Слинг для ребенка с дцп


Жизнь современной молодой мамы невозможно представить без специальных приспособлений для переноски ребенка, самыми популярными из которых являются слинги. И дело здесь не только в моде. На самом деле они невероятно удобны. Мамочка может в течение длительного времени находиться с ребенком в движении, забыв про усталость. Все это создается благодаря тому, что совершенно простая с виду конструкция, состоящая из длинной ткани, равномерно распределяет нагрузку на позвоночник.

Слинг позволяет молодой мамочке не отказываться от прежнего образа жизни. Но преимущество его состоит еще и в том, что малыш все время находится в непосредственной близи с мамой, а это очень значимо для его развития. По мнению психологов, первые месяцы жизни малыша должны проходит без разрыва с мамой, они являются неким продолжением внутриутробной связи.

Появились слинги очень давно. Еще у древних женщин наблюдалось нечто такое, с виду напоминающее современный слинг, а потому нельзя сказать, что это заслуга современных изобретателей. До сих пор они активно используются у многих народностей, особенно африканских.

Слинг – это переноска для ребенка, состоящая из ткани. Как правило, все виды можно использовать для детей от рождения и вплоть до 3 лет. Разновидностей слингов в настоящее время существует очень много. Их насчитывается порядка 10, однако не все они нашли отклик у молодых родителей. Ниже представлен обзор самых популярных и востребованных видов слингов.

Виды слингов для детей

2. Еще одной разновидностью, которой нередко пользуются молодые мамочки, считается слинг-карман (труба). Он выглядит как кусок плотной ткани, сшитой в форме кольца, в котором предусмотрены 3 положения – лежа, полулежа и сидя. Чтобы регулировать размеры, на слинге специально предусмотрены пуговицы или карабины. Такое приспособление очень удобно в носке. Но, как и первый вид, слинг-карман предназначен для ношения на одном плече.


3. Неоспоримым лидером является слинг-шарф, состоящий из длинной тканевой полосы, доходящей до 5 метров. Но существуют и более короткие варианты – до 3 метров. Благодаря этому можно носить малыша независимо от сезона и вида одежды. В отличие от предыдущих видов, его можно носить одновременно на двух плечах. Вариантов ношения может быть несколько – лежа, полулежа и сидя. Но такой шарф очень сложно наматывать, особенно если молодая мамочка находится вне дома. В зависимости от типа ткани, такие слинги могут быть нескольких видов: трикотажные и тканые, выполненные из саржевого или жаккардового плетения. Первые считаются наиболее удобными для новорожденных малышей, а вторые – для деток постарше.

4. Еще одной разновидностью является слинг-май, внешне напоминающий заплечный рюкзак. Он состоит из квадратного куска ткани и 4 лямок – поясных и наплечных. Такие слинги очень удобны в использовании, они позволяют мамочке усаживать ребенка, не прибегая к помощи посторонних. Нагрузка в них распределяется симметрично. Но их нежелательно использовать для новорожденных детей, хотя и предполагается положение лежа. Изначально заданная форма этой переноски не позволяет принимать силуэты тела ребенка, что может нанести вред позвоночнику.

Слинг – это лучшее решение для молодых родителей, ведь благодаря ему можно решить многие проблемы с передвижением. С ним молодая мамочка может совершать шопинг, гулять, устраивать длительные походы, чувствуя себя при этом энергичной и активной. Причем не только молодые мамы оценили это изобретение. Папам также нравится носить малыша рядом с собой. Подарите себе и своему малышу комфорт и счастье!

Система Салинг является металлической конструкцией, которая включает в себя системы шкивов, грузов, тросов и поясов для укрепления и растяжения мышц. Это достигается за счет резиновых натяжителей и грузов.

