Тест векслера с детьми дцп

Как известно, психологическое исследование позволяет оценить характер, степень и структуру нарушений психических функций, определить механизмы их возникновения, а также выделить сохранные стороны психики. Все это имеет важное значение как для ранней диагностики психических расстройств, так и для осуществления адекватных лечебно-реабилитационных мероприятий, определения прогностических критериев течения заболевания, выбора путей обучения и профориентации больного ребенка.
Психологическое обследование детей с органическими поражениями мозга характеризуется целым рядом особенностей его организации и проведения. Во-первых, необходимо учитывать характер имеющейся у ребенка клинической симптоматики, особенно наличие двигательных и речевых расстройств, что влияет на выбор конкретных, адекватных для данного больного методик исследования. Во- вторых, принципиальное значение имеет уровень интеллектуального развития, который зачастую также определяет подход к психологическому обследованию. Вместе с тем, оценка уровня интеллектуального развития у данного контингента детей — одна из наиболее частых задач, стоящих перед психологом. В-третьих, необходимо иметь достаточные сведения о микросоциальном окружении ребенка, особенностях системы воспитания в семье, проблемах, связанных с обучением. В-четвертых, практически в любом психологическом тесте, рассчитанном на обследование детей и подростков, имеются ряд процедурных требований, связанных с возрастом обследуемых (В.И. Козявкин, Л.Ф.Шестопалова, 1995).
Рассмотрим наиболее современные и информативные психо-логические методики обследования детей с органическими поражениями ЦНС, в том числе и с церебральными параличами. Выбор конкретных психологических методик для обследования ребенка определяется психодиагностической задачей, стоящей перед психологом, а также состоянием больного, характером имеющихся у него тех или иных нарушений.
Рассматриваемые методы можно разделить на две группы:
1) методы исследования интеллекта и познавательных процессов (мышление, память, внимание и др.);
2) методы исследования личности.
Методы исследования уровня интеллектуального развития и познавательных процессов

Тест Векслера

Классификация уровней интеллекта по Векслеру

Значение IQ в баллах Классификация уровней интеллекта
130 и выше Очень высокий
120-129 Высокий
110-119 Хорошая норма
90-109 Средний
80-89 Низкая норма
70-79 Пограничный уровень
69 и ниже Умственный дефект, в том числе:
69-50 олигофрения в степени дебильности
49-20 олигофрения в степени имбецильности
меньше 20 олигофрения в степени идиотии

Тест Равена (Тест прогрессивных матриц)

I зона 95 и больше процентилей высокая норма
II зона 94 — 75 процентилей, в том числе 11+ 94 — 90 процентилей II— 89 — 75 процентилей хорошая норма
III зона 74 — 25 процентилей, в том числе: ІІІ+ 74 — 50 процентилей III— 49 — 25 процентилей средняя норма
IV зона 24 — 5 процентилей, в том числе: IV+ 24—10 процентилей IV— 9 — 5 процентилей зона относительного снижения (пограничное состояние)
V зона ниже 5 процентилей зона интеллектуального дефекта

Исследование с помощью теста Рдвснз, позволяет более дифференцированно оценить варианты нормального или пограничного уровня развития интеллекта. Однако использование этого теста не позволяет подробно дифференцировать степени интеллектуального дефекта. Тест Равена особенно рекомендуется для обследования детей с выраженными нарушениями моторики в верхних конечностях, а также речевыми расстройствами. Его применение во многом позволяет снять ограничения, возникающие при использовании других тестов, в частности, теста Векслера, связанные с имеющимися у детей дефектами моторики и речи.
Основные принципы и методы меди копсихологического обследования детей с ДЦП

Тест Сегена (Доска форм Сегена)

Материалом методики являются 5 досок с врезанными в них фигурами,. В доску № 1 врезаны 10 разных цельных фигур, в доску № 2 — 2 фигуры, состоящие из двух частей, в доску №3 — 2 фигуры, состоящие соответственно из четырех и шести частей, в доску № 4 — 5 фигур, каждая из двух и трех частей, в доску №5 — 4 фигуры, состоящие из двух и четырех частей.
Методика рекомендуется для обследования детей, начиная с двух-летнего возраста. Ребенку предлагается внимательно (в течение 10 сек.) рассмотреть каждую из досок, после чего доска переворачивается, при этом фигурки или их детали выпадают из своих гнезд и перемешиваются. Ребенок должен поместить выпавшие фигуры на прежнее место. Ведется хронометраж времени выполнения. Имеется система дозированной помощи ребенку.
Тест рекомендуется широко использовать при диагностике интеллектуального развития детей с различным отставанием в психическом развитии, в том числе связанным с органическими поражениями ЦНС.

