Психокоррекционные технологии для детей с церебральным параличом


Материал предназначен для педагогов и психологов, работающих с детьми с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
psihokorrektsionnye_tehnologii_dlya_detey_s_dtsp_-_3.ppt 2.64 МБ

Подписи к слайдам:

Детский церебральный паралич – непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга (термин ВОЗ, 1958г.). В мировой литературе – более 20 классификаций. В России выделяется 5 основных форм ДЦП. Основная цель психокоррекции – исправление имеющихся нарушений в психическом развитии детей, гармонизация их личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психических нарушений (дефектом), так и внешней (факторы среды).

Психокоррекционные технологии - включают: разработку психокоррекционных программ, выбор методов и психокоррекционных техник, формы проведения коррекционной работы, подбор и комплектование групп, продолжительность и режим занятий. В книге представлена также классификация видов проблемного развития детей.

Важен принцип единства диагностики и коррекции. У многих детей, страдающих ДЦП, отмечаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недостаточности зрительного и слухового восприятия, в недостаточности перцептивных действий. Перцептивные действия – ВОСПРИЯТИЕ, направленное на создание образа предмета. ВОСПРИЯТИЕ – основа для развития МЫШЛЕНИЯ.

1.Зрительное восприятие (активность при зрительном восприятии, ищет ли глазами упавший предмет, захватив его рукой пытается ли рассмотреть – отсутствие единого поля зрения и поля действия и т.д.) (наблюдение). 2. Зрительное восприятие (возможность и длительность фиксации взора на яркой игрушке, возможность прослеживания ее во всех направлениях.) 3. Восприятие цвета (сличение цветов).

4. Восприятие объемного предмета и его соотнесения с плоским изображением (ложка, ботинки, мячик, собака, яблоко ). Усложнение – сличение геометрических форм. 5.Слуховое восприятие (особенно, если ребенок не понимает или ограниченно понимает обращенную речь), может ли указать жестом или взглядом на звучащий предмет). Выводы: присутствует ли нарушение сенсорной функции = нарушение познавательной активности = наблюдается у детей с задержкой в развитии или психическим недоразвитием.

Эмоциональные нарушения связаны с наличием физического дефекта (церебрально-органической недостаточностью мозга), эмоциональными переживаниями, связанными с нарушением, стилем семейного воспитания. Направления работы: 1) смягчение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности (релаксационные техники, и т.д.) 2) работа с родителями (часто преобладающим стилем семейного воспитания детей с ДЦП является безграничная гиперопека и гиперпротекция, что проявляется в излишней концентрации родителей на проблемах ребенка).

Мы живем – как можем. А они – как мы поможем. Спасибо за внимание! Мудрости и терпения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это курс занятий направленный на профилактику нарушений чтения и письма у дошкольников. Задачи: - развивать высшие когнитивные процессы.

Для того чтобы ребенку успешно адаптироваться и полноценно включится в учебно-воспитательный процесс в детском саду необходимо укрепить психику ребенка, развивать его мышление и эмоциональ.

Развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподоб.

В начале XXв. в связи с бурным развитием промышленности и необходимостью повышения образовательного уровня населения в развитых странах Европы и Америки актуальным встал вопрос о критериях ограничения.

Курсы, объемом в 72 часа.

Цель программы: Сохранение и укрепление психического здоровья и эмоционального благополучия воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста. Поставленная цель программы определяет решение ряда з.

Детский церебральный паралич (ДЦ11) — это тяжелое заболе­вание, которое возникает у ребенка в результате поражения голо­вного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (вну­триутробном, в период родов или в период новорожденное™). Основным клиническим симптомом при ДЦП является наруше­ние двигательных функций, кроме этого, у детей с ДЦП имеют ме­сто нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых де­тей наблюдаются судорожные синдромы.

По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходит­ся 34-42 ребенка, страдающих церебральным параличом. За по­следнее десятилетие в России количество детей с детским цереб­ральным параличом увеличилось.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом-хирургом В. Литтлем в 1861 году. Он доложил об этом на заседании английского Королевского медицинского общества, а затем опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенной при родах травмы головы развились параличи ко­нечностей (Little, 1862).

