Программа коррекции дизартрии у детей с дцп

Программа коррекции дизартрии у детей с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
-_programma_korrekcii_dizartrii_u_detey_s_dcp.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема выявления и коррекции дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые имеют более длительную и сложную динамику устранения . Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.

Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:

— развитие сенсорных функций;

— уточнение пространственных представлений;

— формирование конструктивного праксиса;

— развитие высших корковых функций;

— формирование тонких дифференцированных движений рук;

— формирование познавательной деятельности;

— психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Логопедическая работа при дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений .

Цель логопедических занятий - создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи детям в практическом использовании языка как средства общения.

Исходя из цели поставлены основные задачи обучения , которые решаются на следующих этапах:

1-й этап — подготовительный.

Задача этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

1) нормализация мышечного тонуса,

2) нормализация моторики артикуляционного аппарата,

3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

4) нормализация голоса,

5) нормализация просодики,

6) нормализация мелкой моторики рук

Задача: выработка новых произносительных умений и навыков.

1) выработка основных артикуляционных укладов,

2) определение последовательности роботы над звуками.

3) развитие фонематического слуха,

4) постановка звука,

6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

Задача: выработка коммуникативных умений и

1) выработка самоконтроля за произношением;

2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях;

Задача: преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

Задача: развитие лексико – грамматической стороны речи

1) формирование графомоторных навыков,

2) развитие связной речи,

3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с дизартрией.

При тяжелых поражениях артикуляционного аппарата необходимо подготовить базу для постановки звуков. Это требует от логопеда четкого понимания характера поражения артикуляционной моторики при различных формах дизартрии.

Мозжечковая форма дизартрии.

- Изометрическая гимнастика и массаж

- Мимико-артикуляционная гимнастика (с бинтами, с сопротивлением)

- Выработка синхронности в работе голоса, дыхания, артикуляции (логоритмика, пение)

- Работа над речью:

б) ритмические и динамические ударения

в) эмоциональная выразительность

г) стимуляция работы мягкого неба

- Отработка статистических поз, удержание артикуляционных укладов

- Работа по фонематическому восприятию звуков

- Работа над лексико-грамматической стороной речи

- Коррекция познавательной деятельности

Экстрапирамидальная форма дизартрии

- Расслабление (тепловой массаж, изотоническая гимнастика)

- Отработка пропрецептивных ощущений и пространственно-временной

организации двигательного акта (выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами при ведущем пропрецептивном контроле)

а) воспроизведение амплитуды

б) направление движения

в) переключение с одного действия на другое в определенной временной последовательности (пассивно-активная гимнастика по Панченко)

г) удержание артикуляционной позы на счёт;

- Работа над просодической стороной речи

в) выработка произвольной возможности говорить медленно или быстро

г) модуляция речи (интонирование), эмоциональность

Псевдобульбарная форма дизартрии

а) нормализация мышечного тонуса;

б) подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;

в) работа по дыхательным сеткам, по стечению звукового ряда ;

г) отработка произвольного ритма дыхания (под счет, под метроном)

д) коррекция звуков:

е) Развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука

ж) Развитие лексико-грамматической стороны речи

з) Развитие временных и пространственных представлений

и) Коррекция познавательной деятельности

Рабочая программа разработана на основе:

- учебного плана ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интернат №1 VI вида.

- инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000

Программа ориентирована на учащихся начальных классов общеобразовательной школы VI вида

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Форма занятий: индивидуальная.

Устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки, планируется параллельно с коррекцией нарушения письменной речи с учётом степени поражения артикуляционного аппарата, тяжести дефекта и специфики коррекции с различными видами дизартрии .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дизартрии у дошкольников.Понятие термина - дизартрия.Виды дизартрий.Причины возникновения.Коррекционная работа.Конспект организованной деятельности с детьми. .

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л.

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная .

В детском саду всегда есть дети, поведение которых вызывает тревогу взрослых: агрессивность, негативизм, неумение общаться, плаксивость, драчливость, болезненная застенчивость, боязливость.

программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность.

программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Пояснительная записка.

Проблема выявления и коррекции дизарт­рии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные ука­зания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые имеют более длительную и сложную динамику устранения . Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дис­циплин.

Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направ­ления. Медицинское воздействие, определяемое нев­рологом, должно включать медикаментозную тера­пию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого-педагогическое воздействие, осу­ществляемое дефектологами, психологами, воспита­телями, родителями, направлено на:

— развитие сенсорных функций;

— уточнение пространственных представлений;

— формирование конструктивного праксиса;

— развитие высших корковых функций;

— формирование тонких дифференцированных движений рук;

— формирование познавательной деятельности;

— психологическую подготовку ребенка к обуче­нию в школе.

Логопедическая работа при дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопеди­ческая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нор­мализации мышечного тонуса артикуляционного ап­парата. С этой целью логопед проводит дифференци­рованный массаж. Планируются упражнения по нор­мализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специ­альные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений.

Цель логопедических занятий - создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи детям в практическом использо­вании языка как средства общения.

Исходя из цели поставлены основные задачи обучения , которые решаются на следующих этапах:

1-й этап — подготовительный.

Задача этого этапа является подготовка артикуляци­онного аппарата к формированию артикуляционных ук­ладов. Он включает в себя шесть направлений:

1) нормализация мышечного тонуса,

2) нормализация моторики артикуляционного аппа­рата,

3) нормализация речевого выдоха, выработка плав­ного, длительного выдоха,

4) нормализация голоса,

5) нормализация просодики,

6) нормализация мелкой моторики рук

Задача: выработка новых произносительных уме­ний и навыков.

1) выработка основных артикуляционных укладов,

2) определение последовательности роботы над зву­ками.

3) развитие фонематического слуха,

4) постановка звука,

6) дифференциация (дифференциация на слух; диф­ференциация артикуляции изолированных звуков; про­износительная дифференциация на уровне слогов, слов).

Задача: выработка коммуникативных умений и

1) выработка самоконтроля за произношением;

2) тренировка правильных речевых навыков в раз­личных речевых ситуациях;

Задача: преодоление или предупреждение вто­ричных нарушений.

Задача: развитие лексико – грамматической стороны речи

1) формирование графомоторных навыков,

2) развитие связной речи,

3) развитие познавательной деятельности и расши­рение кругозора ребенка.

Эффективность логопедической работы в значитель­ной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с дизартрией.

При тяжелых поражениях артикуляционного аппарата необходимо подготовить базу для постановки звуков. Это требует от логопеда четкого понимания характера поражения артикуляционной моторики при различных формах дизартрии.

Мозжечковая форма дизартрии.

- Изометрическая гимнастика и массаж

- Мимико-артикуляционная гимнастика (с бинтами, с сопротивлением)

- Выработка синхронности в работе голоса, дыхания, артикуляции (логоритмика, пение)

- Работа над речью:

б) ритмические и динамические ударения

в) эмоциональная выразительность

г) стимуляция работы мягкого неба

- Отработка статистических поз, удержание артикуляционных укладов

- Работа по фонематическому восприятию звуков

- Работа над лексико-грамматической стороной речи

- Коррекция познавательной деятельности

Экстрапирамидальная форма дизартрии

- Расслабление (тепловой массаж, изотоническая гимнастика)

- Отработка пропрецептивных ощущений и пространственно-временной

организации двигательного акта (выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами при ведущем пропрецептивном контроле)

а) воспроизведение амплитуды

б) направление движения

в) переключение с одного действия на другое в определенной временной последовательности (пассивно-активная гимнастика по Панченко)

г) удержание артикуляционной позы на счёт;

- Работа над просодической стороной речи

в) выработка произвольной возможности говорить медленно или быстро

г) модуляция речи (интонирование), эмоциональность

Псевдобульбарная форма дизартрии

а) нормализация мышечного тонуса;

б) подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;

в) работа по дыхательным сеткам, по стечению звукового ряда ;

г) отработка произвольного ритма дыхания (под счет, под метроном)

д) коррекция звуков:

е) Развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука

ж) Развитие лексико-грамматической стороны речи

з) Развитие временных и пространственных представлений

и) Коррекция познавательной деятельности

Рабочая программа разработана на основе:

- учебного плана ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интернат №1 VI вида.

- инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000

Программа ориентирована воспитанников Центра реабилитации.

Занятия проводятся 4 раза в неделю.

Форма занятий: индивидуальная.

Устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки, планируется параллельно с коррекцией нарушения письменной речи с учётом степени поражения артикуляционного аппарата, тяжести дефекта и специфики коррекции с различными видами дизартрии.

Дизартрия – это нарушение произношения, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. В Юсуповской больнице проводят комплексное лечение этого сложного и тяжёлого расстройства звуковой стороны речи. Оно включает:

  • Медикаментозную терапию заболевания, которое является причиной дизартрии;
  • Физиотерапевтические методы воздействия;
  • Артикуляционную гимнастику;
  • Психотерапевтическую поддержку;
  • Логопедическую работу.

Все сложные случаи дизартрий рассматриваются на заседании Экспертного Совета. В его работе принимают участие кандидаты и доктора медицинских наук, врачи высшей категории. Ведущие специалисты в области речевых дефектов вырабатывают и реализуют индивидуальную программу программа занятий при дизартрии. Афазиологи соблюдают основные принципы логопедической работы при дизартрии.


Артикуляционная моторика

Различают следующие виды дизартрий:

  • Бульбарная – обусловленная местным параличом мышц, которые участвуют в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • Мозжечковая – возникает при наличии патологического процесса в мозжечке, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • Корковая – является следствием поражения отделов коры головного мозга, которые отвечают за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, но общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • Экстрапирамидная (подкорковая, гиперкинетическая) – развивается при нарушениях в подкорковых узлах, отличается невнятной, связанной речью с носовым оттенком;
  • Псевдобульбарная – диагностируется при центральном параличе мышц, её основным симптомом является монотонность речи;
  • Стёртая форма – характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков.

При дизартрии нарушается моторику артикуляционного аппарата. Появляются медленные, недостаточно точные движения языка, губ. Имеет место расстройство жевания и глотания. Произношение нарушено вследствие недостаточно чёткой артикуляционной моторики. Речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Некоторые пациенты с дизартрией не могут надуть щёки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны, больной не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным, голос приобретает назальный оттенок.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжёлый дефект произношения. Речь становится невнятной, смазанной, тихой. Из-за малоподвижности губ, языка становится нечётким произношение гласных, они произносят с сильным носовым выдохом.

При тяжёлой степени дизартрии наблюдается глубокое поражение артикулярных мышц и полная бездеятельность речевого аппарата. У пациента полностью отсутствует речь. Иногда он произносит нечленораздельные звуки.

Логопедическая программа

Дизартрия – патология, которая требует настойчивой, длительной работы логопеда, пациента, его родственников и лиц, осуществляющих уход. Составляется речевая карта логопедического обследования при дизартрии. Программу логопедического сопровождения утверждают после получения логопедического заключения при дизартрии, рекомендаций невролога, который занимается лечением заболевания, вызвавшего нарушение речевой функции. Логопедические занятия при дизартрии начинают как можно раньше.

Различают следующие основные направления логопедической работы при дизартрии:

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
  • Развитие артикуляционных движений;
  • Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе;
  • Преодоление монотонии и нарушений темпа речи;
  • Полноценное развитие фонематического восприятия.

Нельзя переоценить значение раннего начала логопедической работы при дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы начинают работать над восстановлением речи у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму в остром периоде, сразу же после восстановления у больного сознания. При демиелинизирующих заболеваниях нервной системы логопедическая работа входит в программу реабилитации.

При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия:

  • Голосовые и дыхательные упражнения;
  • Активную и пассивную артикуляционную гимнастику;
  • Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
  • Точечный, зондовый, щёточный, мануальный массаж;
  • Искусственную локальную контрастотермию (сочетание воздействия низких и высоких температур).

Логопедическое воздействие при дизартрии базируется на соблюдении следующих принципов:

  • Системного подхода к анализу речевого дефекта;
  • Поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
  • Регуляции психической деятельности детей посредством развития обобщающей и коммуникативной функций речи.

В процессе систематических длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе. Преодолевается монотонность и нарушения темпа речи, развивается полноценное фонематическое восприятие. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи.

