Специальная индивидуальная программа развития для дцп

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Специальная индивидуальная программа развития

На обучающегося с нарушением опорно двигательного аппаратам

Ф.И.О.___________ Медведев ___Яромир____________

Заключение ПМПК: __ДЦП, спастический тетропарез, сходящиеся косоглазие, симптоматическая ,эпилепсия, 5 группа здоровья._______________________________

срок реализации: 1 учебный год (2019-2020)

Инструктор по физической культуре: Голова Н.Н.

Принято на ПМПК

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с ДЦП имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью данной коррекционной программы.

Развитие двигательных способностей, обучающихся тесно связано с работой по профилактике развития у них паталогических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Придание правильной позы инфиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.

Техническое оснащение программы включает : технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы), средства для фиксации ног, груди, таза, мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя, гимнастические мячи различного диаметра, коврики.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе заключения ПМПК от _______ и КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ с ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ в соответствии с ФГОС в группе для детей с НОДА (ДЦП).

1.Общие сведения об учащемся

Имя, фамилия ребёнка : Медведев Яромир

Возраст ребёнка : 6 лет

Год рождения : 12.11.12

Диагноз : ДЦП, спастический тетропарез, сходящиеся косоглазие , симптоматическая эпилепсия,5 группа здоровья.

В ходе проведения мониторинга физического развития, было выявлено: недостаточность в развитии двигательных функций верхних и нижних конечностей опорно-двигательного аппарата, низкий уровень развития мелкой моторики, низкий уровень развития общей моторики. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы. У ребенка наблюдается слабость всего мышечного аппарата, он не в состоянии долгое время сидеть без опоры, стоять и передвигаться на четвереньках. У ребенка имеются отклонения в координации, точности и темпе движений, возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий, наблюдается не целенаправленность, беспорядочность, нескоординированность движений. Мальчик не может, удерживает самостоятельно равновесие, стоять и передвигаться по поручню. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Упражнения самостоятельно не выполняет, требуется пассивная разработка инструктора.

Вывод: – на основании заключения ПМПК и проведенного мониторинга физического развития была разработана индивидуальная программа по адаптивному физическому развитию ребёнка, где учитывались особенности клинической формы ДЦП данного воспитанника.

Настоящая программа разработана на основание данных мониторинга, проведенного в начале учебного года (сентябрь 2019 г) и рассчитана на 1 учебный год (сентябрь –май), после чего осуществляется мониторинг её эффективности с целью дальнейшего планирования деятельности.

2.Форма организации коррекционной работы .

Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа, по АФК и оздоровительному плаванию проводится 3 раза в неделю, в течение 20-25 мин., начиная с середины сентября. по май месяц. В конце мая проводится – мониторинг.

В процессе разработки программы учитывались особенности клинической формы ДЦП, физического развития, группа здоровья данного ребёнка.

Цель: Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации). Повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

3.Содержание коррекционного курса

Учебный план

Выполнять движения головой

Выполнять движения руками, пальцами рук

Выполнять движения плечами

Опираться на предплечья и кисти рук

Бросать мяч с прямой помощью взрослого

Ловить мяч с прямой помощью взрослого

Изменять позу в положении лежа, сидя в кресле, на полу, на стуле

Вставать на четвереньки с прямой помощью взрослого

Сидеть с поддержкой

Стоять на коленях с поддержкой

Сгибать и разгибать ноги в положении сидя на стуле с поддержкой

Стоять с поддержкой

Развивать согласованность движений рук с поддержкой

Развитие зрительно-моторной координации (Кольцеброс)

Стоять у опоры с поддержкой (шведская стенка)

4.Система диагностики предполагаемых результатов.

В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы, необходимо оценивать в динамике состояние мышц - силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки ,оценивать навыки самообслуживания, бытовые умения.

Диагностика проводится с целью выявления эффективности предложенной системы сопровождения, дальнейшей её корректировки или уточнения (смены) образовательного маршрута.

