Реклинаторы для детей с дцп

Ортопедические изделия занимают значительное место в реабилитации детей с ДЦП. Ортезы и тутора, воротники и головодержатели, корсеты и реклинароты – попробуем разобраться в этом многообразии.

Ортопедические изделия представляют собой аппараты и приспособления, основной целью которых является восстановление утраченной функции конечностей. Эти технические средства предназначены для лечения больных с деформациями опорно-двигательного аппарата, а также других систем и органов человека, поэтому спектр их задач весьма широк. В первую очередь, это:

  • облегчение качества жизни человека с дефектами движения, помощь в обретении активного образа жизни и ощущении радости движения;
  • улучшение походки и повышение ее эффективности;
  • компенсация отсутствующей функции опороспособности и ходьбы при дефиците мышечной силы и неправильной координации движений;
  • реабилитация верхних и нижних конечностей и восстановление их основных функций, как в полном объеме, так и в аспекте замедления прогрессирования заболевания, предупреждения развития патологических процессов;
  • восстановление бытовых функций, его способности человека к самообслуживанию и выполнению несложной работы.

Ортопедические изделия в реабилитации ДЦП

Ошибочная двигательная активность с последующим развитием порочных установок – характерный признак детского церебрального паралича, который в дальнейшем приводит к контрактурам и деформациям крупных суставов. Именно поэтому ортезирование является одним из важнейших условий для успешной реабилитации подобных пациентов.

Благодаря поэтапному и грамотному подбору технических аппаратов можно сформировать устойчивую позу и правильный стереотип движения. К таким устройствам относятся опоры для сидения и ползания, воротники и головодержатели, вертикализаторы, корсеты, тутора, ортезы, реклинаторы.

Ортопедические изделия для верхних и нижних конечностей (виды, типы)

Лечебные изделия для верхних и нижних конечностей в зависимости от своей основной направленности и роли классифицируются по следующим видам и типам:

  • поддерживающие и корригирующие – туторы, корсеты, аппараты, бандажи. Они предназначены стабилизировать сустав или конечность, смягчить спастический паралич или частичное разрушение сустава. Туторы также могут быть разгружающими и функционально-корригирующими.
  • беззамковые аппараты и фиксирующие корсеты, их главная задача – помочь в выполнении опорной функции и сохранить правильное положение органа;
  • изделия, заменяющие утраченную часть тела – протезы:
    • верхних конечностей: функциональные, косметические, с рабочими насадками;
    • нижних конечностей: функционально-косметические, рабочие.

В отдельную категорию устройств, которые может предложить современный ортопедический салон входят костыли и трости, ходунки, реклинаторы, головодержатели, ортопедическая обувь и приспособления для нее.

Классификация технических средств для позвоночника

Ортопедические средства для позвоночника классифицируются в зависимости от области применения:

  • для шейного отдела – при обострениях остеохондроза, артрозе суставов, слабости шейных мышц, реабилитации шейных позвонков после травм;
  • грудопоясничного – при коррекции осанки, в качестве профилактического и лечебного способа при сколиозе, несложных компрессионных переломах и пр.;
  • пояснично-крестцового – это преимущественно пояса и корсеты (полужесткие и жесткие), которые используются при нарушениях мышечного тонуса, остеохондрозах, радикулитных обострениях, послеоперационных периодах.

В зависимости от типа и жесткости конструкции существуют следующие виды устройств: пояса, бандажи, шины, жесткие и полужесткие корсеты, мягкие или полужесткие корректоры осанки.

Шейные и грудопоясничные ортезы могут быть мягкими, полужесткими и жесткими. Выпускаются в разных цветовых гаммах, что делает изделия менее заметными со стороны. Пояса изготавливаются из эластичных тканей с добавлением шерсти, обеспечивая фиксацию и одновременно оказывая согревающее действие. Корсеты располагают жесткими вставками и регулятором подгонки по фигуре. Иногда могут иметь подтяжки и подбираются индивидуально, строго по размеру.

Тутора, шины, ортезы – чем отличаются

Чтобы разобраться в сходствах и отличиях, необходимо вникнуть в терминологию. Ортезы представляют собой внешние ортопедические приспособления, которые корригируют, стабилизируют и компенсируют различные нарушения ОПА, обеспечивая защиту и разгрузку суставов. Тутор же – не что иное, как ортопедический аппарат для иммобилизации суставов.

