Тьютор в школе для ребенка с дцп

Особенности тьторского сопровождения детей с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения.

На сегодняшний момент во многих образовательных учреждениях создан мощный коррекционный механизм для всестороннего, гармоничного, личностно-ориентированного и максимально индивидуализированного обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями. Наличие в школах наряду с учителями психолога, логопеда, дефектолога, медицинских работников, тьютора расширяет возможности инклюзивного образования и позволяет вполне успешно обучать детей с серьезными патологиями.

В данной статье рассматривается вопрос тьюторского сопровождения учащихся, имеющих такое серьезное заболевание как детский церебральный паралич на первых этапах обучения.

Чтобы разобраться с основными составляющими работы педагога-тьютора с такими детьми нужно в общих чертах ознакомиться к каким последствиям приводит данное заболевание и какие особые потребности продуцирует.

У детей с церебральным параличом отмечаются двигательные, речевые и сенсорные нарушения. Наблюдаются патологические состояния кистей рук, в некоторых случаях кисть бывает паретичной, свисающей. Общий мышечный тонус патологически изменен, в большинстве случаев с тенденцией к его повышению. Наблюдаются нарушения координации движения, у многих отмечается вынужденное положение тела. Ограничения двигательной активности часто приводит к невозможности выполнения тех или иных навыков самообслуживания.

Исходя из сложности заболевания, наличия нарушений в функционировании разнообразных органов сопровождение таких детей должно осуществляться в форме постоянного присутствия тьютора в течении учебного дня с целью оказания физической и психологической помощи. Необходимо проведение чуткого мониторинга ребенка и при необходимости внесение корректировок в учебный процесс.

Характерной особенностью в учебной деятельности детей с детским церебральным параличом является выполнение действий, связанных с движениями (письмо, рисование, лепка, наклеивание и.т.д.) в очень медленном темпе. В связи с этим одна из основных особых потребностей у таких учащихся с таким диагнозом, объективно вытекающая из особенностей заболевания это собственный, более медленный, чем у других темп работы. Тьютор, постоянно находясь рядом с ребенком, тесно контактируя с ним, оказывая все необходимые виды помощи, должен правильно расставить акценты по принципу важности выполнения заданий, то есть решить и убедить ученика, что нужно сделать в первую очередь. Здесь на первое место выступают такие педагогические компетентности как доброжелательность, уважительность, терпение и такт.

Нарушение двигательной активности, наличие мышечного гипертонуса приводит к большим трудностям с каллиграфией. Даже при большом старании и упорном труде буквы при письме получаются неровные и корявые. Данная неудача может отрицательно сказаться на психоэмоциональном состоянии ребенка. Поэтому тьтютор должен постоянно подбадривать ребенка, поддерживать веру в собственных силах. Проблема с каллиграфией у детей с церебральным параличом относится к числу основных и требует постоянной, упорной, систематической работы по ее преодолению. Обязательно выполнение упражнений, развивающих мелкую моторику (собирание конструктора, плетение, раскрашивание, штрихование, обведение фигур по трафарету и.т.д).

Осуществляя тьторское сопровождение всегда нужно помнить, что у детей с церебральным параличом быстро наступает мышечная утомляемость, поэтому необходимо в течение урока давать ребенку дополнительный отдых. Хорошо зарекомендовавшая себя и широко применяемая на начальных стадиях обучения пальчиковая гимнастика для таких детей является необходимой лечебно-восстановительной процедурой и ее игнорирование недопустимо.

У некоторых детей с церебральным параличом довольно часто наблюдается рассеяние внимания и рассредоточенность. Ребенок погружается в себя, не слушает объяснение учителя, выключается из учебного процесса. Тьютор должен почувствовать данную ситуацию, провести анализ причины и в кратчайшие сроки предпринять эффективные действия по выводу ребенка из этого состояния, так как характерный низкий темп работы вкупе с отсутствием внимания может свести на нет, достигнутый результат работы на уроке. Если причина в усталости необходим отдых. Если же недостаточно задействована волевая составляющая, необходима ее мобилизация путем проявления требовательности и внушительного побуждения.

Оказывая всестороннюю помощь детям с церебральным параличом нельзя увлекаться гиперопекой, так как полное лишение самостоятельности, несомненно, отрицательно скажется на дальнейшей адаптации ребенка.