Нулевой уровень: Ребенок не в состоянии удерживать позу сидя, стоя, поворачиваться в положении лежа, ползать, удерживать голову. Активные движения верхних конечностей сохранены в минимальном объеме. Сохраняется влияние тонических рефлексов.

1 уровень: Ребенок передвигается с посторонней помощью или с опорой на ходунки. Самообслуживание минимальное. Способен удерживать голову, сидеть с сохранением дефектной позы с дополнительной опорой. В положении стоя позу не удерживает. Сохраняется влияние или части тонических рефлексов.

2 уровень: Ребенок передвигается с опорой на костыли или тростили на короткие расстояния без опоры. Имеется незначительное ограничение самообслуживания за счет патологических установок в суставах верхних конечностей. Способен сидеть с сохранением дефектной позой. Может стоять с дополнительной поддержкой.

Данный ребенок относится к 1 уровню физического развития. Индивидуальная коррекционно-педагогическая работа по АФК будет проводится по технологическим картам 1 уровня.

Потребность в присмотре и уходе осуществляется в рамках режима дня ребенка в условиях обучения в ДОУ силами педагогов.

5.Программа сотрудничества с семьей

Консультации с родителями по АФК и адаптивному плаванию, по плану инструктора физической культуры в течение учебного года 2019-20г.г.

Общие сведения о ребёнке

Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка

Индивидуальный учебный план

5 . Содержание образования

5.1 . Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

5.2. Планируемые результаты освоения СИПР

5.3 . Условия реализации потребности в уходе и присмотре

6 . Специалисты, участвующие в реализации СИПР

7 . Программа сотрудничества с семьей

8 . Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) составлена на основе следующих нормативных документов:

Индивидуальный учебный план, утверждённый приказом директора;

Годовой календарный учебный график на 2019-2020 учебный год.

Общие сведения о ребёнке

Дата рождения:

Возраст: 10 лет 5 мес

Место жительства:

Ступень обучения: 1

Заключение ПМПК: По результатам комплексного психолого-педагогического обследования ребёнок имеет особенности в физическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями в здоровье (таким образом, подтвержден статус ребенка с ОВЗ).

Комиссией ПМПК рекомендовано: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушениями интеллекта и ОДА. ПР. №1599 вариант 2. Нуждается в сопровождение специалистов: психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога, участкового педиатра по следующим направлениям:

психолог - коррекционные занятия по формированию эмоциально-волевых и поведенчиских реакций;

логопед – коррекционно-развивающие занятия по пониманию обращенной речи;

дефектолог – занятия по развитию моторики;

социальный педагог – сопровождение семьи;

участковый педиатр – наблюдение в плановом порядке, лечение по показаниям.

Выписка из ИПРА перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности (способности к самообслуживанию, к ориентации, к общению, к обучению, к контролю за своим поведением – 2 степень ограничения, способность к труду не рассматривается).

Психолого-педагогическая характеристика

Семья не полная, состоит из 3-х человек, проживает в частном секторе по адресу: Красноярский край, г. Иланский, ул. Боровая, д.125.

У Г выставлен диагноз: ДЦП, квадропорез с выраженными двигательными нарушениями. Псевдобульбарный синдром. Умеренная наружная гидроцифалия в стадии субкомпенсации. Частичная атрофия зрительных нервов сходящиеся альтернирующее косоглазие. Грубая задержка психического развития.

Представления об окружающем не сформированы. Не удерживает внимание при выполнении действий. Не сформированы регуляторные механизмы. Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания. Мышление не соответствует возрастной норме. Отмечается несформированность динамических движений, так как у мальчика присутствует нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Мелкая моторика пальцев рук не сформирована. Мальчик самостоятельно не передвигается, сидит в инвалидной коляске.

Ведущий вид деятельности – игровой, на низком уровне развита сюжетная игра. Основные цвета узнаёт по сравнению (жёлтый как солнышко). Оттеночные цвета не знает, не узнаёт. Геометрические фигуры не знает.

