Развитие произвольного внимания у детей с дцп

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования




Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением ОПД и ДЦП

  • " onclick="window.open(this.href,'win2','status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no'); return false;" rel="nofollow"> Печать
  • E-mail

Дроздова Ольга Ивановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №93
Калининского района Санкт-Петербурга

У детей с нарушением опорно сочетанием различных -двигательного аппарата и ДЦП отмечается смешанный характер заболевания с двигательных расстройств. При ДЦП, кроме двигательных нарушений, встречаются нарушения слуха и зрения, наблюдаются расстройства речи и особенности психической деятельности. Нашим детям свойственно слабое внимание, отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности, рассеянность внимания и его плохая переключаемость.

Для детей с ДЦП характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом могут сосредоточить внимание на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания.

Дети в раннем возрасте приобретают ориентировочные действия в виде восприятия и мышления, которые в дошкольном возрасте становятся более сложными. Внимание длительное время не приобретает самостоятельности. Дети не могут на чём-либо сосредоточиться, плохо запоминают информацию.

Нашей задачей является формирование личности, свободной от комплексов неполноценности, способной найти свое место в жизни вопреки тем проблемам, которые возникают в связи с заболеванием ребенка.

Роль внимания в развитии ребенка велика: овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек, усвоение знаний об окружающем мире.

1. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Успехи детей в учебной деятельности зависят от уровня развития такого познавательного процесса, как внимание. Для дошкольного возраста свойственно непроизвольное и произвольное внимание.

Непроизвольное внимание характерно для познавательной деятельности дошкольников. Дети запоминают все яркое и эмоциональное.

Произвольное внимание требует от дошкольников волевых усилий в ходе игры и совместной деятельности с взрослыми. Дети начинают делать то, что необходимо.

Из множества сигналов, доступных восприятию, внимание выделяет определенный предмет или мысль и начинает занимать сознание детей.

В старшей и подготовительной группе детского сада для формирования устойчивых навыков учебной деятельности дошкольникам необходим хороший уровень произвольного внимания. Для того, чтобы они справились с заданием, необходимо развитие свойств внимания: устойчивости, объема, переключения и распределения. То есть дошкольники должны уметь держать в памяти несколько объектов, длительное время должны быть сосредоточены на объектах, одновременно выполнять несколько видов деятельности, быстро переключаться с одного объекта на другой. В возрасте 6-7 лет у детей слабо развито произвольное внимание. В данном возрасте преобладает непроизвольное внимание, так как оно базируется на новых и интересных объектах. Поэтому в работе с детьми необходимо использовать наглядный материал. Из-за слабой устойчивости произвольного внимания дети плохо сосредотачиваются на задании, поэтому занятие должно продолжаться не более 25 минут. Иначе у ребят пропадет интерес к данному виду деятельности.

Причиной неудач дошкольников является недостаточная активность произвольного внимания, которое формируется в общении ребенка с окружающими его взрослыми. Когда воспитатель выделяет и называет рассматриваемый предмет, происходит перестройка внимания. Оно начинает подчиняться речи взрослого.

Например, ребёнок, который учится что-либо рисовать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации их в группы и исключении ненужных движений. Произвольное внимание направляется на торможение ненужных движений.

В своём развитии произвольное внимание проходит определённые стадии. Исследуя среду, ребёнок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем даёт целостное описание ситуации и, наконец, – интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания приводит к осуществлению поставленных взрослыми целей, а потом уже целей, которые ставятся детьми самостоятельно.

К подготовительной группе возрастает устойчивость внимания. В этом возрасте дети могут играть в одну и ту же игру до 2 часов. Они с интересом рассматривают различные предметы и явления, учатся наблюдать. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребёнок 6-ти лет лучше осознаёт картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Так же долго ребёнок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности – рисовании, конструировании, изготовлении поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности. Таким же образом развивается и концентрация внимания. Если в 3 года за 10 минут игры ребёнок отвлекается от неё в среднем 4 раза, то в 6 лет – всего один раз. Это один из ключевых показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Хорошим средством организации внимания является речь. Вначале взрослые организуют внимание ребёнка с помощью словесных указаний. Затем ребёнок сам называет те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.

Выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10–12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Речь способствует формированию произвольного внимания.

В подготовительном возрасте дети начинают овладевать произвольным вниманием, но им тяжело сосредоточиться на определенном виде деятельности длительное время. Поэтому в совместной деятельности с детьми необходимо использовать игровые моменты, подвижные игры, пальчиковую гимнастику, речь с движением для развития общей моторики, продуктивные виды деятельности. Чередование форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. В противном случае наступает утомление детей. Чтобы избежать этого, взрослым необходимо следить за соблюдением режима дня, стараться не перегружать ребенка в выходные дни.

Свойства внимания необходимо развивать. Ребёнок должен понимать, почему нужно быть внимательным. Для этого его необходимо научить быть внимательным.

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование следующих умений:

Ребёнок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.

Ребёнок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.

Ребёнку нужно помнить и проговаривать инструкцию в выполнении задания.

Ребёнок должен приобрести навыки самоконтроля.

Развитие внимания у дошкольников – процесс сложный. И чтобы внимание грамотно развивалось, ведущие педагоги и психологи рекомендуют проводить с детьми различные игры и упражнения.

2. Упражнения и игры на развитие внимания.

На развитие внимания направлены нижеследующие упражнения:

Задание 1: Развитие концентрации внимания.

Взрослый вместе с ребёнком должен разучить какое-нибудь стихотворение при включённом радио или телевизоре. Первое четверостишие надо учить при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличить громкость. Последнее четверостишие – разучивать при достаточно громком звуке.

Задание 2: Тренировка переключения и распределения внимания.

Ребёнку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку ( круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т.д. Даётся задание:

одну фигуру зачёркивать вертикальной чертой, а другую фигуру подчёркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.

Для лучшей организации внимания необходимо между упражнениями проводить развивающие игры

Задание 3: Развитие внимания.

Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.

На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.

Участники игры располагаются в кругу.

Ведущий сообщает детям, что они должны повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок – начинаем петь. Два хлопка – продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок – снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.

Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Игру можно проводить с группой ребят. Можно играть и с одним ребенком. Первый ребенок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т. е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание детей.

Для развития внимания детей можно использовать следующие задания:

1.Сравни 2 картинки между собой и назови отличия. Найди 5 отличий.

2.Чем отличаются между собой эти картинки? Найди 10 отличий.

Развивает внимание и зрительную память ребенка. Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку. Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно усложнить:

1.убрать ящички на более длительное время.

2.спрятать 2, а затем и 3 игрушки.

Взрослые часто восхищаются тем, как быстро дошкольники запоминают сказки, загадки, считалки и стихи. Ребёнок запоминает всё, что привлекает его внимание. И происходит это непроизвольно.

В подготовительном возрасте перед детьми ставятся сложные задачи, при решении которых необходимо сосредоточить и удержать внимание на объекте, запомнить и воспроизвести материал. Ребенок перенимает от взрослых способы решения задач. Все это приводит к развитию произвольного внимания.

В дошкольном возрасте ведущим остается непроизвольное внимание и оно значительно продуктивнее, чем произвольное внимание.


в статье рассказано об особенностях развития вниманиф у детей с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич)

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_vnimaniya_detey_s.docx 19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания детей с

ограниченными возможностями здоровья

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе.

Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей. Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных.

Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.

У детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что естественно, оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно – психических функций. Это связано с тем, что движения являются одним из основных проявлений жизнедеятельности организма и всей его важнейшие функции – дыхание, глотание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи – реализуются в конечном счете движением – сокращением мышечного аппарата.