Есть много способов сделать ваши возможности безграничными!

    29.10.2019
  • Особенные детки
  • дети-инвалиды
  • реабилитация инвалидов



Кто такой тьютор для ребёнка инвалида и где найти этого человека? Сам термин появился в нашей жизни не так давно, а тьюторство только развивается, проходя через сложные этапы проб и ошибок. Может ли мама ребёнка быть одновременно ему тьютором и что по этому поводу думают специалисты? Об этом и многом другом – в этом материале от Invaworld.

Индивидуальное сопровождение и тьюторство: чем они отличаются?

Если у ребёнка есть трудности с самостоятельным обучением – то ему потребуется индивидуальное сопровождение. Обычно оно положено детям с так называемым ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья. Этот статус присуждается на ПМПК . ОВЗ не означает инвалидности и вместе с тем, ребёнку с инвалидностью тоже может быть присвоен такой статус.

Какие виды индивидуального сопровождения возможны:

  • ассистент-помощник. Его задача – помочь в передвижении и проблемах с мелкой моторикой. Но с таким помощником ребёнок все же осваивает программу самостоятельно, а помощник нужен только для преодоления расстояния между классами, посещения санузла, раскладывании учебников;
  • тьютор. Это человек, которые помогает ребёнку усваивать знания, сохранять внимание на уроке, выполнять учебные задания. Такой помощник нужен, к примеру, при аутизме. Он не просто помогает своему подопечному, но и адаптирует под него программу, а для этого требуются особые знания и полный контакт не только с педагогами, но и с психологами, логопедами. Такой специалист является частью педагогического коллектива школы и должен иметь специальную квалификацию и профильное образование.

Если ассистентом помощником вполне может быть один из родителей ребёнка или ближайший родственник, то тьютор – это профессионал, имеющий особые навыки.

Бывают ситуации, когда ребёнку с особенными возможностями требуется и помощник и тьютор – обычно в случаях, когда физический недуг сочетается с недостатками в умственном развитии.


Фото: ria56.ru

Как добиться тьютора для ребёнка: возможные варианты

Дополнительно обязательно подготовьте к ПМПК другие доказательства того, что ребёнок нуждается в особой помощи: характеристику из детского сада, какие-то работы, письменные или художественные.


Вы можете столкнуться с мнением, что тьюторство положено только при определённых диагнозах. Это не верно, потому что ни в каких стандартах это не прописано, а в ФГОСе тьютор описан как специалист, помогающий детям с ОВЗ и только, без указания каких-либо диагнозов.

Изучите вот такие важные для решения этого вопроса документы: Письмо Минобразования ТС-551/07 от 20.02.2019 года и Приказ Минобразования 1015 от 30.08.2013. Возьмите эти документы с собой на комиссию для аргументированного разговора.

Второй вариант, если не получилось на ПМПК – это обратиться непосредственно к консилиуму педагогов в вашей школе, так как он тоже имеет полномочия предоставить ребёнку тьютора, а директор учреждения может ввести дополнительную штатную единицу для этой цели. Это более сложный вариант, но есть масса примеров, когда это сработало.

Чтобы получить такую помощь, обратитесь с письменным заявлением к директору школы и лучше сделать это заранее, потому что по закону у школьной администрации месяц на рассмотрение. Учитывая сложности в введении дополнительной единицы в штат, специалисты рекомендуют начать заниматься этим вопросом за год до поступления ребёнка в школу.


Фото: mrc-zdorovie.ru

Тьютор не обязательно будет индивидуальным

Министерство образования прописало в своём приказе, о котором мы уже упоминали, что тьютор может работать и с группой до 6 человек. Обычно такую должность вводят в специализированных классах инклюзивного или коррекционного обучения.

На практике школы вводят ставку тьютора и назначают ему работу с детьми с ОВЗ разного возраста, так что помощник может присутствовать только на некоторых, а не на всех уроках. По факут такой подход нарушает права ребёнка и вы вправе обратиться к педагогическому совету с просьбой о назначении индивидуального помощника.

Сколько стоит нанять индивидуального тьютора

Все перечисленные варианты касались получения бесплатных услуг. Но есть и возможность нанять тьютора самостоятельно. Будьте готовы к тому, что это не дёшево. Сократить расходы, в принципе, можно за счет благотворительных и общественных организаций, но получить от них помощь не так просто.

