Терапия рук при дцп у детей

Рука - мощный источник информации для головного мозга, а так же важнейший стимул для его развития.

Авторы уделяют особое внимание правильному развитию большого пальца руки, так как он играет огромную роль в мелкой моторике ребенка. Именно развитию навыков управления большим пальцем нужно уделить повышенное внимание.

Если ребенок с ДЦП не научится правильно противопоставлять большой палец остальным, то сформируется патологический навык, который будет закрепляться все сильней и сильней.

Далее описывается простая методика о том, как правильно скорректировать навык управления большим пальцем. Как правильно развивать пояс верхних конечностей. Приводится схема упражнений для правильного развития навыка.

Особенно большое внимание уделяется реабилитации при гиперкинетической форме ДЦП. Эта форма ДЦП одна из самых непростых для качественной реабилитации. Обычные способы: иглоукалывание, массаж, лонгет, операции, медикаментозное лечения и подобные процедуры, могут рассматриваться в данном случае лишь как вспомогательные манипуляции.

В качестве примера рассматривается яркий пример эволюционного развития ребенка.

Основным этапом перед вертикализацией является укрепление пояса верхних конечностей. Для успеха вертикализации ребенка требуется добиться уверенной опоры на руки!

Это - важная идея, которая помогает в реабилитации ребенка с ДЦП. Развитие рук и плечевого пояса у ребенка запускает и развитие мышц спины. Невозможно заниматься вертикализацией ребенка ДЦП при недостаточно развитых мышцах спины и шейного отдела. Путь к развитию этих мышц лежит через развитие мышц верхних конечностей.

Так же рассматривается влияние развития рук на речь и дыхание.

В силу того, что плечевой пояс не развит, у ребенка с ДЦП возникает поверхностное дыхание, приводящее к постоянному кислородному голоданию.

Неокрепшие мышцы плечевого пояса не способны поддерживать дыхание на нормальном уровне, в результате у ребенка развивается поверхностное дыхание и, как следствие, заторможенность в развитии и неспособность говорить долгое время.

Как правильно замечено в книге, перед тем как приступать к развитию мелкой моторики, нужно, прежде всего, подумать о приобретении навыков работы с крупными предметами, и о развитии мышц плечевого пояса, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее в своих движениях.

Но уверенность ребенка в себе будет возможно только при многократном повторении одного и того же действия! Именно так закрепляется новый навык.

Как описано выше, эти причины есть:

  • слабое развитие мышц плечевого пояса
  • слабое развитие мышц спины
  • плохая функциональность большого пальца руки.

Основная роль в программе реабилитации детей с ДЦП отводится специфическим методам лечения ДЦП. Стоит больше уделять внимания и сил, и средств именно этим специфическим методам лечения, профилактики и реабилитации при ДЦП.

Помните, что Ваше терпение не безгранично, а резервы организма ребенка с ДЦП не так велики, и их нужно тратить с умом, с таким расчетом, чтобы они восстанавливались, а Ваше терпение вознаграждалось успехами Вашего ребенка!

Зачастую родители и врачи сталкиваются с повышенным тонусом мышц у деток с ДЦП. Однако стремление его понизить не дает однозначного результата. Более важной задачей является выравнивание мышечного тонуса.

Этот результат достигается подбором правильных упражнений в особых условиях и при особом алгоритме действия! Таким эффектом обладают упражнения, выполняемые в условиях замкнутой кинематической цепи.

Пример работы Доктора Анатолия Смолянинова:

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Знание в помощь / База данных
  • В помощь детям с ДЦП
  • Развитие рук у ребенка. Коррекция развития при ДЦП и нейрокинезитерапия

Терапия рук - это медико-педагогическая дисциплина, целью которой является формирование и улучшение функционального состояния свободных верхних конечностей, а также совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой (зр. концентрацией, фокусировкой, внимательности)

Развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП является одной из ключевых задач терапии рук, которая стоит перед реабилитологом. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Терапия рук – процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов заболевания ДЦП, проявляющихся в работе верхних конечностей, стремление к нормализации нарушенных процессов жизнедеятельности, в зависимости от состояния ребёнка. Важность терапии рук заключается также в развитии навыков мелкой моторики, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

• Массаж шейно-воротниковой зоны, плечевого пояса, верхних конечностей, мобилизация периферийных суставов;

• Элементы ЛФК, АФК направленные на формирование двигательного навыка, выработка физиологически-правильного стереотипа движений;

• Элементы педагогической системы Марии Монтессори;

• Развитие мелкой моторики.

