Работа с безречевыми детьми с дцп

Логопедическая работа с безречевыми детьми.

Безречевые дети - это дети у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними.

К безречевым следует отнести детей с различными задержками психического развития, в том числе недифференцированными, моторной и сенсорной алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличам, нарушением слуха, анартрию (тяжёлая степень дизартрии). Их объединяют отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность в поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощенность – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

У безречевыхдетей нередко отмечается неврологическая симптоматика: перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, синдромы гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно – гидроцефальный и церебрастенический синдромы.Для них характерны: снижение психической активности, внимания, памяти; недостаточность целенаправленной деятельности; симптомы поражения ЦНС, имеющие регредиентный характер; периодические кризы, проявляющиеся в приступах плача, рвотным рефлексом, беспокойном поведении.

Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании, что у него преобладает – неумение или нежелание использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае необходимо для оценки неговорящего ребенка и помощи ему. В этом случае важно не упустить ранний возраст ребенка, что поможет сформировать у неговорящего не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, способность его интеграции в окружающий мир.

В настоящее время имеется широкий выбор отдельных пособий и наглядного материала для логопедов и родителей, в том числе и для работы с безречевыми детьми. Однако многие из них оторваны от реальных особенностей неговорящего ребенка. В некоторых из них недостаточно четко показана соотнесённость предлагаемых форм, методов, этапов коррекционного обучения с режимными моментами и спецификой общения с неговорящим дошкольником.

Многие родители неговорящих детей, неправильно ориентированные подобными материалами, верят в исключительно благоприятное влияние различных новшеств и приемов (зондовый массаж, многократное повторение речевого материала, использование пальчиковой гимнастики).

Пальчиковая гимнастика, способствует развитию мелкой моторики, что важно для формирования письма и может использоваться как вспомогательное средство в работе с безречевыми детьми. Однако развитие пальцев еще не стимулирует развитие языка, вербальную (устную) речь необходимо формировать в чистом виде.

Лечебная физкультура и логопедический массаж – часть комплексной коррекционно-развивающей работы и нужны при определенных нарушениях речевого развития детей.

Зондовый массаж с использованием специальных приспособлений часто проводится без учета нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому в равной степени он может принести как пользу, так и вред.

Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает материал активно, поэтому для развития речи следует создавать ситуацию, а не просто повторять заученный материал.

Формирование собственной речи, правильное эмоциональное развитие безречевого ребенка, воспитание желания и потребности общаться с педагогом, родителями и сверстниками должно стать основой занятий.

Обследование безречевых детей нужно строить как совокупность взаимосвязанных приемов, заданий, использование которых позволит выявлять их индивидуальные особенности.

Диагностику безречевыхдетей следует проводить с учетом следующих принципов:

- комплексного подхода (дает возможность прогнозирования коммуникативного и речевого, вербального развития);

- системного структурно-динамического изучения психического развития (позволяет повысить эффективность психолого-педагогического изучения в целом);

- качественного анализа структуры дефекта (предоставляет материал для оценки деятельности);

- целостного анализа психического развития ребенка (позволяет вскрыть соотношения между первичным и вторичным дефектом).

Логопедическое обследование безречевых детей должно носить комплексный характер. Условно его можно разделить на три части.

1 часть – изучается понимание речи, обследуются состояние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие.

- выявить особенности фонематического восприятия речи и понимания смыслового содержания звукового потока – семантический и эмоциональный смысл;

- уточнить наличие готовности ребенка к общению, тенденции к совершенствованию языковой системы.

2 часть – изучаются неречевые функции.

- определить особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте;

- в составе этих функций выделить специфические компоненты.

3 часть - изучаются невербальные компоненты коммуникации.

- выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;

- изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности и приобретения навыков общения.

