Углубленное психодиагностическое обследование ребенка с дцп не обеспечивает

В процессе психологической диагностики детей с ДЦП необходимо соблюдать ряд принципов:

1.Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности, доступной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной.

2.Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования, построенный на концепции Выготского об определяющей роли обучения в процессе развития ребенка. Для психолога важен не только результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение к хаданию, собственная оценка результатов.

3.Принцип личностного подхода. Психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.

4.Принцип сравнительного подхода. При изучении нарушенного развития психолог должен правильно ориентироватьсяв особенностях психического развития здорового ребенка.

5.Принцип комплексного подхода. Учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ДЦП: клинических, педагогических, психологических, социальных.

По результатам психодиагностики должны быть выявлены:

1) нарушения психической деятельности, их механизмы для определения перспектив реабилитации

2) наиболее сохранные психические функции, чтобы задействовать компенсаторные механизмы

3) должна быть осущестлена оценка тех особенностейпсихической деятельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции ребенка на разных этапах возрастного развития.

Углубленное психодиагностическое обследование детей, страдающих ДЦП должно обеспечивать

1)оценку психомоторного развития

2)всестороннюю оценку интеллектуального развития

3)оценку эмоционально-волевой сферы

4)оценку характера и особенностей личности в целом

5)оценку поведения и психологических механизмов его регуляции

Психологическое обследование семьи, родителей должно включать:

1)оценку состояния психического здоровья родителей, характера общей психолгической атмосферы в семье

2)оценку психолого-педагогической, медицинской грамотности родителей, их реабилитационной компетентности

3)оценку стиля взаимоотношений в семье. Мать-ребенок, отец-ребенок

4)оценку адекватности установок родителей в отношении перспектив ребенка Особенности психологического обследования

Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомендуется разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик.

Клинико-психологическое обследование детей с ДЦП является чрезвычайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных данных. Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его хронологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Сам процесс обследования необходимо проводить в форме игровой деятельности, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности ребенка с ДЦП. Учет физических возможностей больного очень важен при психологическом обследований.

Например, при полной неподвижности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором достигается максимальное мышечное расслабление.

Дидактический материал, используемый при обследовании, необходимо располагать в поле его зрения. Обследование рекомендуется проводить в манеже, на ковре или в специальном кресле. При выраженном мышечном напряжении ребенку придают так называемую "эмбриональную позу" (голову ребенка пригибают к груди, ноги сгибают в коленных суставах и приводят к животу, руки сгибают в локтевых суставах и скрещивают на груди). Затем производят несколько качательных движений по продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и ребенок укладывается на спину. При помощи специальных приспособлений (валиков, мешков с песком, резиновых кругов, поясов и т. д.) ребенок фиксируется в этом положении. При выраженности непроизвольных лишних движений — гиперкинезов, которые мешают захвату игрушки, перед началом обследования рекомендуется провести специальные упражнения, способствующие уменьшению гиперкинезов. Например, можно производить перекрестные движения с одновременным сгибанием одной ноги и разгибанием и приведением к этой ноге противоположной руки. Приспособления для фиксации позы особенно важны при обследовании ребенка с гиперкинезами (применяются специальные пояса, манжеты, марлевые кольца, шлемы и т. д.).

У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами. Обездвиженность ребенка во многом мешает ему активно познавать окружающий мир. Положение многих детей с церебральными параличами бывает вынужденным, они подолгу лежат в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот. Помещенные в положение на животе они не могут поднять и удержать голову, в положении сидя они часто не могут пользоваться руками, так как используют их для сохранения равновесия и т. д. Все это значительно ограничивает поле зрения, препятствует развитию зрительно-моторной координации.

Основные трудности психолога при обследовании заключаются в том, чтомногие методики не могут использоваться полностью или частично в связи с грубыми нарушениями речи и двигательных функций.

Психолог должен владеть большим количесвом методов и взаимозаменяемых методик и перед обследованием больного тщательно подбирать наиболее пригодные для обследования с учетом двигаельных и речевых расстройств.