Обучающий эксперимент (в модификации А.Я.Ивановой)

Классификация предметов

Исключение предметов

Тест Бентона

Таблицы шульте

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и характеристик внимания, уровня умственной работоспособности. Стимульным материалом служат 5 таблиц квадратной формы, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.
Процедура: обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, указывая и называя их вслух. Психолог секундомером фиксирует время, затраченное на каждую таблицу, и допущенные ошибки.
Для оценки результатов сравнивают время, затрачиваемое обследуемым на каждую таблицу. Результаты можно выразить графически. Темп выполнения задания здоровыми чаще всего равномерный, поэтому существенное значение имеет анализ скоростных особенностей выполнения задания. Снижение темпа к концу исследования указывает на замедление подвижности нервных процессов. Пропуск чисел, показ вместо одной цифры другой свидетельствует о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3-х последних таблицах — о снижении и истощаемости уровня умственной работоспособности. Кроме того, построенная графическая кривая истощаемости позволяет уточнить характер астенического состояния. При гиперстеническом варианте астении кривая истощаемости характеризуется высоким начальным уровнем, резким спадом и возвратом к начальному уровню, при гипостеническом варианте — невысоким исходным уровнем и постепенным, неуклонным снижением.

Методы исследования личности

Фрустрационный тест Розенцвейга

Тест Руки

Тест Кэттелла (Детский вариант)

Тест Кэгтелла позволяет определить ряд личностных особенностей больных. Определяется (по 10-балльной шкале) степень выраженности личностных характеристик, представленных в виде двух полярных определений 12 факторов.
Характерными особенностями личностной сферы детей с органическими заболеваниями ЦНС являются повышенная тревожность, неуверенность в себе, чувство общей напряженности, раздражительности, повышенная психологическая ранимость, сниженная стрессоустойчивость, склонность к страхам и опасениям. Применение теста Кэттелла возможно у интеллектуально сохранных детей без выраженных двигательных расстройств.

Основные принципы и методы медико-психологического обследования детей с ДЦП

Тест интеллекта Д. Векслера для детей (3-я редакция) — тест для измерения уровня интеллектуального развития детей от 5 до 15 лет 11 месяцев, основанный на иерархической модели интеллекта Дэвида Векслера. В России адаптирована третья редакция теста.

Тест интеллекта Д. Векслера для детей относится к числу индивидуальных тестов и применяется в исследовательских и практических целях для измерения общих когнитивных способностей детей от 5 до 15 лет 11 месяцев. Тестирование занимает в среднем 60-90 минут и проводится психологом индивидуально. Общая шкала интеллекта Д. Векслера варьирует от 40 до 160 баллов (среднее — 100 баллов, стандартное отклонение 15 баллов).

Тест интеллекта Д. Векслера для детей состоит из 12 субтестов, разделенных на две группы, объединяющие соответственно вербальные и невербальные субтесты. В методическом руководстве субтесты представлены последовательно от 1-го до 12-го, сначала все вербальные, потом — невербальные. Однако практика применения теста Векслера показывает, что лучше чередовать вербальные тесты с невербальными. Несмотря на то, что тест охватывает большую возрастную группу (от 5 до 15 лет 11 месяцев), есть указания на то, что действительно информативными и надежными результаты становятся начиная с 7-8-ми летнего возраста.

В нашей стране методические руководства к тесту и сам тест выпустили несколько психодиагностических предприятий, но наиболее популярным в практике является перевод и адаптация А. Ю. Панасюка (1973 — первой редакции теста), под редакцией Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеева (1998).

Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера, которая включает в себя три уровня: 1) уровень общего интеллекта; 2) уровень групповых факторов, а именно: интеллекта действий (невербального интеллекта) и вербального интеллекта; 3) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам.