Этапы логопедической работы

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Основной целю первого, подготовительного этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, массажа и лечебной физкультуры.

На втором этапе формируются первичные коммуникативные произносительные навыки. Его основная цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Логопед проводит работу по коррекции артикуляционных нарушений. При спастичности работают над расслаблением мышц артикуляционного аппарата. Вырабатывается контроль над положением рта, развиваются артикуляционные движения, проводится коррекция речевого дыхания, развивается голос, ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Формирование звукопроизношения при дизартрии включает в себя постановку и закреплении в речи звуков. Первая группа звуков включает в себя фонемы, наиболее лёгкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, у, п, м, н, к, ы, х, в, о, л, т, с. Данные звуки как наиболее простые отрабатывают до нормы. Попутно на этих фонемах ведут работу по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (выделяют звука из ряда других, из слогов, в простых словах).

Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством развития подвижности артикуляционного аппарата. При использовании скороговорок придерживаются следующих рекомендаций:

Индивидуальный подход к выбору средств и методов логопедической работы на каждом этапе лечения дизартрии позволяет специалистам Юсуповской больницы добиться восстановления речи у пациентов, от которых отказались в других реабилитационных центрах.

Логоритмическое воздействие

Логоритмическая работа с пациентами, страдающими дизартрией, включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Её разделяют на 3 периода.

Задачи первого периода следующие:

  • Воспитание статики движений;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие общих движений верхних и нижних конечностей, туловища с постепенным введением упражнений с предметами;
  • Развитие мышц, обеспечивающих миммику лица;
  • Развитие различных видов памяти, слухового и зрительного внимания;
  • Постепенное формирование нормального диафрагментального навыка;
  • Преодоление просодических нарушений при дизартрии.

Для активизации просодических компонентов речи используют, прежде всего, пение. Развитие просодической стороны речи при дизартрии проводится с помощью инсценировок песен, при исполнении которых надо менять силу, тембр, высоту голоса. Для нормализации голосовой функции проводят артикуляторные, дыхательные упражнения, движения для мышц шеи и головы.

В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют:

  • Развитию артикуляционного аппарата;
  • Воспитанию голоса (высоты, тембра, силы, диапазона, силы);
  • Развитию дыхания (глубины вдоха, продолжительности речевого вдоха и выдоха).

Своевременно начатая систематическая работа способствует быстрому восстановлению речевой функции.

Логопедическая работа при отдельных видах заболевания

Одним из важных элементов лечения является логопедическая работа при ДЦП. Дизартрия у детей, страдающих детским церебральным параличом, вызвана нарушением моторного развития ребёнка. Оно обусловлено аномальным состоянием мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с нарушениями чувствительности, недостатками познавательной и эмоционально-волевой сфер, патологией речи.

С учётом уровня локализации поражения двигательного аппарата речи выделяют следующие формы дизартрии:

  • Бульбарную;
  • Псевдобульбарную;
  • Экстрапирамидную.
  • Мозжечковую;
  • Корковую.

У детей, страдающих ДЦП, чаще всего возникает псевдобульбарная дизартрия, реже – экстрапирамидная, мозжечковая и стёртая. В большинстве случаев дизартрии носят смешанный характер, поэтому логопедический диагноз ставится по ведущей форме. Форма дизартрии соотносится с формой ДЦП:

  • При гемиплегической форме чаще возникает псевдобульбарная дизартрия;
  • При атонически-астатической – мозжечковая;
  • При гиперкинетической - экстрапирамидная.

При дизартрии возникают вторичные нарушения в виде расстройств формирования всех компонентов речевой системы. Нарушается формирование фонематических процессов, лексического и грамматического строя речи. Эти вторичные нарушения вместе с расстройствами моторики речевого аппарата указывают на возникновение при дизартрии общего недоразвития речи. Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, которые направлены на развитие произносительной стороны речи и фонематических процессов, формирование грамматического и лексического строя речи.