Если ослабленные мышцы не в состоянии выполнять движение, тогда путем полного закрепления конечностей (руки или ноги) и исключая вес тела, ребенок с помощью инструктора способен начать движение. Система работает не только для улучшения мышечной силы, но она также позволяет распределить нагрузку на желаемую группу мышц. Что это значит? Это значит, что всякий раз, когда ребенка с неврологическим расстройством просят выполнить определенные движения, из-за тонуса мышц и отсутствия координации, силы и равновесия, он может попытаться выполнить эту функцию с помощью натяжителей, удерживающих тело в определенном положении. При работе в системе у ребенка вырабатывается определенный правильный автоматизм движений. Это является главной причиной, почему мы применяем его при ДЦП, а также других неврологических заболеваний при поражении ЦНС и ПНС.Через систему натяжителей и поясов инструктор обеспечивает динамичную вертикальную или горизонтальную подвески ребенка и удержание его в пространстве.

Упражнения в системе выполняются для улучшения функциональных навыков приседания, ползания, стояния и ползания на коленях, стояния на ногах, ходьбы, удержания баланса, улучшения координации движений, сенсомоторной интеграции.

Программа включает в себя растягивание и укрепление мышц, которые проводятся с использованием различных уникальных методов. Натяжители используются для оказания помощи инструктору в позиционировании ребенка в пространстве, и обеспечивают свободные руки как инструктору так и ребенку, для выполнения упражнений для мелкой и крупной моторики.

Основной целью занятий является улучшение и изменение проприоцепции (суставов, связок, мышц), уменьшение патологических рефлексов, восстановление координации движений. Каковы преимущества интенсивной терапии для вашего ребенка? Формируются новые двигательные навыки, обеспечивается внешняя стабилизация, нормализуется тонус мышц, уменьшаются контрактуры и поддерживаются слабые мышц, выравнивается координация, обеспечивается динамическая коррекция движений исправляется походка.

Система помогает выполнить произвольные движения в вертикальном положении, увеличивает силу и выносливость, развивает вестибулярный аппарат и улучшает баланс, улучшает координацию, уменьшает неконтролируемые движения, улучшает пространственную ориентацию, способствует развитию мелкой и крупной моторики, повышает плотность костной ткани, происходит укрепление мышц и улучшение их функций, повышается двигательная активность, появляются новые навыки.

Показания к применению

Детский церебральный паралич

Задержки в развитии

Травматическое повреждение мозга

Спастичность (повышенный тонус мышц)

Гипотония (снижение мышечного тонуса)

Система Салинг это устройство для тренировки двигательных возможностей у детей с нервно-мышечной патологией. Удобная для использования конструкция системы позволяет детям с нарушением опорно-двигательного аппарата находиться в вертикальном положении неограниченное время. Дети с патологией опорно-двигательного аппарата, закрепленные в системе, могут заниматься одновременно и на других тренажерах или гимнастических снарядах ( на беговой дорожке, шведской стенке, степе, на велотренажере) Система позволяет детям, имеющим тяжелые двигательные нарушения, перемещаться в пространстве во всех направлениях ( вперед, назад, в сторону, вверх, вниз), сохраняя вертикальное положение и при этом иметь возможность вращения вокруг своей оси, не сковывая движения рук, ног, страхуя от падения и одновременно, регулировать нагрузку на опорно-двигательный аппарат. При изменении количества эластичных элементов можно существенно уменьшить нагрузку на опорно-двигательный аппарат, от минимальной до полного веса. Дозирование нагрузки на опорно-двигательный аппарат ( т.е. снятие 10-30-50-70-90 % от собственного веса), создает благоприятные условия для процесса реабилитации двигательных функций, а также для направленного развития физических качеств и образования новых двигательных стереотипов.

По вашей заявке возможно изготовление специализированной системы Салинг с учетом потребностей и особенностей ребенка

Когда можно начинать использовать слинг для новорожденных и невредно ли это для здоровья ребенка? С какого возраста его можно сажать в данную переноску вертикально? Ответами на эти вопросы интересуются те мамочки, которые хотят приобрести и использовать слинг.

Многим молодым мамам не понаслышке знакома ситуация, когда карапуз постоянно плачет, просится на руки и достает родителей своими капризами. Некоторые спокойно выдерживают подобное поведение малыша, а остальные бросают все свои дела и начинают носить все время хнычущего кроху на руках.

Постоянное ношение малыша на руках, негативно отражается на позвоночнике женщины. Со временем начинает отмечаться усталость, боль и дискомфорт в спине и руках. Разгрузить позвоночный столб и успокоить недовольного ребенка, поможет покупка переноски, выполненной в виде слинга.