3-4 года — методы фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях

с 4-5 лет возможно тестовое обследование

с 12-14 использование опросников

вследствие истощаемости нужно внимательно относиться к дозированию тестовых нагрузок ( до 5-7 лет — 20-30 минут)

Для оценки интеллекта мб использованы:

1)тест Векслера (иногда частично)

4)методика исключения предметов

5)тест интеллекта Амтхауэра

6)тесты школьной зрелости

7)индивидуальный тест интеллекта

Диагностика наушения психомоторных функций:

1)методы наблюдения за поведением, характером двигательных реакций

2)графические тесты, проба на тремор

3)теппинг-тест ( с 5 лет)

4)методика оценки нервно-психического развития

5)методика определения коэффициента психомоторного развития ( до 4-х лет)

Диагностика нарушений восприятия и внимания:

2)корректурная проба ( с 5 лет)

3)недостающие детали (с 5 лет)

оценивают с помощью специальных методик, заучивание слов, рассказов, субтесты для оценки памяти различных тестов интеллекта

Особенности личности и эмоционально-мотивационной сферы

3)тест тематической апперцепции

При диагностике психических функций следует особое внимание уделять детям в возрасте 3-4 лет, но следует данную диагностику считать предварительной, указывающей на общие тенденции развития.

1)следует учитывать состояние моторики не только на момент исследования, но и обратить внимание на время обвладевания ребенка двигательными навыками.

3)Уровневый подход. Нарушения моторной сферы связаны с поражением различных уровней нс\

часто не могут соотнести части предмета с другими его частями и создать целостный перцептивный образ.

Недостаточность зрительно-мотороной координацииможет отмечаться недостаточность слухового восприятия, у некоторых, наоброт — повышенная чувствительность к слуховым раздражителям ( часто — проявлене врожденного рефлекса Моро)

важно выяснить, есть ли диссоциация в реагировании на зрительные и слуховые раздражители, связано ли это с нарушением познавательной активности.

Исследование восприятия цвета предметов

Восприятие величины предметов

Исследование особеностей осязательного восприятия предметов

приёму в детское дошкольное или школьное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подлежат дети, не нуждающиеся в индивидуальном уходе, умеющие себя обсужить или имеющие двигательные возможности для воспитания навыков самообслуживания, умеющие самостоятельно передвигаться или с помощью специальных приспособлений. Дети с умственной отсалостью направляются в специальные классы при их наличии.

Не подлежат приему в данные учебные заведения дети, требующие индивидуального ухода, не имеющие навыков самообслуживания, не передвигающиеся самостоятельно, страдающие эпилептическими припадками, недержанием мочи и кала, вследствие органического поражения нервной системы.

Основные требования к психодиагностике детей с ДЦП

1)Психодиагносика должна быть максмально ранней, те проводиться непосредственно после установки медицинского диагноза

2)должна обеспечить обоснованность разработки программ психокоррекции, текущиц контроль её резульативности в процессе сопровождения психическогог развития ребенка, оказания ему психологической помощи

3)Психодиагностике подлежат не тольео сами дети, но и их родители

4)программа должна по возможности определить все нарушения психического развития, а используемые методы и методики должны отличаться надежностью, валидностьбю и быть адекватными возрасту и степени тяжести заболевания ребенка

5)результаты носят конфиденциальный характер и к проведению могут привлекаться только специалисты

Психодиагностика в системе психологической реабилитаций детей с церебральным параличом

Психологическая реабилитация при ДЦП подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных восстановление (развитие, формирование) психических функций процессов, свойств, способностей, позволяющих ребенку усваивать и выполнять различные социальные роли, адаптироваться в обществе, то есть направленных на восстановление (развитие психологических механизмов социальной интеграции (30).

Система психологической реабилитации состоит из следующих составляющих: психодиагностики, психокоррекции, психологического сопровождения и психологической профориентаций Целесообразность психологической реабилитации, ее приоритетные направления, оптимальные методические приемы определи

ются, прежде всего, тем, какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции сле­дует восстанавливать и развивать в первую очередь.

Для этого необходимо проведение психодиагностического об­следования.

Психодиагностика позволяет определить особенности актуаль­ного психического состояния и потенциальных возможнос­тей психического развития (зоны ближайшего развития)* ребенка сДЦП.

В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП необходимо соблюдать ряд основных принципов;

1. Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности доступ­ной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной.