Технически он состоит из гильз, которые соединены шинами без шарниров. Иными словами, тутор является разновидностью ортеза и его главное отличие состоит в том, что в конструкции тутора нет шарниров. Фиксация обеспечивается шнуровкой или другой застежкой, а усиливают техническую мощь шины из металла.

Шейные воротники и головодержатели, реклинаторы

Шейные воротники и головодержатели применяются как средство мягкой или полужесткой фиксации для облегчения симптоматики заболеваний хребта и в качестве реабилитационного инструмента. Основными задачами является восстановление естественного состояния позвонков и оптимизация кровообращения.

Поддерживающий корректор осанки предотвращает искривление и деформацию оси позвоночника и в зависимости от конструктивных особенностей, подразделяется на следующие виды:

  • реклинатор, основной задачей которого является правильное направление вертикальной оси туловища;
  • профилактический и лечебный корсет;
  • пояс для осанки.

Подводя итоги, следует отметить, что успех применения ортопедических изделий зависит от многих факторов – медицинского, профессионального исполнения и конечно же технически правильного выбора.

Детский церебральный паралич (ДЦП) занимает в настоящее время одно из ведущих мест в структуре детской инвалидности. В основе этого заболевания лежит органическое повреждение нервной системы плода. Одним из основных проявлений ДЦП, приводящим к стойкой инвалидизации больных, является нарушение локомоторной функции. Эти нарушения носят характер патологических стереотипов позы и ходьбы и формируются на основе сохраняющих свою патологическую активность тонических рефлексов (Семёнова К.А. 1999).

В настоящее время существует значительное число методов восстановительного лечения больных ДЦП. Одним из наиболее эффективных является метод динамической проприоцептивной коррекции (ДПК), разработанный на основе устройства “Пингвин”, предназначенного для послеполетной реабилитации космонавтов. Основной идеей метода является корректировка патологических установок туловища и конечностей больного, в результате чего возникает мощный проприоцептивный афферентный поток, несущий в себе информацию о нормализованном положении тела в пространстве. Ранее широко применяемое в практике устройство “Адели-92” показало достаточно высокую эффективность (Сологубов Е.Г. 1997). В настоящее время разработано новое устройство – “Гравистат” (К.А. Семенова, 1999). Одним из узлов в устройстве “Гравистат” является реклинатор, представляющий собой опорно-постановочный бандаж для плечевого пояса и верхней части туловища.

Целью нашей работы являлась исследование влияния реклинирующего устройства на баланс вертикальной позы у здоровых детей и у детей, больных церебральным параличом с помощью метода стабилометрии.

Материалы и методы

Нами обследовано 14 больных ДЦП в возрасте от 7 до 17 лет (средний возраст - 13,3 лет). По формам ДЦП эти больные распределялись следующим образом: спастическая диплегия - 9 человек; гиперкинетическая форма - 1; гемипаретическая форма - 4, в том числе, правосторонний гемипарез - 1 и левосторонний гемипарез – 3.

По тяжести клинических проявлений детского церебрального паралича все больные относились к III уровню патологии двигательного развития (К.А. Семенова, 1979).

С целью изучения статики здорового ребенка была обследована контрольная группа здоровых детей в количестве 30 человек - учащихся 2-10х классов средней школы №554 г. Москвы. Средний возраст детей, составивших контрольную группу - 11,8 лет, средний рост – 152,6 см, средний вес – 37,9 кг. Предварительно контрольная группа была обследована клинически с целью исключения врожденной или приобретенной патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, критериями отбора являлись отсутствие у детей хронических соматических заболеваний и нарушений зрения.

Всем испытуемым было проведено стабилометрическое исследование без реклинирующего устройства (фоновые данные) и стабилометрическое исследование в реклинаторе (проводилось спустя 15 минут после надевания ребенку реклинатора).

Стабилометрическое исследование проводилось в соответствии с рекомендациями Международного Постурологического общества (Kapteyn T.S., et al. 1983) и включало в себя стабилометрический тест Ромберга.

Аппаратно-программное обеспечение – стабилографический анализатор “СТАТОКИНЕЗИМЕТР” производства ОКБ “Ритм” (г. Таганрог).

Анализировались следующие параметры: среднеквадратичные отклонения во фронтальной и сагиттальной плоскостях “x” и “y”, длина статокинезиограммы - L, площадь статокинезиограммы - S, скорость перемещений ЦД - V.