Прошло много лет со дня выступления В. Литтля, и за этот период опубликовано много исследований по проблеме этого заболевания. В основном это были работы по вопросам невроло­гического, ортопедического, восстановительного лечения детей с ДЦП. Однако еще в работах начала века подчеркивалось сниже­ние интеллекта и недоразвитие речи у многих детей с ДЦП. На- • пример, М. Я. Брейтман (1902) первым описал патолого-анатоми-ческую и клиническую картину ДЦП и отметил, что при данном заболевании страдает не только двигательная сфера, но и интел­лект и речь.

Начиная с шестидесятых годов прошлого века появилось мно­го работ, посвященных изучению познавательных процессов и ре­чи у детей с церебральным параличом (Kastein, Hendin, 1951; Bot ta N., Botta P., 1958; Эйдинова и Правдина-Винарская, 1959; Henderson, 1961; Абрамович-Лехгман, 1962; 1965; Хейсерман, 1964; Oswin, 1967; Ипполитова, 1967; Данилова, 1969; 1977; Поп-210

пандова, 1971; Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Мамайчук, 1976; Симонова, 1981; Saran, 1986; Калижнюк, 1987 и др.).

В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, воз­никшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренаталь-ный период или период новорожденности как одна из форм рези-дуальной нервно-психической патологии центральной нервной системы сложного генезиса. Мозговой органический дефект, со­ставляющий основу ДЦП, возникает рано, в период незавершен­ного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру невро­логических и психических расстройств (К. А. Семенова, Е. М. Ма­стюкова, Л. О. Бадалян, Э. С. Калижнюк и др.). В полиморфной картине психических нарушений при ДЦП наблюдается не толь­ко замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психи­ческих функций (Семенова, Мастюкова, Смуглин, 1972; Калиж­нюк, 1987; Ковалев, 1985 и др.).

Важным звеном в патогенезе психических нарушений у детей с церебральным параличом является недоразвитие или аномаль­ное развитие фило- и онтогенетически наиболее молодых мозго­вых структур, формирующихся уже в постнатальный период. У ре­бенка с ДЦП прежде всего в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигатель­ная. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, может быть одной из причин недо­развития познавательной деятельности и интеллекта у детей с ДЦП.

Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять пренатальные, натальные и постнатальные вредные факторы, кото­рые могут иметь отношение к происхождению ДЦП. На практике чаще всего встречаются комбинации вредных влияний, действую­щих на разных этапах развития. К вредным факторам, оказываю­щим негативное влияние на развитие мозга ребенка на разных эта­пах его онтогенеза, относятся инфекционные заболевания матери в период беременности, психические и физические травмы, меха­нические травмы во время родов, асфиксии, черепно-мозговые травмы и пр.

В мировой литературе предложено более двадцати классифи­каций ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, харак­тере клинических проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической практике используется классифика­ция К. А. Семеновой (1968), в которую включены собственные дан­ные и элементы классификации Д. С. Футера (1967) и М. Б. Цукер (1947). В этой классификации выделяется пять основных форм ДЦП: спастическая диплегия, гемипаретическая форма ДЦП, ги­перкинетическая форма ДЦП, двойная гемиплегия и атонически-астатическая форма. На практике выделяется еще и смешанная форма ДЦП. Остановимся на кратком описании этих клинических форм ДЦП.

Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся фор­ма ДЦП, известная под названием болезни, или синдрома, Литтля. При данной форме в значительной степени поражены ноги, одна­ко ребенок может научиться частично обслуживать себя. Часто на­блюдается задержка психического развития. 30-35% детей со спа­стической диплегией страдают умственной отсталостью в степени нерезко выраженной дебильности. У 70% наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии.

Гемипаретическая форма ДЦП в 80% случаев развивается у ре­бенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, ин­фекций и пр. поражаются формирующиеся пирамидные пути. При этой форме поражена одна сторона тела: левая — при право­стороннем поражении мозга и правая — при поражении преиму­щественно левого полушария. При данной форме обычно тяжелее поражаются верхние конечности. У 25-30% детей с гемипаретиче-ской формой ДЦП наблюдается дебильность, у 40-50% — вторич­ная задержка умственного развития.

