Слепоглухие дети с дцп

История детского церебрального паралича отметила свой уже полутора-вековой юбилей, однако многие вопросы коррекции нарушенных или утраченных функций остаются до настоящего времени за рамками внимания врачей-специалистов.

Такими медицинскими сиротами являются и дети с нарушенным слухом, страдающие гиперкинетической формой церебрального паралича.

Появление слуховых расстройств, как известно, напрямую связано с имевшей место билирубиновой агрессией, в результате которой происходит инфильтрация базальных ганглиев и ядер ствола мозга, в частности, ядер слухового нерва. При этом степень количественного понижения слуха напрямую зависит от интенсивности билирубиновой инфильтрации.

Все многократно предпринимаемые попытки лечения слуховых расстройств при ДЦП заканчивались безрезультатно. В лучшем случае проводилось протезирование слуховыми аппаратами и коррекционно-педагогичские мероприятия.

Информацию на эту тему вы не встретите ни в специальных медицинских изданиях, ни в популярных книгах, брошюрах и статьях.

Тем ни менее, актуальность данной проблемы с годами только увеличивается, становится все острее из-за увеличивающегося роста количества детей с церебральными параличами, а, следовательно, с гиперкинетичскими формами из-за последствий ядерной желтухи и дефицитом одного из главнейших средств когнитивного развития человека – слуха.

С момента появления первой работы на тему коррекции слуха у этих детей, разработки метода коррекции слуховых нарушений прошло уже более 4 лет (Ю.И.Бабчик, 2002). К настоящему времени появилось множество новой современной физиотерапевтической аппаратуры, позволяющей проводить лечение на молекулярном уровне с подбором индивидуальных резонансных частот. Возникла новая отрасль медицины – врачебная физиотерапия. Это новое понятие начинает все увереннее проникать в суть медицины, приобретая права гражданства.Лечение на аппаратуре высоких технологий, по нашему глубокому убеждению, должен проводить врач-специалист.

А ведь глухие или слабослышащие дети рождаются не только в результате билирубиновой энцефалопатии на почве гемолитической болезни новорожденных.

Причинами врожденной ненаследственной глухоты или тугоухости является повреждение органа слуха зародыша. И обычно такая глухота – итог воздействия на плод во время беременности инфекции (цитомегалия, краснуха, сифилис и др.), неблагоприятных воздействий окружающей среды, химических веществ, радиации и т.д.

Разработанный метод коррекции слуховых нарушений у детей с ДЦП путем сочетанного воздействия на определенные структуры головного мозга электромагнитным излучением от аппаратов КВЧ- и лазерной терапии, позволяет проводить молекулярно-квантовую и электромагнитную терапию в резонансном режиме с подбором индивидуальных резонансных терапевтических частот. За период с 2002 года этот метод претерпел значительные изменения, расширился диапазон показаний для лечения детей с различной степенью утраты слуха и с различной этиологией глухоты, в частности, с врожденными формами нарушения слуха — на почве внутриутробной инфекции – полимикст, прежде всего, вируса краснухи и герпеса.

В течение последних 4 лет под наблюдением находились 49 больных с гиперкинетической формой детского церебрального паралича в возрасте от 2 до 42 лет. Все они имели нарушения слуха различной степени тяжести – от легких форм нейросенсорной тугоухости до полной глухоты.

Лечение проводилось в различных регионах России и Украины курсами с интервалами между курсами в 4-6 месяцев.

Эффективность лечения контролировалась клиническими и аудиометрическими исследованиями состояния слуха в динамике, проводимыми на местах и в Российском сурдологическом Центре.

В возрасте до 5 лет было 16 детей; от 5 до 10 лет — 9; от 10 до 15 лет – 21 и старше 15 лет – 3 больных. По тяжести поражения слуха распределение больных было следующим: 2-3 степень нейросенсорной тугоухости имелась у 9 больных; 3-4 степень – у 27; 4 степень – у 7 больных и у 6 больных была полная глухота.

Слуховыми аппаратами был обеспечен 31 ребенок, из них регулярно ими пользовались 19, а общаться с помощью аппарата могли лишь 16 детей.