Логопедическая работа с безречевыми детьми строится с учетом данных общей педагогики, дефектологии и логопедии,и дидактических принципов:

- комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;

-максимальной опоры на полимодальные афферентации, на различные анализаторы (зрительный, кинестетический, двигательный);

- опоры на сохранные звенья нарушенной функции, на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах;

- поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

- учета зоны ближайшего развития, при котором выполнение заданий можно с дозированной помощью со стороны логопеда;

- усложнение материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;

-онтогенетический, учитывается последовательность формирования коммуникативной деятельности и ее составляющих в онтогинезе;

-функционально-семантический, согласованность предметных и речевых действий логопеда и ребенка – в роли комплексных познавательных и языковых ориентировок.

Исходя их принципов экспериментального обучения, необходимо подобрать и систематизировать языковой, речевой, игровой и дидактический материалы.

В логопедическую работу с ребенком нужно включать родителей на правах участников коррекционного процесса. Их необходимо информировать о результатах обследования, ближайших и перспективных целях коррекции.

С родителями должна проводиться предварительная работа по разъяснению значимости развития личностных качеств дошкольника – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям – как для адаптации самого ребенка в целом, так и для результативности логопедической работы.

Крайне важно, чтобы у родителей сформировалось правильное отношение к дефекту ребенка, принимались пути его преодоления, создавались условия для общения с ним.

В коррекционной работе реализуется деятельности подход, предполагающий включение детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования.

Учитель-логопед МБДОУ № 118

Логопедическая работа с детьми в детском саду Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование.

Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Логопедическая работа по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста 1. Актуальность темы Ранний возраст является самым благоприятным в развитии человека. Необходимость мер по ранней диагностике и коррекции.

Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Логопедическая работа с детьми Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Чтобы найти подъязычную уздечку, нужно открыть рот, поднять язык вверх и обнаружить.

Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми Статистические данные, проведенные в начале года, о составе детей, посещающих наше учреждение, свидетельствуют о значительном увеличении.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессио­нального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременнос­тью, взаимосвязанностыо, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воз­действия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая пози­ция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и ло­гопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебраль­ного паралича включаются: медикаментозные средства, различ­ные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической рабо­ты предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигатель­ных, речевых и психических нарушений в динамике продолжаю­щегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздей­ствия, опирающегося на сохранные функции.

В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагно­стика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни мож­но выявить патологию доречевого развития и нарушения ориенти­ровочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая и, в частности, логопедическая работа с детьми нередко начи­нается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздей­ствие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ран­ней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой фун­кциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности.

Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в зна­чительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей.

Основными направлениями коррекционио-педагогической работы в доречевой период являются:

Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефек­тов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атак­сии, тонических нарушений управления типа ригидности). Разви­тие подвижности органов артикуляции.

Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активнос­ти (недифференцированной голосовой активности, гуления, ле­пета и лепетных слов).

Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуля­ция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жи^ни — до 3 мес.), подавление оральных автоматизмов (после 3 месяцев).

Развитие сенсорных, процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, уве­личение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмич­ности дыхания и движений ребенка).

Формирование движений руки и действий с предметами (нор­мализация положения кисти и пальцев рук^ необходимых дня фор­мирования зритеДьно-моторной координации; развитие хвататель­ной функции рук; развитие манипулятивной функции — неспеци­фических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук).

Формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность.

Формирование наглядно-дейсттенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.

Формирование речевого и предметно-действенного общения с (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации).

Развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова).

Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового,
кинестетического восприятия).

Тренировка всех форм узнаваний
предметов.

Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

Развитие зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных действий).

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы
в дошкольном возрасте являются:

Развитие игровой деятельности

Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).

Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи.

Развитие и коррекция наруше­ний лексического, грамматического и фонетического строя речи.

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.

Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.

Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).

Формирование математических представлений. Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению пись­мом.

Воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции.Ее основная цель — раз­витие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивос­ти речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.

Задачи логопедической работы: а) нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. Развитие подвижности органов артикуляции. (В более тяжелых случаях — уменьшение сте­пени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спас­тического пареза, гиперкинезов, атаксии; б) развитие речевого дыхания и голоса. Формирование силы, продолжительности, уп­равляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; в) нормализация просодической стороны речи; г) формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. Коррекция нарушений звукопроизношения; д) развитие функций кистей и пальцев рук; е) нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся как дизартрической, так и алали-ческой патологией речи, или при задержке речевого развития).

