Развитие голоса упражнения при дцп


Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и конкретизировать имеющийся материал по данной теме, а также описать некоторые практические приемы из своего опыта многолетней логопедической работы по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_dyhaniya_i_golosa_u_detey_s_dtsp.docx 18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коррекционной работы

по развитию дыхания и голоса у детей

с детским церебральным параличом

Логопед Агапова Л.В.

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и конкретизировать имеющийся материал по данной теме, а также описать некоторые практические приемы из своего опыта многолетней логопедической работы по этой теме.

1 рефлекс запрещающая позиция используется при выраженности лабиринтного тонического рефлекса. В положении на спине: голова, плечи и шея ребенка несколько сгибается; также сгибается спина, бедра, колени. Мышечные расслабления достигаются путем равномерных плавных раскачиваний.

2 рефлекс запрещающая позиция используется при выраженном шейно – тоническом рефлексе. В положении на спине ноги слегка согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. Логопед помещает свою руку под шею ребенка, давая возможность голове свободно откинуться назад, плечи при этом несколько сгибаются, шея вытягивается.

3 рефлекс запрещающая позиция используется также при выраженности шейно – тонического рефлекса, Положение на спине с вытянутыми ногами и руками и головой, слегка закинутой назад.

Основной прием во всей коррекционной работе при данной форме ДЦП – максимальное расслабление в артикуляционных скелетных мышцах. Начинает работу по расслаблению массажист и методист ЛФК, которые проводят курс общего и точечного массажа дыхательных мышц, начинают делать упражнения на расслабление скелетных мышц.

Следующим этапом работы является расслабление мышц шеи, лица, которые проводит логопед. В комплексе расслабляющих упражнений использована общепринятая методика мышечной релаксации проф. Джекобсона, который предложил обучать расслаблению по контрасту с напряжением определенных мышц.

Работа непосредственно над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, которые проводятся в рефлекс запрещающих позициях. Цель этих упражнений – увеличить объем дыхания и нормализовать ритм.

После проведенных дыхательных упражнений в рефлекс запрещающих позициях проводим дыхательную гимнастику в течении 5 минут в начале каждого занятия. В дальнейшем во время этих упражнений в момент выдоха ребенком воздуха логопед просит ребенка по подражанию произносить гласные звуки, ряды гласных тихо и громко. Затем гласный в сочетании с согласным.

Хороший результат дают упражнения динамической дыхательной гимнастики, которые связаны с движениями рук и ног, туловища и включают элементы лечебной физкультуры. Эти упражнения построены на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков на выдохе. Цель этих упражнений – тренировка нижне – реберного диафрагмального дыхания. Этот курс логопедической лечебной физкультуры проводится в нашем учреждении совместно с методистом ЛФК, под контролем и по рекомендациям врача ЛФК и невропатолога. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшения голоса и уточнения артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – слогах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.

Применение изложенных в данной работе коррекционных приемов повысило эффективность логопедической работы с одним из наиболее сложных контингентов аномальных детей – с детьми с церебральным параличом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих ос.

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования.

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжёлое заболевание, ведущим нарушением является нарушение двигательных функций, кроме этого имеются нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта.Для детей .

Материал содержит рекомендации по развитию дыхания и голоса у детей с ДЦП.

ВВЕДЕНИЕ В определении детского церебрального паралича, принятом интернациональной группой исследователей в Оксфорде на заседании ВОЗ в 1958 г., отмечается, что он обуславливает.

Разделы: Логопедия

Практикой работы с детьми ДЦП доказано, что формирование различных компонентов речи невозможно без хорошего развития голоса и дыхания. Поэтому логопедами в санатории проводится большой объём работы над голосом и дыханием у дошкольников с ДЦП.

У детей с церебральным параличом преобладает больше верхнерёберный тип дыхания, который оказывает влияние на чистоту, глубину и ритм дыхания; отмечается укорочение фонационного дыхания; у большинства детей отмечается отсутствие глубины дыхательных движений и недостаточности их произвольности; нарушен ритм дыхания. Причиной выступают гиперкинезы и дистония мышечного тонуса.

Многим детям не доступны произвольные изменения силы голоса, высоты голоса, отсутствуют произвольные изменения голоса, наблюдаются слабо выраженные голосовые модуляции, охриплость голоса. Работа по развитию голоса и дыхания проводится при положительном эмоциональном настроении детей, их максимальной активности и заинтересованности. Начинается с общего расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики. Для этого логопед совместно с невропатологом находил наиболее адекватные для каждого ребёнка позы и положения, в которых влияние патологических шейно - тонических рефлексов было бы минимальным, оптимальную позу “рефлекс запрещающие позиции” и только потом приступали к работе.