2. Принцип качественного анализа полученных данных пси­хологического обследования. Это принцип, построенный на кон­цепции Л.С. Выготского (11, 12) об определяющей роли обучения в процессе развития ребенка, является чрезвычайно важным при психологической диагностике нарушений развития. Для психо­лога важен не только конечный результат выполнения тестового задания, а также способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к зада­нию, собственная оценка его результатов.

3. Принцип личностного подхода в процессе диагностики психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.

4. Принцип сравнительного подхода при изучении нарушен­ного развития психолог должен правильно ориентироваться в осо­бенностях психического развития здорового ребенка.

5. Принцип комплексного подхода к диагностике психичес­кого развития ребенка включает в себя учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ДЦП: клиничес­ких, педагогических, психологических, социальных.

По результатам психодиагностики должны быть:

- выявлены нарушения психической деятельности, их меха­низмы для определения перспектив реабилитации;

- осуществлена оценка тех особенностей психической деятель­ности, которые будут способствовать успешной социальной интег­рации ребенка на разных этапах возрастного развития.

У детей, страдающих церебральным параличом, могут наблю­даться многообразные нарушения психического развития. Тем не менее, можно выделить типичные феноменологические особенно­сти развития детей, страдающих ДЦП. Они выражаются:

— в нарушениях психомоторных функций, когда страдают как крупная, так и мелкая моторика;

— в нарушениях речевых функций, когда страдают как экспрес­сивная, так и импресссивная речь;

— в нарушениях сенсорно-перцептивных функций, когда су­щественно затрудняется пространственная ориентация;

— в нарушениях функции памяти и внимания, которые наибо­лее отчетливо проявляется в отношении произвольной (активной) памяти и активного внимания;

— в разнообразных нарушениях функций вербального и невер­бального мышления, когда наиболее ощутимый дефект наблю­дается в отношении процессов обобщения и абстрагирования, индуктивного, концептуального и пространственного мышления, практического математического мышления;

— в неустойчивости эмоционального тонуса, повышенной (ре­же пониженной) эмоциональной возбудимости, частых перепадах настроения;

— в повышенной тревожности, чувствах страха;

- в невротизации, которая может проявляться в различ­ных формах, в преимущественном доминировании астенической или депрессивно-ипохондрической симптоматики (невротичес­кая симптоматика может быть крайне разнообразной);

— в снижении толерантности к фрустрациям, склонности к аг­рессивным реакциям или аутизму;

- в психопатоподобном развитии личности и тенденциях к асоциальному поведению.

У детей с ДЦП также часто наблюдаются некоторые психоло­гические особенности, не относящиеся прямо к патопсихологи­ческим, которые могут существенно препятствовать их успешной социальной интеграции. К ним относятся:

— низкий уровень самокритики, неадекватные (часто завышен­ные) самооценка и уровень притязаний;

- недостаточное усвоение коммуникативных навыков;

— своеобразное избирательное принятие социальных норм и правил поведения, отрицание многих из них;

— недостаточная социальная опосредованность ценностных ориентации и ведущих мотивов, общий социальный инфанти­лизм;

Подавляющее большинство родителей в первые годы жизни ребенка, страдающего ДЦП, ориентировано на обеспечение мак­симально полного, интенсивного лечения, проблема же обеспе­чения психического развития оказывается для них не столь акту­альной.

Осознается она, как правило, к 5-7 году жизни ребенка, когда он оказывается некомпетентным в условиях детских коллективов (дошкольных или школьных учреждений), то есть, когда правила и нормы социума ставят перед ребенком условия, выполнение которых для него затруднительно во многом в силу психологических причин.

Исходя из этого, углубленное психодиагностическое обследование ребенка, страдающего ДЦП, должно обеспечивать:

а) оценку психомоторного развития (особенно на относительно ранних этапах развития ребенка);

б) всестороннюю оценку интеллектуального развития (от оценки состояния отдельных интеллектуальных функций до интегральной оценки уровня умственного развития и структуры интеллекта);

в) оценку эмоционально-мотивационной сферы;

г) оценку характера и особенностей личности в целом;

д) оценку поведения и психологических механизмов его регуляции.