Традиционно используются следующие методы логопедического воздействия: 1) дифференцированный логопедический массаж. В за­висимости от состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц) и стимулирующий массаж (при гипотонии) с целью активизации мышечного тонуса; 2) точечный массаж*, 3) зондовый и пальцевой массаж языка; 4) пассивная артикуляционная гимнастика (логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции); 5) актив­ная артикуляционная гимнастика; 6) дыхательные и голосовые упражнения.

Социально-бытовая реабилитация является важным звеном в системе реабилитационных мероприятий. В последние годы создан
большой арсенал современных технических средств реабилитации,
основной целью которых является компенсация нарушенных и утраченных функций, обеспечение относительной независимости
от окружающих. Технические средства реабилитации существенно
облегчают жизнь ребенка с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Они должны быть абсолютно безопасны и просты в обращении.

Все технические средства реабилитации можно разделить на несколько групп:

1. Средства передвижения — различные варианты детских инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные). Во многофункциональных креслах-колясках дети могут проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специаль­ная емкость для хранения термосов с пищей.

2. Средства, облегчающие передвижение — ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах.

3. Средства, облегчающие самообслуживание детей с наруше­нием функций верхних конечностей: специальные предметы оби­хода (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми; приборами — телевизором, приемником, магнитофоном).

4. Двигательные тренажеры.

6. Сенсорные комнаты и сенсорные стимулирующие наборы. Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различ­ной модальности — зрительной, слуховой, тактильной — и ис­пользовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различных модальностей (музыки, цвета, запахов) может оказы­вать различное воздействие на психическое и эмоциональное со­стояние ребенка — тонизирующее, стимулирующее, укрепляю­щее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В усло­виях сенсорной комнаты используется массированный поток ин­формации на каждый анализатор. Таким образом восприятие ста­новится более активным. Такая активная стимуляция всех анализа­торных систем приводит не только к повышению активности вос­приятия, но и к ускорению образования межанализаторных свя­зей. В отличие от традиционных методов педагогической коррек­ции, для которых характерно небольшое количество и однообра­зие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложе­но разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, со­здавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Занятия в сенсорной комнате могут быть как индивидуальны­ми, так и групповыми. Коррекционно-педагогические занятия про­водятся психологом, логопедом-дефектологом, инструктором ЛФК. Каждый специалист при этом решает свои специфические задачи.

Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач:

1) релаксация: а) нормализация нарушенного мышечного то­нуса (снижение тонуса, уменьшение спастичности мышц); б) сня­тие психического и эмоционального напряжения;

7. Мягкие игровые комнаты.

Применение различных технических средств реабилитации у де­тей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от характера, степени и тяжести нарушенной или утраченной функции. Прежде чем рекомендовать ребенку-инвалиду то или иное техни­ческое средство, необходимо оценить степень нарушения функции.; с тем, чтобы предложить именно то средство, которое дало бы воз­можность, с одной стороны, скомпенсировать имеющийся дефект, а с другой — позволило использовать возможность восстановления нарушенной функции. Реабилитационное оборудование для детей выпускается главным образом зарубежными фирмами, однако в пос­ледние годы разрабатывается и изготавливается широкий ассорти­мент отечественных детских технических средств реабилитации.

Организация: ГБУ ГППЦ ДОгМ

Населенный пункт: г. Москва

ДЦП – это заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных наводящих путей головного мозга.

Причины возникновения ДЦП

ДЦП возникает в результате четырех факторов, которые приводят к повреждению головного мозга:

  • кислородная недостаточность из-за удушья, разрыва или закупоривания кровеносных сосудов в период кормления или рождения;
  • инфекции или внешние факторы, которые разрушают защитную миелиновую оболочку развивающихся клеток-нейронов;
  • нарушение процесса перемещения клеток мозга в процессе развития плода.
  • послеродовая травма или инфекции, которые приводят к нарушению связей между нейронами.