Упражнения по развитию силы голоса.

1. Удлинение произнесение звуков (при средней силе голоса):

У … У И … И
О … О Э … Э
А … А З … З
АУ … АУИ … УЗО …
АИ … ОУИ … УЗА …

2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко):

О О О О И И И И
А А А А Э Э Э Э
У У У У

3. Ослабление голоса (громко – тихо шёпот – беззвучная артикуляция).

Проводится как и предыдущее упражнение на материале гласных звуков.

ОООО ОУ ОУ ОУ ОУ ЭУ ЭУ ЭУ ЭУ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ
О О О О ОУ ОУ ОУ ОУ ЭУ ЭУ ЭУ ЭУ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ

9. Чтение стихотворений, сказок, потешек с постепенной сменной силы голоса.

Сказка Л.Н. Толстого “Три медведя”

- громко и низко рычит Михаил Иванович.

- рычит Настасья Петровна не так громко.

- тихо пищит Мишутка.

Затем голос повышается и понижается, усиливается и ослабляется при чтении текста сказки

- заревел большой медведь страшным голосом.

Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, а так же некоторых дыхательных упражнений по методике Н.С. Стрельниковой

Упражнение “ладошки”

В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Норма - 96 вдохов – выдохов. Это так называемая стрельниковская “сотня”.

Упражнение “ладошки” мы выполняли сидя, или лёжа, по 4 вдохов.

- по 4 вдоха – движения – 24 раза,

- или по 8 вдохов-движений -12раз,

- или по 16 вдохов-движений – 6 раз,

- или по 32 вдоха- движения – 3 раза.

Упражнение “погонщики”

Во время проведения дыхательной гимнастики мы следили за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся. Концентрировали внимание ребёнка на ощущениях от движений диафрагмы, межрёберных мышц и мышц нижней части живота. Следили, что бы все дыхательные движения ребёнок выполнял плавно, под счёт.

Вывод: Практическая значимость данной работы состоит в том, что предложенные приёмы логопедической работы обогащают реабилитационный комплекс медико – социальных программ.

Применение системы коррекционного воздействия, по развитию функций голоса и дыхания, позволяет чётко организовать логопедическую работу, добиться устойчивых положительных результатов и, в целом повысить эффективность логопедической работы с дошкольниками с церебральным параличом.

Оксана Беляева
Стимуляция речевой активности у детей с ДЦП

Особенности работы учителя-логопеда по стимуляции речевой активности у детей с ДЦП

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

На базе нашего детского сада открыта и функционирует группа для детей со сложной структурой развития. В эту группу в сентябре прошлого года поступил ребенок с диагнозом ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Речевые расстройства у больных ДЦП возникают очень часто (в 80% случаев). Изучению данной темы посвящены различные исследования Л. А. Даниловой, Е. М. Мастюковой, И. А. Панченко и др.

Часто возникают проблемы с развитием молодых отделов мозга, которые начинают интенсивно развиваться уже после рождения ребенка. Ещё одной причиной отставания развития речи связано с ограниченным объемом знаний и представлений о мире, который окружает ребенка, а также с недостаточностью практической деятельности и социального развития. Все это из-за того, что больные дети обладают маленьким жизненным опытом и общаются с очень ограниченным кругом людей.

Очень распространенной ошибкой родителей в процессе воспитания детей, больных ДЦП, является гиперопека ребенка, желание сделать все действия за него, что приводит к тому, что ребенок уже и не стремится делать что-то сам. Он учится взглядом или жестом показывать родителям на то, что он хочет. При этом у него полностью отсутствует потребность в общении с помощью речи.

Давно замечено, что речевые нарушения проявляются более сильно, если у ребенка развиты сильные двигательные патологии. Это связано с тем, что у него ограничена возможность передвижения и познание окружающего мира, а также повышенный тонус мышц языка, трудность в дыхании и голосообразовании. Все это приводит к тому, что нарушается голосовая активность и ухудшается произношение звуков.

Коррекционную работу нужно начинать, опираясь не на возраст, а на его психоречевое развитие.