Статистическая обработка данных включала в себя стандартные методы - критерии Стьюдента и Фишера.

Результаты и обсуждение

Результаты стабилометрического исследования контрольной группы приведены ниже (Таблица 1 и Таблица 2).

Таблица 1. Средние значения стабилометрических параметров контрольной группы - без реклинатора. Значения с индексом 1 - открытые глаза, с индексом 2 - закрытые. “Среднее” - среднеарифметическое значение, СКО - среднеквадратическое отклонение, m - ошибка определения среднего значения.

Параметр x 1 ,мм x 2 ,мм y 1 ,мм y 2 ,мм L 1 ,мм L 2 ,мм S 1 ,мм 2 S 2 ,мм 2 V 1 ,мм/с V 2 ,мм/с
Среднее 2.41 3.35 2.81 4.09 226.1 375.2 273.3 635.8 7.523 12.6
СКО 1.2 1.67 1.37 2.25 72.81 153.7 200.4 498.6 2.423 5.052
m 0.22 0.3 0.25 0.4 13.08 27.6 35.99 89.56 0.435 0.907

Таблица 2. Средние значения стабилометрических параметров контрольной группы – в реклинаторе. Обозначения те же.

Параметр x 1 ,мм x 2 ,мм y 1 ,мм y 2 ,мм L 1 ,мм L 2 ,мм S 1 ,мм 2 S 2 ,мм 2 V 1 ,мм/с V 2 ,мм/с
Среднее 2,54 3,37 2,8 4,13 228,4 360,6 275,5 576,3 7,598 12
СКО 1,19 1,51 1,31 1,58 80,36 125,8 209,8 359,3 2,673 4,186
m 0,22 0,28 0,24 0,29 14,67 22,97 38,3 65,59 0,488 0,764

Результаты, приведённые выше, показывают, что средние значения параметров для каждого эксперимента не имеют существенных различий (р Таблица 3. Значения коээфициента вариации и показателя точности для исследуемых параметров в выборке контрольной группы.

Параметр x 1 ,мм Qx 2 ,мм Qy 1 ,мм Qy 2 ,мм L 1 ,мм L 2 ,мм S 1 ,мм 2 S 2 ,мм 2 V 1 ,мм/с V 2 ,мм/с
Коэфф. Вар. 49.9 50 48.9 55.1 32.21 40.95 73.31 78.43 32.21 40.1
Показ. Точности 8.97 8.98 8.77 9.89 5.785 7.355 13.17 14.09 5.786 7.203

Данные контрольной группы демонстрируют отсутствие результатов, выходящих за пределы генеральной совокупности. Это позволяет утверждать, что контрольная группа однородна по своему составу, и обследование было проведено корректно. Однако показатели коэффициента вариации и точности превышают допустимые пределы. Среднее значение коэффициента вариации составляет 45-50%, показателя точности – 8-9%. Вероятная причина - недостаточная точность измерения применённого регистрирующего прибора.

Сравнение полученных в контрольной группе результатов с нормативами, разработанными Французской постурологической школой (Normes 85) показало, что имеются разнонаправленные отличия. Мы могли подвергнуть сравнению только три параметра: длину, площадь статокинезиограммы и среднюю скорость перемещения ЦД. Последнее связано с тем, что основные параметры “X” и “Y” – координаты ЦД в системе координат пациента не измеряются используемой в эксперименте платформой. В то же время французская школа не приводит параметров средне-квадратического отклонения ЦД, которые рассчитываются в комплексе ОКБ “Ритм”. Сравнительная таблица приведена ниже (Таблица 4).

Таблица 4. Сравнение средних значений длины, площади статокинезиограммы и скорости ЦД. Значение данных по длине статокинезиограммы нормировано по времени к текущему исследованию.

Параметр L 1 ,мм L 2 ,мм S 1 ,мм 2 S 2 ,мм 2 V 1 ,мм/с V 2 ,мм/с
Контрольная группа 226.1 375.2 273.3 635.8 7.5 12.6
Normes 85 618 732 325 468 16.7 17.6

Если длина статокинезиограммы значительно меньше нормативов (Normes 85), то полученные нами средние показатели площади статокинезиограммы отличаются не столь существенно. Однако, если результат для положения с открытыми глазами меньше сравниваемого, то для положения с закрытыми глазами превышает его. Необходимо отметить, что отношение между результатом в положении открытых и закрытых глаз, полученным нами и таковым отношением для зарубежных данных значительно отличается. Для наших данных этот показатель существенно выше. Обследование, проведённое с соблюдением стандарта по продолжительности исследования (Normes 85), обнаружило ещё более существенные отличия по длине и площади статокинезиограммы. Показатели скорости при этом изменились незначительно. Таким образом, при условии корректной методики исследования такие отличия, возможно, относятся к техническим особенностям применяемого прибора.