Т.е. проведя практически тест мы получаем на выходе общий показатель интеллекта, показатели вербального и невербального интеллекта, а также показатели развития ряда специальных характеристик: \общая осведомленность (широта познавательных интересов), умение строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, умение оперировать числовым материалом, понятийное мышление (способности к классификации, упорядочиванию материала), дефинитивное мышление, оперативная слухоречевая память, зрительная наблюдательность, понимание и предвосхищение событий, аналитико-синтетические способности, эвристические компоненты мышления (способности к синтезу целого из его частей), скорость формирования новых навыков, умение решать перцептивные задачи.

История создания теста

Первая форма шкал Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера—Бельвю была разработана в 1939 году и. По форме и по содержанию эта шкала служит базисной моделью для всех последующих шкал интеллекта. Она имела ряд методических недостатков, касавшихся, в основном, величины и репрезентативности нормативной выборки, а также надежности некоторых субтестов. Эти недостатки были устранены в следующих вариантах. Парадокс создания этой шкалы состоит в том, что Дэвид Векслер критиковал предыдущие тесты интеллекта, отмечая, что они разрабатывались для детей и адаптировались для взрослых просто добавлением более трудных заданий того же типа. И что содержание этих тестов не представляло никакого интереса для взрослых.

Однако в 1949 году, разрабатывая шкалу интеллекта для детей, Векслер лишь добавил в шкалу для взрослых более легкие задания. Таким образом, в первой редакции WISC детям, например, предлагалось считать сигары. Третья редакция теста Векслера для детей (WISC-III) была разработана в 1991 году и рассчитана для тестирования детей от 5 до 15 лет. Четвертая редакция теста была произведена в 2003 году: была пересмотрена структура самого теста, выделены дополнительные показатели (рабочая память, скорость обработки информации).

Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников впервые появилась в 1967 г. и предназначалась для детей в возрасте 4-6,5 лет. В 1989 году эта шкала была пересмотрена и ее диапазон расширился от 3 до 7 лет. В России тест адаптирован в первой редакции (Ильина, 2006).

В каждом тесте первичные показатели (баллы) каждого субтеста переводятся в стандартные со средним 10 баллов и стандартным отклонением 3 балла. Раздельно вычисляются коэффициенты вербального, невербального и общего интеллекта.

По всем Векслеровским шкалам имеется полная информация о валидности и надежности, касающейся как отдельных субтестов и раздельно вербальной и невербальной частей, так и полной шкалы.

Однако, несмотря на высокую валидность кратких форм, психодиагносты не рекомендуют их использовать за исключением тех случаев, когда необходим быстрый и приблизительный отбор испытуемых. Это связано с тем, что при использовании сокращенных шкал утрачивается много существенной информации, обедняются результаты качественного наблюдения за выполнением.

Векслеровские шкалы измерения интеллекта довольно широко используются в отечественных исследованиях. Методика для взрослых была переведена и адаптирована в Ленинградском психоневрологическом институте имени В. М. Бехтерева (1969) и неоднократно использовалась для исследовательских целей. Последняя по времени адаптация теста интеллекта Векслера для взрослых (WAIS) произведена психологами Санкт-Петербургского государственного университета (1991 г.).

Примечания к тесту

Тест интеллекта Д. Векслера для детей (4-я и 5-я редакции)

В 2014 году была опубликована 5 редакция теста, в которой были введены дополнительные субтесты, позволяющие высчитать дополнительные показатели: количественный показатель рассуждений, показатель слухоречевой рабочей памяти, невербальный показатель, показатель познавательной активности и показатель общих способностей. Изменилась также возрастная группа, на которую рассчитан тест (с 6 до 16 лет).

