Упражнения для гидрореабилитации детей дцп

Гидрореабилитация представляет собой направление физической реабилитации, направленное на восстановление организма в условиях водной среды или ее средствами. На мой взгляд, по эффективности не уступающее классическим — массажу и ЛФК. Водные тренировки – это идеальный способ укрепления защитных сил организма.

При заболеваниях неврологического характера и церебральных параличах, черепно-мозговых травмах и последствиях инсультов рекомендованы регулярные лечебные водные процедуры и занятия в бассейне, которые способствуют улучшению вентиляции легких и стимуляции кровообращения, регуляции мышечного тонуса и нервно-рефлекторной возбудимости.

Значение водной среды или ода воде

Вода – это не только основа всего сущего, но и отличный психотерапевт. Оказывая мягкое массирующее воздействие на кожные рецепторы, эта особая среда мотивирует выработку гормонов удовольствия и дарит человеку новые ощущения сразу на нескольких уровнях – слуховом, зрительном и тактильном, что, в свою очередь, способствует стимулированию нервно-психической деятельности.

А упражнения, выполненные в водной среде, по эффективности в несколько раз превосходят обычные: они укрепляют костно-мышечную систему, улучшают подвижность и гибкость суставов и, как следствие, предотвращают образование контрактур.

Кроме того, подобные занятия – отличный способ усовершенствовать навыки передвижения при ограниченной мышечной силе и подвижности суставов за счет сопротивления воды. В данном случае она выступает своеобразной опорой для рук и ног, в результате чего тело приобретает поступательное движение.

Гидрореабилитация как вид восстановительного лечения ребенка с ДЦП

Вышеизложенные аргументы дают основания утверждать, что гидрореабилитация ребенка с ДЦП за счет отсутствия значительных статических усилий позволяет развивать плавность движений и расслаблять мышцы, а сила сопротивления при движении, обусловленная выталкиванием воды, способствует возникновению новых координаций. Подобные занятия, сочетаемые с подводным массажем, помогают:

  • двигать конечностями с разной амплитудой;
  • совершенствовать двигательные навыки при свободном движении;
  • учиться плаванию и ходьбе без посторонней помощи;
  • стимулировать клетки головного мозга за счет погружения под воду и задержке дыхания.

За счет существенного снижения двигательной активности и нарушений дыхательных функций детки ДЦП очень часто подвергаются простудам. Гидрореабилитация помогает забыть об этом из-за отменного закаливания организма. Об эмоциональной составляющей тренировок в бассейне и говорить нечего – все позитивные впечатления невозможно передать словами.

Виды гидрореабилитации

Из собственного опыта занятий в бассейне:

Таким образом, гидрореабилитация ребенка с ДЦП – это не только способ оздоровления, но и мотивация для достижения новых результатов и освоения новых способностей. Но помните, что только регулярность и настойчивость, непоколебимая вера близких ребенка, помогут добиться таких желанных сдвигов в его физическом развитии.

ЛФК – одно из эффективнейших методов физиотерапии, целью которой является правильное распределение и перенаправление собственных сил организма, которые порой оказываются намного сильнее любых лекарств.

ЛФК — комплекс упражнений лечебной физкультуры, направленным на восстановление физической активности и адаптацию к жизни в современном мире.

Применяется при многих заболеваниях помимо ДЦП и прекрасно себя зарекомендовала как метод возвращения к жизни людей практически лишённых возможности нормально двигаться. Физические упражнения – это не только гимнастика, но также различные тренировки, помогающие восстановить работу нервной системы при ДЦП.

Что такое ДЦП

ДЦП – детский церебральный паралич, очень распространенное в современном мире детское заболевание, которое в общих чертах можно охарактеризовать как хроническую совокупность нарушений двигательной активности, сопровождающаяся до 30% случаев умственной отсталостью различной степени, по причине негативных изменений в деятельности нервной системы, обеспечивающей не только работу мышц и логического мышления, но и всех органов человека.


Чаще всего детский церебральный паралич вызван травмами органов центральной нервной системы и подкорковых структур головного мозга, которые отвечают за работу внутренних органов и двигательную активность человека. В случае каких-либо повреждений отделов, отвечающих за мышление, развивается умственная отсталость, однако, чаще всего дети с ДЦП отстают в развитии по причине физической неспособности познавать окружающий мир и общаться с другими людьми так же как их сверстники.