К тому же, нанятый извне тьютор наверняка столкнётся с проблемами в учительском коллективе. Когда планируете поступление ребёнка в школу, обратите внимание на учебные заведения, которые принимают участие в инклюзивных программах совместно с такими благотворительными организациями, все будет намного проще.

Если посмотреть рынок предложения тьюторских услуг – то стоимость варьируется от 350 до 500 рублей в час.


Фото: mmom.ru

Почему родитель не должен быть тьютором

Вы наверняка столкнётесь с таким предложением от самой школы. Но практика показывает, что ребёнок может не воспринимать родителя как педагога, а это станет серьёзным препятствием к его успешному обучению. Да и отношение у учителей к такому тьютору будет не совсем правильным, они будут прежде всего видеть родителя и не воспринимать обоснованные претензии.

А кроме прочего, постоянное нахождение и контакт с ребёнком круглые сутки быстро истощают родителей и даже их самые искренние педагогические порывы сводятся к поражению. И между прочим, предлагая этот вариант вам, школа в большинстве случаев рассчитывает на то, что для своего ребёнка вы будете работать бесплатно.

А вы пользовались услугами тьютора? Поделитесь с нашими читателями своим мнением о пользе такого помощника в комментариях!

Кто такой тьютор


Каким должен быть тьютор

Тьюторское сопровождение – это трудоёмкая работа. Какими качествами и навыками необходимо обладать для её осуществления? Немаловажную роль играет именно психологическая готовность человека к данному процессу, необходимо иметь специальные педагогические навыки и обладать сдержанным и дружелюбным характером. Тьютор может сопровождать как одного ребёнка, так и целую группу детей. И для каждого из них необходимо находить время, подход, налаживать взаимосвязь. К сожалению, на сегодняшний день в России не имеется специальных учебных учреждений, где возможно выучиться такой профессии. Однако пытаются создавать кафедры и факультеты с уклоном к тьюторскому сопровождению. Неужели невозможно получить такую помощь?


Возможно. В школах и детских садах существуют такие люди, как социальные психологи-педагоги, они-то и могут оказывать такую помощь. Волонтёры тоже рады помочь, но они не обладают теми методическими навыками, которые необходимы для осуществления тьюторства.

Нужны ли тьюторы в системе образования

Тьюторское сопровождение вызывает споры в системе образования. Нужно ли оно вообще? Неужели учителя и сами не справятся без подобной помощи? Эти вопросы очень актуальны на настоящий момент. Рассмотрим их подробнее.

Не стоит скрывать, что во времена наших мам и пап, бабушек и дедушек педагоги были более эмоционально сдержанны, не позволяли себе разговаривать с учениками на высоких тонах, а некоторые и вовсе обладали потрясающей выдержкой. В наше же время педагоги порой проявляют невероятную грубость по отношению к своим подопечным. Как в таких условиях ребёнку воспринимать учебный материал и вообще иметь желание учиться? Тьюторское сопровождение показывает абсолютно новый педагогический подход, где ребёнок может обращаться к своему наставнику как к товарищу, задавать вопросы и не бояться, что его проигнорируют или проявят в отношении его грубость. Скажите, нужен ли такой уникальный подход? Думаем, ответ очевиден.

Без ограничений в обучении

В подобной помощи очень нуждаются особенные категории детей. В качестве примера можно привести тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Это дети с различными ограниченными возможностями здоровья: умственно отсталые, с задержкой развития, с нарушением речи, с диагнозом ДЦП и т. д.


Нетрудно представить, как таким детям даётся обучение в обычных школах, они чувствуют себя ненужными и стесняются собственных нарушений в здоровье. Но в этом нет их вины. Здесь тьюторам необходимо выстраивать процесс обучения, опираясь на особенности каждого ребёнка. Тьюторское сопровождение поможет таким ученикам в общем процессе обучения, специалисты подскажут, как им взаимодействовать со своими сверстниками, как получать знания и закреплять их. Главнейшая задача – не позволить этим детям чувствовать себя неполноценными или ограниченными. Здесь требуется не только педагогическая и методическая помощь, но и психологическая поддержка.