1. Подготовительная (диагностика реабилитируемого, работа над состоянием его организма)

2. Основная часть (непосредственная работа над конкретными проблемами ребёнка)

3. Заключительная часть процедуры (восстановление организма, решение специальных задач занятия).

Терапия рук. Массаж.

В подготовительной части занятия, по средствам массажа шейно-воротниковой зоны, плечевого пояса, верхних конечностей, а также мобилизации периферийных суставов добивается необходимое состояние пациента для возможности его последующего обучения и непосредственно решения задач основной части спланированного занятия.

Терапия рук. Кинезотерапия, элементы ЛФК.

Важнейшей основой практического применения элементов кинезотерапии, как одной из форм ЛФК при терапии рук нацелено на формирование и развитие у ребёнка с ДЦП способности управлять своей мышечной системой произвольно. Благодаря постепенному обучению правильным движениям, дозированным под ребёнка, в том числе плавно возрастающим силовым воздействиям, учитывая анамнез пациента, возрастные, физиологические и другие особенности и заболевания, сопутствующие основному. Постепенное обучение физиологически правильным движениям рук (сложным и простым) способствует их нейрорефлекторному восстановлению трофики и обмена веществ в костно-мышечной системе верхних свободных конечностей организма.

Терапия рук. Эрготерапия.

В основной части занятия терапии рук, также применяются, как индивидуальные, так и комплексные системные элементы эрготерапии. В систему, которых входит сложный реабилитационный комплекс мероприятий, направленный на формирование и развитие возможностей пациента для выполнения повседневной деятельности человека со строгим учётом имеющихся патологических изменений и физических ограничений. Реабилитолог помогает ребёнку научиться работать руками, ухаживать за собой в бытовом плане, решать конкретные трудности и проблемы, которые возникают у пациента в процессе выполнения обычных действий. Подбираются упражнения, которые несут собой практическую направленность. Также используются вспомогательные средства, настольные игры, лепка, конструктор, пазл, рисование,…..

Терапия рук. Мелкая моторика.

В основной и заключительной части занятия при терапии рук обязательное внимание уделяется развитию мелкой моторики. Особое значение при этом, коррекция зрительно-двигательной координации (рука-глаз), т.к. развитие мелких движений рук происходит обычно под контролем зрения, естественно учитываются способности и симптомы каждого пациента.

сниженный мышечный тонус, анатомические особенности строения кисти и запястья, чрезмерная эластичность связок, в следствии избыточная подвижность суставов, недостаточная устойчивость тела из-за слабого чувства равновесия, проблемы со зрением и многие другие побочные симптомы, отражающиеся на возможностях каждого ребёнка.

Поэтому при терапии рук строго индивидуальный подход к каждому ребёнку и различные формы занятия как активная, так и пассивная (с непосредственной помощью специалиста).

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Терапия рук — это медико-педагогическая дисциплина, целью которой является формирование и улучшение функционального состояния свободных верхних конечностей, а также совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой (зрительной концентрацией, фокусировкой, внимательности).
Развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП является одной из ключевых задач терапии рук, которая стоит перед специалистом. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Терапия рук – процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов заболевания ДЦП, проявляющихся в работе верхних конечностей, стремление к нормализации нарушенных процессов жизнедеятельности, в зависимости от состояния ребёнка. Важность терапии рук заключается также в развитии навыков мелкой моторики, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Терапия рук нацелена на формирование и развитие у ребёнка с ДЦП способности управлять своей мышечной системой произвольно. Благодаря постепенному обучению правильным движениям, дозированным под ребёнка, в том числе плавно возрастающим силовым воздействиям, учитывая анамнез пациента, возрастные, физиологические и другие особенности и заболевания, сопутствующие основному. Постепенное обучение физиологически правильным движениям рук (сложным и простым) способствует их нейрорефлекторному восстановлению трофики и обмена веществ в костно-мышечной системе верхних свободных конечностей организма.