Другим важным результатом является подтверждение исходной гипотезы о том, что у здорового ребёнка реклинатор не оказывает влияния на общий баланс тела. Статистический анализ данных, полученных при обследовании контрольной группы, показал, что коэффициенты Стьюдента в данном случае колеблются от 0,05 до 0,6, коэффициенты Фишера – от 0,5 до 1,2. Эти значения свидетельствуют об отсутствии статистически достоверной зависимости между двумя выборками (результаты проб в реклинаторе и без него).

Многообразие клинических проявлений ДЦП не позволило получить в группе пациентов статистически однородный материал. Результаты исследования показали существенное варьирование стабилометрических параметров, не позволяющее применить стандартный статистический анализ. Вследствие этого нами был проведен индивидуальный сравнительный анализ показателей, полученных у каждого из обследованных больных ДЦП, с нормативными данными контрольной группы.

Нами выделено два основных типа фоновой стабильности в основной стойке. Это нормостабильность и гипостабильность. В случае нормостабильности стабилометрические параметры имеют значения в пределах нормы. При гипостабильности наблюдается существенное увеличение значений параметров. В этом случае сохранение равновесия в основной стойке страдает (Таблица 5).

Таблица 5. Оценка результата стабилометрического исследования пациентов без реклинатора по сравнению с контрольной группой.

Стабильность Открыты Закрыты
Нормостабильность 10 6
Гипостабильность 6 10

Приведённый выше результат показывает, что значительная часть обследованных больных имеет показатели стабильности в пределах нормы. При проведении теста Ромберга в положении с закрытыми глазами четыре пациента из десяти, демонстрировавшие нормостабильность в положении с открытыми глазами, показали результаты, свидетельствующие о недостаточно эффективном балансе. Возможно, это следствие патологии проприорецептивной системы, которая играет ведущую роль в поддержании баланса тела при выключении зрительного анализатора.

Влияние реклинатора на стабильность в основной стойке у больных ДЦП характеризуется тремя эффектами: положительным, отрицательным и индифферентным. Имеются незначительные количественные отличия каждого эффекта для положения с открытыми и закрытыми глазами (Таблица 6).

Таблица 6. Влияние реклинатора на устойчивость больных

Эффект Открытые глаза Закрытые глаза
Положительный 7 6
Отрицательный 5 7
Индифферентный 4 3

Обнаруженные эффекты показывают неоднозначность влияния реклинатора на статику больных ДЦП и требуют дальнейшего изучения на большем фактическом материале.

Выводы

  1. Обследование контрольной группы позволило получить нормативные стабилометрические параметры для детей в возрасте 8-15 лет.
  2. Сравнение данных контрольной группы с аналогичными зарубежных авторов показало отличия технического характера.
  3. Применение реклинатора в контрольной группе обнаружило отсутствие влияния данного устройства на показатели основной стойки.
  4. В группе пациентов с ДЦП обнаружены два вида стабильности в основной стойке (без реклинатора) – нормостабильность и гипостабильность.
  5. Применение реклинатора в группе детей с ДЦП характеризуется тремя эффектами: положительным, отрицательным и индифферентным.

Вертикализатор для детей с ДЦП — настоящий помощник родителей или опекунов. Устройство позволяет маленькому пациенту продолжительное время находиться в положении стоя, не испытывая при этом дискомфорт. Ребенок надежно фиксируется ремнями, при необходимости его поза корректируется с помощью регуляторов. Частое использование устройства приводит к значительному улучшению состояния маленького пациента.

Воздействие опоры для стояния для детей-инвалидов на организм:

  • Предупреждает развитие деформаций суставов и появление контрактур.
  • Способствует правильному формированию тазобедренного и коленного суставов.
  • Поддерживает нейтральное положение таза, улучшая контроль за положением тела.
  • Подавляет патологическую постуральную активность.
  • Помогает ребенку ориентироваться в пространстве.
  • Увеличивает эффективность занятий лечебной физкультурой.
  • Восстанавливает костно-мышечный скелет.
  • Препятствует образованию пролежней.
  • Развивает свод стопы и формирует различные ее положения, дает возможность научиться правильно распределять нагрузку и вес на ноги.
  • Развивает равновесие.
  • Повышает самостоятельность и уровень внимания.
  • Стимулирует рост.
  • Подготавливает к ходьбе.
  • Адаптирует в социальном окружении.
  • Стимулирует жизненные функции.