Спецификой логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП, является её сочетание с медикаментозным лечением, физиотерапией, массажем, общей лечебной физкультурой. На логопедических уроках используются следующие элементы:

  • Общая моторная разминка;
  • Дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика;
  • Дифференцированный артикуляционный массаж с применением вибромассажера;

При мозжечковой дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей. У пациентов, страдающим этим видом речевого расстройства, речь замедленная, скандированная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы речь. Тонус мышц языка и губ пониженный, язык тонкий, распластанный в полости рта. Его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений. Жевание ослаблено, мягкое нёбо провисает, мимика вялая. Движения языка неточные, объём избыточный или недостаточный. При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Большинство звуков имеют назальный оттенок.

Успешная коррекция речевого дефекта при мозжечковой дизартрии неразрывно связана с эффективной терапией основного заболевания и активным проведением комплексной реабилитации. Специалисты Юсуповской больницы индивидуально подбирают методы лечения в зависимости от причины заболевания, обширности и локализации поражения, общесоматического статуса пациента. Этиопатогенетическое лечение направлено на ликвидацию причины патологии, её последствий. Оно может включать следующие варианты:

  • Нейрохирургическую операцию по удалению новообразования или гематомы;
  • Антикоагулянтную или тромболитическую терапию инсульта;
  • Противовирусное, антибактериальное лечение инфекционных поражений;
  • Дезинтоксикационную терапию.

Логопедическая работа при мозжечковой дизартрии направлена на восстановление плавности речи. Осуществляется тренировка артикуляционного аппарата посредством специальной гимнастики. В занятия включается логопедический массаж. По мере восстановления речи логопед переходит к работе над её выразительностью.

Реабилитационные мероприятия производятся комплексно под наблюдением невролога, реабилитолога. Они состоят из лечебной физкультуры с упражнениями на восстановление координации, массажа, психологического консультирования. Параллельно проводится медикаментозная поддержка нейропротекторными и нейрометаболическими лекарственными средствами. Для того чтобы получить логопедическую помощь при дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Для минимизации речевых расстройств нейрогенного характера, связанных с повреждением определенных структур головного мозга или нарушением иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата, проводится коррекция дизартрии.

Из-за ограничения подвижности языка, губ, мягкого нёба, голосовых связок при дизартрии нарушается фонация (произношение звуков), вследствие чего артикуляция (образование звуков) происходит неправильно, и речь определяется как невнятная, то есть звучащая неотчетливо.

Логопедическая коррекция дизартрии

Если диагноз дизартрии определяется неврологами, то исправление нарушений речи и формирование правильного звуковоспроизведения проводится логопедами.

Современная логопедическая коррекция дизартрии – исправление неправильных и формирование правильных артикуляционных укладов (артикуляционной моторики при произношении звуков) – осуществляется в форме развивающего обучения. Система занятий направлена:

  • на повышение подвижности и отработку движений артикуляционных мышц (шилоязычной, подъязычной, язычнонебной, язычноглоточной и т. д.);
  • на формирование представлений о системе фонем (звуковых единиц речи);
  • на развитие умения различать звуки речи и их порядок (фонематического слуха);
  • на постановку правильного речевого дыхания и фонации;
  • на выработку ритмичности речи и навыков ее интонирования.

Коррекция дизартрии у детей требует обязательного предварительного логопедического обследования, которое включает изучение особенностей строения и степени подвижности мышц артикуляционного аппарата ребенка, выяснение уровня его фонематического слуха, а также определение структуры речевых дефектов.

Коррекция стертой дизартрии – вялой или легкой формы псевдобульбарной дизартрии (со сниженным уровнем фонации, неустойчивостью артикуляционных укладов и растягиванием слогов), а также коррекция мозжечковой дизартрии базируется на тех же принципах и использует те же методы.

