Программа развитие эмоционально-волевой сферы детей с дцп

Алина Васильева
Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом

Реабилитационный процесс – это целенаправленный процесс возвращения человека с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную и полноценную социальную жизнь.

Под ограничением здоровья и жизнедеятельности понимается любое ограничение или отсутствие способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Большинство детей, имеющих стойкие функциональные нарушения, – дети-инвалиды. Инвалидность, в соответствии с принятой классификацией, – это социальная недостаточность, возникающая вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Основная задача социальной реабилитации – через восстановление его социального статуса включать ребенка в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения и воспитания, а также с помощью комплекса психотехнических и психолого-педагогических средств, направленных на целостное развитие личности в пределах ее психофизических возможностей.

Среди детей с ОВЗ особое место занимают дети с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич (далее-ДЦП) является одним из наиболее тяжёлых заболеваний, которое характеризуется комплексом нарушений (двигательных, речевых расстройства, нарушением познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы).

Изучение личностных особенностей детей с диагнозом детский церебральный паралич является одной из наиболее актуальных проблем в коррекционной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что ДЦП в структуре инвалидности по неврологическому профилю занимает одно из первых мест, а частота развития данной патологии с каждым годом неуклонно растет. Во-вторых, это связано с тем, что с самого рождения такие дети нуждаются в психологическом сопровождении и прохождении полных курсов терапии, реабилитации и социальной адаптации. Кардинальное изменение взглядов на систему помощи больному ребенку, наметившееся в последние годы, привело к осознанию того, что первостепенной задачей стало развитие личности ребенка и успешная интеграция его в социум [39]. Бесспорно, жизнь ребенка во многом определяет наличие у него заболевания, создающего особую жизненную ситуацию. Тем не менее судьбу личности решает не сама болезнь, а его социально-психологическая реализация.

Анализ источников литературы по проблеме детского церебрального паралича показал, что изучение этого вопроса до недавнего времени ограничивалось в основном его ортопедическим и неврологическим аспектами. В последние годы в отечественной и зарубежной психологии появились исследования, характеризующие разнообразные психические нарушения у детей с церебральным параличоми затрагивающие вопросы обучения, воспитания больных детей и коррекционно-восстановительной работы с ними. В то же время проблема формирования эмоциональной сферы детей с церебральным параличом и переживания ими отдельных эмоций в коррекционной психологии остаётся все еще недостаточно разработанной, хотя имеются единичные указания, в которых обращается внимание на их своеобразие у данной категории детей.

Эмоции детей с ДЦП качественно отличаются от эмоций детей с нормальным развитием. И это, в первую очередь, обусловлено поражением головного мозга при данной патологии. Как уже отмечалось, в возникновении эмоциональных состояний главнейшую роль играет центральная нервная система. Так как детский церебральный паралич возникает в результате раннего поражения определенных структур головного мозга, то соответственно, сам механизм эмоционального реагирования изначально нарушен. И процесс развития и формирования эмоциональной сферы, у ребенка с ДЦП имеет отличия от аналогичного механизма нормального развития эмоций.

Цель работы – изучить особенности использования изобразительной деятельности как средства эмоционального развития детей с двигательной патологией.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников с двигательной патологий;

2. Изучить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с двигательной патологией;

3. Разработать и апробировать программу коррекционно-развивающей работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с двигательной патологией средствами изобразительной деятельности;

4. Выявить эффективность влияния мероприятий программы на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с двигательной патологией.

Объект исследования – эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста с двигательной патологией.

Предмет исследования – процесс эмоционального развития дошкольников с ДЦП средствами изобразительной деятельности.

Гипотеза – использование различных средств изобразительной деятельности повышает эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей с двигательной патологией.

Методологические основы исследования проблемы: исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с двигательной патологией и изобразительной деятельности, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями: И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицына, Е. М. Мастюкова, Л. С. Выготский, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Ф. Е. Василюк, П. М. Якобсон.

Исследование проходило в несколько этапов:

- Поисковый; - основной; - контрольный;

Данные констатирующего эксперимента показали, что у дошкольников с ДЦП высокие показатели уровня тревожности, недостаточная эмоциональная приспособленность к тем или иным социальным ситуациям, повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень определения заданной эмоции, опознания эмоционального состояния.

Проведенное экспериментальное исследование продемонстрировало наличие эмоциональных нарушений у дошкольников с двигательной патологией, что свидетельствует о необходимости проведения их коррекции: с этой целью была разработана программа коррекционно-развивающих занятий.

Цель программы: коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с двигательной патологией средствами изобразительной деятельности.