Основные направления коррекционной работы на этапе появления первых звукокомплексов (видео показ фрагмента занятия с прищепками)

- использование различных предметов в соответствии с их функциями, обучение способности самостоятельно включаться в деятельность, формирование произвольного и устойчивого внимания, а также наглядно-действенного мышления;

- речевое и предметно-практическоеобщение с окружающими: понимание обращенной к ребенку речи, собственная речевая активность, мимика, жесты и интонации;

- получение и развитие знаний об окружающем;

- формирование и стимулирование зрительного, слухового и тактильного восприятий;

- развитие зрительно-моторной координации

Направления коррекционно-педагогической работы с детьми на этапе активного звукоподражания и появления первых слов,формировании фразы:

- общение с окружающими и сверстниками с помощью речи, формирование связной речи и пополнение обоих словарей (активного и пассивного).

- развитие пространственных представлений у ребенка;

- развитие мышления, внимания и памяти;

Как один из примеров, совместные действия, требующие концентрации и устойчивости внимания.

Соня хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет:

Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп! (хлопает руками)

Соня топать как умеет,

Своих ножек не жалеет:

Топ - топ, топ - топ! (топает ножками)

Хлоп - хлоп - хлоп! (хлопает руками)

Топ - топ - топ! (топает ножками)

Очень хорошие результаты дает использование песенок авторов Железновых.

Я, как специалист, столкнулась с проблемой того что речевые нарушения сочетаются между собой, например дизартрия и задержка речевого развития.

Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий.

Анализируя занятия по развитию речи, я выявила большие потенциальные возможности воздействия пальчиковой гимнастики, игр на речевое развитие детей дошкольного возраста с ДЦП. Сделала вывод, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания

1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

2. Самомассаж ладоней.

3. Самомассаж пальцев рук.

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. В своей работе я использую опыт такого автора, как В. В. Цвынтарный.

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.

После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводится дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

- от середины лба к вискам;

- от бровей к волосистой части головы

- от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему

- от корня носа к височной области ;

- от угла рта к козелку ушной раковины;

- от середины подбородка к мочке уха;

- по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.

Специальный массаж нижней части лица проводится в следующей последовательности:

- одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;

- легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук

- поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;

- массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;

- раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;

- поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.

Артикуляционная гимнастика с детьми, страдающими ДЦП и имеющими сложную структуру дефекта, проводится как в пассивной, так и активной форме.

Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

Пассивная гимнастика для губ предполагает выполнение следующих упражнений

2. растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ

3. поднимание верхней губы — движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;

Активная гимнастика подразумевает самостоятельное выполнение упражнений из комплекса

Развитие речевого дыхания

В своей работе по развитию речевого дыхания,используется несколько видов дыхательной гимнастики:

- статическая дыхательная гимнастика;

- динамическая дыхательная гимнастика;

Статическая дыхательная гимнастика

Для воспитания внеречевого дыхания: учу быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху

- сдуть с руки снежинку

Динамическая дыхательная гимнастика

Динамические дыхательные упражнения проводятся с ребенком в сочетании с движениями туловища, рук, ног.Это расслабляющие движения:

- Подражание полету птиц;

- поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабление руки вперед-назад;

- наклонить голову вперед, расслабляя мышцы;

В процессе работы я использую основной принцип дидактики: от простого - к сложному, продумываю ход занятия, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей.


Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Особенности речевой активности детей в период адаптации Изменение речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации.

Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей,.


Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.


Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.


Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 06.06.2014

Статья просмотрена: 4261 раз

Голос — уникальное явление не только физиологическое или акустическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства. Нарушения голоса, особенно в детском возрасте оказывают неоспоримое влияние на всё дальнейшее развитие личности ребенка и его уровень социализации в структуре общественных институтов.

Изучение нарушений голосовой функции представляет собой чрезвычайно важную и сложную проблему, привлекающую внимание специалистов разного профиля. Исследователи, работающие в области голосовых нарушений, преследуют разные цели, используют различные аппараты и различные системы исходных представлений о речевом процессе в зависимости от стоящих перед ними задач. Таким образом, полное, разностороннее представление о состоянии голосовой функции еще не сформировано, не разрешен до настоящего времени ряд вопросов.

Основной процент распространенности нарушений голоса намного выше среди детей с различными видами речевой патологии (Филимонова В. И., Лаврова Е. В., Чиркина Г. В.). Они варьируют от незначительных изменений отдельных акустических характеристик до сложных голосовых расстройств. В то же время, исследованию особенностей голоса детей в структуре речевых дефектов уделяется крайне мало внимания. Сведения о состоянии, характере, распространенности нарушений голоса при таких сложных речевых нарушениях, как дизартрия, алалия, ринолалия, заикание разрозненны и немногочисленны. В настоящей работе мы коснемся вопроса нарушения голосовой функции при ДЦП.