Показания к применению

Детский вертикализатор рекомендован к использованию в следующих случаях:

  • нарушенный тонус мышц нижних конечностей, из-за которого ребенок не способен длительное время (или вообще) пребывать в положении стоя;
  • при когнитивных нарушениях, т. е. при отсутствии у маленького пациента желания стоять;
  • после проведенных на тазобедренных суставах оперативных вмешательств;
  • при выраженной дисплазии и первых признаках контрактур;
  • для реабилитации после перенесенного инсульта или черепно-мозговой травмы, а также в случае лечения таких патологий, как рассеянный склероз, дистрофия мышц, расщепление позвоночника и проч.;
  • во время тренировки суставов.

Конструкция и разновидности средств реабилитации

Опора для стояния для детей-инвалидов представляет собой деревянное или металлическое изделие, функционал которого напрямую зависит от тяжести заболевания пациента. Так, существуют динамические и статические модели средств реабилитации. Конструкция первых подразумевает наличие электропривода и дает возможность ребенку не только стоять, но и самостоятельно передвигаться. Также динамические устройства могут быть оснащены механикой, которая приводится в действие руками или ногами. Однако они подходят только детям, которые имеют достаточно сил. В свою очередь, статические средства реабилитации, хотя и оснащаются колесами, возможности для перемещения не дают.

Вертикализатор для детей-инвалидов бывает 6 видов:

  • Активный. Дает возможность тренировать мышцы ног и рук с помощью специального механизма.
  • Мобильный. Позволяет передвигаться в стоячем положении.
  • Статичный. Представляет собой обычную опору для стояния, но за счет дополнительного оборудования может использоваться в качестве обеденного стола или рабочего места.
  • Многоуровневый. Позволяет принимать разные положения, дает больше свободы детям с ДЦП.
  • Заднеопорный. Рекомендован для реабилитации сложных пациентов, не способных удерживать голову.
  • Переднеопорный. Используется для реабилитации самых маленьких пациентов. В качестве точки опоры на таком устройстве выступает живот.

Мы поможем вам сориентироваться в каталоге и выбрать подходящий по параметрам и цене вертикализатор для детей с ДЦП. Получить нашу консультацию вы можете бесплатно, обратившись по телефонам: +7 (495) 790-64-18 или 8 800 707-41-60. Также ждем вас в нашем шоу-руме в Москве, сотрудники которого всегда готовы помочь с выбором и примеркой оборудования.

Предлагаем Вашему вниманию сопутствующие разделы:





Компания Альянс ОРТО оказывает помощь в реабилитации и лечении детей с поражением опорно-двигательного аппарата: ДЦП (детский церебральный паралич), СМА (Спинальная мышечная атрофия), Миодистрофия Дюшена и другими врожденными и приобретенными заболеваниями.
Показать полностью…

Мы изготавливаем индивидуальные корсеты и туторы из низкотемпературного термопластика.
- технология признана одной из лучших в мире.
- Наши изделия ребенок получает готовыми через 30 минут после приема у врача.
- 80% пациентов отмечают улучшение после ношения тутора или корсета.

При обращении к нам вы получаете:

- МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ПОМОЩЬ В ОФОРМЛЕНИИ ИПРА (ВПИШЕМ ПРАВИЛЬНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ДЛЯ ПОЛНОГО ВОЗВРАТА СРЕДСТВ)

Также, мы работаем с большим количеством Благотворительных фондов, которые могут оказать финансовую помощь.

Наши партнеры: НИДОИ им. Г.И. Турнера; ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта; Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; реабилитационные центры СПБ и многих других городов России.

Для консультации свяжитесь с нами:

Мы работаем по Санкт-Петербургу и другим регионам

Актуальную информацию по расписанию на текущий месяц вы можете посмотреть в прикрепленной записи наверху страницы.

Задать вопрос, записаться можно по телефону +7 981 160 00 77 - пишите, звоните.
Также, можно написать в личные сообщения группе или Александре Звягиной. Ее контакт есть в в разделе "контакты" - в правом нижнем углу после раздела "обсуждения".











