итого: II полугодие 35 ч

Математика

№ п/п тема всего часов теорит. часы практ. часы
1 Число и цифра 6 7 ч 7 ч
2 Задачи на нахождение суммы и остатка 12 ч 12 ч
3 Число и цифра 7 5 ч 5 ч
4 Построение прямой 1 ч 1 ч
5 Число и цифра 8 7 ч 7 ч
Итого: I полугодие 32 ч
1 Геометрические тела 4 ч 4 ч
2 Число и цифра 9 5 ч 5 ч
3 Задачи на нахождение суммы и остатка 21 ч 21 ч
4 Число и цифра 10 4 ч 4 ч
5 Построение прямых 2 ч 2 ч
Итого: II полугодие 36 ч

Ручной труд

№ п/п тема всего часов теорит. часы практ. часы
1 Работа с природным материалом (листья) 8 ч 2 ч 6 ч
2 Работа с природным материалом (шишки, желуди, прутики) 9 ч 9 ч
3 Работа с бумагой (картон, цветная бумага) 16 ч 16 ч
Итого: I полугодие 33 ч
1 Работа с бумагой (картон, цветная бумага) 39 ч 2 ч 37 ч
Итого: II полугодие 39 ч

III. Содержание программы

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

Лидия КОВАЛЕВА,учитель начальных классовсредней школы № 4,г. Краснознаменск,Московская областьМы с тобой говорим глазами. Надомное обучение детей с ДЦП

Мы с тобой говорим глазами, ведь глаза – это нить между нами.

Глава 1. Понятие и причины ДЦП.

Глава 2. Особенности надомного обучения детей с ДЦП.

Список используемой литературы

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича - от 2 до 6 больных на 1000 детского населения.

Среди больных ДЦП имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.

Дети с нарушением функции опорно - двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. В структуре заболеваемости детей от 0до14 лет данные болезни составляли в 1990 г. - 91,7 тыс. случаев (впервые установленный диагноз), в 1995 г. - 547 тысяч, а в 1999 г. - 720 тысяч случаев, а в 2007г. - 1570 тысяч случаев.

В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого - педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом. Это составляет 89% случаев от общего числа заболеваний опорно - двигательного аппарата.

Глава 1. Понятие и причины ДЦП.

Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

При ДЦП имеет место раннее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Причины этих нарушений могут быть разными:

- различные хронические заболевания будущей матери;

- перенесенные матерью инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации;

- несовместимость матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;

- ушиба во время беременности и др.

Предрасполагающими факторами могут быть - недоношенность или переношенность плода.

В отдельных случаях причиной ДЦП могут быть:

- затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода;

- иногда ДЦП возникает после рождения в возрасте до одного года в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы.

ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.

Глава 2. Особенности надомного обучения детей с ДЦП.

Очень часто нарушения опорно - двигательного аппарата являются следствием детского церебрального паралича (ДЦП). Прежде чем обучать детей с таким диагнозом, учителю нужно знать, что же такое ДЦП.

ДЦП - заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела. Оно возникает в результате поражения мозга до рождения ребенка, во время родов или в младенческом возрасте. Поражается не весь мозг, а главным образом отделы, управляющие движением. Нарушенные функции мозга не восстанавливаются, но и не ухудшаются.

Примерно половина детей, страдающих ДЦП, умственно отсталые. Однако нельзя торопиться с выводами. Дети с последствиями ДЦП двигаются неуклюже - либо слишком медленно, либо слишком быстро. Их лица перекашиваются из - за слабости лицевых мышц или затруднения с глотанием, на них появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием, может показаться умственно отсталым.

Такой ребенок нуждается в особой помощи при обучении. Ведь очень часто он понимает гораздо больше, чем может сказать или показать.

Благодаря интенсивным занятиям в дошкольном возрасте ребенок, достигший школьного возраста, оказывается вполне нормальным в умственном отношении и практически обучаемым.

Главными постулатами жизни больного ребенка должны быть:

- уверенность в себе и умение нравиться себе;

- умение общаться с другими людьми;

Дети, имеющие физические или психические заболевания, имеют право получать квалифицированную педагогическую помощь на дому.

Хорошо построенная и тщательно разработанная программа надомного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.

Все занятия с больным ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.

В процессе занятия с больным ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно -действенного к наглядно - образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка.

Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак - все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.

По согласованию с Министерством здравоохранения на надомное обучение ученика начальной школы отводится 8 часов в неделю: по 2,5 часа на русский язык и математику, 2 часа - чтение и по 0,5 часа на историю и природоведение.

Расписание посещений учителем ребенка согласовывается с родителями, при этом учитываются все факторы и особенности режима дня. Чаще всего это вторая половина дня, так как утренние процедуры, лечебный массаж, подготовка к занятиям занимают всю первую половину дня.

Занятия с больным ребенком рекомендовано проводить в форме урока. Урок - это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа, так как зачастую больной ребенок проводит все время в четырех стенах своей квартиры и ему трудно описать весенний день, зимние забавы, походы в лес. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации:

- моя любимая игрушка;

- описание дерева под окном;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.