Это заболевание практически всегда развивается в период внутриутробного развития или при осложнённых родах, намного реже встречается в более позднем возрасте.

Впервые заболеть может даже подросток или совсем взрослый человек по причине травм органов центральной нервной системы или её заболеваний воспалительного, онкологического и другого характера.

Насчитывается до четырёхсот причин, которые могут повлечь развитие церебрального паралича у детей, но результат чаще всего один – невозможность управлять своим телом из-за неправильных сигналов головного мозга либо их искажения по пути следования к мышцам. Это выражено в параличе, слишком слабом или слишком сильном мышечном тонусе, нескоординированности движений или непроизвольных мышечных сокращениях, которые вызывают непроизвольные нервные импульсы от пострадавших нейронов.

Польза ЛФК при ДЦП

Лечебная физкультура при ДЦП проводится с целью научения ребёнка пользоваться своим телом и координировать двигательные сигналы к мышцам в зависимости от своих индивидуальных особенностей, так как врождённые двигательные рефлексы, которыми пользуются все остальные люди, дали сбой.

Также регулярная тренировка позволяет бороться с неправильным тонусом мышц, что особенно эффективно работает в случае парезов (полупараличей, когда мышцы не парализованы до конца, но сокращаются очень слабо из-за слабости нервных импульсов, и от этого начинают потихоньку слабеть и атрофироваться).


Самая главная польза ЛФК для детей с ДЦП — частичное восстановление нервной системы, которая у ребёнка ещё достаточно гибкая и в какой-то мере способна меняться, восстанавливаться и даже перестраиваться под внешним воздействием.

Чем раньше будет начат комплекс физической реабилитации при помощи лечебной физкультуры и чем качественнее, ответственнее, интенсивнее будут занятия, тем в большей степени ребёнок сможет компенсировать свой физический недостаток и быстрее научиться, не только пользоваться своим телом или самостоятельно себя обслуживать, но также сможет в той или иной мере жить активной жизнью сначала подростка, а потом молодого человека.

Разновидности ЛФК

Комплекс упражнений для детей с ДЦП подбирается в индивидуальном порядке, в зависимости от конкретных двигательных нарушений у ребёнка, хотя есть несколько методик, которые подходят абсолютно всем, в том числе людям, которым нужна физическая реабилитация не от ДЦП, а после какой-либо другой травмы или тяжёлого заболевания.

ЛФК при ДЦП насчитывает много разновидностей различных методик, которые можно применять как по отдельности, так и все сразу, что только повысит их пользу, при условии соблюдения меры для каждого отдельного ребёнка, конечно. Всё многообразие методик можно разделить на несколько основных групп, которые применяются чаще всего:

  • Гидрореабилитация.
  • Гимнастика.
  • Рефлексотерапия в составе ЛФК.
  • Зоотерапия в составе ЛФК, особенно дельфинотерапия или иппотерапия.
  • ЛФК для детей до года.


Зоотерапия представляет собой физические занятия, совмещённые с общением с животными. Такой метод проведения показывает большую эффективность, так как дети с большим удовольствием и выносливостью выполняют то, что им интересно. Животные побуждают детей, так или иначе, активнее двигаться, дольше заниматься, кроме того, зоотерапия поднимает настроение, делает жизнь больного ребёнка несколько ярче, интереснее, пробуждая к ней интерес, что особенно важно, потому что при ДЦП больные люди любого возраста, а особенно дети, испытывают сильнейшее давление общества, что выливается в различные психологические травмы и синдромы, негативно отражающиеся на без того поражённой центральной системе, которые способны перерасти даже в психические заболевания, так часто развивающиеся у тяжелобольных людей.

Чаще как методы зоотерапии используют иппотерапию (терапию лошадьми) или дельфинотерапию, так как купание с дельфинами либо катание на лошади требует наиболее сильных нагрузок, что положительно сказывается на здоровье. Дельфинотерапия, помимо зоотерапии является ещё разновидностью гидрореабилитации, а иппотерапия является разновидностью гимнастики, потому что катание на лошади помимо выработки положительных эмоций оказывает довольно сильную физическую нагрузку на многие группы мышц, которая в этом случае довольно легко переносится ребёнком хотя бы морально.

