Стиль воспитания детей с дцп

Воспитание ребенка - процесс нелегкий, а если речь заходит о детях, больных ДЦП, нужно быть готовой к тому, что будет очень трудно. Однако если подойти к этой проблеме целенаправленно, то можно исправить многие помехи в развитии.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это нарушения моторных функций и развития организма в целом, связанные с патологией головного мозга, сформировавшейся до рождения ребенка. Выраженность ДЦП может быть разной: в особо тяжелых случаях ребенок с ДЦП не может свободно двигаться, а при небольших нарушениях мышечного тонуса будет только слегка прихрамывать. И в этом случае он вырастит вполне нормальным человеком, способным себя прокормить и обеспечить, создать семью и иметь здоровых детей.

Начинать заниматься развитием ребенка с ДЦП необходимо с самых первых дней жизни. Во время купания нужно дать ему самостоятельно полежать в воде, подвигать ручками и ножками. В возрасте 2-3 месяцев, достаточно делать простые упражнения. Например, положить малыша на животик и показывать ему сверху игрушку таким образом, чтобы он поворачивал голову вслед за ней.

Когда ребенку исполнится 5 месяцев, надо начинать развивать его моторику. Для этого необходимо подтягивать его за ручки, давать ему погремушку или соску в руки, при разговоре с ним менять свое положение, чтобы следя за вами, он поворачивал голову. Двигательная активность ускоряет развитие малыша, так как способствует созреванию центральной нервной системы. Поэтому очень важно с самого рождения заниматься с ребенком, больным ДЦП, приучая его к постоянной физической активности. Хорошее влияние на развитие пальцев оказывают игры типа "ладушки-ладушки", "сорока-белобока". Играть в такие игры с малышом следует ежедневно.


Однако детям с ДЦП разрешается заниматься только некоторыми видами спорта. Футбол, занятия с гантелями, на тренажерах и другие виды спорта, которые требуют сильного физического напряжения и приводят в тонус мышцы, категорически не подходят детям с подобной проблемой. Им можно только те виды физической нагрузки, которые направлены на расслабление тонуса мышц и их релаксацию.

Самый полезный вид спорта при ДЦП - плавание. Занятия на воде успокаивают ребенка и укрепляют мышцы. Нравится детям с ДЦП также кататься на лошадях. Этот вид спорта тренирует тело наездника и помогает устранить присущий детям с ДЦП стереотип движения. Но лошадь должен идти медленно, ритмические колебательные движения не пугают всадника и не надоедают ему.

Детям, больным ДЦП, регулярно должна проводиться лечебная физкультура, желательно под наблюдением опытного инструктора. ЛФК - это не только упражнения, а и закаливание, ежедневная утренняя зарядка, гигиена и двигательная активность. Упражнения должны быть разнообразными. Наклоны и прыжки, если они выполняются одинаково каждый день, не дадут нужной пользы ребенку.

Занятия на мяче-фитболе - популярный на сегодняшний день вид ЛФК. Упражнения эти простые: надо только уложить ребенка животом вниз на мяч и совершать покатывающие движения. При этом ноги ребенка каждый раз должны доставать пол, чтобы дать им слегка напрячься и тем самым стимулировать работу мышц нижних конечностей. Упражнений для игр на мяче- фитболе можно придумать и самим или проконсультироваться со специалистом в реабилитационном центре.

Одна из самых главных составляющих для ребенка с ДЦП - это звуки. Постоянно с малышом надо разговаривать, произнося четко звуки и повторяя их. В дальнейшем ребенок будет пытаться повторять их, подражая вам в силу своих возможностей. Игры вроде "Кто это сказал?" лучше всего способствуют развитию слухового и речевого аппарата. Поставьте перед ребенком фигурки разных животных и произносите, указывая на каждого животного, те звуки, которые они издают. Затем спросите ребенка, кто говорит "мяу", "му-у", "хав-хав" и так далее. При регулярных занятиях дети с ДЦП начинают сами произносить звуки и показывать на соответствующих зверушек.


Динамика роста ребенка, свидетельствующая о возврате показателей к 3-му перцентилю в течение 9 месяцев после начала применения пищевых добавок (обозначено стрелкой).
Вес ребенка увеличивался значительно более медленно.