Особое значение в психическом развитии имеют произвольные движения, направленные на достижение определенной цели. Им принадлежит ведущая роль в формировании и организации всего поведения человека. Таким образом, кроме двигательных нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства внимания, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающим миром. Детский церебральный паралич - не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено.

Детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Нарушения движения отрицательно влияют на психическое развитие детей. В силу двигательной недостаточности, ограничения поля зрения, снижения остроты зрения, отсутствия предметных действий, становление которых происходит по мере совершенствования общей моторики, поражения правой руки, недоразвития тонких движений пальцев, несогласованности движений руки и глаза у них заметны отставания в психическом развитии

При любой патологии развития и особенно в случаях повреж дающих воздействий на мозг на ранних этапах эмбриогенеза, а также в пери- и постнатальный период первого года жизни наи более чувствительными к экзогенным вредностям оказываются фи логенетически наиболее молодые и поздно формирующиеся в он тогенезе ассоциативные, лобные структуры головного мозга. Имен но этим можно объяснить корреляцию между тяжестью психиче ского недоразвития и низкими показателями психофизиологиче ских реакций в экспериментах по измерению времени реакции на простые и сложные сигналы. Детям с общим психическим недо развитием требуется больше времени для опознания сигнала, и само опознание неустойчиво.

Характерной особенностью детей с детским церебральным параличом является выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания, недостатки которого отрицательно влияют на всю деятельность. Дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Внимание детей с церебральным параличом обладает меньшей по сравнению с нормой устойчивостью, возникают различного рода трудности и при распределении внимания между несколькими объектами или видами деятельности.

Отрицательное влияние на развитие внимания оказывает свойственное детям с церебральным параличом бедность интересов и повышенная утомляемость. Важно установить, что является причиной низких результатов работы: отсутствие интересов, непонимание задания, повышенная истощаемость или несформированность внимания, прежде всего таких качеств как устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределение.

Одной из часто встречающихся особенностей нарушения внимания у детей с церебральным параличом является его недостаточная концентрация на существенный признак. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций. Нарушение внимания особенно видно при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением.

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышен ная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная ра ботоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.

Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмеча ется многими исследователями. Трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии це ленаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмеча ется слабость активного произвольного внимания. При нарушени ях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.

Для детей с церебральным параличом свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10—15 мин работы на блюдаются двигательное беспокойство, подвижность, Другие ста новятся вялыми и пассивными.

Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразви тием волевых качеств у детей с церебральным параличом. Для них харак терна также неспособность распределения внимания между раз личными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ре бенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.

С возрастом у детей с церебральным параличом несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально раз вивающимся сверстникам.

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается форми рование избирательности, устойчивости, концентрации, переклю чения, распределения внимания.. Отмечаются также труд ности в переключении внимания, застревание на отдельных эле ментах, что связано с инертностью психической деятельности.

Исследование внимания у дошкольников (до 4 лет) с ДЦП проводила Н.В.Симонова. У детей с тяжелой двигательной пато логией (без движений) с отсутствием речи и глубокой задержкой интеллектуального развития наблюдалось грубое нарушение вни мания. Эти дети были неспособны фиксировать свое внимание на окружающих их людях и предметах. Более сохранным оказалось внимание к собственным действиям, частично удавалось привлечь их внимание к некоторым предметам постоянного обихода. При всех формах ДЦП особенно страдает переключение внимания (для этого в большинстве случаев требуется длительный период и не однократная стимуляция). Все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие, нарушена избирательность, устойчивость, концентрация, переключение, распределение внимания.

Описанные выше нарушения внимания при ДЦП отражаются на всех последующих стадиях познавательного процесса, на функ ционировании всей познавательной системы в целом.

Можно выделить ряд патологических особенностей внимания детей с церебральным параличом:

  1. Высокая психологическая истощаемость.
  2. Трудности в сосредоточении на задании.
  3. Вялость, раздражительность.
  4. Утомляемость
  5. Пониженная ра ботоспособность.

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 1 в разных регионах страны).

Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психологическими расстройствами, в основном это выражается в задержке психического развития, реже в умственной отсталости. Дети данной категории испытывают трудности школьной адаптации, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений ЦНС или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, незрелости эмоционально-волевой сферы).

Власова и Певзнер отмечают, что одно из проявлений эмоциональной незрелости - неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. По данным исследования Чупрова, недостатки внимания у детей с ЗПР отмечаются в 92% случаев [14].

Развитие произвольного внимания младших школьников является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно. Педагогический процесс предполагает умение:

Использовать непроизвольное внимание;

Содействовать развитию произвольного внимания.

Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, природовом, а также раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы [19].

Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь, внимание и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии [10].

В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания Л. И. Переслени и другими исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание [8].

Недостатки организации внимания обусловливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а также широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества.

Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведет к значительному замедлению выполнения задания, но продуктивность деятельности при этом снижается мало (Г. М. Понарядова). Достаточно равномерно происходит у детей этой категории развитие переключения внимания [11].

Коррелятивный анализ выявляет слабую взаимосвязь переключаемости и других характеристик внимания у детей с ЗПР, которая обычно проявляется только на первом и третьем годах обучения. Большинство исследователей отмечают, что недостатки произвольного внимания (истощаемость, слабая способность к сохранению его устойчивости) характеризуют познавательную деятельность при задержке психического развития.

Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, т. е. этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания [17].

С самого начала углубленного комплексного изучения причин неуспеваемости младших школьников и всестороннего изучения детей, имеющих ЗПР, которые по данным специальных эпидемиологических исследований составляют не менее 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении, нарушения целенаправленного внимания занимают первое место [9].

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, можно отметить следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

- сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или целебрально-органического типа;

- снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;

- сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;

- снижение распределения внимания. Ребенок не может одновременно выполнить несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;

- повышенная отвлекаемость. Сравнительное экспериментальное исследование влияние посторонних воздействий (шума, речевых помех) на деятельность детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками показало выраженное негативное влияние на деятельность детей с ЗПР любых посторонних раздражителей. Они делают многочисленные ошибки, темп деятельности вследствие этого замедляется, результативность падает. Анализ характеристик учащихся с ЗПР, обучающихся в массовой школе, проведенный А.Ф. Чупровым, показал, что недостатки внимания отмечаются учителями у данной категории учащихся в 92% случаев. Беседа с классным руководителем коррекционной школы-интерната показала, что в классе все дети помимо ДЦП имеют сопутствующий диагноз ЗПР. Дефицит внимания, по З.Торжесоглаве, характеризуется наличием хорошего промежутка собственно внимательного поведения ребенка: ребенок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды и т.п. Несмотря на общие недостатки внимания, у детей с ЗПР наблюдается большой индивидуальный разброс показателей, характеризующих их деятельность [12].

В частности, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы: у других максимальная концентрация внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Выводы по первой главе

1. Внимание - одна из важнейших психических функций, обеспечивающих деятельность и обучение ребенка;

2. У детей с диагнозом ДЦП отмечаются трудности с включением в деятельность, сосредоточенностью, с удержанием внимания на определенном объекте, или деятельности.

3. Часто диагнозу ДЦП сопутствует диагноз ЗПР.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сема Анастасия Викторовна

В статье рассмотрены проблемы в развитии мелкой моторики и внимания у обучающихся с детским церебральным параличом . Обследование обучающихся с детским церебральным параличом .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сема Анастасия Викторовна

заданиями и программой обучения, в первую очередь необходимо консультирование с психологом по поводу психологических особенностей обучающегося. С разрешения родителей преподаватель (воспитатель) может направить обучающегося на психологическое диагностирование особенностей развития и психологического состояния ребенка. При необходимости с обучающимся проводятся психологические занятия, консультации, встречи направленные на развитие необходимых навыков у обучающегося и решение его психологических проблем.