Для того, чтобы определить общую структуру дефекта при дизартрии, синдромом которой является ДЦП, в настоящей работе были поставлены следующие задачи:

1. Описать общую клиническую картину ДЦП;

2. Описать клиническую картину возможных голосовых нарушений при ДЦП;

3. Соотнести характерные черты голосовых нарушений с отдельными клиническими формами дизартрии;

4. Представить комплекс упражнений при коррекции голоса у детей с ДЦП;

Для решения поставленных задач необходимо использовать различные методы, среди которых:

- анализ литературных источников по проблеме исследования;

- изучение медико-клинической документации;

- комплексное логопедическое обследование;

- статистическая обработка и сравнительный анализ всех полученных данных.

Объект исследования данной работы: нарушение голоса у детей с ДЦП.

Предмет исследования: коррекционно-фонопедическая работа по преодолению нарушений голосовых характеристик у детей с ДЦП

В ходе исследования на базе 8 неврологического отделения Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента Здравоохранения г. Москвы была отобрана экспериментальная группа, состоящая из 14-ти детей обоего пола возрастом от 8-ти до 14-ти лет. Все они имели логопедическое заключение о наличии дизартрии и медицинское заключение о наличии ДЦП (из них шесть девочек и восемь мальчиков).

Нарушения голоса при ДЦП, обусловленные периферическими парезами или параличами гортани, наблюдаются при аномальном развитии возвратного нерва (нижний гортанный нерв подходит к левой и правой половинам гортани.) Иногда их причины выяснить не удается. Это так называемые идиопатические парезы. Более распространены односторонние нарушения, но встречаются и двусторонние. Снижение двигательной функции гортани ведет к нейрогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в таких случаях рассматриваются как органические. Голос отсутствует или становится резко охрипшим, пациенты жалуются на большое утомление при речи, поперхивание, кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Такое сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особенно тяжелым [2].

Центральные парезы или параличи гортани встречаются при заболеваниях коры головного мозга, варолиева моста, продолговатого мозга, проводящих путей, т. е. при ряде тяжелых неврологических заболеваний, в том числе и у детей при детском церебральном параличе.

Нарушение корковой регуляции голосовой функции проявляется в недостаточной модулированности голоса, сужении его диапазона. На характер вокализации влияет также спастичность голосовых складок, приводящая к неполному их смыканию, и вследствие этого — сиплому оттенку голоса. Расстройства управления работой мышц небно-глоточного кольца приводит к назальному оттенку голоса [5].

При этом дизартрия, как основное речевое нарушение при ДЦП, может проявляться в различной степени — от полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики. Общий характер расстройства речи зависит от условий формирования артикуляционного праксиса и фонематической системы. При этом надо иметь в виду, что в формировании праксиса при псевдобульбарной дизартрии на первый план выступают расстройства произвольных движений, требующих коркового контроля. В связи с этим моторные проблемы ярче проявляются при необходимости реализации сложных, иерархически организованных движений. Особенно страдает произношение сложных переднеязычных звуков, требующих более высокого уровня моторного контроля, — ротовых смычно-проходных, вибрантов, свистящих, шипящих [8].

Анартрия — полная неспособность к произношению, обусловленная расстройствами иннервации периферического речевого аппарата. Анартрия встречается значительно реже, чем дизартрия. При анартрии двигательные расстройства в оральной области так велики, что ребенок может долгое время есть лишь с посторонней помощью, а в дальнейшем процесс еды носит специфический характер.

И. И. Панченко разграничила детей с анартрией на три группы:

- дети с полным отсутствием голоса и речи;

- дети с наличием голосовых реакций;

- дети со слабовыраженной звукослоговой активностью.

И. И. Панченко отмечала, что дети с анартрией имеют в основном смешанную неврологическую симптоматику, демонстрировавшую грубую патологию как центральных двигательных отделов, так и стволово-подкорковых отделов мозга. Наблюдалась выраженная асинхронность дыхательной, фонаторной и артикуляционной моторики у детей с анартрией было затруднено не только произношение, но и жевание, глотание, мимика. По анамнестическим данным, у детей в онтогенезе отсутствовал лепет.