Гиперкинетическая форма ДЦП развивается у ребенка вслед­ствие билирубиновой энцефалопатии, что является результатом гемолитической болезни новорожденных. В неврологическом ста­тусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригид­ность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный де­фект, ограниченную возможность самообслуживания уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих. В 10% случаев наблюдается тугоухость.

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Кроме тя­желых двигательных нарушений (поражение нижних и верхних конечностей) при данной форме ДЦП, как правило, наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта.

Атонически-астатическая форма встречается значительно ре­же других форм, характеризуется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, равновесия. Наблюдается недоразвитие речи и интеллекта.

Повреждение еще незрелых мозговых структур существенно влияет на последующее развитие познавательных процессов и лич­ности детей с ДЦП. Известно, что погибшие нервные клетки не способны к восстановлению, но необычная функциональная пла­стичность нервной ткани ребенка способствует развитию компен­сации дефекта. Поэтому своевременно начатая коррекционная ра­бота с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностно­го развития. Многолетний опыт отечественных и зарубежных спе­циалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, по­казал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее резуль­таты.

Особые трудности представляет прогностическая оценка пси­хомоторного развития детей с ДЦП. Благоприятный прогноз наи­более вероятен при спастической диплегии и гемипаретической формах ДЦП. По данным К. А. Семеновой (1972) 70 % детей с ге­мипаретической формой ДЦП учится в массовых школах, и толь­ко 29,2% имеют сниженный интеллект. По нашим данным у 65% детей со спастической диплегией интеллект первично сохранен, и они способны к обучению по массовой программе, у 38% отме­чается умственная отсталость в степени дебильности, и только у 7% детей наблюдаются глубокие нарушения интеллекта (Ма-майчук 1992, 2000).

Серьезные проблемы в процессе социальной адаптации испы­тывают дети с гиперкинетической формой ДЦП. Несмотря на пер­вично сохранный интеллект они не могут посещать массовые шко­лы и в дальнейшем работать из-за тяжелого двигательного дефекта. Наиболее неблагоприятен социальный прогноз у детей с двойной

гемиплегией и с атонически-астатической формой ДЦП из-за гру­бого недоразвития интеллекта.

Медицинская реабилитация и социально-педагогическая адап­тация детей с церебральным параличом на различных этапах раз­вития общества решалась по-разному. В конце XVIII и в начале XIX века в Европе появлялись не только дома призрения, но и ле­чебные учреждения для детей с двигательными нарушениями. Они возникли в столицах и крупных городах, например, в Лондоне, Ко­пенгагене, Стокгольме, Мюнхене и пр. Приблизительно в тот же период такие учреждения стали появляться и на других континен­тах — в США, в Японии, Австралии.

Глава 7. Психокоррекционные технологии для детей с церебральным параличом

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 108 ;

Эмоциональные нарушения у детей и подростков с различны­ми формами детского церебрального паралича проявляются по-разному. Это могут быть тяжелые неврозоподобные нарушения и психопатоподобные нарушения на фоне органического пора­жения ЦНС, которые нередко встречаются при спастической дип-легии и гемипаретической форм ДЦП (Кириченко, Калижнюк, Ковалев и др.). Однако у детей и подростков с ДЦП могут на­блюдаться эмоциональные расстройства в связи с наличием фи­зического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и психической депривацией (Мамайчук И. И., Пятако­ва Г. В. и др.).

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у де­тей — это целесообразно организованная система психологичес­ких воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных лич­ностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушения­ми, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревож­ная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формиро­вание эмоциональной устойчивости и саморегуляции (Мамай­чук И. И.).

Психологическая диагностика эмоциональных расстройств у детей с ДЦП требует тщательного дифференцированного подхо­да к этой проблеме. Перед психологом стоит задача диагностики направленности конфликта у ребенка. Традиционно выделяется три вида направленности конфликта у детей: конфликт в рамках межличностных отношений, интрапсихический конфликт (внут-риличностный) и смешанный конфликт (Запорожец, Неверович, 1974; Мамайчук, 1996; Миланич, 1998).

Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в рам­ках межличностных отношений, отличаются повышенной возбуди-

мостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процес­се общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительно­му поводу. По нашим данным, межличностные конфликты наблю­даются у детей с различными формами ДЦП и в значительной сте­пени обусловлены не столько тяжестью церебрально-органического дефекта, сколько особенностями воспитания ребенка (Мамайчук, Чавес, 1992).