Преподавателю даются ряд рекомендаций и методик по обучению и воспитанию ребенка с ДЦП, направленных на развитие необходимых навыков, способов поведения и учебных компетентностей, которые позволят обучающимся более успешно справляться с учебной программой. Если для успешного усвоения программы обучающимся с ДЦП необходимы определенные условия, которые не может создать учитель, то целесообразнее всего будет закрепить за обучающимся тьютора.

1. Little W. J. Course of Lectures on the Deformities of the Human Frame. // Lancet, 1843.

2. Бадалян Л. О., Журба Л. Т. Тимонова О. В. Детские церебральные параличи. М., 1989.

3. Данилова Л. А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. М., 1997.

4. Калижнюк Э. С., Раменская О. Л., Кожевникова В. Ю. О структуре интеллектуального дефекта у детей с церебральными параличами, родившихся недоношенными // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1975. № 8. С. 421-424.

5. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 1990.

6. Семёнова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.

Проблемы мелкой моторики и произвольного внимания у обучающихся с детским церебральным параличом

Сема Анастасия Викторовна /Sema Anastasiya Viktorovna - студент-магистрант, кафедра педагогики и психологии начального образования, факультет начальных классов, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы в развитии мелкой моторики и внимания у обучающихся с детским церебральным параличом. Обследование обучающихся с детским церебральным параличом.

Abstract: in the article problems in development of small motility and attention in students with cerebral palsy. Inspection of students with cerebral palsy.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, обучающиеся, методики, мелкая моторика, внимание.

Keywords: cerebral palsy, students, techniques, small motility, attention.

В современном мире преподаватели в школе сталкиваются с проблемами обучения детей с детским церебральным параличом. Обучение таких детей требует особого

внимания и определенных подходов. Многие учителя не всегда могут понять, в чем причина неуспеваемости обучающихся с детским церебральным параличом. В своей основе данное заболевание является комплексом синдромов с общей чертой -поражением головного мозга [1]. В результате данного поражения или патологии развития головного мозга дети развиваются с нарушением развития опорно -двигательного аппарата. Основным клиническим симптомом при детском церебральном параличе является нарушение двигательных функций, кроме этого, у детей с детским церебральным параличом имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта [5]. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы. Выделяют два основных типа повреждений: патологическое нарушение тканей мозга и кислородное голодание вследствие травм или недостаточной развитости сосудов.

По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходится 48-52 ребенка, страдающих церебральным параличом. Примерно 70% детей с детским церебральным параличом способны обучаться в общем классе. Серьезные проблемы в процессе социальной адаптации испытывают дети с гиперкинетической формой детского церебрального паралича. Несмотря на первично сохранный интеллект, они не могут посещать массовые школы и в дальнейшем работать из-за тяжелого двигательного дефекта. Наиболее неблагоприятен социальный прогноз у детей с двойной гемиплегией и с атонически-астатической формой детского церебрального паралича из-за грубого недоразвития интеллекта [3].

Чаще всего у таких детей встречаются проблемы в развитие мелкой моторики и преобладание непроизвольного внимания над произвольным. С такой проблемой столкнулись учителя в одной из школ, на базе которой проводились исследования магистерской диссертации по теме: Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с детским церебральным параличом как форма консультирования.

При нормальном развитии к трем годам ребенок способен сосредотачивать свое внимание на одном объекте или процессе до 27 минут. Шести-, семилетние дети сосредотачивают свое внимание до часа - полутора часов [4].

В норме у ребенка двух - трех лет преобладает непроизвольное внимание, у детей 4 - 7 лет начинает преобладать произвольное внимание. Дети с поражением ЦНС начинают осмысленно двигаться и перемещаться в пространстве намного позже своих сверстников, в результате чего их процессы познания мира развиваются намного медленнее и с задержками. У детей с ДЦП преобладание непроизвольного внимания над произвольным может сохраниться до 9-11 лет.