Применение теста интеллекта Д. Векслера для оценки интеллектуального развития детей с расстройствами аутистического спектра

Многие специалисты считают, что тест интеллекта Д. Векслера не подходит для измерения уровня интеллекта детей с РАС, поскольку не учитывает особенностей этой группы, в частности асинхронию развития многих способностей, а также то, что значительная часть детей невербальны и не может ответить на вопросы в субтестах вербальной серии. Тем не менее, оценка интеллектуального развития важна для детей с РАС, поскольку знания интеллектуальных способностей ребенка могут стать основой для понимания наблюдаемого поведения и функционирования в других областях (Ozonoff, Goodlin-Jones, Solomon, 2005). Специалисты редко ограничиваются только исследованием интеллекта ребенка. Чаще всего тест интеллекта, наряду с тестами адаптивного поведения и академических достижений, помогают в диагностике РАС. Кроме того, поскольку дети с РАС обычно показывают бОльшую изменчивость когнитивных навыков, чем типично развивающиеся дети, возможность сопоставить профиль интеллектуального развития с оценками по тестам адаптивного поведения чрезвычайно ценна. Результаты тестирования дают полезную информацию относительно сильных и слабых сторон когнитивных навыков ребенка, включая информацию о том, действительно ли наблюдаемые различия статистически значимы.

Несмотря на сильные стороны теста интеллекта для детей Д. Векслера, этот тест подходит далеко не всем детям с РАС: для детей младшего возраста с интеллектуальными нарушениями эффект пола скорее всего не позволит увидеть сильные и слабые стороны развития когнитивных навыков ребенка. Этот тест не рекомендуется также использовать для детей, не пользующихся устной речью и для детей, которые не могут работать в ограниченном временном диапазоне.

Статью подготовил: Евгения Лебедева, к.психол.н., ст.н.с. ФГБУН Института психологии РАН

Для выявления интеллектуальных способностей ребёнка, а также проблем с обучением или нарушений умственного развития используется детский тест Векслера (WISC). Подробнее - читайте далее.


Тест Векслера для детей, или шкала Векслера (WISC), является одним из самых известных инструментов для измерения уровня интеллектуального развития у детей младше 16 лет. Он был разработан в 1949 году и с тех пор постоянно улучшается и актуализируется. В настоящее время используется его версия WISC-V, появившаяся в 2014 году. Далее мы расскажем вам подробнее о том, что такое тест Векслера и каковы его основные характеристики.

Что такое детский тест Векслера (WISC)

Целью проведения теста WISC является оценка процесса обучения у школьников. Тест Векслера, или WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children), диагностирует общий интеллект у детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет. Поэтому его можно проводить как в начальной, так и средней школе.

Данный метод исследования появился в 1949 году как версия теста Векслера-Бельвью для оценки интеллекта у взрослых. Однако, пройдя через множество изменений, дополнений и уточнений, он превратился в эталонный инструмент для измерения коэффициента умственного развития у детей.

Его используют психологи и специалисты школьного обучения в образовательных центрах по всему миру. Сейчас применяется версия WISC-V, созданная в 2014 году. Существуют также его различные вариации, адаптированные для школьников различных стран.

Если вкратце, то он позволяет оценить 5 аспектов (или составляющих) интеллекта:

  1. Вербальный. Как следует из названия, данный параметр отражает способность ребенка мыслить вербально. Этот аспект тесно связан с уровнем знаний ребенка.
  2. Визуально-пространственный. Отражает способность визуально оценивать объекты и связи между ними, составлять пазлы и геометрические картины.
  3. Беглость мышления. Отражает способность замечать связь между визуальными объектами.
  4. Оперативная память. Отражает способность запоминать и оперировать увиденной или услышанной информацией.
  5. Скорость обработки данных. Отражает способность ребенка принимать верные решения.

Каждая часть теста позволяет оценить тот или иной аспект, затем полученные баллы сравниваются со средним значением для данной возрастной группы. Таким образом, возраст ребенка здесь является определяющим фактором для оценки результата.

Именно поэтому данный тест чаще всего используют в тех случаях, когда для той или иной цели необходимо определить коэффициент умственного развития ребенка. Например, он незаменим для выявления у детей особых способностей, а также проблем с обучаемостью или умственной отсталости.

Всего в этом тесте 15 заданий. Их результаты оценивают по основным параметрам:

  • Задания на выявление схожих элементов для определения размера словарного запаса для вербального общения.
  • Кубики и пазлы для оценки визуально-пространственного мышления.
  • Матрицы и шкалы для оценки логического мышления.
  • Цифры и рисунки для оценки оперативной памяти.
  • Ключи и поиск символов для оценки беглости мышления.

С другой стороны, результаты также классифицируются в соответствии с форматом ответов.