Очень важно своевременно выяснить, в чем причина нарушения речи у болеющего малыша. Иногда к нему приводит поражение мозговых структур, которые несут ответственность за правильное функционирование речевого аппарата или нарушение слуховых органов, но в некоторых случаях причиной нарушения речи является лишь недостаток общения.

Большое значение в развитии речи у детей с ДЦП имеет отношения родителей к ребенку-инвалиду. Недостаток внимания, неблагоприятная психологическая атмосфера в доме и гиперопека могут еще более усугубить болезнь, заставив малыша закрыться от мира. Дети с ДЦП хорошо реагируют на интонацию голоса окружающих людей, это значит, крик и ругань в присутствии их нельзя допускать. Чаще берите малыша на руки и обнимайте, вместе делайте различные движения ногами и руками под музыку в определенном ритме.

Доброжелательная и теплая атмосфера между взрослыми и детьми - главное условие при воспитании детей с ДЦП. Терпение, труд и любовь со стороны родителей со временем обязательно принесут результаты, помогая ребенку заговорить и раскрыться психологически.

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология отношений"


Возникает огромное количество вопросов по воспитанию ребёнка с ДЦП, ответы на некоторые из них можно получить в этой статье.

Рождение ребенка — одно из самых счастливых событий в жизни женщины. К сожалению, оно может быть омрачено рождением ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП).

Если такое случается, то в таком случае родители нуждаются не только в праздничных поздравлениях своих родственников, но и в психологической поддержке со стороны специалистов. Чем раньше она будет предоставлена, тем лучше.

Психологическая помощь может быть нужна также и другим членам семьи – бабушкам, дедушкам, поскольку каждый из них испытывает скрытое чувство вины в связи с рождением больного ребенка.

Грамотно проведенная работа психологов, компетентных в вопросах семейного консультирования, поможет создать в семье особый климат, благоприятный для развития ребенка с ДЦП.

К сожалению, многие родители пренебрегают подобной помощью. В связи с этим, в семье господствует дисгармоничный тип воспитания, намного осложняющий развитие малыша.

Нужна ли гиперопёка в отношении больного ребёнка?

Если в первые часы жизни ребенок и мать были разлучены из-за осуществления реанимационных мероприятий, то в его основе лежит ранняя материнская депривация (от лат. deprivatio – лишение).

После выписки из роддома мать стремится всеми возможными способами компенсировать подобную разлуку. Она слишком рьяно пытается удовлетворять потребности своего ребенка, возводя все свои обязанности в кубическую степень и выполняя их с явным фанатизмом.

Со временем подобное воспитание ребенка ДЦП приобретает вид гиперпротекции (гиперопеки).

Причинами гиперопёки являются:

тяжелые роды и рождение ребенка с отклонениями;

негативное отношение к ребенку со стороны окружающих людей, в том числе и родственников;

появление дисгармонии в супружеских отношениях, желание компенсировать ее;

попытка компенсации недостатка родительской любви в своем собственном детстве;

Какие ошибки возможны в процессе воспитания?
Воспитание ребенка с ДЦП в семье может приобретать следующие формы:

1. Доминирующая гиперпротекция – ребенок в такой семье находится под неусыпным контролем, а родители отдают ему уйму своего внимания, времени и сил. И хотя со стороны кажется, будто бы у такой семьи все в порядке, ребенок при этом живет в мире, ограничений, правил и табу. Он напрочь лишен самостоятельности.

По мере роста и развития он приобретает астенические личностные черты, становится безвольным, он не интересуется ничем, кроме своей болезни.

Влад 7 лет. Из-за родительских ограничений боится сделать лишний шаг, безинициативен , развитие замедлено, не любит читать, играет всегда один.

2. Потворствующая гиперпротекция – все члены такой семьи стремятся как можно чаще удовлетворять потребности ребенка, потакая ему буквально во всем. Взрослые возносят его на некий мифический пьедестал, стараясь отгородить даже от малейших обязанностей.

Петя. 6 лет. Передвигается только с поддержкой бабушки или мамы (папы нет). Исполняются немедленно все его желания, любой каприз. Неисполнение желаний ведёт к истерикам.

3. Повышенная моральная ответственность – такой тип воспитания встречается реже остальных.