Вследствие этого многие дети с детским церебральным параличом во время обучения в первом классе не в состояние усваивать весь объем знаний даваемых в школе. Большинство обучающихся с преобладанием непроизвольного внимания над произвольным, отправляют на ПМПК и переводят на домашние обучение или признают необучаемыми. Что ведет к нарушениям волевой и познавательной сфера у данных детей и приводит к нежеланию учиться, в дальнейшем. Эти обучающиеся с трудом усваивают новый материал, без специальных занятий не справляются с программой.

После проведения данного ряда методик для каждого обучающегося пишется общий результат, характеризующий актуальный уровень развития обследуемого.

В данной статье мы приводим описание результатов обследования одного из обследуемых.

Общий результат по методикам обучающегося Саши Б.

Возраст 8 лет 6 месяцев.

Диагноз (ПМПК) - детский церебральный паралич.

Во время выполнения всех заданий обучающийся сильно сжимал ручки, карандаши в руке. Нажим на лист неравномерный, чаще слишком сильный. Что является показателем сильного мышечного напряжения, недостаточно развитым мышечным тонусом и эмоциональным напряжением. При длительном выполнении мелких движений делает перерывы, что бы размять руку. Возможны спазмы в мышцах. Во время того как обучающийся разминает руку он начинает разговаривать на посторонние темы, после этого с трудом возвращается к выполнению задания.

У обучающегося линии неровные, дрожащие - что является показателем недостаточно развитого мышечного тонуса, постоянным напряжением, быстрой утомляемости, спазмом мышц. Данные проблемы могут быть вызваны как эмоциональной напряженностью, так и следствием заболевания (ДЦП) Недостаточно развита плавность движения пишущей руки и низкий уровень сформированности точности движения при выполнении задания.

В нескольких заданиях Саша проводил линии несколько раз на одном месте. Некоторые линии лохматые. В заданиях, где надо было рисовать по точкам, линии проводил рядом. Половина элементов нарисованы зеркально. Это является признаком как тревожности так и не полностью усвоенности взаимосвязи формы элемента и его значения. А так же может свидетельствовать о недостаточно сформированной функции зрительного анализа и синтеза и нарушение зрительно-моторной координации.

Во время выполнения всех заданий и после их завершения обучающийся спрашивал, правильно ли он делает задание, правильно ли проведена линия, часть узора. Это показывает низкий уровень самоконтроля волевых процессов, трудности в сосредоточивание на выполняемом задании, высокую тревожность.

Не может долго сосредотачиваться на выполнение одного задания, начинает отвлекаться примерно через 15-20 секунд. На первых заданиях с трудом возвращался к выполняемому заданию. Переключаемость внимания на заинтересовавший объект происходит быстро, но переключение на предыдущий процесс или объект проходит с трудом. Во время выполнения методик переключение с одного вида деятельности на другой вызывало затруднение, в течение некоторого времени Саша спрашивает, что ему сейчас делать. Это показывает преобладание непроизвольного внимания над произвольным.

При наблюдении за уровнем развития мелкой моторики рук у Саши наблюдались проблемы в процессе перекладывания, поднятия мелких предметов. Он с трудом ориентировался в понятиях правее, левее, выше, ниже, ближе, дальше. Ему трудно положить некрупный объект в то место где он должен лежать, движения неловкие, неточные. Очень часто роняет некрупные предметы, достаточно часто роняет и более крупные предметы - книжки, пенал, стакан.

Выполняемые элементы несоразмерны себе и оригиналу. Нарушение зрительно моторной координации и не сформированность пространственного представления объекта.

Графические навыки развиты недостаточно - это может быть как следствием заболевания (ДЦП) так и педагогической запущенностью - Саша начал посещать садик в 5 лет и 6 месяцев, но посещал его нерегулярно.

У обучающегося очень низкая продуктивность и устойчивость внимания. Также объем внимания небольшой в пределах 2-3 объектов.

В процессе проведения методик было отмечено, что обучающийся испытывает трудности в построении предложений и произнесении отдельных слов. Также вызывают трудности такие звуки как [л], [ль], [м], [мь], [ш], [щ], [п], [р], [т], [з] [зь], [с], [сь], [ж], [ч], [ц].