  • Свободный ответ. Выполняя эти задания, ребенок должен, например, объяснить, чем похожи два предмета, найти решение загадки.
  • Поиск символов. Ребенок должен указать, соответствуют ли показанные символы данной модели (форме).
  • Повторение. Например, задание состоит в том, чтобы повторить при помощи кубиков какой-либо узор или модель. Другие задания этого типа: дополнить серию или найти недостающую часть.
  • Арифметика. Решать в уме простые математические задачи.
  • Организация. Ребенок должен выстроить ряд букв в алфавитном порядке или цифр от большего к меньшему.
  • Способность находить связи. Отождествлять изображения с номерами, символами, ключами. Классический пример задания данного типа — это найти конкретное животное на странице, полной изображений других зверей и предметов.


Как вы могли заметить, все эти задания имеют разный характер. На одни вопросы нужно ответить устно, для других заданий потребуется ручка и бумага, а третьи выполняются руками.

Как мы уже писали выше, его можно провести с любым ребенком в возрасте от 6 до 16 лет. Естественно, делать это должен квалифицированный специалист. Данный тест обычно проводят в школах (в индивидуальном или коллективном формате), а также по инициативе родителей в специализированном центре.

Сразу хотим вас предупредить, что это недешевое удовольствие. Ведь для его выполнения требуется не только педагог или психолог, прошедший обучение, но и специальные материалы.

Длительность самого теста зависит лишь от самого ребенка, а вернее от скорости его ответов. Тем не менее обычно это 1-1.5 часа. Если тест выполнялся индивидуально, результат вам скажут сразу же.

Как мы уже говорили выше, полученный результат сравнивается со средним значением для данного возраста. Таким образом, он соответствует одной их этих оценок:

  • Ниже среднего
  • Средний по нижней границе
  • Средний
  • Выше среднего
  • Высокий
  • Очень высокий

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Для выявления интеллектуальных способностей ребёнка, а также проблем с обучением или нарушений умственного развития используется детский тест Векслера (WISC). Подробнее - читайте далее.


Тест Векслера для детей, или шкала Векслера (WISC), является одним из самых известных инструментов для измерения уровня интеллектуального развития у детей младше 16 лет. Он был разработан в 1949 году и с тех пор постоянно улучшается и актуализируется. В настоящее время используется его версия WISC-V, появившаяся в 2014 году. Далее мы расскажем вам подробнее о том, что такое тест Векслера и каковы его основные характеристики.

Что такое детский тест Векслера (WISC)

Целью проведения теста WISC является оценка процесса обучения у школьников. Тест Векслера, или WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children), диагностирует общий интеллект у детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет. Поэтому его можно проводить как в начальной, так и средней школе.

Данный метод исследования появился в 1949 году как версия теста Векслера-Бельвью для оценки интеллекта у взрослых. Однако, пройдя через множество изменений, дополнений и уточнений, он превратился в эталонный инструмент для измерения коэффициента умственного развития у детей.

Его используют психологи и специалисты школьного обучения в образовательных центрах по всему миру. Сейчас применяется версия WISC-V, созданная в 2014 году. Существуют также его различные вариации, адаптированные для школьников различных стран.

Если вкратце, то он позволяет оценить 5 аспектов (или составляющих) интеллекта:

  1. Вербальный. Как следует из названия, данный параметр отражает способность ребенка мыслить вербально. Этот аспект тесно связан с уровнем знаний ребенка.
  2. Визуально-пространственный. Отражает способность визуально оценивать объекты и связи между ними, составлять пазлы и геометрические картины.
  3. Беглость мышления. Отражает способность замечать связь между визуальными объектами.
  4. Оперативная память. Отражает способность запоминать и оперировать увиденной или услышанной информацией.
  5. Скорость обработки данных. Отражает способность ребенка принимать верные решения.

Каждая часть теста позволяет оценить тот или иной аспект, затем полученные баллы сравниваются со средним значением для данной возрастной группы. Таким образом, возраст ребенка здесь является определяющим фактором для оценки результата.

Именно поэтому данный тест чаще всего используют в тех случаях, когда для той или иной цели необходимо определить коэффициент умственного развития ребенка. Например, он незаменим для выявления у детей особых способностей, а также проблем с обучаемостью или умственной отсталости.