Практически у каждого из 49 присутствовали те или иные речевые нарушения различной степени тяжести.

16 детей обучались в специнтернате для слабослышащих детей, еще 9 детей посещали спецшколу или группу детского сада для слабослышащих.

Каждый больной получил от 2 до 5 курсов сочетанной терапии. Оптимальный результат лечения был достигнут в группе детей со 2-3 степенью нейросенсорной тухоухости: из 9 больных у 5 наступило восстановление слуха и они были сняты с сурдологического учета; Остальные дети этой группы получили возможность общения без аппаратов.

В группе детей с 3-4 степенью тугоухости у 9 детей отпала необходимость в использовании слуховых аппаратов; у 13 детей состояние слуха повысилось до 2-3 степени тугоухости, 5 детей стали активно использовать слуховой аппарат и у 2 детей результата получено не было. В группе детей с 4 степенью тугоухости 4 стали слышать в аппарате разговорную речь, у одного ребенка наступило восстановление слуха, а у 2 больных ощутимых результатов достигнуто не было. В группе больных с абсолютной глухотой только у одного больного после лечения появилась возможность различать громкие звуки с помощью слухового аппарата. Сопоставляя клинические результаты проведенного лечения с данными инструментального исследования, следует отметить отставание появления положительных аудиометрических показателей (на 3-4 месяца) от объективных данных и субъективных ощущений.

Появляется возможность превентивного лечения младенцев с гемолитической болезнью новорожденных уже во время их пребывания в роддомах с целью профилактики развивающихся в последующем тяжелых нарушений слуха.

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих и др.

Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Психическое развитие детей с дефектами зрения в значительной степени зависит от времени возникновения патологии и от времени начала специальной коррекционной работы, а это (психического развития) дефекты могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов.Мастюкова Е.М. и Московина А.Г. характеризуют такого ребенка как боязливого, мало контактного. Поэтому они предлагают обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке.

Наиболее распространенные заболевания этой группы детские церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или имбецильности ), болезнь Дауна, аутизм.

Однако, бывает сочетание умственной отсталости с психической недостаточностью и другими осложнениями. Это создает определенные сложности при диагностике заболеваний и работе с такими детьми и требует от специалистов хорошей подготовленности, обученности. Осложнения могут появиться при рождении или позже. Можно выделить следующие причины их появления: плохой уход за детьми с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам, стрессам, невниманию со стороны лиц, к которым они особенно привязаны и т.п.

К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

“Характеристика детей с ДЦП, имеющих нарушения слуха или глухоту”

В последние годы в системе специального образования значительно возрос интерес к проблеме всесторонней помощи детям со сложными нарушениями. Повышенное внимание к этой категории аномальных детей можно объяснить как дальнейшим расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, так и тенденцией к увеличению данной категории детей.

Сложное нарушение - это специфически целостный феномен, характеризующий принципиально особую ситуацию развития ребенка.

По мнению американских специалистов, такие комбинации являются причиной особых образовательных потребностей, которые не могут быть учтены рамками специальных образовательных программ, рассчитанных на какое-то одно из имеющихся нарушений (Van Dijk J. P. M., Carlin R, Janssen M., 1989).

По мнению отечественных специалистов (Чулков В.Н., 2000), сложное нарушение характеризуется сочетанием двух и (или) более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития) у одного ребенка, в одинаковой степени определяющих структуру нетипичного развития и трудности реализации образовательных практик по отношению к нему.

Следовательно, как отмечает М. В. Жигорева (2006), к сложным (комплексным) нарушениям развития относятся нарушения, представленные несколькими первичными дисфункциями, которые, будучи взятыми отдельно, определили бы характер и структуру аномального развития. Каждое из выявленных в сочетании нарушений оказывает многообразное воздействие на все другие, что приводит их к взаимному усилению. В силу этого отрицательные последствия данных дисфункций оказываются качественно и количественно значительно грубее по сравнению с простой суммацией отдельных нарушений.

Детей с нарушением слуха и движений можно разделить на имеющих:

тяжелые формы ДЦП и тугоухость;

тяжелые формы ДЦП и глухоту;

легкие формы ДЦП и тугоухость.