Гидрореабилитация является одним из самых эффективных методов ЛФК и осуществляется как плавание или упражнения в бассейне. Плавание задействует абсолютно все мышцы, а также требует полного контроля над телом, который так необходим при ДЦП. Помимо плавания, проводятся упражнения с использованием воды, благотворно влияющей на развитие мышц и нервной системы в целом, воздействуя сразу как на сами мышцы, так и на нервные окончания. Гидрореабилитация показала себя как крайне эффективный метод физического восстановления двигательной активности.


Гимнастика является самым простым в осуществлении методом восстановительной терапии, но между тем не самым последним. При помощи гимнастики направлено разрабатываю определённые группы мышц, оттачиваются необходимые в повседневной жизни движения, в том числе ходьба, а также происходит адаптация к окружающему миру.

Рефлексотерапия может применяться как отдельный медицинский метод терапии, так и в совокупности с упражнениями лечебной физкультуры. Основная цель этого метода – восстановление нервной системы с двигательной активностью при помощи воздействия на определённые точки организма, способного разбудить неработающие двигательные центры, усилить работу головного мозга, а также хотя бы частично восстановить основные двигательные рефлексы больного.

У ребёнка рефлексотерапия и ЛФК могут не только улучшить уже имеющиеся нейронные связи, но и спровоцировать образование новых, которые улучшат контроль над телом. При этом рефлексотерапия может осуществляться не только путём специальных упражнений или точечным воздействием, но также при помощи специальных костюмов, например, костюм Амели, который создавая искусственный мышечный каркас, перераспределяющий нагрузку, налаживает работу двигательных центров мозга.

ЛФК для детей до года



Лечебная физкультура для детей до года — это целый отдел физиотерапии, куда входят всевозможные её виды: гимнастика, гимнастический массаж, гидротерапия, рефлексотерапия и войта-терапия, которые направлены на включение спонтанной моторики малыша, путём запуска определённых мышц, а также на недопущение деградации мышечного скелета и нарушения тех двигательных функций или рефлексов, которые пока работают, из-за неправильной работы отдельных частей организма.

Дети до года особенно пластичны и хорошо поддаются любому лечению, даже их нейроны пока ещё способны делиться, восстанавливая поражённые участки мозга, а как следствие – нарушенные функции. Основная задача ЛФК в этот период именно восстановление работы нервной системы, так как в более позднем возрасте, особенно после трёх — пяти лет, это будет в тысячи раз тяжелей, или будет носить скорее не восстановительный характер, а приспособительный для облегчения жизнедеятельности.

Как правильно выполнять ЛФК

Большая часть ЛФК разработана именно для родителей с детьми, так как совместное занятие восстановительной гимнастикой призвано не только научить ребёнка понимать своё тело, но и научить родителя понимать тело своего ребёнка, помогать малышу им управлять, познать амплитуду его физических возможностей, выявить конкретные потребности и научиться проводить непрерывные восстановительные процедуры в повседневной жизни.

Кроме того, присутствие родителей поднимает моральный дух малыша, делает его более стойким, побуждает стараться сильнее или утешает во время проведения особо изнуряющих упражнений либо после неудач.

Второе правило проведения ЛФК – золотая середина: с одной стороны, чем больше будет занятий, тем эффективнее они будут, попутно вырабатывая выносливость у ребёнка, но с другой – детям больным ДЦП нельзя переутомляться, даже если у них нет никаких сопутствующих заболеваний, например, эпилепсии, так как перегрузка мышц или моральная перегрузка ведёт к перегрузке нервной системы, которую не следует травмировать ещё больше.


Третье правило – постоянная моральная поддержка, акцентирование внимания на успехах и повышения настроя, что крайне необходимо для больного ребёнка.

Терпение – самое главное, что необходимо родителям при проведении занятий по восстановлению. Нельзя требовать от ребёнка слишком много или ждать мгновенного результата, а тем более заострять внимание на неудачах или ругать за лень. Нужно стараться максимально заинтересовать малыша, чтобы он меньше уставал или страдал от своей неполноценности. Только положительное побуждение и поощрение успехов во время занятий или повседневных действий приведёт к положительному результату.