Понимает и принимает пошаговую инструкцию пошаговую инструкцию в одноступенчатом формате. Работоспособность снижена, не способен длительно выполнять предложенное задание, нуждается в организуещей и обучающей помощи педагога. Зрительное восприятие носит предметный характер. Слуховое восприятие реакции вербальное, слуховые сигналы ввиде обращений, просьб снижены и носят избирательный характер. Частично сформировано умение ориентироваться в схеме собственного тела, неориентируется на листе бумаги, пространственные понятия сформированы на недостаточном уровне. Предметы в пространстве не определяет.

Низкая концентрация и устойчивость, с трудом удерживает внимание на изучаемом объекте. Учебный процесс носит наглядный, конкретный характер. Лучше запоминаются эмоционально – значимые события. Отмечается неловкость и неточность выполняемых движений, сложности при переключении с одного движения на другое. Речь отсутствует, издаёт звуки привлекающего характера. Социально – бытовые навыки не сформированы. Не может дать адекватную оценку выполненной деятельности, но стремится получить похвалу за выполнение предложенного задания.

Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами [5].

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития [6].

Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличем (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном возрасте, что значительно снижает эффективность коррекционно-развивающей работы и ее результативность.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И. [6], а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Заключение по результатам обследования Саши Т., 5л. 5 мес.

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: в контакт вступает не сразу, в последующем контакт носит нестабильный характер из-за высокой утомляемости, низкой работоспособности. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде волнения, настороженности. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания сначала отказывается от дальнейших действий, замыкается, затем старается исправить ошибку.

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования тревожный. Наблюдается слабая выраженность эмоций, частая смена настроений. Общение пассивное при сниженной психической активности. Критичность снижена.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Принимается общая цель задания и элементы инструкции. Не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. При выполнении заданий ребенку требуется организующая, наглядно-действенная и обучающая помощь взрослого.

Результаты изучения психических функций

Зрительное восприятие развито недостаточно: различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат). Наблюдаются значительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей.

Временные представления не сформированы, пространственные представления сформированы частично: называет и показывает части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны.

Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

Память. Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем слуховой и зрительной памяти снижен.

Кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны. Мышление наглядно-действенное.
При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она зачастую не дает должного эффекта.

Мелкая моторика. Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Тремор правой руки, движения ограничены; движения левой руки резкие, угловатые, нет плавности, карандаш удерживает с трудом.

Заключение: ДЦП, диплегическая форма, средней степени тяжести, резидуальная стадия. Симптоматическая эпилепсия, внеприступный период. Задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Общее недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Содержание программы. Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 (Приложение 1)

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Виктория Старикова
Специальная индивидуальная программа развития для работы с обучающимся с умеренной интеллектуальной недостаточностью

Актуальность выбора данной программы.

У мальчика познавательная деятельность не формируется, тотальное недоразвитие психических функций выраженной степени. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени. Гиперметропия слабой степени. По заключению ПМПК мальчику рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, 2-й вариант (СИПР, 1 класс (2 год обучения, с сентября 2018 года.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач. Обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация.Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом. Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

1. Психолого-педагогическая характеристика.

2. Индивидуальный учебный план.

3. Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО.

4. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6. Содержание образования.

6.1. Программа формирования базовых учебных действий.

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

6.3. Программа внеурочной деятельности.

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

8. Программа сотрудничества с семьей.

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

Общие сведения на ребенка:

Григорьев Иван Сергеевич 20. 10.2009 года рождения.

Мать: Григорьева Екатерина Яковлевна 16.07.1986 года рождения.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

Индивидуальный учебный план на 2018-2019 учебный год.

Предметные области Предмет

Индивидуальные занятия

Количество часов в неделю.