Содержание

  • Достоинства слингов для новорожденных
  • Подходят ли слинги для детей с нарушениями по здоровью?
  • Плюсы и минусы слингов
  • Виды слингов для новорожденных
  • Возрастной ценз
  • Заключение

Достоинства слингов для новорожденных

Слинги предназначены для переноски малыша, освобождения рук мамочки и возможности заниматься другими делами. Женщина сможет не только выполнять работу по дому, но и избежать постоянной нервотрепки из-за плачущего в кроватке карапуза.

Соприкосновение тел мамы и ребенка оказывает благотворное влияние на карапуза. Он быстрее развивается, имеет возможность познавать окружающий мир и чувствует защиту и постоянную заботу матери. Маме слинг для новорожденных позволяет снять нагрузку со спины и равномерно распределить ее по корпусу, избавив ее от постоянной усталости и болей в позвоночнике.

Слинг является идеальным вариантом как для мамочки, так и для ребенка. В переноске малыш принимает правильное физиологическое положение. Дети до шести месяцев лежат в нем, а те карапузы, которые уже умеют сидеть, находятся в такой позе, когда нижние конечности раздвигаются в стороны и обвивают талию мамы. Подобное положение является отличной профилактикой дисплазии тазовых суставов.

Конструкция типа слинга, выполненная из обычной ткани, активно используется африканскими женщинами. Там, мамочки носят своих детей таким образом, постоянно. Кроме этого, следует отметить, что дисплазии у африканских малышей практически нет. Африканские дети развиваются значительно быстрее наших, так как они имеют возможность лицезреть окружающую обстановку, получают больше впечатлений, эмоций и знаний, необходимых для ускоренного развития.


Подходят ли слинги для детей с нарушениями по здоровью?

Слинг для новорожденных можно использовать и для переноски тех деток, у которых есть незначительные отклонения по здоровью. Сейчас очень часто на свет появляются малыши, у которых диагностируется повышенная нервная возбудимость, проявляющаяся в частом плаче, капризах и плохом сне. Таких деток практически невозможно успокоить. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны родителей и не могут долго находится в кроватке. Именно для таких малышей, слинг является идеальным выходом из положения. Находясь в нем, ребенок прижимается к маме, это дает ему чувство расслабленности и успокоения, поэтому он быстрее засыпает.

Все родители знают, что в первые месяцы после появления на свет, ребенка сильно мучают спазмы в кишечнике. Слинг позволит облегчить это состояние. Находясь в переноске, ребенок согревается, а тепло действует в качестве обезболивающего, уменьшая болезненность живота или устраняя ее вовсе. По этой причине многие педиатры рекомендуют носить малышей в слинге начиная с рождения.


Плюсы и минусы слингов

У использования слингов есть следующие плюсы:

  • У мамы освобождаются руки;
  • Малыш всегда на виду и спокоен;
  • Он находится в физиологически правильном положении;
  • У ребенка появляется более широкий обзор и более качественное восприятие окружающего мира;
  • Улучшение самочувствия (устранение колик) и благоприятное воздействие на ЦНС.

Есть у слингов и свои минусы. Невзирая на то, что нагрузка на позвоночник распределяется равномерно, она все равно есть, за счет того, что мышечный корсет спины находится в постоянном напряжении во время ношения переноски. Однако упражнения и массаж, легко устранят этот недостаток.


Виды слингов для новорожденных

Слинги бывают трех типов, каждый из которых имеет свои особенности и может использоваться от рождения до четырех месяцев и от четырех месяцев до двух лет.

Именно эти переноски популярны у современных молодых мамочек, ввиду своего конструктивного удобства и быстроты надевания. Слинг представляет собой отрез ткани, на одном конце которой располагаются кольца, выступающие в роли своеобразных застежек. Ребенок может как сидеть, так и лежать в переноске. А если возникнет такая необходимость, малышу можно легко дать грудь незаметно для окружающих. Если карапуз заснет в слинге, его будет можно аккуратно переместить в кроватку и не разбудить при этом.