Какие упражнения ЛФК при ДЦП можно делать дома

Конечно, лучше всего проходить курсы ЛФК в специализированных медицинских или спортивных центрах, однако, не у каждого есть физическая или материальная возможность это делать. Также многие родители не хотели бы ограничиться только занятиями в бассейнах или спортзалах, желая продолжать заниматься с детьми дома.

Лечебная физкультура не такое сложное дело, так как ребёнок с ДЦП воспринимает даже обычные повседневные действия как здоровый человек занятия спортом. Большинство родителей больных деток совершают огромную ошибку, стараясь ограждать его от тяжёлых для него физических действий и помогать во всём: таким образом, заболевание только усугубляется. Ребёнок должен сам выполнять всё на что хотя бы мало-мальски способен физически. Пусть ему трудно или не получается, но так развиваются его мышцы, а также нервная система, а он сам учится ухаживать за собой, существовать в огромном мире, с которым он всё чаще и чаще будет сталкиваться один на один во время взросления.

Стоит запомнить, что задача родителя заботиться, чтобы ребёнок не пострадал морально или физически, а не полностью ограждать его от жизни или брать на себя всю работу по его обеспечению, ведь родители не вечны и лучше будет, если малыш будет с детства подготовлен к самостоятельной жизни.


Также как лечебная физкультура сойдут любые совместные физические занятия с детьми на природе или в бассейне.

Плавание является универсальным методом, которое можно осуществлять не только в бассейне, но и любом подходящем природном водоёме или даже обычной ванне, а также не требует специальных медицинских знаний или особых упражнений.

Проведение гимнастики можно осуществлять где и когда угодно. Можно использовать любые простые не перенапрягающие упражнения на все группы мышц, а также на отдельные, которые хуже всего работают у ребёнка. В зависимости от состояния малыша, как разновидность ЛФК может послужить даже простое сгибание-разгибание пальцев, если для него это трудно. На какие конкретно мышцы направить наиболее активное воздействие можно спросить у своего невролога.

При ДЦП любые физические упражнения или действия можно считать лечебной физкультурой, просто специалист знает как повысить их КПД и усилить положительный эффект на нервную систему.

Заключение

Прогноз занятий лечебной физкультурой для детей с детским церебральным параличом весьма благоприятный. Они позволяют как минимум в два раза улучшить состояние ребёнка, а также сделать его способным выжить в мире и даже трудиться. Конечно, больные диагнозом ДЦП получают пособие по инвалидности, но никакая выплата крохотной пенсии не заменит ему возможности завести семью, получить моральное удовольствие от любимых занятий или быть активным членом общества.

Стоит повториться, что чем раньше начать занятия, тем они будут эффективнее, но, тем не менее, приступить к ним никогда не поздно, компенсируя упущенное время упорным трудом.

Выберите книгу со скидкой:


Развиваем мышление и речь: для детей от 4 лет

350 руб. 169.00 руб.


Решаем задачи: для детей от 5 лет

350 руб. 130.00 руб.


Счет от 0 до 5: для детей от 3 лет

350 руб. 130.00 руб.


Современный русско-английский словарь = Modern Russian-English Dictionary

350 руб. 117.00 руб.


Всемирный энциклопедический словарь

350 руб. 2155.00 руб.


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

350 руб. 94.00 руб.


Я УМЕЮ ЧИТАТЬ. Космическое кафе

350 руб. 118.00 руб.


ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.


50 весёлых заданий на логику и математику 0

350 руб. 354.00 руб.


Как это сказать по-немецки, или Как использовать немецкие частицы в речи

350 руб. 227.00 руб.


Здравствуй, азбука! (Изучаем, раскрашиваем, играем и запоминаем)

350 руб. 119.00 руб.