Психологическое обследование семьи, родителей детей с ДЦП: должно обеспечивать:

а) оценку состояния психического здоровья родителей, характера общей психолог ческой атмосферы в семье;

б) оценке психолого-педагогической, медицинской грамотности родителей, оценку их реабилитационной компетентности;

г) оценку адекватности установок родителей в отношении пер­спектив ребенка.

В соответствии с вышесказанным производится выбор спосо­бов, методических приемов, тестов, посредством которых можно решить данные психодиагностические задачи.

Психологическая реабилитация при ЦП подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных на восстановление (развитие, формирование) психических функций, процессов, свойств, способностей, позволяющих ребенку усваивать и выполнять различные социальные роли, адаптироваться в обществе, то есть направленных на восстановление (развитие) психологических механизмов социальной интеграции.

Система психологической реабилитации состоит из следующих составляющих: психодиагностики, психокоррекции, психологического сопровождения и психологической профориентации. Целесообразность психологической реабилитации, ее приоритетные направления, оптимальные методические приемы определяются, прежде всего, тем, какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции следует восстанавливать и развивать в первую очередь. Для этого необходимо проведение психодиагностического обследования. Психодиагностика позволяет определить особенности актуального психического состояния и потенциальных возможностей психического развития (зоны ближайшего развития) ребенка с ДЦП.

В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП необходимо соблюдать ряд основных принципов:

· Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности доступной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной.

· Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования. Это принцип, построенный на концепции Л.С.Выготского [31] об определяющей роли обучения в процессе развития ребенка, является чрезвычайно важным при психологической диагностике нарушений развития. Для психолога важен не только конечный результат выполнения тестового задания, но также способ работы ребенка, умение переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к заданию, собственная оценка его результатов.

· Принцип личностного подхода в процессе диагностики – психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.

· Принцип сравнительного подхода при изучении нарушенного развития – психолог должен правильно ориентироваться в особенностях психического развития здорового ребенка.

· Принцип комплексного подхода к диагностике психического развития ребенка включает в себя учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ЦП: клинических, педагогических, психологических, социальных.

По результатам психодиагностики должны быть:

· выявлены нарушения психической деятельности, их механизмы для определения перспектив реабилитации;

· осуществлена оценка тех особенностей психической деятельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции ребенка на разных этапах возрастного развития.

В качестве объекта психологической реабилитации выступает не только сам ребенок с ЦП, но и его ближайшее окружение, в первую очередь, родители, семья, поэтому необходима психодиагностика семьи для оценки той системы отношений, в которой развивается ребенок, формируется его личность. Психологическое обследование семьи особенно актуально на ранних этапах онтогенеза ребенка с ЦП, так как проведение психологической реабилитации с детьми до 3-5 лет без активного участия их родителей организационно затруднено. У детей, страдающих церебральным параличом, могут наблюдаться многообразные нарушения психического развития. Тем не менее, можно выделить типичные феноменологические особенности развития детей, страдающих ЦП. Они выражаются в:

· нарушениях психомоторных функций, когда страдает как крупная, так и мелкая моторика;

· нарушениях речевых функций, когда страдает как экспрессивная, так и импрессивная речь;

· нарушениях сенсорно-перцептивных функций, когда существенно затрудняется пространственная ориентация;

· нарушениях функции памяти и внимания, которые наиболее отчетливо проявляются в отношении произвольной (активной) памяти и активного внимания;

· разнообразных нарушениях функций вербального и невербального мышления, когда наиболее ощутимый дефект наблюдается в отношении процессов обобщения и абстрагирования, индуктивного, концептуального и пространственного мышления, практического математического мышления.

Как правило, у детей, страдающих ЦП, наблюдается характерная динамика проявления расстройств психического развития. Так, уже на ранних этапах онтогенеза (первые недели, месяцы жизни) у них могут выявляться психомоторные, сенсорно-перцептивные и речевые расстройства, нарушения функций внимания в виде неадекватной двигательной активности, дискоординации моторных актов, отсутствии поведенческих и эмоциональных реакций на сенсорные и речевые стимулы.

