Святые места для дцп

Есть дети, от которых отказываются родители, есть дети, из-за которых разваливаются семьи. Есть взрослые, по-настоящему ответственные люди, которые готовы помочь и таким детям, и их мамам и папам, которые однажды узнали, что у их ребенка детский церебральный паралич (ДЦП).

В 1909 году в Москве открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия. Традиции, которые заложила ее основательница великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна, живы до сих пор. Их поддерживают люди, которые бросают свои дела, отказываются от привычного и полностью меняют свою жизнь.


Небольшая постройка с белыми стенами в два этажа. От внешнего мира ее защищает каменная стена, тоже белая. За ней не слышно рева машин и беспорядочного гула мегаполиса. Здесь Марфо-Мариинская обитель – место, где знают, что такое молитва, помощь и труд.

– Я не отношусь к этим детям с жалостью. Я считаю, что это обычные дети. Да, они другие, – рассказывает Анна Прищенко. – Заходят к нам иногда и начинают плакать и причитать. Таких в добровольцы не берем. С таким настроением.

Кто-то совсем не может самостоятельно передвигаться, кто-то делает робкие шаги, но с помощью воспитателя или опираясь на кресло-коляску. В группе их пять штук. В обитель они попали после того, как Группа дневного пребывания выиграла Президентский грант.

– Они удобны. Можно регулировать высоту. Ребенок находится в безопасности и ему всегда комфортно.


– Сколько стоит такая коляска? – спрашиваю.

– 210 тысяч рублей.

Этот мальчик в первый раз сказал, что хочет пить. По карточке. Большой прогресс

Некоторые из ребят впервые учатся выражать свои мысли. С помощью специальной методики.

– Сейчас мальчик в первый раз сказал, что хочет пить. По карточке. Мы это поняли. Большой прогресс.

За каждым таким прогрессом стоит многочасовая кропотливая работа. Заниматься с одним ребенком здесь могут только два раза в неделю. Так удается охватить как можно больше детей. В группе – 6 человек.


– У нас есть и дети с тяжелой формой болезни: гиперкинезы, диплегия.

В кабинете у психолога выполняют координационно-развивающие упражнения. На полу небольшая песочница и игрушки. Впрочем, игрушки есть в каждой комнате. В обычной жизни у таких детей просто нет возможности изучить мир, познакомиться с ним. Они не могут потрогать камни, погладить животное, слепить снеговика. Но это не значит, что они не нуждаются в исследовании той среды, которая их окружает. Поэтому здесь они в спокойной обстановке могут пощупать, поизучать, рассмотреть вблизи другие материалы и предметы.

Еще дети с ДЦП очень пугаются громких звуков и резких движений.

– Кто-то рукой махнул, а они уже впадают в панику. Их сенсорная среда очень обеднена. В силу физических особенностей они не могут познавать мир через руки, как остальные дети, – рассказывает психолог Елена Козлова.

В одной Москве таких детей больше 5 тысяч. Можно сказать, что 30 воспитанникам этого детского сада повезло. С ними занимаются дефектологи, логопеды. Как живут остальные 5000 детей, мы можем только догадываться.

– Сколько вам нужно средств, чтобы сад мог существовать?

– Около 10 миллионов в год. Это чтобы поддерживать сад.

Полтора года назад Департамент социальной защиты г. Москвы выделил новое здание. Оно больше, в комнатах на окнах нет решеток – всё, как предписывают нормы. И рассчитано оно будет на три группы.


Пока воспитатели и воспитанники ждут переезда, детский сад работает по своему обычному расписанию.

По четвергам обязательное терапевтическое занятие с родителями. В центре большой комнаты круглый стол, шкафы с книгами. Что-то вроде домашней библиотеки.

– Эта комната планировалась для мам, – рассказывает Анна Ивановна. – По факту им это не надо. Они оставляют детей и убегают по своим делам: собирают справки, оформляют документы.

Так комната отдыха для родителей превратилась в кабинет для логопеда.

– А как вы пришли в эту профессию?

– Я пришла, чтобы чуть-чуть облегчить им существование. Отчасти это мое служение. Я пришла как доброволец. Потом познакомилась с матушкой Елисаветой. Я до этого с детьми, больными ДЦП, не сталкивалась. Преподавала в вузе культурологию. Однажды пришла на работу и обнаружила пустоту. В этот момент я поняла, что ее надо заполнять.

– Дети к вам привыкают?

– Да, они с вечера ждут. Ребенок даже может плохо спать: ждет.