Приключения английского языка

350 руб. 750.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Станкевич Татьяна ВалерьевнаНаписать 3025 08.09.2016

Номер материала: ДБ-181747

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Рабочие программы
    08.09.2016 269
    08.09.2016 486
    08.09.2016 2446
    08.09.2016 228
    08.09.2016 740
    08.09.2016 1606
    08.09.2016 401

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Лечебное плавание в течение многих десятилетий активно используется как средство восстановления двигательных функций. Благодаря разгрузке позвоночника в воде плавание эффективно используется в лечебной физкультуре при атрофических процессах в мышцах, при параличах и парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, суставов и пр. Для детей с ДЦП водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития движений и является обязательным компонентом современной реабилитации. Проведение лечебной физкультуры в воде имеет ряд преимуществ. Во время лечебного плавания более эффективно формируется опорная реакция рук и ног ребенка, их движения, ритмичность и согласованность, улучшаются реакции равновесия и координации. При соблюдении адекватной температуры воды наблюдается улучшение состояния мышечного тонуса. Водная среда способствует устранению болевых ощущений при совершении ребенком пассивных и активных физических упражнений. Во время лечебного плавания наблюдается значительное уменьшение интенсивности гиперкинетических расстройств. В воде более эффективны упражнения, направленные на подавление патологической тонической активности и предупреждение формирования патологических поз и двигательных стереотипов. В статье раскрывается значение занятий по плаванию для детей с ДЦП, обозначена структура действий при обучении. Статья может быть полезна в использовании для родителей, имеющих детей с особенностями в развитии и инструкторов физической культуры, работающих в ДОУ и домах ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
gidroreabilitatsiya_kak_sredstvo_stimulyatsii_dlya_razvitiya_dvigatelnoy_aktivnosti_u_detey_s_dtsp.docx 24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Гидрореабилитация как средство стимуляци

для развития двигательной активности у детей с ДЦП

Инструктор по физической культуре

СПб ГКУЗ СПНДР № 13 Адмиралтейского района

Лечебное плавание в течение многих десятилетий активно используется как средство восстановления двигательных функций. Благодаря разгрузке позвоночника в воде плавание эффективно используется в лечебной физкультуре при атрофических процессах в мышцах, при параличах и парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, суставов и пр. Для детей с ДЦП водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития движений и является обязательным компонентом современной реабилитации. Проведение лечебной физкультуры в воде имеет ряд преимуществ. Во время лечебного плавания более эффективно формируется опорная реакция рук и ног ребенка, их движения, ритмичность и согласованность, улучшаются реакции равновесия и координации. При соблюдении адекватной температуры воды наблюдается улучшение состояния мышечного тонуса. Водная среда способствует устранению болевых ощущений при совершении ребенком пассивных и активных физических упражнений. Во время лечебного плавания наблюдается значительное уменьшение интенсивности гиперкинетических расстройств. В воде более эффективны упражнения, направленные на подавление патологической тонической активности и предупреждение формирования патологических поз и двигательных стереотипов. Гидрокинезотерапия (лечебная гимнастика в воде) эффективна для предупреждения и устранения контрактур и деформаций. В результате существенным образом облегчается совершение ребенком различных упражнений, появляется возможность расширить спектр его физических нагрузок без риска вызвать значительное утомление.

Кроме того, следует учитывать, что лечебное плавание оказывает гармонизирующее влияние на физиологическое и психо - эмоциональное состояние ребенка. Анатомо-физиологические особенности детского организма позволяют ребенку освоить плавание еще в раннем возрасте. В воде ребенок намного более активно включается в произвольную деятельность. Как показывает практика, во время лечебной гимнастики в бассейне дети не проявляют раздражительности и негативизма, с которыми часто сталкиваются специалисты во время проведения традиционных занятий ЛФК. Плавание увлекает ребенка, доставляет ему удовольствие.

В реабилитационной практике лечебное плавание является не только средством восстановления двигательных функций больного детским церебральным параличом, но и условием улучшения общего состояния организма ребенка. Водные процедуры способствуют улучшению аппетита, стимулируют обменные процессы, улучшают кровоснабжение органов и тканей, повышают резистентность детского организма к различным инфекциям. Таким образом, лечебное плавание способствует не только развитию двигательных возможностей ребенка с ДЦП, но и существенно улучшает его соматическое здоровье.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией. Детский церебральный паралич возникает при нарушениях внутриутробного развития (имеет значение инфекция во время беременности, цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес, поздний токсикоз беременных, несовместимость матери и плода по резус-фактору, нарушение аутоиммунных механизмов эмбрионального развития). Преждевременные роды, затяжные или стремительные роды, роды при неправильном положении плода, родовые травмы, желтуха повышают риск заболевания. Все перечисленное приводит к гипоксии (кислородному голоданию) и асфиксии (удушью) плода. В результате недостатка кислорода нарушается закладка и развитие головного мозга ребенка. Точно определить причину заболевания невозможно. Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией. Детский церебральный паралич возникает при нарушениях внутриутробного развития (имеет значение инфекция во время беременности, цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес, поздний токсикоз беременных, несовместимость матери и плода по резус-фактору, нарушение аутоиммунных механизмов эмбрионального развития). Преждевременные роды, затяжные или стремительные роды, роды при неправильном положении плода, родовые травмы, желтуха повышают риск заболевания. Все перечисленное приводит к гипоксии (кислородному голоданию) и асфиксии (удушью) плода. В результате недостатка кислорода нарушается закладка и развитие головного мозга ребенка. Точно определить причину заболевания невозможно.