легкие формы ДЦП и глухоту.

ДЦП - органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями. Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые - у 75% и психические у 50% детей.

Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. Особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса, которые могут происходить по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлексов. На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и деформации).

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости всех степеней тяжести. Кроме того, нередко имеются изменения зрения, слуха, вегетативно-сосудистые расстройства, судорожные проявления и пр.

Двигательные, речевые и психические нарушения могут быть различной степени выраженности - от минимальных до максимальных.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что, естественно, оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций. Это связано с тем, что движение организма и все его важнейшие функции - дыхание, кровообращение, глотание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи - реализуются в конечном счете движением - сокращением мышечного аппарата.

Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость их ощущения, у ребёнка не формируется правильные представления о движении, с трудом развивается пространственно-временная организация.

Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это в свою очередь, еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. воспитание психический двигательный речевой

Двигательные ощущения играют важную роль в овладении глухими детьми устной речью. Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а глухой - опирается на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляторного аппарата. Двигательные ощущения для глухих - средство самоконтроля, база, на которой формируется речь, особенно такие ее формы, как устная, дактильная, мимическая (при классической системе обучения глухих), и, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, эти кинестетические ощущения искажены, тормозится развитие артикуляционной моторики. Часто ребенок не может сам определить положение губ и языка при произношении.

При ДЦП (без глухоты или тугоухости) из-за недоразвития или снижения моторных функций имеется нарушение деятельности слухового анализатора. Так, может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюдается при наличии гиперкинезов. Особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения.

Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму.

Для некоторых детей характерна недостаточность фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова, как коза--коса, дом-- том и т. д. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, возможна недостаточность слухового восприятия и слуховой памяти.

Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого, а в тяжелых случаях -- к недоразвитию речи.

Может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюдается при наличии гиперкинезов (гиперкинетическая форма ДЦП). Особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные.

Очень важно выявить нарушения слуха при ДЦП. Большую помощь в этом могут оказать родители. Ранняя диагностика даже незначительного снижения слуха у ребенка с ДЦП имеет важное значение для предупреждения у него отставания в психическом развитии. При этом у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность к звуковым сигналам, они вздрагивают при любом неожиданном звуке, но дифференцированное восприятие звуков у них недостаточное. С помощью специальных педагогических приемов ребенок постепенно преодолевает страх при восприятии неожиданных звуковых раздражителей.

Среди глухих есть дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Их не так много: они составляют 3 -- 3,5 %.

Они обучаются в специальных классах при школах для глухих детей. Эти дети не могут обучаться в обычном классе для глухих детей из-за мышечных поражений. При неврологическом обследовании таких детей выявляется снижение поверхностной и глубокой чувствительности конечностей. Эти нарушения лежат в основе трудностей, возникающих при обучении письменной речи и особенно при освоении дактилологии. Данные нарушения препятствуют успешной учебе в школе, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации, даже когда у ребенка нет умственной отсталости.

Те дети, которые могут ходить самостоятельно и обучаются в школе, имеют очень своеобразную несимметричную походку, скрюченную позу тела, насильственные движения рук и ног. Психофизическое развитие этих детей протекает с глубоким своеобразием. Они испытывают трудности в зрительном восприятии предметов, поскольку в силу насильственных движений шеи и головы не могут спокойно осматривать предметы. Кроме этого, у них нередко наблюдаются нарушения движений глаз, нарушения аккомодации и косоглазие. Не менее сложна для детей предметно-практическая деятельность, поскольку с большим трудом они могут совершать точные действия с предметами. Особо сложным является формирование речи у неслышащих с ДЦП. При наличии навязчивых движений в области рта и нередко наблюдаемой дизартрии крайне трудно формировать у таких детей речепроизносительные умения. Из-за нарушений движений рук им трудно овладеть дактильной речью и письмом, являющимися важным звеном в формировании речи глухих детей.

В момент поступления в школу глухие дети с ДЦП обычно совсем не владеют речью и имеют существенное отставание в развитии всех психических процессов. Но при глубоко индивидуальном подходе, учитывающем потенциальные возможности каждого ребенка, глухие дети с ДЦП могут усваивать в более растянутые сроки программу начальной и основной школы для глухих детей. Для наиболее способных детей с ДЦП эти сроки могут совпадать со сроками обучения глухих детей с ЗПР.