У детей с внутриличностной направленностью конфликта в поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабо-выраженная общительность. Эти дети глубоко переживают оби­ду, у большинства из них наблюдаются стойкие неврозоподобные реакции (энурез, страхи и пр.). Эти явления достаточно часто на­блюдаются у детей с ДЦП, но в отличие от детей с неврозами они обусловлены не только наличием психогенных переживаний, но и церебрально-органической недостаточностью мозга (Калиж-нюк Э. С, Ковалев В. В.).

Дети с внутриличностными и межличностными конфликтами (смешанный тип) отличаются агрессивностью, импульсивностью. Опыт нашей работы показывает, что у подавляющего большинст­ва детей с церебральным параличом наблюдается этот тип направ­ленности конфликта.

Успешность диагностики направленности конфликта зависит от способности психолога наблюдать и анализировать эмоцио­нальные проявления ребенка. Прежде всего это достигается в процессе наблюдения за игрой ребенка, направленной беседы с родителями и педагогами. Рекомендуется использование пси­хологических методик для уточнения полученных в процессе наблюдения и беседы данных. Экспериментально — психологи­ческое обследование детей необходимо проводить как индивиду­ально, так и в присутствии родителей. Перед психологом стоит важная задача диагностировать родительскую позицию по отно­шению к ребенку, проанализировать родительские установки и стили воспитания, оценить психологический климат в семье. Наибольшую информацию психологу может дать совместная иг­ра родителей с детьми, разыгрывание семейных ситуаций с обме-

ном ролями (родители участвуют в роли детей, а дети — родите­лей). Опыт нашей работы показывает огромное преимущество игровых методов в системе диагностики стилей и методов семей­ного воспитания детей с ДЦП.

Следует подчеркнуть, что сам процесс диагностики продол­жается и на других этапах психокоррекционного комплекса, так как одним из определяющих принципов психологической кор­рекции, как было отмечено выше, является единство диагности­ки и коррекции. Особое место занимает содержательный анализ психической травмы ребенка. Нередко острые психические трав­мы у детей с ДЦП приводят к страху самостоятельного передви­жения.

Например, мальчик с ДЦП со спастической диплегией в воз­расте б лет начал самостоятельно ходить и был напуган собакой в момент передвижения, после чего у него появился страх само­стоятельной ходьбы, который длился в течение пяти лет. После направленной психологической коррекции стал передвигаться са­мостоятельно.

Наши исследования показывают, что наибольшее патогенное влияние на личность ребенка с ДЦП оказывают не острые психи­ческие травмы, а пролонгированные (хронические). Пролонгиро­ванной психотравмирующей ситуацией для них является их физи­ческая беспомощность вследствие двигательной недостаточности, вынужденная изоляция в связи с инвалидизацией, частая госпита­лизация. Следует подчеркнуть, что патогенное влияние оказывает не столько сама тяжесть физического дефекта, сколько его значи­мость для ребенка и его родителей.

Эмоциональное неблагополучие у детей с ДЦП может быть обусловлено органическими патохарактерологическими особен­ностями.

У подавляющего большинства детей с раннего возраста от­четливо проявляются повышенная раздражительность, тревож­ное беспокойство, капризность, негативизм. Все это благоприят­ный фон для формирования таких личностных характеристик, как противоречивость, сенситивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность. Важным фактором, предрасполагающим ребенка

с ДЦП к эмоциональному неблагополучию, являются неадекват­ные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания (Мамайчук, Чавес, 1992). Анализ показал, что пре­обладающим стилем семейного воспитания детей с ДЦП явля­ется безграничная гиперопека и гиперпротекция, что проявляет­ся в излишней концентрации родителей на проблемах ребенка. Патогенное влияние на стиль воспитания оказывает наличие у родителей, особенно матерей, чувства вины за рождение боль­ного ребенка. Это в значительной степени дисгармонизирует личность детей с ДЦП, формирует у них инактивность и зависи­мость.