Исходя из этого, А.В.Семенович [143] предлагает углубленное психодиагностическое обследование ребенка, страдающего церебральным параличом, которое должно обеспечивать:

· оценку психомоторного развития (особенно на относительно ранних этапах развития ребенка);

· всестороннюю оценку интеллектуального развития (от оценки состояния отдельных интеллектуальных функций до интегральной оценки уровня умственного развития и структуры интеллекта);

· оценку эмоционально-мотивационной сферы;

· оценку характера и особенностей личности в целом;

· оценку поведения и психологических механизмов его регуляции.

В соответствии с вышесказанным производится выбор способов, методических приемов, тестов, посредством которых можно решить данные психодиагностические задачи. Психологическое обследование детей с ДЦП является чрезвычайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных данных.

У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами. Малая активность ребенка с церебральным параличом во многом мешает ему активно познавать окружающий мир. Положение многих детей с церебральным параличом бывает вынужденным, они подолгу лежат в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот. Помещенные в положение на животе они не могут поднять и удержать голову, в положении сидя они часто не могут пользоваться руками, так как используют их для сохранения равновесия и т.д. Все это способствует значительному ограничению поля зрения, препятствует развитию зрительно-моторной координации. Основные трудности психолога при работе с больными, страдающими ЦП, заключается в том, что многие широко распространенные, верифицированные и валидные методики не могут использоваться полностью или частично в связи с грубыми нарушениями речи и двигательных функций (особенно тонкой моторики). Так, при выраженных гиперкинезах, правостороннем гемипарезе психолог не может в полном объеме воспользоваться широко применяемым для определения интеллектуальной функции тестом Векслера. Больные вследствие своих двигательных нарушений неспособны выполнить 7, 9, 11 и 12 суб-тесты. Если даже состояние больного позволяет провести психологический эксперимент, как правило, необходим пересмотр временных ограничений, предусмотренный методикой. Те же причины могут препятствовать использованию рисуночных тестов и многих других. Разнообразие по качеству и степени тяжести нарушений речи, отмечающиеся у больных ЦП, может существенно затруднить применение вербальных методик.

Для оценки интеллекта и интеллектуальных функций при ЦП могут быть использованы:

· методика исключения предметов;

· тест интеллекта Амтхауэра;

· тесты школьной зрелости.

Для диагностики нарушения психомоторных функций (непроизвольности движений, снижение или повышение двигательной активности в целом) используются методы наблюдения за поведением, характером двигательных реакций, а также графические тесты, проба на тремор, теппинг-тест (с 5 лет), проба на время реакции (с 5 лет), методика оценки нервно-психического развития (4-6 лет), методика определения коэффициента психомоторного развития (до 4 лет).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом. При ДЦП, как правило, двигательные расстройства сочетаются с речевыми нарушениями и задержкой формирования отдельных психических функций. Прямой корреляции между выраженностью тех и других отклонений нет: тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой ЗПР, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием психических функций. Но уже само многообразие отдельных нарушений обусловливает серьезные трудности психолого-педагогической диагностики ребенка, затрудняет организацию обследования и ограничивает возможность применения экспериментальных методик и тестовых заданий.

Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика у дошкольников с ДЦП легкой умственной отсталости и ЗПР, а также дифференциация умственно отсталых детей по степени тяжести интеллектуального дефекта. Специалисты отмечают, что у большинства детей предпосылки к развитию высших форм мышления первично сохранны, но нарушения движений, слуха, речи, выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации маскируют их возможности, и это ведет к гипердиагностике умственной отсталости.

Унифицированной системы дифференциальной диагностики детей с ДЦП к настоящему времени не разработано, что объясняется слишком большим числом факторов, которые необходимо учитывать. Поэтому наиболее эффективной и объективной признается диагностика, основанная на длительном наблюдении в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков. Такой подход требует больших затрат времени и высокой квалификации специалистов.

Задачи психолого-педагогического изучения детей с ДЦП определяются возрастным этапом.

В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте особого внимания, в связи с организацией коррекционной работы, требуют особенности формирования познавательной деятельности.

В подростковом и юношеском возрасте нарушения познавательной деятельности отходят на второй план и выявляются лишь при направленном нейропсихологическом обследовании, однако часто затрудняют процесс обучения и овладения трудовыми навыками, поэтому должны учитываться при определении трудового прогноза и выработке трудовых рекомендаций. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает изучение личностных особенностей больных ДЦП и их профессиональных намерений как определяющих потенциал социально-трудовой адаптации.