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание. Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений.

В настоящее время для формирования правильной осанки, развития тазового пояса нижних конечностей придается плаванию. Являясь мощным средством воздействия на организм, плавание можно рассматривать как эффективное терапевтическое орудие при ДЦП. Во время плавания, активно действует вся скелетная мускулатура, сердечно-сосудистая система, легче переносится физическая нагрузка. Кроме этого, оно корректирует у детей с ДЦП сколиозы, осанку, снижает спастичность, способствует расслаблению мышц. В связи с этим плавание применяется в лечебных целях как форма функциональной реабилитации на оздоровительно коррекционных занятиях (все этапы развития ДЦП). Во время плавания уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат и на неокрепший позвоночник ребенка; ритмичные движения ног, создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в безопорном положении способствует развитию стопы и предупреждает плоскостопие. Подбор упражнений по плаванию в бассейне должен быть индивидуальным. (При повышенной склонности к судорожным припадкам обучение плаванию противопоказано!) Программа коррекционной работы должна быть направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.

Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются: регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики, строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием, постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

Доступной адаптированной методикой или гидродинамической моделью формирования двигательных действий ребенка могут служить различные упражнения, направленные на ознакомление с физическими свойствами водной среды, и упражнения по освоению с водой, связанные, прежде всего, с выполнением в условиях гидроневесомости простейших движений и принятием позиций тела, а именно, - передвижение в толще воды с помощью тренера, погружение, лежание в положении на спине, возможно, скольжение. Вполне вероятно, что разработка и использование упражнений на расслабление в теплой водной среде будут способствовать выработке у ребенка необходимого мышечно-суставного контроля и на этой основе снижения спастического состояния напряженных мышц и расширения возможности укрепления силы мышц-агонистов. Стабилизация и управление мышечным напряжением, в свою очередь, приведет к успешному усвоению ребенком, страдающим церебральным параличом, умения не только плавать, но и управлять бытовыми двигательными действиями - за обеденным столом, в общественных местах, туалете и т.п.

Рассматривая гидрореабилитацию как особую форму ЛФК, при ее использовании необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:

  • Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от

особенностей заболевания и общего состояния организма.

  • Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия

обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.

  • Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных

функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.

  • Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.
  • Разнообразие и новизна в проведении занятий (10-15% упражнений

обновляются, а 85 - 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).

  • Умеренность воздействия, т.е. умеренная, но более продолжительная

или дробная нагрузка более оправдана чем усиленная и концентрированная.

  • Соблюдение цикличности - чередование более интенсивных нагрузок с

  • Учет возрастных особенностей.

Перед тем, как приступить к обучению плаванию детей (здоровых и особенно больных ДЦП), сначала следует освоить с ними подготовительные упражнения, которые помогут преодолеть страх перед водой, научат их стоять, ходить, прыгать и бегать по пояс в воде. Занятия подготовительными упражнениями проводятся в игровой форме.

Обучение плаванию делится на несколько этапов:

Первый этап обучения плаванию – один из самых важных – заключается в выполнении упражнений, имитирующих основные плавательные движения. Это гребковые движения руками с поворотами головы, маховые движения прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положении лежа и др.

Третий этап обучения плаванию – заключается в обучении движениям ногами и руками при плавании вольным стилем (кроль на груди или на спине). Подготовительные упражнения для изучения облегченных способов плавания подбираются в зависимости от степени поражения мышц верхних и нижних конечностей.