В данном случае происходит предъявление слишком высоких требований к ребенку с ДЦП и практически полное игнорирование его потребностей. Взрослея в таких условиях, ребенок становится тревожно-мнительным. Ему кажется, что он всё делает не так, как нужно. Его самооценка занижена.

Марина 5 лет. Взгляд всегда тревожный, смеётся редко. Девочка умненькая, но не смелая.

4. Эмоциональное отвержение – это очень тяжелое испытание для ребенка с ДЦП.

Ребёнок может чувствовать себя одиноким, забытым или, наоборот, возможны активные действия, направленные на то, чтобы обратить внимание на себя.

Саша 6 лет. До посещения коррекционного сада был похож на зайчонка - прятался от всех, не разговаривал. Причина - полное отсутствие внимания мамы. После года работы с ним показал себя умным, разговорчивым. сообразительным мальчиком.

5. Жестокое обращение – самый страшный вариант воспитания, поскольку родительское отторжение в данном случае приобретает формы различных издевательств: избиений, строгих лишений и моральных унижений. Родителям ребенок не интересен, они как могут, игнорируют его.

Очень часто дети из таких семей попадают в специализированные интернаты, где находятся на протяжении всей жизни.

У ребёнка с ДЦП есть будущее?

Очень часто получается так, что мужчины не выдерживают воспитания и ухода за больным ребёнком и уходят из семьи. Тогда вся тяжесть по воспитанию и уходу ложится на плечи матери.

Ребенок с ДЦП хочет видеть себя именно таким, каким хочет видеть его она. Ее отзывы, оценки и слова для него – это своеобразные жизненные ориентиры.

В планах развития и воспитания ребёнка необходимо поддерживать связь с внешним миром - по возможности посещать коррекционный сад, школу, праздничные мероприятия.

Как и всем детям, ему интересно всё, что происходит в окружающей его среде, ему интересно общаться, играть, наблюдать. Родители не должны лишать его радости изучения мира.

Света и Оля - тяжёлые формы ДЦП (неходячие) объездили весь мир со своими родителями. Девочки жизнерадостные, добрые, умненькие, обучаются в школе, очень общительные, учатся работать на компьютере - у них есть нормальное человеческое будущее.

Хорошие родители и правильное воспитание могут помочь ребенку не только реализовать базовые потребности, но и выявить скрытые способности, сделав впоследствии его успешным человеком.

Не лишайте своих детей будущего, пусть они будут такими же как все.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кетова Н.А., Мясникова К.А.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кетова Н.А., Мясникова К.А.

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ББК: 60.561.51 Социальные науки

Влияние стилей семейного воспитания 81

на реабилитацию ребенка-инвалида.

хКетова Н.А. - начальник социального центра, ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России (КГМУ) E-mail: natalek030573@mail.ru

2Мясникова К.А. - студент, ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России (КГМУ)

Адрес: 305041 г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация

Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, стили семейного воспитания, реабилитационный потенциал.

Семья выступает первичным агентом социализации. Именно в семье ребенок может получить психологическую поддержку, навыки первичной социализации, которые необходимы для становления и нормального функционирования личности. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья семья играет еще более значимую роль. Гармоничная семейная атмосфера, правильный стиль воспитания, партнерские отношения в семье один из основных элементов в поддержке реабилитации ребенка с инвалидностью. На реабилитационный потенциал ребенка влияет множество факторов внутри семьи, одним из них выступают родительские установки и стратегии воспитания, то есть стиль формирования взаимоотношений с ребенком, который выбирают родители [1]. Малашенкова Е.А., Орлова А.П. трактуют стиль семейного воспитания как систему представлений о роли родителей, их взаимодействии с ребенком, сущности и целях воспитания, а также о методах и средствах реализации педагогических стратегий [2]. Классификация стилей воспитания представлена в работах таких авторов, как А. Болдуин, Д. Боумринд, В.И. Гарбузов, Е.Т. Столин и В.В. Столин, Р.В. Овчарова, Э.Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. На основании выдвинутых авторами стилей воспитания мы выделили основные типы стилей семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский, опекающий [3,4,6,7]. Мы предположили, что в семье, в которой родители прислушиваются к мнению ребенка, к его потребностям, развивают в нем самостоятельность, активность и ответственность, проявляют поддержку, реабилитационные мероприятия имеют большую результативность [5].