При всем при этом органические нарушения голоса у детей при детском церебральном параличе делятся на центральные и периферические. К центральным нарушениям относятся афония и дисфония при различных формах анартрии и дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, мозжечковой и подкорковой).

Картина нарушения как самой гортани, так и голосообразования в случае с дизартрией бывает различной. Как уже было сказано, парезы и параличи одной половины гортани могут сочетаться с парезом другой. Положение парализованной половины, а следовательно, и голосовой складки может быть срединным (медиальным), близким к срединному (парамедиальным), боковым (латеральным), а также средним между медиальным и латерным (интермедиальным). При медиальном положении голосовых складок больше страдает физиологическое дыхание, а чем значительнее складка отведена в сторону, тем больше нарушается голос. Однако следует отметить, что прямая зависимость наблюдается не всегда. Часто наступает атрофия, провисание голосовой складки, и тогда даже при срединном ее положении голос страдает весьма значительно.

Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами — нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. В клинической характеристике дизартрии обнаруживается общность двигательного и речевого расстройства, т. е. патология эфферентной и афферентной регуляции процессами рече- и голосообразования. Неоднородность клинической картины дизартрии выявляет своеобразие голосового нарушения при данном речевом расстройстве [7].

Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Нарушения ритмоинтонационной стороны речи в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка-дизартрика, страдающего ДЦП.

Причина нарушения голоса при дизартрии — патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Несмотря на различие клинической картины дизартрии, можно выявить некоторые общие закономерности нарушения голосовой функции у этих детей. Причина эфферентного нарушения в паретичности, ограниченности произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксии, нарушениях тонуса, гиперкинезах. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания, а также голосообразования.

Дифференцированный подход к анализу форм дизартрии на фоне ДЦП дает возможность выявить характерные особенности нарушения голосовой функции при данном речевом расстройстве. Выделяются следующие клинические формы дизартрии на основе ведущего синдрома поражения речевой моторики [1]:

В основу данной классификации положен принцип системного подхода к деятельности центральной нервной системы. Кора головного мозга функционирует в неразрывной связи с экстрапирамидной системой (подкорковыми образованиями), ретикулярной формацией и мозжечком. Поражение пирамидной системы на любом уровне приводит к нарушению произвольных движений, в том числе и артикуляционной моторики. Учитывая тесную функциональную зависимость различных уровней пирамидной системы, выделение смешанных форм дизартрии можно считать оправданным [1].

При спастико-паретической форме дизартрии грубо снижена сила, амплитуда произвольных артикуляционных движений. Причем чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного, голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов. Подобная дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы, ритма, мелодики и тембра голоса.

Наиболее характерным для данной формы дизартрии является: 1) слабость артикуляционных и дыхательных мышц, особенно диафрагмы, гипокинезия гортанных мышц, 2) паретичность язычной, губной мускулатуры, мягкого нёба.

Характеристика дыхания и голоса при спастико-паретической форме дизартрии [1].

Дыхание: Дыхание в покое

Речевое дыхание

Дыхание поверхностное, ключичное. Возможен дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Губной и глоточный выдох свободные

Преобладает ключичный тип дыхания выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи

Неречевая фонация

Речевая фонация

Крик громкий, звонкий. Голосовые модуляции по высоте и силе недоступны. Фонация быстро истощается

Голос слабый, тихий, иссякающий по силе. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный, тусклый

При спастико-паретической форме дизартрии наблюдается дискоординация в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, спастичность или паретичность голосовых складок, что, приводит к тяжелому нарушению голоса и речи, а соответственно грубо страдает ритмико-мелодико-интонационная сторона речи, ее разборчивость и внятность, а также — грубое изменение мышечного тонуса наряду с явлениями спастического пареза. При попытках к произвольной речи резко нарастает мышечный тонус в артикуляционном, дыхательном и голосовом аппарате.

Спастико-ригидная форма. Наиболее характерными признаками являются: 1) напряженность дыхательных мышц, 2) гиперкинезия гортани, 3) спастический парез в язычной, губной мускулатуре, мягком нёбе, что приводит к монотонности, назализации голоса [1].

