Развитие творческих способностей у детей с дцп

Лариса Тагирова
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра (изостудия)

Дети-инвалиды не такие, как все. Они рисуют, лепят, мастерят.Их рисунки наполнены эмоциями до отказа: это радость, слезы, изумление, восторг и боль. Они пытаются говорить с нами на языке искусства.

Главная проблема, с которой сталкиваются дети-инвалиды – это непонимание, отторжение от общества, отсутствие общения со сверстниками. Между тем, эти дети, особенно, если они одарены талантом, воспринимают этот мир острее, ярче и глубже, чем их здоровые сверстники. Они вдумчивее, усерднее и внимательнее, так как их физические возможности ограничены.

Творчество, как показывает опыт, - одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Именно творчество, являясь великолепным стимулом, позволяет повысить самооценку и развить физические и умственные способности, положительно влияет на становление личности и социализацию индивидуума. Причем уровень, которого достигают в творчестве многие дети, благодаря своей силе воли, неунывающему и оптимистическому отношению к себе и своей жизни; конечно же, поддержке окружающих, повергает в изумление и

стремление каждого человека достичь максимальных высот своего развития, быть полноценной личностью, востребованным и уважаемым членом общества, а у людей с особыми потребностями эти желания выражены острее. И наша общая задача – помочь им в этом.

В нашем реабилитационном центре разработано несколько направлений творчества. В студии изобразительного искусства дети занимаются рисованием и некоторыми видами декоративно-прикладного искусства.В швейной мастерской каждый может выбрать себе занятие по душе: бисероплетение, вышивку крестом, шитье мягкой игрушки, рисование нитью на картоне (изонить, вязание на спицах, крючком. Интерес к швейной мастерской проявляют и девочки, и мальчики. В столярной мастерской мальчики и некоторые девочки постигают азы резьбы по дереву.

. Цель занятий – стимулирование творческого потенциала детей и подростков, как необходимого элемента социального и культурного развития

Занятия творчеством дают возможность даже самому слабому по состоянию здоровья ребенку поверить в свои силы, свои способности, суметь сделать чудо своими руками. Главная задача – увлечь творчеством, подобрать и предложить им тот материал и вид деятельности, с которым они смогут справиться самостоятельно. Навыки, полученные на занятиях, конечно же пригодятся в реальной жизни, в конце концов они позволят скрасить быт, занять свободное время. Дети на занятиях получают прежде всего положительные эмоции, которые являются лучшими лекарствами.

На занятиях в студии изобразительного искусства я создаю условия для коррекции движения, развития мелкой моторики рук, здесь решаются задачи адаптации, развиваются творческое мышление, творческая активность, художественный вкус, эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства, наблюдательность, память, расширяется кругозор. Кроме того, занятия призваны воспитывать характер, целеустремленность, настойчивость, учить взаимопомощи.

Есть много способов заставить работать воображение ребенка и помочь ему начать творить. Это важно, так как начиная творить, фантазировать, ребенок включается в состояние творческого процесса. Состояние творческого процесса вполне доступно ребенку, нужно только его подтолкнуть.

Во время творческого процесса у человека изменяется восприятие времени, оно как бы исчезает и мы его не замечаем, снижаются болевые ощущения, человек уходит в свой внутренний мир. Пропадает усталость, ребенок желает закончить свое произведение. Интерес и энтузиазм творчества повышают адаптивные функции организма, включают внутренние резервы, помогающие выздоравливать хотя бы психологически.

Творческая реабилитация является неотъемлемой частью социальной реабилитации, так как реализует потребность детей-инвалидов в общении, способствует их успешной интеграции в социуме, позволяет получить профессиональные навыки. Все это формирует возможность независимого образа жизни и способствует развитию личности ребенка-инвалида, т. е. обеспечивает его социальную реабилитацию.


Знакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями, хочется сделать всё возможное, чтобы помочь им адаптироваться в социуме. Организуя.

Интегрированное обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях смешанной группы Интегрированное воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является значимой проблемой в нашем регионе и.

Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 "Сказка", г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Выберите книгу со скидкой:


Музыкальные инструменты (плакат)

350 руб. 33.00 руб.


Ваш голос: Секреты вокального мастерства

350 руб. 640.00 руб.


Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

350 руб. 680.00 руб.


350 руб. 107.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Шайхутдинова Людмила ИвановнаНаписать 1377 07.05.2016

Номер материала: ДБ-070471

  • Начальные классы
  • 3 класс
  • Статьи

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    07.05.2016 837
    06.05.2016 3988
    06.05.2016 1018
    06.05.2016 3057
    06.05.2016 327
    06.05.2016 6236
    06.05.2016 9260

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельничук И.С.