Среди глухих детей с ДЦП встречаются умственно отсталые (с еще более обширным поражением мозговой деятельности, чем только при ДЦП). Их необходимо своевременно диагностировать. Они отстают во всем психофизическом развитии, и гораздо больше чем глухие только с ДЦП.

Детям с таким сложным дефектом должна оказываться всесторонняя помощь, опирающаяся на индивидуальные возможности каждого ребенка. Для логопедической помощи разрабатываются специальные методики, так как у многих детей имеющих нарушения слуха в сочетании с ДЦП отмечены недостатки артикуляционной моторики, наблюдаются гиперкинезы в мимической и язычной мускулатуре, которые усиливаются при попытке к устному произношению, возникают синкинезии. Исходя из этого, содержания занятий по формированию произношения дополняются следующими разделами:

I. Дифференцированным массажем, который проводится по следующим направлениям:

  • - массаж, расслабляющий лицевую мускулатуру (разглаживание в направлении от середины лба к вискам в виде легкого поглаживания равномерными движениями кончиками пальцев; движения от бровей к волосистой части головы обеими руками с двух сторон; движения вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча);
  • - массаж губ (по верхней губе от угла рта к середине; по нижней губе от угла рта к середине; поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; постукивание, легкое пощипывание губ; точечный массаж губ;
  • - массаж языка. За основу массажа направленного на уменьшение гиперкинезов языка взяли точечный массаж, разработанный К.А. Семеновой:
    • 1. перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине левой носогубной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа и производятся вращательные движения в указанных точках; затем руки меняются;
    • 2. указательный палец левой руки располагается в области середины носогубной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производятся вращательные движения; затем движения производятся на противоположной стороне.

II. Гимнастикой для артикуляционного аппарата (как в пассивной, так и активной форме).

Пассивная гимнастика для губ:

  • - собирание губ в трубочку;
  • - растягивание губ в улыбку;
  • - подымание верхней губы, опускания нижней губы;
  • - собирания нижней, а затем верней губы в хоботок.

Пассивная гимнастика для языка:

  • - прижимаем шпателем кончик языка ко дну ротовой полости;
  • - пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому небу;
  • - шпателем надавливают на кончик языка, вызывая продвижения его назад и подъем спинки языка.

Активная гимнастика для губ и языка:

  • - обхват трубочки губами, удерживание ее при попытке вытягивания ее взрослым;
  • - кончик языка упирается в края нижних резцов;
  • - для мышц корня языка произвольное покашливание;
  • - движение языка из угла рта в другой угол;
  • - движение языка по верхней и нижней губе;
  • - высовывание узкого языка между зубами и прятанье его.

III. Особое место также отводится работе по формированию правильного речевого дыхания; развитию голоса, работе над ритмико-интонационной стороной речи.

Особенностью работы с детьми, имеющими речевые нарушения первичного характера, является не только дополнение разделов в содержание занятий, но также и изменение последовательности коррекции звуков и значительное расширение сроков автоматизации звуков.

В работе со слабослышащими детьми, имеющими ДЦП возникают трудности в обучении их способам коммуникации. Поэтому коррекционная работа дополняется разделами, направленными на развитие мелкой моторики рук, пальцев, координации движений всего тела. Но эти упражнения в занятия по формированию произношения не включаем ,т.к. такие дети обучаются в классе, в котором есть специальные занятия на преодоление этого дефекта (3 часа в неделю).

Со слабослышащим ребенком мы работаем сразу над всеми сторонами речи, а особенностью работы при ринолалии является поэтапность. Поэтапность применяется при формировании дыхании, артикуляции при работе над голосом, при постановке звуков.

Выделили следующие этапы работы:

  • · Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот;
  • · Формирования длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков;
  • · Включение голоса при длительном ротовом выдохе;
  • · Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков;
  • · Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения группы опорных звуков;
  • · Формирование мягких звуков.