Нами было проведено исследование, целью которого стало выявление влияния стиля взаимоотношений в семье на реабилитацию ребенка с ОВЗ.

Для определения социального статуса семей было проведено анкетирование. Данные анкетирования показали, что возраст родителей исследуемых семей составляет 25-34 года (76,2%) и 35-44 года (23,8%), что говорит о сознательном возрасте рождения ребенка.

Значительная часть семей, в которых рождается ребенок с ОВЗ, распадается в силу высокого уровня стресса. В большинстве случаев из семьи уходит отец, чувствуя себя отвергнутым или испытывая чувство вины за случившееся. При распределении исследуемых семей по составу преобладающее число отмечается полных семей(71,4%), небольшая часть семей является неполными(28,6%). Это говорит о высоком моральном уровне родителей, а также об ответственном поведении отцов детей с ОВЗ.

Наличие высшего и среднего специального образования у членов семьи говорит об их высоком интеллектуальном уровне, усвоенности ими общественных норм и установок на развитие. Именно такая среда сможет оказать поддержку ребенку-инвалиду в реабилитации.

На основании данных, полученных с помощью анкетирования, мы можем сделать вывод о социальном благополучии исследуемых семей и схожем социальном статусе этих семей, что может говорить о том, что обследуемые дети воспитываются в схожих условиях.

По нашему мнению, еще одним важным фактором, определяющим успешность реабилитационных мероприятий, является стиль воспитания, используемый родителями.

Для определения влияния стиля

воспитания на реабилитацию ребенка с ОВЗ нами совместно с медицинскими сотрудниками было проведено два обследования детей, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания. Первое обследование было проведено при первичном приеме пациентов. Второе - после окончания курса реабилитации. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий производилась с помощью методики НИИ травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера. Данная методика позволяет произвести оценку: состояния двигательной и рефлекторной сфер; уровня развития мелкой моторики; уровня развития умственной деятельности; развития речевых навыков.

При первичном обследовании детей, воспитывающихся в семьях с демократическим стилем воспитания были получены следующие результаты: у 71,4% обследуемых выявлено значительное нарушение способности к передвижению -(наблюдается возможность удерживаться в положении сидя, стоять с поддержкой в неправильной позе, отсутствие сформированное™ шага и возможности ходить); 28,6% обследуемых способны сидеть с круглой спиной, самостоятельно присаживается, вставать, стоять у опоры, ходить с поддержкой; у 57,1 % детей выявлено отсутствие или резкое снижение произвольных движений, отсутствуют хватательные реакции и реакции опоры, нет возможности удерживать предметы. Произвольные движения рук имеются, но им препятствует пронационная установка предплечий и кистей, сгибательная пальцев у 14,3 % детей. Установка и движения рук неправильные, имеет место патологическая активность пронаторов и сгибателей предплечья и кисти наблюдается у 28,6% детей. Тяжелые нарушения по типу спастичности или ригидности мозжечковой дистонии, гипотонии выражены во всех мышцах тела выявлены у 71,4 %. Легкие нарушения того же характера обнаружены у 28,6% обследуемых. Гиперкинезы (патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц) у 57,1% обсле-

дуемых значительно выражены; у 42,9% выражены незначительно. Атаксия (расстройство координации движений) верхних и нижних конечностей значительно выражена у 28,6% детей; у 71,4% детей -выражена незначительно. У всех обследуемых детей наблюдаются непонятная речь. Нарушения мышления выявлены: у 28,6% развито только конкретное мышление; уровень развития абстрактно-логического мышления отстает от возраста у 71,4% обследуемых. У всех обследуемых выявлена грубая задержка психо-речево-го развития. Все обследуемые дети имеют умеренно выраженные эмоционально-волевые нарушения.

(расстройство координации движений) верхних и нижних конечностей незначительно выражена у 42,9% детей; у 42,9% детей наблюдается атаксия, которая может произвольно подавляться. У 71,4% та или иная форма дизартрии, задержка речевого развития; 28,6% - наблюдается нарушения речи, которые заметны, но речь понятна. Нарушения мышления выявлены: 42,9 % - развито только конкретное мышление; 57,1% обследуемых обладают уровнем развития абстрактно-логического мышления, которое отстает от возраста. Задержка психического развития: 71,4% обследуемых демонстрируют грубо выраженную задержку психического развития с пространственными нарушениями; 57,1% - ЗПР с одним или несколькими нарушениями корковых функций; 14,3 % испытывают трудности при освоении отдельных операций. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы: у всех обследуемых сохранились умеренно выраженные нарушения.