На кухне идет подготовка к обеду.

В просторном помещении на мягких подушках несколько детей слушают песни, которые воспитатели поют под аккомпанемент пианино. В спальне за стенкой спит ребенок.

Государство нас не поддерживает, мы существует только за счет благотворителей

– Раньше были лекотеки. Но теперь в Москве их практически не осталось, – рассказывает Анна Прищенко. – Раньше мамы могли оставить своих детей там на два-три часа, чтобы успеть справиться с неотложными делами. Но теперь и этой возможности нет.

– Вас государство поддерживает?

– Нет, мы существует только за счет благотворителей. Мы в этом году попытались субсидию получить от соцзащиты, но пока… Пока только пытаемся.

11 января 2016 г.

Социальные проекты Марфо-Мариинской обители остро нуждаются в помощи. Поддержать их можно здесь.

Можно также сделать пожертвование на счет Марфо-Мариинской обители:

Если Вы представитель бизнеса и хотите оказать поддержку от лица компании или обсудить другие варианты помощи, свяжитесь, пожалуйста, по телефону:


Часовня блаженной Ксении

Где находится. В Санкт-Петербурге.


Как-то раз Ксения зашла в дом к Параскеве, той самой знакомой, что отдала свой дом, и сказала, что Бог послал той сына и нужно срочно отправляться на Смоленское кладбище. Параскева не поверила, но послушалась, а когда пришла на кладбище, увидела, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину, которая тут же родила, а сама скончалась. Параскева усыновила младенца и вырастила его.

Сын содержал и почитал мать всю её жизнь, а сама Параскева благодарила Ксению за её повеление взять мальчика себе.

Как вести себя в храме. Чтобы Ксения услышала просьбу, необходимо оставить в часовне записку, зажечь свечу и трижды обойти здание.


Покровский монастырь

Где находится. В Москве.

Кому молиться. В Покровском монастыре находится рака с мощами святой Матроны Московской. Матрона появилась на свет незрячей. Родители Матроны хотели отказаться от младенца, отправив дочь в приют, однако матери девочки приснился сон, будто на грудь ей села белая птица необыкновенной красоты, но слепая. Женщина решила, что сон вещий, и оставила ребёнка.


Сейчас Матрона Московская – одна из самых почитаемых православных святых.

Как вести себя в храме. Матроне принято приносить живые цветы, поэтому рака с мощами всегда утопает в букетах. Приношение одних становится подарком для других – служители храма отдают цветы верующим на прощание.


Свято-Троицкий монастырь

Где находится. В Муроме.

Кому молиться. Святым Петру и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья. По легенде, муромский князь Пётр убил огненного змея, донимавшего горожан, но испачкался в слюне гадины и заболел проказой. Во сне ему было открыто, будто вылечить его сможет только дочь простого крестьянина Феврония. Та в качестве платы за лечение потребовала, чтобы князь на ней женился. Пётр пообещал выполнить просьбу крестьянки, но, когда проказа исчезла, решил отступиться от своих слов и отказался жениться.


Как себя вести в храме. Лучший день, чтобы поклониться Петру и Февронии, – 8 июля, когда супруги были причислены к лику святых. В этот день в монастыре совершается торжественная служба и водосвятный молебен. Приходить в монастырь лучше вместе с супругом. Принято также благодарить святых за выполненную просьбу, поэтому в монастыре можно встретить множество пар с маленькими детьми.


Анно-Зачатьевская церковь

Где находится. В подмосковном Чехове.

Кому молиться. В церкви хранится икона Казанской Божией Матери, образ Серафима Саровского и икона святителя Николая. Церковь была построена местным помещиком Саввой Васильчиковым.

Жена Саввы Анна никак не могла забеременеть. Как-то раз женщине приснился чудесный сон. К ней явилась Богородица и сказала, что молитвы о ребёнке услышаны, нужно лишь построить в усадьбе храм. Савва сначала отказался выполнить просьбу жены, но тут случился пожар, и деревянная церковь в селе сгорела. Тогда Васильчиков решил, что это знак Божий, и принялся за возведение каменного храма. Вскоре после начала строительства Анна забеременела и родила дочь Марию, а после и других детей.

Как себя вести в храме. Обязательно посетите святой источник вблизи церкви. Молиться о зачатии принято не только перед иконой Богородицы, но и перед поклонным крестом возле источника.


Дивеевский монастырь

Где находится. В селе Дивеево Нижегородской области.

