Современные технологии обучения детей с дцп

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ГДЕ МОЖЕТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ ЛЮБАЯ СИСТЕМА СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА НА ОСНОВЕ РАЗНОУРОВНЕВОГО ПОДХОДА К СОДЕРЖАНИЮ, МЕТОДАМ, ФОРМАМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, К УРОВНЮ ПОЗНАВТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ,

ПЕРЕВОДУ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА ПАРИТЕТНОЕ.

ВКЛЮЧАЮТ ДОСТАТОЧНО ОБШИРНУЮ ГРУППУ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ФОРМЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР. ИГРОВАЯ ФОРМА ЗАНЯТИЙ СОЗДАЁТСЯ НА УРОКАХ ПРИ ПОМОЩИ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫСТУПАЮЩИХ КАК СРЕДСТВО ПОБУДЖЕНИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ НАПРАВЛЕН НА РЕШЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ. ОБУЧЕНИЕ ДЕЛАЕТ АКЦЕНТ НА ОВЛАДЕНИЕ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ, УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ. УЧЕНИК ОВЛАДЕВАЕТ НАВЫКАМ: ОБЩЕНИЯ, ГРАМОТНОСТИ, СПОСОБНОСТЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ, СПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ, КОМАНДЕ. ОБУЧЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ КАЖДОМУ УЧАЩЕМУСЯ ДОСТИГАТЬ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

ОСОБЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: -УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ НА ОСНОВЕ БЛОКА УРОКОВ; -ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. ОБЛАДАЕТ ЦЕЛОСТНОСТЬЮ И ЗАВЕРШЁННОСТЬЮ СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ(ВОСПРИЯТИЕ, ПОНИМАНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ). УРОКИ СОСТОЯТ ИЗ МОДУЛЕЙ РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ: ВВОДНОГО ПОВТОРЕНИЯ, ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО, ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ, ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Технология здоровьесберегающая.

Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.

Технология педагогического общения - основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.

Технология педагогического разрешения конфликта - технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.

Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания - рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.

Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.

Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

Технологии воспитания на основе системного подхода Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

Целевые ориентации: Формирование личности – главная цель школы. Развитие социальной активности. Формирование ответственности, гражданского самосознания. Развитие творческих способностей детей. Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.



Технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания




Технологии воспитания на основе системного подхода

Также как современное образование немыслимо без инновационных процессов, немыслимо без них и обучение детей с ДЦП. В настоящее время насчитывается около десятка современных методов обучения детей с патологией развития. К их числу можно отнести такие методы, как: игротерапия, лекотека, хоббитерапия, арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, гарденотерапия, гидрокенезотерапия, дататека, биологическая обратная связь (БОС).

Рассмотрим подробнее вышеупомянутые методы обучения.

Игровая терапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и различные материалы, такие как песок, краска и вода. Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных нарушений, а также метод развития познавательной сферы у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.

Специалисты, работающие с детьми, имеющими проблемы в развитии (в частности с ДЦП), психологи, дефектологи, логопеды, психотерапевты и педагоги, уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания через игру, проявить творческую и социальную активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, "отыгрываемых" в игровом процессе, а также развивать мыслительные процессы, формировать активное воображение, произвольность памяти и внимания.

Исследования С.В. Григорьева показали, что хорошо зарекомендовали себя многие настольные игры, головоломки, занимательные задачи, которые могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с детьми. Всегда полезно значительное разнообразие игр, что дает возможность переключать внимание воспитанников от одной игры к другой в рамках отведенного на игровые занятия времени. Обычно игры подбираются так, чтобы обеспечивалась разносторонность игровых задач (например, игры на развитие мелкой моторики рук сочетаются с интеллектуальными играми-головоломками), чтобы у детей была возможность проявить себя как индивидуально, так и в небольших группах

Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка в дошкольном возрасте. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре. Поэтому особое значение в психокоррекции познавательных нарушений детей с ДЦП имеют игровые методы. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется личность в целом.

В настоящее время свое распространение получила новая форма дошкольного образования - лекотека. Лекотека подразумевает под собой индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом. Педагоги лекотеки помогают детям с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей и даже оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в форме игры.