Всего в этом тесте 15 заданий. Их результаты оценивают по основным параметрам:

  • Задания на выявление схожих элементов для определения размера словарного запаса для вербального общения.
  • Кубики и пазлы для оценки визуально-пространственного мышления.
  • Матрицы и шкалы для оценки логического мышления.
  • Цифры и рисунки для оценки оперативной памяти.
  • Ключи и поиск символов для оценки беглости мышления.

С другой стороны, результаты также классифицируются в соответствии с форматом ответов.

  • Свободный ответ. Выполняя эти задания, ребенок должен, например, объяснить, чем похожи два предмета, найти решение загадки.
  • Поиск символов. Ребенок должен указать, соответствуют ли показанные символы данной модели (форме).
  • Повторение. Например, задание состоит в том, чтобы повторить при помощи кубиков какой-либо узор или модель. Другие задания этого типа: дополнить серию или найти недостающую часть.
  • Арифметика. Решать в уме простые математические задачи.
  • Организация. Ребенок должен выстроить ряд букв в алфавитном порядке или цифр от большего к меньшему.
  • Способность находить связи. Отождествлять изображения с номерами, символами, ключами. Классический пример задания данного типа — это найти конкретное животное на странице, полной изображений других зверей и предметов.


Как вы могли заметить, все эти задания имеют разный характер. На одни вопросы нужно ответить устно, для других заданий потребуется ручка и бумага, а третьи выполняются руками.

Как мы уже писали выше, его можно провести с любым ребенком в возрасте от 6 до 16 лет. Естественно, делать это должен квалифицированный специалист. Данный тест обычно проводят в школах (в индивидуальном или коллективном формате), а также по инициативе родителей в специализированном центре.

Сразу хотим вас предупредить, что это недешевое удовольствие. Ведь для его выполнения требуется не только педагог или психолог, прошедший обучение, но и специальные материалы.

Длительность самого теста зависит лишь от самого ребенка, а вернее от скорости его ответов. Тем не менее обычно это 1-1.5 часа. Если тест выполнялся индивидуально, результат вам скажут сразу же.

Как мы уже говорили выше, полученный результат сравнивается со средним значением для данного возраста. Таким образом, он соответствует одной их этих оценок:

  • Ниже среднего
  • Средний по нижней границе
  • Средний
  • Выше среднего
  • Высокий
  • Очень высокий

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Приятно общаться с умным человеком, который может поддержать любую тему, вовремя пошутить и стать серьезным. О таких людях говорят, что они имеют высокий уровень интеллекта. Что это за понятие и какие его уровни бывают?

Уровень интеллекта - что это?

Интеллект характеризуется как определенное качество психики человека, которое позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Он также заключается в способности обучаться чему-то новому, понимать и применять свои знания и опыт. Уровень интеллекта - это определенный коэффициент, выраженный в количественной оценке способности человека адаптироваться к новым условиям жизни.

Тест Векслера

Определением уровня интеллекта занимались многие ученые, но особенной популярностью пользуется в последнее время шкала Векслера. Разработанная в 1939 году, она позволяет определить аспекты интеллектуальных особенностей ребенка и взрослого в диапазоне от трех до семидесяти четырех лет. Базируются тесты Векслера на иерархической интеллектуальной модели, вершиной которой и является вербальный и практический (невербальный) интеллект.

История возникновения критериев определения умственного развития в тесте


Его особенности


Какие есть модификации этой методики?

Векслер сделал объединение субтестов по содержанию и уровням трудности. А умственный IQ перенаправил на возрастной.


W-B (Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales) - это, скорее, была интеллектуальная шкала для взрослых. Она подвергалась редакции дважды. В итоге в 1949 году свет увидели тесты Векслера WAIS, то есть Wechsler Adult Intelligence Scale. Это уже была стандартизованная методика, которая распределена по половым и возрастным признакам. Из них 1700 исследуемых имели возраст от 16 до 64 лет, а 475 – от 60 лет и выше. При стандартизации учитывался не только возраст, но также профессиональный статус и образование. Итоговая шкала предназначена для диапазона десять-шестьдесят лет. Главные критерии субтестов - это:

  • высокая корреляционная составляющая с другими тестами;
  • различие по функциям, что исключает специфическое влияние определенных способностей или их отсутствия;
  • возможность определенных выводов согласно результатам тестирования.