Дети с ограниченными возможностями

Дети с аутизмом


Тьюторское сопровождение детей с аутизмом подразумевает осуществляется в несколько этапов. Необходимо оценить, какими навыками обладает ребёнок, как он проявляет себя в индивидуальных занятиях и в групповых, научить следовать социальным правилам, соблюдать распорядок дня и воспринимать сенсорные раздражители. Оценить, насколько он может взаимодействовать с другими людьми, как реагирует на просьбы и обращается ли за помощью сам. Дети с таким диагнозом сложнее воспринимают окружающую среду, им труднее усваивать обучающий материал, но это не повод лишать их образования. В таких случаях тьюторское сопровождение расширяет свои границы. Наставнику требуется составить не только подробный план обучения, но и подробный план диагностики личности ребёнка, а также следить за изменениями поведения подопечного на протяжении всего процесса обучения и взаимодействия. Без всех этих составляющих результата просто невозможно будет достичь.

Дети с ограничением слуха

Обучение в школе является важным этапом в жизни каждого человека. Отсюда начинается развитие и составление будущей модели жизни, поэтому посещать школу так важно. Тьюторское сопровождение детей с нарушением слуха начинается со знакомства наставника со своим подопечным. Тьютору просто необходимо провести беседу с родителями ребёнка, выяснить его сильные и слабые стороны, изучить его специфическую сторону болезни.


Только после этого нужно переходить к составлению плана по сопровождению ребёнка. Сам процесс взаимодействия должен строиться на модели того, что тьютор не является главным, он лишь помогает ребёнку выбрать цель и достигать результатов. Одновременно с этим специалист помогает выстраивать общение с одноклассниками и учителями. Такой ребёнок, как правило, не очень контактен, и ему трудно находиться в социальной среде, но тьютор должен помочь преодолеть данные барьеры.

Дети группы риска

Проблема одарённых детей

Тьюторское сопровождение одарённых детей — это бессмысленно? Многие считают именно так. Зачем одарённому ребёнку помощь тьютора? Ответ на этот вопрос очень прост: такие дети, как ни странно, очень часто сталкиваются с непониманием учителей. И вместо того чтобы создавать для ребёнка индивидуальную программу обучения, педагоги просто заваливают его заданиями. При таком подходе таланты ребёнка можно не только не развить, но и полностью загубить.


Тьюторское сопровождение здесь играет огромную роль. Необходимо не только налаживать отношения между учениками и учителями, но и поддерживать и помогать развивать дар ребёнка. Ведь если происходит угнетение, то откуда же взяться развитию? Если происходит высмеивание талантов, то пропадает желание быть талантливым. А ведь современное общество так сильно нуждается в одарённых детях, в их мыслях и открытиях.

Обучая терпимости

Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании детей является важным фактором. В этом мы уже достаточно убедились. Практика отхождения детей с ОВЗ от обучения в специальных образовательных учрежденьях пока не развита полностью, но вполне возможна. При обучении в обычных школах происходит двойной процесс. Во-первых, дети с ограничениями учатся быть и жить в социуме. Во-вторых, обычные детки учатся взаимодействию с не такими, как они, учатся проявлять терпимость, уважение и понимание. А для того чтобы подобные процессы происходили без психологической травмы и для одних, и для других, создаётся тьюторское сопровождение. Только специально обученные люди, с уравновешенным характером и пониманием проблемы, могут выступать в роли наставников. Именно таким способом возможно стереть границу между необычными и обычными детьми, показывая, что все люди равны и заслуживают понимания и принятия обществом.

Целесообразность тьюторства


Наверное, люди разделятся на два типа: те, кто считает подобный процесс в обучении целесообразным, и те, кто не видит в нём особой нужды. Однако тьюторское сопровождение не просто помогает детям учиться и получать знания, но и показывает, что этот процесс может быть интересным. Дети – это ещё маленькие люди, которые самостоятельно не могут научиться толерантности, принятию не таких, как они. Бытует мнение, что детская жестокость не знает границ. Но данная жестокость рождается не от злости, а от незнания. Тьюторское сопровождение подразумевает общение с одноклассниками своего подопечного. Наставник объясняет и разъясняет проблему, указывая не на слабые стороны, а подчёркивая сильные. Лишь зная особенности ребёнка, можно уверенно выбирать модель индивидуального обучения, которая так необходима детям с ограниченными возможностями здоровья.


Я мама ребенка-инвалида Андрея. У него ДЦП, ему 4 года.