Дыхание в покое

Речевое дыхание

Дыхание поверхностное учащенное. Выдох непродолжительный. Воздушная струя слабая, рассеянная, толчкообазная

Дыхание поверхностное, учащенное. Нет дифференциации носового и ротового дыхания. Выдох короткий, слабый. Быстрое истощение силы выдоха в процессе речи. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе

Hеречевая фонация

Речевая фонация

Голос громкий, звонкий при крике, плаче, смехе. Голосовые модуляции по высоте недоступны, по силе есть, но быстро истощаются

Голос слабый, тихий, иссякающий, по силе голос постоянно меняется. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения недоступны. По тембру голос глухой, назализованный, хриплый, монотонный, немодулированный, сдавленный, зажатый, гортанный, форсированный, прерывистый, напряженный. Наблюдаются явления детонации и тремолирования. Голос быстро утомляется. Темп речи быстрый. Постоянного ритма нет

При спастико-гиперкинетической форме дизартрии явления спастического пареза сочетаются с атетоидными и хореическими гиперкинезами. Артикуляционные движения беспорядочны, хаотичны, нелокализованны, аритмичны, затруднены [1].

1) гиперкинезы в дыхательной мускулатуре, которые вызывают её напряжение или, наоборот, слабость, вялость. Поэтому голос не только слабый, тихий, но постоянно истощающийся;

2) дискинезия гортани, поэтому голос, с одной стороны, сдавленный, а с другой —вибрирующий;

3) спастический парез в язычной, губной мускулатуре в сочетании с гиперкинезами придает голосу монотонный оттенок с выкриками и повышением голоса. Фонетическая сторона речи страдает обычно незначительно.

Дыхание: Дыхание в покое

Речевое дыхание

Дыхание поверхностное, неравномерное. Выдох слабый, воздушная струя рассеянная. Нет координации вдоха и выдоха

Дыхание поверхностное, хаотичное, неравномерное, ключичное. Выдох слабый, короткий. Добор воздуха на каждом слове, часто речь на высоте задержанного вдоха. Нет синхронности вдоха и выдоха

Голос: Неречевая фонация

Речевая фонация

При крике, плаче, смехе голос громкий, звонкий. Голосовые модуляции по высоте и силе доступны в смехе

Голос слабый, быстро истощающийся, отрывистый, толчкообразный. Произвольные голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения недоступны. Звонкость непостоянная — в начале фонации голос звонкий, к концу — глухой. Голос монотонный, назализованный, сдавленный, тремолирующий, вибрирующий, визгливый. Темп речи быстрый, но непостоянный, определенного ритма нет

Дисфония при различных формах дизартрии у детей характеризуется своеобразным и сложным нарушением высоты, силы и тембра голоса со многими нейродинамическими наслоениями [4]. Характеристика дизартрии осложняется клиническими синдромами детского церебрального паралича. Основной причиной расстройства голоса в одних случаях является асинхронность в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а в других — паретичность движений голосовых складок и артикуляционной моторики. Изучение нарушении голоса при различных формах дизартрии у детей может быть важным диагностическим признаком определения формы дизартрии. К периферическим органическим расстройствам голоса относятся нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха.

Компенсация дефекта у ребенка с ДЦП происходит при условии перехода здоровой голосовой складки за среднюю линию и смыкания ее с парализованной. Это достигается только при включении значительного числа физиологических компонентов, расположенных в разных зонах нервной системы и рабочей периферии.

Комплекс упражнений при коррекции голоса у детей с ДЦП:

Приемы постановки голоса при дизартрии, как правило, используют упражнения, заимствованные из вокальных техник и рекомендуемые для преодоления дисфонии и афонии.

Произносить [м] предлагается следующим образом: губы спокойны сомкнуты, между резцами расстояние приблизительно 1 мм, мягкое нёбо слегка напряжено. Звук произносится кратко, при этом должна возникнуть легкая вибрация костей черепа. Когда постепенно, методом проб и ошибок, достигается оптимально возможное звучание голоса, продолжительность фонации увеличивается.

Далее следует переходить к тренировкам в произнесении слогов — [м] сочетается с гласными, которые добавляются в определенной последовательности [а, о, у, э, и], т. е. по мере увеличения импеданса — ма, мо, му, мэ, ми. Звук [а] считается наиболее простым, при его образовании расширяется объем ротовой полости. Он самый громкий и при фонации не требует очень плотного смыкания голосовых складок, поэтому для людей с патологией голосового аппарата более доступен. Фонация [и] должна вызывать плотное замыкание голосовой щели. В процессе тренировок достигается полноценная фонация всех слогов, однако предпочтение в длительности звучания отдается фонеме [м].

Закрепление голосовых кинестезии достигается упражнениями с использованием всех звонких согласных — сонорных и щелевых:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.