Как себя вести в храме. Чтобы заручиться поддержкой Богородицы, нужно пройти по Святой Канавке – небольшому рву, вырытому вокруг монастыря во времена Серафима Саровского. На валу устроена тропинка, по ней и нужно идти, прочитав молитву Богородице 150 раз.

В мире миллионы людей страдают тяжелой болезнью – ДЦП (детский церебральный паралич). К сожалению, эта болезнь пока неизлечима. Просто у одних она незаметна, у других – малозаметна, у третьих – страшно смотреть… Я не буду описывать всю специфику болезни, ее симптомы и формы. Не буду хотя бы потому, что простому читателю это может показаться неинтересным и непонятным, поскольку только встретившись лицом к лицу с больным ДЦП, можно понять, что это за болезнь. А врачи и без моих разъяснений знают об этой болезни.


Я хочу рассказать об уникальном (на мой взгляд) Центре, где ДЦП если даже не излечивают совсем, то значительно облегчают жизнь больным. Этот Центр находится в Москве. О нем, к сожалению, почему-то мало кто знает, хотя в Центр госпитализируют не только жителей Москвы. Иногородние тоже могут попасть туда с разрешения Департамента здравоохранения г. Москвы. Мне довелось провести чуть больше двух месяцев в этом Центре. Но за это время у меня набралось столько положительных впечатлений, эмоций, что молчать я просто не могу, да и не имею права, так как считаю, что информацию об этом Центре необходимо донести до огромного количества больных, а также до многочисленных фирм, компаний, которые вполне могли бы оказывать материальную поддержку Центру. Итак, ЦМСР ДЦП (Центр медицинской и социальной реабилитации инвалидов с ДЦП).

К пациентам часто приходит священник из царицынского храма, проводит беседы, а по праздникам — небольшие богослужения. Это тоже очень важно для инвалидов, если учесть, что дома они редко могут посещать церкви, храмы. За это нужно сказать большое Спасибо Отцу Михаилу Потокину и его помощникам. И, конечно же, воспитателям и педагогам, которые привозят коляски в актовый зал, размещают их там, а потом развозят обратно по этажам в палаты. Вообще, труд этих сотрудников Центра бесценен.

О работе психологов тоже следует рассказать. Во всем Центре работают только два психолога. Они уникальные специалисты, специализирующиеся на работе с инвалидами ДЦП. В царицынском Центре к психологам приходят с самыми различными проблемами и вопросами. И никто не остается без помощи. Работа специалистов настолько эффективна, что пациенты рекомендуют друг другу обратиться к ним. Но работать психологам тоже очень и очень непросто. Рабочий кабинет маленький, не хватает специальных условий и оборудования, помогающего при работе с инвалидами. Среди проблем в работе психолога с инвалидами ДЦП есть и те же самые, с которыми сталкиваются педагоги, воспитатели – это плохая речь пациентов, сильные подергивания, нарушенная психика и т.д. Но со всем этим приходится справляться. Пусть даже не за два-три сеанса, но за те два-три месяца, что пациенты лежат в Центре, психологи очень хорошо помогают им. Ни о каких шаблонах в работе не может быть и речи. К каждому пациенту нужен индивидуальный подход. И психологи находят этот подход. Они помогают больным разобраться в себе, понять окружающий мир, людей. Для этого они используют разные методы, Рисование, работа с образами, танцевальные и музыкальные занятия. И, конечно – старый добрый разговор по душам, чтобы потом вместе разобраться, что пациент хотел сказать, что он думает, что чувствует. Вся эта работа настолько хороша и эффективна, что пациенты и сами не замечают, как пропадают те проблемы, с которыми они пришли к психологу. В конце работы больные уже даже и не помнят, с каким вопросом они пришли. А если даже и помнят, то смеются над этим вопросом, мол, я думал, что это такая неразрешимая проблема, а на самом деле все очень просто. Вот до какой степени грамотно и профессионально работают психологи в Центре.

А еще я понял одну вещь. Когда ставят диагноз ДЦП, врачи как бы приговаривают людей. Приговаривают к страшным мукам в жизни, приговаривают к скорой смерти. Но те, кто хоть раз побывал в ЦМСР, понимают, что ДЦП – это еще не приговор.

В заключение хотелось бы обратиться от имени пациентов, которым этот Центр НУЖЕН, к крупным компаниям, организациям с призывом обратить свое внимание на это учреждение, с призывом помогать материально, а самое главное, морально. Ведь помогать вы будете не лечащему персоналу, не медсестрам, а, в первую очередь, инвалидам, нуждающимся в таком лечении, которое есть в царицынском Центре. Да, материально вы поможете Центру, но инвалиды будут чувствовать моральную поддержку. Ведь им нужны не деньги, а счастье и здоровье.