Есть у слинга данного типа и существенный минус для мамы. Его можно закрепить только на одном плече, поэтому со временем женщина начинает чувствовать боль в мышцах и сильную усталость. Чтобы избежать этого, слинг нужно время от времени перемещать с одного плеча на другое. Это полезно не только для мамы, но и для карапуза, которому также надоедает постоянно лежать в одном положении. Когда крохе исполнится четыре месяца, носить его таким образом, уже будет тяжело, в этом случае слинг-кольцо можно будет заменить на слинг-шарф.

Он не настолько популярен в нашей стране, но зато его очень любят западные женщины. Он представляет собой длинный отрез ткани, который следует по-особому обмотать вокруг ребенка и талии его мамы. Многим мамочкам он не нравится, потому что его слишком долго и неудобно завязывать и к тому же свободные концы висят и болтаются вовремя ходьбы. Однако если научится его правильно завязывать, то он станет незаменимой вещью для перемещения карапуза без коляски и ношения его на руках. Используя шарф можно равномерно распределить нагрузку на плечи бедра и спину. Ребенка в переноску можно посадить спереди, сзади или сбоку. Кроме этого, находится в слинге он может в лежачем и сидячем положении.

К недостаткам шарфа можно отнесли длительное и сложное его завязывание, а также невозможность перемещения засунувшего малыша в кроватку, не разбудив его. Педиатры советуют не носить новорожденных младенцев в слинге слишком долго. Будет достаточно нескольких часов в день, после чего карапуза нужно переложить в кроватку. Слинг-шарф идеально подходит детям от четырех месяцев. Его можно использовать для не длительных прогулок по городу, для походов в магазин и поликлинику. Следует учесть, что деток, которые еще не могут самостоятельно сидеть не следует располагать в слинге вертикально, так как можно нанести серьезный вред неокрепшему позвоночнику.

Последние представлены прямоугольным мешочком с ремнями, который завязывается вокруг плеч и талии матери. Его лямки можно перекрещивать на спине или оставлять не перекрещенными. В такой переноске кроха расположен вертикально в положении сидя, но при этом его ноги раздвинуты в позе лягушки, а попка располагается ниже уровня коленей. Неудобство такой конструкции заключается в невозможности переложить заснувшего карапуза в кроватку не разбудив его, а также невозможности положить ребенка горизонтально.


Возрастной ценз

Педиатры рекомендуют приобретать слинг, отталкиваясь от возраста карапуза. К сожалению, универсальной переноски пока еще не придумали. Те слинги, которые подходят новорожденным младенцам, не нравятся более активным, подросшим малышам.

С какого возраста лучше начинать использовать слинг? Когда ребенка можно сажать в вертикальное положение в переноске? Слинги разрешено использовать уже с рождения, но здесь имеется ряд своих особенностей. Воспользовавшись нижеприведенными рекомендациями согласно подбору слинга под возраст карапуза, его можно будет использовать правильно, не боясь навредить неокрепшему детскому организму.

В период новорожденности позвоночный столб грудничка пока не окреп, а мышечная система находится в процессе формирования. По этой причине новорожденный младенец должен находится в горизонтальном положении таким образом, чтобы его голова и шея были четко зафиксированы, а рука мамочки поддерживал малыша под спинку. Это правило крайне важно соблюдать, особенно если ребенок будет находиться в нем на протяжении длительного времени.

В вертикальном положении носить младенцев в слинге запрещается. Для этого возраста идеально подойдет слинг-кольцо. С его помощью позу младенца можно точно отрегулировать и закрепить в нужном положении.

С исполнением четырех месяцев малыш уже может самостоятельно переворачиваться на живот и держать голову. Поэтому его можно класть в слинг вертикально или в сидячем положении. Для переноски четырехмесячных карапузов можно использовать как слинги-шарфы, так и май-слинги.

Так как карапузы в этом возрасте начинают становится активнее, лучше всего использовать слинг-шарф. Он не сковывает движений ребенка, позволяет ему лучше рассмотреть окружающую обстановку и следить за выражением лица матери, улавливая все ее эмоции. Кроме того, находиться в слинге для ребенка гораздо интереснее, чем лежать в коляске и смотреть в капюшон или в небо.