Результаты обследования детей с ДЦП, воспитывающихся в семьях с авторитарным и опекающим стилем воспитания, до и после проведения реабилитационных мероприятий показывают небольшое снижение проявлений по всем показателям, в то время как в семьях, использующих демократический стиль воспитания, мы наблюдаем значительное снижение проявлений по всем показателям.

Для оценки достоверности полученных данных нами был использован критерий Стьюдента и были произведены следующие расчеты:

Первым этапом была рассчитана средняя арифметическая суммы баллов, полученных в ходе обследования детей, воспитывающихся в семьях с демократическим стилем до проведения реабилитационных мероприятий.

Рассчитаем среднее квадратиче-

Для оценки достоверности результатов исследования необходимо найти ошибку репрезентативности:

Аналогичным способом были проведены расчеты средней арифметической суммы баллов, полученных в ходе обследования детей, воспитывающихся в семьях с демократическим стилем после проведения реабилитационных мероприятий:

где Мдем2 - средняя арифметическая суммы баллов, полученных в ходе обследования детей, воспитывающихся в семьях с демократическим стилем после проведения реабилитационных мероприятий.

где а - отклонение вариант от истинной средней).

Следующим этапом было определено истинное отклонение вариант от истинной средней:

где бдем 2 - среднее квадратическое отклонение.

тМдем2 = = 0-48 где mM ем 2 - ошибка репрезентатив-

При сопоставлении двух сравниваемых величин возникает необходимость не только определения их разности, но и оценки ее достоверности. Оценка достоверности производилась с использованием критерия Стьюдента. При величине критерия 1>2 можно говорить о достоверности данных с вероятностью р > 95%.

где t - степень достоверности разности величин.

Таким образом при t=15,25 мы можем говорить о достоверности данных >95%.

Аналогичным способом были проведены расчеты достоверности данных, полученных в ходе обследования детей, воспитывающихся в семьях с авторитарным стилем воспитания до и после проведения реабилитационных мероприятий.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где тМавт1 - ошибка репрезентативности.

где Мавт2 - средняя арифметическая суммы баллов, полученных в ходе обследования детей, воспитывающихся в семьях с авторитарным стилем после проведения реабилитационных мероприятий.

где d - отклонение вариант от истинной средней.

где Мавт1 - средняя арифметическая суммы баллов, полученных в ходе обследования детей, воспитывающихся в семьях с авторитарным стилем до проведения реабилитационных мероприятий.

где d - отклонение вариант от истинной средней.

где бавт2 - среднее квадратическое отклонение.

где б . - среднее квадратическое

где t - степень достоверности разности величин.

Таким образом, при t=7,9 мы можем говорить о достоверности данных >95%.

Аналогичным способом были проведены расчеты достоверности данных, полученных в ходе обследования детей, воспитывающихся в семьях с опекающим стилем воспитания до и после проведения реабилитационных мероприятий.

где Мопек1 - средняя арифметическая суммы баллов, полученных в ходе обследования детей, воспитывающихся в семьях с опекающим стилем до проведения реабилитационных мероприятий.

где d - отклонение вариант от истинной средней.

где тМопек1 - ошибка репрезентатив-

где бопек1 - среднее квадратическое отклонение.

где бопек2 - среднее квадратическое отклонение.

где тМопек2 - ошибка репрезентативности.

*опек2 - средняя арифметическая суммы баллов, полученных в ходе обследования детей, воспитывающихся в семьях с опекающим стилем после проведения реабилитационных мероприятий. d = V - М

где d - отклонение вариант от истинной средней.

где t - степень достоверности разности величин.

Таким образом при t=7,9 мы можем говорить о достоверности данных >95%.

Таким образом, на основании данных, полученных в ходе исследования, мы можем утверждать, что с достоверностью более 95% дети, воспитывающиеся в семьях с демократическим стилем воспитания, имеют более высокие результаты в реабилитации.

1. Молчанова Л.Н., Ситникова А.В. Особенности функционирования семей, воспитывающих детей с нарушением слуха. // Коррекци-онно-педагогическое образование. - 2015. - № 3 (3). - С. 16-27.