Дивеево — единственное место на Земле, где ежедневно является Богородица и случаются удивительные чудеса. Десятки тысяч паломников едут сюда с верой в особое благословение и надеждой на покровительство Небесной Царицы

В начале прошлого века Дивеево было маленьким селом, стоявшим на пересечении дорог. Здесь ночевали паломники, которые направлялись в Саровскую обитель. В 1758 году в Дивеево остановилась Агафья Мельгунова — обеспеченная, но рано овдовевшая и принявшая монашеский постриг помещица. В полночном сне явилась к ней Богородица и приказала построить монастырь на этом самом месте. Сестра Александра осталась в Дивееве, возвела первые кельи, собрала вокруг себя послушниц и отшельниц, построила Казанский собор.


Стараниями отца Серафима рядом с Казанским собором появились церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы. В 1875 году в обители был освящен огромный Троицкий собор, расписанный живописными полотнами на ветхозаветные сюжеты. В наши дни реставраторы восстановили интерьер: обновили покрытый золотом иконостас, отлили новые кружевные ограждения, почистили уходящие ввысь стены. В Троицком соборе хранятся мощи батюшки Серафима. Рядом с ракой можно увидеть вещи, принадлежавшие старцу: мантию, нательный крест, кожаные рукавички, башмаки, мотыжку. Мощи были обретены в нетленном виде, они обладают чудотворной силой. Множество случаев излечения наблюдалось у тех, кто прикладывался к мощам с верой в их целительные свойства.

Пустынька праведника

Из подлинных вещей, принадлежавших блаженной, сохранился синий сарафан, икона Иоанна Предтечи и масляная лампадка. На кровати разложены куклы, которых она кормила, укладывала спать и использовала для гадания. На стене висит качественный и четкий фотопортрет Паши Саровской. Скорее всего, его сделала одна из насельниц монастыря. Помимо нотной грамоты, иконописи и литографии монахини осваивали приемы фотографического искусства. Камеру на треноге привезла из Санкт-Петербурга игуменья Елизавета Ушакова — энергичная и хозяйственная настоятельница, при которой обитель достигла наибольшего расцвета. На столике под стеклом лежат личные вещи, у стены стоит фисгармония, на которой любила играть матушка Елизавета.


Медведь на березе

В Серафимо-Дивеевский женский монастырь едут паломники со всей России, чтобы поклониться святым мощам, постоять у икон, искупаться в целебных источниках. Родников и ключей в этом краю много — есть даже путеводитель по святым источникам Дивеевского района. Но и без путеводителя всем известно, что главный источник находится на реке Сатис недалеко от деревни Цыгановка. Несколько ручьев сливаются в одном месте, образуя небольшое озеро. Где-то здесь, в дремучем лесу, жил в келье батюшка Серафим. Ему посвящена нарядная часовня, построенная на берегу.

Вдоль берега стоят нарядные бревенчатые избушки для тех, кто хочет погружаться втайне от лишних глаз. Температура воды в источнике Серафима Саровского даже в самые жаркие дни не превышает 4°С. Окунуться в святую воду три раза с головой — значит совершить подвиг во имя веры и прогнать нечистых духов. Это не просто купание, а целый ритуал. Женщина в знак чистоты и покорности должна заходить в воду в простой сорочке, с косынкой на голове. На рубашке не может быть легкомысленных рюшечек, бантиков, тесемочек — за них, как утверждают знающие люди, могут зацепиться бесы. Некоторые паломники погружают в святую воду детскую одежду. Говорят, что на ребенка, который будет носить эти вещи, непременно сойдет Божья благодать.


В Дивееве постоянно случаются какие-то чудеса. То на ночном небе проявятся силуэты соборов и очертания куполов, то на стенах неотреставрированной церкви проступят древние фрески, то на березе возникнет нарост в виде медвежьей морды — точь-в-точь такого же косолапого мишки, какого кормил с руки батюшка Серафим!

Святая Канавка

Обычные бытовые проблемы, которые еще недавно казались важными, в Дивееве отступают на второй план и куда-то улетучиваются. Наверное, сказывается пасторальный сельский пейзаж с палисадниками у деревянных домов, яблоневыми садами и тихой речушкой, поросшей камышом. Здесь спокойно, тихо и несуетно. Местные жители катятся на велосипедах, крестясь на ходу и приветствуя знакомых кивком головы. С любой точки райцентра просматриваются купола и колокольни монастырских соборов, облепленных тучами галдящих галок и ворон. В дивеевской атмосфере растворена жизнь монастыря с его праздниками, крестными ходами, звоном колоколов, видимыми повсюду насельницами, трудницами, послушницами.