При достижении малышом семи месяцев можно использовать как слинг-шарф, так и рюкзак, который является отличной альтернативой слингу. В семь месяцев карапуз уже хорошо сидит и пытается делать первые шаги становясь на ножки, поэтому лучшей позой для его переноски будет являться вертикальное положение. Его может обеспечить простой и удобный в использовании эргорюкзак.

Эти переноски больше нравятся папам, которые с удовольствием носят в них малышей. Однако в сравнении со слингами-шарфами у рюкзаков имеется недостаток, заключающийся в жестких поролоновых бортах, не пропускающих воздух. По этой причине в такой переноске карапузу будет жарко. А так как у детей плохо налажен механизм терморегуляции, то использовать эргорюкзаки летом не рекомендуется. Их лучше всего применять осенью или весной. А для зимы оставить коляску, так как одетого в плотный зимний комбинезон ребенка не так легко носить у себя на спине или груди, как в легкой летней или весенней одежде.


Заключение

Исходя из описанного выше, можно сделать вывод, что носить малыша в слинге можно с самого появления на свет и до того момента, пока карапузу перестанет нравиться в нем находиться.

Отказываться от слинга следует тогда, когда кроха наберёт существенную массу, станет слишком тяжелым для ношения и начнет уверенно ходить.



ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛОЙ ФОРМОЙ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Если у ребенка тяжелая форма ДЦП (спастический тетрапарез или тетрапарез с ярко выраженным нарушением интеллекта), то возникает множество проблем, связанных с уходом за ним и с тем, как побуждать такого ребенка к играм или другим действиям, стимулирующим его физическое и умственное развитие и способствующим его адаптации.

В этом случае работа врача-трудотерапевта не может ограничиваться сеансами терапии. Его поле деятельности распространяется на всю среду, в которой развивается ребенок. Врач-трудотерапевт должен быть в контакте со всеми, кто имеет непосредственное отношение к данному больному (родителями, друзьями, врачами и другими специалистами), чтобы информировать их о возможностях адаптации и о подручном материале, который может помочь улучшить качество жизни ребенка с ДЦП.

Как у родителей, так и у персонала реабилитационного центра или иного лечебного учреждения (если ребенок находится на стационаре) могут появляться вопросы наподобие следующих: "Как нужно носить или водить ребенка, не причиняя ему беспокойства?" "Как усадить его, чтобы он мог смотреть телевизор?" "Какие занятия ему можно предложить для проведения досуга?" "Как сажать ребенка не на его специальный стул, а на какой-нибудь другой стул или кресло, если в этом есть необходимость?" "Какое положение тела способствует расслаблению мышц?" "Какие действия ребенок может выполнять сидя?" "Сколько часов в день он должен сидеть?" "Какой материал нужен для минимума занятий с ребенком?" и т.д. Врач-трудотерапевт должен ответить на эти вопросы, используя свои творческие способности и применяя методы трудотерапии, подходящие для каждого случая.

Здесь Вы найдете некоторые рекомендации по улучшению качества жизни ребенка с тяжелой формой ДЦП, а также информацию о технических средствах помощи и подручных материалах, которые могут облегчить развитие у ребенка основных бытовых навыков и сделать его жизнь как можно более полноценной.

I. ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ И СПОСОБСТВОВАТЬ ЕГО ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ:
Многие дети с ДЦП почти весь день проводят сидя на специальном стуле или в электроколяске (если они способны ею управлять). В этом случае очень важно частое изменение положения тела и движения во всех суставах. Это помогает избежать укорочения мышц и суставных контрактур. Занятия с ребенком проводятся на матрасе или на толстом ковре. При этом можно использовать следующий материал:

1.1 БОЛЬШОЙ ВАЛИК (60 см. В ДИАМЕТРЕ И ПРИМЕРНО 1 м. ДЛИНЫ) Ребенка кладут на живот поперек валика, фиксируют его колени на полу в разведенном состоянии с помощью мешков с песком, увеличивая таким образом площадь опоры.