2. Малашенкова Е.А., Орлова А.П. Семья как социальная система. // Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения материалы международной научно-практической конференции. -

межвузовская конференция студентов и молодых ученых. - 2006. - С. 273.

4. Тимофеева И. В. Особенности родитель-ско-детских отношений в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом с позиции теории семейных систем. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2011. - № 139. С. 59-66.

Лазаренко В.А., Шульгина Т.А., Василенко Т.Д. - 7. Шульгина Т. А., Черных А. М. Влияние се-Курск: КГМУ, 2017. мьи на формирование внутренней картины

6. Шульгина Т. А. Особенности развития здоровья подростка. // Окружающая среда и психики ребенка в юности. // Ярославский здоровье населения. - 2010. - С. 38-43. педагогический вестник. - 2001. - С. 19-27;

INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION STYLES ON REHABILITATION OF THE CHILD WITH DISABILITY

Natalya A. Ketova1, Ksenia A. Miasnikova2

1Ketova Natalya A. - Head of social center, Kursk State Medical University. E-mail: natalek030573@mail.ru

2Miasnikova Ksenia A. — Student, Kursk State Medical University (KSMU). Address: 305041, K. Marks-st, 3, Russian Federation

the severity of clinical indicators of cerebral palsy. Research Institute of Traumatology and Orthopedics. G. I. Turner. Based on the results of the study, conclusions were drawn about the influence of the style of upbringing on the rehabilitation of the child with disability.

Keywords: a child with a disability, styles of family upbringing, rehabilitation potential.

1. Molchanova L.N., Sitnikova A.V. Osobennosti funktsionirovaniya semey, vospityvayushchikh detey s narusheniyem slukha. // Korrektsionno-pedagogicheskoye obrazovaniye. - 2015. - № 3 (3). - S. 16-27.

2. Malashenkova Ye.A., Orlova A.P. Sem'ya kak sotsial'naya sistema. // Sotsial'no-psik-hologicheskiye problemy sovremennogo ob-shchestva i cheloveka: puti resheniya materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii. - 2015. - S. 94-97.

3. Pozhidayeva A.V., Shul'gina T.A. Problemy semey, imeyushchikh detey-invalidov // Molo-dezhnaya nauka i sovremennost' 71-ya itogo-vaya mezhvuzovskaya konferentsiya studentov i molodykh uchenykh. - 2006. - S. 273.

4. Timofeyeva I. V. Osobennosti roditel'sko-detskikh otnosheniy v sem'yakh, imeyushchikh detey s detskim tserebral'nym paralichom s

pozitsii teorii semeynykh sistem. // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-ogo universiteta im. A.I. Gertsena. - 2011. - № 139. S. 59-66.

6. Shul'gina T. A. Osobennosti razvitiya psikh-iki rebenka v yunosti. // Yaroslavskiy peda-gogicheskiy vestnik. - 2001. - S. 19-27;

7. Shul'gina T. A., Chernykh A. M. Vliyaniye sem'i na formirovaniye vnutrenney kartiny zdorov'ya podrostka. // Okruzhayushchaya sre-da i zdorov'ye naseleniya. - 2010. - S. 38-43.

Семейное воспитание — это система взаимоотноше­ний родителей с детьми. Ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Родители должны знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми спо­собствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию адекватного поведения и ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. Причины ошибок в семейном воспитании детей с отклонениями к развитии можно условно разделить на три группы:

— низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях их ребенка;

— личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком;

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются сис­тематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внима­ния и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. К нарушениям подобного рода относятся: не­однозначное понимание родителями семейных ролей главы семьи, мужа, жены; завышенные требования предъявляемые родителями к детям, несовместимость нравственных позиций супругов. На процесс воспита­ния влияет и загруженность родителя на работе, уста­лость, неорганизованный быт, собственное здоровье. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу лишь в том, чтобы добиться послушания ребен­ка. Поэтому они даже не пытаются понять ребенка, прислушаться к его интонациям, рассмотреть его по­требности и возможности. Одни родители при этом стремятся решить за ребенка все его проблемы, а другие поучают, ругают, читают длинные нотации.