В основной части занятия терапии рук, также применяются, как индивидуальные, так и комплексные системные элементы эрготерапии. В систему, которых входит сложный реабилитационный комплекс мероприятий, направленный на формирование и развитие возможностей пациента для выполнения повседневной деятельности человека со строгим учётом имеющихся патологических изменений и физических ограничений. Специалист помогает ребёнку научиться работать руками, ухаживать за собой в бытовом плане, решать конкретные трудности и проблемы, которые возникают у пациента в процессе выполнения обычных действий. Подбираются упражнения, которые несут собой практическую направленность. Также используются вспомогательные средства, настольные игры, лепка, конструктор, пазл, рисование.
В основной и заключительной части занятия при терапии рук обязательное внимание уделяется развитию мелкой моторики. Особое значение при этом, коррекция зрительно-двигательной координации (рука-глаз), т.к. развитие мелких движений рук происходит обычно под контролем зрения, естественно учитываются способности и симптомы каждого пациента.
Для достижения точных, координированных движений кистей и пальцев, развития захвата, удерживания и манипулирования предметами на занятиях мелкой моторики специалист по терапии рук проводит ребёнка через определённое количество последовательных этапов от захвата сжатым кулачком до захвата мелких предметов большим и указательным пальцем. При выполнении упражнений, влияющих на формирование навыков мелкой моторики у детей с ДЦП, специалистом терапии рук обязательно учитываются такие особенности пациентов, как:
— сниженный мышечный тонус, анатомические особенности строения кисти и запястья, чрезмерная эластичность связок, в следствии избыточная подвижность суставов, недостаточная устойчивость тела из-за слабого чувства равновесия, проблемы со зрением и многие другие побочные симптомы, отражающиеся на возможностях каждого ребёнка.
Поэтому при терапии рук строго индивидуальный подход к каждому ребёнку и различные формы занятия как активная, так и пассивная (с непосредственной помощью специалиста).

В нашем центре данную методику проводит Демидова Л.О.

  • МЕТОДИКИ
  • БАССЕЙН
  • ЛЕТНИЙ ВЫЕЗДНОЙ КУРС
  • АРЕНДА КВАРТИР
  • Метод Томатис + Нейрокоррекция
  • ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ
  • Бобат-терапия приносит результаты
  • Снижаем нагрузки в школе: биоакустическая коррекция мозга

ВОЗМОЖНЫ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА


Главной причиной ДЦП (детский церебральный паралич) является изменение нормальной структуры головного мозга. Болезнь проявляется множественными и разнообразными нарушениями двигательной сферы. Сами мышцы ребенка постоянно находятся в измененном состоянии, которое характеризуется повышенным или пониженным тонусом. Расстройства движений происходят из-за того, что сигнал от головного мозга различным группам мышц передается с нарушениями. Кроме того, больной страдает от патологий речевой, эмоциональной, умственной и волевой сферы, что объясняется аномальным развитием тканей головного мозга и состоянием мышц.

Развитие детей с диагнозом ДЦП происходит с нарушениями и сопряжено с определенными трудностями. В первую очередь, такие больные не имеют возможности выполнять координированные действия.

Можно выделить две основных особенности заболевания:

Ткани ЦНС имеют нарушенную структуру.

Человек не в состоянии полноценно передвигаться без посторонней помощи, а возможность к самообслуживанию сохраняется лишь частично.

Все движения больного остаются замедленными, что способствует формированию нарушенных связей между представлением об окружающем мире и мышлением. Ребенок не в состоянии полноценно тренировать мышечную память, что приводит к невозможности правильного развития некоторых мозговых функций. Поэтому дети с таким диагнозом зачастую очень плохо считают и усваивают иные математические действия. При этом абстрактные знания и возможность логически мыслить у людей с ДЦП сохраняется.

Зачастую интеллект у детей с церебральным параличом достаточно развит, но умственная работоспособность оказывается нарушенной. Они не имеют возможности заниматься длительное время, что приводит к усвоению меньшего объема информации. По этой причине около 70% всех детей с ДЦП имеют задержку психического развития. Что касается интеллекта, то у некоторых больных он сохраняется на нормальном уровне, а у некоторых наблюдается его выраженное снижение, которое может доходить до дебильности.

Что касается эмоционального развития детей с ДЦП, то они являются более ранимыми и впечатлительными по сравнению со своими сверстниками. Такие дети сильнее привязаны к своим родителям или людям, являющимися их опекунами. Важной составляющей, оказывающей выраженное влияние на развитие психики и интеллекта больных, является слабое развитие всех групп мышц, что обусловлено недостаточной физической активностью. Дети оказываются лишенными возможности принимать участие в активных играх, их подвижность ограничена. Контакты со сверстниками не столь интенсивны и часты, как между здоровыми детьми. Часто малыши имеют различные нарушения в речевой сфере, что также сказывается на качестве взаимодействия. Речь, в первую очередь, страдает из-за патологического тонуса тех групп мышц, которые отвечают за нормальную фонетику.

Принципы лечения ДЦП


Лечение ДЦП производится по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо максимально исправить речевые дефекты. Во-вторых, следует корректировать и совершенствовать двигательные навыки. В-третьих, нужно осуществлять работу, призванную исправлять имеющиеся нарушения в психической сфере. Для устранения двигательных расстройств важно формировать мышечный стереотип, закреплять правильные позы и пр. Обязательно нужно проводить лечение, направленное на устранение основного заболевания, которое стало причиной развития ДЦП.