В этом положении, помимо изменения точек опоры (они переходят со спины и ягодиц на колени и брюшную сторону туловища), у ребенка облегчается релаксация всех мышц в целом. Большинство разгибательных рефлексов удается контролировать, что облегчает ребенку произвольные движения руками и головой.

Имея правильную опору на валик, ребенок способен длительное время оставаться один и полностью расслабиться. Любая работа, производимая в присутствии ребенка, послужит для него стимулом и будет вызывать у него стремление к произвольным движениям.

1.2 СЕКЦИЯ ТИПА "МОСТ" Из матраса изготавливается секция наподобие положенного в горизонтальной плоскости арочного моста. Глубина арки 60 см., длина самого "моста" 75 см., ширина "моста" 30 см.

Эта секция служит для контроля за положением тела ребенка при сидении (по-турецки). Голова ребенка опирается на подушку в средней части арки. При этом также происходит изменение точек опоры, и облегчаются произвольные движения рук и головы.

В таком положении ребенок на досуге может выполнять различные действия: смотреть телевизор, читать журналы, участвовать в разговорах и беседах, участвовать в ручных играх (индивидуальных или групповых) и т.д. Для занятий с предметами (настольные игры, чтение журналов, складывание пирамидки и т.д.) используется складной пюпитр как подставка.

Применение фиксационных мешков с песком зависит от степени спастичности. Их можно использовать только в качестве подпорок для ног. И ни в коем случае они не должны препятствовать произвольным движениям ребенка.

Секция "Мост" также применяется для сидения и релаксации в открытых пространствах (в поле, на пляже и т.д.), по которым очень трудно передвигаться со специальным стулом.

1.3 СЕКЦИЯ ТИПА "ПОЛУМЕСЯЦ" Высота этой секции 40 см., длина 45 см., ширина 30 см.

Ребенок лежит вдоль секции совершенно самостоятельно, и в то же время происходит изменение обычных при положении сидя точек опоры. Все позвонки расслабляются и "открываются". Таким образом, удается достичь уменьшения мышечного тонуса, который обычно имеется в области позвоночника. В этом положении всю тяжесть принимает на себя брюшная сторона, в то время как спина ребенка полностью освобождается от давления при опоре на спинку стула, характерной для положения сидя.

Кроме того, лежа на секции "Полумесяц", ребенок может выполнять руками различные действия, например, играть в игрушки на полу, бросать и ловить мяч и т.д. Эта секция удобна в транспортировке. Она легко помещается в любой, даже самой маленькой комнате.

II. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РЕБЕНКА: Особенности ребенка с ДЦП, о которых идет речь (неконтролируемые движения, ригидность суставов и т.д.), усугубляются увеличивающимся с годами весом тела, что очень затрудняет перемещение ребенка. Между тем перемещать его приходится по многу раз в день: 1. С кровати - на коляску в начале дня. 2. С коляски - на матрас для занятий трудотерапией, ЛФК и для отдыха. 3. С матраса - на коляску для того, чтобы покормить. 4. С коляски - на сидение автобуса, чтобы ехать из Реабилитационного Центра домой. 5. Пересаживать ребенка с коляски в ванную и туалет и обратно. 6. Пересаживать его вечером с коляски на кровать для ночного сна.

Очень важно уметь соответствующим образом поднимать тяжести, равномерно распределяя мышечную нагрузку. Однако даже в этом случае было бы абсурдным надеяться избежать риска перерастяжения мышц и болезней позвоночника, если не использовать технические средства, которые облегчают эту работу. Хороший подъемник выполняет те же функции. Таким образом, пользуясь подъемником, тот, кто ухаживает за ребенком сможет не рисковать своим здоровьем.

С помощью подъемника уход за больным ребенком будет в значительной степени улучшен:

"Sling" , или ткань, в которую помещается ребенок для переноски, устроена так, что вес ребенка равномерно распределяется по ее поверхности. Равновесие при переноске достигается тем, что ребенок полностью завернут в ткань. "Sling" переносит ребенка в наиболее оптимальной позе (позе эмбриона). Это положение способствует тому, что мышечный тонус снижается. Скорость, с которой "Sling" опускает, поднимает и переносит ребенка, средняя, благодаря чему у ребенка уменьшается спастичность, вздрагивания и разнообразные непроизвольные движения. Использование "Sling-a" для мытья и гигиены ребенка с ДЦП увеличивает коэффициент полезного действия данного подъемника. Он опускается в ванну, и ребенка не нужно вынимать из него, чтобы искупать. Помимо того, использование подъемника в этом случае позволяет избегать соприкосновения кожи ребенка с твердой и холодной поверхностью ванны.