Симптомы ДЦП разнообразны: это могут быть простые проблемы, связанные с мелкой моторикой (нарушение хватательной функции или трудности при письме), и вплоть до тяжелых симптомов, таких как неспособность сохранять равновесие или ходить. Нарушения речевой и слуховой функций, когнитивные расстройства и эпилепсия также являются основными симптомами данного заболевания.

У детей с тяжелой степенью ДЦП часто наблюдаются проблемы с осанкой, а их мышечный тонус (напряжение мышц) часто бывает повышен. Наиболее часто признаки ДЦП проявляются, когда ребенку исполняется 6-9 месяцев. В данный период пациенты начинают совершать осознанные движения и у них становятся заметны отклонения в развитии - больше движений в одной из конечностей, неравномерное развитие конечностей и задержка психофизического развития.

Особенностью ДЦП считают появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем - общего и профессионального бучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.

В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом строится с учетом следующих принципов:

  • Системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.
  • Раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.
  • Организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.
  • Наблюдение за динамикой психоречевого развития.
  • Сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.
  • Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Оптимальный вариант предполагает раннее, на первом году жизни, начало комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Такая помощь может быть оказана ребенку в условиях стационара. Важно обучить родителей приемам коррекционного воздействия. Основными задачами коррекционно-педагогической работы в доречевой период являются ( по О.Г.Приходько):

- Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

-Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов).

- Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания).

- Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

- Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка).

- Формирование движений руки и действий с предметами.

- Формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

- Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.

- Формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации).

- Развитие элементарных представлений об окружающем.

- Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слуховой кинестетического восприятия).

- Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие
зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных
действий).

С 3-х лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные Е.Ф.Архиповой, Л.А.Даниловой, Г.В.Кузнецовой, И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько, Н.В.Симоновой, И.В.Смирновой, Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

- Развитие игровой деятельности.

- Развитие речевого общения с окружающими.

- Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

- Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.

- Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образной и элементов абстрактно-логического).

- Формирование математических представлений.

- Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.

- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции. Ее основная цель — развитие вербальных средств общения, совершенствование произносительной стороны речи, ее разборчивости.

О.Г.Приходько указывает на следующие задачи логопедической работы:

- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

- развитие речевого дыхания и голоса.

- нормализация темпо-ритмической и интонационной речи.

- формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

- развитие функций кистей и пальцев рук.

- развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания

Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида.

Выпускники специальных групп с негрубыми двигательными нарушениями могут обучаться в общеобразовательной школе. Дети с выраженными двигательными расстройствами направляются на обучение в школы VI вида.

Цель коррекционного воспитания и обучения — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

В специализированных школах-интернатах обучаются 60—70% детей с церебральным параличом.

Коррекционные учреждения VI вида осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: начальное общее образование (4-5 лет), основное общее образование (6 лет), среднее образование (2 года) Общий срок обучения составляет 12 лет. Наполняемость классов 10 человек.

В первый класс принимаются, как правило, дети 7-летнего возраста. Для детей, не посещавших детский сад, открываются подготовительные классы. Задачи работы с детьми в подготовительном классе: выявление состояния интеллекта; уровня обученности ребенка и его потенциальных возможностей; подготовка к дельнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

Задачами специализированного образовательного процесса в школе для детей с ДЦП являются: сочетание обучения и воспитания с лечебно-восстановительными мероприятиями; трудовая подготовка; профессиональная ориентация.

Содержание коррекционно-развивающей работы предполагает:

  • последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;
  • целенаправленное формирование высших психических функций;
  • воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социально-бытовой адаптации.

Одной и форм организации педагогической помощи является надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигателыюго аппарата. С одной стороны, надомное обучение включает данную категорию детей в образовательное пространство, с другой, имеет ряд недостатков: сокращенная общеобразовательная программа; нерегулярность домашних уроков; изоляция ученика от общества сверстников; отсутствие возможности профориентации.

В школах-интернатах трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии, имеются трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные.

Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса.

Цель профориентации: подготовка к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями детей с церебральным параличом, интересами воспитанников. При сохранном интеллекте выпускники могут овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.

Для получения профессионального образования предоставляется возможность льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.

Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), проводится экспертиза трудоспособности.

Список литературы:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.