Эффективные методы коррекции дизартрии

На сегодняшний день в логопедической практике используются такие эффективные методы коррекции дизартрии, как:

  • артикуляционная гимнастика с помощью комплексов специальных изометрических упражнений (которые подбираются, исходя из особенностей нарушений артикуляционного аппарата) – способствует развитию артикуляционной моторики.
  • логопедический массаж (в ходе которого логопед массирует мышцы носогубных складок, губ, языка, мягкого нёба) – помогает нормализовать тонус мимических и артикуляционных мышц и увеличивает их подвижность.
  • коррекция речевого дыхания с помощью дыхательной гимнастики – для увеличения объема дыхания и нормализации его ритма.
  • система упражнений для развития артикуляционных кинестезий и выработки артикуляционного уклада (двугубного, губно-зубного, язычно-зубного, язычно-альвеолярного и язычно-нёбного).
  • фонетическая локализация с применение специальных приспособлений для выработки правильного положения языка и губ и исправления произношения звуков.
  • ортофонические упражнения, способствующие координации дыхания, голоса и моторики артикуляционной мускулатуры.
  • различные упражнения для развития мелкой моторики и у детей с ДЦП.


[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]

Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии

Коррекция звукопроизношения при дизартрии – стертой, мозжечковой, корковой, а также коррекция псевдобульбарной дизартрии у пациентов любого возраста может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме (с количеством пациентов не более 4-5).

В первом случае логопед составляет рабочую программу, во втором (а также в специализированных дошкольных и учебных заведениях) – используется календарное планирование по коррекции дизартрии. Но в обоих случаях это должен быть четкий план проведения занятий (два-три занятия в неделю, максимальная продолжительность – 40-45 минут) с указание их цели, содержания, используемых методик и дидактических материалов.

При этом коррекция дизартрии у дошкольников и школьников младшей возрастной группы успешно использует игровые методы, а для закрепления правильных артикуляционных навыков даются домашние задания – с подробным предварительным инструктажем родителей, которым следует активно участвовать в данном процессе и иметь представление о его основных этапах.

Основные этапы логопедической работы по коррекции дизартрии:

  • I этап – развитие общей и речевой моторики (упражнения для группы мышц конечностей, плечевого пояса и шеи; игры на координацию движений и чувство ритма; упражнения для развития мелкой моторики пальцев); развитие речевого слуха, внимания и памяти; повышение подвижности всех структур артикуляционного аппарата.
  • II этап – знакомство с особенностями артикуляции гласных и согласных звуков (демонстрация правильного произношения с помощью зеркал, рук, артикуляционных таблиц); постановка правильного произношения специальными упражнениями, разработанными для каждого звука.
  • III этап – отработка автоматизма артикуляционной моторики при воспроизведении звуков в процессе произношения слогов, слов, словосочетаний и целых фраз.
  • IV этап – закрепление автоматизма артикуляционных укладов и умения различать звуки в собственной речи.

Коррекция дизартрии у детей с ДЦП

Нарушения воспроизведения звуков речи в виде корковой дизартрии (при поражениях речедвигательного анализатора премоторной коры лобной извилины) и псевдобульбарной дизартрии имеются у большинства детей с церебральным параличом, при этом стертая форма наблюдается только в трети случаев. И своевременно начатая коррекция дизартрии у детей с ДЦП очень важна для их общего развития и повышения коммуникационных возможностей.

При детском церебральном параличе сложности формирования речи у детей, обусловленные нарушением ее двигательных механизмов, усугубляются нарушениями общей моторики (спастической диплегией, гемипарезом, тоническими мышечными рефлексами, синкинезией, атаксией) и психо-функциональными факторами: полным или частичным отсутствием звуковых и зрительных ориентировочных реакций, недостаточным рефлекторным и сенсомоторным развитием, специфичностью коммуникации. И только логопедическая коррекция дизартрии – исправление артикуляционной стороны речи – будет менее эффективной без участия детского невролога и дефектолога.

В данном случае коррекция дизартрии у детей начинается с упражнений по снижению тонуса основных мышц артикуляционного аппарата, которые должны положительно отразиться на дыхании, улучшить фонацию, уменьшить интенсивность рефлексов орального автоматизма, а также спастичности, девиации и протрузии языка. Хотя, как отмечают логопеды, коррекция псевдобульбарной дизартрии тяжелой степени (например, при двойной гемиплегии или тетрапарезе) с полной утратой подвижности мышц артикуляционного аппарата может быть безуспешной.

Кроме развития артикуляционных навыков, коррекция дизартрии у детей с ДЦП включает работу над повышением уровня восприятия речи ребенком, расширением его представлений о значении слов, а также пополнением активного словарного запаса.


[8], [9], [10], [11], [12]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.