В зависимости от сложности, степени заболевания, возраста ребенка этот этап может быть длительным и сложным. Затем ребенка обучают скольжению на спине с поддержкой его под лопатки, используя надувные плавательные воротники, которые улучшат контроль над положением головы. Для каждого ребенка вспомогательные средства подбираются с учетом его двигательных нарушений и возраста. В зависимости от характера двигательного нарушения выбирается и способ обучения плаванию. Так, детей со спастической диплегией (легкая степень заболевания) и выраженной тугоподвижностью в суставах рук и ног лучше начинать обучать плавать на спине с помощью надувных плавательных средств. Этот стиль плавания более других подходит большинству детей, страдающих различной степенью ДЦП. В положении на спине осуществляется свободное дыхание, глаза открыты, руки поддерживают тело в горизонтальном положении, ноги работают попеременно вверх – вниз.

Овладеть правильными движениями ног при обучении плаванию – крайне важно. После того, как ребенок овладеет движениями ног, его обучают движениям рук. Простейшие движения рук состоят в их попеременном вытягивании вперед – вниз.

Вначале это выполняется на суше, потом в воде. Ребенка необходимо обучать грести руками по направлению к бедру: когда одна рука гребет, другая вытягивается вперед. Гребок совершается выпрямленной рукой, пальцы необходимо выпрямлять. Закончив гребок у бедра, руку сгибают в локтевом суставе и выносят вперед до полного выпрямления. Грести надо плавно, не торопясь, слегка ускоряя движение к концу гребка. На первом этапе это упражнение выполняется с помощью инструктора. Движения рук и ног должны быть беспрерывными. Каждый гребок сопровождается 3 – 4 попеременными движениями ног. Хорошо освоив задание на суше, необходимо переносить это на воду. Все игры и упражнения с погружением головы под воду сначала выполняются с задержкой дыхания на вдохе (рот плотно закрыт), а затем с выдохом в воду через рот. Поэтому перед обучением детей с ДЦП плаванию надо научить их плотно закрывать рот и выдыхать через рот.

При проведении занятий необходимо учитывать, что усвоение движений ребенком с ДЦП возможно только при многократном повторении и закреплении!

Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с ДЦП подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. Механизм этого воздействия обусловлен многими особенностями водной среды (плотность, теплоемкость). В частности, условия пребывания в воде похожи на условия невесомости: сила земного притяжения значительно уменьшается, и активное движение может быть выполнено при минимальном мышечном усилии, что немаловажно при развитии двигательных навыков и координации у детей с ДЦП.

Систематические занятия плаванием оказывают благотворное воздействие на сердечно – сосудистую и дыхательную системы. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник – идет общее укрепление опорно-двигательного аппарата. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка. Необходимость преодолевать сопротивление воды связанна с ритмичной работой мышц. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу(!!).

В процессе занятий в воде с применением подобранных упражнений у детей происходит развитие ряда двигательных навыков (равновесие, координация), что просто необходимо в развитии двигательной активности у детей с ДЦП. Так же немаловажна эмоционально – психологическая разрядка, присущая занятиям плаванием. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Занятия в воде позволяют развивать двигательные навыки (умение бегать, прыгать, лазать, играть с мячом) у детей с ДЦП с наименьшей травмоопасностью, что несомненно сказывается и на настроении ребенка и желание выполнять действия снова и снова.

1. Белозерова Л.М. (и др.) Лечебная физическая культура в педиатрии. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 222с. –(Медицина для вас).

2.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и спорт, 2000

3.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.:

Физкультура и спорт, 1986. – 80 с.

5. Кастюнин С.А., Вайнер Э.Н. Лечебная физкультура при нарушениях опорно – двигательного аппарата у детей (нарушения осанки, сколиозы, ДЦП и др.). Пособие для родителей, учителей физической культуры, методистов ЛФК. – Липецк, 2008.

6. Милюкова И.В. Как научить ребенка плавать: быстро и эффективно (И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.

8. Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.: ил.

9. Тараканов О.П. ДЦП. Оздоровление на дому. М.; Спб.: Авторская творческая мастерская, 2011. – 90с., ил.

Плавать раньше, чем ходить. – СПб.: Питер, 2003. –192 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные .

Для детей 5-6 лет.

Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные про.

Консультация для родителей.

Народные подвижные игры.

Игры-аттракционы - средство развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста. .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.