Особое значение в психокоррекции эмоциональных наруше­ний детей с ДЦП имеют игровые методы. Опыт нашей работы по­казал, что эффективность проведения сюжетно-ролевых игр в зна­чительной степени зависит от интеллектуальных и физических возможностей ребенка, его социального опыта, от особенностей его представлений о людях, их чувствах и взаимоотношениях. Психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется использовать при работе с детьми с ДЦП с потенциально сохран­ным интеллектом, а также с выраженными межличностными кон­фликтами и с нарушением поведения. В процессе коррекции целесообразно предложить детям не только игровое воспроиз­ведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование нового опыта в возможных стрессовых условиях, например, на этапах послеоперационного лечения, в ситуации вынужденного общения и пр.

Для детей с ограниченным вследствие физической и психиче­ской неполноценности социальным опытом используются игры-драматизации на темы знакомых им сказок. Основной целью игр-драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Проведению игры-драматизации должна предшествовать подгото­вительная работа с ребенком. Психолог вместе с ребенком обсуж­дает содержание знакомой ему сказки по заранее намеченным во­просам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка акту­ализирует воображение ребенка, развивает у него умение представ-

лять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Ребенок должен создать образ персонажа и уподобиться ему. Способность ребенка входить в роль и уподобляться образу — это важное усло­вие, необходимое для коррекции не только эмоционального дис­комфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажи собственными отрицатель­ными эмоциями и чертами характера. Нами разработаны игры-драматизации на тему госпитализации и оперативного лечения (Мамайчук, Ортис, 1989).

Групповые методы психокоррекции достаточно широко ис­пользуются психологами и психотерапевтами при коррекции эмо­циональных нарушений у детей и подростков (Спиваковская, 1988; Захаров, 1982). В процессе психокоррекции детей с ДЦП в форме групповых занятий особое внимание следует уделять по­ложительной установке родителей и детей на процесс занятий. С этой целью используются разнообразные психотехнические приемы: организация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей, ор­ганизация встречи родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими. Особое значение для ус­тановочного этапа психокоррекции имеет место, где проводят­ся занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение с мягким освещением, со специальными креслами и ходилками для детей, где ребенок должен чувствовать себя безо­пасно.

В процессе групповой психокоррекции каждый участник мо­делирует свою реальную жизненную ситуацию, использует при­вычные для него типы эмоционального реагирования на условия, реализует конкретные эмоциональные установки и отношения. В ат­мосфере откровенности и доверия ребенок свободно раскрывает свои эмоциональные проблемы, получает эмоциональную поддерж­ку, модифицирует свои эмоциональные отношения, переживания и способы реагирования. С учетом сложной структуры эмоциональ­ных расстройств у детей с ДЦП нами выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции (см. табл. 8).

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у де­тей — это целесообразно организованная система психологичес­ких воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных лич­ностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушения­ми, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревож­ная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формиро­вание эмоциональной устойчивости и саморегуляции (Мамай­чук И. И.).

Психологическая диагностика эмоциональных расстройств у детей с ДЦП требует тщательного дифференцированного подхо­да к этой проблеме. Перед психологом стоит задача диагностики направленности конфликта у ребенка. Традиционно выделяется три вида направленности конфликта у детей: конфликт в рамках межличностных отношений, интрапсихический конфликт (внут-риличностный) и смешанный конфликт (Запорожец, Неверович, 1974; Мамайчук, 1996; Миланич, 1998).

Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в рам­ках межличностных отношений, отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процес­се общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительно­му поводу. По нашим данным, межличностные конфликты наблю­даются у детей с различными формами ДЦП и в значительной сте­пени обусловлены не столько тяжестью церебрально-органического дефекта, сколько особенностями воспитания ребенка (Мамайчук, Чавес, 1992).

У детей с внутриличностной направленностью конфликта в поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабо-выраженная общительность. Эти дети глубоко переживают оби­ду, у большинства из них наблюдаются стойкие неврозоподобные реакции (энурез, страхи и пр.). Эти явления достаточно часто на­блюдаются у детей с ДЦП, но в отличие от детей с неврозами они обусловлены не только наличием психогенных переживаний, но и церебрально-органической недостаточностью мозга (Калиж-нюк Э. С, Ковалев В. В.).

Дети с внутриличностными и межличностными конфликтами (смешанный тип) отличаются агрессивностью, импульсивностью. Опыт нашей работы показывает, что у подавляющего большинст­ва детей с церебральным параличом наблюдается этот тип направ­ленности конфликта.