Задача программы: организовать и провести коррекционно-развивающие мероприятия с использованием средств изобразительной деятельности, направленные на:

- ознакомление с основными эмоциями человека;

- снижение уровня тревожности;

- повышение уровня самостоятельности, способности к самовыражению.

В программе использовались следующие средства изобразительной деятельности:

- нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками, ладошкой, губкой, коктельными палочками);

Данные контрольного исследования позволили определить, что используемая программа коррекции оказала положительное влияние на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста с церебральным параличом: понизились показатели уровня тревожности, повысились показатели нейтрального эмоционального состояния, уровень определения заданной эмоции, опознания эмоционального состояния, что показывают все использованные методики. Ребята стали более спокойными, уверенными в себе. В целом отмечается положительная динамика, т. е. проводимая коррекция эффективна, однако для получения более ощутимых результатов коррекционную работу по нормализации эмоционального состояния детей необходимо продолжить. Это позволит дошкольникам с церебральным параличом повысить свою самооценку, облегчить их межличностное общение и учебную, игровую деятельность. Достигнутые на настоящем этапе работы результаты уже являются успехом для испытуемых.

Гипотеза, выдвинутая в ходе работы, полностью подтвердилась. Использование различных средств изобразительной деятельности повышает эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей с двигательной патологией.

Литература:

1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. – Киев: Здоровье, 2008. – 327 с.

2. Дудка С. В. Арт-терапевтические занятия для детей с ДЦП / С. В. Дудка. – Одесса: Просвещение, 2007. – 100 с.

3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – Москва: Академия, 2010. – 192 с.

4. Лучанинова В. Н., Осмоловский С. В., Бурмистрова Т. И. Эффективность реабилитации детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом // Фундаментальные исследования. – 2011. № 9-3. – С. 431-434.

5. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2001. – 272 с.

Игры для развития эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей Игры, подбирались с учетом возможности их использования и в повседневной жизни детей, имеющих проблемы, направленные на развитие эмоционально-волевой.

Методики для оценки состояния эмоционально-волевой сферы Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо" Данная методика используется для исследования тревожности.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств,.

Программа развития эмоционально – волевой сферы у детей с ОВЗ (ДЦП)

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условия обучения, воспитания и развития, т.е. это дети-инвалиды или другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Среди детей с ОВЗ, значительное количество детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Термин, церебральный паралич, употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений.

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения.

К нарушениям познавательной деятельности при ДЦП относят: неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную и речевую деятельность детей с церебральным параличом.

К особенностям формирования эмоционально-волевой сферы относят повышенную утомляемость. Дети быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, темп речи его убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих.

У других детей с ДЦП отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении близких.

Учитывая особенности развития детей с ДЦП, одним из необходимых условий практической деятельности, является осуществление комплексной коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого, необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

В работе с детьми с ДЦП следует уделять особое внимание эмоциональным проявлениям, так как эмоциональный аспект личности является базовым для ее целостной характеристики.

Развитие эмоционально – волевой сферы у детей с ОВЗ (ДЦП), методом совместной продуктивной деятельности, развитие познавательных процессов и мелкой моторики

Способствовать развитию познавательных процессов ребёнка.

Формировать устойчивость эмоционально-волевой регуляции поведения на занятиях.

Развивать уверенность в себе, в ходе совместной деятельности взрослого с ребёнком

Формирование умений переносить свои знания в новые условия;

Формирование навыков социально одобряемого поведения;

Развитие концентрации и устойчивости внимания.

Виды деятельности в реализации программы:

Предварительная работа

1. Диагностическая работа включает в себя: первичное обследование, динамическое наблюдение, контрольное обследование.

Основная работа

- Консультативная работа с родителями и педагогами: практические рекомендации, домашние задания по развитию, обучению и воспитанию ребёнка (по итогам реализации программы, дополнительно по индивидуальным запросам).

Программа состоит из 23 занятий, проводимых в течение всего учебного года (с сентября по май, включительно).

Подготовительный блок: релаксация, психологический настрой на работу.

Подготовительные тематические сенсорные, развивающие игры (введение в тему)

Продуктивные виды деятельности совместно со взрослым (поделка)

Завершающий блок: релаксация, обратная связь. Ритуал прощания.

Содержание подготовительного блока.

Под спокойную музыку делаем массаж-поглаживание рук, сопровождая потешками, стишками. Идет настрой на работу. На этом этапе ребёнок может поделиться с вами важным, рассказать или расспросить о том, что его сейчас интересует. Мотивируем ребёнка на сотрудничество, включаем в игровую деятельность.

Содержание оздоровительного блока программы.