Особенностью работы при ринолалии является и то, что нужно разрушить старые, неправильные стереотипы, сформировать новые, т. е. начиная работу с ринолаликом, необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново.

Методические приемы по постановке, коррекции звуков имеют некоторые особенности:

  • 1. В процессе постановки звука привлекается зрительный, тактильный и кинестетический контроль. Особенность всех корригирующих приемов заключается в том, что они должны быть достаточно ощущаемы.
  • 2. Выраженные органические дефекты препятствуют достижению идеальной артикуляции. Поэтому у таких детей допустимы отключается в артикуляции, что не допустимо у детей только с нарушением слуха.
  • 3. Так как у детей с ринолалией и дизартрией снижены кинестезии приходится задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и т.д.: подготовительные упражнения приходиться продолжать довольно долго, до тех пор, пока не вырабатывается четкие кинетические стереотипы; для более четких ощущений можно помочь ребенку механически (взять язык в стерильную салфетку и произвести нужный уклад языка).
  • 4. Инструкции даются в письменном виде; используются таблички с инструкциями при массаже, артикуляционной гимнастике и т.д. Чтобы качественно выполнить артикуляционные упражнения мы включили инструкции, которые дополняют словарь педагога:
    • - делай точно;
    • - держи долго;
    • - сильно дуй;
    • - долго удерживай;
    • - сильно прижми;
    • - упрись кончиком языка в нижние резцы;
    • - говори шепотом, без голоса;
    • - вдыхай глубоко;
    • - выдыхай длительно через нос.
  • 5. Обязательно педагог должен включать жестовый показ, использовать тактильно-кинестические ощущения.

Дети со сложной структурой дефекта, в частности имеющих ДЦП в сочетании с наршением слуха или глухотой, испытывают трудности в социальных контактах со сверстниками и взрослыми, в налаживании этих контактов, в поддерживании общения на положительном эмоциональном уровне. Происходит отставание в развитии словесного мышления, произвольного внимания, запоминания, сложных видов восприятия. Наблюдается повышенная истощаемость в сочетании с низкой работоспособностью, утомляемость, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

Библиография

Это поражение двигательных систем головного мозга (двигательные нарушения,обусловленные спазмом мускулатуры), повреждение мозга, которое влияет на контроль за мускулами и суставами.

Среди детей с ДЦП наблюдаются дети с сохранным интеллектом (примерно 40–50 %),дети с ЗПР (40–50 %), а также умственно отсталые дети (7 – 10 %).

1) Факторы, неблагоприятно воздействующие на плод внутриутробно:

• внутриутробные инфекции и инфекционные заболевания, перенесенные матерью вовремя беременности;

• интоксикации плода и токсикозы беременности;

• физические травмы, ушибы плода;

• несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;

• психические травмы, в том числе отрицательные эмоции;

• физические факторы (перегревание, облучение и т. д.);

• некоторые лекарственные препараты;

2) Факторы, неблагоприятно воздействующие на ребенка:

• ушибы, головы, травмы, паралич;

• перенесенные в детстве тяжелые болезни (менингит, энцефалит).

Особенности развития детей с ДЦП. У всех детей с ДЦП отмечаются нарушения:

1) развития речи;

2) мышечного тонуса (по типу ригидности, спастичности, дистонии, гипотонии);

3) ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи);

4) наличие насильственных движений;

5) нарушение равновесия и координации движений;

6) нарушение ощущений движений;

7) наличие патологических тонических рефлексов;

8) снижения слуха;

9) нарушения психического развития;

10) недоразвития предметных действий (игровой деятельности, школьных навыков);

11) задержка интеллектуального развития;

12) эмоциональные нарушения: повышенная возбудимость, появление страхов, колебание настроения;

13) нарушение формирования взаимодействий и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, что приводит к эгоцентрическим установкам, пассивности.

Возможные отклонения при ДЦП:

1) несформированность целенаправленных действий;

2) недоразвитие абстрактного мышления;

3) особенности развития речи (речевые расстройства);

4) слабость лицевой мускулатуры, мышц языка;

5) затруднение акта глотания;

6) медленное усвоение отдельных понятий;

7) личностные особенности (инфантилизм, аутизм);

8) особенности эмоционально-волевой сферы;

9) пограничные нервно-психические нарушения.