Сухарики от батюшки

Сестры Серафимо-Дивеевского монастыря носят закрытые черные одежды — мантию, клобук, параман. Их лица и тела открыты только для вечности. В общении монахини довольно приветливы, но немногословны, да и нет у них времени на разговоры. В обители царит строгая дисциплина, все расписано по часам — ранний подъем, время молитв и трудничества. О рационе насельниц можно судить по обеду, которым кормят паломников в трапезной. В обычный, не постный день, он состоит из порции щей без мяса, каши без масла и чая без сахара. Кашу каждый день готовят разную — гречневую, овсяную, перловую. Впрочем, сестры питаются лучше паломников: в скоромные дни их подкармливают фруктами, салатами, рыбой, молочными продуктами. Для них готовят аппетитную кашу по монастырскому рецепту из пропаренного риса с тыквой и медом.


За монастырской оградой, где стоит памятник Ленину и тянутся торговые ряды, чувство духовного подъема немного ослабевает. Банальная земная суета вновь обступает со всех сторон. Но где-то в глубине души остается теплое чувство причастности к чудесам, которые творятся в Дивееве.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

"Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами вхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих", - заявила Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основав после гибели мужа, Великого князя Сергея Александровича, от рук террориста Марфо-Мариинскую обитель. С 1909 года на Большой Ордынке старшая сестра российской императрицы оказывала здесь благотворительную и медицинскую помощь нуждавшимся и обездоленным. А во время Первой мировой войны учредила боевой Всероссийский штаб милосердия с госпиталем для тяжелораненых солдат.

В 1918 году большевики сбросили Елизавету Федоровну в шахту под Алапаевском, в 1992 году она была прославлена в лике святых, а обитель с этого времени стала возвращаться к прежней жизни. На сегодня здесь кипит работа по множеству жизненно необходимым направлениям, о многих из которых мы расскажем в рамках нашего совместного проекта с Русской православной церковью "Люди на грани". Для тех, кому необходима помощь, и для тех, кто готов ее оказать.


Образы, созданные рукой Елизаветы Федоровны. Автор фото: Ася ХОВАНСКАЯ

1."Марфо-Мариинский медицинский центр "Милосердие"- это 4 проекта:

- Центр реабилитации детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями.

Здесь амбулаторно получают лечение дети от 1,6 до 18 лет по 2 программам. Первая программа включает курсовую 20-дневную комплексную реабилитацию по индивидуальной программе. За год это 400 курсов. Вторая программа длительной реабилитации предлагает регулярные (2-3 раза в неделю) посещения специалистов в отделении реабилитации.

- Проект поддержки особого детства "Дети.Pro"

Это реабилитация детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и создание условий воспитания, максимально приближенных к семейным в двух ЦССВ города Москвы . Здесь помогают детям из тяжелых отделений социализироваться и абилитироваться.


Сенсорная комната. Автор фото: Ася ХОВАНСКАЯ

-Детская выездная паллиативная служба "Милосердие"

Под наблюдением специалистов находятся дети с тяжелыми прогрессирующими заболеваниями (буллезный эпидермолиз, тяжелые формы ДЦП, СМА, синдром Ретта, онкология и другие). Помощь на дому оказывают невролог, онколог, педиатр, физический терапевт, соцработники, медсестры, психологи для детей и взрослых, сиделки и священник.

-"Респис" для неизлечимо больных детей

На территории Марфо-Мариинской обители в 3 комнатах, рассчитанных на 6 детей, родители могут оставить ребенка на 30 дней в году и отдохнуть от ухода за ним. -Наша задача - ненадолго освободить родителей, дать им передышку, пока за ребенком присматривают медсестры и сиделки. Такие тяжелые дети к нам приезжают отовсюду. Зачастую в регионах нет такой помощи, -рассказывает главный врач медицинского центра "Милосердие" Ксения Коваленок.

Медицинский центр оказывает консультативную помощь в других проектах обители. Также ведется совместная работа в Елизаветинском саду для детей с ДЦП.

5. Елизаветинский детский сад для детей с ДЦП

Это первая в Москве группа пребывания для детей с тяжелой двигательной патологией (ДЦП средней и тяжелой степени) от 3 до 8 лет. В настоящий момент садик занимается с четырьмя десятками воспитанников.