Преимущества подъемника для персонала, осуществляющего уход за ребенком как дома, так и в Центре, следующие: 1. Пользоваться и управлять им может каждый. 2. Для того, чтобы пользоваться подъемником, не нужно прилагать физических усилий. 3. Подъемник прост в транспортировке благодаря своим размерам и усовершенствованному дизайну. Его можно легко складывать и даже хранить в багажнике автомобиля. 4. Управлять им несложно, он работает от батарейки, и для него не нужно ни проводов, ни включения в сеть.

III. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК МОГ СИДЕТЬ НА ОБЫЧНОМ СТУЛЕ:

Ребенок с ДЦП большую часть времени проводит в электроколяске или на специальном стуле. Однако такой стул или коляску нельзя брать с собой повсюду. Значит, ребенка нужно сажать на любой стул. Но как?

Для этого ребенка следует привязать к стулу и фиксировать таким образом, чтобы он мог сидеть в правильной позе и в то же время оставаться спокойным, без излишнего мышечного напряжения. Иначе у него будут появляться рефлекторные непроизвольные движения, которые вдобавок болезненны.

Самым адекватным будет "отводящий пояс для голеней". Этот пояс разводит голени на уровне бедер и одновременно фиксирует бедра к спинке и сидению стула. Когда бедра закреплены и голени разведены, ребенок будет сидеть почти нормально. Таким образом, ребенка легко приучить сидеть на любом стуле, если стул имеет достаточно широкие спинку и сидение.

Нужно помнить, что колени ребенка должны быть согнуты под углом более 90 градусов. Поэтому, если стул очень высокий и ноги ребенка свисают, будем подкладывать под них какие- нибудь предметы (мешки, дощечки) для того, чтобы увеличить сгибание и, следовательно, уменьшить переразгибание суставов ног, мешающее ребенку правильно сидеть.

Очень важно и то, чтобы стул был с подлокотниками, поскольку нужно "заполнить" пространство между подлокотниками и туловищем ребенка подушками или небольшими валиками. Таким образом, туловище ребенка закрепляется и не может наклоняться в стороны и назад. Эта несложная адаптация стула позволит ребенку с ДЦП совершенно самостоятельно выполнять различные виды ручной работы, как например, рисование, вышивка, вырезание и т.д. Кроме того, ребенок сможет участвовать в настольных групповых играх таких, как шашки, лото и т.д. Участие в групповой работе помогает интеграции и приближению ребенка к нормальной жизни, повышает его самоуважение и улучшает личностные качества. Нередко, когда ребенок бывает на экскурсии за пределами Центра или выезжает куда-либо с группой, возникают следующие проблемы:
1. Электроколяска не помещается в автобус.
2. На улицах Мадрида очень много архитектурных барьеров, преодолеть которые на коляске с электроприводом, и даже на обычной инвалидной коляске, невозможно.
3. Коляска не идет по бездорожью.

По этим причинам и по многим другим, которые могут возникать из-за больших размеров и веса электроколяски, мы задаемся вопросом: "Куда и как везти ребенка?" Отводящий пояс для голеней имеет то преимущество, что его можно использовать на любой стандартной коляске, так как он подгоняется с помощью боковых ремней к размеру ребенка и коляски. И с его помощью удается решить большинство подобного рода проблем.