С трудом сосредотачивается на одном объекте на продолжительное время, низкий уровень самоконтроля, волевых процессов.

Тревожность может быть вызвана ожиданием неудачи, Саша привык, что чаще всего, все, что он делает, выполняется неправильно или недостаточно хорошо.

Рекомендуются занятия на развитие мелкой и крупной моторики, на развитие произвольного внимания.

В процессе занятий необходимо обратить внимание на эмоциональное состояние обучающегося во время выполнения задания и после него. Необходимо сглаживать тревожность и страхи перед заданиями. Желательно чаще хвалить обучающегося за правильно выполненное задание, отдельные элементы. Необходимо сравнивать новые результаты с предыдущими, чтобы обучающийся видел свой прогресс наглядно.

Для предотвращения мышечных спазмов необходимо развивать мышцы обучающегося. В этом могут помочь специальные упражнения на занятиях по физической культуре и дополнительные занятия на развитие движений пальцев и кистей рук - пальчиковая гимнастика. Для развития речи обучающегося желательно проведение речевой гимнастики и изучение скороговорок.

При работе с обучающимися необходимо обращать его внимание на то, что он отвлекается от выполнения основного задания. Помогать ему возвращаться к выполнению задания таким образом, что бы он учился самостоятельно контролировать себя.

Обследование проводилось на трех обучающихся с детским церебральным параличом. У всех трех обучающихся были похожие проблемы в развитие мелкой моторики и внимания. Для преодоления этих проблем была разработана программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся. В программу были включены такие приемы работы как: пальчиковая гимнастика, упражнения на штриховку, оригами, скороговорки, пальчиковые сказки, пескография, вырезание, рисование, работа с пластилином. Данные приемы работы помогли развить обучающимся необходимые навыки.

2. Мастюкова Е. М. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе // Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. М., 1989. С. 419-436.

3. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. Медицина, 1968. 260 с.

razvitija-vnimanija-u-detei-starshego-doshkolnogo-vohrasta.html/ (дата обращения: 05.11.2016).

Система сдержек и противовесов в современном университетском

образовании Малахова К. А.

Малахова Кристина Александровна /Malahova Kristina Aleksandrovna - студент бакалавриата, кафедра мировой литературы и культуры, факультет современных иностранных языков и литератур, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь

Аннотация: в статье анализируются современное состояние системы сдержек и противовесов, а также контроля качества в университетском образовании. Особое внимание уделяется ситуации в регионах страны, которые больше всего подвержены разнообразным рискам. Рассматривается понимание образования как услуги, плюсы и минусы данной концепции, альтернативные модели. Акцентируется внимание на влиянии экономического, профессионального и социального факторов. Предлагаются варианты выхода из сложившейся ситуации посредством проведения реформ управления образованием.

Abstract: the article analyzes the current state of the system of checks and balances, as well as quality assurance in university education. Particular attention is paid to the situation in the regions that are most vulnerable to a variety of risks. We consider an understanding of education as a service, the pros and cons of this concept, alternative models. The attention is focused on the impact of the economic, professional and social factors. Available options out of the situation through education management reforms.

Ключевые слова: контроль качества образования, социология образования, Вахштайн, современный университет.

Keywords: control of the quality of education, sociology of education, Vakhshtayn, modern university.

Вопрос о системе сдержек и противовесов, как никогда актуален в области современного высшего образования [1]. Особенно на фоне политики, которую проводит новый министр образования Ольга Юрьевна Васильева. Речь идёт о предложении отказаться от понимания образования как услуги. Министр имеет в виду прежде всего школьное образование, но не исключено, что подобная политика будет проводиться и в рамках системы высшего образования. Такой вектор развития, несомненно, несёт в себе массу плюсов, но говоря о системе сдержек и противовесов, мы бы хотели, прежде всего, актуализировать вопрос о контроле качества образования.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.