Программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с дцп


Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Основная задача коррекционно-педагогической работы - создание ус­ловий для всестороннего развития ребенка-инвалида в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Индивидуальная программа коррекционного сопровождения раскрывает особенности осуществления дифференцированного обучения и воспитания ребёнка-инвалида (детский церебральный паралич) в зависимости от степени тяжести дефекта и индивидуальных особенностей. В случае невозможности комплексного усвоения отдельными воспитанниками программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждается в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или заключением реабилитационной.

Скачать:

ВложениеРазмер
individualnaya_programma_korrektsii_rebenka_dtsp.docx 34.39 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА

Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Основная задача коррекционно-педагогической работы - создание условий для всестороннего развития ребенка-инвалида в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Индивидуальная программа коррекционного сопровождения раскрывает особенности осуществления дифференцированного обучения и воспитания ребёнка-инвалида (детский церебральный паралич) в зависимости от степени тяжести дефекта и индивидуальных особенностей. В случае невозможности комплексного усвоения отдельными воспитанниками программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтверждается в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или заключением реабилитационной.

  • стимулировать общее развитие ребенка;
  • повысить уровень самостоятельности ребенка;
  • развивать общую и мелкую моторику ребенка;
  • обеспечивать психологическую и педагогическую поддержку родителям

  • полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Характеристика развития ребёнка

Психолого-педагогическое представление на ребенка

Особенности развития познавательной сферы :

Уровень адаптивного поведения:

Условия реализации программы:

1. Активное деятельностное погружение ребенка в социальный мир

  • Необходимо придерживаться определённого стиля общения с ребёнком: стараться говорить высоким голосом, медленно, пользоваться простыми короткими предложениями и иногда повторять сказанное несколько раз.
  • Для стимуляции речевого поведения инициируйте диалоговое общение. Внимательно слушайте, что произносит ребёнок, попросите его сказать ещё что-нибудь.
  • При сложности речевого поведения у ребёнка использовать приёмы дополнительной коммуникации, например, жесты (как дополнение основных слов, обозначающих действие, регулирующих поведение). Кроме жестов можно использовать: картинки, рисунки, фотографии. Важно, чтобы приёмы дополнительной коммуникации использовались не только в детском саду, но и дома, в обыденной повседневной жизни ребёнка.
  • Помощь в планировании. Можно составить календарь дел или расписание на день, где с помощью картинок, аппликаций или фотографий ребёнку будет предлагаться то или иное действие, которое он сможет выбрать и выполнить самостоятельно или с помощью взрослого.
  • Обучение ребёнка (имеется в виду не только в процессе занятий, но и получение ребёнком самого разнообразного опыта в повседневной жизни) проводить с опорой на зрительные, тактильные ощущения. Обучение через речевые инструкции – самая слабая часть. При проблемах со зрением делать упор на тактильные ощущения, кинестетический канал восприятия. Можно подключать обоняние.
  • Постепенно и поэтапно включать ребёнка в сюжетно-ролевую игру.
  • Стараться сохранять постоянство окружающей ребёнка среды (время, место, повторение последовательных ритуалов).

2. Участие семьи воспитанника в образовательном процессе

Все усилия специалистов могут быть сведены на нет, если родители сами не будут включаться в процесс помощи ребёнку. Поэтому в своей работе специалисты ДОУ ориентируются, прежде всего, на семью. Такой подход включает:

  • одновременную работу со всей семьёй (и с родителями, и с ребёнком);
  • формирование детско-родительских отношений;
  • встраивание развивающих и помогающих технологий в режим жизни семьи и ребёнка;
  • привлечение семьи к активному участию в коррекционно-педагогической работе;
  • реализацию родителями индивидуальной коррекционной программы развития ребёнка при консультативной поддержке специалистов.

3. Создание развивающего пространства

В работе эффективно используются пальчиковые, театрализованные игры, игры на сенсорное развитие, песочная терапия, арт-терапия и др.

  • оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
  • оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • фонотека, музыкальные игрушки;
  • художественная литература для детей и родителей.

Реализация программы осуществляют педагог-психолог, воспитатель.

Содержание программы распределяется по шести разделам и 2 блокам (1 – работа с ребенком, 2 – работа с семьёй)

Основные этапы психолого-педагогической коррекции

- первый этап - адаптационный - установление контакта с ребенком, имеющим диагноз ДЦП с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.

- второй этап - усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ДЦП.

Социализация ребенка с ДЦП, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.

- третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с ДЦП.

Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуальной образовательной программы:

1. Начальный этап сбора информации о ребёнке. Данный этап включает в себя изучение анамнеза и сети социальных контактов семьи и ребёнка.

2. Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития. На этом этапе проводится психолого-педагогическое обследование ребёнка.

При составлении индивидуальной программы важны результаты наблюдения за поведенческими реакциями ребёнка, анализ истории его развития. Здесь важно учитывать, что ребёнок уже может делать, а чего ещё не умеет. Соответственно, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закреплять в течение дня в ходе режимных моментов в домашних условиях.

3. Основной, или ключевой, этап — улучшение психического состояния ребёнка, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе развивающих занятий. Здесь необходимо разделить каждое новое умение на составляющие его действия. Всё новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребёнок был в состоянии это освоить. После того как ребёнок овладел одной из задач программы, нужно внести в неё изменения и дополнения с учётом практического опыта.

4. Аналитический этап — анализ результатов эффективности психолого-педагогической работы.

5. Заключительный этап включает в себя подведение итогов работы.

Перечень нормативных документов, на основании которых реализуется рабочая программа:

Программно – методическое обеспечение:

Екжанова. Е. А, Стребелева. Е.А. Коррекционно - развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Борякова, Н.Ю., Касицына, М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду // Методическое пособие- Москва, 2004.- С.89

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата- М.,2001

Маркова, Л. С. Построения коррекционной среды для дошкольников с ДЦП // Методическое пособие-Москва,2005.-С.146

Мамаева, А.В. Проявление коммуникативных нарушений с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием // Методические рекомендации – Красноярск, 2010. – С.104

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 1998

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.-М., 2003

Шипицина Л.М, Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – М. 2004

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Форма участия родителей в реализации программы:

  • Осуществление коррекционно – развивающего взаимодействия с ребёнком в домашних условиях в соответствии с рекомендациями специалистов.
  • Создание дома необходимой коррекционно – развивающей среды.
  • Обеспечение необходимого режима для ребёнка.
  • Активное участие в корреционно – развивающих занятиях специалистов.
  • Проведение необходимых диагностических и лечебно – профилактических мероприятий в учреждениях здравоохранения по рекомендациям специалистов.

Содержание помощи семьям воспитанника:

Индивидуальные формы помощи:

  • Индивидуальная консультация о возрастных особенностях детей дошкольного возраста и об индивидуально-типологических особенностях ребёнка.
  • Индивидуальная консультация о способах коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком.
  • Индивидуальные консультации по созданию дома коррекционно-развивающей среды для ребёнка.

План работы с семьей воспитанника:

Диалог между специалистами МБДОУ и родителями

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В последнее время мы можем наблю­дать, как стремительно меняется от­ношение общества к теме детской ин­валидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность при­меров развитых стран.

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка 1 г. 9мес – 2г. Социальное развитиеПродолжать устанавливать более прочные эмоциональные контакты с близкими вз.

Индивидуальный план работы с ребёнком-инвалидом, разработанный педагогами и специалистами ДО на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учиты.

Данная Индивидуальная программа является выпускной квалификационной работой (МГПУ, 2015 г.) по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках .

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года ).

1.1Пояснительная записка Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с ребенком 4– летнего возраста, имеющег.

Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами [5].

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития [6].

Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличем (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном возрасте, что значительно снижает эффективность коррекционно-развивающей работы и ее результативность.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И. [6], а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Заключение по результатам обследования Саши Т., 5л. 5 мес.

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: в контакт вступает не сразу, в последующем контакт носит нестабильный характер из-за высокой утомляемости, низкой работоспособности. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде волнения, настороженности. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания сначала отказывается от дальнейших действий, замыкается, затем старается исправить ошибку.

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования тревожный. Наблюдается слабая выраженность эмоций, частая смена настроений. Общение пассивное при сниженной психической активности. Критичность снижена.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Принимается общая цель задания и элементы инструкции. Не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. При выполнении заданий ребенку требуется организующая, наглядно-действенная и обучающая помощь взрослого.

Результаты изучения психических функций

Зрительное восприятие развито недостаточно: различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат). Наблюдаются значительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей.

Временные представления не сформированы, пространственные представления сформированы частично: называет и показывает части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны.

Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

Память. Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем слуховой и зрительной памяти снижен.

Кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны. Мышление наглядно-действенное.
При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она зачастую не дает должного эффекта.

Мелкая моторика. Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Тремор правой руки, движения ограничены; движения левой руки резкие, угловатые, нет плавности, карандаш удерживает с трудом.