В статье рассматривается эффективность использования нетрадиционных техник рисования для развития детей с детским церебральным параличом в условиях дошкольного учреждения.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельничук И.С.

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП)

Аннотация. В статье рассматривается эффективность использования нетрадиционных техник рисования для развития детей с детским церебральным параличом в условиях дошкольного учреждения.

Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что изобразительная деятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и т.д. (Жукова О., 2009, с.38). Изобразительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Проблема коррекционно-педагогической работы с детьми ДЦП рассмотрена в работах: Архиповой Е.Ф. (1989), Бадалян Л.О., Журбы Л.Т., Тимониной О.В. (1989), Мастюковой ЕМ. (1987), Даниловой Л.А. (1997).

В нашем дошкольном учреждении функционируют группы компенсирующей направленности, где воспитываются дети с детским церебральным параличом. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям психологической, педагогической, логопедической помощи, обеспечение максимально полной социальной адаптации. Коррекционная работа строится не только с учетом возраста, но и с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

Дети с церебральными параличами, так же, как и их нормально развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности. Несмотря на тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступных для них и интересных занятий. Однако продукция их деятельности весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают.

Дети с ДЦП в рисовании испытывают большие трудности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа. Размещают свой рисунок справа, прямую линию проводят справа налево, а ассиметричные фигуры изображают перевернутыми в противоположную сторону. Изображая предмет на пространстве листа, дети не соединяют его части между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза и рот - вне овала изображающего лицо). У детей с ДЦП при удержании карандаша наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение, или их малая подвижность, слабость мышц, пальцы резко

напряжены, неподвижны, плотно сжимают карандаш в кулаке, рисование выполняется, за счет движений кисти, а иногда и движений всей руки. Для детей с ДЦП кроме нарушений опорно-двигательного аппарата характерно наличие вторичных дефектов (зрения, интеллекта, речи, эмоциональной сферы и т.п.), что в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Первые неудачи в рисовании, лепке вызывают у детей раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и умений. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям почувствовать свою успешность, получить изображение, приближенное к задуманному.

Свою работу мы начали с формирования предметно-развивающей среды группы, которая стимулирует ребенка на активную деятельность. В этой работе мы учитывали потребности детей в свободном и самостоятельном использовании традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами. Центр изобразительной деятельности расположен в удобном месте, позволяет заниматься сразу нескольким детям. В центре постоянно пополняется выбор материалов для изобразительной деятельности, систематически проводится смена материала в соответствии с темой недели.

Следующим этапом стала работа, направленная на формирование и обогащение чувственного опыта детей. С этой целью мы использовали дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине, форме,

цвету, на формирование представлений о пространственных признаках; на развитие творчества и воображения.

С учетом уровня изобразительных навыков и умений детей и имеющихся отклонений в развитии двигательной, зрительной, эмоционально-волевой, познавательной сферах были отобраны наиболее доступные нетрадиционные техники изобразительной деятельности:

- рисование пальчиками, ладошкой (рис. 1, 2);

Рис. 1. Рисование пальчиком

Рис. 2. Рисование ладошкой

оттиск пробкой; печатками из картофеля, пенопласта; мятой бумагой; тычок жесткой полусухой кистью (рис. 3, 4);

Рис. 3. Тычок жесткой кистью Рис. 4. Рисунок тычком восковые мелки + гуашь, свеча + акварель (рис. 5);

Рис. 5. Рисунок с использованием свечи и акварели монотипия предметная (рис. 6);

Рис. 6. Монотипия предметная

- рисование песком, манкой, мыльными пузырями;

- пластилинография (рис. 7).

Данные техники наиболее доступны детям с ДЦП, развивают творчество, мелкую моторику; способствуют развитию эмоционально - волевой сферы, снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, дарят чувство успешности. Работа с выбранными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед рисованием, способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации.

Перед тем, как предложить детям нетрадиционные техники рисования, мною были изучены все тонкости данных техник, подобрана и изучена литература по нетрадиционному рисованию. На основе проведенной диагностики составила систему работы с опорой на уже существующие разработки Утробиной К.К., Лыковой И.А., Давыдова Г.Н., Казаковой Р.Г. Зная особенности развития каждого ребенка в группе, разработала занятия, которые проводились 1 раз в неделю. На начальном этапе использовала индивидуальную и парную форму организации занятия, что позволило определить, уточнить и дифференцировать направление коррекционно - развивающей работы с каждым ребенком; по мере усвоения приемов и способов изображения использовала подгрупповую форму работы.

В основной части занятия: художественно-изобразительная деятельность (табл. 1).

Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками

Этап Цель Деятельность педагога Деятельность детей

1 Развивать Знакомит детей с инструментами, Наблюдают за

положительный необходимыми для последующей действиями

эмоциональный интерес к деятельности, демонстрирует педагога,

деятельности и приемы, сопровождая показ радуются

результатам рисования живым, эмоциональным словом. полученным выразительным образам.

2 Учить правильному Уточняет способы использования Создает

захвату инструмента инструментов и материалов беспредметные

(тычок, штамп и т.д.) и (вопросы, указания), при изображения,

использованию необходимости использует показ, заполняя лист

материалов изображения совместные действия «рука в бумаги точками,

т.п.); учить Стимулирует речь (обогащение оттисками;

распределению словаря терминами и понятиями, отвечает на

мышечного тонуса связанными с процессом изображения, признаками предмета и его частей, действиями, пространственными отношениями). вопросы педагога.

3 Отрабатывать умения и Стимулирует речь детей, Создает

навыки работы в побуждая отвечать на вопросы об предметные,

ограниченном изображаемых объектах, сюжетные и

определенными рамками выделять их сенсорные декоративные

поле деятельности характеристики (цвет, форма, образы,

Отрабатывать умения и величина), рассказывать о применяя

4 навыки работы, требующие определенной координации движений, умения ориентироваться на плоскости листа создаваемых ими образах полученные умения и навыки изображения

В заключительной части занятия проводим анализ детских работ, оформляем выставки для родителей.

При организации занятий учитываем психологические особенности каждого ребенка. Одни дети с церебральным параличом активны и самостоятельны, отличаются выраженным стремлением к преодолению своих двигательных затруднений. Другие же дети напротив, вялы, требуют постоянной помощи. Таких детей заинтересовываем, предлагаем доступные задания. Детям с повышенной отвлекаемостью предлагаем задания, требующие организованности, выдержки.

Эффективность коррекционных воздействий во многом обусловлена тесным взаимодействием с семьей. Родители являются полноправными участниками педагогического процесса. Они активные помощники при организации предметно-развивающей среды для детей в группе, с желанием участвуют в конкурсах рисунков. С родителями обсуждаем перспективу работы с детьми на следующий учебный год, проводим консультации, показы занятий по использованию нетрадиционных техник рисования дома. Полученные знания родители используют в условиях семьи.

Результатом работы в данном направлении стали возросшая активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности; умение находить новые способы для художественного изображения; умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Использование нетрадиционных техник рисования помогло детям преодолеть чувство страха перед неудачей и способствовало эмоционально-положительному отношению к процессу рисования; расширило художественный опыт и возможности детей в воспроизведении знакомого изображения, способствовало улучшению содержания и качества детских рисунков, что позволило детям участвовать в конкурсах художественного творчества. Движения рук стали более уверенными и координированными, движений пальцев рук стали более согласованными.

1. Бадалян, Л.О. 2004. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимошина. - М.

2. Кузнецова, Г. В. 2006.Особенности изобразительной деятельности детей с церебральным параличом [Текст] / Г. В. Кузнецова // Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. - М.

3. Жукова. О. 2009. Нетрадиционные техники рисования в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста / Жукова О., Плюхин В. У.// Коррекционно-развивающее образование.

4.Левченко, И.Ю.2001. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.

5. Левченко, И.Ю. 1991.Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом [Текст] / И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова. М.

6. Архипова Е.Ф. 1989. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом -

7. Андреева, Н. Р. 2012. Изучение готовности дошкольников с тяжелой двигательной патологией к изобразительной деятельности / Н. Р. Андреева, Г. Р. Шамарданова// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 5. - С. 22-25.

Галина Васильевна Кузнецова

Особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно действуют на формирование игры, речи, а в целом – помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

В последнее время изобразительная деятельность все больше привлекает к себе внимание специалистов – исследователей особенностей развития дошкольников, как нормально развивающихся, так и имеющих проблемы в развитии.

Особенности изобразительной деятельности детей с нарушениями развития описали такие авторы, как И.А. Грошенков, О.П. Гаврилушкина, С.А. Болдырева, Е.А. Екжанова, М.Ю. Pay, А.А. Венгер и другие.

Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника. В связи с этим следует отметить, что ценность изучения особенностей изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья заключается не только в констатации факта нарушений, но и в определении возможности адекватных методов коррекции средствами изобразительной деятельности того или иного конкретного нарушения.

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети с различными формами детского церебрального паралича (ДЦП) – от 2-х до 5-ти, а в ряде регионов – до 9-ти больных на 1000 человек детского населения. Среди больных ДЦП имеются дети с легкой степенью нарушений, средней и тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.