IV. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ РУЧНУЮ РАБОТУ ЗА СТОЛОМ:
Как только ребенок научится сидеть на обычном стуле, за столом подходящей высоты, на который он сможет опереться локтями и предплечьями, потребуются приспособления, облегчающие ручную работу.
1. Негладкий пластик для того, чтобы предметы не скользили по столу от непроизвольных движений ребенка.
2. Горизонтальный брусок на присосках в качестве ограничителя для той руки, которая не является рабочей. Опираясь на эту руку, ребенок сможет контролировать положение туловища.
3. Вертикальный брусок с присоской, который помещается у внутренней строны локтя, препятствует его разгибанию и переразгибанию плеча, тем самым устраняет тенденцию к "позе ножниц" верхних конечностей.
4. Пластиковая трубка с отверстием для карандаша, шариковой ручки, серной палочки, кисточки и т.д. Эта трубка увеличивает поверхность соприкосновения с кистью руки и тем самым уменьшает ее рефлекторное напряжение.

С помощью таких вот несложных приспособлений ребенок может совершенно самостоятельно и успешно пользоваться рабочей рукой, поскольку большая часть непроизвольных движений, которые, естественно, преобладают над произвольными, - окажется под контролем. Фиксация туловища в правильном положении также облегчает работу ребенка.

Существует другое приспособление, облегчающее ребенку работу за столом и способствующее тому, что он тратит меньше усилий, чтобы поднимать и опускать руку. Речь идет о бифункциональном пюпитре, который можно ставить на стол и вешать на стену. С его помощью ребенок может:
1. Самостоятельно листать страницы книг и журналов.
2. Рисовать картинки, делать аппликации, пользуясь пластиковым держателем для кисточки.
3. Выполнять различную ручную работу.

Важно, чтобы высота стола, за которым будет заниматься ребенок, соответствовала его росту и ребенок мог удобно опираться на него локтями и предплечьями. Это облегчит наклон туловища над столом и одновременно затормозит большинство разгибательных туловищных рефлексов.

V. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ РЕБЕНКУ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТЬ:
Как правило, дети с тяжелыми формами церебрального паралича едят, сидя в коляске, и их приходится кормить. Неспособность есть самостоятельно чаще всего объясняется тем, что поза ребенка в коляске не способствует выработке у него произвольных движений. Если мы посадим ребенка с ДЦП на обычный стул и будем пользоваться перечисленными выше приспособлениями, то сумеем добиться:
1. Значительного уровня самостоятельности ребенка в еде при минимальной помощи с нашей стороны, что добавит ему уверенности в своих силах.
2. Возможности для ребенка завтракать, обедать и ужинать в кругу близких ему людей (в школе - с друзьями, дома - с родными, на праздниках, в гостях и т.д.).

Чтобы ребенок мог есть самостоятельно, необходимо следующее:
1. Обычный стул со спинкой и подлокотниками.
2. Стол по росту ребенка.
3. Отводящий пояс для голеней.
4. Бруски на присосках (вертикальный и горизонтальный).
5. Негладкий пластик.
6. Адаптированная тарелка, у которой с одной стороны сужен край, что позволит ребенку брать ложку без труда.
7. Пластиковая трубка, в которую вставляются столовые предметы и которая увеличивает поверхность соприкосновения с ладонью ребенка.

Благодаря всем этим приспособлениям и правильной позе за столом, ребенок с ДЦП сможет научиться есть почти без посторонней помощи. Иногда для этого достаточно лишь слегка помогать ему поднимать предплечье, чтобы он сумел донести ложку до рта.

После того, как мы перечислили здесь все приспособления и технические средства, облегчающие ребенку с тяжелой формой церебрального паралича как самостоятельные действия, так и действия, совершаемые с посторонней помощью, - нужно подчеркнуть важность их применения в социальной интеграции такого ребенка.
Во-первых, ребенок будет способен выполнять те или иные действия самостоятельно и будет стремиться прикладывать больше усилий при выполнении назначенных ему упражнений.
Во-вторых, благотворный фактор участия ребенка в группе, что тоже немаловажно (ребенок должен есть вместе с другими детьми или членами семьи, играть, смотреть телевизор и т.д.), по мере возможности, он будет интегрировать в эти группы.

По этим причинам я считаю очень важным применение всех указанных приспособлений и технических средств, которые помогут повысить степень самостоятельности ребенка и одновременно облегчат его интеграцию в ближайшую для него социальную среду.

24-й номер Информативного журнала Испанской Профессиональной Ассоциации Врачей-Трудотерапевтов, 2000 год.

Перевод с испанского В.М. Труфанова

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.