Сегодня используются три вида диагностики: тест WAIS (взрослые от 16 до 64 лет), WISC (дети и подростки 6,5-16,5 лет) и WPPSI (дети 4-6,5 лет). Для Российской Федерации адаптацию прошли только первые два: WAIS и WISC.

Блоки теста


  • вербальный, состоящий из 6 подтестов;
  • невербальный – 5 подтестов.

В первом блоке исследуют общую компетентность (осведомленность), сообразительность (понятливость), арифметику, подобие (сходство), повторение цифр, словарь. А к невербальной относят исследования в области недостающих деталей, последовательных картинок, используют кубики Коса, складывают фигуры, используют шифровку. Все задания даются в порядке повышения сложности от уровня к уровню. По времени тестирование занимает один час на подопечного и еще один – для обработки результатов. При проведении учитывают возрастную категорию, так как есть отдельный тест Векслера - детский вариант, и отдельный – для взрослых.

Что учитывается в результатах теста?


Используя классический вариант для получения результата, специалист подсчитывает первые "мокрые" оценки каждого исследования. После этого он подводит итоги по оценкам из таблиц, которые соответствуют заданию, переводит в типовые и отображает в виде профиля. Вербальные оценки и невербальные необходимо сложить по отдельности, затем определить показатели, исходя из общих таблиц IQ.

Описание шкал методики Векслера


1. Шкала общей осведомленности состоит из 29 вопросительных заданий, на которые необходимо дать ответ. В этом заключается диагностика уровня простых знаний, без специальной теоретической подготовки. Правильно – один балл, неправильные ответы не учитываются.

2. Шкала понимания содержит в себе 14 задач исследования смысловой нагрузки выражений и способности к рассуждению. Оценки по уровню правильности - от нуля до двух баллов.

3. Арифметическая состоит из 14 заданий из курса арифметической науки начального образования. Тест устный, здесь важна внимательность специалиста, который проводит обследование. Он смотрит на легкость оперирования данными и временной интервал.

4. Найти схожесть объектов - 13 задач на выявление общей категории объектов. В этом блоке важна понятийность. Оценки от нуля до двух.

5. Запомнить цифры – ряды 3-9 цифр (прослушать и устно повторить) и 2-8 цифр, которые воспроизводят в обратном порядке.

6. Запас слов состоит из 42 понятий. При этом изучается вербальный опыт, понятийность, осмысленность. Десять слов в этом блоке взяты из повседневного языка общения, двадцать - имеют средний уровень сложности, 12 из них - абстрактные и теоретические понятия. Оценки здесь выставляются от нуля до двух за один вариант.

Тест Векслера взрослый - вариант невербальной оценки интеллекта. Он включает 5 действий:

  1. Символьные данные (шифровка) – 100 цифр по 1,5 минуты.
  2. Довершение рисунков - 21 штука (20 минут).
  3. Гексаэдры Косса (40 кубиков) - собрать из кубиков чертеж.
  4. Последовательность – 8 серий карточек.
  5. Сбор объектов из фигур – 4 задания.

Результат проверки интеллекта по такой методике, как тест Векслера для детей, зависит от общей сформированной культуры ребенка и его успеваемости в школе. Успешность выполнения заданий связана с уровнем общего IQ, но также определена генетикой. Из этого следует, что скорость обретения вербальных навыков и знаний определит его успешность и уровень образованности.

Разъяснение результатов

Самым интересным моментом в любом тесте является время расшифровки результатов. Это относится ко всем методикам, ведь человеку интересно знать, зачем он потратил столько времени и что он из себя представляет в рамках выбранной тематики.

Тест Векслера на интеллект также предполагает определенную градацию результатов. Эта характеристика умственного развития здесь рассматривается в следующих диапазонах:

  • Более чем высокий интеллект – оценка 130.
  • Высокий – 120-129.
  • Хороший – 110-119.
  • Средний – 90-109.
  • Плохой – 80-89.
  • Граничная зона – 70-79.
  • Низкий (умственный дефект) – до 69.