Успешность диагностики направленности конфликта зависит от способности психолога наблюдать и анализировать эмоцио­нальные проявления ребенка. Прежде всего это достигается в процессе наблюдения за игрой ребенка, направленной беседы с родителями и педагогами. Рекомендуется использование пси­хологических методик для уточнения полученных в процессе наблюдения и беседы данных. Экспериментально — психологи­ческое обследование детей необходимо проводить как индивиду­ально, так и в присутствии родителей. Перед психологом стоит важная задача диагностировать родительскую позицию по отно­шению к ребенку, проанализировать родительские установки и стили воспитания, оценить психологический климат в семье. Наибольшую информацию психологу может дать совместная иг­ра родителей с детьми, разыгрывание семейных ситуаций с обменом ролями (родители участвуют в роли детей, а дети — родите­лей). Опыт нашей работы показывает огромное преимущество игровых методов в системе диагностики стилей и методов семей­ного воспитания детей с ДЦП.

Следует подчеркнуть, что сам процесс диагностики продол­жается и на других этапах психокоррекционного комплекса, так как одним из определяющих принципов психологической кор­рекции, как было отмечено выше, является единство диагности­ки и коррекции. Особое место занимает содержательный анализ психической травмы ребенка. Нередко острые психические трав­мы у детей с ДЦП приводят к страху самостоятельного передви­жения.

Эмоциональное неблагополучие у детей с ДЦП может быть обусловлено органическими патохарактерологическими особен­ностями.

У подавляющего большинства детей с раннего возраста от­четливо проявляются повышенная раздражительность, тревож­ное беспокойство, капризность, негативизм. Все это благоприят­ный фон для формирования таких личностных характеристик, как противоречивость, сенситивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность. Важным фактором, предрасполагающим ребенка

с ДЦП к эмоциональному неблагополучию, являются неадекват­ные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания (Мамайчук, Чавес, 1992). Анализ показал, что пре­обладающим стилем семейного воспитания детей с ДЦП явля­ется безграничная гиперопека и гиперпротекция, что проявляет­ся в излишней концентрации родителей на проблемах ребенка. Патогенное влияние на стиль воспитания оказывает наличие у родителей, особенно матерей, чувства вины за рождение боль­ного ребенка. Это в значительной степени дисгармонизирует личность детей с ДЦП, формирует у них инактивность и зависи­мость.

Особое значение в психокоррекции эмоциональных наруше­ний детей с ДЦП имеют игровые методы. Опыт нашей работы по­казал, что эффективность проведения сюжетно-ролевых игр в зна­чительной степени зависит от интеллектуальных и физических возможностей ребенка, его социального опыта, от особенностей его представлений о людях, их чувствах и взаимоотношениях. Психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется использовать при работе с детьми с ДЦП с потенциально сохран­ным интеллектом, а также с выраженными межличностными кон­фликтами и с нарушением поведения. В процессе коррекции целесообразно предложить детям не только игровое воспроиз­ведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование нового опыта в возможных стрессовых условиях, например, на этапах послеоперационного лечения, в ситуации вынужденного общения и пр.

Для детей с ограниченным вследствие физической и психиче­ской неполноценности социальным опытом используются игры-драматизации на темы знакомых им сказок. Основной целью игр-драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Проведению игры-драматизации должна предшествовать подгото­вительная работа с ребенком. Психолог вместе с ребенком обсуж­дает содержание знакомой ему сказки по заранее намеченным во­просам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка акту­ализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Ребенок должен создать образ персонажа и уподобиться ему. Способность ребенка входить в роль и уподобляться образу — это важное усло­вие, необходимое для коррекции не только эмоционального дис­комфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажи собственными отрицатель­ными эмоциями и чертами характера. Нами разработаны игры-драматизации на тему госпитализации и оперативного лечения (Мамайчук, Ортис, 1989).