Формы ДЦП по характеру двигательных нарушений

1. Спастическая диплегия (параплегия – двойное поражение) – (40–50 %) – парез (паралич) верхних и нижних конечностей с преимущественным поражением ног, руки поражены меньше, чем ноги. Обнаруживается в первые месяцы жизни, ребенок может передвигаться самостоятельно или при помощи специальных приспособлений. Такие дети овладевают письмом, трудовыми навыками. 2. Двойная (двусторонняя) гемиплегия (самая тяжелая форма) (гемиплегия – право-

сторонняя или левосторонняя) – (20–25 %) – двигательные нарушения в одной из сторон

тела, преимущественно в руках. Не сидят, не ходят. Выявляется при рождении. Возможна

умственная отсталость всех степеней.

3. Атонически-астеническая форма (10–15 %) – парезы, мышечная недостаточность,

несформированность реакций равновесия, координации движений при поражениях моз-

жечка. Дети долго не могут сидеть, стоять, ходить. При лечении к 3–5 годам дети овладевают

возможностью произвольных движений. У 50 % из них возможна умственная отсталость,

4. Гиперкинетическая форма (самая легкая) (15–20 %) – объединяет все формы насильственных движений:

• атетоз – червеобразные непроизвольные движения;

• тремор – быстрые, ритмически повторяющиеся непроизвольные движения мышц;

• ригидность – сопротивление пассивному движению, при попытке врача поднять

Это нарушение двигательной функции из-за насильственных, непроизвольных, чрезмерных движений (может сочетаться с параличами и парезами), возможны дрожание, тики,

спазмы. Психическое развитие приближенно к нормальному.

В интеллектуальном отношении прогностически неблагоприятна двусторонняя гемиплегия. При всех остальных формах ДЦП возможен сохранный интеллект. Однако возможно

и снижение интеллекта в разной степени, не обусловленного ДЦП, так как одни и те же причины могут вызвать и ДЦП, и умственную отсталость.

Формы ДЦП по степени выраженности нарушений движений и несформированности двигательных навыков

1. Тяжелая степень поражения конечностей – 10–15 % – такие дети с трудом передвигаются и навыки самообслуживания развиты частично.

2. Средняя степень поражения конечностей – 50–60 % – дети передвигаются самостоятельно, но ограниченно, нуждаются в ортопедических приспособлениях.

3. Легкая степень поражения – 25–40 % – у детей наблюдаются порочные установки

конечностей, двигательные навыки недостаточно автоматизированы.

Коррекционная работа при ДЦП

Основные цели коррекционной работы при ДЦП: оказание детям медицинской, педагогической, психологической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1) Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.

2) Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.

3) Организация работы в рамках ведущей деятельности.

4) Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.

5) Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

Образование детей с нарушениями ОДА

Обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА протекает в двух направлениях:

1. Лечебная педагогика осуществляет подбор методов лечения больного ребенка. Действия врача и педагога должны быть направлены на использование естественных лечебных факторов и физиологических защитных свойств и механизмов организма человека и

могучего целебного воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного

Без доброты нет и не может быть радости, без радости нет

2. Реабилитационная педагогика осуществляет педагогическое воздействие на больного или труднообучаемого ребенка или подростка с целью коррекции его поведения, оптимизации его эмоционального состояния интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.

Основные принципы обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА

1) Компетентность (профессиональная грамотная работа с ребенком).

2) Взаимосвязь в работе специалистов.

3) Сочетание индивидуального подхода с групповым.

4) Ежедневный учет психофизического состояния ребенка при определении объема и

характера проводимых с ним занятий.

5) Приоритетное формирование качеств личности, необходимых для дальнейшей

6) Сочетание в коррекционном процессе работы по развитию нарушенных функций и

формирования приемов их компенсации. Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств.

18 Клинико-психологическая характеристика детей с нарушением слуха.

План ответа:

1. Дети с различными выраженными нарушениями слуха.

2. Классификация нарушений слуха.

3. Характерные особенности развития детей с нарушениями слуха.

4. Слепоглухие дети.