Воспитание ребенка с отклонениями в развитии тре­бует от родителей особых усилий, терпения и любви. Не все родители, к глубочайшему сожалению, обладают этими свойствами. Родители детей с отклонениями в развитии в силу описанных выше причин (глава 1) час­то применяют дисгармоничные типы воспитания.

Такой тип отношений свидетельствует об искажении воспитательской позиции родителей и, как правило, приводит к скрытому или откровенному отвержению ребенка самыми близкими людьми.

Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (у наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где больной ребенок не представляет ценности для близких в силу нарушений развития. Родители практически не ухаживают за ним, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен, несмотря на материальные возможности семьи. Никто не следит за режимом дня ребенка и соблю­дением условий, обеспечивающих его развитие. Гипоопека может быть обусловлена не только отношением к дефекту ребенка, но и собственно родительской уста­новкой, когда мать или отец не считают необходимым относиться к ребенку иначе. В таком же положении мо­гут быть и здоровые братья или сестры больного ребенка.

Может встречаться также и щадяшая форма гипоопеки — гипопротекция. Воспитательское отношение родителей при этой форме характеризуется тем, что ре­бенок накормлен, обут и одет, но им самим, его личной жизнью никто не интересуется.

Воспитание по шипу повышенной моральной ответ­ственности ведет к постоянному перенапряжению ре­бенка. Родители стараются заставить детей реализовать в жизни все то, что сами не смогли осуществить. Они постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклоне­ниями в развитии трудно справиться. У ребенка возни­кает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда чуть-чуть не до­тягивает до оптимального результата, поэтому не дости­гает успеха. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что формирует у него заниженную само­оценку.

Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высо­ким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификаци­ей себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у от­цов. В случае материнского отвержения ребенка ситу­ация объясняется незрелостью личностной сферы мате­ри и несформированностью материнского инстинкта. Отвержение ребенка наносит непоправимый ущерб раз­витию его личности, искажая ее. Отвержение формиру­ет у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе; ребенок не чувствует поддержки, у него нет опоры в семье. Недостаток родительской любви замещается равнодушием или ненавистью к лю­дям, стремлением наказать всех за отсутствие тепла в детстве.

Жестокое отношение. Жестокое обращение с детьми чаще встречается в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой. Ребенка могут ежедневно наказывать физически, под­вергать избиениям, насмешкам и надругательствам. Есть примеры, когда ребенок помещали в собачью буд­ку, заковывали в цепи или привязывали к столбу.

Гиперопека возникает при завышенном уровне забо­ты родителей о ребенке. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка окру­жают повышенным вниманием, постоянно защищают, охраняют от предполагаемых опасностей. Родители как бы помещают ребенка в тепличные условия, в связи с чем он не учится преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т.д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограни­чивают возможности его развития.

Авторитарная гиперсоциализацпя. К этой модели ча­ще тяготеют родители, которые сами имеют высокие амбиции и высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него соци­альные навыки. Родители, использующие такую модель, навязывают ребенку свои желания и цели. Они не хотят оценить реальный потенциал ребенка, определить его интересы и наклонности. Они действуют авторитарно, во всем проявляя свою власть, а иногда и грубость по отношению к ребенку. В итоге он чувствует свою не­состоятельность и постоянный нажим со стороны роди­телей. Это приводит к развитию у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах.

Можно увидеть связь между моделью воспитания и психологическим типом родителя (см. приложение ) . Эмоциональной насыщенностью, пониманием проблем ребенка, любовью к нему характеризуются отношения психосоматичных родителей (В,В. Ткачева, 2004, 2006). Гиперопска в наибольшей мере проявляется у автори­тарных и психосоматичных родителей. Гипоопека до­минирует у невротичных и у незначительной части ав­торитарных родителей. Эти факты являются свидетель­ством того, что психосоматичные и авторитарные родители имеют максимально выраженные возможнос­ти для обучения и воспитания своих больных детей. Эти родители настроены на установление оптимальных отношений с детьми. В то же время нсвротичные ро­дители подобную возможность демонстрируют неустой­чиво.

Психосоматический тип строится на смешанном ти­пе реагирования, что обусловливает наличие у лиц дан­ной группы как стенических, так и гипостенических ха­рактеристик. Именно поэтому среди психосоматичных родителей встречаются такие, которые могут использо­вать как адекватные, так и дисгармоничные модели вос­питания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.