Групповые методы психокоррекции достаточно широко ис­пользуются психологами и психотерапевтами при коррекции эмо­циональных нарушений у детей и подростков (Спиваковская, 1988; Захаров, 1982). В процессе психокоррекции детей с ДЦП в форме групповых занятий особое внимание следует уделять по­ложительной установке родителей и детей на процесс занятий. С этой целью используются разнообразные психотехнические приемы: организация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей, ор­ганизация встречи родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими. Особое значение для ус­тановочного этапа психокоррекции имеет место, где проводят­ся занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение с мягким освещением, со специальными креслами и ходилками для детей, где ребенок должен чувствовать себя безо­пасно.

В процессе групповой психокоррекции каждый участник мо­делирует свою реальную жизненную ситуацию, использует при­вычные для него типы эмоционального реагирования на условия, реализует конкретные эмоциональные установки и отношения. В ат­мосфере откровенности и доверия ребенок свободно раскрывает свои эмоциональные проблемы, получает эмоциональную поддерж­ку, модифицирует свои эмоциональные отношения, переживания и способы реагирования. С учетом сложной структуры эмоциональ­ных расстройств у детей с ДЦП нами выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции

Важное значение в коррекции эмоциональных расстройств у детей с ДЦП имеет психорегулирующая тренировка (Мамайчук, 1997).

Основными целями этих занятий являются: смягчение эмоци­онального дискомфорта, формирование приемов релаксации, раз­витие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психо­логических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 че­ловек) группой детей.

II этап — обучающий, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вы­зывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений. После того как ребенок, находясь в удобной позе, рас­слабился и успокоился с помощью приемов, усвоенных на первом этапе занятий, ему предлагается сосредоточить свое внимание на руках и ногах.

Чем точнее и конкретнее мысленный образ, тем отчетливее ощущается его действие. После успешного овладения первыми уп­ражнениями, на что требуется от 4 до 10 занятий в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, можно при­ступать к упражнениям на расслабление других групп мышц: ног, шеи, туловища, лица. На овладение упражнениями этого этапа тре­буется от 12 до 30 занятий. Опыт нашей работы показал эффектив­ность использования занятий первого и второго этапа с целью смягчения эмоционального дискомфорта ребенка в послеопераци­онный период (Мамайчук И. И., 1987).

III этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети вы­полняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов, двигательных функций и пр. Так, психолог предлага­ет ребенку, который находится^ состоянии аутогенного расслаб­ления (пассивного бодрствования), выполнять идеомоторный проигрыш конкретного двигательного акта (например, больному с гемипаретической формой ДЦП предлагается представить, что он берет ложку или карандаш больной рукой либо выполняет дру­гие манипулятивные действия). Идеомоторные проигрыши реко­мендуется повторять 3-4 раза в день.

Мы использовали идеомоторные тренировки на фоне аутоген­ного погружения с детьми, у которых имеются фобические расст­ройства, при обучении их ходьбе в послеоперационный период.

Например, Елена Ш. 14 лет, с диагнозом — ДЦП, спастическая диплегия, множественные контрактуры нижних конечностей, под­вывих в правом тазобедренном суставе. До операции самостоя­тельно не передвигалась. Выраженные фобии высоты, передвиже­ния, в связи с чем девочка отказывалась заниматься с методистом ЛФК. Психологический статус: недоразвитие зрительно-простран­ственного анализа и синтеза, уменьшение объема слухоречевой па­мяти. Уровень осведомленности, суждения, обобщения в пределах возрастной нормы. Эмоционально-волевая сфера — высокий уро­вень реактивной и личностной тревожности, повышенная зависи­мость от окружающих, робость, отсутствие самостоятельности в разрешении конфликтных ситуаций, необщительность. Учится в 8-м классе по массовой программе, успеваемость удовлетвори­тельная за исключением математики.

Для коррекции интрапсихических конфликтов и межличност­ных отношений разыгрываются различные психодраматические си­туации, с использованием специальных сценариев, имеющие целью отреагирование конфликта, разрешение его, адаптацию к трудное- ] тям, нормализацию отношений.

Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая трени­ровка способствует повышению устойчивости детей к экстремаль­ным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьше­нию эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева.

Особенно целесообразно использовать психорегулирующие тренировки с детьми, у которых эмоциональные проблемы прояв­ляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

Кроме психорегулирующих тренировок для коррекции эмо­ционального напряжения у детей с двигательными нарушениями целесообразно использовать психомышечные тренировки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.