Меня интересует вопрос по тьюторству для ребенка-инвалида в обычный Детсад по месту жительства. А для детсада тьютор правильно называется ассистент (помощник).

Андрюша числится в обычном Детсаду по месту жительства. А в октябре 2013 года мы туда с ним ходили на занятия на 1 час 2 недели.

В январе 2015 года у нас было переосвидетельствование инвалидности и в Заявление на МСЭ я просила вписать в ИПР помощника / ассистента (т.е. тьютора). Мне отказали и сказали, что для этого нужно пройти ПМПК и если они впишут помощника, то тогда и они впишут.

Я отказалась проходить ПМПК. Потому что для Андрея нужен помощник не для обучения, а для передвижения, в туалет, одеться-раздеться. К тому же уверена, что наш кемеровский ПМПК не впишет тьютора, а зря будем дергать ребенка и потеряем время.

Тогда я написала Жалобу в Главное МСЭ нашей области. Они сказали тоже самое. Помощника не вписали и выслали мне их письмо-решение.

Руководитель экспертного состава в этом письме, обосновала отказ, что "В соответствии с п.5 раздела 3 Приказа Минтруда России от 29.09.14 № 664н "О классификациях и критериях. ", наличие и степень ограничения жизнедеятельности по обучению, в т.ч. определение режима, вида обучения, нуждаемость во вспомогательных технических средствах и технологиях, определяется с учетом заключения ПМПК. "

А далее, что в связи с отсутствием данного заключения решение принято на основании имеющихся данных. И "Ограничение жизнедеятельности по обучению не установлено. Установлено отсутствие нуждаемости в услугах ассистента".

Так вот я нашла этот Приказ, и там в 6-ом пункте, а не в 5 это написано под буквой "е" "Способность к обучению :

е) способность к обучению - способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:

1 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

Но я вот сейчас рассуждаю, что мне нужен ассистент (тьютор) в Детсад для физического сопровождения, а не для учебы. Учиться в садике он в принципе может и сам худо-бедно, а нужно именно физическое сопровождение. Он не может ходить и одеваться-раздеваться. А в ИПРке они сами написали: "способность к самообслуживанию" - вторая, "способность к передвижению" - вторая. И инвалидность у моего ребенка именно по этим категориям, а не по обучению.

А по этим категориям в данной Классификации написано :

"2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;" и

"2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;"

Здесь ничего не написано про ПМПК.

А самое главное, что есть Приказ, по которому ассистент - это помощник не только в учебе, но и в передвижении, это прямо написано в Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности.

Там написано: 18. Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

А в Законе об образовании в 79 статье написано:

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, Диеты и похудение включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

п. 4. Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решения об обращении в систему ПМПК.
п. 8. Принцип информированного согласия – ПМПК дает родителям или законным представителям доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребенке, добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи.
И ни в одном законе нет пункта об обязательности ПМПК.

Андрюша умеет ходить на тросточках, ходить за две или одну ручку, ходить на коленках, ползать на четвереньках, вставать у опоры, ходить вдоль опоры. А так же хорошо разговаривает, развит по возрасту, умеет читать бегло текст в обычной книге, считать очень хорошо, определяет время, хорошо знает времена года, все месяца в последовательности и т.д. Правда мелкая моторика отстает.

На словах Руководитель Главного МСЭ сказала, что считает, что мой ребенок должен ходить в специальный детсад. А я уже потом узнала, что у нас в городе нет ни одного детсада и даже группы при детсаде для детей с ДЦП. Есть только нулевая группа при специализированной школе из 5 человек. Но я в любом случае хочу, чтобы мой ребенок ходил в обычный сад, а потом в обычную школу.

Я сейчас планирую подавать жалобу в Федеральное МСЭ на Главное МСЭ, чтобы в ИПР вписали помощника- ассистента. Осталась неделя до истечения срока подачи жалобы.

Помогите пожалуйста разобраться! Помогите грамотно составить Жалобу в Федеральное МСЭ.

Роль тьютора в работе с детьми с диагнозом ДЦП.

РОЛЬ ТЬЮТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
РЕБЕНКА С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ.

1. Создание условий для социализации.

Стоит отметить, что в таком проговаривании важную роль играют обозначение эмоций и правильно заданные вопросы. Важно интонировать обозначенные эмоции. Часто в основе проблем особого ребенка, в том числе речевых (не говоря уже о поведенческих), лежит именно эмоционально-волевая сфера. Поэтому работа с эмоциями ребенка (через установление эмоционального контакта) – в наибольшей степени приближает тьютора к решению поставленных психолого-педагогических задач.