Среди детей с проблемами развития значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха. Ежегодно по стране выявляются около 1000 детей с патологией слуха. Ухудшение функции слуха, возникшее в детском возрасте, в большей степени отражается на психосоматическом развитии ребенка. Более 85 % нарушений

слуха наступают на первом-втором годах жизни, т. е. до развития речи и в период ее формирования.

Слух – отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки.

Эта способность реализуется посредством слуховой системы, или звукового анализатора, человека, которая представляет собой совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т. е. осуществляющих слуховую структуру в пространстве.

Основные параметры слуха:

• частота звука (высота) человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16–20 Гц до 16 000—20 000 Гц (зона максимальной чувствительности), 1000–3000 Гц –диапазон речевого общения;

• интенсивность звука – громкость;

• звуковой спектр – тембр звука.

Главный показатель диагностики слуха – отсутствие реакции на звуковое раздражение.

• отсутствие реакции на звуки в первый год жизни;

• речь ребенка не развивается или ее развитие задерживается;

• звучание речи часто отличается от речи слышащих;

• мимика – естественный язык глухих.

Слуховая система в отличие от других анализаторных систем имеет одну существенную характеристику: на базе слуховой системы формируется человеческая речь.

Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не может самостоятельно научиться говорить, так как он нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит слуховых образцов.

Он не может контролировать собственное произношение, следствием чего является нарушение устной речи.

Это отрицательно сказывается на овладении всей сложной системой языка, что не только ограничивает возможности обучения и познания окружающего мира, но и негативно влияет на всё психическое развитие ребенка.

Классификация нарушений слуха по времени возникновения дефекта

1. Врожденные нарушения слуха. Встречаются реже, это наследственная аномалия слухового органа (недоразвитие внутреннего уха, отсутствие барабанной полости, заращение наружного слухового прохода).

Причины: воздействие на развивающийся плод вредных факторов со стороны организма матери: вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в первые три месяца беременности, внутричерепные интоксикации химическими лекарственными веществами, алкоголем.

Слуховой анализатор может быть поврежден вследствие травмы плода.

2. Приобретенные нарушения. Встречаются чаще. Причины: инфекционные заболевания: менингит, корь, свинка, скарлатина, пневмония, воспалительные процессы (отит),

последствия заболевания носа и носоглотки, травмы головы.

В зависимости от времени, степени и периода развития нарушения все дети с недостатками слуха делятся на:

Глухие – дети с полным выпадением слуха; у 4 % – абсолютная глухота, у остальные сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные резкие и громкие звуки

(транспорт, метро, шум самолета, поезда), но разборчивое восприятие речи невозможно.

Среди глухих людей различают:

• глухие без речи (ранооглохшие) – поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в начале формирования речи;

• глухие, сохранившие в той или иной мере речь (позднооглохшие), – это дети с потерей слуха, но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты.

Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) или к ее грубому недоразвитию.

Недостаточность вестибулярного аппарата связана с задержкой прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации.

При поражении в школьном возрасте речь ребенка сформирована, имеются лишь недостатки произношения.

Слабослышащие дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие.

Характерные особенности развития детей с нарушениями слуха:

1. Нарушение звукопроизношения (или отсутствие речи).

2. Ребенок не может самостоятельно учиться говорить.

5. Возможны отклонения в психической сфере: осознание, что он не такой, как все, и как следствие – нарушение поведения, общения, психического развития.

6. Пассивный и активный словарный запас по объему совпадает (ребенок хорошо понимает лишь то, о чем он может сказать).

7. Характерны нарушения звукобуквенного состава слов.

8. Трудности в освоении учебной программой.

9. Ребенок нуждается в дополнительной коррекционной помощи, подборке индивидуального слухового аппарата.

10. Нарушения в эмоционально-волевой сфере (из-за недостаточной возможности самовыражения).

При обучении глухих детей используют специальные методы и приемы, среди которых особое место занимают:

• дактильная речь – условный язык глухих, составляющий ручную азбуку грамотных

глухих людей (дактильных знаков столько же, сколько и букв);

• жестовая речь – выразительные движения рук.