Материальная база лекотеки должна включать в себя:

· оборудование для развития общих движений

· игрушки для развития движений рук и ручных навыков

· игрушки для развития тактильного восприятия

· игрушки и средства для развития зрительного восприятия

· игрушки для развития слухового восприятия

· игрушки для развития мышления

· игрушки для развития речи и языка

· средства для развития альтернативной коммуникации

· игрушки для социально - эмоционального развития

· материалы для изобразительного творчества

· средства для музыкального развития

· книги для детей

· книги для родителей

· выставка самодельных игрушек

· специальное оборудование для детей с нарушением движений

Довольно мощным фактором для "запуска" двигательной деятельности может стать потребность ребенка в самовыражении, самоутверждении, для реализации которой дети широко используют творчество. Поэтому среди современных возможностей совершенствования реабилитационных технологий особое внимание уделяется арт-терапии.

Арт-терапия - это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно выказывать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для полноценного развития и приспособления к окружающей среде (Киселева, 2006).

Основное внимание при проведении коррекционной арт-терапии отводится отношению ребенка к своей деятельности, своим рисункам, игре на музыкальных инструментах и т.п. Главная задача педагога направлена на развитие мотивации ребенка к деятельности, отбор приемов арт-терапии для лучшего формирования мотивационной сферы у детей с различными формами органического поражения нервной системы.

Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.

Педагогическая коррекция с помощью арт-терапии у детей с ограниченными возможностями здоровья (клинико-синдромологическими формами органического поражения нервной системы) имеет свои особенности и определяет целесообразность учета общих и индивидуальных направлений и условий работы, а именно: возраста ребенка, степени зрелости всех функциональных систем, индивидуальных свойств его личности.

Общие направления и условия проведения арт-терапии похожи на другие методики педагогической коррекции, использующиеся в реабилитации детей с органическим поражением нервной системы. Педагог обязан:

· осознавать и помнить о трудностях ребенка в реализации возможностей своих функциональных систем;

· установить направления и задачи коррекционной работы по арт-терапии;

· подобрать те виды арт-терапии, которые конкретный ребенок способен выполнить и получить результат;

· дать возможность ребенку самостоятельно выбрать задание;

· установить с пациентом доброжелательный двусторонний контакт;

· регламентировать работу ребенка, что дает возможность повысить сосредоточение внимания.

Такие правила проведения коррекции и арт-терапии стимулируют познавательную активность ребенка, организуют его поведение, повышают самооценку.

Одной из наиболее доступных технологиий для детей с ДЦП является сказкотерапия.

Возможности сказок велики, они позволяют проводить "сказочные" занятия с детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способностей. Погружение в сказку снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы. Сказки наполняют ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями сказок ребенок приобретает уверенность в их и своей силе.

Сказкотерапия для данных групп детей является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире.

Во время прослушивания сказки нервная система находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка собственных проблем ребенка, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.

Целью коррекционной работы является развитие эмоциональной сферы.

К задачам данной терапии можно отнести следующее:

· Развитие умения распознавать и передавать базовые эмоции.

· Развитие вербальных и невербальных средств общения.

· Развитие адаптивных механизмов к изменениям в социуме.

· Развитие дружеских чувств.

· Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, моторики).

Для решения этих задач используются дополнительные технологии: музыкотерапия, релаксация, арт-терапия, библиотерапия, театрализация, драматизация.

Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде- гидрокинезотерапия. Гидрокинезотерапия - является современным методом лечения в бассейне с теплой водой для достижения более полного расслабления мышц под наблюдением и под руководством опытных методистов по лечебной физкультуре по индивидуально спланированным комплексам. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями. Эффективность гидрокинезотерапии -- активного метода консервативного лечения -- ограничивает лишь наблюдающееся у данной группы больных снижение интеллекта. (Дубровский, 2007)

Водолечение благодаря своей эффективности и доступности считается одним из наиболее часто используемых больными ДЦП методов физиотерапии. Вода является естественным биологическим раздражителем, с которым человек постоянно встречается в повседневной жизни. Ее высокая теплопроводность и теплоемкость, способность растворять важнейшие для организма органические и неорганические вещества и газы, а также некоторые другие физические свойства делают воду уникальной средой, через которую могут осуществляться разнонаправленные воздействия на организм.

В практике водолечения больных ДЦП наиболее часто используются ванны индиферентной температуры (35-37°С), существенно не отличающейся от внутренней температуры тела. При действии таких ванн на организм больного уменьшается количество импульсов, поступающих в центральную нервную систему. В результате тормозится активность коры головного мозга, что ведет к снижению мышечного тонуса, болевых ощущений и гиперкинезов.

При проведении водолечения используется игровой метод, который позволяет добиться хороших результатов у всех детей с ограниченными возможностями. Игровая деятельность формирует у детей познавательный интерес, характер, волю. Для коррекции мелкой моторики, координации движений применяются элементы спортивных игр (броски и ловля больших и малых мячей).