У детей, страдающих ДЦП, выделяются многообразные, но типичные феноменологические особенности развития:

· нарушения психомоторных функций, крупной и мелкой моторики;

· нарушения речевых функций, экспрессивной и импрессивной речи;

· нарушения сенсорно-перцептивных функций с существенными затруднениями пространственной ориентации;

· нарушения памяти и внимания, особенно их произвольных (активных) форм;

· разнообразные нарушения вербального и невербального мышления, особенно процессов обобщения и абстрагирования, индуктивного, концептуального, пространственного, практического математического мышления;

· неустойчивость эмоционального тонуса, повышенная (реже пониженная) эмоциональная возбудимость, частые перепады настроения;

· повышенная тревожность, склонность к страхам;

· невротизация в различных формах, преимущественно с доминированием астенической или депрессивно-ипохондрической симптоматики;

снижение толерантности к фрустрациям, склонность к агрессивным реакциям или аутизму;

· психопатоподобные варианты развития личности и тенденции к асоциальному поведению.

Исходя из вышесказанного, углубленное психодиагностическое обследование ребенка, страдающего ДЦП, должно обеспечивать оценку:

· психомоторного развития (особенно на относительно ранних этапах развития ребенка);

· интеллектуального развития (от оценки состояния отдельных функций до интегральной оценки уровня умственного развития и структуры интеллекта);

· состояния эмоционально-волевой сферы;

характера и особенностей личности в целом;

· поведения и психологических механизмов его регуляции.

Психологическое обследование семьи, родителей детей с ДЦП должно представлять данные:

· о состоянии психического здоровья родителей, характере общей психологической атмосферы в семье;

· о психолого-педагогической и медицинской грамотности родителей, их реабилитационной компетентности;

· об адекватности установок родителей в отношении перспектив ребенка.

Основная трудность психологического обследования детей с ДЦП в том, что многие широко распространенные, верифицированные и валидные методики не могут использоваться полностью или частично. Если даже состояние больного позволяет провести психологический эксперимент, необходим пересмотр временных ограничений, предусмотренных методикой. Нарушение интеллектуального развития при ДЦП обусловливает целесообразность изменения стандартной процедуры обследования или модификации инструкций. Таким образом, обследование детей направлено прежде всего на качественный анализ данных.

Рекомендации по изучению и оценке психического развития детей раннего возраста представлены в работах Е. А. Стебелевой, Е. М. Мастюковой, О. В. Баженовой.

При анализе проявлений психической жизни ребенка с ДЦП следует:

· учитывать влияние двигательных нарушений;

· выделять прежде всего те факторы, которые могут оказать тормозящее влияние на развитие познавательной деятельности;

· определить, что в структуре интеллектуального дефекта связано с поражением мозга, а что — с нарушением моторики и анализаторов.

Исследование предметной деятельности ребенка раннего возрастанаправлено на изучение особенностей его участия в совместной деятельности, характеристик подражательной и самостоятельной деятельности.

Выбор методического инструментария во многом зависит от возможностей обследуемого ребенка выполнять те или иные тестовые задания. До 3—4 лет обследование основывается на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях.

В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков, а также (в школьном возрасте) навыков чтения, письма, счета.

С 12—14 лет возможно использование опросников.

И. И. Мамайчук и Л. М. Шипицына выделяют следующие основные требования к психодиагностике детей с ДЦП.

1. Психодиагностика должна быть максимально ранней, то есть проводиться непосредственно после установления медицинского диагноза.

2. Психодиагностика должна обеспечить обоснованность программы психокоррекции, текущий контроль ее результативности в процессе сопровождения психического развития ребенка, оказания ему, в случае необходимости, психологической помощи.

3. Психодиагностике подлежат не только сами дети, но по возможности и их родители, семьи.

4. Программа психодиагностики должна определять по возможности все нарушения психического развития, а используемые методы и методики должны отличаться надежностью, валидностью и быть адекватны возрасту и степени тяжести заболевания ребенка.

5. Результаты психодиагностики носят конфиденциальный характер, и к ее проведению могут привлекаться лишь лица, прошедшие специальную психологическую подготовку.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.