Проблемой слепоглухоты занимались представители очень многих специальностей (физиологи, психологи, философы, историки, литераторы, общественные деятели), несмотря на то что тифло-сурдопедагогика является в значительной степени узким и специальным вопросом, даже в самой дефектологии.

Уже сама возможность существования человека без таких органов чувств, как слух и зрение, поражает всех. Если такой человек слеп и глух от рождения или потерял слух и зрение в раннем детстве, он не только никогда не слышал человеческой речи, но и не знает, что существует речь, слова, обозначающие предметы и мысли. Он не знает даже, что существуют

предметы и внешний мир. Внимание всех привлекает своеобразие психического развития человека, отделенного от неисчислимо многообразного мира вещей и от общества стеной молчания и темноты.

Развитие слепоглухого зримо связано с педагогическим процессом, с искус-

Существуют два противоречивых взгляда на слепоглухоту:

1) невозможно развить слепоглухого до уровня нормального человека;

2) развитие слепоглухого считается спонтанным, имманентным саморазвитием.

Успехи обучения отдельных слепоглухих объявляли особыми, выдающимися случаями, объясняемыми сверхгениальностью учеников.

Основной принцип формирования психики слепоглухонемого – саморазвитие изначально заложенныьх способностей.

Индивидуальное обучение слепоглухонемых, проводившееся под руководством И.А.Соколянского в Харьковской школе-клинике, в экспериментальной группе при институте АПН СССР, и массовое обучение в Загорском детском доме слепоглухонемых, который был

открыт в 1963 г., показывают полную возможность высокого развития слепоглухонемых,которое не было спонтанным и имманентным.

Особенность слепоглухонемого ребенка в том, что, обладая потенциальной возможностью, сам он своими средствами, собственными усилиями никогда не достигает даже самого незначительного умственного развития. Без специально корригирующего педагогического вмешательства такой ребенок останется полным инвалидом на всю жизнь.

Без специального обучения слепоглухонемые дети могут проводить десятки лет в отгороженном углу комнаты, в кровати и т. д., за всю жизнь не научившись ни одному знаку, не научившись ходить, есть и пить по человечески. Слепоглухой ребенок до обучения может

навыкам, самообслуживанию, бытовому поведению, ориентировочно-исследовательской деятельности.

В деятельности по удовлетворению своих естественных потребностей ребенок пользуется большим количеством предметов, овладевая ими, он их познает, ощупывает. Первые жесты и есть изображение действий с этими предметами или повторение действий в отсутствие самих предметов, т. е. жесты – это непосредственное изображение предметов и действий, это первое, наглядное и на первых порах единственно доступное пониманию ребенка обозначение, на основе которого можно формировать следующую ступень уже понятийного обозначения – слово.

и об их назначениях и функциях, что позволяет оценить адекватность образов, имеющихся у ребенка, окружающим его предметам.

В процессе усвоения дактильного алфавита учащийся обучается воспроизводить каждую пальцевую конфигурацию и свободно считывать ее с руки учителя.

После усвоения дактильного алфавита ребенку дается рельефно-точечное (брайлевское) обозначение букв.

Письменная речь дает возможность слепоглухонемому ребенку приобщаться к чтению и усвоению знаний из книг.

Пример. Ольга Ивановна Скороходова – человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух (5–8 лет). Потеря зрения в детские годы изолирует ребенка об окружающей среды, делает его беспомощным.

Вынужденное одиночество может привести ребенка к психической деградации. Со слепоглухой девочкой этого не произошло. Примерно в 10 лет она попадает в школу-клинику для слепоглухих детей, организованную в 1923 г. профессором И.А. Соколянским в Харькове. У девочки была восстановлена речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение ее по всем предметам школьного курса. Она получила среднее образование, вступила в комсомол.

Она стала старшим научным сотрудникам Института дефектологии АПН СССР, автором многочисленных статей и трех книг. В 1961 г. защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата педагогических наук по психологии. Книги написаны Скороходовой самостоятельно и не подвергались редакторской правке. Все книги – документ, имеющий

научную ценность как подлинное описание наблюдений и самонаблюдений человека, полностью лишенного зрения и слуха.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.