  • Записи сообщества
  • Поиск





Кстати! Не лишним будет напомнить:

Некоторые дети не могут давать обратную связь по состоянию здоровья, ощущениям.
Показать полностью…

- На прогулках в жаркую погоду не забывайте одевать ребенку панаму или кепку от солнца. Защищайте открытые части тела от прямых солнечных лучей, чтобы избежать ожогов, но помните, что одежда должна быть лёгкой и по сезону.

- Если необходимо, оденьте ребенку солнечные очки.

- Не забывайте часто поить его.

- Следите за кожей (она не должна быть сухой и холодной на ощупь), мочеиспусканием (не должно быть длительных перерывов, указывающих на малое количество жидкости в организме).

- Используйте детские солнцезащитные кремы, если не получается избежать прогулки в "опасное" время.

- Избегайте пребывания на солнцепёке днём. Если получается, сместите прогулки, тренировки и занятия на утро/вечер.

ПОДБОРКА КНИГ ПО НАШИМ ТЕМАМ.

Все любят подборки. Из них можно взять интересные источники, а иногда и новый мир для себя открыть! (Не преувеличиваем!).

Можно найти вдохновение, можно найти поддержку, полезную информацию, развлечение, пищу для ума и новых мыслей.
Показать полностью…

У нас группа тематическая, поэтому подборка будет тематическая. Книги подбирали по рекомендациям читателей. Мы будем рады, если вы поучаствуете:

- выскажете мнение о книге, если вы ее читали! Понравилась? Не понравилась? Поделитесь.

- предложите литературу, которой в подборке нет, но она по теме и очень хорошая.

А мы пока постараемся подыскать вам тематическую подборку из мира кино:)

1. Мари Киллили "История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь", изд.Питер.
Эта книга написана матерью, чья дочь от рождения была поражена детским церебральным параличом. Рассказ о борьбе за здоровье адресован широкому кругу читателей, а тот, кто сам столкнулся с подобными проблемами, найдет здесь ясную и убедительную программу действий. Главное - любовь, участие и уверенность в окончательной победе над болезнью.

2. Патрик Грей и Джастин Скисак "Я буду толкать тебя", изд.Эксмо.
Патрик Грей и Джастин Скисак — лучшие друзья, знакомые с детства. Они родились с разницей в пару дней, росли в нескольких километрах друг от друга; вместе учились, занимались спортом, влюблялись и взрослели. Сегодня их дружбе уже почти 40 лет, и от сотен других аналогичных историй их отличает одно обстоятельство: они вместе преодолели паломнический путь в Испании длиной в 800 километров, причем один из них — в инвалидной коляске.

"Я буду толкать тебя" — история о нереальной выдержке, силе духа и искренней любви, основанная на одноименном фильме о приключениях двух друзей на Камино-де-Сантьяго. Авторы живо, эмоционально и непосредственно рассказывают о самом Пути и о событиях, которые привели их в нужное время в нужное место. Иистория Джастина и Патрика вдохновляет на свершения и перемены в жизни, мотивирует на преодоление трудностей, подчеркивая как важны взаимопомощь и поддержка.

3. Наджин Мустафа "От войны к свободе в инвалидной коляске",изд. Рипол Класик.

Наджин Мустафа родилась с синдромом ДЦП, но это не помешало ей преодолеть мучительный путь из охваченной войной Сирии в Германию в инвалидной коляске. Ее история – это рассказ о силе духа и мужестве, который был написан в надежде привлечь внимание общественности к величайшей гуманитарной проблеме нашего времени – вынужденным сирийским беженцам.

Несмотря на физические ограничения, Наджин не испугалась трудностей на пути к новой жизни. Она стойко пережила изнурительную шестнадцатимесячную Одиссею: через Турцию и Средиземное море, Грецию и Македонию, Сербию и Венгрию, наконец достигла Германии.

Незабываемая история Наджин, которая боролась за лучшую жизнь для себя, – это голос сирийских беженцев, которым приходится оставлять родные места и искать новый дом на чужбине. Эти вдохновляющие мемуары помогают нам понять, что мир должен меняться, и в наших руках изменить свою реальность.

4. Екатерина Мурашова "Класс коррекции", изд. Самокат.
Книга для подросткового чтения.
Повесть Екатерины Мурашовой "Класс коррекции" сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей с ограниченными возможностями, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.