Сочетание закаливающего и игрового метода в воде позволяет решить следующие задачи по оказанию медико-социальной помощи детям с любой формой ДЦП: укрепление здоровья ребёнка, снижение спастики, развитие двигательных способностей, улучшение психо-эмоционального состояния, адаптация к ежедневным физическим нагрузкам.

Большое значение имеет общение ребёнка с ДЦП с другими детьми на фоне радостных эмоций во время проводимых занятий. Известно, что общение - главный источник психического развития ребёнка. Дефицит общения с окружающими, недостаток тепла, любви нарушают формирование личности ребёнка. Недостаточность социальных контактов, неспособность к общению проявляется во время процесса обучения детей, имеющих грубое недоразвитие когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Простота, доступность, естественность позволяет применять водолечение у детей в любое время года.

5. Биологическая обратная связь.

Сущность метода биологической обратной связи (БОС) заключается в организации тренировок активных движений с использованием зрительной и звуковой информации о выполняемом движении в режиме реального времени. Информация об усилиях переключается с проприоцептивного канала (глубокое мышечное чувство) на зрительный и слуховой анализаторы, обладающие большей осознаваемостью воспринимаемых сигналов. Ориентируясь на такую информацию, пациент получает возможность сознательно корректировать выполняемое движение. Метод получил теоретическое обоснование и развитие в трудах проф. О.В. Богданова и других отечественных и зарубежных авторов.

Ведущим является процесс ассоциации, основанный на формировании временной связи между изменениями регулируемой функции и предъявляемых сенсорных сигналов БОС. Произвольные двигательные акты могут характеризоваться особой сложностью. В их основе лежат не просто реакции на определенный сигнальный раздражитель, а стремление к удовлетворению потребностей (у человека и социальных потребностей) по определенной программе, составляемой в мозге на основании обширного афферентного синтеза всех тех сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма, которые поступают в мозг по различным чувствительным путям (зрительным, слуховым, тактильным, проприоцептивным и пр.), а также на основании использования аппаратов памяти, сохраняющих и воспроизводящих сведения о прошлом опыте.

Известно, что, приступая под влиянием определенных мотиваций к действию, человек обычно прогнозирует его результаты. В связи с этим П.К. Анохин (1898--1974) выдвинул гипотезу о существовании физиологического аппарата предвидения и оценки результатов действия, который формируется на основе предшествующего опыта, мотиваций и избранной программы предстоящего действия, а также текущего афферентного синтеза.

Совпадение или несовпадение прогнозируемых и реальных результатов действия оказывает влияние на характер сопутствующих действию эмоциональных реакций. При совпадении реальных результатов с прогнозом они обычно положительны, при несовпадении -- отрицательны. Последнее обстоятельство является стимулом к занятиям лечебной физкультурой, включающими компьютерные игры, которые позволяют пациенту выполнять единичные или построенные на взаимодействии частей тела упражнений. Визуальный контроль на экране монитора за качеством выполняемых упражнений помогает планировать и направлять движения, а также предотвратить развитие моделей компенсаторных движений.

Выводы по второй главе

1. "Инновация" - нововведение, изменение, обновление, которая связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового.

2. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

3. Такие инновационные методы обучения детей с ДЦП как игротерапия, арт-терапия, лекотека, сказкотерапия, биологическая обратная связь, гидрокинезотерапия и др. являются важной частью обучения и реабилитации детей с патологией в развитии.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессио­нального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременнос­тью, взаимосвязанностыо, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воз­действия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая пози­ция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и ло­гопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебраль­ного паралича включаются: медикаментозные средства, различ­ные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической рабо­ты предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигатель­ных, речевых и психических нарушений в динамике продолжаю­щегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздей­ствия, опирающегося на сохранные функции.

В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагно­стика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни мож­но выявить патологию доречевого развития и нарушения ориенти­ровочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая и, в частности, логопедическая работа с детьми нередко начи­нается после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздей­ствие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ран­ней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой фун­кциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности.

Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в зна­чительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей.

Основными направлениями коррекционио-педагогической работы в доречевой период являются:

Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефек­тов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атак­сии, тонических нарушений управления типа ригидности). Разви­тие подвижности органов артикуляции.

Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активнос­ти (недифференцированной голосовой активности, гуления, ле­пета и лепетных слов).

Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуля­ция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жи^ни — до 3 мес.), подавление оральных автоматизмов (после 3 месяцев).

Развитие сенсорных, процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, уве­личение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмич­ности дыхания и движений ребенка).