Что касается вопросов – их надо задавать не формально, а дожидаться отклика/ответа. Особые дети способны выражать согласие или несогласие, даже практически при полном отсутствии речи. Поэтому функция переводчика осуществляется во многом за счет правильно поставленных вопросов.

При хорошей работе тьютора описанная ситуация приводит к ряду положительных результатов:

· Предотвращение конфликтной ситуации особого ребенка с другим учеником.

· Прецедент безопасного контакта ученика с особым ребенком.

· Прецедент для особого ученика установления контакта с другим учеником, нормативным способом.

С функцией создания условий для социализации тесно связана другая функция – посредничество. Для успешной социализации особого ребенка тьютор должен успешно справляться с функцией посредничества – он должен быть активен, внимателен, следовать за особым ребенком и быть посредником во всех социальных контактах ребенка в школе. Стимулировать диалог, поддерживать ребенка в новых ситуациях.

Здесь тьютор сталкивается с большим количеством проблем. Их можно подразделить на две большие группы: смысловые и системные.

Смысловые проблемы посредничества – это проблемы, связанные с прямыми целями интеграции особого ребенка в школьном социуме. Здесь речь идет о коммуникативных проблемах особого ребенка, о его поддержке, формировании и развитии его коммуникативной компетенции.

Тьютор может столкнуться с ситуацией, когда ему надо будет реагировать на сложные вопросы одноклассников особого ученика. Причем вопросы эти могут даже не носить провокационный характер, а, наоборот, свидетельствовать об успешной интеграции и быть запросом на развитие толерантности. Например, девочка спрашивает про девочку с ДЦП: а почему она такая?

В отношении системных проблем посредничества тьютор должен быть дипломатом, он должен инициировать переговоры, обосновывать свою точку зрения интересами особого ребенка и т.д.

2. Создание условий для усвоения учебного материала.

С одной стороны, тьютор помогает непосредственно особому ученику на уроке усваивать материал. Предположим, это ребенок с двигательными нарушениями (например, ДЦП). Тогда тьютор оказывает физическую помощь особому ученику в техническом обеспечении заданий урока – помогает открыть/закрыть пенал, поднять упавшую ручку, найти нужную страницу и т.д. и т.п. Для детей с проблемами произвольного внимания (например, СДВГ) – это помощь в направлении внимания ученика – повторное проговаривание тьютором инструкции учителя и эмоциональная поддержка ученика – положительное эмоциональное подкрепление, похвала.

С другой стороны, с функцией создания условий для усвоения учебного материала связана другая важная функция – включенное наблюдение. Очень важно, чтобы тьютор вообще осуществлял функцию включенного наблюдения за особым ребенком в образовательном процессе. Но особенно за процессом усвоения учебного материала. Потому что тьютор проводит много времени с особым учеником в школе. Он видит особого ребенка на занятиях. Он сосредоточен именно на нем (в отличие от учителя) и имеет контакт с родителями особого ученика. Это позволяет тьютору составлять из своих наблюдений и знаний наиболее полную картину образовательного процесса особого ученика. Что может быть полезно при разрешении педагогических и психологических проблем особого ученика при его интеграции. А в отношении усвоения учебного материала наблюдения тьютора могут быть полезной обратной связью для учителей, могут влиять на содержание учебных материалов – на их релевантность особому ученику.

Если говорить о неадаптивных формах поведения особого ребенка, то именно тьютор, наблюдая за ним, отслеживает тот момент, когда ребенок истощен и ему нужна смена деятельности. Именно тьютор координирует время присутствия ребенка на уроке. К истощению ребенка надо быть готовым. Необходимо понимать, куда в этом случае выводить ученика, чем его занять. Надо понимать, что любит особый ребенок и каким образом он отдыхает.

1. Дименштейн М. С. Педагогика, которая лечит. М.: Теревинф, 2008.

2. Цыганок А. А. Нейропсихолог в реабилитации и образовании. М.: Теревинф, 2008.

3. Бондарь Т. А., Захарова И. Ю., Константинова И. С., Посицельская М. А., Яремчук М. В. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. М.: Теревинф, 2011.

4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.