В классе Самостоятельное изучение

Язык и речевая практика Речь и альтернативная

Математика Математическое представление 1,5 1,5

Естествознание Окружающий природный мир 0,5

Человек Окружающий социальный мир

Изобразительная деятельность. 0,5 0,5

Музыка и движение 0,5

Физическая культура Адаптивная физкультура 0,5 1,5

Дни недели время предметы

Понедельник (3 часа) с 12-15 Речь и альтернативная коммуникация -1 час

Математические представления- 1 час

Окружающий социальный мир-0,5 часа

Окружающий природный мир- 0,5 часа

Вторник (2 часа)- С 11-13

Речь и альтернативная коммуникация -1 час

Музыка и движение-0,5 часа

Адаптивная физкультура- 0,5 часа

Среда (3 часа) – с 12-15 Речь и альтернативная коммуникация -1 час

Математические представления- 0,5часа

Изобразительное искусство- 0,5

Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния мальчика. Темы уроков-занятий какой-либо области находят свое логическое продолжение в темах уроков-занятий других областей. Программа рассчитана на один учебный год.

Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально –8 часов.

Продолжительность урока - занятия 30 минут. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.

Планируемые результаты освоения обучающимся АООП НОО

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжёлой степенью нарушения интеллекта будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков. Основным ожидаемым результатом освоения АООП НОО является развитие жизненной компетенции ребенка с умеренной и тяжёлой степенью нарушения интеллекта.

Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специальной индивидуальной программы. В ФГОС направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ и курсов.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.

- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать,что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

-Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

-Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении. Овладение навыками коммуникации

-Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

Ожидаемые личностные результаты:

1. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

2. Принятие роли ученика.

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3.Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:-выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

-узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4.В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

-показывать на себе части тела и лица;

-выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5.Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки:эпизодически адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:

-при общении использовать мимику и жесты;

- определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

-понимать и выполнять действия с игрушкой;

- повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

-адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

-использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Требования, предъявляемые к учебным занятиям,состоят в следующем:

1)наличие положительного эмоционального контакта между ребенком и педагогом;

2)обучение, воспитание и развитие ребенка строить в совместной деятельности и общении со взрослым;

3)выбор и обучение новым навыкам происходит в ситуации, максимально приближенной к повседневной деятельности ребенка;

4)обучение ведется в рамках эмоционально-значимой деятельности;

5)уделять внимание повышению общего уровня активности ребенка;

6)алгоритм занятий устойчив по структуре;

7)содержание занятий, предлагаемые ситуации носят повторяющийся характер;

8)использование внешних опор для планирования деятельности, контроля, общения и получения обратной связи;

9)деятельность педагога осуществляется совместно с родителями ребенка.

Содержание образования СИПР

Цель – достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества посредством индивидуального поэтапного и планомерного расширения жизненного опыта повседневных социальных контактов.

1. Создавать условия, способствующие развитию способностей обучающегося.

2. Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.

3. Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умереннойумственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в школе, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами.

2.Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-использование по назначению учебных материалов;

-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

-в течение определенного периода времени,

-от начала до конца,

-с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учётом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана. Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной умственной отсталостью направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Личностные базовые учебные действия

1. Готовить обучающегося к эмоциональному, коммуникативному и предметному взаимодействию с педагогом и другими взрослыми.

2. Помочь ребенку освоить позицию ученика.

3. Формировать учебное поведение (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по подражанию).

4. Формировать адекватные реакции и действия на обращения людей.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предметные базовые учебные действия

1. Формировать умение учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности.

2. Учить обучающегося совместно с учителем дифференцировать и выбирать предметы. Содержание программы подробно раскрывается через программы учебных предметов и коррекционных курсов.

Индивидуальная программа для работы с детьми с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы для детей с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Группа: подготовительная.

Использование логопедических приёмов на уроках по речевой практике в 1 классе для детей с интеллектуальной недостаточностью Специальная коррекционная общеобразовательная школа №4 обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием.

Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюПодготовила: учитель.

Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6–7 лет Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6 - 7 лет Уважаемые родители,.

Специальная индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психоречевого развития (часть 1) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с ребёнком 5лет, имеющим задержку психического.

Специальная индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психоречевого развития (часть 2) Основными задачами являются: формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине, о расположении.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.