Одним из необходимых условий при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП, является создание адекватной возможностям ребенка здоровьесберегающей среды, обеспечивающие здоровье ребёнка и полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. К основным характеристикам здоровьесберегающей среды можно отнести: морально – психологический климат, гигиену, комфортные условия, гибкий режим труда и отдыха, реализуемые через комплексное и систематическое использование методик и технологий здоровьесбережения.

Улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Важно научить ребенка чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Основу дыхательных упражнений, способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (а, у, о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах-ох ух). При возможности упражнения сопровождаются движениями.

Направлены на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка. Один из методов снятия психо - эмоционального напряжения у детей.

Упражнения представлены в приложении 1.

Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных движений конечностей) и мышечных зажимов.

Перебирание пальцами бус (лучше использовать природный материал-дерево, желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых бусин, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп (для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание бус нормализует ритм дыхания, успокаивает.

Полезно перебирать бусы, сопровождая движение рук речью - чтением стихотворений либо скороговорок.

Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно.

Работа по инструкции к играм.

Содержание основного блока программы (подготовительные тематические сенсорные, развивающие, коммуникативные игры; продуктивная деятельность):

Одной из приемлемых форм работы, является использование развивающих дидактических игр, пособий, с последующим закреплением материала, с помощью продуктивных видов деятельности (творческих игр), совместно со взрослым, в сочетании со здоровьесберегающими процедурами, такими как психогимнастика, динамические паузы, физкультминутки, зрительные, пальчиковые гимнастики, релаксации, показаны детям с ДЦП.

Дидактические игры и пособия используются с учетом возраста, возможностей ребёнка, тематически дополняющие тему занятия.

Под продуктивными видами деятельности мы понимаем любые творческие работы: рисунок, аппликация, лепка, оригами и другие. Творчество дает возможность удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта, что крайне необходимо ребенку с ДЦП.

Тематическое планирование

-Рас c матривание картин.

-Составление рассказов по сюжетным картинкам.

-Моторные навыки: узелки, пуговицы, банты).

-Рассматривание, беседы по картинам.

-Тренировка моторных действий

- Игра на внимание и развитие речи (назови животных)

- Рассказы по картинкам

- Поделка (пластилин, семена)

- Выложи из пуговиц гроздь рябины (налаживание на картинку)

-Гимнастика для глаз: посчитай рябинки

-Развитие логического мышления, математических навыков счета, внимания, зрительного восприятия – работа по карточкам (игры).

-Выложи цветок из палочек по образцу, из пуговиц самостоятельно

- Игра на точность движений и развитие речи и мыслительных процессов (с мячом)

- Лабиринт – развиваем образное мышление, зрительное восприятие.

- Развиваем мышление: что лишнее, найди зимние картинки

- Лабиринт – нить на развитие зрительного восприятия

-Игра на мелкую моторику (скатать маленькие шарики)

- Развитие зрительного восприятия, координации движений, повторяем фигуры – игра Лабиринт

- Выложи елочку (по образцу или самостоятельно)

- Звездочка для елочки

-Работа по сюжетным картинкам

-Математические задачи без опоры на образец

- Сюжетно-ролевые игры по профессиям

-Беседа – любимая профессия

-Игра на память: запомни картинки

-Развитие логического мышления: дидактические игры

-.Развивающая игра по временам года

-Найди листочек (работа с мини игрушками в песочнице)

-Пирамиды (складывание, работа по инструкции с указанием цветов, размеров)

-Работа на многогранной развивающей поверхности

-Игры по карточкам

-Работа с кинетическим песком

-Работа с развивающими играми (найди, посмотри, посчитай, выбери лишнее, составь рассказ)

Содержание завершающего блока

После выполнения творческой работы педагог – психолог предлагает отдохнуть. Вспомнить все, что делали, что понравилось, запомнилось (рефлексия). Возможно использование музыкального сопровождения или электронных физминуток для глаз в конце занятия.

Ритуал прощания: педагог-психолог провожает ребёнка в класс и вместе рассказывает с ребенком учителю, что сегодня делали.

- положительная динамика психомоторного развития

- активная позиция родителей (обратная связь, систематическое выполнение рекомендаций, отзывы о динамике развития детей);

- проявление познавательного и поискового интереса у детей во время занятий, мотивация на сотрудничество, удовлетворенность результатами своей деятельности;

- развитие представлений (на уровне тела) по работе с мышечными зажимами по инструкции, с помощью взрослого.