Детский церебральный паралич характеризуется комплексом основных нарушений: двигательными, речевыми и познавательными. (В систему основных нарушений при этом входят нарушения двигательной, психической и речевой сфер). Многообразие клинических проявлений, вызванных ранним поражением центральной нервной системы, обуславливает своеобразие познавательной деятельности, которая характеризуется, прежде всего, неравномерностью развития отдельных психических функций.

В последние два десятилетия внимание к данной категории детей со стороны органов здравоохранения и органов образования значительно усилилось. Свидетельством этого является не только расширение системы специальных учреждений для детей с ДЦП как дошкольного, так и школьного возраста, но и создание новых методов обследования и коррекции на основе углубленного научно-практического изучения особенностей двигательного и психического развития.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с ДЦП (Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И., Левченко И.Ю., Архипова Е.Ф., Приходько О.Г., Кузнецова Г.В.), среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности формирования изобразительной деятельности и, в частности, графических навыков у детей с ДЦП. Вместе с тем специалисты подчеркивают, что овладение графическими навыками и умениями детьми дошкольного и младшего школьного возраста способствует не только успешному освоению изобразительной деятельности, но и другими видами деятельности и их интеллектуальному развитию (Сакулина Н.П., Игнатьев Е.И., Комарова Т.С., Кузин B.C., Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М., Унковский А.А., Шорохов Е.В. и другие).

Существуют отдельные работы (Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В.), предлагающие некоторые приемы развития графических навыков у детей с ДЦП, однако какая-либо система, направленная на формирование изобразительной деятельности у этих детей до сегодняшнего дня отсутствует, хотя в этой области накоплен интересный эмпирический материал. Кроме того, у этой категории детей изобразительная деятельность рассматривалась лишь в связи с задачами коррекции моторного развития.

Данные по изучению особенностей формирования и коррекции изобразительной деятельности у детей с ДЦП в доступной нам литературе практически отсутствуют. Это препятствует организации коррекционной работы в пропедевтическом периоде и затрудняет последующее обучение детей в школе, в частности, овладение письмом, изобразительной деятельностью как школьными предметами.

В данной работе представлены результаты изучения и формирования изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП. В основу экспериментальной работы были положены следующие концептуальные положения:

• Изобразительная деятельность является одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

• Дети, с церебральными параличами, имеют множественные нарушения познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы в связи с заболеванием которые отчетливо проявляются в их изобразительной деятельности. При этом клинические особенности обуславливают специфичность нарушений. Занятия изобразительной деятельностью способствуют не только формированию этой деятельности, но и наиболее успешному овладению письмом в дальнейшем.

• В связи с многообразными проявлениями нарушений, зависящих от особенностей заболевания, необходим дифференцированный подход к обучению таких детей изобразительной деятельности.

• Для повышения эффективности коррекционных мероприятий необходимо разработать систему занятий, упражнений и специальных приемов при обучении изобразительной деятельности детей с нарушениями движений руки, что впоследствии положительно отразится и на их рисовании и на формировании школьных навыков.

Автор выражает сердечную благодарность за ценные советы и рекомендации в ходе написания монографии доктору психологических наук, профессору Левченко Ирине Юрьевне; за поддержку и возможность продолжать научную деятельность доктору педагогических наук профессору Приходько Оксане Георгиевне.

Теоретико-методологические основы изучения и формирования изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Искусствоведческие и психолого-эстетические основы использования изобразительной деятельности для всестороннего развития личности ребенка

Искусство занимает особое место в жизни общества. Оно относится к эстетическим ценностям, среди которых продукты материального производства, красота человека, явления природы, предметы декоративно-прикладного творчества, а также совокупность художественных ценностей. Известно, что эстетические ценности определяются тем, что они имеют в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, различных явлений, людей, сохраняя их образы для нового общества.

Искусство обладает рядом специфических функций. Например, познавательной функцией, так как наглядно показывает человеку картину мира, способствует расширению социального опыта людей, их взаимоотношению с другими людьми, природой, приобщает к исторической практике общества, помогает общаться с природой и людьми различных стран, эпох и народов; просветительской функцией – так как широко используется в процессе образования; идеологической – поскольку активно влияет на сознание и чувства человека и его мировоззрение; воспитательной – потому, что выступает, как важное средство эстетического и нравственного воспитания и является мощным фактором в формировании гармоничной личности.

Искусство способствует самоосознанию человека, а именно – самоосознанию своих чувств, интересов, способностей, знаний, мировоззрения, своего места в жизни общества, способствует развитию воображения, творческой деятельности, умению создавать, использовать и воспринимать материальные и духовные ценности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.