Формирование движений руки и действий с предметами (нор­мализация положения кисти и пальцев рук^ необходимых дня фор­мирования зритеДьно-моторной координации; развитие хвататель­ной функции рук; развитие манипулятивной функции — неспеци­фических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук).

Формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность.

Формирование наглядно-дейсттенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности.

Формирование речевого и предметно-действенного общения с (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации).

Развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова).

Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового,
кинестетического восприятия).

Тренировка всех форм узнаваний
предметов.

Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

Развитие зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных действий).

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы
в дошкольном возрасте являются:

Развитие игровой деятельности

Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).

Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи.

Развитие и коррекция наруше­ний лексического, грамматического и фонетического строя речи.

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.

Развитие кинестетического восприятия и стереогноза.

Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).

Формирование математических представлений. Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению пись­мом.

Воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции.Ее основная цель — раз­витие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивос­ти речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.

Задачи логопедической работы: а) нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. Развитие подвижности органов артикуляции. (В более тяжелых случаях — уменьшение сте­пени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спас­тического пареза, гиперкинезов, атаксии; б) развитие речевого дыхания и голоса. Формирование силы, продолжительности, уп­равляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; в) нормализация просодической стороны речи; г) формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. Коррекция нарушений звукопроизношения; д) развитие функций кистей и пальцев рук; е) нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся как дизартрической, так и алали-ческой патологией речи, или при задержке речевого развития).

Традиционно используются следующие методы логопедического воздействия: 1) дифференцированный логопедический массаж. В за­висимости от состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц) и стимулирующий массаж (при гипотонии) с целью активизации мышечного тонуса; 2) точечный массаж*, 3) зондовый и пальцевой массаж языка; 4) пассивная артикуляционная гимнастика (логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции); 5) актив­ная артикуляционная гимнастика; 6) дыхательные и голосовые упражнения.

Социально-бытовая реабилитация является важным звеном в системе реабилитационных мероприятий. В последние годы создан
большой арсенал современных технических средств реабилитации,
основной целью которых является компенсация нарушенных и утраченных функций, обеспечение относительной независимости
от окружающих. Технические средства реабилитации существенно
облегчают жизнь ребенка с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Они должны быть абсолютно безопасны и просты в обращении.

Все технические средства реабилитации можно разделить на несколько групп:

1. Средства передвижения — различные варианты детских инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные). Во многофункциональных креслах-колясках дети могут проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специаль­ная емкость для хранения термосов с пищей.

2. Средства, облегчающие передвижение — ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах.

3. Средства, облегчающие самообслуживание детей с наруше­нием функций верхних конечностей: специальные предметы оби­хода (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми; приборами — телевизором, приемником, магнитофоном).

4. Двигательные тренажеры.

6. Сенсорные комнаты и сенсорные стимулирующие наборы. Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различ­ной модальности — зрительной, слуховой, тактильной — и ис­пользовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различных модальностей (музыки, цвета, запахов) может оказы­вать различное воздействие на психическое и эмоциональное со­стояние ребенка — тонизирующее, стимулирующее, укрепляю­щее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В усло­виях сенсорной комнаты используется массированный поток ин­формации на каждый анализатор. Таким образом восприятие ста­новится более активным. Такая активная стимуляция всех анализа­торных систем приводит не только к повышению активности вос­приятия, но и к ускорению образования межанализаторных свя­зей. В отличие от традиционных методов педагогической коррек­ции, для которых характерно небольшое количество и однообра­зие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложе­но разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, со­здавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Занятия в сенсорной комнате могут быть как индивидуальны­ми, так и групповыми. Коррекционно-педагогические занятия про­водятся психологом, логопедом-дефектологом, инструктором ЛФК. Каждый специалист при этом решает свои специфические задачи.

Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач:

1) релаксация: а) нормализация нарушенного мышечного то­нуса (снижение тонуса, уменьшение спастичности мышц); б) сня­тие психического и эмоционального напряжения;

7. Мягкие игровые комнаты.

Применение различных технических средств реабилитации у де­тей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от характера, степени и тяжести нарушенной или утраченной функции. Прежде чем рекомендовать ребенку-инвалиду то или иное техни­ческое средство, необходимо оценить степень нарушения функции.; с тем, чтобы предложить именно то средство, которое дало бы воз­можность, с одной стороны, скомпенсировать имеющийся дефект, а с другой — позволило использовать возможность восстановления нарушенной функции. Реабилитационное оборудование для детей выпускается главным образом зарубежными фирмами, однако в пос­ледние годы разрабатывается и изготавливается широкий ассорти­мент отечественных детских технических средств реабилитации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.