- положительная динамика психомоторного развития;

- обогащение у ребенка представлений о способах взаимодействия с окружающей действительностью;

- умение ребёнка, с помощью взрослого, работать с мышечными зажимами;

- желание и умение ребенка, с помощью взрослого, выполнять до конца творческую работу, играть в дидактические игры, выполняя необходимые инструкции и соблюдая условия игр;

- контактность, активность ребёнка, положительные отзывы ребёнка о своей работе, уверенное поведение, позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка на занятиях.

Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами [5].

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития [6].

Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличем (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном возрасте, что значительно снижает эффективность коррекционно-развивающей работы и ее результативность.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И. [6], а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Заключение по результатам обследования Саши Т., 5л. 5 мес.

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: в контакт вступает не сразу, в последующем контакт носит нестабильный характер из-за высокой утомляемости, низкой работоспособности. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде волнения, настороженности. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания сначала отказывается от дальнейших действий, замыкается, затем старается исправить ошибку.

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования тревожный. Наблюдается слабая выраженность эмоций, частая смена настроений. Общение пассивное при сниженной психической активности. Критичность снижена.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Принимается общая цель задания и элементы инструкции. Не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. При выполнении заданий ребенку требуется организующая, наглядно-действенная и обучающая помощь взрослого.

Результаты изучения психических функций

Зрительное восприятие развито недостаточно: различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат). Наблюдаются значительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей.

Временные представления не сформированы, пространственные представления сформированы частично: называет и показывает части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны.

Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

Память. Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем слуховой и зрительной памяти снижен.

Кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны. Мышление наглядно-действенное.
При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она зачастую не дает должного эффекта.

Мелкая моторика. Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Тремор правой руки, движения ограничены; движения левой руки резкие, угловатые, нет плавности, карандаш удерживает с трудом.

Заключение: ДЦП, диплегическая форма, средней степени тяжести, резидуальная стадия. Симптоматическая эпилепсия, внеприступный период. Задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Общее недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Содержание программы. Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 (Приложение 1)

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Эмоционально-волевая сфера детей с ДЦП

Описание: Понятие ДЦП. Формы ДЦП. Детский церебральный паралич ДЦП - непрогрессирующее поражение мозга обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном перинатальном и раннем постнатальном периодах всегда сопровождается двигательными нарушениями в частности неспособность ребёнком сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения.

Дата добавления: 2015-11-02

Размер файла: 173.13 KB

Работу скачали: 74 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Личность детей с ДЦП формируется как под воздействием его болезни, и под воздействием отношения к нему окружающих, в частности семьи. Как правило, ДЦП у детей сопровождается психическим инфантилизмом. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам. В целом в основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней.

Ребёнок с ДЦП в своём поведении руководствуется эмоцией удовольствия, такие дети чаще всего эгоцентричны. Их привлекают игры, они легко поддаются внушению и не способны к волевым усилиям над собой. Это все также сопровождается двигательной расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью. Поэтому так важно знать характерные особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП, чтобы сформировать правильную тактику поведения и воспитания.

Формирование личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера - это психоэмоциональное состояние человека. Леонтьев А.Н. различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Собственно эмоции представляют собой длительное состояние, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются. Эмоции – это непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью – положительной или отрицательной. Положительные эмоции (удовольствие, радость, счастье и т.д.) возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. Отрицательная эмоция (страх, гнев, испуг и т.п.) дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников зависит от ряда условий.

1.Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития.

2. Неправильное общение в семье может привести к снижению потребности в общении со сверстниками.

3.Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в игре, насыщенной переживаниями.

4. Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Поэтому чувства ребенка в острых ситуациях не оценивать – ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций.

Что касается эмоционально-волевой сферы дошкольника с ДЦП, то психотравмирующими обстоятельствам, влияющим на эмоционально-волевую сферу, являются [4]:

2) условия социальной депривации в связи с изменением межличностных отношений в детском коллективе и ограничением контактов, а также явлениями госпитализма, так как большинство больных находятся в больницах и санаториях длительный период;

3) условия эмоциональной депривации из-за разлуки с матерью или ввиду неполной семьи, так как в 25% отцы оставляют семьи;

4) психическая травматизация, связанная с лечебными процедурами (гипсованием, операциями на конечностях), после которых у некоторых детей возникают реактивные состояния, поскольку они надеются на непосредственный результат, быстрое излечение, тогда как им предстоят длительное лечение, выработка нового двигательного стереотипа;

5) затруднения в процессе обучения в связи с параличами, гиперкинезами и пространственными нарушениями;

6) условия сенсорной депривации из-за дефектов слуха, зрения.

В результате вышеперечисленных обстоятельств эмоционально-волевая сфера у детей с ДЦП характеризуется следующими особенностями:

1. Повышенная возбудимость. Дети беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

2. Пассивность, безынициативность, застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.