Заключение: ДЦП, диплегическая форма, средней степени тяжести, резидуальная стадия. Симптоматическая эпилепсия, внеприступный период. Задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Общее недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Содержание программы. Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 (Приложение 1)

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Современной мировой тенденцией является стремление к социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития. Она предусматривает формирование новой культуры и образовательной нормы, прежде всего уважения к физически и интеллектуально неполноценным людям, обеспечение достаточных условий для их интеграции в общество. Обозначенная тенденция прежде всего касается лиц со сложными нарушениями психофизического развития,

1) пальчиковая гимнастика;

2) упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия;

Такие дети остро нуждаются в индивидуальной помощи. Только так они могут почувствовать себя комфортно и строить свое самосознание и самооценку, а значит и свою независимость от взрослых. Проблема ранней коррекции имеет огромное значение. Детский организм имеет большую пластичность, поэтому именно в этом возрасте имеется наиболее реальная возможность эффективной коррекции. Познавательное, эмоциональное, моторное и речевое развитие ребенка неразрывно связаны. Нарушение одной из этих сфер может привести к задержке формирования другой.

У детей с ДЦП есть трудности пространственного анализа и синтеза, нарушение схемы тела, словесного отражения пространственных отношений. Для них движения не только тяжелые для выполнения, но и очень слабо ощутимы, что становится причиной затруднения простых и более сложных форм восприятия. Слабость тактильного восприятия, кинестетики значительно затрудняют последующее усвоение навыков письма.

Дети с ДЦП испытывают большие трудности в познании окружающего мира (сжатые кулачки, ограниченность передвижения), что затрудняет формирование у них предметно-пространственных представлений. Необходимо создать специальное терапевтическое пространство: предметно-развивающую среду, в которой ребенок сможет почувствовать себя уверенным, будет проявлять самостоятельность и независимость. Ведь болезнь не всегда является определяющим фактором в отставании сенсорной деятельности этих детей. Приобретенный частый негативный опыт делает ребенка пассивным. Пассивное отношение к познанию нового доминирует и ребенок отказывается от попыток познания. Упражнения, которые вызывают трудности, обычно игнорируются, хотя определенный интерес присутствует. Важно распознать интерес ребенка и не пропустить его, помочь в выполнении упражнения, возможно, несколько упростив его.

Каждое упражнение имеет двойную цель: актуальное движение ребенка и работа на перспективу. При выполнении упражнений ребенок получает самые разнообразные сенсорные ощущения, накапливает их и ликвидирует сенсорный дефицит, упражнения, развивающие зрительное восприятие составленные из фрагментов разных размеров (длина, высота, ширина), форм и цветов. Тактильные упражнения обеспечивают развитие восприятия фактуры, формы, веса, температуры. Структура каждого занятия имеет конструктивные принципы рабочего материала: слева направо, от простого к сложному и т.д.

Постепенное усложнение материала, например, по дизайну и использованию (вертикальный и горизонтальный варианты материала) позволяют организовывать повторение на одном и том же, но с новой формой;

Последовательное абстрагирование материала от простых начальных функций.

Эмоциональный контакт ребенка с педагогом и родителями (зрительный, слуховой и тактильный контакты) атмосфера сотрудничества;

Изменение видов деятельности в течение занятия;

Опора на положительные результаты, познавательный интерес ребенка;

Закрепление навыков дома на другом материале, в домашних условиях;

Помощь родителям (консультирование) в коррекционной работе с детьми в домашних условиях.

Результативность программы, ожидаемые результаты:

Программа способствует повышению уровня развития познавательных процессов и общих интеллектуальных способностей ученика, развитию коммуникативных навыков и умений, навыков сотрудничества, улучшения состояния общей и мелкой моторики.

В процессе занятий у ребенка создается положительный эмоциональный настрой, формируется атмосфера доверия, доброжелательности, позитивного отношения к окружающим.

Цель программы-содействие развитию ребенка, создание условий для реализации ее внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

- развитие речи и формирование навыков общения;

- развитие мелкой моторики;

- развитие психических процессов и пространственных представлений;

- расширение словарного запаса;

- развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, осязательного и кинестетического (двигательного)

- формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, времени, пространства, а также мышечно - суставного чувства;

- формирование полноценных представлений об окружающем мире;

- развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений;

Целевая группа: ребенок с особыми потребностями, а именно: с ДЦП.

Возраст участников: 6-8 лет

Время программы: учебный год.

Продолжительность занятия: 20-25 минут.