Особенности детского варианта теста

Шкала диагностики для детей школьного возраста (6,5-16,5 лет) включает в себя двенадцать подтестов, соответствующих WAIS, но с привнесенными более легкими и похожими по типу задачами и подтестом "лабиринт".


Тесты Векслера для дошкольников отличаются тем, что "понимание" заменено на "запоминание цифр", а "лабиринт" – на "кодирование". Во время эксперимента вербальная и невербальная части чередуются для того, чтобы ребенок мог с легкостью усваивать задания и выполнять их. Для подсчета IQ дополнительные исследования не принимают во внимание.

Подтест "лабиринт" состоит из заданий, которые постепенно возрастают по трудности выполнения. Для этого предусматривается определенное время (найти выход), после чего подсчитываются ошибки.

В 1967 году увидела свет версия WPPSI, состоящая из 11 подтестов, из которых один - вспомогательный. Восемь из них облегченные и прошли адаптацию к WISC, а остальные три - абсолютно новые. Диагностирование по этой методике можно провести в два этапа.

Вербальный блок включает в себя: компетентность, запас слов, арифметические способности, подобие, осознание и предложения.

В шкалу действий этой модификации теста входят: дом для животного, довершение рисунков, лабиринты, геометрические схемы, конструирование блоков – гексаэдры Косса.

"Предложения" в этом блоке заменили на "запоминание символов", которые взяты из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно.

Подтест "дом для животного" взят вместо "шифровки" из WISC и состоит он из карточек с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок расставляет домики в соответствии с ключом.

Условия его проведения

При процедуре исследования интеллектуальной сферы детей тестирование начинают только после мотивации подопечного. Тогда лишь детский тест Векслера покажет реальные результаты. При этом необходимо постараться настроить положительно ребенка, используя улыбку и создав позитивный настрой.

Ребенок не должен чувствовать себя, как на экзамене. Вход в тестирование должен быть в игровой форме. Вопросы формулируются четким произношением и точно. Все ответы, за исключением явно отрицательных, необходимо поощрять. Неудачные ответы амортизируют, а при молчании ребенка специалист должен стимулировать его к ответу. К следующему заданию не переходят, пока не получат ответ на предыдущее. При противоречиях необходимо дать выбрать правильный вариант наводящим вопросом "как?". Дополнительные вопросы в этом случае неуместны, так как они ставят детей в затруднительную ситуацию.

Возможен и такой вариант, когда ребенок выполнит поставленную задачу неправильно. Тогда тестирующий психолог должен сделать вид, как будто не заметил этого, и предложить ребенку заняться обдумыванием ответа на следующий вопрос. После удачи в следующем ответе испытуемому предлагается опять вернуться к предыдущему вопросу.

Подход к молодым людям в возрасте от 16 лет, когда они проходят тест Векслера взрослый, абсолютно идентичен детскому, с небольшими поправками на возраст.

Интерпретация невербальных показателей детского варианта теста

IQ (тест Векслера) анализируется с помощью коэффициентов. Важно специально уделить внимание совершенствованию невербальных компонентов у ребенка. Многие ученые считают, что невербальная диагностика намного шире в возможностях.

Необходимо учитывать, что результат тестирования в детском возрасте может значительно поменяться, если меняются условия жизни, воспитания и обучения ребенка. Шаблонная методика не способна полностью показать интеллект индивидуума, поскольку не принимает во внимание динамические аспекты развития умственных способностей. Справедливо сказать, что высокий IQ - это еще не гениальность. Часто бывает, что люди высокого интеллекта незаметны для социума, со средним - добиваются больших профессиональных успехов. Дело в том, что успешность зависит от специфического интеллекта, оригинальности мышления, силы устремления к цели и прочего. Нельзя категорически говорить по итогам теста об интеллектуальном потенциале, пределе развития ребенка. Это недопустимо с точки зрения морали.

Корректность в описании итогов теста

Именно по этой причине от психолога требуется некоторая мягкость в описании результатов, показывающих невысокий интеллектуальный уровень. Интерпретация теста Векслера предполагает наличие разного итога прохождения методики. Когда приходит время оглашать результаты, специалист должен это сделать без намека на низкий уровень интеллекта, подавая надежду человеку, советуя ему, не останавливаясь на достигнутом, развиваться дальше.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.