В терапии болезни активно используются такие методики, как:

Медикаментозное лечение препаратами, призванными привести в норму мышечный тонус. Это могут быть такие лекарственные средства, как: Баклофен, Диспорт, Мидокалм и другие.

Не менее активно в лечебной практике применяются следующие техники и приемы:

Занятия с логопедом по определенным методикам.

Использование лечебных тренажеров, ходунков, велосипедов, кресел и пр.

Иногда имеющиеся двигательные дефекты не поддаются коррекции с помощью консервативных и вспомогательных методик. В этом случае врачи прибегают к оперативному лечению. Выполняются операции по удалению контрактуры мышц, вмешательства на поясничной области, практикуется пластика сухожилий (ахиллопластика). Не исключено, что может потребоваться нейрохирургическое лечение со стимуляцией спинного мозга, с удалением поврежденных участков и т. д.

Очень часто к лечению больных ДЦП привлекают лошадей, дельфинов и других животных. В целом такие методики носят название анималотерапии. Параллельно дети направляются в специализированные санатории, где оказывается комплексное воздействие на организм.

Российские медики часто практикуют лечение ДЦП с помощью препаратов, направленных на улучшение мозгового кровообращения. Это такие лекарственные средства, как: Глицин, Актовегин, Церебролизин и пр. Также применяют в комплексной терапии БАДы и антиоксиданты. На вооружении у медиков стоят стволовые клетки. Однако, доказанной эффективности в лечении ДЦП эти препараты не имеют.

Родители должны знать следующую информацию:


Противосудорожные препараты назначает только врач-эпилептолог. Дозировка должна быть строго определена, а для приема таких лекарственных средств обязательно наличие показаний. Могут быть использованы препараты Вальпроевой кислоты, Топирамат, Ламотриджин.

Для устранения сильных мышечных болей возможно назначение таких препаратов, как: Баклофен и Диазепам. Самостоятельное их применение не допустимо.

В особо тяжелых случаях назначают инъекции ботокса, когда препарат вводят в пораженную мышцу. Стоит понимать, что эффект от такого лечения временный и сохраняется на протяжении 6 месяцев, но не более.

Что касается иных лекарственных средств, которые очень часто выписывают врачи, то они являются не более чем пустышками. Если очаг в мозге уже умер, восстановить его невозможно. Поэтому предлагать ребенку обилие БАДов, витаминов, ноотропных препаратов не следует. Как было сказано, их эффективность не является доказанной.

К таким средствам относят:

Церебролизин, Актовегин, Кортексин.

Пирацетам, Фенибут, Пантогам и прочие ноотропы.

Все гомеопатические средства.

Чем раньше будет начата терапия, тем большего эффекта удастся достичь. Если лечение будет отсрочено, это грозит развитием серьезных осложнений и ухудшением состояния ребенка. Возможно формирование искривления позвоночного столба, плоскостопия, дисплазии тазобедренных суставов и пр. В итоге терапия ДЦП осложняется необходимостью проведения мероприятий, направленных на устранение приобретенных ортопедических патологий. Зачастую в таких случаях требуется наложение шин, использование распорок, лангет и иных корректирующих устройств. Если вовремя не распознать и не устранить дисплазию, то это грозит постоянными вывихами суставов, которые можно будет исправить только с помощью операции.

Задачи лечения детей с ДЦП


Полностью избавиться от ДЦП невозможно, однако, достичь значительного успеха в развитии ребенка вполне реально. При грамотном ведении больного, удается отточить навыки самообслуживания и двигательные навыки. Это позволит сделать ребенка менее зависимым от помощи других людей в будущем.

Поэтому перед врачами и родителями, занимающимися лечением ребенка с ДЦП, встают следующие задачи:

Всячески стимулировать стремление ребенка к самообслуживанию. Поощрять выполнение им правильных движений и действий.

Препятствовать формированию искривления позвоночного столба, контрактур и закреплению навыков неправильных поз.

Создавать среду, стимулирующую развитие речи и психоэмоциональной сферы.

Для решения поставленных задач обязательно должен учитываться возраст ребенка, форма ДЦП, тяжесть течения болезни, уровень умственного развития, наличие сопутствующих патологий.

Базовые правила работы с детьми с ДЦП


Работа с детьми с ДЦП предполагает плотное взаимодействие ребенка не только с доктором (невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, хирург), но и с педагогом, логопедом, психологом. Начинать его нужно с раннего возраста. Занятия с детьми 1-3 лет предполагают обучение их навыками самообслуживания, развитие речи, формирование двигательных навыков, обучение взаимодействию с другими детьми.