-Мы оказываем им медицинскую поддержку, даем советы по операциям, как правильно перемещать детей, играть с ними и так далее, - поясняет Ксения Коваленок.


Воссозданные интерьеры ее покоев. Автор фото: Ася ХОВАНСКАЯ

6. Елизаветинский детский дом

В его стенах воспитываются девочки, которые временно лишены возможности жить в семье. Главная цель проекта - реабилитация, социализация детей и семейное устройство.

7. Центр семейного устройства

Для тех, кто хочет взять приемного ребенка, проводят занятия по углубленной программе. Помимо государственной образовательной программы проводятся дополнительные занятия, которые ведут православные психологи, священники, социальные педагоги, дефектологи, юристы, врачи-педиатры. По окончании школы приемные родители получают свидетельство гособразца и последующую помощь.


Воссозданные интерьеры ее покоев. Автор фото: Ася ХОВАНСКАЯ

-Когда выпускники берут в семью ребенка, они имеют возможность получить у нас комплексное психолого-педагогическое сопровождение и помощь в решении юридических и социально-административных вопросов на любом этапе. Каждый год школу оканчивают более 60 выпускников. Такую же помощь получат и семьи с кровными детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - рассказывает психолог Анна Железнякова . - В 2019 году мы выиграли президентский грант, в рамках которого осуществляем проект "Семья как благо". Это социально-психологическая и духовно-нравственная поддержка семей, направленная на предотвращение социального и вторичного сиротства, и рассчитанная на долгосрочное сопровождение семей в кризисе. Этот проект рассчитан на долгосрочное сопровождение семей в кризисе и направлен на предотвращение социального и вторичного сиротства. Семьям оказывается психологическая и духовно-нравственная помощь и поддержка, для чего разработана система мероприятий, которые идут в индивидуальном и групповом формате. Индивидуальные консультации специалистов и групповые занятия для всех желающих проводятся бесплатно.


Образ праведной Елисаветы, написанный, как считается, Великой княгиней. Автор фото: Ася ХОВАНСКАЯ

8. Группа по работе с просителями

Тут помогают инвалидам, пенсионерам, малоимущим многодетным семьям и матерям-одиночкам, которым необходимы медикаменты и продукты.

-Продуктовый набор, в который входят крупы, макароны, растительное масло, чай, консервы, сахар и печенье, мы можем выдавать раз в месяц. Иногда нам жертвуют молочную продукцию, а одна немецкая пекарня ежедневно поставляет нам свежий хлеб. Мы также стараемся взять на себя частичную оплату лекарств. Нам приносят медицинские выписки с рекомендациями и раз в месяц мы помогаем с приобретением назначенных препаратов. У них есть ограничения по стоимости - до 2000 рублей за препарат в месяц, - уточняет руководитель группы работы с просителями Елена Перхунова.

Год от года число посетителей увеличивается. За 2019 год сюда пришло около 9000 человек, в день - 30-40 человек. А за январь-февраль 2020 года - уже по 50 человек в день.


Шкатулка для драгоценностей - подарок от Александра III. Автор фото: Ася ХОВАНСКАЯ

ЛИЦОМ К ИСТОРИИ

На территории Марфо-Мариинской обители расположен музей-покои в том самом здании, где в начале ХХ столетия проживала ее настоятельница Елизавета Федоровна. Покои заботливо реконструировали, не забыв самые мелкие детали. В скромных и вместе с тем величественных комнатах можно увидеть и дошедшие до наших дней личные вещи преподобномученицы и некоторые реликвии. Вышитые и написанные ее руками иконы Марфы и Марии, молитвослов с ее автографом, кипарисовый крест, апостольник, баночку с локоном, подаренную Александром III шкатулку для украшений, белую перчатку, оброненную ею 24 апреля 1918 года (в тот день Великую княгиню увезли из Москвы в ссылку), последнее письмо сестрам из Алапаевска . В молельне вы увидите икону праведной Елисаветы с частицей мощей, по предположению написанной Елизаветой Федоровной, образ преподобного Серафима Саровского и многие другие.


Оброненная Елизаветой Федоровной перчатка в день её высылки из Москвы. Автор фото: Ася ХОВАНСКАЯ

Стрелки часов в доме неизменно показывают 14.45 - именно в это время 17 февраля 1905 года оборвалась жизнь ее любимого супруга, генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича Романова .

О Справочной службе "Милосердие" можно узнать здесь

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.