Периодичность занятия: 1 раз в неделю.

Количество занятий: 34

Помещение для занятий: рабочее место ребенка дома, где проходят занятия психолога

Форма проведения: индивидуальная.

Методы и техники проведения: словесные, наглядные, практические, игровые методы и приемы; пальчиковая гимнастика.

2. Игры на развитие моторики рук.

3. Игры на развитие познавательных процессов, когнитивной сферы.

Ольга Федорян
Cодержание психологического сопровождения детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра

Психологическое сопровождение детей с ДЦП – это сложная система реабилитационных мероприятий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции, формирование системы ценностей, ценностных ориентаций, развитие интеллекта [3].

Сопровождение - это комплексный метод,в основе которого лежит единство четырех функций:

• Диагностика существа возникшей проблемы ребенка с ДЦП и его семьи или лиц их заменяющих;

• Информация о возможных путях решения проблемы;

• Консультирование на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;

• Помощь специалистов при реализации плана решения.

В сопровождениекак динамический процесс включены пять взаимосвязанных компонентов:

- систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка с ДЦП в динамике его психического развития;

- создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей, имеющих ДЦП, в социуме;

- систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;

- систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с проблемами в развитии;

- организация жизнедеятельности ребенка с ДЦП в социуме с учетом их психических и физических возможностей [1].

В теории сопровождения развития ребенка с ДЦП важным положением выступает утверждение о том, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение ребенка.

Основными принципами сопровождения ребенка, имеющего ДЦП, в условиях реабилитационного центра являются:

Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение. Специалист сопровождения прекращает поддержу ребенка только после решения его проблемы, а в случае детей, имеющих ДЦП, обеспечивается непрерывное сопровождение в течение всего периода его становления, обучения.

Отслеживание психологического статуса ребенка с ДЦП является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения:

1.Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:

- установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

- определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;

- подготовка необходимой документации;

- составление графика работы.

- установление контакта с родителями и родственниками ребенка;

- установление контакта с группой, которую посещает ребенок;

- ознакомление специалистов с результатами психологического обследование;

- совместное обсуждение с другими специалистами особенностей психического развития ребенка с ДЦП.

3. На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка с ДЦП и утверждение этой программы со специалистами.

4.Этап реализации индивидуальной программы включает в себя:

- оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей.

- оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.

- просвещение и консультирование всех специалистов, работающих с ребенком с ДЦП.

5. На заключительном этапе проверяется эффективность проведенной работы, даются рекомендации по дальнейшему психологическому сопровождению ребенка, имеющего ДЦП [4].

Следует отметить, что деятельность реабилитационного центра, в котором организованы службы психологического сопровождения,направлена на обеспечение двух согласованных процессов: индивидуальное сопровождение детей и системное сопровождение детей, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом,

- системное сопровождение детейосуществляется в нескольких направлениях:

• Разработка и реализация программ развития образовательных систем с учетом создания более благоприятных условий для развития детей;

• Создание профилактико-коррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для детей с ДЦП.

Анализ сложившийся практики психологического сопровожденияпозволяет выделить пять основных направлений деятельности служб:

• Решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья детей;

• Решение социально-эмоциональных проблем;

• Преодоление затруднений в учебе (как основного компонента жизнедеятельности ребенка);

• Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или выборе пути дальнейшего профессионального образования и трудоустройства [5].

Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что психологическое сопровождение детей с ДЦП направлено на:

- обучение детей адекватному отношению к своим и чужим ошибкам;

- избавление от чувства стыда и неприятия собственного дефекта;

- научение жить в мире с самим собой, обретая к себе уважение;

- обучение адекватному оцениванию своих возможностей;

- развитие индивидуальности и уверенности в своих силах;

- обучение навыкам общения со сверстниками и взрослыми [4].

2. Кокосова И. В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - №3.

3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб. : Речь, 2006.

4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. /Под ред. Л. М. Шипициной. – М., 2003.

5. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М. ;1972.

Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация.

Укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста посредством здоровьезберегающих технологий в условиях ДОО Комплекс тематических гимнастик пробуждения для детей с нарушениями зрения. Тема Текст рифмовки Описание действий и инструкций педагога.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы.

Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения коммуникативной и когнитивной функций.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра (изостудия) Чем бы ни занимался.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со.

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики. Идеи психолого - педагогического.

Отражение психологического сопровождения образовательных областей в рабочей программе педагога-психолога Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности педагогов –психологов ДОУ по освоение основных положений, понятий и принципов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.