Очень важно обучать больного ребенка общаться со сверстниками, формировать у них стереотипы, призванные облегчить социализацию. При этом индивидуальный подход должен присутствовать на постоянной основе. Приоритетная форма ведения занятий – это игра, но руководить ей должен взрослый, грамотно корректируя действия ребенка. Педагог должен поощрять выполнение правильных движений и исправлять патологические позы.

В работе с детьми с ДЦП должны быть использованы приборы и устройства, направленные на поддержание и фиксацию правильных поз, положения рук и ног, головы и туловища. Только так удастся добиться выработки и закрепления артикуляционных навыков, откорректировать зрительные движения в ответ на изменения в окружающей обстановке.

Лечебная физкультура и массаж


На массаж детей с ДЦП направляют уже в возрасте от 1,5 месяцев и старше. Хороший эффект дает классическая схема массажа. Однако, не стоит отказываться от сегментарного, точечного, криомассажа или массажа по методике Манакова. Важно, чтобы все манипуляции осуществлял специалист, который в индивидуальном порядке подбирает технику массажа и частоту проводимых сеансов. Врачи категорически не рекомендуют родителям делать массаж ребенку с ДЦП самостоятельно.

Что касается комплексов лечебной физкультуры, то они должны реализовываться на постоянной основе. Подбор упражнений зависит от состояния здоровья ребенка и из индивидуальных особенностей его развития. Не менее важен принцип дозирования физической нагрузки и ее плавное увеличение.

Детям с церебральным параличом показано выполнение следующих упражнений:

Хождение по наклонной поверхности, что способствует тренировке равновесия;

Постановка правильной ходьбы для выработки правильного мышечного стереотипа;

Расслабление мышц, снижение повышенного тонуса;

Увеличение объема движений;

Расширение амплитуды движений;

Повышение мышечной силы.

Массаж и ЛФК по Д. Сандакову:

Возможные методики лечения ДЦП


В лечении детей с ДЦП применяют различные методики, способствующие борьбе с прогрессированием болезни, среди них:

Климатическая квант-камера позволяет воздействовать на организм лазерным душем.

Грязелечение. Эта методика способствует улучшению состояния нервной системы больного. С помощью теплых обертываний удается уменьшить повышенный мышечный тонус.

Электрофорез. Эта методика направлена на снижение мышечного тонуса. В целом, все физиотерапевтические методы лечения дают положительный эффект в борьбе с болезнью. Поэтому врачи рекомендуют периодически проходить сеансы парафинотерапии, шиатсу-терапии, иглорефлексотерапии, светолечения, и магнитотерапии.

Кинезиотейпинг в педиатрии. Суть метода – специальные клейкие ленты из хлопка, которые активизируются при помощи тепла тела, накладываются в виде аппликаций по линиям мускулатуры для фиксации пораженных суставов, мышц, сухожилий, уменьшения боли и воспалений, для расслабления уставших мышц. В отличие от плотной фиксации посредством гипса, кинезиотейпинг лечит такие травмы посредством движений. Метод не препятствует движению и позволяет продолжать ежедневные занятия в обычном режиме. Можно принимать душ, ходить в бассейн, а люди, имеющие нарушения двигательных функций могут сами себя обслуживать в быту. Первоначально этот метод использовался для реабилитации профессиональных спортсменов, однако затем метод нашел применение не только в сфере спорта и на данный момент используется для терапии широкого спектра – от головной боли до посттравматической реабилитации.

Очень полезно для выработки правильных навыков ходьбы заниматься на беговой дорожке перед зеркалом. Также существуют специальные велосипеды для детей с ДЦП, занятия на которых стимулируют формирование правильных навыков движений нижних конечностей.

Занятия на батуте позволяет тренировать вестибулярный аппарат.

Все методики должны реализовываться циклично, повторяясь 2-3 раза в год. Один курс может включать в себя до 40 занятий.

Безусловно, появление в семье ребенка с диагнозом ДЦП является шоком для родителей. Однако, любовь к своему малышу позволит преодолеть все имеющиеся трудности. Возможно, что потребуется помощь семейного психолога, отказываться от которой не следует. Это позволит обрести гармонию и принять сложившуюся ситуацию, что обязательно положительным образом скажется на внутрисемейных отношениях.

Аппликационная терапия ДЦП с помощью аппликаторов Ляпко

Видео о том, как правильно использовать аппликатор Ляпко, о результатах лечения:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.